Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. Г. Екмалян. Фотография. 90-е гг. XIX в. [арм. ] Макар Григорьевич (21.01.1856, Вагаршапат - 6.03.1905, Тифлис, ныне Тбилиси), армянский композитор, хормейстер, педагог. Окончил С.-Петербургскую консерваторию (1888). В 1874-1877 гг. преподавал в ДС Геворкяна в Вагаршапате, в 1891-1902 гг.- в гимназии Нерсесяна в Тифлисе, в 1893-1894 гг.- в муз. уч-ще там же (был его ректором). В 1877-1891 гг.- регент арм. ц. св. Екатерины в С.-Петербурге. С 1891 г. жил в Тифлисе. Учениками Е. были композиторы архим. Комитас (Согомонян) , А. Манукян, А. Тигранян, певец Т. Налбандян. Наиболее значительное произведение Е. «Патараг» (Литургия) для смешанного хора a cappella (Песнопения св. литургии в обработке для хора. Лпц., 1896 (на арм. яз.)). Среди соч. Е.: кантата «Странствие розы», хоры, сольные и хоровые обработки арм. народных песен и др. (Хоры и романсы/Сост.: Ш. Тальян, М. Мурадян, Р. Атаян. Ереван, 1970 (на арм. яз.)). Е. во многом способствовал формированию арм. национального полифонического стиля, стал основоположником жанров романса и оратории-кантаты в арм. музыке. В 70-х гг. XIX в. по благословению католикоса Геворга IV вместе с Н. Ташчяном принял участие в записи и подготовке к изданию в Вагаршапате основных певч. книг Армянской Апостольской Церкви: (Литургия. 1874, 1878), (Часослов. 1877) и (Гимнарий. 1875) в безлинейной армянской нотописи . Лит.: Макар Екмалян: Кр. библиогр./Сост.: Н. Теймуразян. Ереван, 1959 (на арм. яз.); Худабашян К. Э. Армянская музыка на пути от монодии к многолосию. Ереван, 1977. С. 144-206; Komitas [Sogomonian] Vardapet. On the Music of the Divine Liturgy by M. Ekmalian/Éd. T. Manoogian. N. Y., 1981; Тагмизян Н. К. Макар Екмалян: Жизнь и творчество. Ереван, 1981 (на арм. яз.); Макар Екмалян: Док-ты, письма, восп., статьи/Сост.: А. Татевосян. Ереван, 2006 (на арм. яз.). А. С. Аревшатян Рубрики: Ключевые слова: КОМИТАС (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869 - 22.10.1935), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель ЛИМОНДЖЯН Лимонджян Амбарцум (1768 - 1839), арм. композитор, музыкант-теоретик, педагог, создатель безлинейной армянской нотописи МУЗЫЧЕСКУ [Музыченко] Гавриил Вакулович (1847-1903), молдав. и румын. композитор укр. происхождения, хормейстер, музыковед, педагог, музыкально-общественный деятель АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог

http://pravenc.ru/text/189653.html

Сергия в редакции прп. Епифания (ни в одной др. редакции помянника рода прп. Сергия Радонежского имя М. не встречается ( Кузьмин А. В. На пути в Москву: Очерки генеалогии военно-служилой знати Сев.-Вост. Руси в XIII - сер. XV в. М., 2014. Т. 1. С. 214-219)). Поминание 1-го духовного наставника троицкого игумена носило исключительно местный характер. По-видимому, напрямую оно не было связано с Троице-Сергиевым мон-рем. В пользу этого свидетельствует факт, что имя М. не попало ни в синодик иером. Троице-Сергиева мон-ря Мартиниана в 1645-1649 гг. (РГБ. Ф. 178. 9255. Л. 19-19 об.), ни в «Месяцеслов» троицкого келаря Симона (Азарьина) в сер. 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 173/I. МДА. 201), ни в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых» в кон. XVII в., ни в «Книгу, обдержащую в себе собрание всех российских святых чудотворцов…», принадлежавшую П. И. Савваитову , где были списки святых «Града Радонежа и монастыря», в нач. XVIII в. (Описание о российских святых. С. 76-83; Барсуков. Источники агиографии. 1882. С. IV. 8). В 1854 г. в очередной раз была обновлена роспись Троицкой ц. ( Горский. С. 18). До 1874 г. о М. вспомнили при создании надписи за правым столбом в юго-зап. углу этого собора. В ней было отмечено, что Варфоломей пострижен «игуменом Митрофаном в 1337 году, на 23 году от рождения» ( Бурейченко. 1958. С. 5). В 1981 г. имя М. было включено в Собор Радонежских святых по инициативе наместника ТСЛ архим. Иеронима (Зиновьева ), празднование Собору установлено 10 июля 1981 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова) . Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 132, 135-136; Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. Т. 1. С. 309-312, 320, 322, 348-349, 383-384. Лит.: Горский А. В., прот. Ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой лавры. М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р. С. 4, 62; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 5; Никон (Рождественский), архим. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045. С.

