Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Маритен Жак. Фотография. Сер. ХХ в. [Франц. Maritain] Жак (18.11.1882, Париж - 28.04.1973, Тулуза), франц. философ, один из главных представителей неотомизма . Жизнь и сочинения Дед М. по матери - Ж. Фавр, известный политический деятель, один из основателей Третьей республики. Родители Поль Маритен и Женевьева Фавр придерживались идей либерального протестантизма , в связи с чем отношение юного М. к Церкви было почти враждебным. М. обучался в Лицее Анри IV, а с 1900 г.- сначала на философском, затем на естественнонаучном фак-те Сорбонны, где познакомился с Раисой Уманцовой, дочерью евр. эмигрантов из России, ставшей в 1904 г. его женой и оказавшей значительное влияние на его творчество. М. был глубоко разочарован во всех господствовавших тогда в Сорбонне философских течениях, однако встреча с А. Бергсоном , лекции которого он посещал в Коллеж-де-Франс, возродила в нем интерес к философии. Впоследствии М. писал: «Бергсон был первым, кто ответил на нашу глубокую потребность в метафизической истине; он раскрыл в нас чувство абсолютного» ( uvres complètes . 1991. Vol. 11. P. 27). В 1905 г. М. получил академическую степень, дающую право преподавать философию. Знакомство в том же году с Л. Блуа привело М. и его супругу к обращению в католичество, в 1906 г. они приняли крещение. Вскоре М. уехал в Гейдельберг, где в течение 2 лет изучал биологию под рук. Х. Дриша. С 1908 г. духовным наставником М. стал доминиканец Ю. Клериссак, по совету к-рого он начал изучать тексты Фомы Аквинского , определившие его дальнейшую философскую судьбу. С тех пор основой всех трудов М. стало стремление ответить на вопросы современных философии, искусства и политики с позиций томизма. Так, в томистском ключе были осмыслены идеи Бергсона: в 1914 г. было опубликовано 1-е самостоятельное философское произведение М. «Бергсоновская философия» (La philosophie bergsonienne). В 1914 г. М. начал читать лекции по истории совр. философии в Католическом институте Парижа, где преподавал вплоть до 1938 г. По поручению церковных властей работал над составлением учебника по философии. В результате были изданы 2 тома: «Общее введение в философию» (Introduction générale à la philosophie, 1920) и «Малая логика» (Petite logique, 1923). В 1920 г. появилась 1-я книга М., посвященная искусству: «Искусство и схоластика» (Art et Scolastique).

http://pravenc.ru/text/2562070.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Мцхета. Вид с Армазцихе-Багинети. Фотография. 2016 г. [Груз. ], первая столица восточногруз. царства Картли (Иберия) (IV-III вв. до Р. Х.- нач. VI в.), военно-политический, религиозный, экономический, просветительский центр Грузии. После объявления христианства гос. религией Картли (ок. 326) - кафедра Предстоятеля Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). В 1994 г. исторические памятники М.- храм Джвари , кафедральный собор Светицховели , мон-рь Самтавро включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. География Город расположен у слияния рек Арагви и Кура в исторической провинции Грузии Шида-Картли. По описанию историка XVIII в. Вахушти Багратиони , М. «лежит между горами: на восточной стороне от нее вздымается гора Джваро-Зедазнийская, на западной - Саркинетская (хребет Схалтба.- Авт.), на южной - гора Картли и Карсани (отроги Триалетского хребта - Авт.)». К северу от М. находится крепость Белтисцихе (ныне Бебрисцихе, на правом берегу р. Арагви) ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 68, 70; Он же. 1973. С. 349, 351). Однако в период античности и раннего средневековья территория М. была значительно больше, в нее входили: Цицамури (античное Севсамора), Саркине (букв.- место добывания железа, металлургический р-н Древней М., локализуется в окрестностях мон-ря Шиомгвиме), Земо-Авчала, Накулбакеви (городище на территории совр. Тбилиси), Карсани, Мухатгверди, Калоубани-Кодмани. В груз. нарративных источниках Древняя М. именуется «Город великий Мцхета» ( ) или «Великий город Мцхета» ( ) (Обращение Грузии//ПДГАЛ. 1964. Т. 1. С. 116, 118; То же. 1989. С. 37; Леонтий Мровели. 1955. С. 17, 85-86; Он же. 2008. С. 20, 48). В научной лит-ре закрепилось название Большая, или Великая М. ( ). Большая М. делилась на 2 части по течению Куры: «внутренний город, Мцхета в сторону Мухнари» и «город в сторону Армази, Картли южнее Куры» ( Леонтий Мровели. 1955. С. 43; Он же. 2008. С. 30). Через М. проходили дороги, связывающие царство Картли с соседними странами: Колхидой, Арменией, Албанией Кавказской , а также с Сев. Кавказом, и международный торговый путь, идущий из Индии к черноморским греч. городам. Этимология названия

