3 Адрес-календарь Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 г. 900-летия Крещения Руси/Сост. диак. A. [H.] Снежницкий. Нижний Новгород: Тип. губ. правл., 1888. С. 652. 4 Адрес-календарь: Общая роспись начальствующих и прочих должностных лиц по всем управлениям в Российской Империи. Пг.: Сенатск. типогр., 1916. СПб. 1315. 6 Тихов А. И. Краткая памятная историческая записка Нижегородской духовной семинарии. Нижний Новгород, 1905. С. 70 – 75. 7 Нижегородские епархиальные ведомости. 1886. 13. С. 16; 1887. 13. С. 326; 1888. 13. С. 305; 1889. 13. С. 392; 1890. 13. С. 303. 1891. 13. С. 366. 9 Соллертинский C. A., прот. Опыт исторической записки о состоянии С.– Петербургской Духовной Академии (По случаю столетнего ее юбилея. 1809–1909). СПб.: Тип. А. Улыбина, 1910. С. 89. 16 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1901/02 учебный год (В извлечении). СПб.: Тип. А. П. Лопухина , 1902. С. 98. К сожалению, после того, как П. И. Лепорский стал уже самостоятельно читать весь курс лекций, он не рассматривал темы, включающие историю догматов. 17 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1901/02 учебный год. С. 104. Однако, существует другое сведение, что за вышеназванное сочинение 26 января 1902 года Совет Академии удостоил П.И. Лепорского премии из капитала митрополита Григория в 800 р. (ЦГИА СПб. Ф. 53. Оп. 1. Д. 3198. Л. 12–16. 20 Христианское чтение. 1904. V. С. 125. (Журналы заседаний совета С-Петербургской Духовной Академии за 1903 год). 21 Христианское чтение. 1905. VII. С. 210. (Журналы заседаний совета С.– Петербургской Духовной Академии за 1904 год). 22 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1905 – 1906 учебный год. С. 128. 23 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1905 – 1906 учебный год. С. 179. 26 Журналы заседаний совета С.-Петербургской Духовной Академии за 1909–1910 учебный год. СПб.: Тип. М. Меркушева, 1910. С. 308. 28 Лепорский П. И., прот. Памяти первого ректора С.-Петербургской Духовной Академии архимандрита Евграфа//Церковный вестник. 1909. Стб. 1427–1429; Стб. 1460 – 1462. [Отд. изд.: СПб., 1909. 14 с.]. Подробнее см. во второй части.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Leporskij...

Д. 512: (1 января 1902 г. – 2 ноября 1903 г.) – Сергиев Посад, Москва. Ректорство в МДА. Путешествие летом 1902 гола по России – вниз по Волге до Царицына, далее во Владикавказ и по военно-грузинской дороге в Тифлис, затем в Батуми, откуда по Черному морю до Ялты и далее по южному побережью Крымского полуострова до Севастополя, Ревизионные поездки в г. Волоколамск и по викариатству. Д. 513: (9 ноября 1903 г. – 16 ноября 1905 г.) – Сергиев Посад, Псков. Ректорство в МДА. Служение на Псковской кафедре. События русско-японской войны 1904–1905 годов. Проявления предреволюционной ситуации в России, ход революционного брожения в духовно-учебных заведениях. Д. 514: (17 октября 1905 г. – 27 сентября 1906 г.) – Псков, Петербург .Служение на Псковской кафедре. События в Пскове и по всей России, связанные с Манифестом 17 октября 1905 года, Всероссийской политической забастовкой, первой русской революцией. Участие в совещании профессоров духовных академий по реформе духовных академий. Деятельность в качестве председателя Учебного комитета при Св. Синоде. Участие и работе Предсоборного присутствия по V отделу – о духовно-учебной реформе. Участие в заседаниях Св. Синода, посвященных проблемам Грузинского экзархата, деятельности Грузинской комиссии и другим вопросам. Д. 515: (1 октября 1906 г. – 20 июня 1907 г.) – Петербург, Псков. Участие в заседаниях Св. Синода, посвященных нестроениям в