http://pravenc.ru/text/2563406.html

В кон. XIX в. в Г. проживали 7 монахов, из к-рых 2 служили в мон-ре, 5 — в окрестных серб. церквах. В межвоенный период из-за отъезда сербов из Венгрии, что сказалось на числе насельников и прихожан, обитель с трудом справлялась с хозяйством, после второй мировой войны оно было национализировано. Г. оставили часть виноградника, пастбище и неск. коров. Мон-рь в этот период жил на доход от продажи молока. Еп. Будимский Георгий (Зубкович) сохранил собрание рукописей и старопечатных книг Г. (62 наименования), передав его и свой архив в епархиальную б-ку в Сентендре. Помимо монастырской летописи особый интерес представляют находящиеся в нем синодики («поменники», «тефтеры», «парусии») мон-рей Г. (ГР 7, 9–11) и Ковина (ГР 6, 8). Довольно велико в собрании число списков XVIII–XIX вв. произведений учебной (семинарские курсы) и полемической лит-ры. Ряд рукописей и книг, принадлежавших Г., хранились до второй мировой войны в др. собраниях: в мон-ре Хопово, в старом собрании Народной б-ки Сербии и др. ( Записи. 1. 1991, 2049; 2. 2899; 3. 5728; 4. 7056; он же. Каталог Народне Б-ки у Београду. Београд, 1903. 398, 422). В 1946 г. в Г. было 3 монаха, в 1956 г.— один игумен. В 50–70-х гг. на территории Г. были проведены археологические раскопки. В 1969 г. в зданиях мон-ря власти сделали косметический ремонт и разместили дом престарелых, к-рый просуществовал до 1994 г. После смерти в 1974 г. игум. Алексия церковь не действовала. В 1981–1987 гг. Венгерское об-во охраны памятников истории и культуры осуществило капитальный ремонт монастырского комплекса. В нач. 90-х гг. еп. Будимский Даниил (Крстич) принял решение возродить монашескую жизнь в Г., и в 1994 г. мон-рь принял первых насельниц. В наст. время настоятельница мон-ря — мон. Кристина. Список игуменов Г.: Паисий (1585–1603), Герасим (1603–1610), Никодим (1610–1623), Стефан (1623–1632), Савва (1632–1649), Василий (1649–1664), Иов (1664–1667), Симеон (1667–1685), Евфимий (Негомирович; 1685–1700), Георгий (1700–1711), Прокопий (1711– 1714), Михаил (1714–1718), Максим (1718–1720), Виктор (1720–1721), Василий (1721–1746), Арсений (1746–1753; с 1750 епископ Костайницко-Зринопольский), Михаил (1753–1761), Софроний (1761–1770; с 1769 епископ Эрдельский, с 1774 епископ Будимский, с 1781 епископ Темишварский; † 1786), Василий (1770–1772), Дионисий (1772–1778), Василий (1778–1791), неизвестен по имени (Ефтимирович; 1791–1797), Геннадий (Стефанович; 1797–1815), Данило (Чупич; 1815–1845), Амвросий (Шимич; 1845–1862), Николай (Бошняк; 1863–1866), Иулиан (Чокор; 1866–1872), Антоний (Маркович; 1872–1892), Герасим (Петрович; 1892–1894), Платон (Телечки; 1894–1896), Адриан (Станишич; 1901–1915), Фирмилиан (Крезич; 1915–1930), Феофан (Радич; 1930–1943), Лаврентий (Томич; 1943–1956), Алексий (Бабич; 1956–1974).