http://pravenc.ru/text/2564522.html

Н. е. занимала территории исторических груз. провинций Шида-Картли (Вост. Грузия), Двалети (котловина между Сбавским (Сбайским) и Мамисонским перевалами, входила в состав Картли, ныне - юж. часть Алагирского р-на Сев. Осетии), Рача-Сванети (верховья р. Риони, сев. часть Зап. Грузии) и территорию Осетии (ныне Сев. Осетия и часть Кабардино-Балкарии). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVI-XVIII вв. По описанию груз. царевича Вахушти Багратиони , Никозский епископ (никозели) являлся «пастырем кавказцев (имеются в виду народы Сев. Кавказа.- Авт.), двалов (одни ученые считают их племенами занского происхождения, другие - вайнахского.- Авт.), [страна которых] ныне Осетией называется, вместе с Глола и Геби (селения, ныне - в муниципалитете Они; в средние века охватывали территории соседних поселений.- Авт.)» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 87; Он же. 1973. С. 370). Документы и эпиграфические источники позволяют уточнить эти данные. Согласно одному документу (Копия мцхетской грамоты 433//ИВР РАН. H 6 (G29b; H 46) - 51. Л. 93a), который на основании содержания датируют временем до нач. XVI в., в пределы Н. е. входили села в Шида-Картли: Земо-Никози и Квемо-Никози, Земо-Хвити и Квемо-Хвити, Тбети, Боцисджвари, Сабацминда, Свери (в верхнем и среднем течении р. Б. Лиахви (Диди-Лиахви), близ совр. г. Цхинвали), а также вся пров. Двалети и вся Осетия до границ Сванети ( Какабадзе. 1967. С. 340). Т. о., становится понятно, что никозели окормлял также и часть Лиахвского ущелья, соединявшую мон-рь Никози с паствой на северо-западе. Примечательной является надпись 914 г. на юж. фасаде церкви Эредви во имя вмч. Георгия, где сказано, что фундамент храма был заложен в 906 г. зодчим Тевдоре Таплаисдзе «по замыслу никозели - блаженного епископа Степане», когда «Картли правил Иване Тбели, а архиепископом (т. е. Самтаврским архиереем.- Авт.) был блаженный Кваркваре» (КГН. 1980. Т. 1. С. 170-172). Следовательно, в нач. X в. жители территории по нижнему течению р. М. Лиахви (Патара-Лиахви), где было расположено с. Эредви, также входили в паству никозели. В более позднее время ущелье р. М. Лиахви находилось в пределах Самтаврской епархии ГПЦ.

