1310 Она здесь трактуется, как „новомодный образ мыслей, чтобы все веры смешать воедино и утешаться, когда они, яко в театре представляются в разных, во совокупных явлениях“ (стр. 28–9, изд. 1813). 1338 Учение Гельмгольца изложено в его известной физиологической оптики, но также и в других трудах. См. о нем монографию проф. Челпанова в Вопросах Философии и Психологии, кн. X („Гельмгольц, как философ и психолог“) и в его же, цитованном уже нами сочинений Проблема восприятия пространства. 1340 Ibid. S. 158. Unsere Constructionen der räumlichen Verhältnisse an der Hand der Erfahrung gehen von sehr verschiedenen Anfangspuncten aus. Was aber apriorii hnen allen Einheit und Zusammenhang bibt und worauf sich unsere Veberzeugung von der nothwendigen Einheiit und Einzigkeit des Raumes gründet, ist unser in Raum und Zeit der Form nach identisches Bewusstsein, – die Form der Integration aller l’nterschiede der Erscheinupgen. 1342 Краткие сведения в Церк. Вед. 1893 г. 17 и 1901 г. 43; подробные в брош. Сказание о почитаемой чудотворной Пюхтицкой иконы Успения Божией Матери. Ревель 1902 (на рус. и эстонском языках.) Я имел под руками также Отчеты Иевенского отделения Прибалтийского Православного Братства за несколько лет, кончая отчетом за время с 1 августа 1903 г. по 1 августа 1904 года. 1346 Полное собрание сочинений Н.Н. Неплюева предположено в 6 томах, – из них вышло 4 тома. Кроме того, имеются у меня брошюры: Вера и жизнь – публичная лекция для верующих, Спб. 1905, Война или мир? публичная лекция для неверующих, Спб. 1904, Жизненное значение трудовых братств, 1905, 19 февраля и крестьянская община, 1905; Партия мирного прогресса. Её идеальные основы и жизненная программа, 1905; Письмо к духовенству, 1905; Письмо к сельскому населению, 1905; Краткие сведения о православном Кресто-Воздвиженском Братстве, Черн. 1905; Краткие сведения о Воздвиженской школе, Черн. 1904; брошюры членов Трудового Братства, напр. Ф.Е. Спановского В защиту трудового братства, А.И. Фурсея Имеют ли основание говорить о Неплюевщине и Неплюевцах... В виду этого обилия материала, охватывающего все стороны братской жизни, я в этом очерке стараюсь, где только возможно, говорить собственными словами учредителя и членов Братства и поставляю своею главною задачею быть точным в передаче их мыслей и в описании строя братской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23 Крейман Рихард Францевич (1872–1938) – окончил медицинский факультет Московского университета (1898), руководитель основанной отцом частной гимназии (1901), бухгалтер в Гослаборснабжении (1920-е). 24 В сентябре 1904 г. Свенцицкий получил допуск до экзаменов по древним языкам (греческому прозаику и римскому поэту) и после их успешной сдачи был переведён на II курс. 25 22 марта 1904 г. на квартире В. Ф. Эрна (Москва, Обыденский пер., д. Ковригина, кв. 44) состоялся философский спор П. А. Флоренского со Свенцицким. 26 Ср. письмо А. В. Ельчанинова П. А. Флоренскому от 14 января 1903 г.: «Меня поразило твоё письмо, когда ты вздумал обвинять меня в разных грехах, которые и во сне мне не снились. ...Тем печальнее твой злостный тон и моё глубокое удивление, а потом прямо-таки негодование на твою подозрительность и приёмы судебного следователя по отношению к друзьям» (Нашедшие Град. История Христианского братства борьбы в письмах и документах/сост., предисл., коммент. С. В. Черткова. М., 2017. С. 65). 