Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Евфимий (Лапин), еп. Барнаульский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Лапин Евгений Николаевич; 14.02.1873, с. Суерское Ялуторовского окр. Тобольской губ.- после 1929 (?)), еп. Олонецкий и Петрозаводский. Из семьи священника. Окончил Тобольскую ДС (1894) и МДА (1898) действительным студентом; в февр. 1899 г. утвержден в степени кандидата богословия. Преподаватель арифметики и геометрии Тобольского епархиального жен. уч-ща (с 1899), основного, догматического и нравственного богословия в Тобольской ДС (с 1902). Овдовел. 12 июля 1908 г. принял монашеский постриг с именем Евфимий. 21 июля рукоположен во диакона, 6 авг.- во иерея. Указом от 10-15 янв. 1909 г. назначен ректором Томской ДС, 15 февр. возведен в сан архимандрита. 23 февр. 1912 г. наречен епископом Барнаульским, 2-м викарием Томской епархии. Хиротонию, состоявшуюся 18 марта в Троицком кафедральном соборе Томска, возглавил Томский и Алтайский архиеп. Макарий (Невский) . Местопребыванием Е. был определен томский во имя Алексия, человека Божия, мужской монастырь , где он был настоятелем. Занимал должности председателя Томского епархиального училищного совета, товарища председателя Томского братства св. Димитрия Ростовского. С 26 янв. 1916 г. епископ Якутский и Вилюйский; прибыл в Якутск 29 марта 1916 г. Награжден орденами св. Анны 1-й степени (1911) и св. Владимира 3-й степени (1916). Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. На Соборе отказался участвовать в избрании кандидатов в Патриархи, т. к. его не устраивал порядок избрания. Выступал с критикой проекта положения о ЕУ за его недоработанность. Из-за гражданской войны оказался отрезан от своей епархии. Пребывал в Москве, находясь в крайне стесненных условиях. В дек. 1918 г. обратился в ВЦС с просьбой о выдаче к.-л. части содержания, следуемого за 1918 г. по должности епархиального архиерея, поскольку он испытывал острую нужду в деньгах для выплаты возложенного на него повышенного налога. По некоторым данным, в февр. 1919 г. был назначен временным управляющим Уфимской епархией, а в декабре того же года - Курской епархией, но, очевидно, к исполнению обязанностей не приступил, поскольку из Москвы не выезжал.

http://pravenc.ru/text/187708.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗАРИН [Зорин] Сергей Михайлович (3.10.1875, с. Дёмшино Усманского у. Тамбовской губ.-20.09. 1935, Москва), проф. СПбДА, богослов, библеист, один из лидеров и идеологов обновленчества. Биография Род. в семье священника. Обучался в Тамбовской ДС (1889-1895) и СПбДА (1895-1899). Написал канд. соч. на тему «Смысл аскетизма по учению Библии и свв. Отцев» (см. отзыв проф. А. А. Бронзова : Журналы заседаний Совета СПбДА за 1898-1899 учеб. г. (в извлеч.). СПб., 1907. С. 254-256). По окончании СПбДА остался в ней, став профессорским стипендиатом по кафедре нравственного богословия (с 16 авг. 1899 по 15 авг. 1900). Под рук. Бронзова изучал святоотеческие творения, особо рассматривал вопрос о браке (см. отчет Бронзова: Журналы заседаний Совета... за 1899-1900 учеб. г. СПб., 1902. С. 324-326). 23 окт. 1900 г. З. был определен на должность преподавателя рус. и церковнослав. языков в 1-м классе Александро-Невского ДУ и в Исидоровском епархиальном жен. уч-ще. В марте 1902 г. назначен на должность преподавателя старших классов Александро-Невского ДУ, с дек. 1904 г. преподавал рус. и церковнослав. языки во всех штатных классах Александро-Невского ДУ и церковнослав. язык в Исидоровском уч-ще. С сент. 1903 г. делопроизводитель правления Александро-Невского ДУ, в 1907-1910 гг. смотритель уч-ща. Участвовал в Религиозно-философских собраниях , проходивших в С.-Петербурге в 1901-1903 гг. В дек. 1904 г. З. представил в Совет СПбДА в рукописном виде соч. «Сущность православного учения об аскетизме: Опыт этико-богословского исследования» (в 6 тетрадях). 22 февр. 1906 г. Совет одобрил сочинение к печати, а 22 дек. того же года постановил принять отпечатанный труд «Аскетизм по православно-христианскому учению» на соискание степени магистра богословия. Магистерский диспут состоялся 4 апр. 1907 г. Оппонентами выступили Бронзов и исполняющий обязанности инспектора СПбДА архим. Феофан (Быстров ; впосл. архиепископ Полтавский) (см. отзывы: Журналы заседаний Совета... за 1906-1907 учеб. г. СПб., 1907. С. 129-149). З. стал 1-м магистром, утвержденным в СПбДА после принятия 26 нояб. 1905 г. «Временных правил» об академической автономии, к-рые не предполагали последующего утверждения научной степени Святейшим Синодом. В 1910 г. работа была отмечена полной Макариевской премией. В 1916 г. З. во 2-й раз получил премию за сочинения «Заповеди блаженства (Мф 5. 1-12; Лк 6. 20-26)» и «Закон и Евангелие по учению Господа в Евангелии Матфея».

