2566       До 1841 г. это Отделение называлось Российской академией наук: [Грот Я.К.] Пятидесятилетие Отделения русского языка и словесности Имп. Академии наук: 1841–1891. СПб., 1892. 2568        Срезневский И.И. Древние памятники русского письма и языка веков). Приложение: снимки с памятников. СПб., 1866; Он же. Славяно-русская палеография. 2-е изд. СПб., 1908; Бычκοв А.Ф. Отчет о деятельности Второго отделения Имп. Академии наук за 1880 год. V-e приложение: Список сочинений и изданий ординарного академика Имп. Академии наук И.И. Срезневского . 261, 262,264, 302. СПб., 1881. 2569       Вздорнов Г.И. История открытия… С. 210–214,344–347; Бельчиков Η.Ф., Бегунов Ю.К., Рождественский Н.П. Справочник-указатель печатных описаний славяно-русских рукописей. M.; Л., 1963. 2570       Остромирово Евангелие 1056–57 года с приложением греческого текста Евангелий и грамматическими объяснениями, изд. А.Х. Востоковым. СПб., 1843; 3-е изд. финансировал петербургский купец И.К. Савинков: Остромирово Евангелие 1056–57 г. СПб., 1889. 2573       Герц К.К. Собрание сочинений. Вып. 19 Под ред. В.В. Латышева. СПб., 1898–1901. Вып. 5: Статьи по археологии восточной, классической и древнехристианской. 1856–1882. СПб., 1900. 2574       Айналов Д.В. Значение Ф.И. Буслаева в науке истории искусств: Речь, читанная на заседании Казанского Общества археологии, истории и этнографии 28 сент. 1897. Казань, 1898; Покровский Н.В. Памяти Ф.И. Буслаева : (Заслуги его в области художественной археологии)//Вестник археологии и истории. 1898. X. С. 13–18; Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России ( Ф.И. Буслаев , Н.П. Кондаков : методы, идеи, теории). M., 1985. С. 27–73; Смирнов С.В. B. И. Буслаев (1818– 1897). M., 1978 (список публикаций: с. 72–91); Вздорнов Г.И. История открытия… C. 89–103; Khrushkova L. Buslaev F.I.//PChA. Bd. I. S. 248–249. 2575       Viollet-le-Duc E. L’art russe: Ses origines, ses éл él éements constitutifs. son apogée, son avenir. P., 1877; pyc. nep.: Виолле-ле-Дюк Э. Русское искусство: Его источники, его составные элементы, его высшее развитие, его будущность. M., 1879.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

344. Ястребов И. Краткие сведения о жизни и деятельности архимандрита Макария, основателя Алтайской духовной миссии. По случаю столетней годовщины со дня его рождения (8 ноября 1792 года). Бийск, 1893. 345. Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский. Исследование по истории развития миссионерства в России. Казань, 1898. (То же. Православный Собеседник. 1898. Январь. С. 46–67; Февраль. С. 173–206; Апрель. С. 464–492; Июнь. С. 638–676; Июль. С. 98–166; Октябрь. С. 353–385; Ноябрь. С. 486–522; Декабрь. С. 613–624.) Литература на иностранных языках 346. Голицына Е.М., княгиня. Письма к Нарышкиным М.М. и Е.П. На фр. яз.: Автограф. Москва, 1839. – НИОР РГБ, ф. 133, п. 5811, ед. хр. 11. 347. Albright W.F. New Light on the Early Recensions of the Bible//Bulletin of the American Schools of Oriental Research. 140 (1955). P. 27–33. 348. Glazik J. Die russisch-orthodoxe Heidenmission seit Peter dem Grossen und die Jslammission der russisch-orthodoxen Kirche. S. 118–127. 349. Collins D.N. The role of the Orthodox missionary in the Altai: Archimandrite Makary and V.I. Verbitski//Church, nation and state in Russia and Ukraine. L., 1991. P. 96–107. 