Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. собирание исторических источников производилось Археографическими комиссиями (Петербургской, Киевской, Виленской, Кавказской), Историко-филологическим об-вом при Харьковском ун-те, др. научными учреждениями и частными лицами (часто одновременно с фольклорными и этнографическими исследованиями). В нач. XX в. большими успехами в деле собрания рукописной и старопечатной книги среди старообрядцев (см. Старообрядчество ) отмечены А. э. Б-ки АН, осуществлявшиеся под рук. В. И. Срезневского в 1901-1904 гг. в Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В 1917-1918 гг. Археографическая комиссия организовала поездку Б. Д. Грекова для изучения архива Соловецкого мон-ря . В 1937-1940 гг. А. э. Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) и ЛГУ выявили рукописи в Карелии, городах и селениях Коми АССР, в Архангельске, Кирове, Вел. Устюге, Сольвычегодске. С кон. 40-х гг. XX в. А. э. из Пушкинского Дома и ЛГУ во главе с В. И. Малышевым приняли регулярный характер, привезенные из экспедиций рукописи составили основу Древлехранилища Пушкинского Дома . В нач. 50-х гг. стали постоянными А. э. Б-ки АН. В эти же годы сотрудники ОР ГБЛ начали осуществлять археографические поездки для инспекции провинциальных б-к и музеев с целью выявления и передачи в Москву не используемых на местах рукописных материалов, со 2-й пол. 50-х гг. эти поездки превратились в регулярные А. э. в старообрядческие районы Ср. России и Поволжья. Отдельные поездки для выявления и сбора рукописей осуществляли в кон. 50-х гг. сотрудники Археографической комиссии АН. С 60-х гг. поездки за древними рукописями стали постоянно проводить новые археографические центры в Москве, Новосибирске, Свердловске (совр. Екатеринбург), Ярославле, Н. Новгороде, Сыктывкаре и др. Сложилось понятие полевой археографии как комплексной дисциплины, изучающей не только книжность (запасы к-рой к 80-м гг. XX в. сильно оскудели), гл. обр. старообрядческую, но и региональную традиц. народную культуру в целом. Всего в 30-90-х гг. XX в. экспедициями было собрано свыше 20 тыс. рукописных книг XIV - нач. XX в. и неск. тыс. экз. печатных изданий кон. XV-XIX в. Сведения о результатах А. э. публикуются в «Археографическом ежегоднике».

http://pravenc.ru/text/76464.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АБЕГЯН [арм. ] Манук Хачатурович (5.03.1865, Нахичевань - 25.09.1944, Ереван), арм. филолог, лингвист, литературовед, акад. АН Арм. ССР (1943). В 1876-1885 гг. учился в Эчмиадзинской ДА; продолжил обучение в Йене, Лейпциге, Берлине и Париже (1893-1898). В 1898 г. защитил в Йене докт. дис. «Армянские народные верования». Позднее преподавал в Эчмиадзине, арм. школах Шуши и Тифлиса (1898-1914). В 1923-1925 гг. декан исторического фак-та Ереванского ун-та; основал научно-исследовательский ин-т науки и искусства (1925-1930). Позднее работал в ун-те и научно-исследовательских учреждениях Еревана. Труды А. посвящены проблемам арм. эпоса, языка и лит-ры. Главное его произведение - «История древнеармянской литературы» - наиболее фундаментальное исследование в этой области. Автор задался целью осветить лит. наследие арм. народа, начиная с легенд и сказаний языческой эпохи до зарождения новоарм. лит-ры. Однако замысел не был осуществлен в полном объеме: 1-й том, охватывающий период до XI в., вышел в свет в 1944 г., уже после смерти автора; 2-й том, доведенный до XV в., был издан в 1946 г. по черновикам, подготовленным к печати Ин-том лит-ры АН Армении. Позже вышел в свет рус. перевод (Ереван, 1975). Религиозно-житийные произведения V-X вв. А. называл «литературой церковно-политической борьбы». Большой раздел труда посвящен догматической полемике, где исследованы произведения Тимофея II Элура , Иованнеса Мандакуни , Вртанеса Кертола и др. Лит.: Ганаланян А. Жизнь и творчество М. Абегяна//Сов. литература. 