Торошковичи. Церковь Воскресения Христова. Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Первое упоминание о деревянной церкви Воскресения Христова в селе Торошковичи относится к 1582 году. Следующая, тоже деревянная, построена на её месте в 1690 году, в 1846 возобновлена, 7 мая 1852 сгорела вместе с селом. Последняя деревянная церковь, построена в 1855 году (арх. Александр Саввин) на месте сгоревшей, освящена 1 апреля 1856 года. Современная каменная построена в 1906 году, в годы советской власти дважды закрывалась, но была действующей с 1942 по 1963 год. Сейчас передана верующим, идет реставрация. Торошковичи Дзержинской вол. – церковь во имя Воскресения Христова, деревянная, до 1582 г., возобновлена в 1690 г., заново отстроена в 1845–1846 гг., сгорела в 1852 г., вновь возобновлена в 1856 г., арх. А. Савин, не сохранилась; каменная, 1906 г. арх. Н. Н. Никонов, закрыта в 1939 г., действовала в 1942–1963 гг., возвращена общине в 1995 г., действующая, восстанавливается. Поселок Торошковичи находится на левом берегу р. Луги, на дороге Луга – Медведь (Новгородской область). Торошковичи впервые упоминаются в Писцовой книге 1500 г. по Передольскому погосту. Название села записано здесь как Творошковичи. Возможно, оно восходит к имени славянского бога Сварога, для которого распространенным жертвенным подношением являлся творог. Расположение Торошковичей на высоком береговом рельефе допускает возможность, что здесь находилось и языческое святилище, посвященное Сварогу. Передольский погост как административная единица относился к Водской пятине, но его центральное село с погостской церковью находилось на левом берегу р. Луги в Шелонской пятине, так же как и ряд входивших в погост деревень: Малый и Большой Наволоки, Подберезье (ныне Новгородской области) и т. д. Торошковичи – название двух населенных пунктов на правом и левом берегах р. Луги. Правобережные Торошковичи назывались Малыми, левобережные – Большими. В Малых Торошковичах церковь возникла раньше, чем в Больших. По сведениям Писцовой книги 1500 г., она была деревянной и освящена во имя Свт. Василия Великого. Здесь же находилась и помещичья усадьба Ивана Васильевича Вельяминова-Сухого. Во времена Ивана Грозного село принадлежало уже другому помещику – Михаилу Дмитриевичу Бутурлину.

http://sobory.ru/article/?object=07004

С. Девятова Скачать epub pdf Архиепископ Варлаам (Ряшенцев)  (1878–1942) Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) вошёл в историю Русские Православной Церкви как выдающийся иерарх Церкви, мудрый духовный писатель и наставник, прозорливый старец, кроткий и смиренный подвижник, терпеливо переносящий страдания. Митрополит Мануил (Лемешевский) в своем труде «Русские православные иерархи» об архиепископе Варлааме написал, что он был «смиренный монах, добрый и сердечный, любил церковные уставные службы, старчествовал». Архиепископ Варлаам (в миру Виктор Степанович Ряшенцев) родился 8 июня 1878 года в купеческой семье в Тамбовской губернии. В 1896 году окончил Тамбовскую классическую гимназию, в 1901-м – Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия. . 8 октября 1901 году был пострижен в монашество,  9 октября 1901 был рукоположен во иеродиакона, а 10 октября 1901года  –во  иеромонаха.  