http://pravenc.ru/text/182635.html

(Усов Иван Григорьевич; 23.01.1870, посад Святский Суражского у. Черниговской губ., ныне с. Святск Новозыбковского р-на Брянской обл.- 16.02.1942, Писку, близ Брэилы, Румыния), старообрядческий митр. Белокриницкий Белокриницкой иерархии , полемист. Род. в семье мещан, обучался иконописанию, был на военной службе, затем жил при духовном наставнике Арсении (Швецове ; впосл. старообрядческий Уральский епископ) во Владимирской и в Нижегородской губерниях. В 1887 г. Арсений с И. Усовым обосновались в с. Безводном близ Н. Новгорода, где в кон. 80-х - нач. 90-х гг. XIX в. организовали типографию и мастерскую по производству гектографированных изданий (местом издания выпускавшихся здесь книг указывался г. Яссы (Румыния)). В 1896 г. на гектографе была издана книга Усова «Разбор «Ответов на 105 вопросов»» (переизд. в 1907 в ж. «Старообрядец» и в 1908 в Н. Новгороде). Книга была направлена против сочинения правосл. миссионера Е. А. Антонова, писавшего по поручению архим. Павла Прусского ( А нтонов Е. А. Ответы на 105 вопросов, сочиненных старообрядцами Австрийского согласия. М., 1892; труд Антонова представлял собой ответы на вопросы старообрядческого братства Честного Креста, представленные 11 марта 1890). Вокруг книги Усова развернулась полемика, продолжавшаяся неск.десятилетий. Проф. Н. И. Субботин считал, что книга написана неск. авторами и планировал написать ее критический разбор. В ответ на заявление Субботина Усов опубликовал брошюру «Несколько слов в ответ господам Н. Субботину и Е. Антонову по поводу их суждений о книге «Разбор «Ответов на 105 вопросов»» и ее происхождении» (Б. м., 1897). В 1899-1901 гг. в ходе полемики увидели свет сочинения: «Возражения» Субботина (публиковались в 1899 в «Братском слове» и в 1900-1901 в «Душеполезном чтении») и труд Антонова «Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги «Разбор «Ответов на 105 вопросов»»» (М., 1899-1900. 2 т.). В возобновленном ж. «Братское слово» в 1913-1916 гг. публиковалась работа правосл. миссионера В. Цветкова «Рассмотрение изданной поповцами Австрийского согласия книги «Разбор «Ответов на 105 вопросов»»».

