Лum.: Marin M.-A. Doctrine spirituelle de saint Dorothée//Les vies des Pères des déserts d " Orient: Leur Doctrine Spirituelle et leur discipline monastique. P., 1863–1864. Vol. 4. P. 83–152; Χρστου Π. Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987; Παπαδπουλος–Κεραμες Α. Ιεροσολυμιτικ Βιβλιοθκη. Πετροπολις, 1891. Τ. 1. Σ. 363; Vailhé S. Saint Dorothée et saint Zosime//EO. 1900/1901. Vol. 4. P. 359–363; idem. Dorothée de Gaza//DTC. T. 4. P. 1785–1786; Θωκυλδης Ιω. Δωρθεος ββς. Αλεξνδρεια, 1925; Hermann B. Des heiligen Abtes Dorotheus geistliche Gespräche. Kelelaer, 1928; Brun M. Dorotheus archimandrita seu Gazaeus. R., 1932; Βεσελνοβιτς Α. Βαρσανοφιος Μγας, Ιωννης Προφτης κα Δωρθεος Αββς. Αθναι, 1939; Hausherr I. La Doctrine XXIV de St. Dorothée//OCP. 1940. Vol. 6. P. 220–221; Bardy G. Dorothée de Gaza//Catholicisme: Hier, Aujourd " hui, Demain: Encyclopédie/Dir. par G. Jacquement. P., 1952. T. 3. P. 1039–1040; Wijnen J. Dorotheus von Gaza: Prolegomena tot een tekstuitgave: Diss. Louvain, 1954; Szymusiak J. M., Leroy J. Dorothée (saint)//DSAMDH. Vol. 3. P. 1651–1664; Stiernon D. Dorothée de Gaza//DHGE. Vol. 14. P. 686–687; idem. Doroteo di Gaza, santo//BiblSS. Vol. 4. P. 826–828; Regnault L. Monachisme Oriental et Spiritualité Ignatienne: L " influence de S. Dorothée sur les écrivains de la Compagnie de Jésus//RAM. 1957. Vol. 33. P. 141–149; idem. Théologie de la vie monastique selon Barsanuphe et Dorothée//Théologie de la vie monastique. P., 1961. P. 315–322; Vogué A. Allusion mariale chez Dorothée de Gaza//StMon. 1963. Vol. 5. P. 419–421; Canivet P. Dorothée de Gaza est-il un disciple d " Évagre?: (A propos d " une édition de ses œuvres spirituelles)//REG. 1965. Vol. 78. P. 336–346; Διονσιος (Τρκκις), π. Ορθδοξος Ανατολικς Μοναχισμς. Αθναι, 1969; Neyt F. Citations isaiennes chez Barsanuphe et Jean de Gaza//Muséon. 1971. Vol. 84. P. 65–92; Spidlík T. Le concept de l " obéissance et de la concience selon Dorothée de Gaza//StPatr. 1972. Vol. 11. P. 72–78; Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний г. Горького//ССл. 1972. С. 69–71 [ркп. посл. четв. XIV в., включающая Поучения аввы Дорофея и Житие Василия Нового]; Мозоль И. Духовное совершенствование по учению аввы Дорофея : Канд. дис./МДА. Загорск, 1975. Pkn.; Bimmon-Ashkelony B. Demons and Prayers: Spiritual Exercises in the Monastic Community of Gaza in the 5th and 6th Cent.//VChr. 2004. Vol. 57. N 2. P. 200–221.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

