Его значение в истории греческого языка и его словесности» на степень доктора богословия. Совет МДА на основании отзывов профессора Г.А. Воскресенского и доцента В.Н. Мышцына признал И.Н. Корсунского достойным степени доктора богословия. Указом Св. Синода от 28.05.1898 г. за 2671 И.Н. Корсунский был утвержден в степени доктора богословия (см.: Корсунский И.Н. Перевод LXX. Его значение в истории греческого языка и его словесности. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1897; Отзывы о докторской диссертации/Журналы Совета МДА за 1897 г. Сергиев Посад, 1898. С. 445–473; Указ Св. Синода об утверждении в степени/Журналы... МДА за 1898 г. 1899. С. 198–199). С. 1898 г. И.Н. Корсунский – ординарный профессор МДА. Скончался от чахотки, похоронен на академическом кладбище. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1811. Личное дело студента МДА; Там же. Д. 5099. Личное дело преподавателя МДА; ОР РГБ. Ф. 172. Д. 153.2–153.20. Часть личного архива в составе архива МДА; Памяти профессора Ивана Николаевича Корсунского . Сергиев Посад, 1900. 848 Воскресенский Григорий Александрович (1849–1918), профессор МДА по кафедре русского и церковнославянского языков с палеографией и историей русской литературы (1883), доктор богословия (1896), автор трудов по славянской филологии, древнеславянской и русской новозаветной библеистике, очерков по церковной жизни балканских славян. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1871), слушал лекции на филологическом факультете ИСПбУ (1871 –1873), затем находился в научной командировке в университетах Праги, Белграда, Вены, Загреба (1873–1875). Приват-доцент МДА по кафедре русского языка и славянских наречий (1875–1879). Магистр богословия (1879). Доцент МДА (1879–1883), экстраординарный профессор (1883–1896); член-корреспондент ИСПбАН (1894); участвовал в работе комиссии по научному изданию славянской Библии . Ординарный профессор МДА (1896–1902), член Правления (1897–1902), заслуженный ординарный профессор (1901). 20.01.1902 г. вышел в отставку, но продолжал читать лекции до конца 1904/05 учебного года.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

П. А. В. Клинообразные надписи в отношении к Библейской ветхозаветной истории//Православный собеседник, 1873, т. III. – С. 10–33. П. А. П. Египетская большая пирамида и ее значение, в особенности по вопросу о древности и первобытном состоянии человека//Вера и разум, 1885, П. З. Объяснение псалма 15//Православный собеседник, 1866, т. I. – С. 3–13. П. [Рец. на:] Вигуру. Руководство к чтению и изучению Библии. Том 1. Общее введение. Пятикнижие. С иллюстрациями по памятникам. Перевод с последнего (3-го) французского издания. Перевод В. Воронцова. М., 1897//Странник, 1898, II. П. [Рец. на:] Пособие к доброму чтению святой Библии. Изд. 2-е; исправленное и дополненное. СПб., 1898//Странник, 1898, I. П. [Рец. на:] Смирнов А. , свящ. Книги Юбилеев или малое Бытие. Казань, 1895//Странник, 1895, III. П. Основная идея книги Екклесиаст//Вера и разум, 1912, П.Ф.Н. Ассиро-вавилонские памятники и Ветхий Завет//Вера и разум, 1905, 12, 18–19, 23–24. Павел (Доброхотов), архим. [??] О путях Промысла в сохранении Моисея от смерти и воспитании его при дворе фараона/П.Д-в//Вятские ЕВ. Отд. дух.-литер. 1864. 20. С. 600–610. Павел (Доброхотов), архим. [??] О сынах пророческих/П.Д-в//Вятские ЕВ. 1864. Отд. дух.-литер. 19. С. 558–593. Пальмов М.С. Научные мнения о происхождении идолопоклонства у древних евреев//Христианское чтение, 1897, II, – С. 131. Пейнер Ф. Библейская критика в Голландии//Христианское чтение, 1913, III, ноябрь. Переверзев. Отношение Ветхого Завета к браку и девству//Христианское чтение, 1903, III, – С. 587–589. Перов И. Ответ Господа Иисуса Христа искушавшему Его законнику и притча Господа о милосердном самарянине. ( Лк. 10:25–37 ) //Вера и разум, 1902, Перов И. Ответ Господа нашего Иисуса Христа на вопрос саддукеев о воскресении мертвых//Вера и разум, 1895, т. I, ч. II. – С. 1–20. Перов И. Ответ Господа нашего Иисуса Христа на вопрос фарисеев о большей заповеди в законе и взаимный вопрос Его о достоинстве Мессии ( Мф. 22:34–46 , Мк. 11:28–34 , Лк. 20:40–47 ) //Вера и разум, 1897,

