СПб., 1862; Flusin B. Saint Anastase le Perse et l " histoire de la Palestine au début du VIIe siècle. P., 1992. 2 vol.; Житие преподобного Феодора, архимандрита Сикеонского, написанное Георгием, учеником его и игуменом той же обители/Под ред. Д. Е. Афиногенова. М., 2005; John of Nikiu. The Chronicle/Ed. R. H. Charles. L.; Oxf., 1916; Fredegarius. Chronica//MGH. Scr. Mer. T. 2; Niceph. Const. Brev. hist. (рус. пер.: Никифора, патриарха Константинопольского, краткая история со времени после царствования Маврикия [Бревиарий]/Пер. с греч.: Е. Э. Липшиц//ВВ. 1950. Т. 3. С. 349-387); Theoph. Chron. P. 295-341; Georg. Mon. Chron. P. 665-673; Осада Константинополя скифами, кои суть русские, и поход императора Ираклия в Персию/[Георгий Мтацминдели]; пер., предисл. М. Г. Джанашвили//СМОМПК. 1900. Т. 27. Отд. 1. С. 1-67; Suda. Vol. 2. P. 582; Eutych. Annales//PG. 111. Col. 1085-1105; Mich. Syr. Chron. XI 1-9. 1963. Т. 1. P. 400-433; Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк/Пер. с древнеарм. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. Лит.: Drapeyron L. L " empereur Héraclius et l " Empire byzantin au VIIe siècle. P., 1869; Ласкин Г. А. Ираклий: Визант. гос-во в 1-й пол. VII в. Х., 1889; Owsepian G. Die Entstehungsgeschichte des Monotheletismus nach ihren Quellen geprüft und dargestellt. Lpz., 1897; Baynes N. H. The First Campaign of Heraclius against Persia//EHR. 1904. Vol. 19. N 76. P. 694-702; idem. The Date of the Avar Surprise//BZ. 1912. Bd. 21. S. 110-128; idem. The Restoration of the Cross at Jerusalem//EHR. 1912. Vol. 27. N 106. P. 287-299; idem. The Emperor Heraclius and the Military Theme System//Ibid. 1952. Vol. 67. N 264. P. 380-381; Delehaye H. Passio sanctorum sexaginta martyrum//AnBoll. 1904. Vol. 23. P. 289-308; Pargoire J. Les LX soldats martyrs de Gasa//EO. 1905. T. 8. P. 40-43; Болотов В. В. К истории императора Ираклия//ВВ. 1907. Т. 14. С. 68-124; Bell H. I. A Dating Clause under Heraclius//BZ. 1913. Bd. 22. S. 395-405; Christensen A. L " Iran sous les Sassanides. P., 19442; Stein E.