В 1899 г. К. пережил смерть матери, в 1900 г. умер его брат Георгиос, в 1902 г.- другой брат, Аристидис. Пессимистическая тональность еще более проявилась в стихотворениях нач. XX в. Для поэзии К. этого периода характерны тема смерти («Слезы сестер Фаэтона» (Τ δκρυα τν δελφν το Θαθονος, 1897), «Смерть императора Тацита» (Ο θνατος το υτοκρτορος Τακτου, 1897)) и ощущение быстротечности жизни и бессилия старости («Старик» (Ενας γρος, 1897), «Души старцев» (Η ψυχς τν γερντων, 1901)). В стихотворениях кон. 90-х гг. XIX в. появился характерный для поэзии К. нач. XX в. мотив заблуждения, неспособности человека предчувствовать, предвидеть и улавливать тайные знаки: «Молитва» (Δησις, 1898), «Вмешательство богов» (Η πμβασις τν θεν, 1899), «Препятствие» (Διακοπ, 1901). О творческом поиске К. свидетельствует ряд его прозаических заметок, изданных М. Перидисом в 1963 г. В них прежде всего заметен философский характер поэзии К. По его мнению, поэт должен стремиться к отображению действительности во всей ее неоднозначности и многогранности, а стихотворения должны предлагать варианты прочтения в зависимости от личного опыта читателя. В основе одного из наиболее известных стихотворений нач. XX в. «Фермопилы» (Θερμοπλες, 1903) лежит мотив верности своему предназначению. Постепенному освобождению от элементов поэтики романтизма и символизма, а также от влияния поэзии «Парнаса» и движению к реализму способствовали изменения в языке и системе версификации в творчестве К. В нач. XX в. он обратился к разговорному языку, старался имитировать естественный ход речи, употреблять сжатые и лаконичные выражения и обходиться без эпитетов и сложных образов. В его поэзии стали преобладать стихотворения, написанные свободным стихом. В 1904 г. вышел 1-й сборник К., в к-рый он включил 14 стихотворений, отобрав их после многочисленных редакций. В 1910 г. К. издал 2-й сборник (21 стихотворение). С 1912 г. он издал 5 сборников, руководствуясь хронологическим принципом (т. е. по датам первых публикаций). В 1917 г. из уже опубликованных стихотворений К. издал первый тематический сборник. Как отмечает С. Б. Ильинская, он воплотил «потребность поэта в цикличной композиции» (Русская Кавафиана. 2003. С. 381), подобрав стихотворения по законам «внутренней ассоциативной связи» (Там же). Всего до 1933 г. К. издал 5 таких сборников.

http://pravenc.ru/text/1319750.html

366 Эти и другие статистические данные, относящиеся к книгам Нового Завета, см. в Michael A. Fahey, Cyprian and the Bible: A Study in Third–Century Exegesis(Tubingen, 1971), p. 43. 369 A. Harnack, Der pseudocyprianische Тгаствт De Aleatoribus, die дlmesme lateinische Schrift, ein Werk des rцmischen Bischofs Victor I. (saec. II) (Texte und Untersuchungen, v. 1 ; Leipzig, 1888), pp. 370–381. Мнение Гарнака пылко поддержал H. I. D. Ryder в Dublin Review, Third Series, xxii (1889), pp. 82–98. 370 В ответ на протесты в Ε. W. Benson, Cyprian; His Life, his Times, his Works(London, 1897), pp. 557–564, Гарнак изменил свое мнение об авторе Ada aleamores,cм. его Zur Schrift Pseudocyprians (Sixtus II) Ad Novatianum (Texte und Untersuchungen, xx, 3; Leipzig, 1900), pp. 112–116. 371 Например, Otto Bardenhewer, Geschichte der altkirchlichen Literatur, ii (Freiburg, 1914; переизд. Darmstadt, 1962), pp. 496499, и Hugo Koch, «Zur Schrift Adversus aleatores», Festgabe von Fachgenossen und Freunden Karl Müller zum siebzigsten Geburstag dargebracht (Tubingen, 1922), pp. 58–67. 372 См. Adam Miodonski, Anonymus Adversus aleatores (Gegen das Hazardspiefy… kritisch verbessert, erläutert und ins Deutsche ubersetzt (Erlangen und Leipzig, 1889), и Adolf Hilgenfeld, Libellum de akatoribus inter Cypriani scripta conservatum (Freiburgi В., 1889). 373 Важно, однако, что в двух из четырех рукописей, используемых в издании Хартеля (Hartel), ветхозаветные цитаты, сохранившиеся в первозданном виде в других манускриптах, выправлены по тексту Вульгаты. 374 Английский перевод апокрифических книг Нового Завета см. в M. R. James,The Apocryphal New Testament (Oxford, 1924); Edgar Hennecke and Wilhelm Schneemelcher, New Testament Apokrypha, ed. by R. McL. Wilson, 2 vols. (London and Philadelphia, 1963); The Nag Hammadi Library in English, ed. by James M. Robinson (New York, 1977). См. также с. 188, примеч. 61. 375 См., например, рассуждения Иеронима (Epist. 107, 12 и Prol. Gal. в Samuel et Mal), и Августина (De civil. Dei, 23, 4).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kanon-n...