350. Cross Fr.M., Jr. The Evolution of a Theory of Local Texts//Qumran and the History of the Biblical Text/Ed. by Fr. M. Cross and St. Talmon. L.; Harvard University Press, 1976. P. 306–320. 351. Ulrich E.Ch. The Qumran Text of Samuel and Josephus. Missula, 1978. 175 Печатается по: Свет Христов просвещает всех! Сборник трудов выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви. Новосибирск, 2000. С. 161–290. Впервые опубликовано в журнале «Православный Благовестник» за 1893 год 5. С. 11–22; 6. С. 21–29; 7. С. 21–23; 8. С. 21–36; 9. С. 11–19; 11. С. 1–7; 12. С. 1–7; 13. С. 21–25; 14. С. 11–22; 15. С. 1–10; 17. С. 11–24; 19. С. 1–8; 1894, 4. С. 151–156; 5. С. 171–182; 6. С. 221–237; 7. С. 271–283; 9. С. 1–8; 10. С. 71–81; 11. С. 131–136; 13. С. 191–206; 14. С. 241–250) (здесь и далее примечания к «Мыслям о способах...», за исключением особо оговоренных, принадлежат составителю сборника «Свет Христов просвещает всех!» прот. Борису Пивоварову – Ред.).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Schmid 1983 – Schmid K. Probleme um den Grafen Kuno von Öhningen: Ein Beitrag zur Entstehung der welfischen Hausüberlieferung und zu den Anfängen der staufischen Territorialpolitik im Bodenseegebiet//Schmid K. Gebetsgedenken und adliges Selbstbewusstsein im Mittelalter: Ausgewählte Beiträge. Sigmaringen, 1983 (первая публикация статьи – в 1966 г.). Schmidt-Chazan 1991 – Schmidt-Chazan М. Sigebert de Gembloux, le Lotharingien//Publications de la section historique de l’Institut grand-ducal Luxembourgeois. Luxembourgue, 1991. T. 106. Schramm 1981 – Schramm G. Gentem suam Rhos vocari dicebant: Hintergründe der ältesten Erwähnung der Russen (a. 839)//Ostmitteleuropa: Berichte und Forschungen. [FS G. Rhode]. Stuttgart, 1981. Schröder 1974 – Schröder F. J. Völker und Herrscher des östlichen Europa im Weltbild Widukinds von Korvei und Thietmars. Münster, 1974. Schultze 1965 – Schultze J. Der Balsamgau in den Pegauer Annalen//Jb. für die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands. Berlin, 1965. Bd. 13/14. Schwäb. Chron. 1–2 – Schwäbische Chroniken der Stauferzeit. Berlin; Stuttgart, 1938. Bd. 1; Sigmaringen, 1978. Bd. 2. Scyl. – Ioannis Scylitzae Synopsis historiarum/I. Thum. Berlin; New York, 1973 (CFHB. T. 5). Semkowicz 1910 – Semkowicz W. Rocznik t. zw. wtokrzyski dawny//Rozprawy Akademii umiejtnoci. Wydzia historyczno-filozoficzny. Kraków, 1910. T. 53. Seydel 1898 – Seydel W. Studien zur Kritik Wipos. Breslau, 1898. Shepard 1995 – Shepard J. The Rhos guests of Louis the Pious: whence and wherefore?//Early Medieval Europe. 1995. Vol. 4. N 1. Shepard 1998 – Shepard J. Byzantine Relations with the Outside World in the Ninth Century: An Introduction//Byzantium in Ninth Century: Dead or Alive? Hampshire, 1998. Siebert 1935 – Siebert R. Über die Nienburger Jbb. und die Verfasserschaft des Annalista Saxo. Berlin, 1935. Sigeb. Gembl. – Sigeberti Gemblacensis Chronica/L. C. Bethmann//MGH SS. 1844. T. 6. Sim. Kéz. – Simonis de Kéza Gesta Hungarorum/A. Domanovszky//SRA 1. von Simson 1911 – von Simson B. Über die verschiedenen Recensionen von Ottos und Rahewins Gesta Friderici//NA. 1911. Bd. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: LP. 3 t.; Gesta Pontificum Romanorum. Vol. 1: Liber Pontificalis. Pars 1/Ed. Th. Mommsen. B., 1898. (MGH); The Book of Pontiffs (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of the First Ninety Roman Bishops to AD 715/Transl. R. Davis. Liverpool, 20002; The Lives of the 8th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Nine Popes from AD 715 to AD 817/Transl. R. Davis. Liverpool, 1992; The Lives of the 9th-Century Popes (Liber Pontificalis): The Ancient Biographies of Ten Popes from AD 817-891/Transl. R. Davis. Liverpool, 1995; Le Livre des papes: Liber pontificalis (492-891)/Trad. M. Aubrun. Turnhout, 2007; Liber Pontificalis prout exstat in codice manuscripto Dertusensi textum genuinum complectens hactenus ex parte ineditum Pandulphi scriptoris pontificii/Ed. I. M. March. Barcinone, 1925; Liber Pontificalis nella recensione di Pietro Guglielmo OSB e del card. Pandolfo glossato da Pietro Bohier, vescovo di Orvieto/Ed. U. Perovský. R., 1978. 3 vol. Лит.: Duchesne L. Étude sur le Liber Pontificalis. P., 1877; idem. La date et les récensions du Liber Pontificalis//RQH. 1879. T. 26. P. 493-530; idem. L " historiographie pontificale au VIIIe siècle//MArHist. 1884. T. 4. P. 232-273; idem. La nouvelle édition du «Liber Pontificalis»//Ibid. 1898. T. 18. P. 381-417; idem. Serge III et Jean XII//Ibid. 1913. T. 33. P. 25-55; idem. Le «Liber Pontificalis» aux mains des Guibertistes et des Pierléonistes//Ibid. 1920. T. 38. P. 165-193; Giorgi I. Appunti intorno ad alcuni manoscritti del «Liber Pontificalis»//ARSRSP. 1897. Vol. 20. N 3/4. P. 247-312; idem. Biografie farfensi di papi del X e del XI secolo//Ibid. 1916. Vol. 39. N 3/4. P. 513-536; Levison W. Englische Handschriften des Liber Pontificalis//NA. 1910. Bd. 35. S. 333-431; idem. Die Papstgeschichte des Pseudoliudprand und der Codex Farnesianus des Liber Pontificalis//Ibid. 1911. Bd. 36. S. 415-438; Poole R. L. Lectures on the History of the Papal Chancery down to the Time of Innocent III. Camb.; N.

http://pravenc.ru/text/2463643.html

Лит.: Dalman G. Die Worte Jesu. Lpz., 1898, 19302; idem. Grammatik des jüdisch-palästinischen Aramäisch. Lpz., 19052; Wellhausen J. Einleitung in die drei Ersten Evangelien. B., 1905, 19112; Burney C. F. The Aramaic Origin of the Fourth Gospel. Oxf., 1922; Schulthess Fr. Grammatik des christlich-palästinischen Aramäisch. Tüb., 1924; Torrey Ch. The Origin of the Gospels// idem. The Four Gospels: A New Transl. L., 1933. P. 237-286; Jastrow M. A. Dictionary of the Targumim, the Talmud Babli and Jerushalmi and the Midrashic Literature. N. Y., 1950; Birkeland H. The Language of Jesus. Oslo, 1954; Argyle A. W. Did Jesus speak Greek?//The Expository Times. 1955/1956. Vol. 67. P. 92-93; Винников И. Н. Словарь арамейских надписей//ППС. 1958. 3. С. 171-216; 1959. 4. С. 196-240; 1962. 7. С. 192-237; 1962. 9. С. 141-158; 1964. 11. С. 289-232; 1965. 13 С. 217-262; Wagner M. Die lexikalischen und grammatikalischen Aramäismen im alttestamentlichen Hebräisch. B., 1966; Rosethal F. A Grammar of Biblical Aramaic. Wiesbaden, 1968; Kutscher E. Y. Aramaic// idem. Hebrew and Aramaic Stud. Jerusalem, 1977; Goshen-Gottstein M. H. The Language of Targum Onqelos and the Model of Literary Diglossia in Aramaic//JNES. 1978. Vol. 37/2; Hackett J. A. The Balaam Text from Deir ‘Alla. Harvard, 1980; Tadmor H. The Aramaization of Assyria: Aspects of Western Impact//Mesopotamien und seine Nachbarn/Hrsg. H.