(Продолжение следует). Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1901 год//Богословский вестник 1902. Т. 1. 1. С. 1–32 (4-я пагин.) —1— 31 января 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Ключевского , И. Татарского и А. Введенского , не присутствовавших по болезни. Слушали: I. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии 15 декабря 1900 года: «1901 г. Янв. 13. По ст. II. Разрешается поручить Коллежскому Советнику Василию Лучинину преподавание немецкого языка на изложенных условиях. – По ст. VΙII. Действительный студент Креминский утверждается в степени кандидата богословия. В той же степени утверждается и священник Металлов (ст. IX). Прочее смотрено и утверждается». Справка. В статьях XVII и XIX означенного журнала представлены были на утверждение Его Высокопреосвященства следующие постановления Совета Академии: а) о выдаче Ректору Академии Арсению, Епископу Волоколамскому, экстраординарному профессору Василию Мышцыну , исправляющим должность доцента Павлу Соколову и Павлу Тихомирову и библиотекарю Константину Попову пособий —2— из % с капитала, завещанного П.А. Мухановой; б) о назначении окончившим в 1900-м году курс воспитанникам Академии: Петру Минину – премий Митрополита Московского Макария , протоиерея И. Орлова и XXIX курса: Алексею Малинину – премии протоиерея А.И. Невоструева и Александру Платонову – премий Митрополита Московского Макария и протоиерея С. К. Смирнова. Определили: 1) Резолюцию Его Высокопреосвященства сообщить тем лицам, коих она касается, и Правлению Академии – для зависящих распоряжений. 2) Об утверждении действительного студента Академии Василия Креминского и священника Василия Металлова в степени кандидата богословия сообщить в Учебный Комитет при Святейшем Синоде. II. Отношения: а) Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода от 26 января 1901 года за 742: «Профессорский стипендиат Московской духовной академии Петр Минин ходатайствует об определении его на должность преподавателя философии и соединенных с нею предметов в Рязанскую духовную семинарию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с её наличностью, означенные в записках книги, а равно и издание, рекомендуемое заслуженным ординарным профессором В. Соколовым (последнее – если позволит состояние сумм, ассигнуемых ежегодно на выписку ценных изданий и продолжений), и о последующем представить Правлению Академии. XV. а) Представление библиотекаря Академии Константина Попова: „Честь имею представить на благоусмотрение Совета Академии выбор и назначение к выписке в библиотеку на будущий 1901 год периодических изданий, прилагаемый список которых относится к истекающему 1900 году“. б) Список периодических изданий, высылаемых в академическую библиотеку в 1900-м году. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки на 1901 год следующие издания: —324— А) Иностранные: 1 . Analecta Bollandiana. 2 . Annales de plilosophie chrétienne. 3 . Archiv für slavische Philologie. 4 . Archiv für katholisches Kirchenrecht. 5 . Archiv für Geschichte der Philosophie. 6 . Der Beweis des Glaubens. 7 . Biserica orthodoxa romàna. 8 . The Expositor. 9 . The Guardian. 10 . Jahrbuch des Vereins für wissenschaftliche Pädagogik. 11 . Journal of theological Studies. 12 . Kantstudien. 13 . Theologische Literaturzeitung. 14 . Mind. 15 . Römische Quartalschrift. 16 . Theologische Quartal schritt. 17 . Theologisch–practische Quartalschrift. 18 . The church review. 19 . The english historical review. 20 . Revue de Tart chrétien. 21 . Revue biblique. 22 . Revue des deux inondes. 23 . Revue de l " histoire des religions. 24 . Revue historique. 25 . Revue de Гoriènm latin. 26 . Revue de l " orient chrétien. 27 . Revue philosophique. 28 . Revue des questions scientifiques. 29 . Revue scientifique. 30 . Revue de synthèse historique. 31 . Revue internationale de théologie. 32 . Kirchengeschichtliche Studien. 33 . Philosophische Studien. 34 . Theologische Studien und Kritiken. 35 . Berliner Tageblatt.