Так речи Бога некоторым образом избавляют Иова – еще до прямого его «восстановления» – от замкнутого в себе самом антропоцентризма. Этим удовлетворяется его желание получить ответ от Всемогущего, и такой ответ ожидаем и в то же время неожидан. Движение, совершающееся здесь, может быть описано как движение от антропоцентризма через космоцентризм к теоцентризму. Если друзья тщетно пытались прямо заставить отказаться Иова от его позиции, то речам Бога удается косвенным образом побудить Иова к согласию, и достигается это тем, что в этих речах тайна творения представляется в качестве метафоры его собственных страданий. На вопросы и жалобы Иова отвечает не кто-то третий, не кто-то безучастный, но их устраняет сам Бог, таинственно присутствующий в творении и дающий Иову свой ответ (42:5). III. Книга Псалмов Эрих Ценгер Комментарии: F. Delitzsch (BC 4, 1) 1859; S.R. Hirsch 1888; F. Baethgen (HK 11/2) 1982 (= 3 1904); B. Duhm (KHC 14) 1899 (= 2 1922); C.A. Briggs/E.G. Briggs (ICC) 1906. 1907; H. Gunkel (HK II/2) 1926 (= 6 1986); H. Schmidt (HAT 1, 15) 1934; A. Weiser (ATD) 1935 (= 7 1966); H.-J. Kraus (BK) 1960 (= 6 1989); A. Deissler 1963.1964.1965; G. Castellino (SB) 1965; M. Dahood (AncB) 1966.1968.1970; M. Mannati 1966.1967.1968; J.P.M. van der Ploeg (BOT) 1973.1974; L. Jacquet 1975.1977.1979; J.W. Rogerson/J.W. McKay (CBC) 1977; G. Ravasi 1981.1983.1984; 5 1991; P. Craigie (WBC) 1983; L.C. AUen (WBC) 1983; M.E. Tate (WBC) 1990; E.S. Gerstenberger (FOTL) 1991; F.-L. Hossfeld/E. Zenger, Ps 1–50 (NEB) 1993; Ps 51–100 (NEB) 2002; L. Alonso–Schökel/C. Camiti (Nueva Biblia Espanola) 1993; J.L. Mays (Interp.) 1994; M. Girard, Les Psaumes Redecouverts I–III, 1994.1996; K. Seybold (HAT) 1996; T. Lorenzin, (1 Libri Biblici) 2000; F.-L. Hossfeld/Е. Zenger, Ps 51–100 (HThKAT) 2 2001; E. Zenger (SAT) 2004. Обзоры исследований: J.M. Auwers, La composition litteraire des Psautiers. Un état de la question (CRB 46) Paris 2000; J. Becker, Wege der Psalmenexegese (SBS 78) Stuttgart 1975; F.-L. Hossfeld/E. Zenger, Die Psalmen I (NEB) Würzburg 1993, 17–25; M. Oeming, An der Quelle des Gebets. Neuere Untersuchungen zu den Psalmen: ThLZ 127, 2002, 367–384; D.M. Howard, Jr., Editorial Activity in the Psalter: A State-of-the-Field Survey, in: J.C. McCann, Jr. (Hg.), The Shape and the Shaping of the Psalter (JSOT.S 159) Sheffield 1993, 52–70; K. Seybold, Psalmenkommentare 1972–1994: ThR 60, 1995, 113–130; ders., Beiträge zur neueren Psalmenforschung: ThR 61, 1996, 247–274.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

