В 1899 и 1901 гг. Л. руководил летними курсами пения для учителей и учительниц церковноприходских школ Тамбовской епархии. Являлся редактором музыкально-литературного ж. «Гусельки яровчаты», издававшегося в 1907-1909 гг. в Тамбове (подробнее см. в ст. Журналы церковнопевческие ). Л.- автор книг и пособий по школьному пению: «Обучение пению в народной школе: (Дидактико-методические заметки)» (опубл.: Тамбовские ЕВ. 1899. Ч. неофиц. 23-25, 27, 39-43, 50, 51/52), «Пение в начальной народной школе: Дидактико-методические заметки» (Тамбов, 1900, 19134), «Критико-библиографические заметки по литературе церковного и вообще школьного пения» (Тамбов, 1904), «Обзор детской, школьной и хоровой музыкальной литературы» (СПб., 1902 (совм. с К. П. Нелидовым). Тамбов, 19072), «Добрые посевы: Учебник-хрестоматия [по элементарной теории музыки] для школ, учеб. заведений и самообучения» (М., Кроме того, в числе изданных в Тамбове работ Л. были: «Общее церковное пение: Народно-певческие хоры» (1906, 19132); «Музыкально-певческие типы в нашей литературе» (1908); «Протоиерей П. И. Турчанинов: Очерк жизни и деятельности, замечания о идейно-религиозном содержании его музыкальных переложений: Беседы в Тамбовской духовной семинарии» (1909); «Доклад о ирмосах Турчанинова» (1911); «Пение и музыка как средство эстетического воспитания народа» (1910); «Ф. Е. Степанов: [Совр. церк.-певч. деятель]» (Гусельки яровчаты. 1909. Янв. С. 5-6; февр. С. 5), «О знаменном распеве (из уроков, чит. в Тамбовской духовной семинарии): С прил. отзыва о нотной книге А. М. Покровского «Знаменный распев». Вып. 1: Божественная литургия и молебное пение святителю Питириму. М., 1916» (Тамбовские ЕВ. 1916. Ч. неофиц. 31, 33, 37, 39-41, 43, 46, 50, 51); «Знаменный роспев как основа пения Православной Русской Церкви» (1917. 2 ч.). Статьи и заметки Л. публиковались в «Русской музыкальной газете», в журналах «Музыка и пение», «Вестник воспитания», «Русская школа», «Русский начальный учитель», «Хоровое и регентское дело», в тамбовских журналах «Баян» и «Гусельки яровчаты», в «Тамбовских епархиальных ведомостях», в т. ч. под псевдонимами «В. Л.», «До-ре-ми-соль», «Сельский». Наиболее значимые их этих публикаций: «Несколько слов в защиту регентских классов и о средствах распространения истинного церковного пения» (РМГ. 1896. 1. Стб. 75-80), «Пение в церковно-приходских школах по отчетам наблюдателей» (Там же. 1908. 37-38, 47-52), «Краткий очерк деятельности и жизни духовных композиторов Бортнянского, Турчанинова и Львова» (Гусельки яровчаты. 1910. 1-6), «А. Д. Городцов - пионер музыкально-народного образования» (РМГ. 1909. 16, 18-21), «Свящ. М. Лисицын» (Гусельки яровчаты. 1908. Янв. С. 7-9; февр. С. 5-6), «А. Н. Карасёв, его жизнь и деятельность» (Там же. 1907. 2, 3), «Памяти С. И. Миропольского» (Там же. 1907. 1), «Памяти А. Ф. Львова. Обзор его музыкальной деятельности» (Там же. 1907. Ноябрь, дек.; 1908. Апр., май, авг.).