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

1059 См. выше: 830-е примеч., 10, 12. Ср., между прочим, в „Вестнике права“статью Чижа: „Достоевский, как криминолог» (но, впрочем. она вышла в „январ. кн.“ уже текущего – 1901 года, и потому говорить о ней в своем очерке мы собственно права не имеем)… 1060 Впрочем, чит. в „Отечественных Запискахъ“ за 1872 г. Михайловского: „Что такое счастье?“ Неплюева в Вопрос, филос..., кн. XXXII: „Христианская гармония духа (этико-психологический этюд)“; А. Смирнова в „Отечеств. Записках“ (1870 г.) „Современный учения о нравственности и её история“ (чит. выше: текст к 826–827 примечан.) (о статье „Отеч. Запис.“ чит. у Кареева: op. cit., стр. 171–172); Н. Я. Грота „Нравственные идеалы нашего времени (Фр. Нитцше и Л. Толстой)“ в Вопрос, филос..., кн. XVI (статья довольно слабая, обнаруживающая недостаточное знакомство автора с предметами, в ней обсуждаемыми)… 1062 Самара, 1897 г.: „Очерки православно-христианского нравоучения. Курс VIII-ro класса гимназии“. 1063 Юрьев, 1896 г.: „Нравственное православное Богословие (курс гимназический)“. „Составлено применительно к новой программе для VIII кл. мужских гимназий“. 1064 Елисаветград, 1897 г.: „Существенные черты православного нравоучения. Опыт курса VIII кл. гимназий“. 1065 Спб. 1898 г: „Существенные черты христианского нравоучения. Дополнительные к катихизису уроки по программе VIII кл. гимназий“. 1066 Наши отзывы: о книге о. Темномерова см. в Хр. Чт.: 1897 г., октябрь, – о книге о. Бобровницкого – ibid., май. Сказанное о них до известной степени приложимо и к другим (т. е., поскольку иметь в виду общую постановку дела) учебникам (впрочем, мы исключаем в значительной степени книгу г. Покровского и особенно – дельный учебник о. И. А. Смирнова ). Кроме того, ср. еще, между прочим,о. А. Иванова „Существенные черты православного нравоучения. Курс VIII класса гимназий“. Тула, 1897 г. 1068 Стали появляться учебники и для „женских гимназий“, напр., о. Тихфинского („Основные начала религии и нравственности, в связи с учением о них православной христианской церкви“­=для „VIII кл.“ „гимназий М. Н. Пр.“ Составл. по „программе Закона Божия, утвержденной Св. Синодом 2 окт. 1898 г.“)..., но о нем говорить не будем, потому что он вышел уже в 1901 году (ср. о нем „Ц. Вестн.“ 1901 г., 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Преимущественное значение ассиро-вавилонских влияний на послепленное иудейство – вообще и в нашем частном вопросе – защищает особенно Prof. Hermann Gunkel, Schöpfung und Chaos in Urzeit und Endzeit Eine religionsgeschichtliche Untersuchung über Gen 1 und Ap Joh 12. Mit Beiträgen von Prof. Heinrich Zimmern . Göttingen 1895. S. VI. VII. 3 ff. 5 ff. 29 ff. 110 ff. 114 ff. 120 ff. 132 ff.146. 148. 296–297. 300. 379 См. еще A. Fr. Gfrörer, Das Jahrhundert des Heils I, S. 131. 207. S. Sch. Simchowitz, Der Positivismus im Mosaismus, Wien 1880, S. 15 Anm. (о сатанологии). Vocabulaire de l’angélologie d’après les manuscrits hebreux de la Bibliothèque Nationale par Bibliothecaire Moïse Schwab. Extrait des Mémoires présentés par divers savants à l’Académie des inscriptions et belles-lettres: 1-re série, tome X, 2-e partie Paris 1897. P. 5. Prof. T. Witton Davies, Magic, Divination, and Demonology among the Hebrews and their Neighbours. Including an Examination of Biblical References and of the Biblical Terms. London 1898. P. 114–119. Rev. Prof. Owen C. Whitehouse, Art. «Demon, Devil» в «А Dictionary of the Bible» dealing with its Language, Literature, and Contents including the Theology, edited ву James Hastings . Vol. I, Edinburgh. 