Их всех мы читали и перечитывали, но над всеми ними царил Достоевский (1821–81). Он и Гоголь (1809–52) открылись нам, как религиозные мыслители, проникнувшие в тайну земного существования и знавшие ответы на самые сокровенные вопросы, рождающиеся из глубин нашей души. Мы пытались истолковывать сложную канву их творений и разгадывать значение символических имен их героев. Нас удивляла и забавляла слепота тех критиков девятнадцатого века, которые до того не понимали Гоголя, что называли его реалистом, а в Достоевском видели лишь сентиментального описателя «Униженных и Оскорбленных». Я не читал в Москве Мережковского (1865–1941), но его подход к Толстому, Достоевскому и Гоголю был созвучен мне и моим друзьям. Они были для нас учителями жизни, но правда была не на стороне Толстого, а Достоевского. Из иностранных авторов, кроме классиков, как Шекспир (1564–1616), Корнель (1606–84), Мольер (1622–73), Расин (1639–99), Гете (1749–1832) и Шиллер (1759–1805), мы много читали Диккенса (1812–70), Оскара Уайльда (1856–1900), Ибсена (1828–1906) Кнута Гамсуна (1859–1952) и Сенкевича (1846–1916). Пробовали читать также модного тогда Пшибышевского (1868–1927), но мало поняли его. Из французских писателей, любимым был Мопассан (1850–93) знали мы также Флобера (1821–80) и Зола (1840–1902). Гаршин (1855–88), Чехов (1860–1904) и Куприн (1870–1938) ввели нас в современную нам литературу, но подлинная встреча с ней произошла только в 1915 году. Ни наши родители и никто из наших знакомых не интересовался новой поэзией. Все они признавали лишь классиков. Случайно, один из моих товарищей по гимназии прочел мне стихи Бальмонта (1867–1943) «Лебедь Умирающий», это стихотворение очаровало всех нас, оно открыло нам совсем неизвестный для нас раньше мир звуков и образов и они неудержимо повлекли нас за собою. Увлечение Бальмонтом познакомило нас с Игорем Северянином (Игорь Васильевич Лотарев, 1887–1942). Мы с сестрой взяли билеты на его «поэзо-вечер». Большая аудитория была переполнена молодежью; когда поэт появился на эстраде, поднялся рев его неистовых поклонников и поклонниц.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Памятка иноку Предисловие Прочитав название — «Памятка иноку», многие подумают, что в ней приводятся наставления только для монахов, да и написана она, судя по тому, что автор ее — ученый архиерей, сложным академическим языком. Но каково же будет наше удивление, когда мы начнем читать книжку! «Памятка иноку» — это общее название наставлений о христианской жизни преосвященного старца архиепископа Варлаама своим духовным чадам. Большая часть их действительно предназначена для иноков, но, по сути, они касаются не только особого образа жизни — монашеского, сколько духовной жизни всех православных христиан, желающих следовать за Христом. Наставления изложены удивительно простым и доступным языком. Отсутствие витиеватости, простота и точность формулировок показывают, что речь идет о главном предмете жизни, о самой важной «науке из наук», по выражению святых отцов — о подвижнической жизни во Христе и стяжании благодати Святого Духа. Эти наставления — святоотеческое учение, усвоенное старцем, преломленное через его собственный духовный опыт и изложенное доступным и современным языком в назидание своим духовным чадам и всем нам. Помимо духовных наставлений иночеству, архиепископом Варлаамом были написаны и научно-богословские труды, изданные в начале XX века. Наиболее известны следующие его исследования: «Ренан и его книга «Жизнь Иисуса». Изложение содержания и критический разбор при свете евангельского учения», «Вера и причины неверия», «Теософия перед лицом христианства», «О христианском воспитании детей». Изучая жизненный путь архиерея Божия, мы видим, что его судьба мало чем отличается от множества других подобных судеб того тяжелого времени. Родился архиепископ Варлаам (Виктор Степанович Ряшенцев) 8 июня 1878 года в купеческой семье в Тамбовской губернии. В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию, в 1900-м — Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. После преподавания в духовных семинариях и училищах в 1906 году в сане архимандрита назначен ректором Полтавской духовной семинарии, в 1903-м — хиротонисан во епископа. Первый раз арестован 23 июня 1919 года «по подозрению в контрреволюции», но уже 5 июля освобожден на основании прошения пяти тысяч верующих. Второй раз арестован в 1924-м и приговорен к двум годам тюремного заключения. В 1930-м снова осужден и приговорен к трем годам заключения в концлагере, далее — ссылка. В 1941-м — снова арест и приговор к десяти годам заключения в лагерь. Умер владыка Варлаам 20 февраля 1942 года в одном из лагерей Вологодской области.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4037...

