Тимощук Б. А., 1989а. Археологические признаки восточнославянских городищ-убежищ//КСИА. Вып. 195. Тимощук Б. А., 19896. Об археологических признаках восточнославянских городищ-святилищ//Древние славяне и Киевская Русь. Киев. Тимощук Б. А., 1990. Восточнославянская община VI-X вв. М. Тимощук Б. А., Русанова И. П., 1983. Славянские святилища на Среднем Днестре и в бассейне Прута//СА. 4. Тимощук Б. А., Русанова И. П., 1988. Второе Збручское (Крутиловское) святилище//Древности славян и Руси. М. Тит Ливии, 1989. История Рима от основания города. М. Титова Б. Н., 1982. Об интерпретации и хронологии композиций со ступнями из Каменной могилы//Материалы по хронологии археологических памятников Украины. Киев. Тиханова М. А., 1963. Раскопки на поселении III–IV вв. у с. Лепесовка в 1957–1959//СА. Тихомиров М. Н., 1955. Крестьянские и городские восстания на Руси XI–XIII вв. М. Тихомиров М. Н., 1956. Древнерусские города. М. Токарев С. А., 1957. Религиозные верования восточнославянских народов в XIX – начале XX вв. М.; Л. Токарев С. А., 1964. Ранние формы религии. М. Токарев С. А., 1967. Церковь и история России (IX–1917 г.). Краткие очерки. М. Токарев С. А., 1982. О культе гор и его месте в истории религии//СЭ. Токарев С. А., 1986. Религия в истории народов мира. М. Толочко П. П., 1981. Происхождение и ранние этапы истории древнего Киева//Новое в археологии Киева. Киев. Толочко П. П., 1983. Древний Киев. Киев. Толочко П. П., Боровський Я. Е., 1979. Язичнецьке капище в «ropoдi» Володимира//Apxeoлoriя Kuiba. Kuib. Толстой И. М., Кондаков Н. П. , 1897–1899. Русские древности в памятниках искусства. Вып. V–VII. СПб. Толстой И. М., 1966. Неудачное врачевание//Статьи о фольклоре. М., Л. Толстой Н. И., 1987. Роль язычества в славянской культурной традиции//Изучение культур славянских народов. М. Толстой Н. И., 1989. Методы ретроспекции и типологии//Славянский и балканский фольклор. Реконструкция древней славянской духовной культуры: источники и методы. М. Толстой Н. И., Толстая С.М., 1981. Заметки по славянскому язычеству//Русский фольклор. Т. 221. М.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Αθνα, 1983. Περ. 4. Τ. 11. 1982-1983. Σ. 77-98; Παπαδκη Μ. Μι εικνα του ζωγρφου Γεοργου Κλντζα με θμα τη Μνηστεα της Αγας Αικατερνης//Ηπειρωτικ χρονικ. 1984. Τ. 26. Σ. 147-162; Papastratos D. Paper Icons: Greek Orthodox Religious Engravings, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 2. P. 337-385; Βοκοτπουλος Π. Λ. Εικνες Κρκυρας. Αθνα, 1990. Σ. 62; Sinai: Treasures of the Monastery of St. Catherine/Ed. K. A. Manafis. Athens, 1990. P. 172, 200. Fig. 46, 73; Sotheby " s: Russian Pictures, Works of Art, and Icons. L., Thursday 5th April 1990. P. 189; Jolivet-L é vy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 106-107, 122, 127, 285; Sotheby " s: Russian Pictures, Icons and Works of Art. L., Thursday 28th Nov. 1991. P. 97; Рыбаков А. А. Фрески Казанской церкви в Устюжне//Устюжна: Ист.-лит. альманах. Вологда, 1993. Вып. 2. С. 262-278; он же. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв. М., 1995. Табл. 113; Каталог живописи/ГМИИ. М., 1995. С. 106, 110, 121, 128, 131; LCI. Bd. 7. Sp. 289-298; Уральская икона. Екатеринбург, 1998. Кат. 280, 281, 463, 526, 597; Acheimastou-Potamou M. Icons of the Byzantine Museum of Athens. Athens, 1998. Cat. 47. P. 162-163; Cat. 82. P. 252-253; Лидов А. М. Визант. иконы Синая. М.; Афины, 1999. Кат. 32; Макарова Е. Ю. Икона «Вмц. Екатерина в житии» из собр. Ярославского худож. музея и традиция почитания святой на Руси//III науч. чтения пам. И. П. Болотцевой (1944-1995): Сб. ст. Рыбинск, 1999. С. 19-31; Меняйло В. А. Агиология вмц. Екатерины на Руси в XI-XVII вв.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 92-107; она же. Иконы из Вознесенского мон-ря Моск. Кремля. М., 2005. Кат. 99; Синай, Византия, Русь: Православное искусство с VI до нач. XX в.: Кат. выст./Ред.: О. Баддлей, Э. Брюннер, Ю. Пятницкий. [СПб.; Лондон], 2000. С. 205-207, 215, 220; Иконные образцы XVII - нач. XIX в.: Кат. датированных и подписных иконных образцов. М., 2003. Кат. 140; Иконы из частных собраний: Рус.

