А.В. Попов Литература 13 Августа. (От нашего корреспондента)//АПВ, 1902, т. VI, 16, с. 352–353. 38 писем бывшего Обер-Прокурора Святейшего Синода К.П. Победоносцева к Высокопреосвященнейшему Макарию, Архиепископу Томскому/Сост. свящ. Сергий Дмитревский. Томск: Тип. Приюта и Дома Трудолюбия, 1910. 200-летие Православия в Америке. Святые Америки//Русский паломник. Иллюстрированный журнал, 1994, 9, с. 1–7. А. Р. Историческая переписка о судьбах православной Церкви. М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1912. Адрес, поднесенный Его Преосвященству, Преосвященнейшему Тихону, Епископу Алеутскому и Северо-Американскому, духовенством С.-Американской Епархии по случаю отъезда Его Преосвященства в отпуск//АПВ, 1903, т. VII, 11, с. 169–170. Александров В. В.К путешествию Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Северо Американского. Освящение нового храма во имя Св. Живоначальныя Тройцы в городе Вилькесоне, Сеаттлийского прихода//АПВ, 1902, Т. VI, 20, с. 423–427. Александров В.В. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, Т. V, 20, с. 422–425. Александров В.В. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии. I. В Сеаттли/АПВ, 1904, т. VIII, 18, с. 350–353. Александров П.В. Путешествие Его Преосвященства Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и С.-Американского, по Епархии//АПВ, 1901, т. V, 17, с. 355–358. Алеутская и Северо-Американская Епархия//Календарь Православного Общества Взаимопомощи в Северо-Американских Соединенных Штатах на 1902 г. Год издания 2-й. Нью-Йорк: Тип. «Американского Православного Вестника», 1901. С. X L -X LIX. Алеутская и Северо-Американская Епархия//Православный Русско-Американский календарь (справочник) на год 1914. Издание еженедельной газеты «Свет» (Орган Русского Православного Общества Взаимопомощи в С.А.С.Ш .). Год издания 11-й. Нью-Йорк: Тип. «Света», 1913. С. 103–148. Аляска/Сост. Д. Суони, Э. Амрайн. М.: ACT; Астрель, 2008. – [Дорлинг Киндерсли: путеводители].

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Абрамцево. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1902 и 1914. Восстановлена в 2015 г. Ссылки:   Адрес: Московская область, Дмитровский район, деревня Абрамцево Координаты: 56.406144, 37.241126 Проезд:от г.Дмитрова по трассе А-108 на Рогачёво и Клин, населённый пункт " Абрамцево " обозначен (на трассе после Бунятино), развалины часовни будут слева, перед левым поворотом в деревню. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. История церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, которая расположена в деревне Абрамцево, уходит своими корнями вглубь времён. Судьба часовни тесно переплетается с судьбой уникального Спасского храма соседнего села Ведерницы.По данным Центрального Московского Архива Епархии в 1903 году по указу Николая II, на пожертвования, на том месте построена каменная церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы. По данным 1917 года в церковной собственности ведерницкого храма состояла и каменная часовня в деревне Абрамцево. Во времена советской власти часовня была разрушена и засыпана землёй. До наших дней дошли лишь фрагменты фундамента, однако было принято решение воссоздать храм на прежнем месте. Воссоздаваемая церковь восстановит утраченную доминанту в планировочной структуре деревни. Алтарь воссоздаваемой церкви включает в себя фрагмент разрушенной часовни. С  сайта прихода История населённого пункта, в котором ныне восстановлена из руин небольшая церковь в честь Пресвятой Живоначальной Троицы, уходит своими корнями вглубь времён. Впервые местечко Абрамцево (деревня Обрамовская) Каменского стана упоминается в одном акте XV века, когда она была приобретена Троице-Сергиевым монастырём. В начале XVI века Обрамовская, как тогда она называлась, насчитывала всего 5 дворов. В " Историко-статистическом описании церкви в честь Спаса-Исцелителя расзслабленнаго " села Ведерницы Дмитровского уезда, составленного И. О. Токмаковым в 1894 году, на странице 16 указано, что в архивах с 1504 года, с незапамятных времён существовала деревянная часовня в деревне Обрамцево... Здесь будет уместным дать пояснение, почему был переименован храм Спаса-Исцелителя в селе Ведерницы и причина строительства часовни в Абрамцево.

