РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 1 (14) Священномученик Александр Агафоников Священномученик Александр родился 3 декабря 1881 года в селе Медяны Вятского уезда Вятской губернии в семье псаломщика Владимира Агафоникова. По окончании в 1903 году 5-го класса Вятской Духовной семинарии Александр Владимирович поступил учителем в Сычевскую церковноприходскую школу. 18 июня 1904 года он был рукоположен во диакона ко храму в селе Кырчан Нолинского уезда Вятской губернии, а 29 октября 1906 года – во священника ко храму в селе Тойкино Сарапульского уезда и назначен преподавателем Закона Божьего в Тойкинском земском училище. В 1911 году отец Александр был избран депутатом от духовенства на епархиальный съезд, а в 1913 году – депутатом на окружной училищный съезд. В 1914 году отец Александр был переведен в храм в селе Спасо-Талицы Орловского уезда Вятской губернии и назначен законоучителем женского и мужского земских училищ. В 1915-1917 годах отец Александр избирался депутатом на епархиальные съезды, а в 1917 году был избран благочинным 1го округа Орловского уезда. С 1917 года отец Александр стал служить в городе Вятке, а с 1919 года – в Спасо-Троицком соборе в городе Котельнич и вскоре был назначен благочинным. На состоявшемся в 1923 году благочинническом собрании было принято решение просить Патриарха Тихона об учреждении в Котельничах отдельного викариатства. Отец Александр предложил в качестве кандидата на занятие епископской кафедры иеромонаха Флавиана (Сорокина), подвизавшегося в Златоустовском монастыре в Москве. В начале 1924 года иеромонах Флавиан был хиротонисан во епископа Котельнического, викария Вятской епархии. По приезде в Котельнич епископ Флавиан был вызван в уездный исполнительный комитет, где у него спросили, собирается ли он создавать при себе епархиальное управление, на что он ответил, что нет. В этот период отец Александр исполнял обязанности городского благочинного и был ближайшим помощником архиерея. Епископ Флавиан управлял викариатством около года, а затем был арестован и сослан. Из ссылки он написал отцу Александру, что попал в чрезвычайно тяжелые материальные обстоятельства и нуждается в самом необходимом; в ответ на просьбу о помощи отец Александр стал ежемесячно высылать епископу деньги.

http://fond.ru/foto/975/Aleksandr/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Октября 5 (18) Преподобноисповедник Гавриил ( Игошкин ) Преподобноисповедник Гавриил родился 23 мая 1888 года в деревне Самодуровка Пензенской губернии в семье крестьянина Ивана Игошкина. Во святом крещении младенцу нарекли имя Иоанн, потому что в этот день, 23 мая, праздновалась память Ростовского чудотворца – блаженного Иоанна Власатого Милостивого. Родители его, Иван Павлович и Варвара Павловна, отличались богобоязненностью и простотой. С детства Иоанн познакомился с тяжелым крестьянским трудом, помогая своему отцу в работе. Родители воспитали сына в заветах строгого благочестия, и посеянное семя принесло добрый плод. Иоанн был старшим сыном в семье. Когда он подрос, его отдали учиться грамоте. Родители смотрели на обучение грамоте как на дело священное: грамота давала ключ к чтению и уразумению Божественных писаний. Приходилось ходить на учебу за десять километров в Русский Качим, – именно там находилось двухклассное духовное училище. Иоанн полюбил храм Божий, в свободное от учебы время посещал его, а дома все свободное время посвящал чтению духовных книг и молитве. Еще будучи отроком, Иоанн обнаружил склонность к подвижничеству, с годами его ревность к благочестию возрастала все более и более. Закончив учебу, он решил оставить мир с его соблазнами и ушел 12 ноября 1903 года в монастырь Жадовская пустынь Корсунского уезда Симбирской губернии. В 1909 году послушника Иоанна призывают на военную службу в город Ковно. В Ковенской крепостной артиллерии на должности певчего при военном соборе он прослужил до конца марта 1913 года. Возвратившись домой, Иоанн вместе с родителями занялся крестьянским трудом, но в 1914 году, в связи с начавшейся Первой мировой войной, был призван в действующую армию, где служил псаломщиком и делопроизводителем при 25-м военном госпитале. В конце 1917 года Иван Игошкин был демобилизован по болезни и вернулся к родителям в Самодуровку. В 1922 году родители его скончались.