Надпись начинается на оплечье (спереди справа), переходит на подольник передника, затем на подольник задней стороны саккоса, на ее правый сторонник и левый сторонник, а затем правый и левый сторонники передника. Буквы направлены наружу. Наверху сторонников надписи заканчиваются растительными штамбами, шитыми жемчугом с крупными жемчужинами посредине. В нижних углах сторонников и в верхних и нижних наружных углах полосы с изображением ангелов расположены фигурные накладки черного бархата с вышитыми гирляндами крупных листьев золотной канителью. К вороту пришита золотая пуговица грушевидной формы с чернью и один рубин. На рукавах и сторонниках – двенадцать серебряных «звонков». Подкладка саккоса из красной тафты. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Объярь сечется, ветхая; бархат потерт (особенно на зарукавьях); осыпь жемчуга. Саккос в 1965 г. был реставрирован в Музеях Московского Кремля (реставратор М. Г. Бакланова). При этом объярь была сдублирована на маркизет клеевым способом, золотное шитье укреплено иглой, жемчуг промыт и закреплен. ИКОНОГРАФИЯ Иконография отдельных образов святых на саккосе традиционная. Однако следует отметить, что среди саккосов с лицевыми изображениями не удается проследить определенной традиции в выборе сюжетов 814 . Так, несколько необычно изображение ангелов на переднике, Деисусного чина и поклонения святителей Богоматери на зарукавьях. Последняя особенность, по мнению А. С. Силкина, посходит к саккосу ростовского митрополита Ионы Сысоевича 815 . Необычны и сами композиции, составляющие образ Православной Церкви. Одна – Христос во славе с предстоящими апостолами, другая – Богоматерь Знамение, которой поклоняются вселенские святители и дьякон. Необычна и «учительная» надпись на саккосе, раскрывающая символику этого важнейшего церковного облачения. АТРИБУЦИЯ Включение в деисусную композицию Алексия Человека Божия и Марии Египетской – небесных покровителей царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, – а также сведения, приведенные И.Е. Забелиным, что Авдотья Яковлевна Волынская в 1672 г. на Патриарший дом «низала передник на саккос и шила анфор Страсти Господни» 816 , дают основания для атрибуции саккоса. ВЫСТАВКИ 1972–1973 Москва. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Патриаршей ризницы 1904. С. 245–246; Опись Патриаршей ризницы 1910. С.24, 60; Савва 1863.С.24, 24; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12027. 125. ПАЛИЦА РАСПЯТИЕ; СВЯТИТЕЛИ Москва, мастерская царицы Натальи Кирилловны, мастерица Марья Горяинова, 1680. Атлас (XVII в., иностранное производство), шелковые, пряденые и сканые серебряные и золотные нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 43x44 Принадлежала патриарху Иоакиму. Поступила из Патриаршей ризницы в 1920 г. 817 Инв. ТК-2577

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

(A.H.)] [из последней литературы см. также: Thomson F.J. (выше, в начале прим. 361). – Прим. изд. (А.Н.)]; б. Изборник 1076 г.·. Семенов В. Греческий источник “Изречений Исихия”//ЖМНП. 1893. Июль. 4.288. С.84–93; Бобров В. История изучения Святославова Изборника 1076 г.: Библиографический обзор. Казань, 1902 (полный список старой литературы); idem. Fragmente Basilius’ des Grossen (des Propheten Joël) in der Handschrift Sbornik Svjatoslava vom Jahre 1076//ASIPhil. 1904. Bd. 26. S. 478–480; До питання про джерела Святослава 1076 г.//Науков. Ленинградск. Тов. письменства та 1929. Т.2. С. 64–74; он же. Святослава 1076 року патерики//Там же. 1931. Т.З. С. 11–15; Popov N.K. L’Izbornik (прим. 351); Lépissier J. Une source de 1’Izbornik de 1076//RES1. 1966. T.45. P. 39–47; idem. Quelques passages de 1’Izbornik de 1076 avec leur source grecque//ByzSlav. 1973. T.34. P.28–32; Freydank D. Interpretation einer griechischkirchenslavischen Übersetzung im Izbornik vorn 1076//ZS1. 1967. Bd.12. S.38– 48; Адрианова-Перетц В.П. Афоризмы Изборника Святослава 1076 г. и русские пословицы//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 3–19; Мещерский Н.А. К вопросу об источниках Изборника 1076 г.//Там же. 1972. Т. 27. С.321–328; он же. К изучению лексики “Изборника 1076 г.”//Русская историческая лексикология и лексикография. Л., 1972. С.3–12; он же. О некоторых источниках “Изборника 1076 г.” в связи с вопросом о происхождении их переводов//Культурное наследие (прим. 9). С.34–38; он же. Новое об источниках “Изборника 1076 г.”//Вест. ЛГУ. 1978. Сер.2. С.60–68; Ševenko I. “Ljubomudrjšij Kyr” (прим. 222); Розов Н.Н. Изборник 1076 г. как памятник истории русской книги//ИО ЛЯ. 1976. Т.35. С. 545–554; он же. Старейшая русская книга для чтения//ВИ. 1976. 12. С. 208–211; он же. Как “сделана” вступительная статья “Изборника 1076 г.”//Культурное наследие (прим. 9). С.42–46; Сазонова Л.И. Ритмико-синтаксические элементы в “Изборнике 1076 г.”//Там же. С.38–42; Щепкина Μ.В. (прим. 351); Спекторова Т.В. Изборнику 1076 г. – 900 лет//РР.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

