В настоящее время, кроме католической миссии, действуют в Корее англиканская, методистская (2 миссии), пресвитерианская (4 миссии) и православная миссии. Прим. перевод. 37 Для составления настоящего отчета помимо того, что мы лично посетили всех представителей духовных миссий в Сеуле для бесед и заполнения особо составленных вопросных пунктов, мы пользовались еще следующими пособиями: «Описание Кореи», изд. Мин. Фин., ч. II. Отчет Католической Миссии за 190½ г., «Fifteen years in the Korea Mission» и «The minutes of the ninth annual meeting» 1901 г., изд. Пресвитерианской Миссии. «Korea Mission Methodist. Episc. Church» (North) за 1901 и 1902 гг. «Minutes of the... Korea Mission Mrth. Episc. Church, South, за 1899, 1901 и 1902 гг. «Third annual report of the Korea Woman’s Missionary Conference of the Meth. Ep. Church» за 1901 г. Издания Английской Миссии: «Eleventh Report of the Corean Mission» за 1901 г. «The Morning Calm», 1900 г. Авг. м. «Handbook and Directory of the Anglican Church in the Far East», 1899 г. «The Society for the Propogation of the Gospel in foreign parts» 1901 г. «The Chonicle and Directory for China, Japan, Corea» 1902 г. Отчет Православной Миссии за 1902 г. (Церков. Вед. 1902 г. 24). Брошюра «Сэппёльчжёнь», изд. методистов на корейском языке. Прожив в Корее 3 месяца, мы присматривались к постановке благовестнического дела во всех миссиях; ради же этого мы вступали в общение и со светскими служебными и неслужебными лицами, выслушивая подчас самые противоречивые и непримиримые отзывы. 39 Если разложить всю сумму (30,450 фр)., отпускаемую на содержание (жалованье) корейским католическим миссионерам, то, включая и епископа, каждый европеец-миссионер получить около 300 р. на наши деньги. Примеч. автора. 40 В основу пресвитерианской церкви легло учение Кальвина. Характерные черты этой церкви следующие: как показывает само наименование, – исповедуется признание одной степени священства – пресвитеров. В делах церкви принимают участие старейшины из светских лиц, но в область церковной жизни не допускается вмешательства гражданской власти. В храмах – самая безыскусственная обстановка: нет икон, органа, не возжигаются свечи и пр. Главная часть богослужения заключается в импровизации пастора, а затем поются псалмы, библейские стихи. Других праздников, кроме воскресных дней, не признается. Брак благословляется на дому, при погребении читается одна молитва и т. п. Прим. авт.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Соч.: Наименование Иисуса Христа Сыном человеческим//ЧОЛДП. 1894. 2. С. 107-154; 3. С. 217-250; О сущности и причинах рус. раскола, так называемого старообрядства: (Пробная лекция)//БВ. 1895. Т. 2. 4. С. 27-49; 5. С. 235-268 (отд. отт.: Серг. П., 1895); К вопросу о раскольнической Белокриницкой иерархии с канонической точки зрения: (Пробная лекция)//Там же. Т. 4. 10. С. 40-74; Кое-что о совр. расколе и сектантстве и о борьбе с ними: (По поводу 3 миссионерских отчетов)//Там же. 1897. Т. 1. 1. С. 174-197; 2. С. 335-361; Третий Всерос. миссионерский съезд: (Факты и впечатления)//Там же. 1897. Т. 4. 10. С. 114-149; 11. С. 267-285 (отд. отт.: Серг. П., 1898. Вып. 1); 12. С. 508-554 (отд. отт. с изм. загл.: Тираспольское дело. Серг. П., 1898); Рус. раскол и вселенское Православие//Там же. 1898. Т. 2. 4. С. 26-45; 5. С. 141-165 (отд. отт.: Серг. П., 1898); Памяти проф. А. С. Павлова//Там же. Т. 3. 9. С. 331-355; Проф. А. С. Павлов//Археол. изв. и заметки. 1899. Т. 7. 1/2. С. 8-21; Несколько слов об издании лекций по церк. праву проф. А. С. Павлова//БВ. 1899. Т. 3. 