-J. Nissen, J. Renger. B., 1982. S. 449-470; Garr W. R. Dialect Geography of Syria-Palestine, 1000-586 B. C. E. Phil., 1985; Beyer K. The Aramaic Language: Its Distribution and Subdivisions. Gött., 1986; Segert S. Altaramäische Grammatik. Lpz., 1986; Neusner J. Language as Taxonomy: The Rules for Using Hebrew and Aramaic in the Babylonian Talmud. Atlanta, 1990; Церетели К. Г. Староарамейский язык//Языки Азии и Африки. IV: Афразийские языки. Кн. 1: Семитские языки. М., 1991. C. 198-232; он же. Арамейский язык//Ibid. С. 194-249; Sokoloff M. A Dictionary of Jewish Palestinian Aramaic. Ramat-Gan, 1992; Kaufman S. A. «Aramaic»//The Semitic Languages/Ed. R. Hetzron. L.; N. Y., 1997. P. 114-130; Muraoka T. , Porten B. A Grammar of Egyptian Aramaic. Leiden etc., 1998; Грилихес Л. , свящ. Практический курс библейско-арамейского языка. М., 1998; он же. Археология текста: Сравн. анализ Евангелий от Матфея и Марка в свете семитской реконструкции. М., 1999; Коган Л. К интерпретации raka (Мф 5. 22)//Библия: Лит. и лингвист. исследования. М., 1999. Вып. 3. C. 334-341; Hurvitz A. Can Biblical Texts be Dated Linguistically?: Chronological Perspectives in the Hist. Study of Biblical Hebrew. Leiden, 2000. P. 143-160. (VT. Suppl.; 80).

http://pravenc.ru/text/75828.html

пер.: Hellenistic Mystery-Religions: Their Basic Ideas and Significance. Pittsburgh, 1978); Studien zum antiken Synkretismus aus Iran und Griechenland. Lpz., 1926; Antike und Christentum: Vier religionsgeschichtliche Aufsätze. Darmstadt, 1963 (repr.); Hellenistische Wundererzählungen. Lpz., 1906; Die Vorgeschichte der Christlichen Taufe. Lpz.; B., 1929 (repr.: Darmstadt, 1967). 121       См. его: Исторический характер Книги Иудифь//Тр. КДА. 1876. 4, 5; О происхождении Книги Товита//Тр. КДА. 1884. 1900. 1901. 1,2(отд. изд.:К., 1901); К вопросу о соглашении библейских свидетельств с данными ассириологии//Тр. КДА. 1896. 8; В защиту свободного научного исследования в области библиологии//Тр. КДА. 1902. 10, 11. См. также: Мышцын В.Н. Дроздов Н.М. О происхождении Книги Товита. Κ., 1901//БВ. 1902. 5; Он же. О неудачном соединении научного критицизма с православною точкою зрения: Ответ проф. Дроздову//БВ. 1902. 12. 122       См. его: Иуда и Фамарь//ПМ. 1948. 6; Господь, Муж брани: (К уяснению религиозного значения книги Исход)//Там же. 1949. 7; О боговдохновенности Свящ. Писания//Там же. 1951. 8; Откровение о Матери Мессии//Там же. 1953. 9; Что такое Свящ. Писание//Православие в жизни. Нью-Йорк, 1953; Понятие и образ Божественной Премудрости в Ветхом Завете//ПМ. 1955. 10; Историческое и богословское значение «Письма Аристея к Филократу»//Там же. 1957. 11; Великое знамение Царства Небесного и его пришествие в силе//Там же. 1971. 14; Пророки//Вестник РСХД. 1972. 103–106; 1976. 118, 119. См. также: Шмеман A., прот. Дневники: 1973–1983. M., 2005. С. 662–717. 123       Seek О. Geschichte des Untergangs der antiken Welt. 5 Bde. B., 1897–1913 (2. Aufl.: Bd. 1–6. Stgt., 1921–1923). 124       Seek O. Regesten der Kaiser und Papste für die Jahre 311 bis 476 n. Chr.: Vorarbeit zu einer Prosopographie der christlichen Kaiserzeit. Stgt., 1919. 