МАЛЯРЕНКО Тимофей Дмитриевич (родился в 1906 г.), уроженец Романовской балки Ананьевского района Одесской области, украинец, партстаж с 1925 г., чекстаж с 1929 г., образование – высшее (Московская промышленная академия имени Кагановича в 1941 г.); с 25 ноября 1929 г. – сотрудник для особых поручений Одесского окружного отдела ГПУ; с марта 1930 г. – инструктор по железнодорожному транспорту Купянского окружного парткомитета КП(б) Украины; с 1930 г. – инспектор Центрального управления кадров НКПС (г. Москва); с 8 декабря 1931 г. – руководитель дисциплин Отдела кадров ОГПУ (г. Москва); с 23 марта 1932 г. – старший инспектор Отдела кадров ОГПУ; с 29 января 1933 г. – руководитель сектора, старший инспектор Отдела кадров ОГПУ; с 11 декабря 1935 г. – помощник директора по найму и увольнению рабочей силы завода 69 УНКВД Московской области; с 1941 г. – студент Московской промакадемии; с 1942 г. – секретарь Новосибирского обкома ВКЩ5) по промышленности вооружения; с 1943 г. – начальник производства завода 589 Наркомата вооружения СССР (г. Москва); с 1948 г. – директор Московского оптико-механического завода Министерства здравоохранения СССР (г. Москва); с 1950 г. – 1-й зам. пред. Молотовского райисполкома (г. Москва); с 1954г. – 1-й зам. начальника Управления местной промышленности Моссовета (г. Москва); с 7 июня 1956 г. – зам. начальника ГУЛАГа МВД СССР; с 20 июня 1956 г. – 1-й зам. начальника ГУЛАГа МВД СССР; с 27 апреля 1960 г. – на пенсии. Спецзвание; с 6 ноября 1956 г. – полковник внутренней службы. Награды: ордена Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почета». МЕЙЕР (Захаров) Лев Николаевич (1899–1937 гг.), уроженец крепости Новогеоргиевск Варшавской губернии, еврей, партстаж с 1918г., чекстаж с 1919г.; с мая 1918 г. – командир охраны штаба Высшего военного совета Республики; с апреля 1920 г. – помощник начальника оперативного отделения ОО ВЧК; с 1921 г. – помощник Наркома иностранных дел РСФСР; с июня 1922 г. – помощник начальника ОО ГПУ при НКВД РСФСР; с 1924 г. до 1930 г. – начальник ОО ОГПУ МВО (г. Москва);

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

145 Фор Феликс (1841—1899) — президент Франции в 1895—1899 гг. «Места по рангу» — роман Мориака, опубликованный в 1921 г. Стровский Фортунат (р. 1866) — французский историк литературы польского происхождения; автор трудов по философии, литературе и религии Франции XVII в.; преподавал в Бордо, позднее в Париже. Санье Марк (1873—1950) — французский журналист и политический деятель, один из лидеров модернизма; в 1902—1910 гг. возглавлял журнал «Сийон», пропагандировавший идеи христианской демократии; в 1910 г. журнал был осужден папой Пием X. Мориак был связан с «Сийоном» в 1903—1907 гг.; свою первую статью опубликовал 15 июля 1905 г. в «Ви фратернель», печатном органе «Сийона» в Бордо. Дегранж Жан Мари (1874—1958) — французский аббат, основавший в 1906 г. журнал «Сийон Лимузена». ...