http://pravenc.ru/text/2565612.html

Территории М. е. находились в исторической груз. провинции Картли (Вост. Грузия). Наиболее ранние сведения о границах епархии относятся к XVIII в. По описанию царевича Вахушти Багратиони (1696-1757), «ниже сего (Клдекари.- Авт.) есть Манглиси, церковь с куполом... Сидит там... епископ, пастырь Алгетского ущелья и (земель.- Авт.) выше Кции до Триалети» ( Вахушти Багратиони. 1904. С. 39-40; Он же. 1973. С. 325). До образования Цалкской епархии (XII в.) Манглисский архиерей (манглели) окормлял также провинцию Триалети, т. о., зап. граница М. е. проходила по Джавахетскому хребту и соприкасалась с Кумурдойской епархией . После образования Цалкской епархии граница между нею и М. е. пролегла по левому берегу р. Храми и горным вершинам, разделяющим ущелья рек Алгети и Кциа. Отдельными селениями в Триалети манглели владели до кон. XVIII в. (ПГП. 1970. Т. 3. С. 584; Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83). На севере Триалетский хребет отделял территории М. е. от земель «мцхетского Светицховели», т. е. владений католикосов (позже католикосов-патриархов) Грузии. Согласно документам XV-XVIII вв., М. е. и манглели принадлежали земли и крепостные к северу от Триалетского хребта, в ущелье р. Тедзами, в селах Ркони, Закви, Пице, Зеси, Ховле, Квена-Дриси (Дарственная грамота царя Картли Симона I Манглисской Богородице от 1595 г.// Какабадзе. 1913. С. 85-86; Иммунитетные грамоты царей и правителей Картли Ираклия I от 1689, Вахтанга (впосл. царь Картли Вахтанг VI) от 1711 г., Иесе от 1715 г.//Док-ты по соц. истории. 1940. С. 83, 145, 169; Дарственная грамота манглели Арсения Георгию Гегуташвили от 1721 г.//ПГП. 1970. Т. 3. С. 701). На востоке по линии мон-ря Бетаниа (в юрисдикции Тбилисской епархии), церквей Парцхиси и Самшвилдский Сиони (входили в М. е.) М. е. граничила с Тбилисской и Цинцкаройской епархиями (после XIII в. вошла в состав Тбилисской епархии). На юге ущелье р. Храми отделяло М. е. от Болнисской и Дманисской епархий. В 1584 г. католикос-патриарх всей Грузии Николай VIII (1584-1589) закрепил за манглели паству по южной стороне р. Кциа (имения князей Абашишвили) ( Бердзенишвили. 1979. С. 117). Между архиереями М. е., Дманисской и Тбилисской епархий неоднократно возникали споры из-за границ (ПГП. 1970. Т. 3. С. 620, 644).

http://pravenc.ru/text/2561816.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАВИД АНАХТ (Непобедимый) [арм. ; греч. αβδ Αρμνιος Ανκητος; Давид Нергинаци] (70-е гг. V - 1-я пол. VI в.), св. Армянской Церкви, философ, основоположник светского направления древнеарм. философии. Род. в Зап. Армении. Учился в Александрии в философской школе Олимпиодора Младшего; затем в том же городе преподавал философию. Пользовался большой популярностью в греч. мире, успешно выступал в философских спорах в Афинах и К-поле, стяжав славу Трижды Великого и Непобедимого философа. Вернувшись в Армению, продолжал активную научную и педагогическую деятельность. По сообщению Аракела Сюнеци (XIV в.), толкователя сочинения Д. А. «Определения философии», Д. А., преследуемый на родине, удалился в Грузию, где и умер; по др. сведениям, он окончил жизнь в Ахпатском мон-ре (Сев. Армения). Д. А. достоверно принадлежат 4 сочинения: «Определения философии»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; древнеарм. текст впервые издан в 1731 г. в К-поле; критический текст (с параллельным рус. переводом) - в 1960 г. в Ереване; греч. текст издан А. Буссе в 1904 г. ( Davidis Prolegomena et in Porphyrii Isagogen commentarium//Commentaria in Aristotelem graeca. B., 1904. Vol. 18. Pars 2. P. 1-79); «Анализ «Введения» Порфирия»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; древнеарм. текст впервые издан в 1793 г. в Мадрасе; критический текст - в 1976 г. в Ереване; греч. текст опубликован Буссе (Ibid. P. 80-219); «Толкование «Аналитики» Аристотеля»; сохранились тексты только на арм. языке; оригинал оставляет впечатление части более обширного комментария: в сохранившихся текстах разбираются только первые главы «Первой Аналитики» Аристотеля ; текст впервые издан в 1833 г. в Венеции; критический текст вместе с рус. переводом - в 1967 г. в Ереване; «Толкование «Категорий» Аристотеля»; сохранились тексты на арм. и греч. языках; долгое время считалось принадлежащим александрийскому неоплатонику Элиасу (Элию) (см.: Аревшатян С. С. Формирование философской науки в древней Армении. Ереван, 1973. С. 277-285); рус. перевод издан в 1911 г. в С.-Петербурге.