126       Lortz J. Geschichte der Kirche in ideengeschichtlicher Betrachtung (книга выдержала более 20 изданий; 21-е изд. – в 2 т.: Münster, 1962–1964); Лортц Й. История Церкви, рассмотренная в связи с историей идей: В 2 т. M., 1999–2000. 127       Эта переписка, содержащая 122 письма, опубликована (Monseigneur Duchesne et les Bollandistes: Correspondance/B. Joassart (éd.)) в 2002 r. 128       Histoire ancienne de l’Église. 3 vols. P., 1906–1911; англ. пер.: Early History of the Christian Church. L., 1910; pyc. пер.: Дюшен Л. История древней Церкви/Пер. с франц. Под ред. Н.В. Попова и А.П. Орлова. Т. 1. M., 1912. 129       Les Sources du martyrologe hyéronimien//Mélanges d’archéologie et d’histoire. 1885. Vol. 5; Fastes épiscopaux de l’ancienne Gaule. 3 vols. P., 1907–1915; Les Premiers temps de l’État pontifical (754–1073). P., 1898 (repr.: 1911); L’église au VIe siècle. P., 1925. 130       Pitra J.B. Histoire de Saint Léger, évêque d’Autun et martyr, et de l’église des Francs au VIIe siècle. P., 1846; Idem. La Hollande catholique. P., 1850.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

45 . [Неизв. автор X в.] Народное житие Ивана Рильского//Родник златоструйный. Памятники болг. литературы IX-XVIII вв. М. 1990. 322–330. 46 . Попруженко М. Синодик царя Борила. Одесса 1899. XV, 82, 175. же: София 1928. (Български старини. 8). 47 . Попруженко М. Из истории религиозного движения в Болгарии в XIV в.//Slavia 1928. 7(3). 536–548. 48 . Прохоров Г. М. Из литературного наследия митрополита Киприана//Славянские литературы: X международный съезд славистов. София, сентябрь 1988 г. Доклады советской делегации. М. 1988. 66–81. 49 . Прохоров Г. М. Киприан (ок. 1330–16.1Х.1406) – митрополит киевский и всея Руси, писатель, редактор, переводчик, книгописец//ТОДРЛ 1985. 39. 53–71. 50 . Радченко К. Религиозное и литературное движение в Болгарии в эпоху перед турецким завоеванием. Киев 1896. 344, VII. 51 . Радченко К. Отчет магистранта К. Ф. Радченко о занятиях рукописями в библиотеках... Москвы и С.-Петербурга//Университетские известия. Киев 1898. 4. 1–68. 52 . Радченко К. К истории философско-религиозного движения в Византии и Болгарии XIV в.//Науч.-лит. сб. Галицко-русской матицы. Львов 1902. 2(1–7). 7. 53 . Робинсон А. Н. Историография славянского Возрождения и Паисий Хиландарский. Вопросы литературно-исторической типологии. М. 1963. 143. 54 . Русев П. Место и роль Тырновской Евфимиевской школы в культурном общении на Балканах и в Восточной Европе в средние века//Славянские культуры и Балканы. София 1978. 1. 348–361. 55 . Русев П. Литературное наследие Григория Цамблака//ЕВ 1980. 2. 124–137. 56 . Снегаров Ив. К истории культурных связей между Болгарией и Россией в конце XIV-haчaлe XV вв.//Международные связи России. М. 1961. 200–269. 57 . Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV-XV веках: Речь. СПб. 1894. 30. 58 . Соколов П. Киевский Митрополит Григорий Цамблак//БВ 1895. 7. 52–72; 8. 157–199. 59 . Сырку П. Новый взгляд на жизнь и деятельность Григория Цамблака//ЖМНП 1888. 236. 106–153. 60 . Сырку П. К вопросу об исправлении книг в Болгарии в XIV в. По поводу одного малоизвестного литургично-литературного труда последнего Болгарско-Терновского патриарха Евфимия//ЖМНП 1888. 