1955. 12 (на арм. яз.); Арутюнян С. Манук Абегян. Ереван, 1970 (на арм. яз.). В. А. Арутюнова-Фиданян Рубрики: Ключевые слова: ДЫЛЕВСКИЙ Николай Михайлович (10.11.1904 - 23.10.2011), проф., филолог, лингвист, основатель болг. русистики КЛАУЗНЕР Йосеф Гедалия (1874-1958), израильский историк, литературовед и лингвист, активный участник сионистского движения АБУЛАДЗЕ Илья Владимирович (1901 - 1968), грузинский филолог, арменовед, палеограф, лексикограф, д-р филологических наук, чл.-кор. АН Грузии, заслуженный деятель груз. науки АВЕРИНЦЕВ Сергей Сергеевич (1937 - 2004), русский филолог, историк христианской культуры, литературовед, поэт

http://pravenc.ru/text/62448.html

Зачем разрушать чудесную рериховскую сказку? 220 Schary Е. G. In Search of the Mahatmas of Tibet. (With Illustrations and Maps). London, 1937. P. 200–208. 224 Штейнер Р. Духовное водительство человека и человечества. Калуга, 1992. С. 12. Эта работа была написана Штейнером в 1911 г., т. е. уже после того, как он отделился от теософов. 233 См.: Кришнамурти Дж. У ног Учителя (1-е издание книги вышло в 1911 г.): Джинараджадаса С. Мировой Учитель как источник мистицизма; Великий Ми­ровой Учитель и проблемы войны; Ледбитер Ч. Великий Мировой Учитель, Чему Он будет учить; Вудхауз Е. Мир в ожидании; Пушкина В. Братство и любовь как основа грядущего века. 235 Benjamin Н. Basic self-knowledge. An introduction to esoteric psychology. New York, 1973. P. 157–158. 236 Фосдик 3. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. По страницам дневника 1922–­1934. М., 2002. С. 316. Запись от 30 августа 1928. 239 См.: Памятные места семьи Рерихов в Санкт-Петербурге/Сост. И. С. Аникина. А. П. Соболев. СПб., 2003. С. 20. Отец Рериха родился в гор. Газенпоте Курлянд­ской губ. (ныне Айзпут, Латвия), а его деда звали Фридрих Иоганн (Friedrich Jo­hann), что не оставляет сомнения в германском происхождении Рерихов. 244 Алёхин А. Д. Как начинался художник Николай Рерих//Утренняя Звезда. Альманах. 1993. 1. С. 88. 249 Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Серия 3: Письма. Т. 75. М., 1956 (репр. изд.). С. 91–92. Письмо датировано 30 апреля/13 мая 1903. 250 Шустова С. Р. Литературно-художественная критика в публицистике Дж. Рёскина (1819–1900) и судьба его наследия в России. Автореферат диссерта­ции. М., 1981. С. 11. 254 Ольденбургская Евгения Максимилиановна (1845–1932) – жена принца Алек­сандра Петровича, урожд. герцогиня Лейхтенбергская. См.: Состав Императорско­го Общества поощрения художеств. СПб., 1901. 256 Фрагменты воспоминаний Н.В. Шишкиной. Цит. по изданию: Беседы с Учителем. Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига, 2001. С. 27. 262 Грабарь И.Э. Моя жизнь. С. 170–171. О неискренности Рериха говорит и С.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

2395 Лапшин Иван Иванович (1870–1952), философ-неокантианец, психолог, автор работ о русской музыке и художественном творчестве; доктор философии (1907). Экстраординарный профессор ка­федры философии историко-филологического факультета Петербургского – Петроградского универ­ситета (1913–1918), ВЖК, Коммерческого института, Военно-педагогических курсов. Сотрудник РИИИ, читал лекции по эстетике (1919–1922). В 1922 г. выслан из страны, поселился в Берлине, с 1923 г. жил в Праге, был профессором философии Русского юридического факультета, Русского на­родного (свободного) университета и Карлова университета, член Союза русских писателей и журна­листов ЧСР, Русского исторического общества, Русского научного института, Русского научно-исследовательского объединения, председатель Русского философского общества в Праге. 