Виктор Михайлович Байдалаков (1900–1967) – политический и военный деятель. Участник Гражданской войны и Белого движения на юге России. Активный участник Народно-трудового союза российских (НТС). Основатель и первый руководитель Национального трудового союза нового поколения. Антибольшевистский блок народов – международное объединение антикоммунистических эмигрантских организаций, учрежденное в 1946 г. в Мюнхене. Западная государственная система, основанная на прямом, равном, тайном и общем голосовании. О Б. Башилове см. на с. 448. Система, основанная на прямом, равном, тайном и общем голосовании. Артур Бенни (1839–1867) – революционер, журналист и переводчик. Алан Гудрич Кирк (Кэрк) (1888–1963) – адмирал ВМС США, в 1949–1951 гг. был послом США в России, впоследствии стал председателем Американского комитета по освобождению от большевизма (первоначальное название – по освобождению русского народа). Сингман Ри (Ли Сын Май) (1875–1965) – корейский политик, первый президент Республики (Южная) Корея. Мохаммед Нагиб (1901–1984) – египетский военный и государственный деятель, первый президент Египетской республики после революции 1952 г. Осенью 1953 г. англо-американская администрация «Свободной зоны Триеста» (спорной территории между Италией и Югославией) решилась было на уступку части города Югославии, что вызвало бунт итальянского населения и, соответственно, жесткое его подавление со стороны англо-американцев. От нем. Konzentmtinslager – концлагерь. Автор стремится по возможности избегать термина демократия, вследствие множества значений, вкладываемых теперь в него, в результате чего сам термин утратил ясный и определенный смысл. – Прим. автора. Антон Васильевич Туркул (1892–1957) – генерал-майор. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Офицер, а затем и командующей Дроздовской армией. Во время Второй мировой войны командовал отдельной казачьей бригадой, в конце войны вошедшей в состав вооруженных сил Комитета Освобождения Народов России (КОНР). После войны был инициатором образования Комитета Объединенных Власовцев (КОВ). Написал книгу воспоминаний «Дроздовцы в огне».

http://azbyka.ru/fiction/ljudi-zemli-rus...

 Подробнее о знаковых проблемах в XIII кн. «Исповеди» см. : Hott A. Die Welt der Zeichen bei Augustin. Wien, 1963. 699  И в «Исповеди», и в ряде других трактатов Августин подробнейшим образом исследует эту фразу, показывая, в каких различных смыслах могут пониматься и все ее слова («в начале», «сотворил», «небо», «земля»), и сама фраза в целом. 700  Ср.: Colish M. L. Op. cit., p. 8. 701 См.: Allard G.-H. L " articulation du sens et du signe dans le De doctrina christiana de S.Augustin//SP. Berlin, 1976, vol. 14, p. 388. 702 Glunz H. H. Op. cit., S. 104. 703 В. Отт, посвятивший специальную работу августиновскому учению о чувственном познании, показывает многие почти буквальные совпадения у Августина и Плотина по этому вопросу. См.: Ott W. Des hl. Augustinus Lehre über die Sinneserkenntnis. - Philosophisches Jahrbuch. Fulda, 1900, Bd. 13, S. 45-59; 138-148. 704 См.: En. V, 1,10; 3,9; 9,1. 705 Ср.: Ott W. Op. cit., S. 46; The Cambridge History of Later Greek and Early Médiéval Philosophy, p. 376-377. 706 Cp.: Попов И. В. Личность и учение Блаженного Августина, т. 1, ч. II, с. 39. 707 См.: в частности, работу: Грегори Р. Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970; Зинченко В. П., Вергилес Н. Ю. Формирование зрительного образа: (Исследование деятельности зрительной системы). М.: Изд. Моск. ун-та, 1969. 708 Читателя не должен смущать тот факт, что теория зрительного восприятия Августина, изложенная здесь в основном по его поздним работам, вроде бы полагается нами в основу теории, разработанной им в раннем трактате. Основные идеи концепции зрительного (или чувственного) восприятия, во многом заимствованные у Плотина, т. е. еще до начала его литературной деятельности, просматриваются и в его ранних трактатах, и в самой VI кн. «De musica», как мы убедимся ниже. Однако наиболее подробно они были изложены в поздних работах Августина, что и определило целесообразность анализа их здесь по этим работам. Г. Г. Майоров справедливо подчеркивает, что теория зрения в «De Trinitate» только развивает идеи, намеченные в ранних работах (см.: Майоров Г. Г. Указ. соч., с. 256). 709

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=780...