С 1901 года по 1902 год он преподавал в Уфимском духовном училище, в 1903–1906 годах был инспектором Уфимской духовной семинарии. В 1906 году в сане архимандрита был назначен ректором Полтавской духовной семинарии. В период с 1906 года по 1913год  написал ряд богословских трудов. В 1913-м архимандрит  Варлаам был хиротонисан во епископа. При наречении его во епископа Гомельского в январе 1913 года он сказал: «Времена ныне наступили тяжелые, многие отступают от веры, восстают на Христа и на Его святую Церковь . Ныне, когда путь истины – в поношении от многих (см.: 2Пет. 2, 2 ), пастырю уже нельзя молчать и молча переносить скорби. Нужно защищать истину и громко свидетельствовать о ней, быть как бы исповедником. А быть исповедником – значит быть священномучеником. Таков и есть путь святительский». Этими словами можно охарактеризовать всю дальнейшую жизнь преосвященного старца. (Следует отметить, что его брат епископ Вязниковский Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев) (1883–1937) был расстрелян 15 сентября 1937 в Сыктывкарской тюрьме. ( В 2001 году  Священный Синод Русской православной церкви постановил включить имя епископа Германа в Собор Новомучеников и Исповедников Российских.)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Гермоген (Максимов Григорий Иванович), еп. Аксайский, вик. Донской епархии Родился в 1861 году в Донской епархии. В 1886 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 1887 г. определен псаломщиком и рукоположен во священника. 1889 г. – законоучитель Донского епархиального женского училища. 1894 г. – смотритель Усть-Медведицкого духовного училища. 1902 г. – настоятель Владикавказского кафедрального собора и протоиерей. 3 сент.1905 г. – законоучитель Владикавказской женской гимназии. 1906 г. – смотритель Владикавказского духовного училища. В этом же году ректор Саратовской духовной семинарии. 21 авг.1909 г. пострижен в монашество и возведен в сан архимандрита. В Николин день 9 мая 1910 года торжественно хиротонисан во епископа Аксайского в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры. В хиротонии принимали участие десять архиереев, а именно: архп. Литовский и Виленский Никандр (Молчанов), епископы: Иоаким (Левицкий) Оренбургский и Тургайский; Иоанн (Смирнов) Полтавский и Переяславский; Николай (Зиоров) Варшавский и Привисленский; Арсений (Стадницкий) Псковский и Порховский; Никон (Рождественский) Вологодский и Тотемский; Павел (Преображенский) Чигиринский; Григорий (Вахнин) Бакинский; Иоанникий (Дьячков) Кирилловский и Митрофан (Афонский) Елецкий. До 1918 года – епископ Аксайский, вик. Донской епархии. В 1919 г. эмигрировал за границу. С 1919 года по 1942 год сведений не имеем. Было известно, что он в 1942 году возглавлял заграничную Хорватскую Православную Церковь . Есть сведения, что соучаствовал в хиротониях зарубежных православных архиереев. В 1945 году был расстрелян партизанами – хорватскими сербами. Литература: «Церк. Вед” 1910, стр. 144. «Приб. к «ЦВ» 1910, стр.867–880. - " - 1918, стр.587. «Состав Св. Прав. Веер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год», стр.132–133. Булгаков, стр.1400. ФПС I, 32, стр.2. ФПС III, стр.2. БЭС т.1, стб.768. Geboren als Sohn eines Psalmensängers, nach Abschluß der Geistlichen Schule in Nagavskij, Dongebiet, besuchte er von 1879 bis 1882 das GS in Novoerkassk.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Скачать epub pdf Об авторах Схиархимандрит Даниил (Климков) (1893–1970) . Окончил Московскую Духовную академию, был несколько лет священником с обетом безбрачия, принял монашество с именем Серафим в 1920 г. в Московском Свято-Даниловом монастыре. С 1927 по 1955 годы был в ссылке. По освобождении, получив отказ в прописке, жил «на колесах». Особенно переживал из-за невозможности открытого служения Церкви. Владыка Феодор 1 , явившись ему во сне, сказал: «Твой путь – духовника и старца, а не открытого служения». Это успокоило о. Серафима, он