http://pravenc.ru/text/673855.html

(Amiens. Bibl. Louis Aragon. 18. Fol. 1v) Став аббатом К., Вала, по свидетельству современников, обычно жил при дворе ( Rimbertus. Vita S. Anskarii. 7//MGH. Script. Rer. Germ. T. 55. P. 694). В 828 г. на собрании высших церковных иерархов и знати он представил Людовику Благочестивому записку с критикой положения дел в империи. В частности, Вала выступил против поощрения императором вмешательства светских властей в церковные дела, против практики поставления аббатов-мирян и неканонических избраний, против роста влияния придворных капелланов (эти вопросы обсуждались на Парижском синоде в мае 829). Вероятно, Вала вместе с Хильдуином, аббатом Сен-Дени, аббатом Элизахаром и еп. Иессеем Амьенским принял участие в мятеже 830 г., поддержав Лотаря I, и за это был сослан в К. ( Astronomus. Vita Hludovici. 45// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 460-462. (MGH. Scr. Rer. Germ.; 64)), потом на Женевское озеро, затем в Нуармутье и снова в К., но уже как простой монах ( Radbert " s Epitaphium Arsenii. 1900. S. 74-75). В 833 г. он вновь присоединился к восстанию на стороне Лотаря I. Император потребовал от него принести клятву верности, но Вала отказался и отправился к Лотарю в Италию, где был назначен аббатом Боббио. Между 834 и 836 гг. он, подобно Адальхарду, издал статуты для Боббио (изд.: Breve memorationis Walae abbatis//Codice diplomatico del monastero di S. Colombano di Bobbio/Ed. C. Cipolla, G. Buzzi. R., 1918. Vol. 1. P. 139-141; CCM. 1963. T. 1. P. 421-422). В 836 г. Вала в качестве посланника Лотаря отправился на встречу с имп. Людовиком в Тьонвиль, где они помирились; на обратном пути в Италию Вала умер от лихорадки (31 авг. 836) ( Theganus. Gesta Hludowici imperatoris. Continuatio; Astronomus. Vita Hludowici imperatoris. 55// Thegan. Die Taten Kaiser Ludwigs. Astronomus. Das Leben Kaiser Ludwigs/Hrsg. E. Tremp. Hannover, 1995. S. 254-256, 506). Преемником Валы стал аббат Хеддон, при к-ром состоялось перенесение мощей св.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНОВСКИЙ Виктор Игнатьевич (25.01.1878, Тифлис - 5.09.1963, Тбилиси), хоровой дирижер, регент, преподаватель, муз. критик, композитор, общественный деятель. Заслуженный учитель Грузинской ССР (1939). В 1898 г. окончил Тифлисскую ДС, в 1907 г.- муз. уч-ще Тифлисского отд-ния РМО по классу композиции Н. Д. Николаева. Изучал гармонию у Н. С. Кленовского (1901-1902) и Ф. С. Акименко (1902-1903). С 1900 г. преподаватель пения и музыки в учебных заведениях Тифлиса. Одновременно регент экзаршего хора. С 1909 г. член правления, с 1911 г. председатель Тифлисского церковнопевч. об-ва (ТЦПО). В 1921-1944 гг. работал в школах в Тифлисе, с 1944 г.- в педагогическом уч-ще. В 1926-1928 гг. преподаватель хорового фак-та, в 1944-1946 гг. хормейстер хоровых курсов Тбилисской консерватории. Д. активно занимался церковно-певч. практикой, совмещая ее с общественной деятельностью. Состоял в инициативной группе по организации в Тифлисе церковнопевч. об-ва (Устав ТЦПО утвержден 7 сент. 1909), к-рое должно было заниматься проблемами материальной обеспеченности регентов и певчих церковных хоров и поддерживать их стремление к «развитию, благолепию и правильной постановке церковного пения в Тифлисе». В день открытия ТЦПО (1 сент. 1909) при огромном стечении народа в храме и в церковном дворе состоялся молебен и пел соединенный хор местных церквей из 200 чел. под упр. Д. Как председатель ТЦПО Д. столкнулся с тяжелыми местными условиями: при небольшом количестве тифлисских церковных хоров (ок. 10, в каждом взрослых певчих - 5-6 чел., в экзаршем - 12 чел.) в состав ТЦПО к 1913 г. входило лишь 30 чел. (в 1909 - 6 чел.). Денежных сборов от духовных концертов (1911-1913) и пожертвований было недостаточно для выплат членам ТЦПО. Следствием недоверия к ТЦПО и отсутствия консолидации среди его членов стало «Обращение Правления к гг. регентам и певчим тифлисских церковных хоров», в котором содержались призывы к объединению и совершенствованию церковного пения как одного «из могучих средств к достижению нравственного идеала среди людей».