http://pravenc.ru/text/545896.html

Главной особенностью деревянных А. п. являлась большая высота (до 5 м); ни одна из древних конструкций не сохранилась полностью. Во псковских и новгородских церквах роль архитрава исполняла деревянная связь, т. е. часть конструкции, устанавливаемая при строительстве сводов храма (напр., Софийский собор в Новгороде, сер. XII в.; Николо-Дворищенский собор в Новгороде, нач. XII в.; собор Рождества богородицы Антониева мон-ря, 1117-1119 гг.; ц. Спаса на Нередице, 1198 г.; Ивановский собор Иоанно-Предтеченского мон-ря во Пскове, ок. 1140 г.; Спасо-Преображенский собор Мирожского мон-ря во Пскове, 40-е гг. XII в.; Георгиевская ц. в Ст. ладоге, посл. четв. XII в.?). согласно предположению В. Д. Сарабьянова, между архитравом и парапетом могли отсутствовать столбцы, а все пространство было перекрыто завесой. Отсутствие икон в пространстве между архитравом и парапетом могло стать одним из побудительных мотивов для появления высокого иконостаса , формирование к-рого отмечается на Руси уже с сер. XIV в. (ц. Феодора Стратилата в Новгороде, 80-90-е гг. XIV в.). Ист.: Friedl ä nder P. Johannes von Gaza und Paulus Silentiarius: Kunstbeschreibungen justinianischer Zeit. Lpz.; B., 1912. Лит.: Филимонов Г. Д. Церковь св. Николая на Липне, близ Новгорода: Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859; Голубинский Е. История алтарной преграды или иконостаса в православных церквах//ПО. М., 1872. Нояб. С. 570-589; Schlosser J. Von Quellenbuch zur Kunstgeschichte des abendländischen Mittelalters. W., 1896. S. 207; Kaufmann C. M. Handbuch der christlichen Archäologie. Paderborn, 19223; Davies J. G. The Origin and Development of Early Christian Church Architecture. L., 1952; Conant K. J. Carolingian and Romanesque Architecture. Harmondsworth, 1959, 19794; Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962; Krautheimer R. Early Christian and Byzantine Architecture. Harmondsworth, 1965, 19874; Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон//ВВ. 1967. T. 27. С. 162-196; он же. Византийская живопись. М., 1971. С. 110-136; Mathews T. Early Churches of Constantinople: Architecture and Liturgy. L., 1971; Chatzidakis M. L " évolution de l " icône aux 11e-13e siècles et la transformation du templon//XVe Congrès intern. d " études byzantines. Athènes, 1976. [Т.] 3: Art et archéologie. P. 159-191; Epstein A. W. The Middle Byzantine Sanctuary Barrier: Templon or Iconostasis//J. of the British Archaeological Association. 1981. Vol. 134. P. 1-28; Nees L. The Iconographic Program of Decorated Chancel Barriers in the Pre-Iconoclastic Period//ZKG. 1983. Bd. 46. Heft 1. S. 15-26;