2397 Поливка (Polivka Jiri) Иржи (Юрий Иванович) (1858–1933), чешский филолог-славист, фольклорист; член-корреспондент ПАН (1901); профессор Карлова университета в Праге (1895–1928), председатель Комитета русской книги, председатель правления Чешско-русского объединения (Еднота), заместитель председателя Королевского чешского научного общества, председатель 1-го класса Славянского института в Праге (благодарю за сообщение дополнительных сведений Л. Л. Копецкую). 2398 Масарик (Masaryk) Томаш Гарик (1850–1937), чехословацкий государственный и политиче­ский деятель, философ-позитивист; первый президент ЧСР (ноябрь 1918 – декабрь 1935). В 1887, 1889, 1910 гг. посещал Россию. С конца 1914 г. жил в эмиграции, в мае 1917 г. – марте 1918 г. – в России, возглавлял Чехословацкий национальный совет, тогда же сблизился с руководством партии кадетов и членами Временного правительства. В конце 1918 г. вернулся в Прагу. Инициатор прави­тельственной программы помощи русской эмиграции (так называемой русской акции, 1921–1931, фактически продолжалась вплоть до 1939), материально поддержавшей как отдельных эмигрантов, так и их научные, учебные и культурные объединения, организации и печатные органы, в том числе Семинариум Кондаковианум (с 1931 г. – Археологический институт им. Η. П. Кондакова). На осущест­вление «русской акции» правительством ЧСР в общей сложности было выделено около полумилли­арда чехословацких крон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Введение в научный оборот двух маюскулов I тыс. – Вашингтонского (W 032, V в.) 73 и Коридетского (И 038, IX в.), 74 имеющих палестинское происхождение, привело к более детальной разработке западного (иерусалимского) текста и к дальнейшему развитию текстологических взглядов. Б. Стритер (Burnett Hillman Streeter, 1874–1937) выдвинул в 1924 г. концепцию «локальных текстов», каждый из которых был характерен во П–Ш вв. для одного из ранних христианских центров, находившихся в Палестине и Египте, но в IV в. начал размываться под влиянием византийского текста. 75 Стритер разделил западный текст на две локальные разновидности – антиохийскую и кесарийскую, и последнюю связал с деятельностью Оригена в Кесарии. В нее, кроме двух названных маюскулов, он включил две «семьи» минускульных рукописей, выделенных несколькими десятилетиями раньше, – «семью 13» 76 и «семью 1», 77 каждая из них формировалась вокруг указанных в ее названии минускульных рукописей. Дальнейшие исследования «кесарийского текста» вели, однако, к тому, что его текстовые особенности все более теряли какую бы то ни было определенность из-за обилия вариантов. В результате ясным осталось только то, что текст, названный «кесарийским», едва ли представляет собою результат редакционной деятельности или сознательной попытки стабилизации, что он был известен не только в Палестине, но и в Египте, почему отделить его от александрийского практически невозможно. 