Московской Духовной академии, проекту нового положения о старообрядцах и сектантах и другим вопросам. Служение на Псковской кафедре, возведение в сан архиепископа. Участие в заседаниях Государственного совета. Деятельность в Предсоборном присутствии и в Учебном комитете. Д. 516: (17 октября 1911 г. – 4июня 1913 г.) – Петербург, Москва, Новгород. Участие в заседаниях Государственного совета, посвященных обсуждению законопроектов вероисповедного, о начальном образовании (в частности, о переходе церковно-приходских школ в ведомство Министерства народного просвещения), о всеобщем обучении и др. Служение на Новгородской кафедре в сане архиепископа: строительство и открытие Епархиального дома, ревизионные поездки по епархии. Участие в торжествах, посвященных 300-летию празднования Дома Романовых, прославлению патриарха Гермогена. Описание посещения России патриархом Антиохийским Григорием V. Освещение вопроса об «имяславцах» на Афоне. Председательство на Всероссийском съезде деятелей по борьбе с алкоголизмом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так, на обсуждение III Археологического съезда в Москве (1890) Николай Васильевич ставит вопрос «Символика русских храмов XVII в. (на основании их стенописей и памятников письменности)»: Труды VIII Археологического съезда в Москве 1890. М., 1897. Т. 4. Протоколы. С. 12. В числе «запросов, на которые желательно получить разъяснение» на XI Археологическом съезде в Киеве (1899), фигурируют запросы Покровского: 1) «какие требования должны быть предъявляемы к научной реставрации памятников старинного русского иконописания?»; 2) «какие требования должны быть предъявляемы к научной реставрации памятников старинной русской архитектуры?» (Труды XI Археологического съезда в Киеве 1899. М., 1902. Т. 2. Протоколы. С. 25). К участникам XII Археологического съезда в Харькове (1902) ученый обращается с предложением рассмотреть темы: «Миниатюры в царских рукописях XVI и XII вв.», «Бытовые особенности христианской иконографии в Малороссии» (Труды XII Археологического съезда в Харькове 1902. М., 1905. Т. 3. Протоколы. С. 242); к XIII Археологическому съезду в Екатеринославе (1905) предлагает собрать сведения о находящихся в частных руках коллекциях древностей Южной России и берегов Черного моря, обследовать памятники литейного дела (кресты, образки и т. п.), найденные на юге России, проверить и дополнить ученые результаты А. Л. Бертье-Делагарда по вопросу о значении древностей Херсонеса в общей истории искусств (Труды XIII Археологического съезда в Екатеринославе 1905. М., 1908. Т. 2. Протоколы. С. 157–158). Запросы к XIV съезду в Чернигове (1909) заключались в предложениях: 1) «собрать сведения о русских памятниках XIII–XVI вв. в юго-западной России и Галиции»; 2) «проверить предание о том, будто при постройке Черниговского собора в в. найдены были в фундаменте башни серебряные идолы»; 3) «обследовать древние части собора и предание о нем»; 4) «описать и издать в точных фотографических снимках остатки древней церкви с фресковой живописью в г. Остре, Черниговской губернии»; 5) «описать древние пещерные сооружения» (Труды XIV Археологического съезда в Чернигове 1909. М., 1911. Т. 3. Протоколы. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– 1901. – Май; 1902. – Янв. – С. 39–64, 673 . Отзыв о книге Бланкенкорна М. «Происхождение и история Мертвого моря»//Христиан, чтение. – 1897. – Ч. 1. 674 . Отрывки из Вавилонско-ассирийских сказаний о первобытных временах//Христиан, чтение. – 1875. – Ч. 2. 