http://fond.ru/kalendar/989/gavriil/

Санкт-Петербург. Церковь Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1903 году по ходатайству причта Благовещенской церкви в Старой Деревне епархией были приобретены земли севернее полотна железной дороги для организации на них нового городского кладбища. 25 июля 1906 года была произведена закладка храма во имя преподобного Серафима Саровского. По имени церкви и кладбище получило наименование Серафимовского. К концу октября здание было уже построено; проект его исполнил А.Ф. Барановский при участии епархиального архитектора Н.Н. Никонова. Внешний облик здания определяют шатровые крыши церкви и колокольни, резные подзоры кровли, точеные столбы крылец. Одновременно с главным престолом храма 1 марта 1907 года протоиереем Н.А. Травинским были освящены также два придела: южный - во имя Святой Мученицы Царицы Александры и северный - Покрова Пресвятой Богородицы. Дубовый иконостас прекрасной работы для церкви пожертвовал купец А.А. Николаев, а 11 образов для иконостаса - М.Н. Колчин. Близ правого клироса главного придела была помещена главная святыня храма - образ преподобного Серафима Саровского с частицей его мощей, мантии и гроба, а также камня, на котором он молился тысячу дней и ночей. В годы Первой мировой войны на Серафимовском кладбище хоронили солдат и офицеров, погибших на фронтах и в госпиталях Петрограда. Левее Царских врат главного алтаря на специальном столбе и ныне висит мемориальная латунная доска с образом Святителя Николая Чудотворца в память 136 солдат и офицеров 36-го Орловского пехотного полка, погибших в октябре 1914 года в боях на реке Сан, с надписью: " Нет выше той любви, когда кто положит душу свою за друзей своих. Вечная память " . В послереволюционные годы оставалась действующей, до 15 декабря 1923 года она была приписана к Благовещенской церкви, а затем стала самостоятельной. Она являлась одной из немногих в Ленинграде церквей, которые были открыты и в годы блокады. Храм не работал лишь с 22 января по апрель 1942 года, когда в нем складывали трупы умерших от голода Ленинградцев. В период блокады на Серафимовском кладбище было погребено около 100 тысяч погибших горожан. В 1957-1965 годах по проекту архитектора Я.Н. Лукина и группы скульпторов под руководством Р.К. Таурита справа от входа на кладбище, над местом захоронения погибших в годы блокады, был создан мемориальный ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=01543