1635 См. Служебник. СПб, 1900. С. 140142: «Священник же воздвизает воздух, и держит нас святыми дарми. Аще же инии будут священницы служащии, такожде воздвизают святый воздух, и держат над святыми дарми, потрясаяюще»; Рим, 1942. С. 250252 и т. д. 1637 См. изображения различных литургических обычаев: Liesel N. The Eucharistic Liturgies of the Eastern Churches. Collegeville, 1963. Илл. 553 (русский); 404408, 460, 630 (греческий, мельхитский, украинский). 1638 Sinai 2017 (f. 24r) и ВАС по спискам Sabas 48 (f. 66v) и 382 (f. 49v), и различные рукописи у Трембеласа (Trempelas. P. 93). Этого нет в ранних рукописях диатаксиса Филофея, где священник воздвигает аер над дарами при «Станем добре» и держит его во время Трисвятого. Позднейшая практика была вставлена в кодекс Panteleimon 421 (1545 г. ) того же самого диатаксиса ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 62. Прим.2). 1639 См., например, диатаксисы по списку Петербург 421, Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 90); кодексы Sinai 2045, 1572 г., (f. 20r), 2046, XVI в. ? (f. 17r); Trempelas. P. 93 (apparatus); списки ВАС (Орлов. С. 163) и венецианские издания в прим. 1643 ниже. 1643 Euchologion. Venice, 1571. F. 27r; 1745. P. 44; 1776. P. 49. Издание 1877 г. (p. 61) содержит обе рубрики. 1644 Деяния. Л. 55v. Рубрика содержится в Чине архиерейского действа. (Москва, 1668. Л. 22r-23r) и Холмогорском чиновнике, 1682 (Голубцов. С. 24). 1648 Например, в версии Льва Тосканского (Jacob A. Toscan. P. 153); в списках XII в. из Реджжио-Мессины (см. выше, прим. 229); отрантская ВАС (Jacob A. Otrante. P. 71) и отрантской рецензии ЗЛАТ Льва Тосканского (Ibid. P. 9899) и архиератиконе Гемиста (Дмитриевский А. А. II. P. 312). 1651 Об украинском обычае см. Bocian I. De modificationibus. P. 960. Этого нет в позднейших римских изданиях, но можно увидеть в [греко-католической] книге: Лейтургикон, сиречь Служебник. Перемышль, 1840. С. 325. Старообрядческий обычай: Архиерейский служебник. Москва, 1910. Л. 56r. 1653 Ранние свидетельства подобной практики находятся в славянской традиции: в Служебнике Антония Римлянина († 1147) по списку Синод. 342 (606), древнейших славянских списках ЗЛАТ (Невоструев-Горский. Описание. III. 1. С. 3; Jacob A. Formulaire. P. 329). При возгласе «Станем добре» священник целует престол и читает «Святый Боже». При этом в рукописях ничего не говорится о воздухе, см. Орлов. С. 163; Petrovskij А. Rédaction slave. P. 868, 889, 921, 960.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Волков Олег Васильевич (1900–1996), писатель 463 Волошин (наст. фамилия Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877–1932), поэт 39, 174, 526 Волуйский Илья Мелитонович, знакомый Пришвина по Ельцу 61 Воробьев Константин Дмитриевич (1919–1975), писатель 10 Воронов Андрей Петрович (1864–1912), историк и этнограф Олонецкого края 93 Воронский Александр Константинович (1884–1937), партийный деятель, издатель, публицист 225–226, 235–236, 265, 374, 507 Выходцев Петр Созонтович (1923–1994), литературовед 153 Вышеславцев Борис Петрович (1877–1954), философ 77 Вышинский Андрей Януарьевич (1883–1939), юрист, дипломат, ректор Московского университета 223, 369 Вэша-Куонэзин (наст. имя Джорж Стеэнсфельд Белани) (1888–1938), канадский писатель и естествоиспытатель 390 Гамсун (Педерсен) Кнут (1859–1952), норвежский писатель 43, 120, 309, 433 Гарибальди Джузеппе (1807–1882), народный герой Италии 13 Гельфанд М., рапповский критик 311—312 Герасимова Валерия Анатольевна (1903–1970), писательница 378 Гернеш, начальник культурно-воспитательной части Соловецкого лагеря 338, 340 Герцен Александр Иванович (1812–1870), писатель, общественный деятель 196, 203, 419 Герценштейн Михаил Яковлевич (1859–1906), политический деятель, депутат Государственной думы 12 Герценштейн Софья Яковлевна, сестра М. Я. Герценштейна, жена двоюродного брата М. М. Пришвина 12 Гершензон Михаил Осипович (1869–1925), историк литературы 97, 102, 104, 132, 180 Гёте Иоганн Вольфганг фон (1749–1832), немецкий писатель, мыслитель 178, 334, 393, 453 Гибет Е., литературовед 514, 529 Гильфердинг Александр Федорович (1831–1872), славяновед, собиратель и исследователь былин 97 Гиппиус Зинаида Николаевна (1869–1945), поэтесса, литературный критик, выступала под псевдонимом Антон Крайний 6, 11, 42, 77, 95, 104, 106–107, 109–116, 123, 126, 128, 155, 164, 168, 184, 215, 217, 250, 263, 311, 353, 379, 382, 407, 430–432, 456, 466, 475, 499, 501–502, 516, 520, 526, 529 Гиппиус Наталья Николаевна (Ната) (1880–1963), сестра З. Н. Гиппиус 431