27 П. А. Флоренский писал А. Белому 21 мая 1904 г. о задуманном журнале, посвящённом вопросам религии: « " Нов путь» во многом не удовлетворяет; редакция боится серьёзности, недостаточно обдумала, что она, собственно, хочет говорить и т. д. Наша задача – дать заранее обдуманный и единый по настроению периодический орган, который имел бы не временное значение, а сохранял бы ценность, как книга... Наш кружок уже сговорился между собою, что каждый думает приготовить. Среди других Вам известных лиц (т. е. Эрн, Свенцицкий) будут ещё Ельчанинов и кое-кто, кого Вы не знаете» (Там же. С. 102). 28 Ср.: «Там... всё частное соединяется с общим во внутреннем единстве, и, читая «Дневник писателя», живёшь с Достоевским, а не узнаёшь лишь отдельные мысли его чисто головного свойства... Вопросы политики, вопросы дня, пёстрые впечатления жизни сливались так тесно с напряжённейшими моментами его жизни, выражавшимися в его художественном творчестве, что это не могло нарушить цельности «Дневника». ...Не признать живую органическую его цельность невозможно» (Свенцицкий В. П., прот. Собр. соч. Т. 2. Письма ко всем: Обращения к народу 1905–1908. М., 2011. С. 125).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Зимой 1900-1901 гг. Мережковские выступили с инициативой организации публичных Религиозно-философских собраний , к-рые открылись в С.-Петербурге 29 нояб. 1901 г. Г. не выступала на собраниях, активно занималась закулисной организационной деятельностью. Она ставила проблему «железного занавеса» между интеллигенцией и Церковью, приветствовала участие в заседаниях представителей духовенства. Собрания использовались Мережковскими для поиска единомышленников. В 1903 г. по инициативе супругов был организован ж. «Новый путь», уделявший большое внимание религиозно-философским проблемам, в нем публиковались протоколы собраний. После запрета собраний в 1903 г. «Новый путь» стал терять подписчиков, в кон. 1904 г. Мережковские и Философов уступили издание группе религ. философов во главе с Н. А. Бердяевым и С. Н. Булгаковым . В 1905-1908 гг. Мережковские вместе с Философовым жили в Париже, где сблизились с эсерами-террористами Б. В. Савинковым и И. И. Фондаминским. Роман Савинкова «Конь Бледный» (СПб., 1909) написан при участии Г. Мережковские и Философов выпустили сб. статей «Le Tzar et la Révolution» (P., 1907; рус. пер.: Царь и революция. М., 1999), где Г. принадлежала ст. «Революция и насилие». Во Франции Мережковские пытались сблизиться с представителями либерального католицизма, но не нашли взаимопонимания. По возвращении в Россию включились в деятельность созданного по инициативе Бердяева С.-Петербургского Религиозно-философского об-ва, заняли в нем ключевые позиции. Ок. 1912 г. примкнули к политическому масонству, вместе с Карташёвым создали лит. ложу при ордене Великий Восток Франции (по др. сведениям - отдельную «Ложу Мережковского»). Сблизились с А. Ф. Керенским и др. оппозиционными деятелями. Февральскую революцию 1917 г. Г. встретила восторженно, как победу общего дела, но вскоре разочаровалась в Керенском. Октябрьский переворот 1917 г. восприняла как крушение революции, заняла враждебную позицию по отношению к большевикам и сотрудничавшим с советскими орг-циями литераторам. Свои размышления о событиях накануне и после Октября изложила в «Петербургском дневнике», написанном на основе реальных дневников, публицистически заостренных. Бытовые записи перемежаются здесь с описанием событий, портретами политических деятелей.