http://pravenc.ru/text/168536.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Лютеранство. Реформатство. Евангелизм История Реформации 1900. Голубкин Ю. А. «...Буду жить и возвещать дела Господни»: Наследие Мартина Лютера//В1Р. 2000. 1. С. 57–65. 1901. Мейендорф И. , протопр . Значение Реформации как события в истории христианства//ВРЗЕПЭ. 1963. 42/43. С. 148–163. 1902. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Реформация XVI в. как церковно-историческое явление: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]/Михаил, еп. Тихвинский//БТ. 1971. Сб. 6. С. 155–164. 1903. Павлова Т. А. Протестантизм и миротворческая деятельность в XVI-XX вв.//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 260–266. 1904. Штрикер Г. Лютеранское движение мирян в России: Лютеранские братские сообщества в среде русских немцев в XIX-XX вв.: [Докл. на Междунар. конф. «Миряне на Востоке и Западе». Лидс (Великобритания), 30 июня – 3 июля 1998 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 4. С. 519–527; 1999. Т. 4. 1. С. 33–38. 1905. Шульц Г. Институт Восточных церквей Вестфальского университета им. Вильгельма (Мюнстер)//УЗ РПУ. 2000. 6. С. 186–196. См. также 1674, 1952, 2812. Богословие Исследования богословов Евангелическо-Лютеранской Церкви 1906. Вебер О. Догматическая проблема учения о примирении: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хёхст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 187–195. 1907. Вольф Э. К современному положению евангелического богословия в Германии: [Докл. на Богосл. собеседовании – II между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. Загорск, 21–25 окт. 1963 г.]//БТ. 1970. Сб. 5. С. 230–243. 1908. Вольф Э. Крещеный человек как соработник в примиряющем воздействии Божием на мир: [Докл. на Богосл. собеседовании – IV между представителями ЕЛЦ Германии и РПЦ. Ленинград, 12–19 сент. 1969 г.]//БТ. 1973. Сб. 10. С. 97–102. 1909. Гоппельт Л. Примирение через Христа по Новому Завету: [Докл. на Богосл. собеседовании – III между представителями РПЦ и ЕЛЦ Германии. Хехст (ФРГ), 3–8 марта 1967 г.]//БТ. 1971. Сб. 6. С. 179–187.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

13 мая в Государственном республиканском центре русского фольклора (ГРЦРФ) прошла презентация первого и второго томов продолжающегося издания «Казачий эпос». Автор и составитель – ведущий научный сотрудник ГРЦРФ, кандидат искусствоведения Анатолий Николаевич Иванов. Издание фольклорных материалов казачьего эпоса — многотомный фундаментальный проект ГРЦРФ. Песни записаны в разные годы на территории от бассейна Дона — на восток до реки Урал и на юг до Терека. Значительная часть материалов, вошедших в издание, публикуется впервые. Помимо фольклорных материалов — былинных песен и нот, издание включает в себя великолепный аналитический аппарат — большой вводный очерк проблемно-методологического и исторического содержания и диск с экспедиционными аудиозаписями некоторых песен, вошедших в оба тома издания. Записи эпических песен, сделанные в разное время, позволяют проследить развитие сложных культурных процессов. Русский казачий эпос представлен в книге во всей его полноте, в единстве музыкального и словесного компонентов. Раскрывается его историческая ретроспектива и особенности каждой фольклорной записи. Второй том целиком посвящен одной песне — былине «Добрыня и Алёша». Былина была записана известным музыковедом-фольклористом, руководителем студии народной песни «Измайловская слобода» Андреем Сергеевичем Кабановым на хуторе Яминский Волгоградской области. Исполнитель былины — Василий Артемьевич Сидоров 1904 г. р. в период с 1973 по 1980 годы спел различные вариации изложения былинной песни. «Былина, исполненная Василием Артемьевичем Сидоровым — сердцевина всего тома, и вообще запись в Яминском — это самая лучшая живая запись былины, многоканальная, многовариантная, вокруг нее построено все исследование» — отметил А.С. Кабанов. Таким образом, во втором томе издания собраны разные вариации этой казачьей былины, появившиеся в результате фрагментации эпического сюжета, многочисленные отголоски былины, сводные тексты смешанного происхождения. На основе этого материала и анализа А. Н. Иванова вырисовывается общая картина, во многом неожиданная и новая с точки зрения сложившихся научных представлений о народном эпосе и феномене казачьей песни.