http://pravenc.ru/text/115170.html

М., 1882. Серг. П., 1910, 1996р; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 379-380; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 142-143; Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 250-255; Верный месяцеслов. С. 15; Никон (Рождественский), еп. Житие и подвиги прп. и богоносного отца нашего Сергия, игум. Радонежского и всея России чудотворца. Серг. П., 19045; Белоброва О. А. О некоторых изображениях Епифания Премудрого и их лит. источниках//ТОДРЛ. 1966. Т. 22. С. 91-100; Балдин В. И. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры. М., 1976; он же. Загорск. М., 19892; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских Святых - престольный праздник Сергиевой Лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Спирина Л. М. Никон Радонежский и его образ в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Из собр. Сергиево-Посадского музея-заповедника//Сергиево-Посадский музей-заповедник: Сообщения. М., 1995. С. 130, 138; Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1997р. Т. 2. Ч. 1. С. 132; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 258; Miller D. B. Saint Sergius of Radonezh, his Trinity monastery, and the formation of the Russian identity. Dekalb (Ill.), 2010. P. 53-54, 82; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Серг. П., 2012. С. 51, 52, 71, 99, 189, 190, 372, 440, 487. Наиболее ранние изображения М. известны на иконах «Явление Божией Матери прп. Сергию Радонежскому». Святой представлен за спиной прп. Сергия стоящим или упавшим ниц от «чюднаго видениа». Как правило, коленопреклоненная или склонившаяся фигура М. показана в дверном проеме, как на запрестольном резном по кости кресте (2-я пол. XV в., 1649, СПГИАХМЗ); он благоговейно закрывает лик покровенными мантией руками, как на резном 2-створчатом складне 1-й пол. XVI в. с надписью: «Михе» (вклад старца Вассиана (Карачарова), СПГИАХМЗ). На резной иконе 1-й пол. XVI в. (из собрания В. А. Прохорова, ГРМ) прп. Сергий и М. изображены с нимбами; так же, с нимбами, они представлены на пелене ок. 1560 г. (вклад кнг. Евфросинии Андреевны Старицкой, СПГИАХМЗ), где М.-средовек стоит за прп.

http://pravenc.ru/text/2563830.html

Основные части карты были обнаружены диак. К. Кикилидисом в 1896 г. во время проведения работ по облицовке пола нового правосл. храма. Кикилидис сделал неск. пометок и зарисовал карту, к-рая была опубликована францисканским изд-вом в Иерусалиме в 1897 г. Когда новость об открытии стала достоянием общественности, Иерусалимский патриарх Герасим отправил в М. исследователя Г. Арванитаки, чтобы сделать точную копию карты. Значительный вклад в изучение мозаики внесли П. Пальмер и Г. Гюте, к-рые в 1902 г. сделали ее цветную копию и опубликовали ее в Лейпциге в 1906 г. Следующее эпиграфическое исследование и фиксация новых открытий стали возможными лишь в 1965 г., во время реставрации карты. Точная датировка создания карты не определена. В соответствии с тем, что изображенная на ней Новая базилика Пресв. Богородицы в Иерусалиме была построена в 543 г. (см. ст. Иерусалим ), считается, что карта была создана после этой даты. В южной части М. исследователи идентифицировали крупную постройку, к-рая на основании ее размеров предположительно была определена как кафедральная городская церковь. Раскопки храма проводились в 1968, 1973 и 1979-1981 гг. Первое известное христианское строение этого комплекса - небольшой баптистерий, поставленный, вероятно, на месте набатейского мавзолея при еп. Кире (нач. VI в.), открытый под основанием более позднего баптистерия. В 1968 г. поблизости был обнаружен порог центрального дверного проема большой базилики и стало ясно, что баптистерий был частью крупного церковного комплекса. Рядом с порогом найдена мозаика с изображениями морских чудовищ и рамы из аканфовых медальонов с включенными в них лицами неких мифологических существ. В 1973 г. была раскрыта вост. часть главного нефа церкви, к-рая также была украшена мозаикой с изображениями агнца и птицы в виноградных лозах. Основные части постройки сформировались во 2-й пол. VI в.: она представляла собой 3-нефную базилику с апсидой и 2 пастофориями, с нартексом и атриумом с западной стороны (общие размеры 40×25 м). Согласно одной из посвятительных надписей, в 562 г., при еп. Иоанне, к базилике с юго-запада был сооружен придел мч. Феодора. Согласно др. надписи, при еп. Сергии, в 575/6 г. к северу от придела мч. Феодора был пристроен открытый двор над подземной арочной цистерной; пол двора покрыт простой белой мозаикой. Различные перестройки и доделки продолжались до сер. VII в.; одна из реконструкций была проведена в 603 г. при участии еп. Леонтия. Весь комплекс был особенным образом ориентирован на проведение таинства Крещения. На это указывает необычная ориентация придела мч. Феодора на запад. В посвятительных надписях цитируются библейские строки, в которых упоминается об освящении воды (Пс 77. 10; 2 Цар 2. 21). Среди мозаичных изображений важное место занимают 4 райские реки, к-рые начинаются от углов зала: Гихон, Фисон, Евфрат и Тигр. Значительная часть мозаичных изображений пострадала, вероятно, в VIII в. Церковь Пресв. Девы Марии и «зал Ипполита»