http://azbyka.ru/fiction/prishvin-alekse...

Meyendorff, John. Christ in Eastern Christian Thought. Washington, 1969. Имеет важное значение не только для второй главы, но и для всего тома в целом. Payne Smith, Robert, et al., eds. Thesaurus Syriacus. 2 vols. Oxford, 1879–1901. Supplement, edited by J. P. Margoliouth. Oxford, 1927. Имеет особое значение для исследования библейских и богословских терминов. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Тт.1–2. СПб, 1913. Удобный справочник в том, что касается определений. Преображенский, А.Г. Этимологический словарь русского языка. Тт.1–3. Нью-Йорк, 1951 (репринтное издание). Будучи чем-то большим, нежели просто этимологический словарь, данная работа историей слов свидетельствует о русской социальной (и религиозной) истории. Рудаков, А.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии (репринтное издание со вступительной статьей Дмитрия Оболенского). Лондон, 1970 Sophocles, Evangelinus Apostolides, Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods (from B.C. 146 to A.D. 1100). 3rd ed. New York, 1900. Будучи несколько слабым в определении специальных богословских терминов, лексикон Софокла нередко является единственной работой, куда можно обратиться за выяснением того или иного слова в византийском греческом языке. Urbina, Ignacio Ortiz de. Patrologia syriaca. Rome, 1958. Vacant, Jean-Michel-Alfred, et al., eds. Dictionnaire de Theologie Catholique. 15 vols. Paris, 1903–50. Эмиль Аман и Мартин Жюжи используют эту работу как основное орудие в деле исследования восточного богословия. Vailhe Simeon. «Greek Church.» The Catholic Encyclopedia 6 (New York, 1913): 752–72. Vasiliev, Alexander A. History of the Byzantine Empire 324–1453. 2 vols. Reprint. Madison, Wis., 1958. Vernadsky, George, and Karpovich, Michael. A History of Russia. 5 vols. New Haven, 1959–69. Первые два тома (особенно второй) повествуют об историческом фоне развития раннего русского христианства. Ware, Timothy. The Orthodox Church. London, 1963. Zernov, Nicolas. The Church of the Eastern Christians. London, 1942.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть русские переводы: Изложение системы мира. Пер. М.С.Хотинского. Тт. 1 – 2. СПб., изд. «Общественная польза», 1861. Изложение системы мира. Пер. В.М.Васильева. Л., «Наука», 1982. Сила и материя. Очерк естественного миропорядка вместе с основанной на нем моралью, или учением о нравственности. Пер. с 21го немецкого изд. Н.Полилова. СПб., 1907. 142 Подробнее об этой антиномии языка, открытой впервые В.Гумбольдтом, см.: В.Гумбольдт. Потебня. Мысль и язык. 3е издание, Харьков, 1913. Victor Henry, – Les antinomies 143 Etienne Bonnot de Condillac, – Cours d " études, pour l " instruction du prince de Parme, Grammaire. Parme, 1769 – 1773. 146 Французский натуралист Жорж Луи Леклерк Бюффон (1707 – 1788) видел в гении лишь сильнейшую степень внимания. 149 Сенека, Подробнее о сем см.: «Столп и утверждение Истины» экскурс «Время и Рок», Еще: Ветухов «Година». См.: Мф. 5, 3 ; Лука 6, 20. Согласно святоотеческой традиции, «нищету духа» следует понимать как отсутствие гордости и зависти. Так, св.  Григорий Палама различает четыре типа «духовной нищеты»: 1) в теле, 2) в мышлении, 3) в богатстве жизни, 4) во внешних искушениях (см.: Migne, P. G. T. 150, col. 1050. – Рус. пер.: Добротолюбие, т. 5. М., 1900 2 , с. 273.). Ср.: Слова преп. Симеона Нового Богослова ... Вып. 2. М., 1890 2 , с. 187 (слово 68). < – 190а> 153 Платон, – Софист, 263е (Opera ex rec. Hirschigii. T. I, p. 199 4 – 7). См.: Платон. Сочинения в трех томах. Т. 2. М., «Мысль», 1970, с. 392.> 157 < А.С.Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Т. 2. М., изд. АН СССР, 1963, с. 159: «Демон В те дни, когда мне были новыˆВсе впечатленья бытия…> 158 Платон, – Теэтет, 155, c. d. Opera ex rec. Schneiderii, т. 2, p. 119 20 – 27. Творения Платона в перев. Карпова, т. 5, с. 345 – 346. 163 Voss , – Goethe und Schiller ed. Graef. Reclam. An Boie, 1804. II. 25 (Метнер, id., с. 301). Об удивлении как «первоимпульсе творческой мысли» у Бэкона, Гоббса, Декарта, Кондильяка, Канта будет сказано ниже. См.: Артур Шопенгауэр. Мир как воля и представление. T. II, заключающий в себе дополнения к четырем книгам первого тома. Перевод Ю.И.Айхенвальда. М., Типолитография Тва И.Н.Кушнерев и К°, 1901, rл. XVII. О метафизической потребности человека, с. 155 – 156: «Философские дарования в том именно и состоят, что человек способен удивляться обыденному и обыкновенному, и это побуждает его задумываться над общим характером явлений, – между тем как исследователи в области реальных наук удивляются только перед исключительными и редкими явлениями, и вся цель их заключается в том, чтобы свести последние к явлениям более известным. Чем ниже стоит человек в интеллектуальном отношении, тем менее загадочного представляет для него бытие: напротив, все в мире, как оно существует, и то, что оно существует, кажется ему понятным само собою».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