245. 303–348; 247. 29–57.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В Афинах имеются также другие собрания источников, представляющих интерес с точки зрения истории Церкви (Ethnike Bibliotheke tes Hellados. Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliotheque nationale d’Athenes/Par Halkin F. Brux., 1983 (Series Subsidia hagiographica. 66); ( Πλλας Δ . Ι . Κατλογος τν χειρογρφων το Βυζαντινο Μουσεου θηνν 1/Berichte der Christlich–Archaologischen Gesellschaft zu Athen: Byzantinisch-Neugriechische Jahrbiicher. Афины, 1934; idem. Κατλογος τν χειρογρφων το Βυζαντινο Μουσεου θηνν 2/Berichte der Christlich–Archaologischen Gesellschaft zu Athen. Афины, 1935; idem. τν χειρογρφων το Βυζαντινο Μουσεου θηνν 3. Афины, 1955; Σακκελου ., Σακκελου . Κατλογος τν χειρογρφων τς θνικς Βιβλιοθκς τς λλδος. Афины, 1892; Catalogue of the illuminated Byzantine manuscripts of the National Library of Greece/Academy of Athens. Athens, 1978–; Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliotheque nationale dAthenes/Par F. Halkin. Bruxelles, 1983; Κρμος Σ. Κατλογος τν χειρογρφων τς θνικς κα τς το Πανεπιστημου Βιβλιοθκης Ι. θναι, 1876; Λμπρος Σ. Κατλογος τν κωδκων τν ν θναις βιβλιοθηκν πλν τς θνικς Α, Κδικες τς βιβλιοθηκης Βουλς/Νος λληνομνμων. 1907. 4; idem. Κατλογος τν κωδκων τν ν θναοι βιβλιοθηκν πλν τς θνικς Γ, Κδικες τς βιβλιοθηκης λεξου Κολυβ/NE. 1916. 3; idem. θναις βιβλιογρφοι κα κττορες κωδκων κατ τος μσους ανας κα π τουρκοκρατας. θναι, 1902; idem. Κατλογος τν ν τ κατ τν νδρον μον τς γας κωδκων/πετηρς το Παρνασσο. 1898. 2. Marava–Chatzinicolaou A., Toufexi–Paschou Ch. Catalogue of the Illuminated Byzantine Manuscripts of the National Library of Greece. I. Athens, 1978; Μαραβ–Χατζινικολου ., Τουφξη–Πσχου X. Κατλογος Μικρογραφικν Βυζαντινν Χειρογρφων τς θνικς Βιβλιοθηκης τς λλδος. II. θναι, 1985; Πλλας Δ.Ι. Κατλογος χειρογρφων το Βυζαντινο Μουσεου θηνν ΙΙΙ. θναι, 1955; Στθης Г.Т. Τ χειρογρφα Βυζαντινς μουσικς. γιον ρος. Κατλογος περιγραφικς τν χειρογρφων Κδικων Βυζαντινς μουσικς τν ποκειμνων ν τας βιβλιοθκαις τν ερν μονν κα σκητν του... θναι, 1975–1976; Πολτς Λ. Κατλογος χειρογρφων τς θνικς Βιβλιοθκης τς λλδος ρ. 1825–2500. θναι, 1991).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1960. Т. 6. С. 157). Оригинальные песнопения М. М. Из представленных в Новом Иадгари приблизительно 200 песнопений М. М. принадлежат 4, при этом он автор не только текстов, но и мелодий к ним. Это 2 пасхальных песнопения (3-го и 7-го гласов), крещенское (1-го гласа) и песнопение (8-го гласа), приходящееся на 22 янв., день, посвященный памяти св. отцов ( Джгамаия. 1972. С. 20). Из них к 3 песнопениям прилагается криптографическая надпись: «Тропари, созданные Микаелом» (в 1898 расшифровал прот. исп. Полиевкт Карбелашвили). Вдоль 4-го песнопения на полях написано: «Микаел», песнопение также содержит акростих. Помимо указанных, Ингороква приписал М. М. осмогласные пасхальные песнопения и часть Иадгари, песнопения к-рого имеют приписку: «Грузинские». Соответственно из 13 песнопений пасхального цикла он считает М. М. автором 7, что последующими исследованиями подтверждено не было (Там же. С. 20-21). Несмотря на то что авторство М. М. в отношении ряда песнопений поставлено под сомнение, точно принадлежащие ему гимны свидетельствуют о высоком уровне богословского образования и о таланте М. М. Гимнографическое наследие М. М. отличается глубиной богословского и образного мышления. Каждое песнопение пронизано лиризмом, возвышенным пафосом. О художественном уровне песнопений М. М. кратко высказался Кекелидзе, отметив, что его гимнографическое наследие представляет собой сочинения высокого поэтического взлета и стоит в одном ряду с сочинениями др. гимнографов Х в. ( Кекелидзе. 