272 Был сформирован также новый состав Совета из семи человек: трех мирян и четырех клириков С. 60, 61]. 273 См. список монастырей С. 63—64]. 274 Для исполнения постановления Временного правительства был издан циркуляр Училищного совета при Св. Синоде от 19 июля 1917 г. за 309. 275 Русский Париж. М., 1998. С. 8. 276 Вестник РСХД. Париж; Нью-Йорк; М., 1995. 171 (I-II). С. 73. 277 Сравнивая с началом жизни ПСТБИ, можно сказать, что там были иные масштабы: не было тех первых 300 студентов, которые начинали учиться в Москве. 278 См.: За рубежом: Белград — Париж — Оксфорд: Хроника семьи Зерновых (1921—1972)/Под ред. Н. М. и М. В. Зерновых. — Париж, 1973. — 561 с.; а также главу 29. 279 Обитель преподобного Иова Почаевского, расположенная на Западной Украине, по условиям Рижского мирного договора отошла к Польше. 280 Для русского издания — «Поющее сердце». 281 См., например: «ТЬе РаСпагсЬ ап 282 Святой Албаний (IV в.) — первомученик Британии. 283 См.: ТЬе. Гоита! оГ 81. апё 81. 1928. 1. 284 Оксфорд был первым английским университетом, в учебную программу которого в 1947 г. было введено изучение восточного православия. Позднее подобные курсы ввели и некоторые другие университеты. 285 Слова прот. А. Шмемана. Цит. С. 195]. 286 Великобритания установила для въезжающих в страну русских эмигрантов очень высокий имущественный ценз. -  Ред. 287 Имеется в виду политическая позиция РПЦ, которая диктовалась и полностью контролировалась коммунистическим режимом. -  Ред. 288 Цит. С. 257—258]. 289 Алексей Васильевич Мартынов (1868—1934), советский хирург, заслуженный деятель науки РСФСР (1933). В 1891 г. окончил медицинский факультет Московского университета. С 1904 профессор кафедры хирургической патологии Харьковского университета, с 1910 директор госпитальной хирургической клиники Московского университета. Член-учредитель и председатель общества российских хирургов. Основал и редактировал «Русское хирургическое обозрение» (1902—1906), «Ежегодник русской медицинской печати» (т. 1—2, 1912—1914). Создал крупную школу хирургов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Устав 2000 года сохранил за Поместным Собором, главным образом, законодательную власть. Установленные в 1988 году нормы об издании Поместным Собором постановлений по различным вопросам церковной жизни и истолковании этих постановлений почти не изменились в новой редакции Устава . В условиях, когда некоторые части Русской Православной Церкви обрели определенную автономию, законодатель включил в Устав 2000 года правила, обеспечивающие общеобязательность постановлений Поместного Собора: установлено, что акты Поместного Собора обязательны для Самоуправляемых Церквей и Экзархатов в составе Русской Православной Церкви . За Поместным Собором остаются также права по избранию Патриарха, установлению процедуры этих выборов, определению принципов отношения Церкви к государству . Таким образом, в течение XX века комплекс полномочий Поместного Собора Русской Православной Церкви неоднократно изменялся. Стабильным оставалось его ядро — право Собора издавать церковные нормативно-правовые акты и избирать Предстоятеля Церкви.   Это было характерно, в основном, для раннехристианского периода (Catoire A. Intervention des laiques dans l’élection des évêques//EO. Vol. 15. 1912. P. 412–426; Gryson R. Les elections ecclésiastiques au IIIe siècle//RHE. Vol. 68. 1973. P. 353–404; Idem. Les élections épiscopales en orient au IVe siècle//RHE. T. 74. 1979. P. 301–345; Idem. Les élections épiscopales en occident au IVe siècle//RHE. T. 75. 1980. P. 257–283). Но выборность приходского духовенства сохранялась очень долго — в России, напр., до XVIII в. включительно (Знаменский П. В. О поступлении в России на церковные должности в XVII и XVIII столетиях//Православный собеседник. 1866. Кн. 2. С. 124–136). См., напр., о Византии: Darrouzès J. Recherches sur les ΟΦΦΙΚΙΑ de l’Église byzantine. P., 1970; о Др. Руси: Каптерев Н. Ф. Светские архиерейские чиновники в Древней Руси. М., 1874. О понятиях управленческой должности и церковной власти см.: Бондач А. Г. Должности церковные//ПЭ. Т. 14. 2007. С. 582. См., напр.: Алексеева С. И. Институт синодальной обер-прокуратуры и обер-прокуроры Святейшего Синода в 1856–1904 гг.//Нестор. 2000. 1. С. 291–309.