http://sobory.ru/article/?object=08652

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Библиография Список литературы на русском языке Аксаков= Аксаков Н. Патриаршество и каноны. СПБ., 1906. Акты=Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917–1943. М., 1994. Алексий II. Обращение=Алексий II, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Обращение к клиру и приходским советам города Москвы на Епархиальном собрании 21 декабря 1995. М., 1996. Алмазов=Алмазов А.И. Законоправильник при русском Требнике. СПБ., 1902. Афанасьев= Афанасьев Николай , протопресвитер. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. Бартошек – Бартошек М. Римское право. Понятия, термины, определения. М. 1989. Бенешевич. Синагога=Бенешевич В.Н. Синагога в 50 титулах и другие юридические сборники Иоанна Схоластика. СПБ., 1914. Бенешевич. Кормчая=Бенешевич В.Н. Древнеславянская Кормчая в 14 титулах без толкования. 4.1. СПб., 1906. Бенешевич – 883=Бенешевич В.Н. Канонический сборник 14 титулов со второй четверти 7 в. до 883 г. СПб., 1905. Бердников=Бердников И.С. Краткий курс церковного права Православной Церкви. Вып. 1. Изд. 2-е. Казань, 1903. Бердников –1888=Бердников И.С. Краткий курс церковного права. Казань, 1888. Благочиние=Инструкция благочинному приходских церквей. Болотов. Архим. Владимир=Болотов В.В. Из церковной истории Египта. Архимандрит Тавенниотов Владимир при Константинопольском дворе в 431 г. Ч. 1. Болотов. История=Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Т.2. М., 1994. Болховитинов= Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. Киев, 1825. БТ 2, 18, 25=Богословские труды. Сборник 2. М., 1961; Сборник 18. М., 1978; Сборник 25. М, 1984. Булгаков=Булгаков СВ. Настольная книга для священно-церковно- служителей. Ч. 2. М., 1993. Вальсамон=Вальсамон. Толкование на «Номоканон» 9. Гл. 29. Василий Вел.= Василий Великий . Творения. Т. 3. СПб., 1850. Вестник=Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Властарь. Синтагма= Матфей Властарь . Алфавитная Синтагма. Изд. 2-е. Симферополь, 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич), митр. Саратовский и Вольский Родился 12 сентября 1880 года в Тамбовской губернии. В 1903 году окончил Тамбовскую духовную семинарию. В 1907 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия. 26 ноября 1907 г. пострижен в монашество, а 3 декабря рукоположен во иеродиакона и 10 декабря – во иеромонаха. С 1907 по 1908 гг. был профессорским стипендиатом СПБ духовной академии по кафедре Библейской Истории. С 1908–1910 гг. – личный секретарь при архиепископе Финляндском Сергии (впоследствии патриарх). 1910–1911 г. – и.д. доцента по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и аскетики в СПБ духовной академии. 15 ноября 1911 г. – инспектор СПБ духовной семинарии. С 21 дек.1911 г. назначен ректором Таврической духовной семинарии, а 26 декабря возведен в сан архимандрита. С 26 авг.1913 г. по 1917 г. ректор Тверской духовной семинарии. В 1914 г. был участником открытия мощей Святителя Питирима. 1917–1918 гг. избран членом I-ro Московского Собора от низших клириков. Осенью того же года избран членом Херсонского Церковного Собора от учебных заведений, монастырей и как заместитель архиерея. 1917–1919 гг. – ректор Таврической духовной семинарии по выборам корпорации. В 1919 г. читал лекции в Таврическом университете по кафедре Богословия. 10 февр.1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, вик. Таврической епархии, по постановлению Св.Синода Украинской автономной церкви, с согласия Патриарха Тихона. Чин хиротонии совершали: архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и архиереи: Гавриил Челябинский, Варлаам (Ряшенцев) , б. секретарь при Украинском Синоде, Нестор Камчатский (Анисимов) и другие. 1919–192O гг. – епископ армии и флота на юге России. 1919–1921 гг. – член Синода В.Ц.У. В 1920 году назначен от Синода в Совет Министров при ген. Врангеле. В 1920 году в ноябре эвакуировался за границу. Жил в Константинополе, Болгарии, Сербии и в других Западно-Европейских странах. Был председателем Предсоборного Совещания (или епархиальн. собр.) в Константинополе перед Карловацким Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Георгий (Ярошевский), митрополит Варшавский Родился 18 ноября 1872 года в Подольской епархии. В 1897 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом при той же Академии. В 1898 г. назначен преподавателем Таврической духовной семинарии. 