Скачать epub pdf Содержание Архимандрит Иоанникий († 6 июня 1921) Схимонах Азарий (Монах Герасим) († 22 июня 1914) Схимонах Анания Иеросхидиакон Арсений (Иеродиакон Антоний) († 10 августа 1922) Архимандрит Варлаам († 16 декабря 1894) Монах Даниил (старец Дионисий) († 31 октября 1888) Схимонах Диомид (Монах Тарасий) († 29 августа 1921) Иеромонах Дорофей Больничный († 19 апреля 1919. Пасхальная неделя) Многоболезненный Монах Евфимий († 7 октября 1918) Старец Иеросхимонах Захария (Зиновий) Иеросхимонах Зосима († 4 мая 1920) Иеросхимонах Иоанн Богадельный (Иеромонах Иов) († 7 августа 1922) Иеросхимонах Иоанн (иеромонах Нестор) († 10 августа 1904) Иеросхидиакон Памва († 9 августа 1896) Архимандрит Питирим († 14 августа 1903) Блаженный монах Тихон Больничный († 30 января 1901) Иеросхимонах Феодор (Духовник о. Филарет) († 27 октября 1899) Монах Михей (слепец-звонарь) Рясофорный монах-послушник Иоанн Грозный († 28 февраля 1901) Иеромонах Флавиан Монах Евлогий Соловецкие крупицы и блестки Соловецкие ревнители послушания     Соловецкая обитель прпп. Зосимы и Савватия в течение столетий была духовным бастионом Православия на крайнем севере Русской Земли. Здесь сформировался особый тип соловецкого подвижничества, выявились неповторимые черты русской святости, обусловленные местной традицией, природой, историческими обстоятельствами, и в первую очередь Божественным Промыслом, благоустрояющим и определяющим пути человеческой жизни. Господу угодно было насадить на этих некогда безжизненных и удаленных островах благоухающий Сад спасения, который в течение многих веков украшался дивными и редкими цветами. Пустынножители, трудники, безмолвники, старцы, тайновидцы, постники, молитвенники и аскеты – сколько этих светлых и Богоугодных душ прославляют ныне Небесного Царя в Соборе соловецких святых! «Соловецкий Цветник» составлен Мануилом, епископом Лужским, в период его заключения в Соловецком лагере особого назначения с 1924 по 1928 год. В него вошли отдельные жизнеописания, составленные в разное время большей частью неизвестными Боголюбцами из монашествующей братии, записи монастырских преданий, сделанные самим еп. Мануилом, рукописи, письма, заметки благочестно поживших праведников, синодики, послужные списки, Соловецкие Некрополь и Патерик и некоторые другие источники, свидетельствующие об удивительном и многообразном мире соловецкой святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. О.А. Борзова II. Хронограф жизни и деятельности Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого 1877 г., 27 апреля – рождение в г. Керчи. 1889 г. – переезд в г. Киев. 1889 – 1895 гг. – учёба во второй Киевской гимназии. 1890–1895 гг. – учёба в Киевской художественной школе. 1893–1897 гг. – участие в выставках передвижников в Киевской художественной школе. 1896г. – поступление в Академию художеств (Санкт-Петербург) и переход на юридический факультет Киевского университета. 1897г. – учёба в художественной школе профессора Книрра (г. Мюнхен). 1898 – 1903 гг. – обучение на медицинском факультете Киевского университета имени Святого князя Владимира. 1904–1905 гг. – участие в русско-японской войне в качестве военного хирурга в Киевском лазарете Красного Креста. 1905г. – брак с Анной Васильевной Ланской. 1905–1906 гг. – служение земским врачом в г. Ардатове Симбирской губернии. 1906–1908 гг. – работа главным врачом больницы в с. Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии. 1907г. – рождение сына Михаила. 1908г. – рождение дочери Елены. 1908 г. – первые научные статьи по вопросам обезболивания в журнале «Хирургия» и «Врачебная газета». 1908–1909 гг. – поступление в экстернатуру, работа врачом-экстерном в клинике госпитальной хирургии медицинского факультета Императорского московского университета, под руководством профессоров П. И. Дьяконова и Ф. А. Рейна. 1909г. – выступление на заседании Тамбовского физико-медицинского общества с докладом «Регионарная анестезия в практике земского врача». Избрание почётным членом-корреспондентом Тамбовского физико­-медицинского общества. 1909–1910 гг. – работа главным врачом больницы в с. Романовка Балашовского уезда Саратовской губернии. 1910–1917 гг. – работа главным врачом городской уездной больницы Переславль-Залесского уезда Московской губернии. 1911г. – рождение сына Алексея. 1911 г., 22 декабря – участие во II съезде Российских хирургов в Москве. 1914г. – рождение сына Валентина. 1914–1917 гг. – работа хирургом в эвакуационном госпитале.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Сычёвка. Церковь Космы и Дамиана. Красная церковь, Синягинская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Необычайный художественный интерес представляет храм, который размещался на улице Гоголя (бывшая Б. Вяземская). Речь идет о храме, освященном в 1903 году во имя Святых Косьмы и Дамиана. В народе эту церковь называли Синягинской по фамилии сычевских купцов братьев Синягиных - Аркадия, Александра, Ивана и Николая и вот почему. В 1900 году в Петербурге умер один из богатейших сычевских купцов Василий Кузьмич Синягин. Согласно его завещанию, на оставляемые им средства в Сычевке должен быть выстроен новый храм. Свои средства предоставили и упомянутые братья Синягины, и в 1900 году по проекту архитектора Парланда началось строительство храма. Возведение церкви велось не только приезжими, но и сычевскими мастерами. Храм был построен в неорусском стиле. Для данного архитектурного стиля характерно сочетание элементов древнерусского и византийского зодчества. Открытая кирпичная кладка без последующей наружной штукатурки, позолоченный купол и главка, которыми был увенчан храм. Все это придавало церкви монументальную торжественность, горделивость и величие, и не могло не вызвать восхищения. За свою красоту и красный цвет стен церковь еще называли «красная». В конце 1910 года был освящен первый придел этого храма. Служил в церкви Святых Косьмы и Дамиана священник Григорий Иоаннович Доронин, окончивший Смоленскую духовную семинарию в 1899 году. Отец Григорий перешел в этот храм из Сычевской Благовещенской церкви. В 1910 году он был награжден набедренником (ГАСО, ВФ, Ф.55, Оп.2, Св.1, Д.49). В 1913 году настоятелем храма становится священник Иоанн Синявский. 27 февраля 1914 года он был награжден скуфьею. В. Каплинский " Православные храмы Сычевского уезда Смоленской губернии " Описание старой фотографии: называемый в народе " Красный " . В годы Великой Отечественной войны использовался в качестве тюрьмы. При отступлении немецко-фашистских войск в марте 1943 года храм был взорван. Надпись на обороте: Храм в Сычевке. Октябрь 1941 г.