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1883. Кн. 9. С. 127-168; История древней философии: Лекции, чит. на Высших жен. курсах в 1884-1885 г. М., 1885. Литогр.; Положительные задачи философии. М., 1886, 2010р. Ч. 1: Область умозрительных вопросов; 1891. Ч. 2: Закон причинной связи как основа умозрительного знания действительности; Вопрос о свободе воли//Тр. Моск. психологического об-ва. 1889. Вып. 3. С. 97-194 (отд. изд.: М., 1889); Положение этической задачи в совр. философии//ВФиП. 1890. Кн. 2. С. 61-72; Критика эмпирических начал нравственности//Там же. Кн. 3. С. 64-104; Нравственное учение Канта//Там же. Кн. 4. С. 65-82; Теоретические основы сознательной нравственной жизни//Там же. Кн. 5. С. 34-83; Новый психофизиологический закон г. Введенского: Заметка по поводу его «Вторичного вызова на спор о законе одушевления»//Там же. 1893. Кн. 19. С. 60-81; Параллелистическая теория душевной жизни//Там же. 1895. Кн. 28. С. 358-389; Явление и сущность в жизни сознания//Там же. Кн. 30. С. 619-652; История древней философии: Лекции, чит. в Имп. моск. ун-те в 1895-1896 г. М., 1896. Литогр.; То же, в 1897-1898 г. М., 1898. Литогр.; То же, в 1900-1901 г. М., 1901. Литогр.; Понятие о душе по данным внутреннего опыта//ВФиП. 1896. Кн. 32. С. 264-298; Декарт как основатель нового филос. и науч. миросозерцания//Там же. Кн. 34. С. 609-642; Спиритуализм как психологическая гипотеза//Там же. 1897. Кн. 38. С. 486-534; Вопрос о реальном единстве сознания//Там же. 1899. Кн. 49. С. 600-623; Кн. 50. С. 861-880; К вопросу о бессознательной душевной жизни//Там же. 1900. Кн. 54. С. 741-757; Философское миросозерцание В. С. Соловьёва//Там же. 1901. Кн. 56. С. 45-91; История новой философии: Лекции, чит. на ист.-филол. фак-те Имп. моск. ун-та. М., 1902; Метод самонаблюдения в психологии//ВФиП. 1902. Кн. 62. С. 1031-1090; Психология: Лекции, 1901-1902 акад. г. М., 1902. Литогр.; Курс психологии: Лекции, чит. на ист.-филол. фак-те Имп. моск. ун-та и на Высших жен. курсах в 1903-1904 акад. г. М., 1903. Литогр.; Научное мировоззрение и философия: По поводу ст.

http://pravenc.ru/text/2110724.html

Введенского и Васильева. Москва 1900 г.; 2) „По ту сторону добра и зла“ перев. под редакцией А. Н. Е-ва. Москва 1900 г.; 3) „Помрачение кумиров“, изд. Ефимова. Москва 1900 г. – За неимением под руками прочих сочинений Ницше, автор пользовался выдержками из них на основании следующих статей: В. П. Преображенского , Фридрих Ницше. Критика морали альтруизма. Вопросы философии и психологии 1892 г. кн. 15. Людвига Штейна, Фридрих Ницше и его философия. Критико-биографический очерк. Перев. с немецкого Бердаева. Мир Божий 1898 г. 9–11. Н. К. Михайловского, Литературные воспоминания и современная смута т. II. СПб. 1900 г. 1136 Эта скоропалительная экскурсия в область первобытной истории человечества и разрешение вопросов о происхождении нравственных понятий одним взмахом пера, когда над исследованием их трудятся многие серьёзные учёные, есть плод фантазии и, по выражению некоторых отечественных критиков Ницше, представляет собой скорее ,,социологический роман“, чем что-либо научное. В самом деле, если мы возьмём эпоху доисторических времён, то мы должны признать, что, несмотря на совокупные усилия многих даровитых учёных, свет на эту эпоху не на столько разлит, чтобы тут можно было сказать много определённого и положительного: возможны разного рода гипотезы, догадки, которые однако же не дают учёному права утверждать что-нибудь со всей несомненностью. Что же касается времён исторических, то нужно признать, что настоящее состояние человечества, несмотря на всякого рода язвы, которые гноятся в его семейной, общественной и государственной жизни, сравнительно с давнопрошедшими временами, вовсе не находится в таком безнадёжном состоянии, как это думает Ницше, и желать возвращения человека в его первобытное состояние мы не имеем никакого основания, – не говоря уже об умственном и нравственном росте человечества, благодаря которому эпохи древних времён не могут выдержать никакого сравнения с современным его состоянием. Правда зверь в человеке далеко ещё не укрощён вполне и в отдельных случаях, – то здесь, то там, – проявляет свою разрушительную деятельность; но одно уже то, что эта последняя не встречает общего восторга и одобрения, – напротив в лучших представителях человечества возбуждает к себе отвращение и стыд за достоинство человеческой природы; равно как и то, что нынешние звероподобные люди уже боятся общественного сурового приговора и стараются всячески прикрыть и замаскировать свою неприглядную натуру, – всё это говорит за то, что в силу нравственного прогресса, человечество не может попятится назад, что оно хотя медленно, но неуклонно движется вперёд.