http://pravenc.ru/text/2463207.html

—454— 47), А.К. Толстой (1901, 163–226), Гоголь (1902, 40, 52, 67; 1909, 65), Чехов (1904. 24 и 244), Л. Андреев (1904, 265), Лермонтов (1907, 114, 120 и 125), Кольцов (1909, 226), Островский (1911, 138); – из иностранных – Золя (1899, 348), Ибсен (1900, 101), Байрон (1900, 186:214), Бьернсон (1900, 277:298), Бурже (1902, 128), Конт (1902, 210), Спенсер (1903, 334), Кант (1904, 31), Зудерман (1905, 307), Оскар Уайльд (1907, 217–246), Густав аф-Гейерстам (1910, 232 и 238), Герман Банг (1911, 120) и др. В настоящее время А.И. озабочен изысканием возможности издать некоторые из этих статей отдельными книгами. Сверх того, под его редакцией изданы следующие переводные книги: 1. Эрнест Навиль: Что такое философия? 1896 г. 2. Олэ-Ляпрюн: Ценность жизни. 1898 г. 3. Каро: Идеи Бога и бессмертия души. 1898 г. 4. Шарль Секретан: Цивилизация и вера. 1900 г. Журналы собраний совета московской духовной академии за 1911 год//Богословский вестник 1912. Т. 1. 2. с. 241–304 (4-я пагин.) —241— «главнейшие и в собственном смысле полемические труды против раскола за вторую половину XVII в., при том написанные не ранее эпохи собора 1666–1667 г., эпохи окончательного осуждения раскола русской церковью». Из дальнейшего изложения оказывается, что автором рассмотрены два сочинения: “Жезл Правления” Симеона Полоцкого и “Увет Духовный”, изданный от лица патриарха Иоакима, – памятники наиболее важные как по своему характеру, так и потому, что они были изданы от лица высшей духовной власти». Ограничив свою тему изучением указанных памятников, г. Куприянов делит свое небольшое (IV+170) сочинение на три главы. Первая глава посвящена “Жезлу Правления”; вторая – “Увету”; в третьей, дополнительной, “кратко перечисляются более мелкие полемические труды, – сначала изданные патр. Иоакимом, потом – известные с именами других лиц, а в самом конце кратко разобраны послание Игнатия (Тобольского) и труд Крижанича (“Опровержение соловецкой челобитной”). Сознавая, что интересующие его памятники достаточно хорошо изучены в литературе по расколоведению, и не желая повторяться, г. Куприянов ищет поля для самостоятельной работы. На его счастье, остается мало выясненным вопрос об отношении “Жезла Правления” – его первой части – к полемическому труду Паисия Лигарида. Хотя зависимость “Жезла” от “Отражений” Лигарида была отмечена уже раньше, но никто не принимал на себя труда выяснить ее ближе. Сделать это автор и поставил себе задачей в своей первой главе. Тогда, чтобы выдержать однообразие в постановке темы, ему пришлось и по отношению к “Увету” проделать аналогичную, но уже не новую работу, то есть вскрыть зависимость “Увета” от “Жезла Правления”. Указанная постановка сделала сочинение г. Купринова, может быть, не вполне соответствующим теме, но она освободила его от необходимости повторят, хотя бы в первой главе, проделанную раньше его работу и, не входя в подробный анализ содержания памятников, остановиться лишь на некоторых нужных ему их сторонах.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

10. В. С. Орлов и С. В. Смоленский 1899 г 11. Синодальный хор. 1900. В центре: А. Кастальский, В. Орлов, С. Смоленский 12. Преподаватели Синодального училища. 1900 г. 1-й ряд: В. Войденов (1), А. Кастальский (2), С. Смоленский (6), К. Сараджев (8), А. Дубинин (9). 2-й ряд: П. Чесноков (4), А. Смирнов (5), С. Покровский (6), Н. Соколовский (7), И Серебреницкий (8), В. Калинников (9), В. Тютюнник (10). 3-й ряд: А. Ладутин (1), Г. Шаборкин (4), С. Комаров, Ю. Лазарев 13. Бывшие воспитанники Синодального училища с С. В. Смоленским во дворе училища. Июнь 1909 г. 1-й ряд: Д. Кузьмин и М. Маттисон. 2-й ряд: П. Толстяков (1), С. Смоленский (3), 3-й ряд: А. Гребнев (2), В. Царев (4), С. Марков, И. Кусков, Т. Парфенов, С. Кучин, П. Петров-Бояринов 14. Исполнение «Пещного действа» А. Кастальского Синодальным хором в зале училища. Фото М. Грибова. Апрель 1909 г. Слева епископ Трифон (в кресле) 15. Похороны С. Н. Кругликова. 