http://bogoslov.ru/article/377177

Дейр-эс-Суриани, 1998 (на араб. яз.); Собрание духовных посланий/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 1999 (на араб. яз.); Духовный старец VI в.: Собр. духовных бесед/Пер.: С. Даккаш. Бейрут, 2002 (на араб. яз.); Hansbury M., ed., transl. The Letters. Piscataway (N. J.), 2006; Khayyat N., é d., trad. Les Homélies I-XV. Beyrouth, 2007. (Sources syriaques; 2); Письмо 34/Пер.: Н. Селезнев//Символ. П.; М., 2009. 55. С. 150-151. Ист.: J é susdenah, é v ê que de Ba ç rah. Le livre de la chasteté/Publ., trad. J.-B. Chabot//Mélanges d " archéologie et d " histoire de l " Ecole Française de Rome. P., 1896. Vol. 16. P. 279-280; Ignatius Ephraem II Rahmani, patr. Studia syriaca. Monte Libano, 1904. Vol. 1. P. 34 [BHO, N 510]. Лит.: Болотов В. В. Из истории Церкви Сиро-Персидской. СПб., 1901. С. 114/1184-115/1185; Baumstark. Geschichte. S. 225-226; Hausherr I. Les grands courants de la spiritualité orientale//OCP. 1935. Vol. 1. P. 114-138; idem. Penthos: La doctrine de la componction dans l " Orient chrétien. R., 1944. P. 149-150. (OCA; 132); Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 434-436, 498; Ortiz de Urbina. PS. P. 153; Colless B. E. Le mystère de Jean Saba//L " Orient Syrien. P., 1967. Vol. 12. N 4. P. 515-524; idem. The Mystical Discourses of John Saba: Diss./Univ. of Melbourne. 1969; idem. The Biographies of John Saba//PdO. 1972. Vol. 3. P. 45-63; idem. The Mysticism of John Saba//OCP. 1973. Vol. 39. P. 83-102; Beulay R. Jean de Dalyatha et sa Lettre XV//PdO. 1971. Vol. 2. P. 261-279; idem. Des centuries de Joseph Hazzâyâ retrouvées?//Ibid. 1972. Vol. 3. P. 5-44; idem. Jean de Dalyatha//DSAMDH. T. 8. Col. 449-452; idem. Précisions touchant l " identité et la biographie de Jean Saba de Dalyatha//PdO. 1977/1978. Vol. 8. P. 87-116; idem. La Lumière sans forme: Introduction à l " étude de la mystique chrétienne syro-orientale. Chevetogne, idem. Formes de lumière et Lumière sans forme: Le thème de la lumière dans la mystique de Jean de Dalyatha//Mélanges A. Guillaumont. Gen., 1988. P. 131-141; idem. L " enseignement spirituel de Jean de Dalyatha: Mystique syro-orientale du VIIIe siècle.