по антологии Леото и Ван Бевера... — речь идет о двухтомном сборнике «Современные поэты» (1900), составленном писателем и литературным критиком Полем Леото и Ван Бевером. Леже Алексис ( наст. имя Сен-Леже Леже, 1887—1975) — французский дипломат и поэт, писавший под псевдонимом Сен-Жон Перс. Лоти Пьер ( наст. имя Луи Мари Жюльен Вьо, 1850—1923) — морской офицер, французский писатель, автор многочисленных романов о природе и нравах стран Ближнего и Дальнего Востока. «Аксьон франсез» («Лига французского действия») — организация, основанная в 1899 г.; пропагандировала крайне реакционные монархические и националистические идеи. Основным органом «Лиги» стала газета «Аксьон Франсез», издававшаяся с 1908 по 1944 г. 148 Ноай Анна Элизабет принцесса Бибеско-Бранхован графиня Матьё де (1876—1933) — французская поэтесса, в творчестве которой своеобразно сочетались традиции Гюго и поэтов Парнаса с мотивами быстротечной жизни и культом смерти. «Месье, вы большой поэт...» — цитата из письма Барреса от 8 февраля 1910 г. Я близко сошелся с Робером Валери-Радо... — По-видимому, Мориак имеет в виду Луи Валери-Радо Пастера (р. 1886), врача и писателя, автора книги «Переписка Пастера» (1952). Доде Альфонс Мари Леон (1867—1942) — французский публицист и писатель, сын А. Доде; один из основателей монархической газеты «Аксьон франсез».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=118...

и. д. экстраординар. проф. П.К. Коковцевым. – СПб., 1905. – С. 61. 333 Королев Александр Васильевич (1884 – 1968) – историк, географ. Уроженец Олонецкой губ. Выпускник историко-филологического ф-та С.-Петербургского университета (1902–1907). Одновременно состоял слушателем естественного отделения физико-математического ф-та. В 1907 г. оставлен при университете по кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию, но через год вынужден был уйти из университета в связи с кончиной отца. Преподавал в гимназиях, после 1917 г. – в школах и на вечерних курсах для взрослых. С 1924 по 1938 гг. преподавал в вузах Ленинграда: Военно-Хозяйственной академии, Морской академии, ЛИЖВЯ, ИНС, Промакадемии, ЛГПИ, ВПА, Географическом и Восточном ф-тах Ленинградского университета. Член Славянского научного общества при АН. В 1938 г. арестован по «делу географов», но вскоре освобожден. В 1939–1942 и 1944–1953 гг. – преподаватель кафедр истории и географии Уральского педагогического института им А.С. Пушкина. Один из организаторов Западно-Казахстанского отдела ГО СССР. В 1955 г. вернулся в Ленинград, где стал одним из основателей Восточной комиссии ГО СССР. Автор ряда пособий по географии зарубежной Азии. 334 Рутковский Александр Леонидович (12.08.1884 – ?) – дворянин, родом из Петербурга. Отец его в свое время был приват-доцентом С.-Петербургского университета, но впоследствии перешел на чиновническую службу и в 1899 г. был переведен в Курск на должность управляющего Контрольной палатой. Первоначально Рутковский обучался в гимназии, сначала в 4-й в С.-Петербурге, а затем в Курске. Выпускник историко-филологического ф-та С.-Петербургского университета (1902–1907) и С.-Петербургской дух. академии (1907–1911), кандидат богословия (магистрант). 337 Скворцов Василий Михайлович (1859 – 1932) – писатель, миссионер, общественный деятель. Сын священника, выпускник Киевской дух. академии. Редактор-издатель журнала «Миссионерское Обозрение» (1896–1916). В 1906 г. основал первую в России ежедневную церковно-политическую газету «Колокол».