1898. P. 590 sequ. В подтверждение приведенной мысли указывают еще на иудейскую «магию» (– где больше языческого влияния на иудейство, чем наоборот: см. у Prof. Dr. Ludwig Blau, Das altjüdische Zauberwesen, Budapest 1898, S. VI –), которая имеет халдейское, а не персидское происхождение (Aberglaube und Zauberei von den ältesten Zeiten an bis in die Gegenwart von Dr. Alfred Lehmann, Deutsche autorisierte Ausgabe von Dr. Petersen . Stuttgart 1898. S. 41. 57. Русский перевод под редакцией В. Н. Линда : Иллюстрированная история суеверий и волшебства от древности до наших дней, Москва 1899, стрн. 51. 71) и иногда связывалась с предположением о пребывании демонов при гробах (Dr. J. Hamburger, Real-Encyclopädie des Judentums II, S. 287; cp. G. Ad. Leissmann, Bibeistudien, Marburg 1896, S. 35). Prof. Wolf W. Baudisein, находя (см. Art. «Feldgeister, Feldteufel» в «Realencyklopädie für protestantische Theologie und Kirche» von Prof. A. Hauck , Bd. VI 3 , Lpzg 1899) не мало вавилонских отражений особенно в демонологии (S. 5. 6, 2 – 3 . 7, 1 – 2 . 10 –11 . 10, 20 . 17, 51 ff.), допускает еще, что интеллектуально-религиозное соприкосновение евреев с халдейством было и раньше плена (S. 4, 40 ff.),

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Само обстоятельство появления «Откровения» и судьбы славянского мира, в той или иной мере выразившиеся в этом памятнике, заставляли В. М. Истрина видеть в нем не просто , а «сквозь века», обращенное к потомкам. Вот как он пишет об этом в заключительных строках своего исследования: «Немногие из произведений византийско-славянской литературы имеют такую длинную историю, как наше Откровение Мефодия, и в настоящее время нельзя еще утверждать, что история эта уже окончена. Для византийца она не окончится до тех пор, пока чужое господство будет тяготеть над ним. И в настоящее время греки еще верят в сказание, что патриарх Сергий со всем клиром скрыт в храме св. Софии и во время освобождения явится вновь вживе, и теперь еще рассказывают легенду о покоящемся царе Константине. Откровение Мефодия приходит в этом случае на помощь народной фантазии. – На западе история Откровения, конечно, кончилась, но оно оставило глубокий след в искусственной поэзии и в народном веровании, отзвуки которого дошли до самых последних времен. – У нас на Руси, покуда будет существовать идея об антихристе, будет привлекать к себе и Откровение Мефодия наряду с такими произведениями, как житие Андрея Юродивого, слово Ипполита и т. п. Идея же об антихристе очень живуча в русском народе. Если в самое последнее время в народном представлении антихрист воплощался в образе тех или других лиц, то это указывает на то, что чрез некоторое время он воплотится опять в кого-либо. Нельзя поэтому будет удивляться, если случайно найдутся тетрадки новейшего времени, заключающие в себе наше произведение». В 1890-е гг. В. М. Истрин публикует несколько исследований очень важных памятников древнерусской письменности, раскрывающих генеалогию текста, время его создания и характер заимствований. Среди них «Сказание об Индейском царстве» (1895), «Замечания о составе Толковой Палеи» (1897, 1898). Его продолжают интересовать русская хронография и древнегреческие церковные канонические и апокрифические сказания: «Хронограф Ипатского списка летописи под 1114 годом», «Новый сборник ветхозаветных апокрифов» (1898), «Греческие списки завещания Соломона» (1898), «Хронографы в русской литературе» (1898), «Новые издания греческих апокрифов (1899), «К вопросу о славяно-русских редакциях Первоевангелия Иакова» (1900) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Istrin...