http://pravenc.ru/text/468763.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ОЛОНЕЦКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» Офиц. издание Олонецкой епархии, которое было разрешено 30 марта 1898 г. указом Синода по ходатайству еп. Олонецкого и Петрозаводского Назария (Кириллова; впоследствии митрополит Курский), поданному 31 дек. 1897 г. До 1898 г. местные церковные материалы часто печатались на страницах «Олонецких губернских ведомостей». «О. е. в.» выходили в Петрозаводске (редакция размещалась в здании Олонецкой ДС) с 1 июля 1898 по 1 июня 1918 г.: в июле 1898 - февр. 1909 г., янв.-апр. 1917 г., июле 1917 - июне 1918 г.- 2 раза в месяц; в марте 1909-1916 г. и мае-июне 1917 г.- 3 раза в месяц. В 1917 г. вышло 26 номеров, в 1918 г.- 11 номеров. В 1900-1918 гг. журнал выходил с общей годовой пагинацией. Редакторами офиц. части были секретари и чиновники консистории Г. П. Добротин (1898-1899 1-7/8)), С. А. Малевинский (1899 12-24) - 1902 1-2)), В. Ф. Иорданский (1902 5-7, 11, 12, 15-24) - 1904 1-2)), Г. Я. Воскресенский (1904 (и. о. редактора 6-7; редактор 8-10, 14-24)), П. П. Сребрянский (1905 16-24) - 1908 1-6, 8-9)), И. С. Борзецовский (1908 (и. о. редактора 10-13; редактор 14-22, 24) - 1912 1-15), 1914 (и. о. редактора 26-27; редактор 28-36) - 1917 1-13, 15)), П. И. Квесит (1912 26-36) - 1914 1-24)), прот. Н. Е. Звероловлев (1917 17-23)), А. Степанов (1917 24-26) - 1918); отдельные номера в отсутствие редактора подписывали Звероловлев (1899 9-11), 1901-1904), В. А. Воздвиженский (1905 1-15)), Н. Н. Первенцев (1906-1907), Н. И. Вещезеров (1907-1908), П. П. Семёнов (1908, 1910 17-21), 1912 16-25), 1915; редактор 25 за 1914, 16 за 1917). Редакторами неофициальной части были ректоры и преподаватели ДС архим. Нафанаил ( Троицкий; впосл. митрополит) (1898-1902 1-4)), архим. Евгений (Мерцалов ; впосл. епископ Олонецкий) (1901 14-15) за редактора; 1902 5-12, 16-24) - 1903 1-2) редактор), архим. Фаддей (Успенский ; впосл. сщмч., архиепископ Тверской) (1903 5-21, 23, 24) - 1908 1-23)), А. А. Покровский (1908 24), 1909 1-3, 29-34), 1915 15) за редактора; 1909 4-28) - 1917 1-8) и. о. редактора), архим. Никодим (Кононов ; впосл. сщмч., епископ Белгородский) (1910 1-17, 26-35)), иером. Иоанн (Братолюбов ; впосл. архиепископ Ульяновский) (1910 36) - 1912 1-17, 24, 25) и. о. редактора), прот. Н. К. Чуков (впосл. Григорий, митр. Ленинградский) (1917 9-26) - 1918 1/2-7, 11)); отдельные номера неофициальной части в отсутствие редактора выпустили преподаватели семинарии Я. С. Елпидинский (1900, 1902, 1903), П. К. Мягков (1903), В. И. Лебедев (1904, 1905, 1907), прот. П. Д. Метелев (1918).