http://pravenc.ru/text/165027.html

1125 Значение „дружелюбия“, как мотива даже „хозяйственной деятельности“, признаётся и некоторыми политико-экономистами (ср. проф.) А. Исаева, Начала политической экономии. 4 изд. 1898 г., стр. 17–22. А если бы это „дружелюбие“ стало основной формой общественных отношений (допустим на минуту невозможное!), то роль его, понятно, возросла бы бесконечно, и сами экономические законы и отношения получили бы тогда совершенно иной смысл, чем теперь. 1126 В духе этого выразившегося в языке представления прямо высказывается один философский писатель древности, трактовавший вопрос о дружбе, именно Цицерон в своём сочинении „Laelius sive de amicitia“, c. VIII; „Amor, ex quo amicitia nominata est, princeps est ad benevolentiam conjungendam“. C. IX: „Amicitiam non spe mercedis adducti, sed quod omnis ejus fructus in ipso amore inest, expetendam putamus“. XIV: „Non tam utilitas, parta peramicum, quam amici amor ipse delectat“. 1127 Такие определения мы находим в философских лексиконах. Вот, напр., у J. Μ. Baldwin’a. (Dictionary of philosophy and psychology. Vol. I. 1901. p. 396): „The relation of mutual benevolence or love between two or more persons who desire one another’s society“. Подобным же образом определяется в словарях Томсона, Кирхнера (1 изд.), в старинном – Круга и др. Здесь же можно сослаться ещё на книгу Тейхмюллера – „Ueber das Wesen der Liebe“ (1879), немецкие курсы этики и т. п. 1128 Много таких примеров и соображений по поводу их можно найти в книге Кирхнера (Fr. Kirchner); „Buch der Freundschaft. Mit 53 Porträts 1891“. 1129 Довольно неуклюже составленное из греческого μς (тот же самый) и латин. sexus (пол) – слово „Homosexualismus“ (в такой форме оно встречается в современном немецком языке) обозначает противоестественные половые сношения лиц одного пола. 1130 Памятником этого остались существующие и в наше время названия: „афинская любовь (amor atheniensis)“ – и „лесбосская любовь (amor lesbicus).“ 1131 Цитируем по русскому переводу Μ. Достоевского (в издании Брокгауз-Ефрона, 1901, т. II, стр. 87–186). Подлинник, где оказывается нужным, приводим по изданию: „Schillers sämmtliche Werke in zwölf Bänden. III. Band. Stuttgart und Tübingen. J. G. Cotta’ scher Verlag. 1847. SS. 133–434). Курсив здесь и ниже – наш.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—86— щуюся в научном исследовании. Вооружившись против задач Психологического института и изгнав спиритов, Парижский конгресс изменил своим широким принципам. Из русских, кроме П.Н. Соколова, здесь читали доклады академик Тарханов «об иллюзиях и галлюцинациях у лягушек», профессор Юрьевского университета В.Ф. Чиж «О боли», и приват-доцент Петербургского университета А. П. Нечаев «К вопросу о развитии памяти учащихся детей». В честь членов конгресса был организован ряд приёмов и празднеств. Между прочим, для них устроил Soirée принц Роланд Бонапарт в своём роскошном дворце на Avenue d’Jena. Кроме того конгрессисты получили ряд приглашений для осмотра различных санаторий, психологических клиник и психологических лабораторий. Конгресс закончился банкетом в русском ресторане на Эйфелевой башне. Следующий конгресс назначен в Риме в 1904 году. Экстраординарный профессор по кафедре Основного богословия С.С. Глаголев был в том же Париже на конгрессе по истории религий, который происходил с 21-го по 26 августа (3–8 сентября). Местом заседаний конгресса – вступительного и заключительного – был «Дворец конгрессов» на всемирной выставке. Для всех прочих заседаний – по секциям и общих – были отданы аудитории и амфитеатры Сорбонны. Конгресс имел своей задачей исключительно научное исследование религий и, безусловно, исключал из предметов своего обсуждения конфессиональные взгляды. Но, не смотря на это, конгресс имел конфессиональную окраску, которая была сообщена ему его учредителями и многими докладчиками. Он был протестантским с сильным