http://pravenc.ru/text/171351.html

T. 11; 1972. T. 12. (MHSI; 70, 72, 74, 78, 83, 86, 89, 91, 94, 98, 103, 105); Gon ç alves S. Primeira parte da historia dos religiosos da Companhia de Jesus... nos reynos e provincias da India Oriental/Ed. J. Wicki. Coimbra, 1957. Vol. 1: Vida do B. P. Francisco Xavier; Wicki J. Das neuentdeckte Xaveriusleben des P. Francisco Pérez//AHSI. R., 1965. T. 34. N 67. P. 36-78. Лит.: Cros L.-J.-M. Saint François de Xavier: Sa vie et ses lettres. Toulouse; P., 1900. 2 t.; Brou A. Saint François Xavier. P., 1912. 2 t.; idem. Saint François Xavier: Conditions et méthodes de son apostolat. Bruges, 1925; La canonizzazione dei Santi Ignazio di Loiola, fondatore della Compagnia di Gesù, e Francesco Saverio, apostolo dell " Oriente. R., 1922; Laborde J.-E. L " esprit de Saint François Xavier. P., 1922; Schurhammer G. Der heilige Franz Xaver, der Apostel von Indien und Japan. Freiburg, 1925; idem. Das kirchliche Sprachproblem in der japanischen Jesuitenmission des 16. und 17. Jh. Tokyo, 1928; idem. Die Disputationen des P. Cosme de Torres, S. J., mit den Buddhisten in Yamaguchi im Jahre 1551. Tokyo, 1929; idem. Franz Xaver: Sein Leben und seine Zeit. Freiburg, 1955-1973. 4 Bde (англ. пер.: idem. Francis Xavier: His Life, His Times/Transl. M. J. Costelloe. R., 1973. Vol. 1: Europe (1506-1541); 1977. Vol. 2: India (1541-1545); 1980. Vol. 3: Indonesia and India (1545-1549); 1982. Vol. 4: Japan and China (1549-1552); испан. пер.: idem. Francisco Javier: Su vida y su tiempo. Bilbao, 1993. 4 vol.); idem. Gesammelte Studien. R., 1962. Bd. 1: Die zeitgenössischen Quellen zur Geschichte Portuguesisch-Asiens und seiner Nachbarländer zur Zeit des hl. Franz Xaver (1538-1552); 1963. Bd. 2: Orientalia; 1964. Bd. 3: Xaveriana; 1965. Bd. 4: Varia. Tl. 1: Anhänge; Tl. 2: Besprechungen und Index; Wicki J. Der hl. Franz Xaver als Nuntius Apostolicus//Studia Missionalia. R., 1947. T. 3. P. 107-130; Boxer Ch. R. The Christian Century in Japan, 1549-1650. Berkeley etc., 1951; idem. Portuguese Merchants and Missionaries in Feudal Japan, 1543-1640.

http://pravenc.ru/text/2462095.html

Место Распятия в Храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Этот способ умерщвления может быть классифицирован как судебное убийство. Напоминаем Вам, что это вывод беспристрастных ученых на основании изучения отпечатков на Туринской плащанице, который намного подробнее отчета префекта Иудеи Понтия Пилата императору Римской империи Тиберию по поводу вынесенного им приговора! Многие исследования В сокровищницах храмов хранится множество удивительных полотен древности. Они поражают нас своей стариной, художественным мастерством, неповторимостью. Однако чаще всего нам довольно хорошо известно когда и кто изготовил, нарисовал или вышил эти древнейшие ткани. Человеческие руки непосредственно участвовали в этом процессе. Туринская плащаница, несушая на себе загадочные нерукотворные отпечатки, является исключением. Хотя есть все основания считать ее сотканной в I в н. э., само появление отпечатков, относящихся к Евангельским событиям, не может быть делом рук человеческих. Естественно, что столь уникальная реликвия привлекла к себе такое пристальное внимание. Научное исследование изображения на плащанице началось в Сорбонне в 1900 г. Профессор сравнительной анатомии Yves Delage с очевидностью доказал, что изображение является анатомически безупречным до мельчайших подробностей. Характерные особенности суровости смерти, истязаний плетью, ран, потоков крови показывали, что изображение является отражением какого-то неизвестного науке процесса, который запечатлел на ткани цветное, негативное, анатомически правильное изображение замученного на кресте, а затем погребенного в этой льняной ткани Человека. Более поздние анатомические и медицинские исследования только с еще большей полнотой подтвердили мнение Delage. В сороковых годах нашего столетия Hynek в 1936 и Vignon в 1939; в пятидесятых Moedder в 1949; в шестидесятых и семидесятых Caselli в 1950, La Cava в 1953, Judica-Cordiglia в 1961, и в особенности Barbet в 1963 представили еще больше доказательств подлинности. Дальнейшие изыскания Bucklin в 1970, Willis, Wilson и Cameron в 1978, а так же труды Zugibe, описанные в работе Murphy в 1981 только укрепили ученых в правильности своих выводов.