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Премия присуждается по усмотрению Совета за одно из лучших кандидатских сочинений. Подлинное положение утверждено определением Святейшего Синода от 13 января 1900 года за 80. Определили: Принять к сведению и руководству. II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. янв. 25. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя его высокопреосвященства из Святейшего Синода от 24 января за 476: «По указу Его Императорского Величества, Свя- —4— ейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 3 января сего года за 6, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении экстраординарного профессора оной по кафедре догматического богословия, доктора богословия, Статского Советника Александра Беляева в звании ординарного профессора и доцента той же академии по кафедре новой гражданской истории, магистра богословия, Надворного Советника Ивана Андреева в звании экстраординарного профессора, – обоих с 8 декабря 1899 года, со времени избрания их в эти звания Советом академии. Приказали: Согласно ходатайству Вашего Преосвященства, утвердить экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре догматического богословия, доктора богословия, Статского Советника Александра Беляева и доцента той же академии по кафедре новой гражданской истории, магистра богословия, Надворного Советника Ивана Андреева – первого в звании ординарного профессора названной академии, а второго в звании экстраординарного профессора, обоих с 8 декабря 1899 года, со времени избрания их в сии звания Советом академии; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указа». Определили: Об утверждении экстраординарного профессора Александра Беляева в звании ординарного профессора и доцента Ивана Андреева в звании экстраординарного профессора внести в формулярные о службе их списке и сообщить Правлению Академии для зависящих распоряжений. III. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1900 г. янв. В Совет Московской Духовной Академии». – указ на имя Его Высокопреосвященства, от 30 декабря 1899 года за 720, по ходатайству Совета Московской духовной академии об удостоянии ординарного профессора оной по кафедре истории и разбора западных исповеданий Василия Соколова, выслужившего 26 октября 1899 года 25 лет в штатной преподавательской должности, звания заслуженного ординарного

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пашковцы в г. Николаеве (Мисс. Обозр. 1900. Апрель); 11. Сахарова В. прот. Пашковцы, их лжеучение и опровержение его. Орел. 1897 г.; 12. Секта пашковцев и разговор православного с пашковцем. Спб. 1895; 13. Пашковщина и штундизм (Мисс. Обозр. 1897. стр. 797–806); 14. Буткевича Т. И. Штундизм и пашковщина. Харьков 1884; 15. Деинской Агнии Беседа двух пашковцев о том, могут ли иметь грехи избранные дети Божии – духовные христиане? (Мисс. Обозр. 1839. Декабрь); 16. Ее же: На призывном экстренном собрании у столичных пашковцев (Мисс. Обозр. 1899. Февраль); 17. Ее-же. На новом призывном собрании у столичных пашковцев (Мисс. Обозр. 1899. Апрель); 18. Ее же: На богомоленном собрании у столичных пашковцев (Мисс. обозр. 1900. Январь); 19. Ее же: Крещение у столичных пашковцев (Мисс. Обозр. 1902. 1. стр. 294–302; 909–913); 20. Ее же. Из моей келейной полемики со столичными пашковцами (Мисс. Обозр. 1907. 11 стр. 491–499); 21. Ее же: На пробном экзамене у патронессы-пашковистки (Мисс. Обозр. 1901. I стр. 220–295); 22. Алфеева П. прот. Новый способ распространения лжеучения пашковцев (Мисс. Обозр. 1897. 53); 23. Сахарова П. Пашковец (Богосл. Вест. 1892. 4); 24. Рассказ нововера (Богосл. Вест. 1893. 3); 25. Новый Завет у пашковцев (Церк. Вед. 1897. 51–52); 26. Скворцов В. М. Деяния 3 -го всеросс. мисс. съезда в Казани. 1897; 27. Макаревского и Добромыслова: 3-й всеросс. мисс. съезд в г. Казани. Рязань 1898. 277 Литература: 1.Потехина С. Мистическая штунда: Малеванный и малеванные (Мисс. Обозр. 1900. II. стр. 234–249; 502–514); 2. Усиление малеванщины и психопатизма в штунде (Мисс. Обозр. 1900. II. Стр. 288–290); 3. Белогорского Н. Кто такой Моисей Тодосиенко, вдохновитель павловских сектантов на буйство и разгром церкви? (Мисс. Обозр. 1901. II. Стр. 870–874); 4. Православного: Современные малеванцы (Мисс. Обозр. 1905. 14, 15; 5. Его же: Новая штундо-малеванная община (Мисс. Обозр. 1907. 5); 6. И. С. Малеванская «огненная» пропаганда (Мисс. Обозр. 1904. 