http://sobory.ru/article/?object=34585

Февраля 4 (17) Священномученик Николай (Голышев) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Николай родился 3 мая 1882 года в селе Губино Бронницкого уезда Московской губернии в семье крестьянина Власия Голышева. Николай Власович окончил земскую школу и в 1903 году поселился в Егорьевске, где устроился работать конторщиком на фабрике Бардыгина. В 1914 году его приняли на работу в городскую управу помощником бухгалтера. В этой должности он проработал до 1917 года, когда устроился в Егорьевском финотделе заведующим сметно-кассовым подотделом. Николай Власович был музыкально одаренным человеком, хорошо играл на скрипке. Молиться он ходил в величественный Успенский Белый собор города Егорьевска, где пел на клиросе. 5 ноября 1917 года Николай Голышев женился на Александре Сергеевне Ермоловой. Во время венчания в Успенском соборе пел сводный хор из певчих всех хоров города. Впоследствии у Николая и Александры Голышевых родилось трое детей: Татьяна, Вера и Сергей. Старшая дочь умерла во младенческом возрасте. В апреле 1920 года Николай Голышев был рукоположен в сан диакона к Успенскому собору города Егорьевска, где прослужил до 1929 года. В 1929 году его рукоположили во священника к Никольскому храму в селе Крутины. На погосте Крутины уже в середине XVI века стояла деревянная церковь во имя святителя Николая. Каменный храм был построен в 1859 году. Здесь и прослужил отец Николай до ареста. 3 февраля 1931 года священник Николай Голышев был арестован и обвинен в том, что ведет антисоветскую агитацию, организовал вокруг себя группу, которая под его влиянием также ведет антисоветскую деятельность, направленную против мероприятий советской власти в деревне. В вину священнику, в частности, ставилось то, что он «с 9 марта 1930 года в течение недели ходил по приходу якобы с молебствием, в то время как по церковным правилам в это время никаких хождений с молебствиями не полагалось, результатом чего начался массовый отлив крестьян из колхозов. Так, в одной только деревне Холмы вышло сорок хозяйств». После ареста священника заключили в Бутырскую тюрьму в городе Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Хоста. Церковь Спаса Преображения. Свято-Преображенский храм Карта и ближайшие объекты Храм Преображения Господня — православный храм в микрорайоне Хоста Хостинского района Сочи. Приход принадлежит Сочинскому благочинию Екатеринодарской епархии РПЦ. Храм построен в 1914 г. по инициативе супруги крупного сановника, министра юстиции царской России И.Г. Щегловитова Марии Фёдоровны – в те годы их дача располагалась в Хосте неподалеку от места, где ныне находится храм. Она организовала попечительский совет, активно собирала средства. На его строительство император Николай II специально выделил 4 тыс. золотых рублей. Храм спроектирован в подражание Иерусалимскому Храму Гроба Господня. После 1917 г. церковь закрыли и позже в ней разместилась АТС. В 1991 г. подвал здания отдали верующим, а в 2001 г. — весь храм полностью.   Это место издавно влекло к себе людей: тисово-самшитовая роща, величественные горы, искрящиеся водопады, пробковые дубы и, конечно, море – невозможно остаться равнодушным к такой природе. Недаром селились здесь и античные греки, и римляне, и византийцы, и генуэзцы, и турки. От генуэзцев остались руины старинной крепости с четырьмя башнями. Византийцы, обращавшие местных жителей в христианство, построили три церкви, позже разрушенных турками. Многое повидала древняя Хоста за две с половиной тысячи лет… Конец XIX и начало XX веков – время интенсивного освоения побережья Чёрного моря. «Сенатор Н.