24 марта 1900 года пострижен в монашество, а 26 марта рукоположен во иеромонаха. В 1901 году за свой труд «Соборное послание Св. Ап. Иакова» получил степень магистра богословия и определен смотрителем Калужского духовного училища. 1902 г. – инспектор Могилевской духовной семинарии. 1903 г. – ректор Тульской духовной семинарии в сане архимандрита. I июля 1906 г. хиротонисан во епископа Каширского, вик. Тульской епархии. С I февр.1908 г. – епископ Прилукский, вик. Полтавской епархии. С 19 ноября 1910 года – епископ Ямбургский, вик. Петербургской епархии. С 22 ноября – ректор СПБ духовной академии. С 13 мая 1913 г. – епископ Калужский и Боровский. С 1914 г. – почетный член СПБ духовной академии. С 6 июля 1916 г. – епископ Минский и Туровский. С 1916–1918 г. упоминается председателем одной из Соборных Комиссий. Выступал против учреждения патриаршества. 12 дек.1917 г. утвержден в звании Почетного члена Московской духовной семинарии. 12/25 апреля 1918 г. возведен в сан архиепископа. В 1919 году эмигрировал за границу в Италию. В 1922 году, когда Польское правительство решило установить в своем государстве автокефалию Церкви, тогда он был вызван из Италии и назначен на Варшавскую кафедру с условием, чтобы он содействовал установлению автокефалии Православной Церкви в Польше. Удовлетворяя просьбу Польского правительства, об образовании автокефалии, Св. Патриарх Тихон назначил архп. Георгия своим временным экзархом в Польше. Но архп. Георгий принял иной курс, чем мыслил Патриарх Тихон. В январе 1922 года он вместе с епископом Дионисием (Валединским) созвал в Варшаве Собор с целью санкционировать некоторые предварительные мероприятия, нужные для учреждения автокефалии. На этот Собор они не пригласили главного противника автокефалии архп. Елевферия (Богоявленского), стремясь достигнуть своих преднамеченных целей.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дом бесплатных квартир на Софийской набережной. Фотография. Нач. ХХ в. Благотворительная деятельность Б. была чрезвычайно обширной. В 1887 г. на их средства на Сокольничьем поле была построена больница, названная в честь братьев Б. (совр. городская больница 33 им. А. А. Остроумова). В 1893 г. при больнице открылся дом для призрения неизлечимо больных, в 1903 г.- родильный приют, в 1910 г.- амбулатория с рентгеновским кабинетом и светолечебницей. В 1911 г. больница стала клинической базой медицинского фак-та Высших жен. курсов. В 1895 г. промышленники выделили 600 тыс. р. на строительство в Сокольничьей роще бесплатного детского приюта для бедных и сирот правосл. вероисповедания. В приюте воспитывались дети с 4-6 до 18 лет, им давали религ., нравственное и физическое воспитание, обучали ремеслу. (После 1917 в здании приюта нек-рое время размещался детский дом, перед Великой Отечественной войной - приют им. Коминтерна для детей-иммигрантов, впосл. весь комплекс зданий передан изд-ву «Мир» (1-й Рижский проезд, 2).) В 1898 г. на приобретенной Б. земле был построен комплекс Дома бесплатных квартир для многодетных вдов и бедных курсисток на Софийской набережной, состоявший из 3 зданий. В год постройки Б. передали комплекс Москве. В 1912 г. здесь было 450 однокомнатных квартир, где проживали более 2 тыс. чел. (из них 600 вдов и ок. 1,5 тыс. детей), на 1-м этаже располагались комнаты для 100 учащихся девушек с бесплатной столовой. В 1906 г. Б. пожертвовали Москве 400 тыс. р. для бесплатного сельскохозяйственного приюта-колонии, строительство к-рого началось в 1914 г., к лету 1915 г. было построено 8 из 11 корпусов; полной реализации проекта помешала первая мировая война. В 1904 г. Василий Алексеевич Бахрушин на Смоленском бульваре, рядом со своим особняком, построил четырехэтажное здание, где разместились 6 начальных городских уч-щ. В 1906 г. по его завещанию были учреждены 5 стипендий: в Московском ун-те, МДА, Московской ДС, Академии коммерческих наук и в одной муж. гимназии. Александр Алексеевич уделял много внимания Якиманскому попечительству о бедных, при к-ром работали детский приют для девочек и богадельня; в 1915 г. пожертвовал 500 тыс. р. на строительство Народного дома в Замоскворечье. 21 марта 1901 г. Василий и Александр Б. за благотворительную деятельность были удостоены звания почетных граждан Москвы.