http://pravenc.ru/text/471487.html

1980. Bd. 27. S. 18–31. 1080 Только евреев упрекали в том, что они радовались пришествию татар (вследствие родственного происхождения): von den Brincken A.-D. Die “Nationes christianorum orientalium” im Verständnis der lateinischen Historiographie. Köln, Wien, 1973. S.364; cp.: Borst А. (прим. 973). Bd. 1. S.203. 1083 Там же. Стб.460–470 (под 1237–1240 гг.); Срезневский И.И. Повесть о разорении Рязани Батыем//Срезневский И.И. Сведения (прим. 357). T.l. С. 77–94 Адрианова-Перетц В.П. Воинские повести (см. с. 340). С. 244–255 [в обеих работах – изд. Повести о разорении Рязани Батыем. – Прим. изд. (А.Н.)]; Gudzij N.K. (прим. 514). S. 220–229; Еремин И.П. (прим. 533). С. 138–144; Водовозов Н.Н. (прим. 530). С. 125–127; Лихачев Д.С. (прим. 421). С. 221–239; Fennell J. (прим. 405); см. также литературу, приведенную в прим. 404 и сл. [см. еще: Прохоров Г.Μ. Повесть о нашествии Батыя//СлККДР. Вып. 1. С.363–365; здесь литер. – Прим. изд. (А.Н.)]. 1086 ПСРЛ. Т.2. Стб. 268–273 (под 1111 г.) (надо иметь в виду, что изначально текст под 1111–1116 гг., видимо, принадлежал еще Повести временных лет). Об источниках летописца см.: a. Georgii Monachi Chronicon I Ed. C. de Boor. Leipzig, 1904. T. 1. P. 224–227; Георгий, co своей стороны, черпает из Псевдо-Златоуста (PG. Т.59. Col. 755 f.; Halkin F. Inédits byzantins d’Ochrida, Candie et Moscou. [Subsidia hagiographica. Т.38]. Bruxelles, 1963. P. 137–142 [с пропусками]; см.: de Aldama J.A. Repertorium Pseudochrysostomicum. Paris, 1965. P. 2 132 и Анастасия Синаита (Erotapokriseis 57//PG. T.89. Col. 621D–624A: компиляция на основе Theodor. Cyrrh. Quaest. in Gen. 3 [PG. T.80. Col. 81 В] и Epiph. Cypr. Panar. haer. 51, 34, 6–7/Ed. K. Holl. [GCS. T.31] Leipzig, 1922. T.2. P. 309 f.); 6. Hippolytos. Εις τον Δανιλ, IV, 36–40/Ed. N.Bonwetsch. (GCS. Bd.l). Leipzig, 1897. S. 280.8–290.12 (c пропусками). Об Ипполитовом толковании на Книгу пророка Даниила в славянском переводе см.: СреЙковиЙ П.С. Зборник попа Дparoлja: Садржина и пропоштва//Споменик Српск.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. б. Х. был одним из самых образованных людей своего времени: прекрасно знал греч. язык, математику и астрономию (Иерусалимский Талмуд. Мегилла. 1. 11; Хорайот. 10а). Также он прославился как законоучитель, стоявший у истоков новой системы евр. религ. образования: он основал и возглавил иешиву в Пкиине, ставшую известной в Палестине в эпоху таннаев (Вавилонский Талмуд. Санхедрин. 32б; Бава Кама. 74б). Учениками И. б. Х. были Исмаил бен Элиша (Гиттин. 58а), к-рого он выкупил из рим. рабства (Там же), и рабби Акива, к-рому, по преданию, он передал знания о традиции Меркавы, полученные от Йоханнана бен Заккая (Хагига. 2. 2). И. б. Х. был скромен, зарабатывал на жизнь ремеслом игольщика или кузнеца (Иерусалимский Талмуд. Берахот. 4. 7г). Лит.: Bacher W. Die Agada der Таппаптеп. Strassburg, 1903 2. Bd. 1. S. 123-187, 196-210; Schechter S. Joshua b. Hananiah//Jewish Encyclopedia. N. Y., 1904. Vol. 7. P. 290-292; Podro J. The Last Pharisee: The Life and Times of Rabbi Joshua ben Hananiah. L., 1959; Neusner J. Development of a Legend: Studies on the Traditions Concerning Yohanan Ben Zakkai. Leiden, 1970. (Studia post-Biblica; 16); idem. Eliezer ben Hyrcanus: The Tradition and the Man. Leiden, 1973. 2 vol. Loewe R. Rabbi Joshua ben Hananiah//JJS. 1974. Vol. 25. N 1. P. 137-154; Green W. S. Redactional Techniques in the Legal Traditions of Joshua ben Hananiah//Christianity, Judaism and other Greco-Roman Cults: Studies for M. Smith. Leiden, 1975. Pt. 4. P. 1-17; idem. The Traditions of Joshua Ben Hananiah: The Early Legal Traditions. Leiden, 1981; Краткая евр. энциклопедия. Иерусалим, 1982. Т. 2. Стб. 765-766; Cohn-Sherbok D. The Blackwell Dictionary of Judaica. Oxf., 1992; Штейнзальц А. Мудрецы Талмуда: Пер. с англ. М., 1996; Wald S. G. Joshua Ben Hananiah//EncJud. Vol. 11. P. 450-452; Teppler Y. Y. Birkat haMinim: Jews and Christians in Conflict in the Ancient World. Tüb., 2007; Jacobs L. Structure and Form in the Babylonian Talmud. Camb.; N. Y., 2008 2. Э. Небольсин Рубрики:

http://pravenc.ru/text/673733.html

 Ab Qurrah. Against the Armenians/J. Lamoreaux, ed.//Le Muséon. Louvain, 1992. Vol. 105. P. 334–340. [на араб. яз.] Das Analenwerk des Eutychios von Alexandrien/M. Breydy, Hrsg. Lovanii, 1985 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 471).  Die Schriften des Iohannes von Damaskos/P. B. Kotter, Hrsg. Bd. 2. Berlin; N. Y., 1973.  Eutychius of Alexandria. The Book of the Demonstrations (Kitb al-Burhn)/P. Cachia, W. M. Watt, ed. Louvain, 1960 (CSCO; 192). [на араб. яз.]  I trattati teologici di Sulaymn Ibn asan al-azz/P. la Spisa, ed. and trans. Louvain: Peeters, 2013 (Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium; 648/Scriptores Arabici; 52). Khoury Р. Paul d’Antioche, évêque de Sidon (XII s.). Beyrouth, 1964. [на араб. яз.] Maymir Thwudrus. Ab Qurrah Usquf Harrn/Q. Al-Bsh, ed. Beirut, 1904. [на араб. яз.] On the Triune Nature of God/M. D. Gibson, ed.//Studia Sinaitica. L., 1899. Vol. VII. Р. 82– 83. [на араб. яз.] Seize traités théologiques d’auteurs arabes chrétiens/P. Cheikho, ed. Beyrouth, 1906. Théodore Abu Qurra. Profession de foi/I. Dick, ed.//Muséon. Louvain, 1959. Vol. 72. P. 56– 59. [на араб. яз.]   Список литературы Арутюнова-Фиданян В.А . «Повествование о делах армянских». Источник и время. М.: Индрик, 2004. Лурье В. М. Трансформации аристотелевской «онтологии» в византийских богословских дискуссиях VI–VII веков: автореф. дис. … д-ра филос. наук. СПб., 2008. Макарий Синаит. О посте на сырной седмице/пер. с араб. и коммент. свящ. А. Трейгер//Вестник ПСТГУ. Сер. III: Филология. 2017. Вып. 53. С. 103–134. Максимович К. А. Пандекты//Православная энциклопедия. Т. LIV. М., 2019. С. 402– 403. Awad N. G. Orthodoxy in Arabic Terms (A Study of Theodore Abu Qurra’s Theology in its Islamic Context). Hartford, 2015. Ermilov P. «Satanic Heresy»: On One Topic in Anti-Armenian Polemic//Orthodoxy and Heresy in Byzantium. The Definition and the Notion of Orthodoxy and Some Other Studies on the Heresies and the Non-Christian Religions/A. Rigo, P. Ermilov, eds. Rome: Universitá degli Studi di Roma, 2010. P. 79–97.