1960. Т. 6. С. 176-177). Оригинальные песнопения М. М. написаны ямбом. М. М. так характеризовал стихотворный размер: в каждой строке 60 слогов, 5 раз по 12. Соч.: Микаел Модрекили//Чвени саундже (Наше сокровище). Тб., 1960. Т. 1. С. 473-474 (на груз. яз.); Ирмосы и богородичны: 2 древние редакции груз. Ирмология (по рукописям X-XI вв.)/Сост., исслед.: Е. Метревели. Тб., 1971 (на груз. яз.); Гимны Микаела Модрекили, X в./Сост.: В. Гвахариа, Ш. Амиранашвили. Тб., 1978. Т. 1-3 (на груз. яз.); Песнопения Микаела Модрекили//Памятники древнегруз.

http://pravenc.ru/text/2563174.html

Oeuvres de Synésius évêque de Ptolémaïs, dans la Cyrénaïque au commencement du V e siècle traduites entièrement, pour la première fois, en français et précédées d " une étude biographique et littéraire par Henri Druon. Paris, 1878. W.Lang. Das Traumbuch des Synesius von Kyrene. Ubersetzung und Analyse der philosophischen Grundlagen. Tübingen, 1926. Synésius. Discours sur la royauté. Traduction nouvelle avec introduction, note et commentaire par C.Lacombrade. Paris, 1951. K.Treu. Synesios von Kyrene. Ein Kommentar zu seinem " Dion " . Berlin, 1958. Synesios von Kyrene. Dion Chrysostomos oder Vom Leben nach seinem Vorbild, griechisch und deutsch, von K.Treu. Berlin, 1959. Synesius. The letters. Translation with introduction by A.Fitzgerald. Oxford, 1926. Synesius. Essays and Hymns. Translation by A.Fitzgerald. Oxford – London, 1930, I – II. Der erste Hymnus des Synesios von Kyrene. Mit einem Komm. von M.M.Hawkins. München, 1939. Diss. Synesius. Hymnes. Traduction et notes de M.Meunier. Paris, 1947. Sinesio di Cirene. De Providentia. Studio critico e traduzione a cura di S.Nicolosi. Padova, 1959. Sinesio di Cirene. Inni. Edizione, prefazione, traduzione e note a cura di A.Dell " Era. Roma, 1968 (большой указатель на с. 187 – 231). Tutte le opere di Sinesio di Cirene a cura di A.Casini. Milano, 1970. Sinésios di Cyrène. Hymnes. Texte établi et traduit par Chr.Lacombrade. Paris, 1978, t. 1. Литература А.Остроумов. Синезий, епископ Птолемаидский. М., 1879. R.Volkmann. Synesios von Cyrene. Berlin, 1869 (здесь на с. V указана более старая литература). E.Gaiser. Des Synesios von Kyrene ägyptische Erzählungen oder Uber die Vorsehung. Wolfenbütt., 1886. Diss. C.Schmidt. Synesii philosophumena eclectica. Halis Saxon., 1889. Diss. W.Fritz. Die Briefe des Bischofs Synesios von Kyrene. Leipzig, 1898. W.S.Crawford. Synesius the Hellen. London, 1901. U.von Wilamowitz-Moellendorff. Die Hymnen des Proklos und Synesios. – Sitzungsberichte der Berlinische Akademie der Wissenschaften, 1907, S. 272 – 295 (перепечатано: Kleine Schriften. Berlin, 1971 2 , II, S. 168 – 184; здесь на с. 183 – 184 содержится прозаический перевод IX гимна).

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010