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Мозг и душа. С. 31-32). 10. Э. Леруа. Догмат и критика/Пер. с фр. М., 1915. С. 309. 11. В. Несмелов. Наука о человеке. Т. 1. Казань, 1906. С. 242. 12. Р. Эйкен. Основные проблемы современной философии религии. СПб., 1910. С. 6-7. 13. В. Несмелов. Цит. соч. С. 262. См. также: П. Нечаев. Теизм как проблема разума. Серг. Пос., 1916. С. 327; А. Введенский. Вера в Бога, ее происхождение и основание. СПб., 1891. 14. Existentialisme chretien: Gabriel Marcel. Paris, 1948. P. 15. 15. См.: H. Bergson. Les deux sources de la morale et de la religion. P. 325. 16. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. М., 1964. С. 67. 17. Ж. Ж. Руссо. Эмиль. М., 1911. С. 402. 18. Цит. по кн.: К. Зелиг. Альберт Эйнштейн. С. 39. См.: А. Эйнштейн. Собр. науч. трудов. Т. IV. С. 142. 19. Ч. Дарвин. Собр. соч. Т. 1. СПб., С. 724. 20. Цит. по кн.: А. Г. Табрум. Религиозные верования современных ученых. М., 1912. С. 55. 21. X. Шепли. Звезды и люди. М., 1962. С. 14. Аналогичную мысль высказывал в свое время и Менделеев. Он говорил о «троице вечных и самобытных: веществе (материи), силе (энергии) и духе» (Д. И. Менделеев. Попытка химического понимания мирового эфира. СПб., 1910. С. 17). 22. О целесообразных явлениях в живой природе см.: Д. Котт. Приспособительная окраска животных. М., 1946; Г. Карпентер, Э. Форд. Мимикрия. М.; Л., 1935; Л. Д. Лиознер. Восстановление утраченных органов. М., 1962; P. Шовен. Поведение животных. М., 1972. О философском значении целесообразности см. работу ботаника Эберхарта Деннерта (1861-1942) «Умер ли Бог?» (Одесса, 1914). Даже позитивисты вынуждены говорить здесь о вере. «Все, что совершается на свете, — писал неодарвинист Август Вейсман, — покоится на силах, в нем господствующих, и совершается закономерно; откуда же происходят эти силы и их субстрат — материя, этого мы не знаем, а здесь никому не возбраняется верить) (А. Вейсман. Лекция по эволюционной теории. Пг., 1918. С. 15). 23. Винер. Кибернетика и общество. С. 193. 24. Э. Бернс. Введение в марксизм. М., 1961. С. 70.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

L. Wenzler, Freiheit und das Böse nach Vladimir Soloviev. Freiburg; München, 1978. Б. Вышеславцев , Вечное в русской философии. Нью-Йорк, 1955. С. 231 и сл.: Творческая свобода. B. Зеньковский. История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С. 265: Свобода (Предметный указатель). Значение свободного слова для личности, общества и Церкви (Сборник). Вышний Волочек, 1914. Творчество, стр. 37 N. Berdiaeff, Essai de métaphysique eschatologique. Paris, 1946. P. 163–220: Etre et acte créateur. Русское издание: H. Бердяев, Опыт эсхатологической метафизики. Париж, 1947. Н. Бердяев , Спасение и творчество (Два понимания христианства)//Путь. 2 (1926). С. 26–46. A. Dellasta, La creativitá. A partire da Berdiaev. Milano, 1977. P. Klein, Die «kreative Freiheit» nach Nikolaj Berdjajew... Regensburg, 1976. Д. Семенов-Тянь-Шанский, Труд, творчество и свобода//Путь. 52 (1936–1937). С. 24–44. Ф. Степун, Жизнь и творчество. Берлин, 1923. B. Зеньковский. История русской философии. Т. II. Ч. 2. Ленинград, 1991. С 266: Творение (Предметный указатель). Богочеловечество V. Ammer, Gottmenschtum und Menschgottum. Zur Auseinandersetzung von Christentum und Atheismus im russichen Denken. München, 1988. С. Andronikoff, La théanthropie dans la pensée de Vladimir Soloviev//«Colloque Vladimir Soloviev», Nouvelles de LInstitut Catholique de Paris 1 (1979). P. 46–64. H. Бердяев, Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности. Париж, без указания года издания. N. Berdiaeff, Dialectique existentielle du divin et de lhumain. Paris, 1947; русское издание: H. Бердяев, Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого. Париж, 1952. С. Н. Булгаков, Два града. Москва, 1911. С. 128–222: Религия человекобожия в русской интеллигенции. С. Н. Булгаков, Религия человекобожества у Л. Фейербаха. Москва, 1906. S. Frank, Dieu est avec nous. Paris, 1955. P. 140–151. Русское издание: С. Франк , С нами Бог . Париж, 1964. С. Франк , Свет во тьме. Париж, 1949. С. 119 и сл. Е. Hodnik, Théandrisme dapre V. Soloviev. Paris, 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/russ...