http://bogoslov.ru/article/6176017

Лит.: Мартынов С. В. Печорский край. СПб., 1904-1905. 2 ч.; Тулубьев И. И. О колонизации Печорского у. Архангельск, 1910; Крайний Север к 1934 г.: Сб. мат-лов по хозяйственному и культ. строительству. М., 1934; Синицын М. С. По Ненецкой земле. М., 1960; Край мой ненецкий. Архангельск, 1973; Хлобыстин Л. П. Крайний северо-восток европ. части СССР в эпоху неолита и ранней бронзы//Этнокультурные общности лесной и лесостепной зоны европ. части СССР в эпоху неолита. Л., 1973. С. 54-65; он же. Древние святилища о. Вайгач//Памятниковедение: Проблемы изучения ист.-культ. среды Арктики. М., 1990. С. 120-135; Абульханов А. И., Ковязин Н. М. Ненецкий АО. Архангельск, 1977; Чернов Г. А. Атлас археол. памятников Большеземельской тундры. М., 1985; Стоколос В. С. Культуры эпохи раннего металла Сев. Приуралья. М., 1988; Овсянников О. В. Пустозерск - первый заполярный рус. город//Памятниковедение. М., 1990. С. 150-186; Мурыгин А. М. Печорское Приуралье: эпоха средневековья. М., 1992; Окладников Н. А. Пустозерские страдальцы. Архангельск, 1992; он же. Пустозерск и Пустозерье. Архангельск, 2010; Хомич Л. В. Ненцы: Очерки традиц. культуры. СПб., 1995; Археология Респ. Коми. М., 1997; История и культура Печорского края. Нарьян-Мар, 1997; Атлас памятников истории и культуры Нижнепечорья. Нарьян-Мар, 1998; Взгляд на Европ. Арктику: Архангельский Север: Проблемы и источники. СПб., 1998. 2 т.; История и культура ненцев европ. тундр. Нарьян-Мар, 1998; Хабаров В. П. Октябрь и гражданская война на Печоре. Нарьян-Мар, 1999; Вехов Н. В. Пустозерский край//Моск. ж. 2000. 11. С. 23-29; Ненецкий край: Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Док-ты/Ред.-сост.: В. Ф. Толкачёв. Архангельск, 2000; Остров Вайгач: Культурное и природное наследие/Ред.: П. В. Боярский, В. П. Столяров. М., 2000. Кн. 1; Ненецкий АО: Энцикл. слов. М., 2001; Новиков А. В. Лешуконье, XV-XIX вв.: История края. Архангельск, 20032. С. 208, 212; Ясински М. Э., Овсянников О. В. Пустозерск: Рус. город в Арктике. СПб., 2003; Головнёв А. В. Кочевники тундры: Ненцы и их фольклор. Екат., 2004; Щуров Г. С. Очерки истории культуры Рус. Севера, 988-1917. Архангельск, 2004; Ахабадзе Д. Т. и др. Ненецкий АО: Совр. состояние и перспективы развития. СПб., 2005; Канев Ю. В. История Ненецкого края. Нарьян-Мар, 2005; он же. Оленная армия. Нарьян-Мар, 20162; Павлов П. Ю. Палеолит северо-востока Европы: Новые данные//Археология, этнография и антропология Евразии. Новосиб., 2008. 1(33). С. 33-45; Сорокин А. Н., Ошибкина С. В., Трусов А. В. На переломе эпох. М., 2009; Верещагина И. В. Мезолит и неолит крайнего европ. северо-востока. СПб., 2010; Религ.-обществ. жизнь российских регионов/Науч. ред. и сост.: С. Б. Филатов. М., 2014. Т. 1. С. 182-194.

http://pravenc.ru/text/2564916.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010