http://azbyka.ru/turinskaya-plashhanica

Мюнхен. 1965 г. 4 В настоящее время от этой практики осталось лишь певческое исполнение нескольких избранных стихов из псалмов, составляющих первую славу (1-й антифон) 1-ой кафизмы – «Блажен муж», с припевом «Аллилуия», на праздничной вечерни. – В практике сербской Церкви распеты все стихи первого псалма («Блажен муж»), но без припева «Аллилуия»; см.: Стеван Мокраняц: Православно Српско Народно Црквено Опште Београд (Државна 1935, стр. 1–4. – У греков же распеты все стихи псалмов 1-й славы 1-й кафизмы, на 8-й глас, с припевом «Аллилуйя». См.: Μουσικς Πανδκτης. Ι. Αθναι («Ζω»), 1934, стр. 19–28, молодии Петра Лампадария Пелопонесца († 1777 г.), сокращенные Мануилом Протопсалтом († 1819 г.). 7 Свящ. В. Металлов: Очерк истории православного церковного пения в России. Изд. 3-е, Москва, 1900 г., стр. 59. (Были и позднейшия переиздания). – В. Ундольский: Библиографическия разыскания. Замечания для истории церковного пения в России. Москва (Университетская типография), 1846 г., стр. 8. 8 Древности. Труды Московского Археологического Общества. Том 1-й. Москва, 1865–1867 г., стр. 29. 9 О современной системе подразделения столповой нотации на типы см.: Joh. v. Gardner und E. Koschmieder: Ein handschriftliches Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift. I. München (Bayerische Akad. der Wissenschaften), 1963, p. XVII. – Joh. v. Gardner: Das Cento-Princip der Tropierung und seine Bedentung für die Entzifferung der altrussischen linienlosen Notationen. “Musik des Ostens”, I. Kassel (Bärenreiter-Verlag), 1962, p. 107. – Joh. v. Gardner: Einiges über die Orthographie der altrussischen Neumen vor der Reform 1668. “Welt der Slaven”, Jhrg. V, H. 2. Wiesbaden (Harrassowitz), 1960, p. 198–213. 10 По мнению мюнхенского профессора Э. И. Кошмидера, эта рукопись может относиться и к концу XVI-ro века. См.: Erwin Koschmieder: Die ältesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente. 2-te Lieferung. München (Bayerische Akademie der Wissenschaften), 1955, s. 76. 11 Микрофильм этой рукописи был мне любезно предоставлен профессором Э. И. Кошмидером, за что приношу ему мою сердечную благодарность.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ист.: Лёвшин В. А. Рус. сказки, содержащие древнейшие повествования о славных богатырях, сказки народные и пр. М., 1780. Ч. 1; Рыбников П. Н. Песни, собр. П. Н. Рыбниковым. М., 1861-1867. 4 ч.; Киреевский П. В. Песни, собр. П. В. Киреевским. М., 1868. Т. 1: Песни былевые. Время Владимирово. Вып. 1: Илья Муромец - богатырь-крестьянин; Гильфердинг А. Ф. Онежские былины, записанные... летом 1871 г. СПб., 1894-1900. 3 т.; Сборник Кирши Данилова/Ред.: П. Н. Шеффер. СПб., 1901; Чулков М. Д. Собрание разных песен. СПб., 1913. Т. 1; Былины М. С. Крюковой/Ред.: Ю. М. Соколов. М., 1939; Былины Пудожского края/Подгот. текстов: Г. Н. Парилова и А. Д. Симонов. Петрозаводск, 1941; Илья Муромец/Подгот. текстов, ст. и коммент.: А. М. Астахова. М.; Л., 1958. (Лит. памятники); Памятники рус. фольклора: былины в записях и пересказах XVII-XVIII вв./Изд. подгот.: А. М. Астахова, В. В. Митрофанова, М. О. Скрипиль. М.; Л., 1960. Лит.: Описание Киево-Печерской лавры. К., 1847. С. 110; Буслаев Ф. И. Рус. богатырский эпос//РВ. 1862. Т. 38. 3. С. 1-64; Т. 41. 9. С. 5-102; Т. 10. С. 523-571 (то же: СбОРЯС. 1887. Т. 42. 2); СИСПРЦ. С. 103; Миллер О. Ф. Сравнительно-критические наблюдения над слоевым составом нар. рус. эпоса: Илья Муромец и богатырство киевское. СПб., 1870; Сб. мат-лов для ист. топографии Киева и его окрестностей. К., 1874. Отд. II. С. 17-19, 121; Максимович М. А. В каком веке жил Илья Муромец?//Собр. соч. К., 1876. Т. 1. С. 126-128; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 41-42; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 219-221; Соболевский А. И. К истории рус. былин//ЖМНП. 1889. Ч. 264. Июль. С. 15-19; Майков Л. Н. Мат-лы и исследования по старинной рус. литературе. Спб., 1891. С. 3-8; Иловайский Д. И. Богатырь-казак Илья Муромец как ист. лицо//РА. 1893. Кн. 2. 5. С. 33-58; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20-21; Миллер В. Ф. Очерки рус. народной словесности. М., 1897. Т. 1. С. 397; М., 1924. Т. 3. С. 86-96; Халанский М. Г. Об отношении былин об Илье Муромце к Сказаниям об Олеге Вещем//ЖМНП. 1911. Сент. С. 56-57; Ширяева П. Г., Кравчинская В. А. 2 былины в записях кон. XVII-XVIII вв. II. «История о двух сильных богатырех Илье Муромце и Соловье-разбойнике»//ТОДРЛ. 1948. Т. 6. С. 339-371; Сперанский М. Н. Рукописные сборники XVIII в. М., 1963. С. 127-133; Колпакова В. М., Кабанець П. Koмnлekchi мeдuko-ahmponoлoriчhi дocлiджehhя св. мощей Печерськоï Лаври//Дива печер лаврських. К., 1997. С. 85-91; Азбелев С. Н. Устная история Вел. Новгорода: Очерки IX-XVII ст. Вел. Новгород, 2006.