10. С. 232-235; К вопросу о прекращении брака по добровольному согласию супругов ради принятия ими монашества: (По поводу мнения об этом проф. А. С. Павлова)//Там же. 1900. Т. 2. 6. С. 282-287; Обзор рус. журналов: Статьи по расколо- и сектоведению за 1900 г.//Там же. 1901. Т. 1. 2. С. 363-372; 4. С. 745-759; То же, за 1-е полугодие 1902 г.//Там же. 1902. Т. 2. 7/8. С. 584-615; То же, за 2-е полугодие 1902 г.//Там же. 1903. 6. С. 334-351; О вторых и третьих браках в Правосл. Церкви: Ист.-канонич. очерк//Там же. 1902. Т. 3. 9. С. 23-41; 10. С. 149-168; 11. С. 291-304; Культурный разлад и религиозное разномыслие: К вопр. о живучести рус. раскола//Миссионерский сб. Рязань, 1903. Кн. 2. С. 81; Кн. 3. С. 153; Новая апология раскольнического австрийского священства//Правосл. путеводитель. 1903. Кн. 1, 2, 5, 6; Саморазделившееся царство: (Очерк внутр. саморазложения старообрядческого раскола - поповщины): Публ. лекция//ДЧ.

http://pravenc.ru/text/389319.html

Чётко обозначив проблему, протопресвитер вместе с тем высказал пожелание о предоставлении корабельным пастырям служебных прав, равных правам священников военного ведомства с денежным содержанием, получаемым иеромонахами во время плавания. Если эти предложения были бы приняты, А. А. Желобовский не встретил бы затруднений в подборе на суда флота иереев, даже с высшим богословским образованием. Вскоре Главный морской штаб уведомил протопресвитера, что он разделяет его взгляд о пользе замены на судах флота монашествующих священнослужителей лицами из белого духовенства, получившими богословское образование. Однако служебные права и денежное содержание остались без изменений. Приказом по морскому ведомству 51 от 16 марта 1902 года было объявлено о состоявшемся 11 февраля 1902 года Высочайшем утверждении мнения Государственного Совета об учреждении должностей штатных судовых священников из числа белого духовенства. Всего было учреждено 15 должностей штатных судовых священников, с присвоением им жалованья и добавочного содержания наравне с капиталами корпусов морского ведомства (согласно утверждённым 19 июня 1900 года табелям I и II окладов содержания строевым чинам флота) и морского довольствия, установленного для священнослужителей (согласно утверждённому 19 июня 1900 года табелю III о месячных окладах морского довольствия). В случае назначения на должность судового клирика в сане протоиерея последнему полагалось нештатное жалованье по чину подполковника. Главный морской штаб посчитал необходимым произвести распределение священнослужителей из числа белого духовенства на суда флота следующим образом: 6 священнослужителей должны были быть назначены на суда морского кадетского корпуса, 1 – на крейсер первого ранга «Герцог Эдинбургский», 1 – на императорскую яхту «Штандарт», остальные – на суда первого ранга заграничного плавания. В 1902 году священником Бобруйского военного лазарета Стефаном Добротворским был подготовлен список священнослужителей церквей, состоящих в ведомстве протопресвитера на 1888 и 1902 годы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затянувшаяся работа Комиссии, вялые действия Учебного комитета, отсутствиеполноценных концепций у всех, кто был причастен к обсуждениям, иясности в том, какие именно недостатки действующих Уставов должны быть исправлены, привели к тому, что духовные школы, в том числе и академии, оказались беззащитными перед внешним влиянием наступающих нестроений. Преподаватели чувствовали себя отторгнутыми от решения дел, в которых они были наиболее компетентны и к которым имели непосредственное отношение. Безынициативность центрального духовно-учебного управлении среде. В конце 1890-х гг. в академиях стали заметны два