78 Однако до Второй мировой войны интерес к «кесарийскому тексту» не угасал, в частности, с ним были связаны исследования текстовой природы византийского новозаветного лекционария, которым положил начало в 1932 г. американский текстолог Э. К. Колвелл (Ernest Cadman Colwell, 1901–1974). По наблюдению этого исследователя и его учеников, «кесарийский текст» довольно отчетливо проявляется в составе этой богослужебной книги. Это наблюдение как будто бы позволяло относить происхождение лекционария к эпохе Оригена . Однако позже стало известно, что лекционарий возник в конце VII в. в Константинополе, 79 поэтому наличие в нем признаков «кесарийского текста» нужно объяснять иначе. При его составлении могли быть использованы палестинские рукописи, прибывшие в Константинополь вместе с беженцами из захваченной мусульманами в 637 г. Палестины. 80 Такого же происхождения были предки рукописных «семей 1» и «13», созданных в XI–XII вв. в монастырях Калабрии (Южная Италия) на базе рукописей, доставленных из Палестины беженцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В необозримом творческом наследии А.П. Каждана 1458 среди трудов, имеющих существенное значение для историографии истории Церкви, отметим исследования «Деревня и город в Византии в вв.» (M., 1960), «Византийская культура вв.)» (M., 1968; СПб., 2006), «От Христа к Константину» (M., 1965), «Два дня из жизни Константинополя» (СПб., 2002), « Никита Хониат и его время» (M., 2005), «Социальный состав господствующего класса Византии вв.» (M., 1974), «Армяне в составе господствующего класса в Византийской империи в XI–XII вв.» (Ер., 1975) и, наконец, монументальный 3-томный «Оксфордский словарь по византинистике» 1459 . Профессор Алексей Федорович Лосев (1893–1988; тайный монах Андроник с 1929 г.), один из ведущих отечественных философов, филологов и богословов 1460 , заложил традицию изучения ряда церковно-исторических проблем с позиций теории эстетики 1461 . Эту традицию продолжили Виктор Васильевич Бычков (р. 1942) в ряде работ по античной и византийской эстетике 1462 , а также Вера Дмитриевна Лихачева (1937–1981) в обобщающем очерке, охватывающем историю византийского изобразительного искусства с IV в. до падения Империи 1463 . В книге «История античной эстетики: Последние века» (7-й том серии его трудов, посвященной истории эстетики) Лосев анализирует философскую среду, в окружении которой формировалась догматическая система раннего христианства (Порфирий, Ямвлих, пергамский и афинский неоплатонизм), в блестящем очерке «Средневековая диалектика» – исследует историческую динамику диалектической мысли в богословской литературе средневековой Европы и Византии. Историко-церковные вопросы поднимали à propos в ряде исследований академики Сергей Данилович Сказкин (1890–1973) 1464 , Г.Г. Литаврин 1465 , профессор Борис Федорович Пóршнев (1905–1972) 1466 , Елена Эммануиловна Липшиц (1901–1990) 1467 . Следует отметить совместную монографию А.П. Каждана и Г.Г. Литаврина «Очерки истории Византии и южных славян» (M., 1958; 2-е изд. СПб., 1998). Важным этапом изучения истории Восточной Церкви стал блестящий очерк о Церкви Трапезундской империи в монографии С.П. Карпова «История Трапезундской империи» (СПб., 2007).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Избранная библиография I. Основные издания латинского текста: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina (PL). Accurante J.-P. Migne. Paris, 1844–1864. Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum (CSEL). Vindobonae, 1866–. Sources Chrétiennes (SC). Paris, 1942–. Corpus Christianorum. Series Latina (CCSL). Turnhout-Brepols, 1954–, II. Справочные издания: Clavis Partum Latinorum (CPL)/Ed. E. Dekkers. Turnhoul, 1961. Dictionnaire de théologie catholique (DTC). T. I–XV. Paris, 1903–1950. Dictionnaire de spiritualité (DS). Vol. I–XVI. Paris, 1937–1994. Enciclopedia Cattolica (EC). T. I–XII. Citta dei Vaticano, 1949–1954. New Catholic Encyclopedia (NCE). Vol. I–XVII. N. Y., 1967–1979; 1981. Православная богословская Энциклопедия (ПБЭ). Т. I–XII/Ред. H Н. Глубоковский . СПб., 1900–1911. Энциклопедический словарь «Христианство» (ЭСХ). Т. I–III. М., 1993. Православная Энциклопедия (ПЭ). T. I–. М., 2000–. Столяров А.