http://pravenc.ru/text/389413.html

O. Heiming. Turnholti, 1984. P. 112. (CCSL; 159B); Liber Sacramentorum Engolismensis/Ed. P. Saint-Roch. Turnhout, 1986. P. 208. (CCSL; 159C); Das fränkische Sacramentarium Gelasianum in alamannischer Überlieferung/Hrsg. K. Mohlberg. Münster, 1918. S. 194. Лит.: D ö llinger J. J. I., von. Hippolytus und Kallistus, oder Die Römische Kirche in der ersten Hälfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853; Hagemann H. Die Römische Kirche. Freiburg i. Br., 1864; De Rossi G. B. La Roma sotterranea cristiana. R., 1864. T. 1. P. 182-183; 1867. T. 2; idem. Esame archeologico e critico della storia di San Callisto//BACr. 1866. Vol. 4. N 1. P. 1-14; N 2. P. 17-33; N 5. P. 65-72; N 6. P. 77-99; Dufourcq A. Étude sur les Gesta Martyrum romains. P., 1900. Vol. 1. P. 115-116, 311; Quentin H. Les Martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 66-67, 443, 471, 502, 627; Harnack A., von. Lehrbuch der Dogmengeschichte. Tüb., 19094. Bd. 1; Preuschen E. Zur Kirchenpolitik des Bischofs Kallist//ZNW. 1910. Bd. 11. S. 134-160; Al è s A., de. L " Édit de Calliste. P., 1914; Koch H. Kallist und Tertullian: Ein Beitrag zur Geschichte der altchristlichen Bussstreitigkeiten und des römischen Primats. Hdlb., 1920; Donini A. Ippolito di Roma: Polemiche teologiche e controversie disciplinari nella chiesa di Roma agli inizi del III sec. R., 1925; La Piana G. The Roman Church at the End of the 2nd Cent.//HarvTR. 1925. Vol. 18. N 3. P. 201-277; Leclercq H. Calliste, pape//DACL. 1925. T. 2. Pt. 2. Col. 1657-1664; Koehler W. Omnis ecclesia Petri propinqua ( Tert. De pudicitia 21): Versuch einer religionsgeschichtliche Deutung. Hdlb., 1938; Bardy G. Calliste I//DHGE. 1949. T. 11. Col. 421-424; Josi E. Note di topografia cimiteriale romana: Il sepolcro del papa S. Giulio I e il cimitero di S. Callisto sulla via Aurelia//Miscellanea G. Belvederi. Vat., 1954. P. 321-333; Daly Ch. B. The «Edict of Callistus»//StPatr. 1961. Vol. 3. P. 176-182; Ferretto G., Casanova M. L. Callisto I//BiblSS. 1963. Vol. 3. Col.