С. Абаза… обратил внимание на счастливое местоположение этого уголка, на довольно широкую площадку у моря и глубокую в этом месте морскую излучину… Тут решено было создать город: провели улицы, дороги; наметились церковный, школьный, торговые участки; нарезали 175 городских участков, большая часть которых отведена была в 1901-1903 годах частным лицам с обязательством в трёхлетний срок расчистить, огородить и застроить полученную землю», – так описано возникновение курортного посёлка в книге Ф.П. Доброхотова «Черноморское побережье Кавказа», изданной в 1916 году. Хоста, приписанная к приходскому селению Адлер, своего храма не имела, что создавало бесчисленные неудобства для местных жителей.

http://sobory.ru/article/?object=05832

Юрьев-Польский. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Собор в общих чертах воспроизводит облик церкви Успения Пресвятой Богородицы (1895-1897, арх. В.А. Косяков) при быв. подворье Киево-Печерской лавры в Санкт-Петербурге Карта и ближайшие объекты Собор Троицы Живоначальной в Юрьеве-Польском был построен рядом с древним Георгиевским собором, между ним и Михайло-Архангельским монастырем. Строительство было начато в 1907 году, после четырехлетнего сбора пожертвований на строительство нового большого собора в городе. Необходимость такого собора была очевидна: Георгиевский собор, даже расширенный и перестроенный до неузнаваемости (его «очистили» от переделок уже реставраторы в советское время), не мог вместить в себя всех верующих, в особенности в праздники. Работы по строительству нового храма велись семь лет, и к 1914 году здание было завершено. Освящение храма несколько задержалось и состоялось только в 1915 году. Новое величественное кирпичное здание собора в неорусском (или псевдорусском) стиле, украшенное богатым декором, напоминающим старинную резьбу русского узорочья, производило сильнейшее впечатление. Газета «Владимирские епархиальные ведомости» писала о нем так: «Новый собор величествен и красив… В нем может разместиться более 2000 человек». В приделе нового собора был установлен перенесенный из Георгиевского храма «Святославов крест», древняя святыня, очень почитаемая верующими. В советское время собор был закрыт и изуродован, были снесены главы. Сейчас он не действует, возвышаясь огромным краснокирпичным силуэтом рядом с Георгиевским собором. И даже не все туристы сразу распознают в здании некогда величественный собор, построенный на средства всех жителей Юрьев-Польского. С сайта http://juriev.ru/Arhitect/troitskij.htm Главный городской храм Георгиевский к началу ХХ века уже не вмещал всех верующих. Особенно это ощущалось в дни больших церковных праздников. По инициативе протоиерея Александра Знаменского и прихожан, в качестве нового тёплого соборного храма города началось строительство Троицкого собора чуть к северо-востоку от Георгиевского собора. Четыре года жители Юрьев-Польского собирали пожертвования на новое строительство, и наконец в 1907 году был заложен первый камень в фундамент будущего собора. Его возведение приурочили к трёхсотлетию императорского дома Романовых. Чуть ранее, 6 марта 1903 года состоялось заседание Городской Думы, на котором было принято решение об отведении участка земли под новый соборный храм в одной ограде с существующим Георгиевским собором. Решено было отвести под оба храма 432 квадратных сажень земли и в том числе построить проезд от соборной улицы к Владимирскому тракту. Часть этой мощёной булыжником дороги существует и до сего дня.