Η. Глубоковского – Василий. 127 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища за 75 лет его существования (1822–1897)//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 330. Здесь же приводится список воспитанников, получивших впоследствии высшее образование (Там же. С. 330–332). Училище было закрыто в 1918 г. Историческая записка о Никольском училище составлена его преподавателем Я. Д. Доброумовым по поручению правления в связи с юбилеем училища, который торжественно отмечался 16–17 декабря 1897 г. «История училища» печаталась в 1898–1899 гг. в «Вологодских ЕВ» и затем была издана отдельно (Вологда, 1900). В рецензии на книгу (ЦВ. 1900. 27, 6 июня. Стб. 863–867) Глубоковский привел ряд сведений о своем пребывании в училище. 128 ЦГИА СПб. Ф. 2162. 11. Л. 13–13 об. Письмо Глубоковского смотрителю Никольского училища А. Г. Ермолаеву от 12 нояб. 1916 г. 132 Доброумов Я. Д. История Никольского духовного училища...//Вологодские ЕВ. 1898. 13, 1 июля. С. 322. 137 Воспоминания Никифора Александровича Ильинского «Из далекого прошлого». Л. 31. (Частное собрание). «Хотя ревизора и ждали, но он приехал в Никольск раньше ожидаемого времени. Вследствие такой неожиданности все, начиная со смотрителя, немало растерялись. Д. Ф-ч [Попов], помощник смотрителя, в один вечер обошел все квартиры и делал ученикам наставления, как себя держать в классе и на квартирах, если ревизору угодно будет посетить ученические квартиры» (Там же). 138 [Григоревский М. X.] Отчет о ревизии духовно-учебных заведений Вологодской епархии. [СПб.,] 1875. С. 33. В самом большом по численности Вологодском духовном училище тогда же обучалось 316 воспитанников, в Тотемском – 99, Великоустюжском – 157, в самом «малолюдном», Вельском – 68 (Там же. С. 1, 11, 18, 26). 139 Там же. С. 39. Подробно о здании училища и внутренних помещениях рассказывает в своей «Истории...» Я. Д. Доброумов (Вологодские ЕВ. 1899. 15, 1 авг. С. 377–386). В 1882–1888 гг. для училища было выстроено двухэтажное каменное здание на ул. Миллионной (ныне ул.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

От учителя Мещовского дух. училища Ив. Евф. Малинина —49— Приложение к отчету I. Состояние сумм «Амфитеатровского» капитала (на образование стипендии имени профес. Е. В. Амфитеатрова ) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами 2.600 р. Наличными деньгами, по книжке Сберегательной кассы Государственного банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами: аа) по книжке Сберег. кассы Госуд. банка бб) серией Госуд. казначейства Наличными деньгами: аа) от священника Московской Воскресенской, в Барашах, церкви, В.И.. Постникова 5 р. бб) от промена купонов и от вышедшей в тираж 100 рублевой Облигации Моск. Гор. Кред. Общества 170 р. 91 к., 3. К 1899 году, за вычетом означенной облигации состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы (с текущими процентами) 45 р. 88 к. бб) по кассе Совета Братства 10 р. 70 к., —50— II . Состояние сумм капитала имени В.Д. Кудрявцева (на образование стипендии его имени) 1. Оставалось от 1897 года: Процентными бумагами Наличными деньгами по книжке Сберегат. кассы Государ. банка и в кассе Совета Братства 2. Поступило в 1898 году: Процентными бумагами по книжке Сберег. кассы Госуд. банка Наличными деньгами: аа) по кунонам 39 р. 41 к. бб) от продажи сочннений В.