А. Патрология и патристика. М., 2001; 2004. III. Общие работы: Hamack A. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Bd. I–III. Freiburg, 1888–1890. Idem. Geschichte der altchristlichen Literatur bis Eusebius. Bd. I–III. Leipzig, 1893–1904. Monceaux P. Histoire littéraire de l’Afrique chrétienne depuis les origines jusqu’à l’invasion arabe. T. I–VII. Paris, 1901–1923. Idem. Histoire de la littérature latine chrétienne. Paris, 1926. Pichon R. Etudes sur l’histoire de la littérature latine dans les Gaules. Paris, 1906. Teuffel W.S. Geschichte der römischen Literatur. Leipzig, 1913. Bardenheuier O. Geschichte der allkirchlichen Literatur. Bd. I–V. Freiburg, 1913–1932; Darmstadt, 1962. Schanz M. Geschichte der römischen Literatur. Munich, 1914–1922. Tixeronl J. La théologie antenicéenne. Paris, 1924. Idem. Précis de Patrologie. Paris, 1942. Moricca U. Storia della lettratura latina cristiana. Turin, 1925–1934. Bonaiuiti E. II cristianesimo nell» Africa romana. Bari, 1928. Amatucci A.G. Storia della lettratura latina cristiana. Bari, 1929. De Labriolle P. Histoire de la littérature latine chrétienne. T. I–II. Paris, 1924; 1947 (англ. пер.: History and Literature o f Christianity from Tertullian to Boethius. London, 1924).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЕЛЬ-РОПС [франц. Daniel-Rops] (наст. имя Анри Петьо) (19.01.1901, Эпиналь, деп. Вогезы - 27.07.1965, Шамбери, деп. Савойя), церковный историк, католич. писатель, член Французской академии (с 1955). Род. в семье офицера артиллерии, учился на филологическом и юридическом фак-тах Гренобльского ун-та. По окончании ун-та (1922) преподавал историю в лицеях Шамбери, Амьена и Нёйи-сюр-Сен (до 1946). Начав в 20-х гг. писательскую деятельность, Петьо взял псевдоним Даниель-Ропс по имени одного из героев своих рассказов. В 1926 г. вышел 1-й сборник эссе «Notre inquiétude» (Наше беспокойство), где автор выразил метафизическое беспокойство, характерное для франц. интеллигенции в годы после первой мировой войны. В 1932 г. Д.-Р. присоединился к движению «Nouveau Ordre» (Новый порядок), помогал в издании одноименного журнала. Это движение, основанное А. Дандьё, Д. де Ружманом и Р. Ароном, имело целью объединить молодежь католич., правосл. и протестант. вероисповеданий, чтобы противостоять «капиталистическому беспорядку» и тоталитарным теориям организации общества. В 1934 г. Д.-Р. написал манифест «Нового порядка». В том же году был опубликован роман Д.-Р. «Mort, où est ta victoire?» (Смерть, где твоя победа?), впосл. экранизированный и принесший автору известность как христ. писателю. В вышедших в 1937 г. сборниках эссе «Tournant de la France» (Поворот Франции) и «Ce qui meurt et ce qui naît» (То, что умирает, и то, что рождается), размышляя о причинах кризиса совр. цивилизации, автор писал, что в столкновении 2 концепций бытия - христ. и антихрист.- победила последняя, в результате чего стали развиваться человеческое самообожествление и культ земной, материальной жизни. Д.-Р. проводил идею, что только христианство может спасти совр. цивилизацию от гибели. В 1939 г. в романе «L " Épée de feu» (Огненный меч) автор утверждал, что в исторической перспективе страдания людей лишь тогда имеют смысл, когда человек принимает христ. благовестие. Д.-Р. был далек от монархических идей движения «Action Française» (Французское действие) и поддерживал радикальные устремления объединения «Esprit» (Дух).