http://pravenc.ru/text/189599.html

Наряду с классической текстологией Солема стали использоваться новые текстологические методы; в научных изданиях стала применяться условная аритмическая нотация, характерная и для совр. исследований. В создании академической григорианистики особую роль сыграли исследования П. Вагнера (1865-1931) - автора 3-томного «Введения в григорианское пение» (1895; 1905; 1921), швейцар. ученого, выходца из России Ж. Хандшина (1886-1955), нем. ученых Б. Штебляйна (1895-1978) и В. Апеля (1983-1988), работавшего в США и ставшего основоположником амер. школы григорианистики. Значительный вклад в исследование Г. п. в ХХ в. был внесен также англичанином Г. М. Баннистером (1854-1919), каталонцем Г. Суньолем (1879-1946), французами Соланж Корбен (1903-1973), Р. Ж. Эсбером (1899-1983), Э. Кардином (1905-1988) и М. Югло (род. в 1921), американцами К. Ливи (род. в 1927), Дж. Мак-Кинноном (1932-1999) и Л. Трейтлером (род. в 1931), немцами X. Хукке (1927-2003) и В. Арльтом, итальянцем Дж. Каттином (род. в 1929) и рядом др. ученых. Если изначально изучение распева было сосредоточено лишь в неск. европ. научных центрах, то с течением времени оно превратилось в бурно развивающуюся международную исследовательскую область. С 60-70-х гг. ХХ в. в изучение григорианики активно включились амер. ун-ты. Исследования по истории григорианики проводятся не только в Германии, Великобритании, Франции, Италии, но и в Испании, Скандинавских странах, Вост. Европе, Австралии, Юж. Африке и Японии. Различным проблемам Г. п. посвящено неск. тыс. исследований на разных языках. Во 2-й пол. XX в. особая роль григорианики в рим. обряде неоднократно отмечалась в офиц. документах Римско-католической Церкви. В Деяниях II Ватиканского Собора (1962-1965) подчеркивалось, что «григорианское пение Церковь признает свойственным римской литургии. Поэтому в литургических действах, при равенстве в прочих условиях, ему следует уделять первостепенное место» (Конституция о священной литургии «Sacrosanctum concilium» VI 116). Последовавшие за Собором литургические реформы привели к вытеснению латыни национальными языками, к искажению традиц.