направления деятельности преподавателей: одни работали над построением более удачных моделей научного богословского образования, другие искали выход в усилении практической составляющей богословского образования (кружковой и проповеднической деятельности студентов). На заседаниях академических советови в личной переписке активно обсуждались вопросы: расширения составакафедр в Духовных академиях в связи с развитием научного богословия; подготовки профессорско-преподавательских кадров; системы научной аттестации; научного развития гуманитарных наук в академиях. К началу 1900-х гг. самостоятельная деятельность студентов расширилась открытием кружков и обществ философской, психологической, литературной направленности. Студенты всех академий проповедовали не только в храмах Духовных академий, но и в городских, регулярно вели внебогослужебные собеседования в школах,на заводах и фабриках, в ночлежных домах, занимались миссионерской деятельностью.Для обмена опытом, мнениями по всем назревшим вопросами более четкой работы над реформой требовался съезд ректоров академий. Однако желанный съезд ректоров не состоялся ни в 1900–1901 гг., ни в 1902 г., несмотря на личную просьбу об этом к обер-прокурору К.П. Победоносцеву ректора МДА епископа Арсения в феврале 1902 г. (ГА РФ. Ф. Р-9452. Оп. 1. Д. 52. Л. 588; см. также Примеч. к л. 5 об.). Реформа так и остановилась настадии проектирования вплоть до 1905 г., когда потребовались экстренныемеры.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

От глубокой древности до наших дней» (СПб., 1900); «Роль православного духовенства в борьбе с народным пьянством» (СПб., 1900); «Что такое пьянство и как избавиться от него» (СПб., 1899 – 1901); «Вино пить, беде быть» (СПб., 1902); «Вино в пословицах» (СПб., 1902); «Как отстать от вина?». В 1902 о. Димитрий подал прошение о снятии с себя священного сана. Свой поступок он объяснял тем, что «оставаясь в продолжение последних двенадцати лет без места и священнослужения, он почувствовал внутренний разлад, нарушивший душевный покой и повлекший за собой решение отказаться от священства». Решение это было, видимо, итогом многолетней внутренней борьбы. Возможно, жажда более серьезной литературно-исследовательской деятельности и желание насовсем поселиться в Петербурге, где сосредоточены архивы и библиотеки – с одной стороны, а с другой – скудное материальное существование и невозможность для человека, облеченного в священный сан, поступить на светскую службу для поддержания себя материально заставили о. Димитрия решиться на этот трудный и болезненный шаг. В каком-то смысле о. Димитрий стал жертвой несовершенства российских законов, регламентирующих жизнь духовенства. Осенью 1902 Святейший Синод удовлетворил его прошение. Вместе с тем ему было разрешено, минуя десятилетний срок, запрещающий лицам лишенным духовного сана вступать в гражданскую службу, вступить в таковую. Б. уже официально смог переехать в Петербург, где вскоре получил «штатное место» в Министерстве финансов. Продолжая свою литературную деятельность, Димитрий Гаврилович в это время опубликовал роман «Близнецы» (СПб., 1903), рассказывающий о московской жизни 70-х гг. В 1904 вышла его книга «Могила Рабы Божьей Ксении на Смоленском кладбище». Это была в то время одна из лучших книг, посвященных блаженной Ксении Петербургской, имевшая большую популярность среди читателей и выдержавшая несколько изданий. Надо заметить, что многие книжки Б., особенно народные брошюры религиозно-нравственного содержания (брошюры по борьбе с алкоголизмом), выдержали много изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bulgak...