Несмотря на бурную деятельность практически на всех континентах, Общество Сторожевой башни к 1914 г. насчитывало всего лишь 5100 активных проповедников.  Мы уже упоминали о некоторых скандальных процессах, сотрясавших Общество. Стоит сказать и еще об одном. В 1897 г. супруга Ч.Рассела, ранее объявлявшая себя его идейной последовательницей, порвала с мужем всякие отношения, обвинив его в многократных супружеских изменах с другими последовательницами Общества. На этот раз обошлось без бракоразводного процесса – Рассел пообещал бывшей жене солидную пожизненную финансовую компенсацию. Скандальное дело удалось замять. Однако вскоре у бывших супругов возникли взаимные финансовые претензии. Главный иеговист отказал жене в материальной помощи, за что М.Рассел подала иск в суд для раздела имущества, где основным мотивом к разводу фигурировала неверность супруга, подтвержденная многочисленными свидетельствами. Суд признал Рассела виновным и удовлетворил иск бывшей жены. Положение Рассела осложнилось еще и тем, что по совету друзей он успел до вынесения судебного решения пожертвовать им же возглавляемому Обществу немалую часть его спорной собственности и таким образом лишил супругу немалой части доли имущества.  Но вот наступил долгожданный для свидетелей Иеговы 1914 г., а с ним и первая мировая война. Иеговисты от имени Международного трактатного общества торжественно объявили, что эта война перерастет в Армагеддон. Раздел II. Новые сроки и «старые разочарования» 1. Армагеддон отменяется В 1916 г. Чарльз Рассел умирает, так и не дождавшись Армагеддона и установления тысячелетнего царства. Иеговистов Америки возглавил Джозеф Рутерфорт (1869–1942), примкнувший к секте в 1906 г. и тогда же ставший близким другом и юридическим советником Рассела. Именно Рутерфорту доверил Рассел защищать свои интересы на бракоразводном процессе 32 .  Весьма непросто было второму президенту Общества убедительно обосновать новую систему богословских взглядов иеговистов, принятую после окончания первой мировой войны.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

276 Каллист, Добротолюбие, т. 5, наставления безмолвствующем, гл. 41, с. 361. (По Позову с. 391). 294 Диадох, цит. по: Capita de perfectione spirituali, Bibl. Teubneriana, 1912; гл. 37–38, 42–43. 304 Григорий Синайский, Добротолюбие. т. 5. главы о заповедях и догматах, гл. 61, с. 190. (По Позову с. 208). 316 Шульц-Хенке (Schultz-Hencke) Харальд (1892–1953) немецкий психоаналитик. На основе учения 3. Фрейда развивал собственную концепцию, которая получила название неопсихоанализа. Занимался проблемами психотерапии эндогенных психозов. 317 Schultz-Hencke, Der gehemmte Mensch, Entwurf eines Lehrbuchs der Veo – Psychoanalyse. 1942. S. 12. 320 Bleuler, Naturgeschichte der Seele und ihres Bewusstwerdens, 1 Aufl., B., 1921, S. 154. Блейлер (Bleuler) Эйген – (1857–1939)-швейцарский психиатр и патопсихолог. Профессор психиатрии, с 1898 г. по 1927 г. директор психиатрической клиники в Цюрихском университете. С 1909 г. по 1913 г. совместно с 3. Фрейдом издавал «Ежегодник психоаналитических и психопатологических исследований». Исходя из нозологической системы Э.