675 . По поводу 150-летия Елизаветинской Библии: О новом пересмотре славянского перевода Библии. – СПб.: Тип. Лопухина, 1902. – 130 с. 676 . Постановления Второзакония о царской власти и пророчестве и время их происхождения//Христиан, чтение. – 1875. – Ч. 2. – С. 409–429. 677 . Примеры сделанных Елизаветинскими справщиками исправлений текста первоначальной Библии, не служащих к его усовершенствованию//Христиан, чтение. – 1902. – Май. – С. 675– 684, Июнь. – С. 811–852. 678 . Происхождение Юбилея//Христиан, чтение. – 1885. – Март – апр. 679 . Разбор мнений современной отрицательной критики о времени написания Пятокнижия. – СПб.: Тип. Поповицкого и Елеонского, 1875. – Вып. 1: Разбор так называемых анахронизмов в Пятокнижии. – 11,318 с. 680 . Разбор мнений так называемой высшей критики о ветхозаветной истории//Христиан, чтение. – 1899. – Июль, дек.; 1900. -Дек. 681 . Разбор проводимых отрицательной критикой доказательств неправильности верований древнего Израиля относительно места присутствия Бога Израилева//Христиан, чтение. – 1903. – Авг. 682 . Результаты новых изысканий в Заиорданской части Палестины и в Северной Сирии. – [СПб.], Ценз. 1886. – 25 с. – Отт. из: Христиан, чтение. – 1886. 683 . Религиозное состояние и общественное устройство израильского народа в Египте//Христиан, чтение. – 1882. – 4.1. 684 . Следы влияния еврейского текста и древних, кроме греческого LXX, переводов на древний славянский перевод Библии. – СПб., 1905. – 68 с. – Из: Христиан, чтение. – 1905. 685 . Состояние истории Ветхозаветной Церкви в современной протестантской литературе//Христиан, чтение. – 1870. – Ч. 2. 686 . Сравнительное достоинство греко-славянского и еврейско-славянского переводов Быт. 2, 5 //Христиан, чтение. – 1905. – Февр. – С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

416. Пособие к изучению древнейшей греческой философии (П. Таннери, Первые шаги древнегреческой науки. Перевод Н.Н. Полыновой, С.И. Церетели, проф. Э.Л. Радлова и проф. Г.Ф. Церетели. С предисловием проф. А.И. Введенского . Спб., 1902. – П.В. Тихомиров. 1903, I, 3, 581–594. 417. Отчет о деятельности студенческого философского кружка за 1901–1902 учебный год. 1903, II, 6, 322–327. 418. Д-р Н.Н. Шипов. О материнском инстинкте. Смоленск, 1903. – Т. 1904, I, 2, 402–407. 419. Новые книги по философии на русском языке. В. Виндельбанд, История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Перевод со 2-го немецкого издания Е.И. Максимовой, В.М. Невежиной и Н.Н. Платоновой. Под редакцией проф. А.И. Введенского . Том I: от Возрождения до Канта. Спб. 1902. – В. Виндельбанд, История древней философии с приложением истории философии средних веков и эпохи возрождения. Перевод слушательниц С.-Петербургских Высших Женских Курсов под редакцией проф. А.И. Введенского . 3-е издание. Спб., 1902. – В. Иерузалем, Введение в философию. Перевел с немецкого П.Ф. Некрасов. Спб., 1902. – О. Кюльпе, Современная философия в Германии. Характеристика её главных направлений (лекции, читанные для народных учителей в 1901 году в Вюрцбурге). Перевод с немецкого М. Лемберка. Под редакцией и с предисловием, проф. Н.Н. Ланге. Издание Д.П. Ефимова. Москва. 1903. – Н.Я. Грот. Философия и её общие задачи. Сборник статей под редакцией Московского —39— Психологического Общества. Спб., 1904. – П.В. Тихомиров. 1904, I, 4, 741–765. 420. Новое исследование о Юме. Н.Д. Виноградов, Философия Д. Юма. Часть l-я. Теоретическая философия Д. Юма. Москва. 1905. – П.В. Тихомиров. 1906, I, 4, 784–802. 421. Организация первого русского съезда по педагогической психологии. П. (П). С(околов). 1906, II, 5, 179–182. 422. Новости Кантианской литературы. G. Simmel, Kant. Leipzig, 1904. –– А.И. 1906, II, 6, 350–367. 423. Новый курс по истории древней философии. Кн. С.Н. Трубецкой, История древней философии, часть 1. Москва, 1906 – П.В. Тихомиров. 1907, I, 4, 817–819.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