Годичных экзаменов не держали по различным причинам во II классе 5, а в III-м 3 ученика. Из перешли в III-й класс 31 ученик, а из в IV-й – 103 ученика. Остальные должны подвергнуться новым экзаменам, за исключением двух учеников второго класса, из коих один оставлен в том же классе, а другой совсем уволен из семинарии. Ректором семинарий состоит архимандрит Кирилл. В течение учебного года назначен новый профессор Аф. Попович, кандидат богословия 1616 . – В скором времени предполагается приступить к постройке нового здания для семинарии, для каковой цели имеется специальный фонд, простирающийся до 400 тыс. динаров. Новая семинария будет построена в Белграде, в местности «Савинец», приблизительно там, где было сожжено тело св. Саввы, и где имеет быть воздвигнут храм св. Саввы и рядом с ним здание митрополии. Первая семинария («бorocлobuja») в Сербии основана в 1836 году. Эта новая семинария св. Саввы открыта 1 декабря 1900 года, на основании закона от 11 января 1896 года. По этому закону в семинарию св. Саввы принимаются по конкурсным экзаменам ученики от 10 до 12 лет, окончившие четыре класса основной школы. Ученье продолжается в новой семинарии девять лет, и все это время ученики живут в интернате. Ученики носят все одинаковую форму, на манер священнической, одежды. Ученики – или казеннокоштные или своекоштные воспитанники. Последние обязаны вносить вперед за два месяца по 80 динаров. Временно эта семинария помещается в доме св. —544— Саввы. – Из отчета за 1900–1901 учебный год видно, что всего принято было в первый класс 41 ученик. Все ученики оставались до конца года, и все сдавали экзамены. 30 учеников переведены во II-й класс, 6 должны держать новые экзамены и 5 оставлены в том же классе. В сентябре 1901 года явилось на приемные экзамены до 300 человек, из них 160 найдены удовлетворяющими условиям приема, но приняты, после строгих экзаменов, только 45 наилучших учеников. Больше не могло быть принято по недостатку места во временном помещении. В 1900–1901 году должность ректора исправлял архимандрит Кирилл, а в начале 1901–1902 учебного года на эту должность назначен архимандрит Иларион Весич.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка: 1) Резолюция Его Высокопреосвященства от 25 октября 1899 года (на журнале собрания Совета 12 октября 1899 года): «По ст. III. Согласен выдавать из сумм Перервинского монастыря субсидию на издательское дело Академии с 1900-го года, но с тем, чтобы по истечении каждого года Совет Академии, с представлением отчета в израсходованных деньгах входил с новым ходатайством. На 1900-й год редакция «Богословского Вестника» имеет получить 3000 рублей». 2) Согласно ходатайству Совета Академии от 8 марта 1901 года, по резолюции Его Высокопреосвященства от 31 марта того же года, на 1901-й год субсидия на издание святоотеческих творений разрешена была в той же сумме – 3000 рублей. Определили: 1) Принося Его Высокопреосвященству глубокую благодарность за милостивую и щедрую поддержку, оказанную издательскому и просветительному делу Академии, и одобряя предположения редакции «Богословского Вестника» относительно дальнейшего переиздания святоотеческих творений, почтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о даровании на текущий 1902-й год субсидии из сумм Перервинского монастыря в том же размере (3000 р.), как и в минувших 1900–1901 гг. 2) Копию отчета по переизданию святоотеческих творений за 1901-й год представить при журнале настоящего собрания Его Высокопреосвященству. IX. Отношения: а) Совета Киевской Духовной Академии от 31 января за 72: «Вследствие отношения Совета Московской Духовной Академии, от 23 сего января за 17, Совет Киевской Духовной Академии имеет честь препроводить при сем, для временного пользования и. д. доцента Московской Академии Е. Воронцов а, принадлежащие библиотеке Киевской (Продолжение следует). 192 Речь, произнесенная на годичном акте Московской Духовной Академии (1 октября 1902 года). 202 Сравни Голубинского Д. Ф. памяти архиепископа Харьковского Амвросия («Душеп. Чтен.» 1902. 9). Автор приводит в этой статье изречение одного престарелого ритора: Ex omnibus animae partibus memoria maxime delicata et fragilis est, in quam primam senectus incurrit. Quaequnque apud illam aut puer aut juvenis deposui modo audita sine cunctatione profert. Tamen quae intra proximos annos commisi, sic perdidit ut etiamsi saepius integrantur, toties tanquam nova audiam, стр. 34–35.