принял схиму и полностью отдался служению людям. Записи его ответов сохранили знавшие его и обращавшиеся за разрешением своих недоразумений. Архиепископ Варлаам (Ряшенцев) (1878–1942). Родился в Тамбовской губернии. Окончил Казанскую Духовную академию. В 1901 г. пострижен в монашество, преподавал в Уфимской Духовной семинарии. В 1906 г. хиротонисан в епископа Гомельского. С 1923 г. – епископ Псковский и Порховский. В 1927 г. сослан. Известно, что умер архиепископ Варлаам в 1942 г. Письма, выписки из которых хранят знавшие владыку, писаны в ссылке. Схиархимандрит Кирик Афонский . Еще до революции в молодые годы ушел на Афон. Оттуда был послан на Афонское подворье в Москву помогать в издании книг епископа Феофана Затворника . В юности окончил только городское училище, но нею жизнь работал над собой, обогащая свои богословские познания. Позже был назначен настоятелем Афонского подворья в Одессе. Вернувшись на Афон, стал духовником братии. После революции, в 30-е годы, сербский патриарх Варнава просил отправить схиархимандрита Кирика в Югославию; он был там до начала второй мировой войны. От «того периода сохранились записи его поучений и бесед в Хопове, где приютился Леснинский монастырь. Отец Алексий Мечёв (1859–1923) был одним из известнейших в Москве священников, к которому могли обратиться все. Родился он в 1859 г., очень рано овдовел и по благословению о. Иоанна Кронштадского, забыв о себе, взялся за «разгрузку чужого горя». До самой своей смерти он жил среди людей и для людей. О нем говорили, что «простота и смирение, прозорливость и лучезарность, требовательность и любовь, традиционность и свобода, мудрость и юродство, надмирность и погруженность в мир делали его старцем в миру». Указания его всегда конкретны и духовная жизнь каждого – самое существенное и важное на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Био-библиографический список авторов (Bio – Biographical) (List of Authors) АВЕРКИЙ. Архиепископ Сиракузско-Троицкий. A. П. Таушев. 1906 Родился 19 октября в Казани. Покинул Россию в 1920 г. Окончил в 1930 г. богословский факультет Софийского университета. Пострижен и рукоположен в 1931 г. С 1932 по 1940 вел просветительную работу в Подкарпатской Руси. С 1940 по 1944 был приходским священником в Белграде, а до 1951 г. в Мюнхене, с 1951 г. преподавателем в Свято-Троицкой семинарии в Джорданвилле. Посвящен в епископы 1953. С 1960 является настоятелем обители и ректором семинарии. Дух современности и дух Христов. Б.Д. стр. 15. Мысли о. Иоанна Кронштадского о Церкви. М. 1947. Преподобный Серафим Саровский . 1949. Россия-Дом Пресвятой Богородицы. Дж. 1954. Руководство к изучению Четвероевангелия. Дж. 1954. стр. 354. Руководство к изучению Апостола. Дж. 1956. стр. 454. Руководство к изучению св. писания. Дж. 1957. Св. Марк Ефесский . Дж. 1964. Провозвестник кары русскому народу. Еп. Феофан Затворник . Дж. 1964. Истинное православие и современный мир. Дж. 1971. стр. 309. АЛЕКСАНДР. Епископ Зилонский. Семенов Тян-Шанский, Александр Дмитриевич».1890 Родился 7 октября в Петербурге. Внук знаменитого исследователя Средней Азии Петра Петровича Семенова Тян-Шанского 1827 –1914. Окончил Петербургский университет в 1914 г. Участвовал в войне. Переехал во Францию в 1925 г. Окончил Богословский Институт в Париже в 1942 г. Рукоположен в 1943 г. Настоятель прихода в Париже. Посвящен в епископы в 1971 г. Участник экуменического движения, много потрудившийся в деле духовного окормления молодежи. О. Иоанн Кронштадский. Н-Й. 1955 стр. 380. Cathechlsme Orthodoxe. (Pour adultes.) P. 1961. 152 pp. Пути Христовы. П. 1970. стр. 297 АЛЕКСЕЕВ, Василий Иванович. 1906 Родился во Владимире 6 октября. Окончил Московский университет в 1930 г. Покинул Россию во время второй мировой войны 1944. В Америке с 1951 г. Профессор русской литературы в Миннесота, Америка. Невидимая Россия. Н-Й. 1952. стр. 405 Россия солдатская. Н-Й. 1954. стр. 3437