рационалистическим оттенком. Однако в публике рационалистические тенденции не встретили сочувствия. Напротив, положительные религиозные утверждения встречаемы были одушевлённым одобрением. Почётными президентами конгресса были избраны М. Мюллер, ныне умерший, и Тиле. Президентом конгресса был Альберт Ревиль. Занятия конгресса происходили по секциям. Всех было 8 секций: 1) о религии некультурных народов; 2) религии крайнего востока; 3) Египта; 4) семити-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1934 Что касается значения самого термина: «мистический», то, по определению В. С. Соловьева, «мистикою называется творческое отношение человеческого чувства к.... трансцендентному миру» (Собр. соч. Т. 1, стр. 239). Иначе говоря, – мистика есть «прямое непосредственное отношение нашего духа к трансцендентному миру» (ibid.). Этому определению следует, напр., и проф. А. И. Введенский. Под «мистическим восприятием» он разумеет «непосредственное, т. е. приобретаемое без посредства каких бы то ни было рассуждений и выводов знание того, что не составляет части внешнего мира, но что в то же время не мы сами и не наши душевные состояние (т. е. абсолютное начало вещей или Бог), и притом знание внутреннее, т. е. возникающее без помощи внешних чувств (О мистицизме и критицизме в теории познания В. С. Соловьева . Вопр. филос. и психол. 1901, кн. 56 (1.) стр. 33. примеч. Ср. Его же. Философские очерки. Вып. I. СПБ. 1901, стр. 44). «Итак мистицизм есть уверенность в существовании мистического восприятия» (Философ. очерки, стр. 45). Следов., «тот еще не будет мистиком, кто говорит про самого себя, что он твердо верует в существование Бога.... Мистик считает самого себя отнюдь не верующим в существование Бога, но знающим об Его существовании, знающим с такой же достоверностью, с какой он знает о существовании испытываемой им боли» (ibid, стр. 45). По определению г. Н. Лосского, религиозный мистицизм «всегда характеризуется учением о том, что Бог и человеческое сознание нс отделены друг от друга непроходимою пропастью, что возможны, по крайней мере, минуты полного слияния человеческого существа с Богом, минуты экстаза, когда человек чувствует и переживает Бога так же непосредственно, как свое я». (Обоснование мистического эмпиризма. Вопросы философии и психологии. 1904 г. Сентябрь-Октябрь (кн. 74), стр. 342–343. Cp. Ibid., стр. 345. См. также в его книге «Обоснование интуитивизма» (СПБ. 1906 г.), стр. 99–100.Интересно отметить, что хотя термин «мистический» употребляется иногда в приложении к познанию и созерцанию Бога и у свв.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

За эти вещи деньги не платили, хотя от имевших сбережения все-таки удерживались экономом, говорившим: «Ну, что платить порознь за каждого! Вот выхлопочем пособие, разберемся в нашей путанице, тогда и получите по вашим счетам». Купцы, не получая денег, конечно, ставили дурной товар по дорогой цене. Молодые люди устроили такие непосредственные соглашения с ними, что стали «форсить во всем новеньком», отлично сшитом и новомодном, сейчас же «пропадавшем» куда-то… Нетрудно поэтому представить, что скоро в Капелле образовался целый список юношей, оказавшихся должными «ученикам инструментального класса» по 500–600, даже 800 и 900 рублей каждый. Эти юноши уходили из Капеллы «за окончанием курса», и с них, как имевших такой удивительный долг, ничего и нельзя было получить, что и понятно, так как и Капелла не могла разобраться – должна ли она за ученика купцу, или оставшимся у других мальчиков сбережениям, или должен туда или сюда Глебов, или должен туда или сюда сам юноша лично… Одним словом, ко времени моего приезда в мае 1901 года такого долга было 48 тысячи рублей, Глебов продолжал шить «господам студентам» из лучшей материи всякие тужурки, брюки со штрипками, поставлять шикарные ботинки «на семь пуговиц», лайковые перчатки и т.