http://pravoslavie.ru/70784.html

Иеросхимонах Стефан (в миру — Дмитрий Иванович Игнатенко) родился в 1886 году в селе Вознесенское Владикавказского уезда в семье терского казака Ивана Давидовича Игнатенко. Игнатенко учился в церковно-приходской школе. После кончины матери, семнадцатилетним юношей, Дмитрий вдвоем со старцем отправился на Святую Афонскую гору. На Афоне Игнатенко не выдержал климатических условий, тяжело заболел малярийной лихорадкой и по совету афонских старцев вернулся в Россию. Отъезд Дмитрия Игнатенко совпал с основанием на Кавказе подворья Иоанно-Богословской пустыни. 28 ноября/11 декабря 1904 года, в день памяти преподобномученика и исповедника Стефана Нового, состоялось торжественное освящение храма во имя Успения Пресвятой Богородицы в молодой обители на склоне горы Бештау (ныне Второ-Афонский Успенский мужской монастырь). В годовщину основания монастыря состоялся постриг послушника Дмитрия Игнатенко в монашеский чин с именем Стефана в честь преподобномученика и исповедника Стефана Нового (+767). Здесь же в 1913 году отец Стефан был рукоположен во иеромонахи и служил на подворье монастыря. Во время Первой мировой войны в 1914 году Второ-Афонский Успенский монастырь, вносил посильную помощь фронту, принимал участие в уходе за ранеными. В 20-е годы ХХ в., из-за нападок монахов, изгнанных с Афона, отец Стефан подолгу жил вместе с отшельниками в горных пустыньках, а затем возвращался в монастырь. В 1925-1926 годах иеромонах Стефан в поисках уединения покинул монастырь и ушел в горы со своим первым келейником Серафимом, которого очень любил. Там, в районе Цебельды, они устроили себе небольшие кельи и жили настоящей отшельнической жизнью. В 1927 году большевики закрыли обитель. Братия ушли в горы. Батюшка пробыл в Грузии до конца Великой Отечественной войны. Владыка принял отца Стефана и приписал его к клиру Ставропольской епархии. Поначалу старец поселился в ст. Горячеводской (ныне – район Пятигорска). Постоянного прихода у старца не было - он был командировочным священником, служил по станицам, а затем поселился во Владикавказе. В 1956 году старец Стефан из-за болезни сердца перебрался в Кисловодск. Вместе с ним переехали хозяева дома во Владикавказе – они не пожелали расставаться с батюшкой. До самой смерти старец жил в Кисловодске, хотя по необходимости выезжал то во Владикавказ, то в Тифлис. В Кисловодске он помогал на службах и исповедовал в храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона. В 1965 году храм взорвали. Отец Стефан молился дома. В мире батюшка отошел в вечную жизнь в 10 часов 25 минут утра 31 января/13 февраля 1973 года, накануне праздника Сретения Господня. Отец Стефан похоронен на кладбище в Кисловодске (по ул. Седлогорская). Над его могилой устроена сень, под которой не смолкает заупокойная молитва. Верующие люди постоянно приходят к старцу со своими нуждами и свидетельствуют, что сейчас благодатная помощь старца ощущается с особенной силой, и есть множество чудес, совершаемых по молитвам отца Стефана.