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Владимиро-Волынская Основана в 991/992 г. митрополитом Леоном при Св. Равноапостольном князе Владимире. Временно входила в каноническую юрисдикцию: Галицкой митрополии – в 1303–1308, 1345–1347, 1371–1378; Киево-Литовской митрополии – в 1356–1362, 1415–1419 гг. (Н.Д. Иерархия... С. 226, 358, 360). Отпадала в унию: 09.10.1596–1616, 08.1625–12.04.1795. Воссоединена и упразднена в 1795 г. (вошла в состав Житомирской епархии). Возобновлена 17.06 (по др. 08.06) 1891 как Житомирское викариатство. Возобновлена вновь 19.12.1995 (01.01.1996) (выделена из Волынской и Луцкой епархии). Именовалась: Владимирская; с 1371 (по др. 1405) – Владимирская и Берестейская; с 1616 г. – Владимирская и Брестская; Владимиро-Волынская; Владимиро-Волынская и Ковельская. 991/992 Антоний Аникита Коприй Геласий 27.04.1094 27.08.1105 10.10.1122 1134(?) 06.05.1135 Лаврентий Прокопий Антоний II 04.1223 Василий(1271) 1266 (?) 12.1271 12.1287 1358 (1359?) Афанасий II в/у Иоанн II Гоголь 15.11.1416 Весвасиан (?) Даниил (1441) 28.10.1452 Никифор II Порфирий (1470) Вассиан Мартиниан Вассиан II 09.1521 Пафнутий 09.1521 1523 (1526?) 1523 (1526?) 17.05.1535 Иона 05.10.1536 Геннадий (09.11.1547) Вассиан III в/у Иоанн III Яцкович 15.01.1580 20.04.1580 в/у Мефодий Хребтович-Литаворович-Богуринский 13.01.1593 Мелетий 24.12.1595 07.01.1621 08.1626 07.07.1891 17.06.1902 Паисий Виноградов 14.07.1902 25.08.1906 25.08.1906 31.10.1908 Михей Алексеев 21.12.1908 28.02(13.03)1922 11(24)12.1941 09(22)07.1942 08.1943 19.12.1995 01.01.1996) 21.04(04.05)1996 21.04(04.05)1996 746 Имя епископа Фомы встречается три раза на трех разных епархиях, причем во всех случаях точное время пребывания на кафедре не известно, но имя этого епископа стоит в начале списка, во всех трех случаях его относят к сомнительным. Летописное повествование о путешествии митрополита Михаила по Руси с четырьмя (или шестью?) епископами (это путешествие можно отнести и к 80-м гг. IX века – см. Митрополия России) и упоминание некоего епископа Фомы в разных епархиях приводят к следующему предположению. Не был ли епископ Фома одним из шести (или четырех) епископов-миссионеров, пришедших на Русь вместе с митрополитом Михаилом, подолгу бывшим в трех (или более) будущих епархиальных древнерусских городах. Уместно предположение, что еп. Фома мог подолгу пребывать в трех (или более) городах, устраивая местную церковную жизнь, после чего переходил в другой город (или был в миссионерских целях перемещаем митрополитом на другие кафедры).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

М.В. Шкаровский Именной словарь Александр ( Иноземцев , 1882? – 02.1948), митрополит. В 1913 г. окончил Петербургскую ДА, в 05.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Люблинского. С кон. 1922 по 1941 г. именовался Пинским и Полесским. К 1941 г. в сане архиепископа, в 02.1942 г. был одним из создателей автокефальной Украинской Церкви, возведен в сан митрополита. В 1944 г. из Пинска эвакуировался в Мюнхен, где проживал до своего убийства в 1948 г. Алексий ( ГромадскийАлександр , 3.11.1862–8.05.1943), митрополит. В 1908 г. окончил Киевскую ДА. 21.04.1922 г. хиротонисан в Польше во еп. Луцкого, 3.06.1928 г. возведен в сан архиеп. Гродненского, с 