http://pravenc.ru/text/166507.html

Mercati S.G. Collectanea byzantina. Bari, 1970. 2 vol. Meyendorff J. Byzantine theology: Historical trends and doctrinal themes. London; Oxford, 1974. Meyer-Plath В., Schneider A.M. Die Landmauer von Konstantinopel. Berlin, 1938–1943. 2 Bde. Miller T.S. The birth of the hospital in the Byzantine empire. Baltimore, 1997 (2 ed.). Miller T.S. The orphans of Byzantium: child welfare in the Christian empire. Washington, 2003. Miller T.S., Nesbitt J. (ed.). Peace and war in Byzantium. Washington, 1995. Millingen A. van. Byzantine Constantinople, the walls of the city and adjoining historical sites. London, 1899. Mitchells. (ed.). Armies and frontiers in Roman and Byzantine Anatolia. Oxford, 1983. Moravcsik Gy. Einfuhrung in die Byzantinologie. Darmstadt, 1976. Moravcsik Gy. Byzantinoturcica, Ï Die byzantinischen Quellen der Ge-schichte der Turkvolker; IÏ Sprachreste der Turkvolker in den byzantinischen Quellen. Berlin, 1983 (3. Aufl.). Morris R. (ed.). Church and people in Byzantium. Birmingham, 1990. Moss C., Kiefer K. (ed.). Byzantine East, Latin West: art-historical studies. Princeton, 1995. Μπαρτικιν Χ. ο Βυζντιον εις τς A ρμενικς πηγς. Θεσσαλονκη, 1981. Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion – Konstantinupolis – Istanbul bis zum Beginn des 17. Jhs. Tübingen, 1977. Muthesius A. Studies in Byzantine and Islamic silk weaving. London, 1995. Muthesius A. Byzantine silk weaving: AD 400 to AD 1200. Wien, 1997. Necipolu N. (ed.). Byzantine Constantinoplë monuments, topography and everyday life. Leiden, 2001. Nesbitt J.W. (ed.). Byzantine authors: literary activities and preoccupations. Leiden, 2003. Nicol D.M. Byzantium: its ecclesiastical history and relations with the western world. Collected studies. London, 1972. Obolensky D. The Byzantine Commonwealth: Eastern Europe 500–1453. London, 1971. Obolensky D. The Byzantine inheritance of eastern Europe. London, 1982. Obolensky D. Six Byzantine Portraits. Oxford, 1988. Obolensky D. Byzantium and the Slavs. Crestwood, 1994.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

DiethRara J.Diethart, Lexikalische Rara in drei byzantinischen Mitgift- und Heiratsgutlisten des 6.–8. Jh. aus der Wiener Papyrussammlung. JÖB 33 (1983) 7–14. [s.VI–VIII] DietPar L. van Dieten, Bemerkungen zur Sprache der sogenannten vulgärgriechischen Niketasparaphrase. BP 6 (1979) 37–77 (Wörterverz. S.76). [s.X–IV] DiMattco I. Di Matteo, Una pergamena inedita in greco, del 1338. Arch. stor. sicil. n.s. 28 (1903) 460–469. DiodTarsI Diodori Tarsensis Commentarii in Psalmos, I, ed. J. – M.Olivier. Turnhout 1980. [s.IV] DionStud S.G.Mercati, Epigramma in esametri di Dionisio Studita in lode di san Teodoro e di Anatolio Studiti, REB II (1953) 224–232 (=MercColl I 607f.). [s.X] Diosc L.S.B.MauCoull, Dioscorus of Aphrodito and John Philoponus. Studia Patristica 18/1,163–168. [s.VI] DioscFour J.–L.Fournet, Un nouvel épithalame de Dioscore d’Aphrodité. L " antiqiuité tardive 6 (1998) 65–82. [s.VII] Dioscur Pedanii Dioscuridis Anazarbei de materia medica libri quinque, ed. M.Wellmann. Vol.I–III. Berlin 1906–1914. [Enthält auch PsDioscur] DioskAphr L.S.B.MacCoull, Dioscorus of Aphrodito. His works and his world. Berkeley 1988 (Erstedition in diversen Papyruspublikationen). [s.VI] DipRog G. de Andrés, Un diploma griego del duque normando Roger. Archiven Leonenses 74 (1983) 379–386. [a.1142] DispMan F.Tinnefeld, „Es wäre gut für jenen Menschen, wenn er nicht geboren wäre.“ Eine Disputation am Hof Kaiser Manuels II. über ein Jesuswort vom Verräter Judas. JÖB 45 (1995) 115–158. [s.XV] DithyrTheoph К.