101. Новооткрытый кодекс Вавилонского царя Гаммураби (за 2300 лет до Р. Хр.), в его отношении к Моисееву законодательству. В.И. М(уравье)в. 1903, II, 6, 284–321. 102. Очерки религиозной жизни в Германии. Диакон Н.Н. Сахаров. I. «Сущность христианства» Гарнака и «Профессорский вопрос» (Professorenfrage) в Германии. 1903, II, 7–8, 613–632. II. Рефераты проф. Ф. Делича и вызванное ими движение в немецкой протестантской прессе и обществе. 1903, III, 9, 127–150. III. Несколько новых фактов из истории борьбы между протестантством и католичеством в Германии. Вероисповедной антагонизм и статистические данные. Школьный спор в Трире. Спор об иезуитах. 1903, III, 12, 717–739. IV. Новейшая попытка к объединению в немецком протестантстве. 1904, I, 3, 546–565. V. Новости немецкой богословской литературы. (R. Seeberg, Die Kirche Deutschlands im 19-ten Jahrhundert. Eine Einführung in die religiösen, theologischen und kirchlichen Fragen der Gegenwart. Leipzig, 1903). 1904, II, 7–8, 570–587. VI. Новости немецкой богословской литературы. (Fr. Delitzsch, Babel und Bibel. Ein Rückblick und Ausblick. Stut- —15— tgart, 1904. – Dr. I. Kaftan, Kant, der Philosoph des Protestantismus. Berlin, 1904. – Ph. Huppert, Der deutsche Protestantismus zu Beginn des 20-ten Jahrhunderts (1803). Köln a. Rh., 1902. 1905, I, 2, 421–434. VII. Религиозные собрания в Германии осенью 1904 года. Католические конгрессы (Katholikenkongresse, Katholikentage), 51-е генеральное собрание. Ферейн Густава Адольфа (Gustav-Adolf-Verein), 57-е генеральное собрание. Евангелический Союз (Evangelischer Bund), 17-е генеральное собрание. Протестантский ферейн (Protestantenverein), 22-е генеральное собрание. 1905, I, 4, 790–818. VIII. Новости немецкой богословской литературы (Fr. Delitzsch, Babel und Bibel. Dritter (Schluss–) Vortrag. Stuttgart. 1905. – D. Völter. Aegypten und die Bibel. Die Urgeschichte Israels im Lichte der ägyptischen Mythologie. Leiden, 1903. – A. Harnack, Militia Christi. Die christliche Religion und der Soldatenstand in den ersten drei Jahrhunderten. Tübingen, 1905. – H Denifle, Luther und Luthertum in d. ersten Entwicklung. 1 er Band. Mainz, 1904. 1905. III, 10, 348–364.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

La Revolution dans les Séminaires Russes//Échos d " orient. 1907. 67, Novembre. P. 321–329; 1908. 68, Janvier. P. 41–50. 1722 OP РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 756. Л. 12 об.–13. В сентябре 1905 r. H. И. Сагарда был избран на кафедру патристики СПбДА. 1723 Остроумов М. А. О реформе духовной школы//Остроумов Μ. Α., Глубоковский Η. Η. О реформе духовной школы. СПб., 1908. С. 1, 2. 1726 В 1897 г. для выпускников семинарий, окончивших по I разряду, был открыт доступ в Томский, Юрьевский и Варшавский университеты. При этом, согласно отчетам Томского университета, семинаристы имели лучшую сравнительно с гимназистами подготовку. Так, на юридическом факультете в 1902–1904 гг. государственные экзамены сдали 25 гимназистов и 122 семинариста, из них диплом I степени получили 2 гимназиста и 38 семинаристов, т. е. из гимназистов 8%, из семинаристов 31%. Все сочинения, удостоенные золотых медалей, принадлежали семинаристам; на медицинском факультете за все время его существования 8 лиц, получившие степень доктора, – все семинаристы. Более высокий уровень подготовки семинаристов сами преподаватели духовной школы объясняли наличием в семинарском курсе философских дисциплин и необходимостью подавать за время учебы в семинарии большое количество сочинений, что «вырабатывало» ум, давая «прекрасную формальную подготовку к научному мышлению». Эти данные служили основанием для вывода, что гимназии не могут быть образцом для преобразования духовной школы, и что необходимо создавать совершенно новый тип школы (Мнения и отзывы//ЦВ. 1905. 