Д. Кудрявцева 1.308 р. 29 к. 3. За обращением наличных денег в процентные бумаги по книжке Сберегат. кассы и за вычетом израсходованных по конверсии двух 100 рублевых 4½ % закл. листов Госуд. Двор. Зем. банка в 3½ %, 4 р. 28 к. В остатке к 1899 году состоит: Процентными бумагами по кассе и книжке Сберег. кассы Наличными деньгами: аа) по книжке Сбер. кассы Гос. банка (с % за 1898 г.) 67 р. 26 к. бб) по кассе Совета Братства 487 р. 13 к. 1903 Так как φς среднего рода, то причастие ρχμενον можно согласовать не с ближайшим νθρωπον, как все древние переводы и писатели, но с дальнейшим φς, как Феодор Мопс и нек. нов. 1914 Насколько нам известно, попытки решить вопрос об авторе опровержения до сих пор не было. Только проф. А.П. Лебедев (Из истории всел. соборов Москва 1876 г., стр. 298 прим.) сделал догадку в форме нетвердого предположения: «не Епифаний ли, диакон Сицилийский который позднее обращается к собору с похвальною речью».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Антония (Храповицкого) их число было увеличено, в т. ч. за счет монашествующих студентов, к-рым покровительствовал ректор (в 1897/98 уч. г. было оставлено 6 профессорских стипендиатов, в 1898/99 уч. г.- 4, в 1900/01 уч. г.- 5). Всего профессорскими стипендиатами с 1884/85 по 1917/18 уч. г. были 90 чел. В 1883 г. в КазДА насчитывалось 178 студентов, 154 из к-рых пользовались казенными стипендиями. Решение Синода 1887 г. об уменьшении числа казенных стипендий и о назначении прежнего количества, положенного по штату 1869 г., т. е. для С.-Петербургской, Московской и Киевской Духовных Академий по 120, а для КазДА 100 стипендий, привело к улучшению числа поступавших. Сокращение числа стипендий объяснялось тем, что из выпускников академий на места священнослужителей или по ведомству правосл. исповедания распределялось не более 1/3 общего числа окончивших курс. «При таком положении дела,- говорилось в указе,- количество обучающихся в духовных академиях воспитанников оказывается в значительной мере превышающим действительную потребность в них» (Отчет о состоянии КазДА за 1887/88 уч. г. 1888. С. 15). В результате в 1891/92 уч. г. в академии обучалось всего 128 чел., из к-рых 92 студента пользовались казенными стипендиями. Однако уже со следующего года численность студентов возросла, прежде всего за счет увеличения численности своекоштных студентов. Если в 1891/92 уч. г. проживавших за собственный счет было только 29 чел., то в 1894/95 уч. г.- уже 88. Причиной этому было расширение жилых академических зданий к кон. 1889 г. Еще больше увеличилось число поступивших в академию с 1895 г. в связи с назначением ректором архим. Антония (Храповицкого): в 1894/95 уч. г. на 4 курсах КазДА обучалось 207 студентов, к нач. 1897/98 уч. г.- 282. При еп. Антонии резко возросло число защит докт. диссертаций и магист. коллоквиумов. За 1895-1900 гг. было присуждено 10 докторских степеней (в 1898/99 уч. г.- 6) и 29 магистерских (в 1898/99 уч. г.- 10). При ректоре еп. Алексии (Молчанове) снизилось число поступивших: в 1900/01 уч. г.- 48 чел., в 1901/02 уч. г.- 54, в 1902/03 уч. г.- 38, в 1903/04 уч. г.- 37 чел. Общая численность студентов в академии уменьшилась в 1904/05 уч. г. до 169 чел. Однако с 1904/05 уч. г. число поступивших вновь было 48-52 чел. в год. В июле 1906 г. в русле либерализации учебного процесса по Временным правилам 1905 г. Синод разрешил допускать на общих основаниях к приемным испытаниям семейных священнослужителей (чего прежде в истории духовных школ не было), окончивших семинарии по 1-му разряду и имевших положительный отзыв от епархиального начальства. Белому духовенству разрешалось проживание с семьей в городе на квартире, а не имевшим семейств - в академических общежитиях. Уже в 1906 г. в числе принятых в КазДА на 1-й курс было 10 священников и диакон, в 1907 г.- 10 священнослужителей, в 1908 г.- 13, в 1912 г.- 20, в 1915 г.- 36 священнослужителей.