http://pravenc.ru/text/2578347.html

I. Лекции по истории религий как часть наследия И.Д. Андреева В архиве библиотеки Московской духовной академии хранятся творческие рукописи племянника свт. Феофана профессора Академии И.Д. Андреева , часть которых были переданы Академии его дочерью Г.И. Андреевой в ноябре 1970г., а часть позднее – за небольшое вознаграждение 1 . Среди этих рукописей: переводы свт. Никифора Константинопольского , переписка (включая известную переписку со свт. Феофаном Затворником ), разные курсы – в основном по истории Церкви в Византии, а также курс по истории религий, читавшийся в 1921–1923 гг. Все авторские рукописи сохранились в прошитых тетрадях и хранятся в папках с печатью «Профессор Иван Дмитриевич Андреев ». Приведем перечень данных материалов: I. Переписка, документы 1. Письма свт. Феофана Затворника И.Д. Андрееву – 32 письма. 2. Документы по делу проф. В.О. Ключевского . 3. Студенческие письма за 1880–1892 г. Списки окончивших МДА за 1904–1911 гг. Телеграммы на имя И.Д. Андреева от проф. Н.В. Покровского , от декана СПб-кого университета проф. Ф.Ф. Зелинского, проф. А.И. Соболевского, проф. Н.Н. Глубоковского , проф. Б.А. Тураева и др. за 1907г. в количестве 7 шт. Отношение попечителя СПб-кого Учебного округа от 29.1.1911г. 4. Переписка с разными лицами (проф. А.П. Лебедевым и др.) за 1895–1907 гг. – 98 писем. 5. Переписка с разными лицами за 1904–1915 гг. – 48 писем. От преподавателя А. Мишина за 1911, 1913, 1915г. в количестве 15 шт. От проф. Кудрявцева за 1908г. – 2 шт. От М.П. Богаевского за 1909г. – 2 шт. 2 От брата Н.Д. Андреева 1907, 1911г. – 5 шт. От редактора Православной богословской энциклопедии Н.Н. Глубоковского за 1904, 1905 гг. – 7 шт. От прочих – 17 шт. II. Переводы 6. Переводы творений св. отцов на рус. яз. 1923г. 157 л. 3 7. Рукопись перевода творений архиеп. Константинопольского Никифора – на рус. яз., 1899–1907 гг. – 24 тетради. III. Рукописи по предметам 8. Рукописи по Истории монашества и Церковно-государственной деятельности Юстиниана Великого (византология). 1908–1916 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Х. М. Лопарёв. Фотография. Кон. XIX в. Хрисанф Мефодьевич (19.03.1862, с. Самарово, ныне г. Ханты-Мансийск - 30.09.1918, Петроград), историк, византинист, краевед. Л. происходил из крестьян. В 1874 г. окончил Тобольское народное уч-ще, в 1882 г.- Тобольскую гимназию. Получив стипендию Тобольского об-ва вспомоществования бедным студентам, он поступил в С.-Петербургский ун-т на историко-филологический ф-т, учился у византиниста акад. В. Г. Васильевского . В 1883 г. за работу «Хронографическое обозрение царствования Василия I Македонянина по источникам» получил серебряную медаль. Через посредничество Васильевского Л. стал стипендиатом ИППО и работал в б-ках и архивах Москвы, Казани и Ростова над подготовкой к изданию древнерусской паломнической лит-ры. С 1887 г. сотрудничал с ОЛДП, занимался описанием рукописей музея (Описание рукописей Об-ва любителей древней письменности. СПб., 1892-1899. 3 т.) и личной коллекции рукописей председателя об-ва гр. С. Д. Шереметева (Библиотека гр. С. Д. Шереметева. СПб., 1890-1892. 2 т.), с 1891 г.- секретарь об-ва, с 1902 г.- член-корреспондент. В 1889-1894 гг. Л. служил в Мин-ве народного просвещения. В 1890 г. сдал магистерский экзамен по всеобщей истории. С 1896 по 1916 г. работал в Императорской Публичной б-ке в С.-Петербурге, сначала в отд-нии полиграфии, затем - в отд-ниях богословия, рукописей и инкунабул. С 1906 г.- член Комиссии при Синоде по пересмотру и исправлению богослужебных книг. Похоронен на Смоленском правосл. кладбище в С.-Петербурге. Л. впервые опубликовал мн. памятники древнерус. и визант. словесности, в сфере его научных интересов прежде всего были хождения рус. путешественников по св. местам в XIII-XVIII вв. Он издал записки о паломничестве в К-поль, на Афон, в Фессалонику и в Иерусалим диакона Троице-Сергиева мон-ря Зосимы 1419-1422 гг. (Хожение инока Зосимы, 1419-1422. СПб., 1889. (ППС; 24)), а также важнейший источник о святынях К-поля рубежа XII и XIII вв.- «Книгу паломник» свт. Антония , архиеп. Новгородского (Книга паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиеп. Новгородского, в 1200 г. СПб., 1899. (ППС; 51)). Л. обнаружил и издал ранее не известный памятник древнерусской лит-ры сер. XIII в.- «Слово о погибели русской земли», созданный в ответ на завоевания хана Батыя («Слово о погибели Рускыя земли»: Вновь найденный памятник лит-ры XIII в. СПб., 1892. (ПДП; 84)), а также трактат мон. Евфросина против практики самосожжений среди старообрядцев, написанный в 1691 г. (Отразительное писание о новоизобретенном пути самоубийственных смертей: Вновь найденный старообрядческий трактат против самосожжения 1691 г. СПб., 1895. (ПДП; 108)).