11 февраля 1910г. На переднем плане малолетние воспитанники Синодального училища 16. XVII выпуск Синодального училища.23 мая 1909 г. П. Ипполитов, Н. Голованов, Е. Емельянов, Г. Окороков, Г. Баулин, А. Дельфонцев, С. Гребенщиков 17. Исполнение воспитанниками Синодального училища «Женитьбы» Н. Гоголя на ученическом вечере 8 февраля1906 г. 18. А. Кастальский, Ф. Степанов и Н. Данилин в зале «Аугустео». Фото Э. Фонтана. Рим 1911 г 19. Синодальный хор на сцене римского зала «Аугустео». Фото Э. Фонтана. 2 мая 1911 г. 20. После исполнения кантаты А. Кастальского «Стих о церковном русском пении» на юбилейных торжествах по случаю 25-летия Синодального училища. 5 ноября 1911 г. 21. Синодальный хор у русского храма-памятника в Лейпциге. Октябрь 1913 г. В центре: Ф. Степанов, И. Рождественский, Н. Голованов; справа: Н. Данилин (в шляпе) 22. XXIII выпуск Синодального училища. 1915 г. 1-й ряд: И. Смыслов, В. Лазарев, Н. Пузенкин, Н. Щеглов, А. Кондратьев, Г. Блохин, К. Филиппов. 2-й ряд: Н. Соколовский, В. Якимов, А. Кастальский, Ф. Степанов, К. Успенский, В. Кедров, И. Ющенко, Н. Голованов. 3-й ряд: Н. Ермонский, В. Степанов, Н. Толстяков, М. Померанцев, П. Власов, неустановленное лицо, Ю. Лазарев

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

38 Сведения о Свято-Троицкой общине и сестрах Биллер и Кублицкой заимствованы из: «Исторический очерк Свято-Троицкой общины сестер милосердия за пятидесятилетие 1844–1894гг» 41 Составлено по: «Очерк ХХХ-летия существования Александровской общины сестер милосердия «Утоли моя печали», М. 1897 года и газетным заметкам 43 Составлено по: «На действительной службе» (из записок спец. корресп. «Бирж. Ведом.», Козлова), 1905г. 46 Титло (греч. ττλος) – диакритический знак в виде волнистой или зигзагообразной линии (55;), использующийся в греческой, латинской и кириллической графике для сокращения слов и обозначения числовых значений; в настоящее время сохраняется только в церковнославянском языке. – прим. эл. редакции. 51 Шимоза – (по имени яп. изобретателя М. Симосэ). 1. мн. нет, устар. Взрывчатое вещество; то же, что мелинит, лиддит. 2. ист. Снаряд, начиненный таким взрывчатым веществом. Стрелять шимозами. – Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина. – М: Русский язык, 1998. – прим. эл. редакции. 52 Это между прочим дало повод Л. Андрееву написать свой «Красный смех ». И если он впал здесь в крайность, так как не все сходят с ума и не все стреляются от «ужаса и 6езумия» войны, однако приведенные в рассказе факты, близкие притом к истине, – только ярче показатели в крайней степени того, что все должны были переживать, не могли не переживать. 54 ХОРАЛ а, м., ХОРАЛЬ choral m., нем. Choral, лат. (cantus) choralis муз. Церковное хоровое песнопение, духовная хвалебная песнь (обычно у католиков и протестантов). – Исторический словарь галлицизмов русского языка. – М.: Словарное издательство ЭТС. – прим. эл. редакции. 56 В.Л. Серошевский, «Предел скорби», «Мир Божий» 1900 г., 7. Корреспонденция врача Колымского округа Мицкевича в «Русские Ведомости». 58 Письма сестры были напечатаны в «Вестн. Красн. Креста» 1909 г., 4, См. статью Д-ра Акацатова «Бич человечества», «Голос Москвы» 1909 г. 60 Составлено по: Очерк О.В. Пистолькорс, «Трудовая помощь», 1910 г., янв.: И.П.Ювачев, «Да будут вси едино», «Отдых Христианина», 1909 г., 1 , 12; прот. Ст. Остроумов, «Русская Тавифа», «Отдых Христианина», 1910 г., 1; Статья М.М. Дондуковой-Корсаковой, «Сестрам милосердия» и «Больные в тюрьмах », «Отдых Христианина», 1909 г., окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Накануне церковной реформы. (По поводу созвания поместного собора русской православной церкви). Юрьев. 1907. – Новейшее законодательство по делам православной русской церкви. Юрьев. 1909. – О веротерпимости и её границах. Юрьев, 1905. – О не православных христианах в России. Русский Вестник. 1904. I. – О разводе в России. М. 1899. – Отношение православной восточной церкви в лицам не православным. Юрьев. 1900 – Отношение русской церковной и государственной власти к иноверцам. Юрьев. 1900 – Положение неправославных христиан по действующему законодательству. Юрьев 1900. – Пособие к изучению церковного права. Юрьев. 