http://pravenc.ru/text/1319800.html

II. Занятия Правления Академии Занятия Правления, согласно требованию академического устава, состояли в приеме, хранении и расходовании сумм, поступавших на содержание Академии, в своевременном и сообразном с действительными потребностями заготовлении и употреблении различных материалов и припасов по содержанию студентов и академических зданий, при чем главные из них приобретаемы были с торгов, а остальные хозяйственным способом, – вообще в управлении хозяйственною частью по Академии; в наблюдении за порядком и чистотой в академических зданиях и содер- —25— жанием их в исправности. Кроме того, предметом занятий Правления были и некоторые другие дела по административной, учебной и воспитательной частям. Главными источниками доходов, поступавших на содержание Академии, в отчетном году, как и прежде, служили; а) суммы, ассигнованные по штату и смете из духовно-учебного капитала и Государственного Казначейства; б) проценты с принадлежащих Академии капиталов; в) сумма, ежегодно поступающая от Московской кафедры на жалование одному сверхштатному преподавателю и содержание шести неполных стипендиатов кафедры из студентов Академии; г) поступления от Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевы Лавры на содержание 16 полных стипендиатов Лавры из студентов Академии и д) взносы своекоштных студентов. Ассигнуемая по штату сумма увеличилась с отчетного года на 350 рублей вследствие назначения, по определению Святейшего Синода от 23 апреля / 4 февраля 1898 года за 292, квартирного пособия помощнику библиотекаря Академии. Принадлежащие Академии капиталы, заключавшиеся к началу отчетного года в сумме 284440 р. (по номинальной стоимости процентных бумаг), получили в течение года следующее приращение; 1) На проценты с капиталов: а) поступившего по завещанию покойного Высокопреосвященного Макария, Архиепископа Донского и Новочеркасского, на учреждение при Академии стипендии его имени (за 1897-й год), б) завещанного с таковым же назначением покойным потомственным почетным гражданином В. И. Феолого (за 2-ю половину 1897 года) и в) пожертвованного покойною А.Ф. Аксаковою на учреждение при Академии стипендии имени И. С. Аксакова (за 2-ю половину 1896-го и 1897-й год) приобретены Правлением Академии два 4½ % закладных листа Государственного Дворянского Земельного Банка,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не смотря, однако ж, на то, что сербская депутация была на этот раз милостиво принята и благосклонно выслушана императором Францем-Иосифом, 1659 министерство Каллая продолжало и после сего преследовать православное население Боснии и Герцеговины. «Из Вены нет нам никакой помощи – пишет сараевский корреспондент в сербскую газету «Браник», – наоборот, с тех пор как мы посылали туда депутацию, нам с каждым днем живется все хуже и хуже». Задумывали было босняки и герцеговинцы составить еще новый меморандум, чтобы совместно с сербами-мусульманами представить его державам, подписавшим берлинский договор, но главному вождю Ефтановичу заблаговременно было внушено австрийской полицией, что он будет считаться единственно ответственным за эту новую, по счету третью, депутацию. Так и доселе австрийское правительство деятельно преследует тех, которые ходили в Вену искать управы на Каллая… Положение православного населения Боснии и Герцеговины в прошедшем году, как и в предшествующие годы, было в высшей степени тяжелое. Достаточно сказать, что —198— по сообщению «Босанско-Херцеговачкаго Гласника» от невыносимого гнета оккупаторов из обеих провинций эмигрировало более 90 тыс. сербов, что составляет десятую часть всего населения края. 1660 В дополнение к вышесказанному отметим некоторые отдельные случаи самоуправства и насилия, имевшие место в 1897 году. В апреле 1897 года австрийское правительство упразднило сербскую церковно-школьную общину в Ливне и опечатало в школе библиотеку с учебными пособиями. В Белине тогда же подвергли строжайшему запрещению пасхальные визиты под предлогом устранения опасных скопищ подозрительных личностей. В Белинском округе в мае 1897 г. удалены со своих мест все православные учителя и учительницы, и на их места назначены католики. В Мостаре В. Шпола оштрафован в мае на 300 гульд. за то, что произнес по одном скончавшемся священнике-патриоте надгробную речь, без предварительного представления оной в цензуру. В Предоре подвергнуты штрафу позволившие себе петь сербские народные гимны. В Дольней Тузле в июле были приговорены военным судом к смертной казни 16 православных сербов Боснии; четырнадцать из них были расстреляны, а двое повешены. Причина такого решения военного суда и вина приговоренных к смертной казни неизвестны. Австрийское правительство держит всё это в строгой тайне. «Кто же разъяснит нам, наконец, восклицает сербская газета «Odjek», за что гибнут в последнее время сербские души: там под арнаутскими пулями, здесь на австрийских виселицах?» 1661 Стоит отметить, в виде курьеза, что наместник Каллай запрещает в Боснии и Герцеговине им же самим написанную «Историю сербов», потому что в ней прямо сказано, что в Боснии и Герцеговине живёт чисто сербский народ, по религии разделяющийся на православных, католиков и магометан, но говорящий на одном сербском языке. Теперь же запрещает сербам называться своим собственным именем и вместо сербского языка выдумывает боснийский (bosnische Sprache). 1662

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010