41, 13 окт. Стб. 1283–1284). Они свидетельствовали о необоснованности отказа в приеме в университеты из-за якобы плохой подготовки семинаристов (Мнения и отзывы//Там же. 5, 3 февр. Стб. 131–132). Доступ в прочие университеты был открыт в декабре 1905 г., что периодически отменялось впоследствии. 1727 РГИА. Ф. 802. Оп. 10. 80. Учебный комитет при Св. Синоде. Дело 1905 г. о возобновлении учебных занятий в духовно-учебных заведениях. Начато 15 дек. 1905 г. Окончено 17 февр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

104 Так E. Hertlein, Jesusworte Paulus в «Protestantisehe Monamshefme» VIII, S. 265–271 по «Biblische Zeitschrift» III (1905), 2, S. 201. 105 Henry St. John Thackeray, The Relation of St. Paul to Contemporary Jewish Thought, p. 204 sq. 107 Rev. Robert J Drummond, The Relation of the Apostolic Teaching to the Teaching of Christ, p. 59. 108 Charles Serfass, Essai sur l’influence du paulinisme dans les réveils religieux (Cahors 1900), p 76. Rev. Prof. George G. Findlay, Art. «Paul the Apostle» в A Dictionary of the Bible ed. by J. Hastings III (Edinburgh 1900), p- 701 b. 717 а. См. и у Fr. Roos, Die Briefe des Apostels Paulus und die Reden des Herrn Jesu, S. 7. 114 Vincent Rose, О P. Études sur la théologie de saint Paul в «Revue biblique international» XI, 3 (1-er Juillet 1902), p. 323. Lie Dr. Alexander Röricht, Das menschliche Personenleben und der christliche Glaube nach Paulus (Gütersloh 1902), S. 142. 115 William Mackintosh, The Natural History of the Christian Religion, p. 352. Prof. Th. Zahn тоже признает связь обращения с благовестничеством, предлагая читать в 1Кор. 9:17 κων (без разделительного знака) οκονομαν πεπστευμαι (в Realenuyklopadie von Herzog-Hauck XV, S. 72), но он отрицает, что Павел призывался к немедленной проповеди среди язычников (S. 72–73); поэтому автор не допускает (S. 73) проповедничества ни во время пребывания в Аравии (под которой – вопреки D S. А. Fries, Was meint Paulus mit ραβα Gal. 1:17 ? в «Zeitschrift für die neutestamentliche Wissenschaft» II 2, S. 150–151; Prof. O. Pfleiderer, Das Urchristentum I, Berlin 1902, S. 78; Prof. W. C. van Manen, Art. «Paul» в Encyclopaedia Biblica ed. by Prof. T. K. Cheyne and J. S. Black III , London 1902, coi. 3609; Dr. Martin Brückner, Die Entstehung der paulinischen Christologie, Strassburg 1903, S. 6, – нужно разуметь не город галилейский, а местность этого имени, о чем см. у нас, Благовестие христианской свободы в послании св. Апостола Павла к Галатам, Спб. 1902, стрн. 60; Prof Dr. Carl Clemen, Paulus I, S.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

500 . Собрание церковно-исторических сочинений. – М.: Печатня Снегиревой, 1898–1905. Т. 1: Церковная историография в главных ее представителях с IV века по XX. – 1898. – VIII, 579 с. Т. 2: Эпоха гонений на христиан и утверждение христианства в греко-римском мире при Константине Великом . – 1897. – 2-е изд. – V, 362 с. Т. 3: История Вселенских Соборов. Ч. 1: Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. – 2-е изд. – Сергиев Посад, 1896. – II, XVI, 323 с. Т. 4: То же, ч. 2: Вселенские Соборы VI, VII и VIII веков. – 2-е изд. – 1897. – IV, 332 с. Т. 5: История разделения Церквей в IX, X и XI веках: С подроб. указ. рус. лит., относящейся к этому предмету, с 1841 по 1900 гг. – 1900.