д., не подавая отчетов ни дневных, ни месячных уже что-то года за два или три, не ведя ни приходно-расходных книг, ни инвентарей. Была какая-то самая полная неразбериха, вполне мутная вода… В эту воду, однако, попадала ежемесячно целая уйма денег, и г. Глебов был весьма удивлен, когда при окончании мая 1901 года я попросил его представить мне отчет расходов за истекший месяц. «Какой отчет? – наивно спросил он. – Я не могу дать отчета и не могу составить его, да и никогда этого от меня и не требовали». И действительно, с Глебова не требовались отчеты, сам он принял запутанные дела, запутал их еще более, запустив, а под конец и совершенно бросив ведение книг. Бились мы бились с хозяйством Глебова и решили поставить на нем крест, предварительно уволив его от службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

и 90 пар. Излишек вместе с капиталом, имевшимся к концу отчётного 1901 года, образует сумму в 18620 дин. и 85 пар. – Новая семинария св. Саввы в начале 1901–1902 учебного года состояла из двух классов. В I-м было 38 учеников и в II-м 34. Из I-ro переведены во II-й класс 26 учеников и 7 должны были подвергнуться переэкзаменовке. Из II-kлacca перешли в III-й также 26 учеников, 7 подлежат новым испытаниям, 1 оставлен на повторительный курс. Получили награды за отличные успехи в I-м классе 12 и в II-м – 8 учеников. В течении 1902–1903 учебного года в новой семинарии учились 122 ученика, из них в I-м классе – 36, в II – 55 и III – 31. Экзамены выдержали во всех трёх классах с отличным успехом 15, с очень хорошим 37 и удовлетворительно 39 учеников. Переэкзаменовке должны были подвергнуться 20 учеников, и кроме того 9 оставлены на повторительные курсы. На 1903–1904 учебный год записались в I класс больше 150 учеников, принято – 50. Наставников в новой семинарии – 9, из них трое – воспитатели и надзиратели. Ученическая библиотека насчитывает всего 300 томов, – получалось, кроме того, 14 журналов. На покупку учебников израсходовано свыше 1000 динаров. Особенное внимание обращено на —517— естественно-физический кабинет. Школьный ученический фонд, только что учреждённый в 1902 году, насчитывает ныне 509 дин. 2580 . – К сожалению, новая семинария доселе не имеет собственного помещения, и начальство крайне затрудняется размещением учеников. Временное помещение новой семинарии, святосавский дом – красивый, новый и видный снаружи, но совершенно не отвечает гигиеническим школьным требованиям для помещения такого количества детей, которые вследствие интерната принуждены по целым дням сидеть в школьных комнатах, в ущерб своему здоровью, так как при школе нет никакого сада и даже большого двора, где бы ученики могли в игре провести свободные часы. Правда, ещё 27 октября 1902 года члены Архиерейского Собора ходили на Савинец и в присутствии министра просвещения, архитектора Илкича и ректора семинарии избрали место, на котором весной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это было уже началом отделения церкви от государства. Вторым законодательным шагом в этом направлении являлся закон об ассоциациях, принятый 1 июля 1901 г. Творцом закона был Вальдек-Руссо. Принадлежа к той школе политиков, которые признавали необходимость поддерживать конкордат, Вальдек-Руссо в то же время был сторонником полного освобождения государства от церкви. В своей речи в Тулузе (28 окт. 1900) он ясно формулировал мысль о необходимости запрещения для конгреганистов учебной деятельности. Вальдек-Руссо отмечал ту социальную опасность, которая возникает как следствие того, что юношество получает не одинаковое образование. Создаются два класса молодежи, менее разделенных своим социальным положением, чем разницей полученного ими образования. Одна часть юношества воспитывается в принципах демократы; другая – в доктринах средневековья. Они не знают друг друга до момента встречи, а встретившись, рискуют совершенно не понять друг друга и стать взаимными врагами. Общество не может относиться равнодушно к опасному