1900. Происхождение старокатоличества и IV интернациональный старокатолический конгресс в Вене. Юрьев. 1898. Профессор А. С. Павлов . Его биография и учено-литературная деятельность. (К десятилетию его кончины.) Юрьев. 1910. Religions Freedom in Russia in the Light of History. The Constructive Quarterly (New-York), Volume I Number 4. December. 1913. – Синопсис церковных правил и история его образования. Визант. Времен. 1910 г. – Современные вопросы (4 рецензии). Юрьев, 1905. – Старые и новые законы о браке. Юрьев. 1898. – Старые и новые законы о разводе. По поводу издания проекта нового Гражданского Уложения. Юрьев. 1904. – Толкователи канонического кодекса Восточной церкви: Аристин, Зонара и Вальсамон. М. 1892. 2-е, исправленное и дополненное, издание, Юрьев. 1911. – Указатель литературы церковного права. Юрьев. 1910 г. Красножен М. Церковное право. Изд, 2-е, дополненное и исправленное, Юрьев. 1907. (Учебн. Комит. Св. Синода допущ, в качестве учебн. пособия в библ. дух. семинарий). – Церковное право. (Краткий курс). 3-е, исправленное и дополненное, издание. Юрьев. 1913. – Эстонцы и немцы в Прибалтийском крае. (По поводу книги А. Grenzsmein’a: Herrenkirche oder Volkskirche). Юрьев. 1900. Крачковский. Очерки униатской церкви. Чтен. Общ. ист. и древн. Рос. 1871. IV. Kremer-Auenrode. Actenstücke zur Geschichte des Verhaltnisses zwischen Staat und Kirche im 9. Jahrhundert. Th. I–IV. Leipzig. 1873 – 1880.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

ЖЗСДА за 1899–1900 уч. г. (в извлечении). 1902. С. 74–75, 93, 159. ЖЗСДА за 1900–1901 уч. г. (в извлечении). 1901. С. 49, 111. ЖЗСДА за 1901/02 уч. г. (в извлечении). 1902. С. 288–289, 342–343. ЖЗСДА за 1904/05 уч. г. (в извлечении). 1905. С. 132, 260. ЖЗСДА за 1905–1906 уч. г. (в извлечении). 1906. С. 236. ЖЗСДА за 1908–1909 уч. г. (в извлечении). 1909. С. 63, 140, 281–282, 335–336. История Императорского Русского археологического общества за первое пятидесятилетие его существования: 1846–1896/Сост. Н. И. Веселовский. СПб., 1900. С. 92, 136, 139, 161, 201–202, 206, 241, 290, 357, 358, 438. Протоколы общих собраний Императорского Русского археологического общества за 1899–1908 годы. Пг., 1915. С. 3, 6, 11, 12, 22, 27, 36, 39, 50, 53, 54, 59, 61, 67, 71, 79, 80, 90, 92–93, 98, 100, 102, 107, 109, 112, 126, 130, 132, 135–136, 140, 143, 157, 159, 164, 166, 174–175, 183, 189, 190, 203, 205, 209–211, 215, 218, 222–224, 232, 237, 245–246, 308, 346, 355, 361–364, 394. Состав Императорского Русского археологического общества на 1 апреля 1908 года. [СПб., 1908]. С. 7. Состав Императорского Русского археологического общества на 1 апреля 1913 года. [СПб., 1913]. С. 2. Личный состав Имп. Археологической комиссии. СПб., 1913. С. 3. Императорское Московское археологическое общество в первое пятидесятилетие его существования (1864–1914). М» 1915. Т. 2. С. 276–278. 1878–1903. Императорский археологический институт в С.-Петербурге. Речи, адресы и приветствия по случаю двадцатипятилетия и тридцатилетия Института. 1878–1908. СПб., 1908. С. 95–118 и др. Яковлев П. С. Памятная книжка Имп. археологического института в С.-Петербурге. 1878–1911 гг. СПб., 1911. С. 14–15, 18, 31, 33. Мейчик Д., Зарницкий Я. Торжественный Акт в Археологическом институте и первый выпуск его слушателей//САИ. 1880. Кн. 4. Отд-ние 1. С. 5, 9, 12. [МейчикД.] Вечерние чтения и беседы в Археологическом институте//Там же. Кн. 3. Отд-ние 3. С. 56–58. [Б. п.] Археологическая экскурсия в Новгород студентов С.-Петербургской Духовной академии//ЦВд. 1895. 5 авг. 31. С. 1066–1073.