11); 7. Топачевского Д. свящ.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Как же относятся к этому проекту перечисленные выше факторы? Что касается Архиерейского Собора, то назад тому два года он выработал проект нового церковного закона, по которому священники могут быть перемещаемы с одного прихода на другой и административно. Жалованье священникам архиерейским проектом предположено от 800 до 2 500 дин. Этой же нормы держался Архиерейский Собор и в заседаниях 1900 г. Министр просвещения и церковных дел, лично присутствовавший в заседаниях скупщины 1900 г. обещал всё сделать для улучшения положения священников. Но на основании какого проекта? Без всякого сомнения – архиерейского. Таким образом ни Архиерейский Собор, ни министр не совсем на стороне излюбленного духовенством крагуевачского проекта. Скупщина? Но если Архиерейский Собор не находит возможным вполне удовлетворить желания священников, то тем более трудно ждать щедрости от скупщины. Остается надежда на короля, милостиво обещавшего помочь бедственному положению сербского духовенства 607 . – Дальнейшее движение этого вопроса таково. В половине октября 1900 г. —736— главный комитет священнического общества внес в Архиерейский Собор закопопроект о преобразовании священнического состояния. Проектом испрашивались определенное жалование с периодическими повышениями и прочность на приходах. Размер жалованья несколько повышен, тот же, что для полковых священников – от 2 000 до 4 000 дин. 30 октября последовало определение Архиерейского Собора, чтобы была образована специальная комиссия из священников, чиновников, финансистов и экономистов, которая бы изучила этот вопрос и выработала такой проект об улучшении положения духовенства, который всего удобнее может быть осуществлен применительно к нынешним обстоятельствам. 12 декабря министр просвещения и церковных дел пригласил главный комитет избрать из своей среды двух священников, которые вместе с другими членами комиссии, образованной министром, должны заняться выработкою законопроекта о преобразовании священнического состояния. Со стороны главного комитета в состав комиссии вошли белградские священники Н.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—768— 1867 г. бить это издание» – так написано в каталоге рукой г. Ястребцева). – 2) Cérémonies religieuses de tous les peuples du monde... par Picart, Amsterdam, 1723–1743, en 8 volum. – Издание с прекрасным гравюрами (цена – 45 руб.) 106 . Посылая за доставленные мне книги деньги, я писал почтенному доктору Ястребцеву, от 10-го того же марта: «Очень рад я за себя, что имел случай приобресть для своей библиотеки столь интересные и отчасти редкие издания, но скорблю за вас, что ваши обстоятельства заставляют вас расставаться с такими драгоценными сокровищами науки, которые вы приобретали некогда с такой же, без сомнения, любовью, с какой и я теперь приобретаю. Но, видно, всему своё время под небесами, как учит мудрейший из царей: время, говорит он, искать и время погубляти, время хранити и время отреяти ( Еккл.3:6 ). Призывая вам Божие благословение, прошу принять уверение в моём глубоком к вам уважении». Когда я был Троицкой лавре, я рекомендовал ректору академии А. В. Горскому библиотеку Ястребцева, и он просил меня сообщить последнему, чтобы он выслал в академию каталог своей библиотеки. При свидании в Динабурге с Ястребцевым, я передал ему требование о. протоиерея Горского; но было ли исполнено это требование и приобретены ли для академической библиотеки от Ястребцева какие-либо книги, не знаю. В 9 часов вечера, наконец, возвратился я в свой престольный град Витебск. Не смотря на довольно позднее время, меня встретили на станции железной дороги управляющий губерней, вице-губернатор Н.П. Мезенцов и многие другие чиновники, а также почти всё духовенство и множество православных граждан. По возвращении моём в Витебск, первым делом моим было принести торжественное благодарение Господу Богу, увенчавшему благим успехом мою поездку в древ- (Продолжение следует)н6С . Журналы собраний Совета Московской Духовной Академии за 1900 год//Богословский вестник 1901. Т. 1. 1. С. 1–32 (4-я пагин.) —1— 10 и 14 января 1900 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Ключевского , А. Введенского , А. Спасского и В. Мышцына , не присутствовавших по болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1760 В этих двух выписках также обращает на себя внимание то обстоятельство, что авторы их подчёркивают особенно пригодность моей книги для „русских образованных людей“ именно. 