http://sobory.ru/article/?object=24149

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла А. Орландос. Фотография из кн.: [Греч. Ορλνδος] Анастасиос (23.12.1887, Афины - 6.10.1979, там же), греч. ученый, археолог, реставратор. Принадлежал к известной с XVIII в. семье Орландосов с о-ва Спеце. Приходился внуком участнику национально-освободительной борьбы гос. деятелю Иоаннису Орландосу (1770-1852). Изучал инженерное дело в Афинском политехническом ун-те (1904-1908), затем - гуманитарные науки на философском фак-те Афинского ун-та. Параллельно работал под рук. Н. Баланоса над реконструкцией Афинского акрополя (1910-1917). В 1915 г. защитил докт. дис. «Фронтон храма Посейдона в Сунионе» (Τ τωμα το ν Σουν ναο το Ποσειδνος). Впосл. занимал кафедры профессора архитектуры в Политехническом ун-те (1919-1940) и профессора визант. археологии в Афинском ун-те (1939-1958). В 1920-1942 гг. О. осуществлял общее руководство реставрационными и консервационными работами на территории Греции за исключением акрополя, в 1942-1958 гг.- всеми работами без исключения. Был одним из основателей (1926), президентом (1950) и генеральным секретарем (1956-1966) Афинской АН, членом совета (1927-1951) и секретарем Афинского археологического об-ва (с 1951), вице-президентом (с 1955) и президентом (с 1968) греч. Об-ва византийских исследований, президентом Христианского археологического об-ва (с 1966), 1-м председателем Национального комитета византинистов Греции (с 1970), иностранным членом франц. Академии надписей и изящной словесности (с 1976 по представлению П. Лемерля ). Кавалер ордена Почетного легиона (1948). В 1935-1973 гг. О. опубликовал 12 выпусков альманаха «Архив византийских памятников Греции» (Αρχεον τν Βυζαντινν μνημεων τς Ελλδος). О. занимался реставрацией как античных, так и визант. памятников. Под его непосредственным руководством были восстановлены: храм Посейдона на мысе Сунион, базилика VI в. у дер. Айия-Параскеви на о-ве Лесбос (1937), ц. Св. Софии в Мистре (1938), монумент в честь победы (трофей) фиванцев в битве при Левктрах 371 г. до Р. Х. (1958). Также О. курировал работы по восстановлению пострадавшей от пожара в 1917 г. базилики вмч. Димитрия Солунского в Фессалонике (работы были закончены в 1948) и воссозданию исторического облика античного театра в Эпидавре (1954-1963). В сферу научных интересов О. входила не только церковная, но и светская архитектура. Исследуя архитектурные элементы частных домов Мистры и Кастории, О. обнаруживал в этих зданиях непосредственное продолжение древнегреческих и византийских традиций. Большую роль О. сыграл в развитии церковного строительства. По его проектам было возведено ок. 50 храмов в неовизант. стиле, в т. ч. храм сщмч. Дионисия Ареопагита на ул. Скуфа в Афинах (1931), храм свт. Василия на ул. Мецову в Афинах (1933), 3-нефная базилика в мон-ре свт. Дионисия Закинфского на о-ве Закинф (1948).

http://pravenc.ru/text/2581537.html

Другой замечательный прихожанин Янаибара – профессор университета Окаяма Судзуки Мититака, в крещении Савва. Книга профессора Мититака об иконописице Ирине-Рин Ямасита, иконы которой есть и в Янаибара, способствовала возрождению памяти об иконописице среди ее соотечественников. Из Янаибара следуем за машиной отца Григория Огава, чтобы на пароме переправиться с острова Хонсю на остров Сикоку. Настоятель благочиния живет в городе Токусима, на юге острова Сикоку. Путешествие по Внутреннему Японскому морю занимает меньше часа. Издали нас приветствует промышленный и торговый город Такамацу, административный центр одной из префектур острова Сикоку. Токусима Протоиерей Григорий Огава, настоятель храма в Янаибара 3 января. Рано утром из Такамацу следуем на юго-восток острова Сикоку, чтобы побывать в православном храме в Токусима. «Токусима – главный город провинции Ава на Сикоку… – писал святитель Николай в 1882 году. – Провинция здешняя богатая по обильному производству для вывоза: индиго, сахарного песку, соли и табаку; Токусима в постоянных сношениях по торговле с Осака, и потому нравы здесь похожи на осакские: довольно наклонности к роскоши, немало распущенности, но при этом еще слабохарактерность. К тому же буддизм на Сикоку особенно силен… Оттого-то и в Токусима, между прочим, так много ненависти к христианству и противодействия ему».(Там же. Запись от 3 июня 1882 года.) В 1904 году священник Фома Маки из Токусима окормлял русских военнопленных в Маругамэ. С 1916 по 1945 годы настоятелем храма Токусима служил священник Петр Какэхаси. В эти годы в пламени войны пострадало много церквей. Община возродилась в 1973 году, и настоятелем стал священник Григорий Огава. Тогда здесь было восемь семей прихожан, молитвы совершались в их домах. Современное бетонное здание храма в честь Сошествия Святого Духа воздвигнуто в 1980 году усилиями этих восьми семей. В том же году изготовлен иконостас. Его иконы написаны в 1892 году иконописицей Ириной-Рин Ямасита для церкви Хамамацу. Затем иконы находились в Нагоя, а после пожара 1945 года – в Тоёхаси. В 1980 году староста общины Тоёхаси перевез 11 икон из Нагоя в новый храм Токусима. Это были иконы разного размера и с некоторыми повреждениями, поэтому для реставрации пригласили специалистов Эрмитажа и университета Окаяма. Две иконы нынешнего иконостаса – «Рождество Христово» и «Сошествие Святого Духа на апостолов» – выполнены современной иконописицей из Янаибара Евгенией Сираиси в греческом стиле и напоминают манеру ее предшественницы – Ирины-Рин Ямасита.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010