http://pravenc.ru/text/2110722.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Преподобноисп. Георгий (Лавров). Фотография. 20-е гг. ХХ в. (Лавров Герасим Дмитриевич; 28.02.1868, дер. Касимовка Елецкого у. Орловской губ.- 4.07.1932, Н. Новгород), преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), архим. Род. в крестьянской семье. Окончил 3 класса сельской школы. В детстве вместе с родителями ездил на богомолья по св. местам. В одну из поездок в Троице-Сергиеву лавру отрок Герасим молился у св. мощей прп. Сергия Радонежского о даровании ему счастья и услышал в ответ в душе слова: «Иди в Оптину». Мальчик упросил родителей поехать в козельскую Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы муж. пуст. (впосл. Макариева), к-рая произвела на него глубокое впечатление. Постепенно созревало желание поступить туда на иноческое жительство. В 1890 г., после смерти отца, Герасим ушел в Оптину пуст. и трудился послушником на кухне, в пекарне, на свечном заводе, в поле и на рыбной ловле. В 1894 г. проходил послушание при казначее, затем помощником ризничего. 10 окт. 1898 г. определен в число братии мон-ря; 23 июня 1899 г. пострижен в монашество с наречением имени Георгий в честь вмч. Георгия. 24 окт. 1902 г. рукоположен во диакона. За годы пребывания в обители Г., наблюдая сотни людей, приходивших со страданием и горем к оптинским старцам, сердцем постигал, что более всего человеку необходимы любовь, милость, доброта. 2 янв. 1914 г. Г. перевели в мещовский Георгиевский мон-рь. Указом Святейшего Синода от 31 окт. 1915 г. он был назначен на должность настоятеля с рукоположением во иерея, хиротония состоялась 1 янв. 1916 г. 3 янв. 1916 г. награжден набедренником, 2 нояб. 1917 г.- наперсным крестом. Несмотря на связанные с войной и революцией трудности и бытовые неустройства, приобретенное в крестьянской молодости умение рачительно хозяйствовать, опыт послушания, полученный в Оптиной пуст., доброта и мудрость в отношениях с людьми помогали Г. успешно справляться с управлением мон-рем.

http://pravenc.ru/text/164217.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Павлович Чельцов (27.05.1870, с. Кикино Ряжского у. Рязанской губ.- 7.01.1931, Ленинград), сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., церковный писатель. Из семьи потомственных священнослужителей. В 1890 г. окончил Рязанскую ДС и поступил в КазДА. В 1894 г. окончил академию со степенью канд. богословия, назначен преподавателем обличительного богословия в Калужскую ДС (до нояб. 1898). Вступил в Калужское церковное братство во имя св. апостола Иоанна Богослова, стал делопроизводителем Совета братства. Вел миссионерские беседы с сектантами и старообрядцами, публиковался в епархиальной периодической печати. В 1897 г. был делегатом 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани. В янв. 1899 г. переведен в С.-Петербург, назначен епархиальным миссионером по борьбе с расколом и сектами С.-Петербургской епархии (до 1903). 18 нояб. 1899 г. удостоен Ученым советом КазДА звания магистра богословия за соч. «Церковь Королевства Сербского со времен приобретения ею автокефальности (1879-1896)», вышедшее вскоре отдельной книгой. В сент. 1901 г. причислен к канцелярии обер-прокурора Синода. В янв. 1902 г. получил чин коллежского асессора, в июле того же года - надворного советника. В сент. 1903 г. рукоположен во иерея. Назначен преподавателем курса богословия Ин-та гражданских инженеров им. имп. Николая I в С.-Петербурге и настоятелем институтской Симеоновской ц. Состоял членом правления С.-Петербургской ДС (1908-1910). Также преподавал Закон Божий в реальном училище Г. К. Штемберга, в частных гимназиях П. М. Иозефовича, Ю. С. Ивановой, М. Н. Стоюниной. В мае 1914 г. возведен в сан протоиерея. Был членом Совета Петроградского законоучительского братства (с июля 1916), председателем Совета союза законоучителей (с июля 1917). Проводил публичные лекции, на к-рые всегда собиралась полная аудитория, их посещали не только православные, но и представители др. вероисповеданий и даже атеисты. Часто выступал на религиозно-философских собраниях. Опубликовал ок. 170 работ по богословию, философии, истории, педагогике, литературоведению. Составленное М. учебное пособие по курсу Закона Божиего выдержало в 1911-1917 гг. 7 изданий. Избранные лекции М., в к-рых в популярной форме рассматривались богословские вопросы происхождения греха, проблемы взаимоотношений науки и религии, разрыва между христианством и культурой и др., были изданы в виде сб. «Христианское миросозерцание». Помощник редактора ж. «Миссионерское обозрение» (1902-1918), соредактор и соиздатель ж. «Православный путеводитель» (1903-1906), соредактор ж. «Религия и школа» (1917-1918).