Кгитваснег, Ein Dithyrambus auf den Chronisten Theophanes. München 1897. [s.X] Dmit A,Dmitrievskij, Opisanie liturgieskich rukopisej, I–III. Kiev 1895, 1901, Petrograd 1917. DobChrist E.v.Dobschütz, Christusbilder. [II.] Beilagen, Leipzig 1899. DobMaria E.v.Dobsciiutz, Maria Romaia. BZ 12(1903) 173–214. [s.X/XI] DocIcon L.Duchesne, L’iconographie byzantine dans un document du IX е siècle. Roma e l " Oriente 5 (1912/13) 222–239, 273–285, 349–366. [a.836] DocPhil V.Kravari, Nouveaux documents du monastère de Philothéou. TM 10 (1987) 201–350 (Index 342–350). [s.XIV]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Тексты: TLG (новая версия) 2742 (001–008). Подробнее у Лурье 2000а, 201–209. Самые необходимые изд. и специальные статьи по Макарию Египетскому : Regnault 1966–1981, Guillaumont 1975, Guy 1993. Собрание апофтегм Макария Великого (греч. текст): PG 34, 229–264=ВЕПΕΣ 42 (1971), 255–269. Русские переводы: Древний патерик, изложенный по главам. М., 1899 [репр. М., 1991] (перевод по рукописи); Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Вечное, 1965 (репр.: Св.-Тр. Серг. Лавра, 1993). Коптская традиция: Amélineau 1894; Палладий 1898; Еланская 1993, 33–111 (перевод по изд. M. Chaine, Каир, 1960; примеч. на с. 112–117, введ. на с. 31–32). Постатейная роспись апофтегм, вошедших в славянский «Пролог»: Давыдова 1990, таблица на с. 268–279 (187 апофтегм, о Макарии 53–54, 104), стемма патериков по отношению к «Прологу» на с. 267. Некоторые работы Mercier-Belpaire-Becquet 1935, Leclercq J. 1946, Halkin 1969, Guillaumont 1980a, The monastery of St Macarius 1981, Malaty 1982, Bunge 1983, Matta al-Miskin 1984, Zanetti 1984, Yanney 1985, Devos 1986a-b, Meinardus 1986, Leloir 1988, Vogüe 1992, Bunge-Vogüé 1994, Flusin 1995, Kontzevitch 1995, Toda 2000, Vivian 2000a-c, 2003. «Первое письмо» («Послание к чадам») Marriott 1919a, Baumstark 1920, Wilmart 1920a, Louf 1962, Vivian 1998, Géhin 1999. 17 При перекрестных ссылках примечания отсылают к данному предисловию, а комментарии – к текстам, помещенным на с. 701–734. (Во избежание дальнейших недоразумений обращаем внимание читателей на отмеченную специфику терминов примечание и комментарий, принятых в данной книге и далее не поясняемых. Сноска подразумевает подстрочные примечания в переводе текстов Макария, обозначенные буквами.) 19 Ценные сведения о судьбе Корпуса в византийской литературе доисихастского периода см. у Desprez 2001, 69–70. К списку, приведенному у Дэпрэ, можно еще добавить (следом за: Бронзов 1899, 348–349) еще Иоанна Антиохийского. Более подробно о судьбе СС в византийской литературе (включая исихастскую) см. в настоящем издании ниже, с. 860–914. 20 Ср., например: «Quant aux citations avouées, on ajoutera celles de la centurie des Xanthopouloi, aux chap.43, 92 et 94 (150 chapitres, n° 96) (PG 147, 800 s.; Philokalia, édition d’Athènes 1976, t. IV, p. 242–244, 287–289)» (Desprez 2001, 70). 21 О влиянии CM на древнерусских писателей (включая даже ересь жидовствующих!) СМ., например: Klostermann R. 1950, 49–50; Смолич 1997 (о влиянии на Нила Сорского с. 394, 402 [прямая цитата из Макария у Нила], 459 [цитата со ссылкой на Макария], ср. также страницы по Именному указателю). 24 Латинский перевод впервые был издан Иоанном Пиком (Johannes Picus) в 1562 г. Второй латинский перевод (Zacharias Palthenius) появился в 1594 г., а третий – в 1699 г. в Лейпциге (J. G. Pritius). Переводы Педро де Валенсиа 34 гомилий, 150 глав на латинский и 8 бесед на испанский были выполнены с учетом рукописей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Кострома. Музей деревянного зодчества. Неизвестная часовня из д. Юркино. Деревянная часовня. Не действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год постройки:1899. Адрес: Россия, Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1-б Координаты: 57.774561, 40.88912 Проезд:Автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Вопрос модератора :Неизвестно в честь какого святого/праздника был освящен храм. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Часовня из д. Юркино Костромского района Костромской области У часовни установлена хорошо сохранившаяся табличка с текстом на русском и английском языках: «Небольшая часовня клетского типа, низкий сруб которой покрыт пологой четырехскатной тесовой кровлей, завершенной восьмиконечным деревянным крестом. Маленькие квадратные окна расположены с южной и северной сторон, вход – с запада. Пол в часовне сделан из широких досок, потолок поддерживает деревянная балка – матица. Предметы убранства часовни сохранились. Памятник перевезен в музей и восстановлен в 1970г. Автор проекта реставрации: Шевелев И.