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: доклад Синодальной Канцелярии (по 1 Отделению) о недостаточности представляемого в Святейший Синод Советами духовных академий количества (10) магистерских и докторских диссертаций, для снабжения оными членов и присутствующих в Святейшем Синоде. И, по справке, приказали: В виду того, что представляемых из духовных академий в Святейший Синод, по постановлению его от 19–30 Апреля 1900 года за 1557-м, десяти экземпляров магистерских и докторских диссертаций недостаточно по числу наличных членов и присутствующих в Святейшем Синоде, коим диссертации эти вручаются, Святейший Синод определяет: предписать Советам духовных академий впредь при возбуждении ходатайств чрез местных епархиальных Преосвященных об утверждении в ученых богословских степенях магистра и доктора представлять в Святейший Синод по пятнадцати экземпляров сочинений, поступивших на соискание означенных ученых степеней; о чём и послать Вашему Преосвященству указ». Определили: 1) Указ Святейшего Синода принять к исполнению. – 2) На будущее время требовать от ищущих степени магистра богословия и доктора представления в Совет Академии 65-ти экземпляров напечатанной диссертации (вместо 60-ти экземпляров, представляемых ныне согласно § 32 «Положения об испытаниях на ученые степени» и определению Совета Академии от 30 мая 1900 года). II. Резолюцию Его Высокопреосвященства, последовавшую на журнале собрания Совета Академии от 12 марта, 1: «1909 г. Апр. 2. По ст. III. Магистр богословия Громо- —32— гласов утверждается в должности доцента Академии по кафедре истории и обличения русского раскола. По ст. V. Войти с представлением в Св. Синод. Прочее смотрено и утверждается». По заслушании резолюции Его Высокопреосвященства об утверждении и. д. доцента И. Μ. Громогласова в должности доцента Академии по кафедре истории и обличения русского раскола, членом Совета – сверхштатным заслуженным ординарным профессором Н. А. Заозерским внесено было словесное предложение относительно избрания доцента И.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

148 Это важное место в данной работе свидетельствует, по крайней мере, о достаточно раннем формировании у Флоренского убеждения (и, по всей вероятности, опыта) в первичном характере религиозного откровения. В богопознании, как и в самом формировании «абсолютного» мировоззрения, согласно Флоренскому, необходимо участие самого человека, но ведущая роль, как и сама «инициатива» всяких человеческих мировоззренческих и религиозных поисков, принадлежит Богу: не человек находит Бога, а Бог «находит» человека. Ср. из «Вступительного слова пред защитою на степень магистра» богословия 19 мая 1914 г: «...Истина делает разум разумным, т. е. умом, а не разум делает Истину истинною... Истина сама себя делает Истиною...» (Флоренский П.А. [Сочинения]. Т. 1 (2). Столп и утверждение Истины. М.., 1990. С. 822). 150 Ср. увещания отца, Александра Ивановича Флоренского, в переписке с сыном в 1900 г.: «Я желаю большей устойчивости в тебе, чтобы ты... отказался от абсолютных построений, которых нет ни в знании, ни в религии... Для абсолютного мы слишком малы, а то, что принимается за абсолютное, – есть самообман» (письмо 14 мая 1900 г. – Флоренский П.В. Обретая путь. Павел Флоренский в университетские годы: в 2 т. Т. 1. М., 2011. С. 56); «Относительность, предельность – вот человеческая участь» (письмо 26 июля 1900 г. – Там же. С. 86); «Всё остаётся столь же относительным, как и теперь. К счастью людей, самое понятие их об абсолютном также изменчиво» (письмо 2октября 1900 г. – Там же. С. 173). 151 Что есть истина? (лат.). Вопрос, в данном случае, задан нарочито в «пилатовском» смысле ( Ин.18:38 ), что правильно понято собеседником. Находясь прямо перед лицом Христа – Самой Истиной, – Пилат, по всем толкованиям, своим вопросом «Что есть истина?» выразил своё убеждение именно в относительности всяких истин. 155 Приведённое в монологе «А» изложение якобы церковно-христианских представлений о грехопадении и спасении человечества наглядно показывает, с чего, прежде всего, хотел начинать Флоренский свою борьбу за «абсолютное» мировоззрение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