-VIII, 415с. Т. 6: Очерки внутренней истории Византийско-Восточной Церкви в IX, X и XI веках: От конца иконоборческих споров до начала крестовых походов 1096 г. – 2-е изд., доп. – 1902. – VI, 381 с. Т. 7: Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV века: (От начала крестовых походов до падения Константинополя в 1453 г.). – 2-е изд., пересмотр. – 1902. – IV, 489 с. Т. 8: История Греко-Восточной Церкви под властию турок: (От падения Константинополя, в 1453 г., до настоящего времени). – 2-е изд. – СПб.: Тузов, 1903 (обл. 1904). – 872 с. Т. 9: Церковно-исторические повествования общедоступного содержания и изложения: (Из давних времен Христианской Церкви). – 1900. – VI, 340с. Т. 10: Духовенство Древней Вселенской Церкви. – 1905. – VI, 494с. 501 . Способы образования духовенства и интеллектуальное состояние его от IV до IX века. – [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры. Ценз. 1902. – 40 с. – Отт. из: Богослов, вестник. – 1902. – 7–8. 502 . «Сущность христианства» по изображению церковного историка Адольфа Гарнака: (Из университетских лекций по истории Церкви). – [Сергиев Посад]: Тип. Свято-Троиц. Сергиевой Лавры, Ценз. 1901. –62 с.– Отт. из: Богослов, вестник. – 1901. – 10–12.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаэлем, согласно которой отъезд Мартина в Херсон и, соответственно, дата смерти сдвигаются на год назад (Michael E. Wann ist Papst Martin I bei seiner Exilierung nach Konstantinopel gecommen?//Zeitschrift für katholische Theo­logie. – 1892. – Bd.16. – S. 375–380; cp. Peitz W. M. Martin I und Maximus Confessor. Beitrage zur Geschichte des Monotheletenstreites in den Jahren 645–668//Historisches Jahrbuch. – Munchen, 1917. – Bd.38. – Hit. 2–3. – S. 436–440).] 276 [Непонятно o каком склепе «за восточной стеной» храма говорил исследователь: самый поздний из находившихся здесь склепов не пережил VI в., а «жилые помещения хранителей мемории» к северу от алтарной части храма вполне могли быть птохионом (Сорочан С. Б. К вопросу о датировке и интерпретации херсонского загородного монастыря Богоматери Влахернской. – С. 39). Зато привлекает внимание остатки необычно роскошной гробницы к югу от храма, недалеко от западного, главного входа, в пределах ограды. Она была выложена мозаикой и мраморными плитами, украшеными рельефным крестом и орнаментом (Сорочан С. Б., Зубарь В. M., Марченко Л. В. Херсонес – Херсон – Корсунь. – К., 2003. – С. 19).] 277 [Айнапов Д. В. Развалины храмов//Памятники христианского Херсонеса. – M., 1905. – Вып. 1. – С. 107]. 278 Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Крестообразный храм – Крещальня – Крепостная ограда//ИАК. – 1907. – Вып. 21. – С. 1–12 [Речь идет о результатах доследования храма, проведенного К. К. Косцюшко-Валюжиничем в присутствии А. Л. Бертье-Делагарда в 1906 г. (Косцюшко-Валюжинич К. К. Второе дополнение к отчету о раскопках в Херсонесе в 1902 г.//ИАК. – 1906. – Вып. 20. – С. 96–100). Наряду с предыдущими наблюдениями Косцюшко (Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1902 г. – СПб., 1904. – С. 28–38; Извлечение из отчета К. К. Косцюшко-Валюжинича о раскопках в Херсонесе в 1902 г.//ИАК. – 1904. – Вып. 9. – С. 31–33; Косцюшко- Валюжинич К. К. Дополнение к отчету о раскопках в Херсонесе в 1902 г.//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 111–113), они до сих пор служат основанием для вполне обоснованного представления о том, что первоначально крестообразный храм имел вход на каждой из торцевых сторон четырех его крыл].

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010