http://pravenc.ru/text/2563566.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, учреждена в 1899 г. с названием Владивостокская и Камчатская, с 1916 г. Приморская и Владивостокская. В дек. 1945 г. вошла в состав Хабаровской и Владивостокской епархии, воссоздана с совр. названием постановлением Свящ. Синода от 31 янв. 1991 г. Территория епархии объединяет приходы и мон-ри в Приморском крае РФ. Кафедральный город - Владивосток, кафедральный собор - во имя свт. Николая Чудотворца. Правящий архиерей - митр. Владимир (Самохин) . Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Центральный (центр - Владивосток), Северный (центр - г. Спасск-Дальний), Южный (центр - г. Фокино), Западный (центр - г. Уссурийск) и Восточный (центр - пос. Кавалерово). К 1 янв. 2004 г. в епархии действовали 66 приходов, 71 храм (включая домовые храмы и приписные часовни), 2 муж. и 3 жен. мон-ря. Клир епархии на 1 янв. 2004 г. составляли 109 священнослужителей. 1898-1917 гг. 4 июня 1898 г. Высочайшим указом было утверждено мнение Гос. Совета о выделении Владивостокской епархии из Камчатско-Благовещенской, что и было осуществлено 1 янв. 1899 г. Причинами разделения Камчатско-Благовещенской епархии были ее чрезвычайная обширность, трудность управления ею из Благовещенска, необходимость более активной миссионерской деятельности среди коренных жителей Дальн. Востока и окормления рус. переселенцев, число к-рых к кон. XIX в. существенно возросло. При рассмотрении вопроса об учреждении епархии принималось во внимание возросшее адм. и торговое значение Владивостока после окончания строительства Сибирского железнодорожного пути. В состав новоучрежденной епархии вошли 69 церквей, находившихся во Владивостоке, на о-ве Сахалине и в следующих округах Приморской обл.: Командорском, Петропавловском, Анадырском, Гижигинском, Южно-Уссурийском, в части Удского окр. с приходской церковью на мысе Чумикан и приписной к ней аянской церковью, а также Уссурийский во имя Святой Троицы и свт. Николая Чудотворца муж. мон-рь . Кроме того, к В. е. было причислено 17 часовен в Южно-Уссурийском крае, 31 часовня на Камчатке и 6 - на Сахалине.

http://pravenc.ru/text/158930.html

Доложск, урочище. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Сооружена на искусственных пещерах у подножья древнего городища Доложск. Разобрана в 1950-60 гг., сохранились фундамент и крипта с пещерой. Свод в пещере обрушен в четырех метрах от входа. Предпринимаются слабоактивные действия по восстановлению храма. «Большая церковь, достойная столичного города, сооружена в 1893-1900 годах в селе Пенино. Местные купцы активно помогали средствами в строительстве. Один из них, основной вкладчик — храмоздатель С.Г. Гаврилов из д. Ожево. Он похоронен при алтаре. Проектирование осуществлял архитектор Николай Никитич Никонов (1849-1918). Кроме Пенино Никонов обозначил перестройки храмов в Никольщине (г. Сланцы) и в Заручье (старый храм 1752-61 гг.; работы велись соответственно в 1893-1898 гг. и в 1896-1899 гг.). Недавно стало известно, что Н.Н. Никонов проектировал храм на знаменитой Доложской Пещере. Освятили его 14.02.1908 г.». В.И. Будько. Архитекторы храмов Сланцевского района. 2002. АРХИВНАЯ СПРАВКА 24. 03. 2000. 171. О недвижимом имуществе церкви Успения Пресвятой Богородицы в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской губернии. «В документах архивного фонда Петроградской духовной консистории, в клировой ведомости Успенской церкви в с. Доложском Гдовского уезда Петроградской епархии за 1916 г. имеются следующие сведения о недвижимом имуществе, принадлежавшем церкви:» «К церкви приписана каменная часовня с каменной колокольней в местечке «Печеры», построенная 14 февраля 1908 г. приходским попечительством. Престол в ней один: в честь Успения Божией Матери». Основание: ф. 19, оп. 113, д. 4325, лл. 66-67. Никонов Николай Никитич. Автор проекта Свято-Успенского пещерского храма. 1849-1918. Учился в АХ. «Имеющий право производить постройки (с 1885). Епархиальный архитектор (с 1893). Автор проектов церквей и часовен в с. Котлы Ямбургсхого уезда СПБ губ., в Москве, Полтаве, Ревеле, монастыря в Новом Афоне.

http://sobory.ru/article/?object=03169

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010