684 В. П. Бузескул, – Характерные черты научного движения в области греческой истории («Русская Мысль», 1900 г., февраль, стр. 76). 685 А. Н. Гиляров, – Греческие софисты, их мировоззрение и деятельность в связи с общей политической и культурной историей Греции. Μ., 1888. П. И. Новгородцев, – Учение софистов о естественном праве («Вопросы философии и психологии», 1910 г., кн. 101 (1) янв.–февр.). 690 Для ознакомления с историей общего хода археологических открытий в этой области см. например в уже упоминавшихся книге и статье В. П. Бузескула; там же перечислена и литература. Из более специальных исследований пока укажем: С Schuchhardt, – Schliemann’s Ausgrabungen in Troja, Tiryns, Mykena, Orchomenos, Ithaka 2-te Auflage Leipzig, 1891. [специально об исследованиях Шлимана, в связи с его биографией; обзор всех его открытий; множество иллюстраций]. Bonald Μ. Burrows, – The Discoveries in Crete and their Bearing on the History of Ancient Civilisation London, 1908, Third Impression. Père Μ. I. Lagrange, – La Crète ancienne. Paris, 1909. C. Глаголев, – Греческая религия. Ч. I-aя, Верования. Сергиев Посад, 1909 (=ряду статей в «Богословском Вестнике» за: 1908 г., февраль, «Греческая религия»; id., март, «Век Миноса»; id., апрель, «Эпоха Гомера»; id. май «Гезиод»; 1909 г., июнь и июль-август, «Богословие орфиков»). Е. Г. Катаров, – Новейшие исследования в области Крито-Микенской культуры. («Гермес», 1909 г. 17–20 и отдельные оттиски: СПБ., 1910). Краткие указания на самоновейшие работы в этой области читатель может найти в отчете о «Втором международном конгрессе классической археологии в Каире», – напечатанном Б. И Фармаковским в ЖМНП, 1910 г. Январь (Нов. Сер., Ч. XXV) Множество популярных статей на русском и иностранных языках рассеяно по разным журналам, не говоря уж о целой литературе специального характера, часть которой указана в книгах Burrows, Lagrange’a и у Кагарова (N. В.). 692 Л. Ф. Воеводский, – Введение в мифологию Одиссеи. Одесса, 1882 (Зап. Имп. Новор. Ун., Т. 33) (докторская диссертация). – Вот несколько примеров толкований проф. Воеводского: взятие Агаммемноном Трои – это восход солнца над землею; Одиссей (солнце), побивающий женихов («звезды), Пенелопы (луна), с которой он соединяется, – это солнце в конъюнкции с луною и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. Э. Грабарь. Автопортрет. 1934 г. (ГТГ) (25.03.1871, Будапешт — 16.05.1960, Москва), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в СССР; действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947), народный художник СССР (1956). Род. в семье общественного деятеля, учителя-русина. В 1876 г. Грабари переехали в Россию, в г. Егорьевск Рязанской губ. Г. начал заниматься рисунком и живописью маслом в годы учебы в Катковском лицее в Москве (1882–1889). Учился на юридическом и одновременно на историко-филологическом фак-тах С.-Петербургского ун-та (1889–1893); начал сотрудничать с ж. «Нива», куда посылал иллюстрации, художественные обзоры и биографии художников. Тогда же получил первые профессиональные уроки рисунка в академической мастерской проф. П. П. Чистякова; в 1894–1896 гг. учился в АХ у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни, И. Е. Репина. Совершив в 1895 г. путешествие по Европе, Г. продолжил профессиональное обучение живописи, архитектуре и скульптуре в мюнхенской школе А. Ашбе (1896–1998), вместе с к-рым организовал еще одну художественную школу-студию, где и преподавал. Из-за границы писал статьи для ж. «Мир искусства»; сотрудничал с С. П. Дягилевым и А. Н. Бенуа после возвращения в Россию в 1901 г. На выставке художников объединения «Мир искусства» (1902), членом к-рого стал Г., представил свои первые рус. работы. Вступил также в московский Союз русских художников, в 1904–1909 гг. участвовал в его выставках; с 1910 г. член возрожденного объединения «Мир искусства». Становление Г. как художника в 1900-х гг. сопровождалось увлечением импрессионизмом («Сентябрьский снег», 1903; «Февральская лазурь», 1904; «Мартовский снег», 1904; все — в ГТГ). С 1906 г. в его работах усилилось декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906). В 1909 г. была издана зарубежная монография о творчестве Г. После выхода из Союза русских художников в 1909 г. Г. пробовал себя как архитектор на строительстве больницы-мемориала в неопалладианском стиле в усадьбе Захарьино под Москвой (1909–1914).

http://pravenc.ru/text/529734.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010