Ш.». К сожалению, состояние часовни неудовлетворительное: тесовая кровля сгнила и провалилась, крест упал и стоит на земле, пол – в полуразобранном состоянии. Рубленая «в обло» постройка — один из простейших типов клетской часовни, характерный для деревень средней России. Построена в 1899 г. и использовалась как усыпальница “для поставления тел умерших”. Перевезена в 1969 г. из д . Юркино Чухломского района, где стояла в стороне от селения. Реставрация проведена в 1970 г. по проекту арх. В.С. Шапошникова. Низкий квадратный в плане сруб покрыт пологой четырехскатной кровлей из теса с берестяной прокладкой, завершенной восьмиконечным деревянным крестом. В центре главного фасада расположен прямоугольный входной проем со щитовой дверью. На боковых фасадах — по одному косящатому окну квадратной формы. Помещение часовни имеет плоское деревянное перекрытие по балкам. Полы — дощатые. Лит.: Е.В. Кудряшов. Музей деревянного зодчества в Костроме. Ярославль, 1971. С. 31-34; Кострома. Путеводитель. Ярославль, 1983. С. 169; А.Н. Мазерина, М.М. Орехова. Музей народной архитектуры и быта в Костроме. Путеводитель. Кострома, 1984. С. 39. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=35181

744 Rosovsky J. N. (ed.). City of the Great King. Jerusalem from David to the Great King. Cambridge-London, 1996; The Real and Ideal Jerusalem in Jewish, Christian and Islamic Art. Studies in Honor of Bezalel Narkiss/Ed. B. Kühnel. Jerusalem, 1998 (Jewish Art, vol. XXIII/XXIV, 1997/98); Sacred Space. Shrine, City, Land. Proceedings of the International Conference in Memory of Joshua Prawer (Jerusalem 8–13 June 1992). Basingstoke, 1998. 745 The Madaba Map. Centenary 1897/1997, travelling through the Byzantine Umayyad period. Proceedings of the International Conference held in Amman, 7–9 April 1997. Jerusalem, 1999, (Studium Biblicum Franciscanum: Collectio Maior, 40). 746 Piccirillo M., Alliata E. Mount Nebo//New archaeological excavations, 1967–1997. Jerusalem, 1998, vol. 1–2 (Studium Biblicum Franciscanum: Collectio maior, 27; Mount Nebo series, 5). 747 Cf. Ostrow S. F. Art and spirituality in Counter-Reformation Rome//The Si stine and Pauline Chapels in S. Maria Maggiore. Cambridge (Mass.), 1996, s. v. 748 Ps.-Antoninus: Itinerarium. Cura et studio P. Geiger (Itineraria et alia geographica, CCSL, vol. CLXXV, 1965, p. 127–174), p. 141 (first version); cf. the second version ibidem, p. 165sq. 749 Cf. Halbwachs M. La topographie legendaire des évangiles en Terre Sainte. Paris, 1941; Pohlkamp W. Papst Sylvester und der Drachen vom Forum Romanum//Römische Quartalschrift. Bd. 78, 1983, S. 1–100; Smith J. To Take Place. Toward Theory in Ritual. Chicago, 1987. 750 Cf. Dobschütz E. von. Christusbilder. Untersuchungen zur christlichen Legende. Leipzig 1899 (Texte und Untersuchungen, N.F. vol. Ill, 3 Zählungen), p. Stichel R. Die Füfie Christi//Migratio et Commutatio. Studien zur Alten Geschichte und deren Nachleben. Thomas Pekáry zum 60. Geburtstag. Ed. H.-J. Drexhage, J. Sunskes. S. Katherinen. 1989, p. 337–345, 340f. 752 Dobschütz, 1899, p. 40sqq; Cf. Belting H. Bild und Kult. Eine Geschichte des Bildes vor dem Zeitalterder Kunst. München, 1990, s.v.; Bacci M. Ilpennellodell’Evangelista. Storiadelle immagini sacre attribuite a san Luca. Pisa, 1998.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т. II. С. 226). В 1898–1899 гг. рукописи были доставлены в Петербург. См.: Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1899 год. СПб., 1903. С. 6–29 (греческие рукописи), 29–89 (славянские и восточные рукописи). Об истории приобретения отдельных памятников: Фонкиг Б. Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368–379; Приложение. Греческие рукописи, принадлежавшие Антонину Капустину //Там же. С. 375–379 (описаны 94 рукописи). См. также: Дмитриевский А. А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В. И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин)/Публ. с комм. Ф. Б. Полякова и Б. Л. Фонкича //Byzantinorussica. 1994. Т. 1. С. 165–197. 