15.04.1934 г. архиеп. Волынский. В 1940 г. перешел в юрисдикцию Московской Патриархии, с 08.1941 г. возглавлял автономную Украинскую Церковь , возведен в сан митрополита. В 1943 г. убит украинскими националистами. Алексий ( СиманскийСергей Владимирович , 27.11.1877–17.04.1970), Патриарх Московский и всея Руси. В 1904 г. окончил Московскую ДА. 28.04.1913 г. хиротонисан во еп. Тихвинского, в 1926 г. возведен в сан архиеп. Хутынского и назначен управлять Новгородской епархией. С 5.10.1933 г. митр. Ленинградский, весь период блокады жил в осажденном городе. С 15.05.1944 г. Патриарший Местоблюститель, 2.02.1945 г. избран патриархом. Анастасий ( ГрибановскийАлександр Алексеевич , 6.08.1873–22.05.1965), митрополит. В 1897 г. окончил Московскую ДА. 29.06.1906 г. хиротонисан во еп. Серпуховского, 6.05.1916 г. возведен в сан архиеп. Кишиневского и Хотинского. В 1919 г. эмигрировал из России. 28.07.1936 г. избран главой РПЦЗ в сане митрополита. До 09.1944 г. проживал в Белграде, затем эвакуировался в Германию. Осенью 1950 г. переселился в Нью-Йорк. 27.05.1964 г. отказался от руководства РПЦЗ, остался ее почетным главой. Антоний ( ХраповицкийАлексей Павлович , 17.03.1863– 10.08.1936), митрополит. В 1885 г. окончил Петербургскую ДА, 7.09.1897 г. хиротонисан во еп. Чебоксарского. В 1906 г. возведен в сан архиеп. Волынского и Житомирского. 17.05.1918 г., будучи председателем Украинского церковного собора, был избран митр. Киевским и Галицким. В 1919 г. эмигрировал в Югославию, с 1922 г. по 1936 г. председатель Архиерейского Синода РПЦЗ (в 1927 г. отделившейся от Московской Патриархии). Скончался и погребен в Белграде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Дмитрий Сергеевич (15.11.1906, С.-Петербург - 30.09.1999, там же), литературовед, историк культуры, искусствовед, исследователь средневек. рус. книжности, издатель и переводчик древнерус. лит. памятников, общественный деятель. Доктор филологических наук, профессор, академик АН СССР. Автор более 40 монографий, ок. 1 тыс. научных статей и публицистических произведений. Отец Л. Сергей Михайлович (1876-1942) происходил из правосл. мещан г. Каменца-Подольского, имел личное дворянство (с 1906), служил в Главном управлении почт и телеграфов, а с 1917 г.- зав. электростанцией Первой гос. типографии. Мать Л. Вера Семеновна (урожд. Коняева; 1881-1971) по материнской линии происходила из семьи купцов-старообрядцев федосеевского согласия Поспеевых, позже перешедших в единоверческую Церковь. Л. писал, что старообрядческие («поспеевские») бытовые традиции «были самыми сильными в нашей семье» ( Лихачев Д. С. Воспоминания. СПб., 19972. С. 28). В 1911-1912 гг. семья Л. жила в Одессе, где его отец служил помощником начальника почтового округа. С 1914 по 1915 г. Л. учился в С.-Петербурге в гимназии Императорского Человеколюбивого об-ва; с 1915 по 1919 г.- в реальном уч-ще К. И. Мая, с 1919 по 1923 г.- в 10-й Советской единой трудовой школе (бывш. гимназии Л. Д. Лентовской). В 1923 г. Л. поступил на фак-т общественных наук Петроградского ун-та и в 1928 г. окончил романо-германскую (по специальности «английская литература») и славяно-рус. секции отд-ния языкознания и литературы. В студенческие годы Л. участвовал в собраниях религиозно-философского кружка «Хельфернак» («Художественно-литературная, философская и научная академия»), к-рым руководил И. М. Андреев (Андреевский), видный деятель «антиобновленческого» и «антисергианского» течения в Русской Церкви, школьный преподаватель Л. Одновременно с Л. участниками кружка были С. А. Аскольдов (Алексеев), В. Л. Комарович, И. Е. Аничков, Л.