1761 Среди следствий грехопадения прародителей и догматика отмечает смерть духовную, „расторжение союза с Богом, потерю благодати“, ибо душа „не может жить в отчуждении от „Бога“ и проч., – со ссылками на св. отцов (митр. Макария. Православно-Догматическое Богословие. СПб. 1895 5 , т. I, 487). 1762 Стр. 107. Эта ошибка вместе с „православным“ учением Русского Вестника о духовной смерти снова воспроизводится по другому случаю на страницах журнала в стат. того же сотрудника: „Основа национализма“ (июнь 1901). (А propos, основанием „национализма“, т. е. народного эгоизма, здесь называется... православие!). Руководясь „нутром“ и воображением, а не знаниями, в статье этой г. Виноградов даёт фантастическое построение православного миросозерцания или, по его выражению, „восточного миропонимания“. Тут тоже Русск. Вестн. преподносит нам сюрприз и самый удивительный. Оказывается, что этим самым „восточным миропониманием“ Русск. Вестн. „воля и разум в человеке“ и после падения признаются „неповреждёнными“ (414)!! 1763 Митр. Макария I, 104 (Ор. cit). Учение о порядке спасения признано в Русском Вестнике „второстепенным в богословии“ (113)! Satis sapienti! 1764 Значение Креста в деле Христовом. Опыт изъяснения догмата искупления. Киев 1893, стр. 110–111, 113–114. – Источники ходячего мнения о вере, как противоположности разума. СПб. 1896, стр. 50–52. – О тёмных и светлых сторонах поэзии Пушкина. (Опыт оценки пушкинской поэзии с точки зрения христианского идеала писателя). Киев 1900 (Первонач. в Университетских Известиях 1900, янв.). Стр. 18. 2, 3. – Странник 1900, 2, стр. 237 (Ст. „Несколько слов о том, что иногда называется серьёзной критикой“). 1765 Правда, у Питры (Pitra, Analecta sacra et classica, V, 1888, p. 1–26) и Мая (Nova patrum biblotheca, II, 2, Romae, 1844) указано несколько фрагментов из толкований св. Афанасия, не вошедших в сборник Миня, но по отзывам учёных, эти фрагменты незначительны и не вполне достоверны, – „unbedeutend und unsicher“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

14. R. Roricht. Geschichte des Konigreichs Jerusalem; R. Roricht. Regesta Regni Hierosolymitani. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 152–155. 15. Н. Gelzer. Sextus Julius Africanus and die byzantinische Chronologie. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 726–732. 16. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, испанской, португальской, голландской литературы. – Византийский временник, т. VII, 1900, с. 238–250, 536–571, 781–793. 17. E. Gerland. Das Archiv der Herzoge von Kandia. – Византийский сборник, т. Vlll, 1901, с. 143–152. 18. Al. vonMilingen. Byzantine Constantinople. – Византийский сборник, т. VIII, 1901, с. 568–572. 19. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, финской, испанской литературы. – византийский временник, т. VIII, 1901, с. 250–267, 656–674. 20. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, финской, испанской литературы. – Византийский временник, т. IX, 1902, с. 243–265. 21. Uber die Quellen der ersten vierzehn Bucher des Joannes Malalas. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 22. Н. Gelzer. Die Genesis der byzantinischen Themenverfassung. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 194–203. 23. G. Schlumberger. L " Epopee byzantine a la fin du dixieme siecle, II. – Византийский временник, т. X, 1903, с. 532–535. 24. Библиографический обзор французской, итальянской, английской, голландской, шведской, португальской, немецкой литературы – Византийский временник, т. X, 1903, с. 239–265, 559– 182. 25. A. Heisenberg. Analecta. – Византийский временник, т. XI, 1004, с. 115–118. 26. К. Krumbacher. Romanos und Kyriakos. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 619–620. 27. Fr. Westberg. Die Fragmente des Toparcha Goticus. – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 620–622. 28. Библиографический обзор: Россия и Западная Европа (теология, история, география). – Византийский временник, т. XI, 1904, с. 184–193, 229–245, 646–656, 675–685. 29. Б. А. Панченко. Крестьянская собственность в Византии. – Журнал Министерства народного просвещения, т. CCCLIX, 1905, с. 444–454.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010