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зачем же блуждать?.. А. Шостьин Спасский А. А. Библиография: Значение Византии в истории западноевропейской цивилизации [Рец. на: Harrison Fr. Byzantine history in the early middle ages. London, 1900]//Богословский вестник 1902. T. 1. 4. С. 808–836 (3-я пагин.). —808— Fr. Harrison. Byzantine history in the early middle ages. (The rede lecture delivered in the senate house, Cambridge, June, 12:1900). London, 1900. Изучение истории Византийской империи долгое время находилось в забросе. В ней не видели ничего, кроме непрерывной смены лиц и династий на Константинопольском престоле, бесконечного ряда дворцовых интриг и злодейств, деспотизма и нравственной порчи высших классов и подавленной их произволом народной массы. Фразы о прогрессивном падении Византийской империи, о дряхлости ее государственного организма, который представлялся переполненным всевозможными общественными болезнями, о ханжестве и суевериях ее религиозной жизни, – были избитыми, но тем не менее любимыми местами во всех тех случаях, когда историкам приходилось так или иначе касаться Византии. К ней обращались как бы только за тем, чтобы показать, что этот гниющий остаток восточной половины римской империи, по каким-то странным и непонятным причинам сохранившийся дольше, чем следовало, – был лишь случайным придатком в ходе развития европейской культуры, не оставившим по себе никаких благодетельных последствий, а потому и не име- —809— ющим никакого исторического значения. Причины такого пренебрежительного отношения к Византии, поскольку оно наблюдалось у западных историков, очень понятны. Византийская империя в этом случае разделяла судьбу, общую всему греко-славянскому Востоку, с которым она стояла в тесных и многообразных связях. С глубокой древности племенная и религиозная рознь разделила народы Европы на два мира: романо-германский и греко-славянский, а политические обстоятельства с каждым веком усиливали взаимную неприязнь и недоверие между ними. Гордый своей культурой, романо-германский мир привык только себя считать носителем общечеловеческого просвещения, в себе одном полагать историческую силу будущего и презрительным тоном говорить о прочих «некультурных» народах, к которым он причисляет и европейский Восток.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но этот закон осуществлялся до последнего времени с большими затруднениями и придирками со стороны разных представителей местной польской администрации. Вследствие разных проволочек со стороны наместничества и старост, часто бывало так, что вдовы и сироты галицко-русского духовенства получали пенсию только через два, даже через 4 года после смерти мужа или отца. В 1901 году галицко-русские послы державной думы входили с соответствующим представлением по этому поводу к министру исповеданий и просвещения, который исходатайствовал у императора на этот счет особое распоряжение. Согласно сему распоряжению, если вдовы, или сироты галицко-русского духовенства подадут прошение о пенсии в течение трех месяцев после смерти мужа, или отца своего, то пенсия им будет назначена со дня смерти мужа или отца, а если после трех месяцев, то – со дня подачи прошения. В виду незначительности пенсии, полагающейся вдовам и сиротам галицко-русского духовенства, это последнее само принимает некоторые меры к облегчению тяжкой доли своих сирот и вдов. Для этой цели в каждой из трех епархий галицко-русской церкви существует особый «фонд вдов и сирот», которым управляет особая комиссия, состоящая под председательством во Львовской епархии – митрополита, в других епархиях – одного из крылошан. Фонд вдов и сирот Перемышльской епархии в 1900 г. равнялся 245.827 кор. 57 гел.; в 1901 г.=355.920 кор. и в 1902 г.=367.479 кор. 87 гел.; в Станиславовской епархии такой же фонд в 1900 г. равнялся 365.219 кор. 76 гел.; в 1902 г. немного более 251.000 кор. Наличность фонда вдов и сирот духовенства Львовской архиепархии неизвестна в точности. Известно только, что сборы с духовенства в этот фонд поступают весьма неисправно, напр., в 1899 г. поступило 15.598 кор., в 1900 г. 16.928 кор., в 1901 г. 16.252 кор., а в 1902 г. только 12.026 кор. Поэтому, Львовская консистория нашлась вынужденною обратиться к о.о. деканам с воззванием о более исправном представлении сборов с духовенства в кассу фонда; а несколько раньше о том же самом просил духовенство и митрополит Шептицкий.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ru...