http://pravenc.ru/text/2110621.html

Морозова им., посёлок. Церковь Петра и Павла при Шлиссельбургском пороховом заводе. Петропавловская церковь /// Объект утрачен Проект церкви (в том числе его ранние версии) и церковной ограды оказал влияние на архитектуру ряда храмов: Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Шатровая церковь в неорусском стиле построена в 1907 году по проекту В.А.Покровского. Непосредственно строительными работами руководил архитектор И.Ф.Безпалов. Автором мозаик был Н.К.Рерих, мозаичные работы выполнялись частной мастерской В. А.Фролова. В едином стиле с церковью была построена сторожка и каменная ограда. В 1942 году церковь взорвали. В конце пятидесятых годов её развалины были разобраны. Сохранилось лишь здание сторожки, которая сейчас отреставрирована. На месте разрушенной церкви в 1993 году построена современная церковь. Проект Петропавловской церкви на Шлиссельбургских пороховых заводах В.А. Покровский создает практически одновременно с проектированием и строительством церкви в Пархомовке. Строго говоря, работа над ним началась даже раньше, в 1901 г. Сначала были составлены три варианта проекта деревянного храма с восьмигранным планом и шатровым завершением. Затем появился первый вариант проекта каменного храма [Зодчий. 1903. Табл. 33-34], довольно эклектичный и не свободный от влияния учителя Покровского Л.Н. Бенуа. Однако уже в нем здание имеет восходящую к крещатым деревянным церквям Русского севера крестообразную структуру, шатровое завершение, главки на рукавах креста, двухъярусную апсиду с ложным деамбулаторием и звонницу на углу. Этот вариант и был утвержден к постройке в апреле 1904 г. Вскоре после этого было изменено место строительства [ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 27. Д. 201. Закладка состоялась еще на старом месте 21.06.1904], а затем и переработан проект. В серии эскизов, опубликованных в 1906 г. [Ежегодник Императорского общества архитекторов-художников (далее – ЕОАХ). 1906. С. 94-95], покровский «примеряет» на один и тот же крестообразный объем различные завершения, получая совершенно разные образы.

http://sobory.ru/article/?object=23509

Письма к Алексею Афанасьевичу Дмитриевскому 1 Автором публикуемых писем является Николай Степанович Гроссу (12.09.1867 – после 1942) – профессор Киевской духовной академии (далее – КДА), киевский священник, византинист, историк Церкви, гомилет. Жизнь и наследие о. Николая, как и многих его коллег по академии и собратьев по служению, является свидетельством того замечательного вклада, который внесло духовное сословие в развитие российского образования и богословской науки. Сын псаломщика, ставший магистром богословия, профессором академии, протоиереем, сделавший немало для развития как академической науки, так и народного просвещения, Н. С. Гроссу окончил Кишиневскую духовную семинарию (1889) и КДА (1893) и после недолгого служения в Воронежской духовной семинарии всю оставшуюся жизнь преподавал в киевских духовных школах: в 1895–1906 гг. – Священное Писание в Киевской ДС, а с 1906 г. – гомилетику и историю проповедничества в КДА. Но любимым делом для Н. С. Гроссу была византинистика: его кандидатская и магистерская диссертации были посвящены церковной деятельности и богословию преподобного Феодора Студита 2 , а в 1910 г. ему удалось занять новоучрежденную кафедру истории Греко-Восточной Церкви со времени отпадения Западной Церкви от Вселенской и до настоящего времени. Однако деятельность Н. С. Гроссу не ограничивалась аудиторией. Во-первых, он был служащим приходским священником. До революции он служил в храме святителя Иоанна Златоуста при Киевском религиозно-просветительном обществе (далее: КРПО), который был освящен митрополитом Киевским и Галицким Феогностом 17 октября 1903 г. Служение в храме святителя Иоанна Златоуста было связано с активной деятельностью о. Николая в самом КРПО: организацией просветительских лекций церковно-приходской школы при храме, изданием книг и брошюр религиозного содержания. После революции, когда родной храм был закрыт, протоиерей Николай перешел во Владимирский собор, после закрытия последнего – со всем причтом – ненадолго в Георгиевскую церковь , а когда закрыли и ее – в малый Софийский собор, где собрался причт нескольких закрытых киевских храмов 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Grossu...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010