1157 Св. Иаков Брат Господень († 63) считается, согласно церковному преданию, первым епископом Иерусалимским. Храм во имя Иакова является приходским для арабской православной общины Иерусалима. Расположен рядом с храмом Гроба Господня. 1159 Очевидно, опасаясь подделки, о. Антонин решил посоветоваться с КлермономГанно, занимавшим в это время пост французского вице-консула в Яффе, стоит ли покупать предложенную ему «древнюю печать с финикийской надписью» (см. выше, запись от 25 сентября). Ответной телеграммы археолога он с нетерпением ждал весь день 27 сентября и получил ее только вечером 28-го (см.). 1160 Лат. ‘младший’. Имеется в виду Мазараки Никифор Васильевич, младший брат Х. В. Мазараки, также по профессии врач. Неоднократно замещал врача Русской больницы при его отлучках из Иерусалима. 1164 Тиханова Мария Николаевна – смотрительница Женского подворья на Русских Постройках, ее сестра Надежда Николаевна – с 1875 г. смотрительница приюта 1-го класса, известные, с одной стороны, грубым обращением с паломниками и беззастенчивыми поборами, а с другой, тесными связями с корыстолюбивыми представителями греческого духовенства. См. выше примеч. 209. 1165 Монастырь, основанный в V в. св. Феодосием Киновиархом († 11 января 532), другом и сподвижником Саввы Освященного, находится в 8 км к востоку от Вифлеема (и в таком же примерно удалении от Саввинской Лавры), на месте «Пещеры Волхвов», где они, по преданию, укрывались, возвращаясь из Вифлеема. Феодосий первым в Палестине сделал свою обитель киновией, т. е. ввел в ней общежительный устав, почему его и называют «общих житий начальником» (Киновиархом). В нач. VII в. монастырь был разрушен персами, затем ненадолго возрожден в эпоху крестоносцев. В 1167 г. здесь была похоронена русская подвижница преп. княжна Евфросиния Полоцкая (ее мощи были потом перенесены в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910 г. возвращены в Полоцк, но место захоронения преподобной сохранялось и почиталось в палестинской обители). В 1881 г. монастырь был восстановлен иноками иерусалимского Крестного монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonin_Kapust...

1983 Легко понять, почему Тарасий отклонил обсуждение этой жалобы на соборе: если бы даже она не была доказана, то и в таком случае во время самых доказательств пришлось бы поставить многих членов собора в крайне обидное положение, способное создать из них не друзей, а врагов того дела, для которого работал Тарасий. Жалоба, однако не прошла совсем бесследно: по-видимому, в ответ именно на нее собор составил 4 и 5-е правила, —485— угрожавшие низложением симонианам и корыстолюбцам из епископов. Правила эти для монахов были как нельзя более кстати. Опираясь на них, они и могли выступить с требованием отрешения от кафедр виновных в симонии. В виду сказанного выше о составе клира при иконоборческом правительстве нельзя отрицать, что монах имели твердую почву для своих обвинений. Злоупотребления в этой области стали просто повальною болезнью как можно заключать из того, что некоторые «из клириков даже хвалились тем, что они поставлены в церковные должности за золото». 1984 Если бы не требовалось ничего более, то, можно думать, монахи достигли бы своей цели, – наказания рукополагавших и рукоположенных за деньги, – почти без борьбы. Церковные правила всех веков христианства карали симонию беспощадно, потому что, как справедливо поясняет Тарасий, «этому пороку сопутствуют все скверны» 1985 , какие только возможны среди пастырей церкви. Тарасий был бы вынужден удовлетворить безотлагательно требованиям монахов во избежание смуты. Но нельзя не заметить, что обвинения монахов имели одну слабую сторону, которая должна была сделать тщетными всех их усилия и которая дала возможность Тарасий из отношений к симонианам практиковать туже снисходительность, которой отличались и все его действия. Что симониане существовали, было несомненно; несомненно, было и то, что они подлежали низложении; недоставало только одного: твердого и ясного удостоверения относительно каждого отдельного случая преступления. Низложению подлежали и рукоположивший и рукополагаемый за деньги; следовательно, в интересах того и другого было скрыть проступок.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010