http://pravenc.ru/text/1320099.html

Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson Скачать epub pdf KRIVOCHEINE, BASIL (VSEVOLOD) KRIVOCHEINE, BASIL (VSEVOLOD), Archbishop of Brussels and Belgium (30 July 1900–22 September 1985). Son of a distinguished statesman, Vsevolod studied history and philology at the universities of Petrograd and Moscow, completed his higher studies in Paris, where he was awarded the licence es lettres degree from the Sorbonne in 1921, and became a student at the St. Sergius Orthodox Theological Institute (q.v.) in 1925. He departed to become a monk in St. Panteleimon Monastery on Mt. Athos (q.v.), taking the name Basil, and remaining there for twenty-two years, spending much of his time pursuing patristic (q.v.) studies. Having become proficient in Greek, he was for some time the monastery’s Greek correspondence secretary. In 1937 he became a member of the monastery’s monastic council, and from 1942 to 1945 he represented the monastery at the sessions of the Holy Community in Karyes. Due to collaborationist charges from World War II, he was condemned by a Greek court, expelled from Athos, and confined in a camp on Makronisos. In 1951, following his release, he went to England to work on the Patristic Greek Lexicon at Oxford University. At Oxford on 21–22 May 1951, he was ordained deacon and assistant priest of the Russian Orthodox Church of the Annunciation (Moscow Patriarchate). On 14 June 1959 in London he was consecrated titular Bishop of Volokolamsk and auxiliary to the Moscow Patriarchal Exarchate of Western Europe. On 31 May 1960 he was nominated Bishop of Brussels and Belgium, and became archbishop on 21 July. He has represented the Moscow Patriarchate in pan-Orthodox discussions at Rhodes (1961, 1963, 1964), Belgrade (1966), and Chambesy (1968). He is author of In the Light of Christ: Saint Symeon, the New Theologian (Eng. trans., 1986). Читать далее Источник: The A to Z of the Orthodox Church/Michael Prokurat, Alexander Golitzin, Michael D. Peterson - Scarecrow Press, 2010. - 462 p. ISBN 1461664039 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/world/the-a-to...

141 О жизни Проспера известно мало. См. Gennadius. De viris illustribus, 85 (PLT. 58.10991120); Cappuyns D. M. Prosper d’Aquitaine. Le premier représentant de l’Augustinisme médiéval//Recherches de théologie ancienne et médiévale, 1 (1929). P. 310; Morin G. Saint Prosper de Reggio//Revue Benedictine, 12 (1895). P. 241–257; Valentin L. Saint Prosper d’Aquitaine: Etude sur la littérature latine ecclésiastique au cinquième siècle en Gaule. Paris, 1900. P. 140–151. 142 Lesousky. P. 12–13, n. 6. Проспер указывает на то, что нестроения в Адрумете, о которых говорит Валентин в Ер. 216 (426–427 гг.), преодолены; однако ясно, что он сам не видел трактата De correptione et gratia, о котором будет говорить в Ер. 225.2 (ок. 429 г.). 143 De Letter P. Introduction. Prosper of Aquitaine: Defense of St. Augustine//Ancient Christian Writers. Westminster MI), 1963. P. 4. Де Леттер предполагает, что Руфин был «другом Проспера, до которого дошли слухи о полемике с Августином». Как бы то ни было, характер письма показывает, что Проспер отвечал на вопрос и что для него спрашивающий был союзником. 144 Lesousky. Р. 13–14, отмечает, что эти критические возражения, скорее всего, высказывались лишь устно, так как Поспер призывает оппозиционеров зафиксировать их письменно (Ер. ad Ruf. 3, 18). 150 Ер. 225. 9. Проспер подчеркивает, что по всем другим вопросам Иларий был согласен с Августином. Идентичность этого епископа остается спорной. Из соображений, приведенных ниже, на с. 118–123 оригинала, я предпочитаю читать «Иларий». Об иной точке зрения см. Griffe Е. La Gaule chrétienne à l’époque romaine. Paris, 1966. Vol. 2. P. 240–241. Гриф считает, что правильнее читать не Hilarius, a Helladius или Elladius, который был предшественником Гонората. Подробнее см. The Western Fathers. New York, 1980. P. 271, n. 2. Также см. Chadwick О. Euladius of Arles//Journal of Theological Studies, 46 (1945). P. 200–205; cp. Idem. John Cassian. Cambridge, 1968. P. 128. Чедвик показывает, что Иларий, епископ Арля, не был тем епископом, о котором говорит Проспер.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010