Крепелина, проводил исследования шизофрении. Разработал понятия амбивалентности и аутизма как состояния утраты контакта с реальностью и сосредоточения на внутренних идеях. Занимался проблемами органической психопатологии, алкоголизма, трудовой терапии и реабилитации психически больных. Вместе с К. Г. Юнгом разработал метод ассоциативного эксперимента для исследования психопатологии. 323 Forel, Gehirn und Seele, 13 Aufl., 1922, S. 13. Форель (Forel) Огюст Анри (1848–1931), швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Окончил медицинский факультет университета в Вене в 1872. В 1879–1906 директор психиатрической клиники Бургхёльцли и одновременно (1879–98) профессор психиатрии университета в Цюрихе. В 1907–12 практиковал в качестве психотерапевта. Ранние труды Ф. посвящены анатомии и физиологии центральной нервной системы: в 1872–77 описал перекрест в стволе мозга волокон, идущих от красных ядер (т.н. перекрест Ф.), ядра слухового нерва (1885). Лекции Ф. по гипнотизму и его терапевтическому применению способствовали развитию психотерапии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Pozov/o...

Существование мусульм. султаната на Борнео (Калимантан) известно с XV в.; в период наибольшего расцвета, в XV-XVII вв., он распространил свою власть на сев. побережье острова и ряд соседних островов. В 1580 г. Б. захватили испан. колонизаторы, после их изгнания территория султаната заметно уменьшилась. Первыми миссионерами в стране были 2 испан. монаха-францисканца, прибывшие в султанат в 1587 г. по пути в Манилу. Один из них был убит и обезглавлен. В нач. XIX в. Б. стал центром пиратства и рынков работорговли. В 1841 г. англичанин Дж. Брук захватил Саравак (ныне шт. Малайзии), в 1847 г. Великобритания овладела о-вом Лабуан и навязала Б. неравноправный договор. Новую попытку крестить местных жителей, исповедующих традиц. культы, предпринял итал. миссионер о. Раве, в 1857 г. основавший миссию в Барамбангане неподалеку от г. Бруней. Поначалу его деятельность была довольно успешной, но из-за растущей враждебности мусульм. окружения он был отозван, а крещенные им даяки вернулись к прежним культам. В 1877 г. султан передал в аренду англичанам Сабах (ныне шт. Малайзии). В 1888 г. Б. стал брит. протекторатом. В 1906 г., после открытия нефтяных месторождений, в Б. был назначен брит. представитель. В 1942-1945 гг. Япония оккупировала Б. В 1959 г. была введена Конституция, сохранявшая колониальный режим. В 1962 г. произошло восстание под рук. Народной партии, подавленное в нач. 1963 г. Колониальная зависимость сохранялась до 1984 г. Успехи деятельности католич. миссионеров были отмечены лишь после первой мировой войны, когда в Б. переселились с о-ва Лабуан неск. католиков-китайцев, первое крещение было зафиксировано 5 марта 1919 г. Поначалу прихожан окормляли священники, приезжавшие с Лабуана, но затем появились и постоянные. До 1952 г. территория Б. входила в состав диоцеза Лабуан, затем была передана в апостольское вик-ство Кучинг (Саравак), в 1959 г. от него отделилось апостольское вик-ство Мири (Малайзия), а в 1997 г. из последнего была выделена апостольская префектура Б. В 30-х гг. XX в. среди местных китайцев, связанных с чиновниками брит. администрации, и представителей аборигенных народностей началась миссионерская деятельность протестантов. Особенно заметный рост числа христиан в Б. наблюдался в 80-90-х гг. XX в. Законодательство о вероисповедании

http://pravenc.ru/text/153477.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010