разладу, подготовляемому в его недрах различием систем воспитания. Эти соображения и побудили Вальдека-Руссо предложить стране обязать все без исключения конгрегации получить легализацию от правительства. При этом не скрывалось, что не будут легализованы все те конгрегации, которые зарекомендовали себя анти-республиканской учебной деятельностью. Мысль Вальдека-Руссо легла в основу закона 1 июля 1901 г., приведшего к закрытию многих учебных конгрегаций. Три года спустя (7 июля 1904) новый закон окончательно запретил конгрегациям всякую учебную деятель- —179— ность; те из них, который в свое время были легализованы, обязывались ликвидировать свое дело в двухгодичный срок. Было ясно, что отделение близко. Правда, его момент мог быть нисколько отдален, если бы папа и французское духовенство остерегались открытых конфликтов с государством. Но представители церкви не находили возможным мириться с антиклерикальной политикой французского правительства. В момент смерти Льва XIII (июль 1903) отношения между Францией и Ватиканом были крайне натянуты. Не было сомнения, что если на папский престол взойдет человек, не способный на уступки, то разрыв неизбежен.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О. Яков Такая пишет: «За нынешнее церковное место сосед дает тысячу шестьсот ен да шестьсот ен они имеют страховой премии за сгоревший дом. На эти деньги (о четырехстах енах, посланных отсюда, о. Яков еще не знал) хотят они купить более пространную землю, продающуюся неподалеку, тоже в хорошей части города, – христиане все на это согласны, кроме одного; за эту землю просят две тысячи ен, так что у них останется несколько и на постройку Церкви. Прежнее же место, поистине, тесно, да сосед построил отхожее место выходящим на него. Совсем неудобно. Итак, будет ли мое одобрение на перемену церковного места?» – спрашивает. Так как о. Яков упомянул, что воспитанник Павел Есида знает место, предполагаемое к покупке, и от него можно подробнее осведомиться, удобно ли оно, то я призвал Иосида и велел ему купить карту города Кагосима, и по ней показать мне, где место. Он принес карту, и по рассмотрении оказалось, что новое место, действительно, будет не менее удобно для Церкви, чем нынешнее, оно тоже в населенной части города, только там, где живет дворянство – квартал менее людный, чем простонародный, но и менее шумный, более приличный для построения Церкви. Итак, отвечено о. Якову, что и мы здесь находим указанное место желательным к приобретению. 30 октября/12 ноября 1901. Вторник. Явился Гордий Сиина, вчера прибывший из России, где в Петербургской Духовной Академии кончил курс. Обучался он там не от Миссии, а сам по себе, по благосердию русского духовного начальства, допустившего его к продолжению учения сначала в Иркутской Семинарии, потом в Казанской и Петербургской Академиях. На дорогу сюда ему тоже дали из Синода четыреста рублей, что, однако, не мешало ему выпросить в долг еще на дорогу от протоиерея Смирнова в Лондоне пятнадцать фунтов стерлингов, и в Нью-Йорке от какого-то русского батюшки двадцать восемь долларов. Нужно отдать ему справедливость: умеет добиться своего; по выходе из здешней Семинарии вследствие возмущения, довершения своего образования добился. – Служить Миссии он официально не обязан, так как не давал этого обещания, отправляясь в Россию, (хотя нравственно лежит на нем долг – служить Церкви, которою был воспитываем здесь в России); и предлагать себя на службу Миссии, кажется, не намерен. Сегодня на мой вопрос: «где думаете служить?» ответил: «еще не знаю». Но – и не желателен для службы здесь, правду говоря; сильно пахло от него водкой – для первого же свидания, недаром Преосвященный Сергий писал, что «Сиина пьянствует». – Говорит по-русски не совсем свободно. Суждения иногда топорно-грубые (Митрополит Антоний – «развитый человек»). Отправился к себе на родину, в Симооса.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010