http://sobory.ru/article/?object=00767

Ялуторовск. Собор Сретения Господня. Сретенский собор Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Историю православных храмов в городе Ялуторовске следует отсчитывать с начала XVIII века. Первая церковь была встроена в острожную стену. Время ее возникновения, по мнению историков, 1701 год. Но это достаточно условная дата, так как ученые ссылаются на чертеж в книге С.У. Ремезова, где за 1701 годом показан только этот храм. В то же время с самого начала основания Ялуторовской слободы потребность в храме была очевидна. Поэтому историки не исключают, что первая церковь возникла еще в XVII в. Каменное строительство в Ялуторовске было представлено Сретенским собором. Возведение каменного храма на месте старого деревянного, по всей видимости, началось на рубеже 60-70-х годов XVIII века. Полностью его строительство закончилось в 1837 году. В 1837 году в соборе служили торжественный молебен в честь наследника российского престола, Великого князя Александра Николаевича (будущего царя Александра II), который путешествовал по Сибири вместе со своим воспитателем, поэтом В. Жуковским. В апреле 1877 года под сводами храма стояли известные путешественники Альфред Брем и Отто Финш, издавшие после возвращения в Германию большой исторический труд, где рассказано и о посещении Ялуторовска. Выдающимся произведением церковного искусства считался нетрадиционный иконостас Сретенского собора, выполненный, как предполагают исследователи, лучшими мастерами Москвы и Санкт-Петербурга в стиле барокко. Высота его составляла 11,3 метра. Иконы располагались в три яруса. Настенная живопись и иконы верхнего яруса иконостаса были выполнены в западноевропейской манере. В целом иконостас верхнего яруса не имел аналогов на территории Тобольской епархии. К собору были приписаны две церкви, четыре часовни и четыре молитвенных дома. Время не щадит и камень. Построенный в конце XVIII – начале XIX века, к началу XX века собор сильно обветшал. Сохранилась переписка с императорской Археологической комиссией о постановке собора на учет как «памятника старины, замечательного по архитектуре». Тревога по поводу состояния Сретенского собора появилась еще в 1903 году, когда Епископ Тобольский и Сибирский Антоний при осмотре заметил трещины в сводах и арках трапезной нижнего храма. Им было дано распоряжение о техническом осмотре храма и принятии мер к ремонту. Сумма ремонта была определена в 6 000 рублей. Собрать их предполагалось путем пожертвований. Собор был закрыт с 1908 года. Ремонт проходил медленно, и храм был капитально отремонтирован лишь перед первой мировой войной в 1913-1914 годах, после чего служба в нем была возобновлена.

http://sobory.ru/article/?object=25287

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010