Тверь, 1897. С. 9–11. 391 См.: Отчет о состоянии церковных школ Тверской епархии за 1904–1905 учебный год. Тверь, 1906. 396 Тверская губерния. 1894–1895. Низшие общеобразовательные учебные заведения. Тверь, 1895. С.2.; Церковно-приходские школы и школы грамоты Российской империи в 1896–1897 гг.//Извлечение из всеподданейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода. СПб., 1899. С. 40, 43. По данным Тверского губернского земского собрания – 811 школ и 16 685 учеников. См.: Журналы заседаний Тверского очередного губернского земского собрания сессии 1900 г. 10–17 ноября. Тверь, 1901. С. 4. 400 Хрестоматия по истории русской педагогики с древнейших времен до Великой Социалистической революции. М., 1933. Часть 1. С. 507 – 514. 404 Тверской край в XX в. Документы и материалы. Вып. 4. Культура и быт Тверской губернии. Тверь, 1997. С. 48. 407 Живодрова С.А. Роль местного самоуправления в развитии народного просвещения в Пензенской губернии (конец XIX – начало XX вв.)//Российская провинция и ее роль в истории государства, общества и развитии культуры народа. Кострома, 1994. Часть 2. С. 95. 409 Пругавин А.С. Запросы народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и воспитания. СПб., 1895. С. 35. 415 Веселовский Б. Б. Исторический очерк деятельности земских учреждений (1864–1913). Тверь, 1914. С. 400. 416 Тверской вестник. 1878. 15. С. 17. О перипетиях деятельности приходских попечительств см.: ГАТО. Ф. 160. Оп. 1. Д. 34393. 421 См.: Православные монастыри Российской империи... С. 917 – 919; Вестник трезвости. 1895–1903; ГАРФ. Ф. 102. ДПОО. Оп. 1905.. Д.1255. Ч. 2 Л. 3; Там же. Ф. 523. Оп. 1. Д. 415. Л. 8. 423 Отчет Тверской городской управы за 1895 год. Тверь, 1896. С. 8; Вестник трезвости. 1894. 3. 424 Русские общества трезвости, их организация и деятельность в 1892–1893 гг./Сост. Н.И. Григорьев. СПб., 1894. С. 25. 436 ТГВ. 1904. 22. С. 3; ТГВ. 1905. 4. С. 5; 32. С. 4; ГАТО. Ф. 177. Оп. 1. Д. 145. Л. 43–43 об.; Церковный Вестник. 1905. 1. С. 4. 442 Четырнадцатый съезд земских врачей Тверской губернии. Протоколы и труды. 17 – 26 августа 1900. Тверь, 1901. Часть 6. С. 97, 115. 443 Журнал заседаний Тверского очередного губернского земского собрания... 1900. С. 19; ГАТО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 45. Л. 47 об. 444 Детские ясли-приюты в Весьегонском уезде Тверской губернии в 1902 г. Доклад Весьегонской уездной земской управы очередному земскому собранию 1902 г. Весьегонск, 1903. С. 12 – 14. 445 Тверское Поволжье. 1907. 261. С. 3; ГАТО. Ф. 179. Оп. 1. Д. 318. Л. 20; Журнал заседаний Тверского очередного губернского земского собрания... 1900... С. 143. 448 Freeze C.L. The Parish Clergy... P. 318, 363–369; Римский СВ. Указ. соч. С. 462–464; 519–528. Читать далее Источник: России во второй половине XIX - начале XX вв. Серия «Российское общество». Современные исследования.М.: Новый хронограф, 2002. — 272 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010