269 Эти две функции языка у Августина отмечены в работах: Rotta Р. La filosofia del linguaggio nella patristica e nella scolastica. Torino. 1909. P. 112–113: Colish M. Op. cit. P. 56. 274 Βλπομεν γρ ρτι δ σπτρου ν ανγματι, ττε δ πρσωπον πρς πρσωπον. Канонические латинский и русский переводы звучат так: Videmus enim nunc per speculum et per aenigma, tunc autem coram cernemus; «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу» ( 1Кор. 13:12 ). 276 В трактате «Об ораторе» Цицерон писал: «Итак, при употреблении отдельных слов больше всего яркости и блеска сообщают речи переносные выражения, а из переносных выражений и уже не по отдельности, а из некоторых подряд складывается, в свою очередь, следующий прием того же рода: тот, при котором говорится одно, а подразумевать следует иное» (De orat. III 41, 166; перев. Ф. А. Петровского ; цит. по: Цицерон Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве М., 1972. С. 238). Цицерон, в свою очередь, опирался на Аристотеля, писавшего в «Риторике»: «Метафора заключает в себе загадку, так что ясно, что загадки – хорошо составленные метафоры» (Ret. 2, 12). Из греческих христианских писателей особенно активно проблему энигмы в связи с библейскими текстами поднимали Климент Александрийский , Ориген , Григорий Нисский . 277 Эти же четыре способа он называет и в другом трактате того же времени (392 г.). Ср.: De util. cred. 5. 278 См.: Schöpf A. Wahrheit und Wissen: Die Begriindung der Erkenntnis bei Augustin. S. 21; Г. Глунц, как уже указывалось, акцентировал внимание на филолого-философском подходе (см.: Glunz Н. Н. Op. cit. S. 102). 279 Подробнее о знаковых проблемах в XIII кн. «Исповеди» см.: Holl A. Die Welt der Zeichen bei Augustin. Wien, 1963. 280 И в «Исповеди», и в ряде других трактатов Августин подробнейшим образом исследует эту фразу, показывая, в каких различных смыслах могут пониматься и все ее слова («в начале», «сотворил», «небо», «земля»), и сама фраза в целом. 283 В. Отт, посвятивший специальную работу августиновскому учению о чувственном познании, показывает многие почти буквальные совпадения у Августина и Плотина по этому вопросу. См.: Ott W. Des hl. Augustinus Lehre über die Sinneserkenntnis//Philosophisches Jahrbuch. Fulda, 1900. Bd. 13. S. 45–59; 138–148.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010