http://pravenc.ru/text/168808.html

Ist der sogenannte Nilus-Bericht eine brauchbare religions-geschichte Quelle?//Anthropos. 1955. 50. 81–148. 1045 . Henninger J. Zum Verbot des Knochenzerbrechens bei den Semiten//Studi in onore di G. Levi della Vida. Roma 1956. 1. 448–458. 1046 . Kaster G. Nilus Sinaita (der Ältere)//LCI 8. 65–66. 1047 . Mayerson P. Observations on the «Nilus» Narrationes. Evidence for an unknown Christian sect//J. of the American Research Center in Egypt (Boston). 1975. 12. 51–74. 1048 . Theodorou F. Nilus’ Narrations: micro-level teaching, a new criterion of stylistic differentiation//Byz 1993. 63. 224–236. «Дневник» Эгерии CPL 2325; RFIV, 283–284 Автор – исп. монахиня, язык пам. – диалектная латынь; пам. известен по единств. ркп XI в., открытой в 1884 г. «Дневник» – один из наиб. ранних (кон. IV в.) дошедших пам. паломнической лит-ры, с ценными сведениями о егип. и палестинском монашестве (а также литургич. и эортологич. практике др. Церкви). 1049 . Egeria. Itinerarium/Ed. Maraval P. P. 1982. (SC 296). 1050 . Рус. пер.: 1) Безобразова П. В.: Правосл. Палестинский сборник СПб. 1901. 54. XXX, 63. 2) Марковой-Помазанской Н. С., по старому изд. SC 21 (ed. Petre Н. P. 1948) и по изд.: Franceschini Е., Weber R. Itinerarium Egeriae. Turnhout 1953. (Corpus Christianorum. Series latina): Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой. Письма паломницы IV века. М. 1994. 131–221 (предисл. 133–160). [Ср. 1051 . Devos P. Egeriana IV//АВ 1994. 112. 241–254. 1052 . Férotin М., Leclercq Н. Etheria//DACL 1922. 5:1. 552–584. 1053 . Lambert A. Egeria//Revue Mabillon. 1936, 1937, 1938. 26, 27, 28. 71–94, 1–24, 49–69. Апфий Авва Апфий (так по-славянски, что отвечает греческому, по-коптски Афу; кон. IV-haч. V в.) – великий отшельник и впоследствии епископ Оксиринха. Согласно его Житию, исправил погрешительные мнения святителя Феофила, когда последний, выступая против ереси антропоморфитов, принял нек-рые мнения оригенистов. Житие представляет собой ориг.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

XVIII век — время появления радикальной библейской критики. Изучение Библии на рубеже XIX века происходило уже внутри двух научных традиций: церковно-богословской и, противопоставившей ей себя светско-философской. Господствующей философией в первые десятилетия нового века был идеализм Гегеля (1770–1831). Религию, как и мифологию, Гегель считал эволюционным процессом, и, хотя он сам не разрабатывал историю религии в соотвествие со своей диалектикой, за него это сделали его последователи младогегльянцы, которые в университете немецкого города Тюбингена (долгое время его лицом был Георг Гегель) создали так называемую Новотюбингенскую школу. Ошибкой тюбингенцев было то, что они игнорировали Библию как литературный памятник, относились к ней преимущественно как к историческому документу. Тюбингенская школа создала направление библейской критики, получившей название «Поиски исторического Иисуса». Одна из первых «научных» реконструкций биографии Иисуса принадлежит Генриху Павлюсу (1829). Однако наиболле шумный успех пришелся на долю «Жизни Иисуса» Давида Фридриха Штрауса (1835). Многочисленные «Жизнеописания Иисуса» продолжали появляться на протяжении всего XIX века. В основу большинства из них была заложена философская концепция Гегеля. Фердинанд Христиан Баур (1792–1860), например, объяснял распространение христианства тем, что оно явилось в соответствии с диалектикой Гегеля как бы синтезом-снятием между тезисом: еврейской Ветхозаветной религией и антитезисом: языческим эллинизмом. Самым популярным жизнеописанием, но наименее серьезным в научном отношении среди всех, была «Жизнь Иисуса» Эрнеста Ренана, опубликованная в 1863 году. Но даже среди радикалов немногие зашли так далеко, как Бруно Бауэр в своей «Критике Евангелий» (1850–1851). Бауэр пришел к отрицанию исторического Иисуса 2 Надо сказать, что радикализм в серьезных исследованиях Библии не занимал ведущего положения. В центре общего внимания он оказался благодаря скандальной сенсационности. 3 Наиболее крупными учеными библеистами нерадикалами были: в Германии Хэнгстенберг (1702–1869), в Англии: Уэсткотт (1825–1901), Лайтфут (1828–1889), Дж. Хорт (1828–1892), в России — библеистическая школа митрополита Филарета Дроздова (1783–1867): протоиерей Александр Горский (1812–1875), епископ Михаил Лузин (1830–1887), М.Д. Муретов (1852–1917), В.В. Болотов (1854–1900), Н.Н. Глубоковский (1863–1937) и другие.

http://azbyka.ru/o-biblii-i-biblejckom-u...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010