http://pravenc.ru/text/77714.html

Евдоким (Мещерский) Евдоким (Мещерский Василий), архп. б. Нижегородский. Родился 1 апреля 1869 года в семье псаломщика Владимирской епархии. В 1894 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, пострижен в монашество ректором академии архимандритом Антонием (Храповицким) . 21 июля – рукоположен в иеромонаха и 1 авг. назначен преподавателем Новгородской духовной семинарии по Истории и обличению раскола и по обличительному богословию. С 1896 г. – инспектор Новгородской духовной семинарии. В 1896 году получил степень магистра богословия за свой труд «Св. Ап. и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». В этом же году определён инспектором Московской духовной академии в сане архимандрита и сверхштатным экстраординарным профессором. В 1902 году утверждён штатным экстраординарным профессором той же академии. С 1903 г. – ректор Московской духовной академии. 4 янв. – 1904 года хиротонисан во епископа Волоколамского четвёртого викария Московской епархии. В 1905 г., будучи ректором Московской духовной академии, посетил Афон. С 1907 г. издавал ежемесячный журнал «Христианин». С 1 авг. 1909 года – епископ Каширский, вик. Тульской епархии. 29 июля 1914 года возведён в сан архиепископа и назначен на кафедру Алеутскую и Сев. Американскую. В 1917–1918 г. – участник Всерос. Помести. Церковного Собора. С 1919 года – архиепископ Нижегородский. С 16 июля 1922 года уклонился в обновленчество, подписав воззвание трёх: митр. Сергий (Страгородский) , Владимирский и Суздальский, Серафим (Мещеряков), архп. Костромской и Галичский и сам архп. Евдоким о том, что они целиком разделяют мероприятия В.Ц.У. и считают его единственной канонической законности верховной церковной властью. Явился одним из основоположников обновленческого раскола. В этом же году возведён в сан митрополита. С 2 ноября 1922 года – митрополит Одесский. 13 апреля 1923 года назначен председателем Высш. Церк. Совета вместо митрополита Антонина.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Епископ Пимен (в миру - Петр Захариевич Белоликов) родился 5 18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан.  По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помошником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы сдревнесирийского, издает журнал Миссии “Православная Урмия”. В 1910—1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин — состоит на должности ректораАрдонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископаСалмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г.Верный на место викарного епископа нового — Туркестанского - викариатства. Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3 16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом.  1997 году епископ Пимен был прославлен какместночтимый казахстанский священномученик. Память его — 3 16 сентября.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3826...

Епископ Пимен (в миру – Петр Захариевич Белоликов) родился 5/18 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии в семье священника. Образование получил в Новгородской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии. В 1903 году на четвертом курсе академии принял монашество с именем Пимен и духовный сан. По окончании академического курса иеромонах Пимен встал на путь миссионера: он едет в Урмийскую Православную Духовную Миссию и долгие годы является помощником начальника Миссии, активным и ярким ее деятелем, в короткий срок изучившим сирийский язык, новый и древний, а также тюркские наречия. Он проповедует сирийцам на их родном языке, защищает их интересы перед персидскими властями, занимается научными трудами, составной частью которых являются переводы с древнесирийского, издает журнал Миссии «Православная Урмия». В 1910–1911 годах он трудится на ниве духовного просвещения осетин – состоит на должности ректора Ардонской духовной семинарии, затем возвращается в Урмийскую миссию. В сане архимандрита включается в круг прежних обязанностей. В 1914 году с началом Русско-Турецкой войны отзывается из Миссии на должность ректора Пермской Духовной семинарии. Здесь он плодотворно трудится под началом будущего священномученика епископа  Андроника (Никольского) . Надежды епископа Андроника видеть Пимена своим помощником в должности викарного епископа Пермской епархии не оправдались: 6 августа 1916 года в Петрограде состоялась хиротония архимандрита Пимена во епископа Салмасского, начальника Урмийской миссии с предписанием отправляться в прифронтовую Урмию восстанавливать ослабленную войной Миссию. Отсутствие перспектив в миссионерском деле в условиях войны, в том числе вмешательство в работу Миссии солдатских комитетов Кавказского фронта, слабое финансирование миссионерского дела, не позволявшее заниматься благотворительностью, вынудили владыку просить о переводе в Россию. Летом 1917 года он получил назначение в г. Верный на место викарного епископа нового – Туркестанского – викариатства. Здесь в условиях большевистской власти он встал на защиту Церкви от антицерковных декретов и политики дискредитации решений Всероссийского Поместного собора. Его проповеди в защиту евангельских ценностей, разоблачение в них большевистской демагогии привели к жесткому противостоянию епископа и Семиреченского совдепа. Большевиков страшила авторитетность церковного главы, любовь к нему со стороны народа. 3/16 сентября 1918 года он был тайно расстрелян за городом. В 1997 году епископ Пимен был прославлен как местночтимый казахстанский священномученик. Память его – 3/16 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Beloliko...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010