http://pravenc.ru/text/2561204.html

Ист.: Gildae De excidio Britanniae. Fragmenta. Liber de paenitentia/Ed. H. Williams. L., 1899. P. 22-28; Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды/Пер., вступ. ст., примеч.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 177, 249-250; Beda. Chronica maiora//MGH. AA. T. 13. P. 295; idem. Hist. eccl. I 7// idem. Historia ecclesiastica gentis Anglorum. Historia abbatum. Epistula ad Ecgberctum/Ed. C. Plummer. Oxonii, 1896. T. 1. P. 21-22; ActaSS. Iul. T. 1. P. 17-18; MartRom. Comment. P. 264-265; Гальфрид Монмутский. История бриттов. Жизнь Мерлина/Изд. подгот.: А. С. Бобович и др. М., 1984. С. 52. Лит.: Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints of Wales and Cornwall and Such Irish Saints as Have Dedications in Britain. L., 1907. Vol. 1. P. 101-103; Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 322; Levison W. St. Alban and St. Albans//Antiquity. Oxf., 1941. Vol. 15. P. 337-359; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Lucchesi G. Giulio, Aronne e compagni//BiblSS. Vol. 6. Col. 1235-1237; Thomas Ch. Christianity in Roman Britain to AD 500. Berkeley, 1981. P. 47-50, 133; Stephens G. R. Caerleon and the Martyrdom of SS. Aaron and Julius//Bull. of the Board of Celtic Studies. Cardiff, 1985. Vol. 32. P. 326-335; Knight J. K. Britain " s Other Martyrs: Julius, Aaron, and Alban at Caerleon//Alban and St. Albans: Roman and Medieval Architecture, Art and Archeology. 2001. P. 38-44; idem. Basilicas and Barrows: Christian Origins in Wales and Western Britain//The Cross Goes North: Processes of Conversion in Northern Europe, AD 300-1300/Ed. M. Carver. Woodbridge; Rochester, 2003. P. 119-126; Sharpe R. Martyrs and Local Saints in Late Antique Britain//Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West/Ed. R. Sharpe, A. Thacker. Oxf., 2002. P. 75-154; Aubert R. Jules//DHGE. T. 28. Col. 471. А. А. Королёв Рубрики: Ключевые слова: АББОН ИЗ (940 или 945-1004), мч. (пам. зап. 13 нояб.), бенедиктинец, аббат монастыря Сен-Бенуа-сюр-Луар (Флёри), сторонник клюнийской реформы, ученый

http://pravenc.ru/text/1237869.html

Изображения Ал. и Ан. сохранились в Лицевом житии прп. Сергия (XVI в.; РГБ), в Лицевом летописном своде (2-я пол. XVI в.; РНБ), на житийной иконе прп. Сергия 1680 г. (ЯХМ. И-394), а также в ряде памятников искусства светского характера. Собственно икона Ал. и Ан. (совместно с прп. Сергием и блгв. кн. Димитрием) была написана в 1980 г. Время местной канонизации преподобных неизвестно. В XVII в. их имена были внесены в святцы, в Месяцеслове Симона (Азарьина) сер. 50-х гг. XVII в. сказано: «Преподобнии старцы Александр и Родион (так! - и. А.), нарицаемии Пересвет и Ослябя, иж на Мамаеве побоищи убиени быша» (РГБ. МДА. 201. Л. 333, день памяти не указан). В кон. XVII в. имена Ал. и Ан. как преподобномучеников Московских были включены в «Описание о российских святых» ( Барсуков. Источники агиографии. С. IV); в 1896 г. их имена были помещены также в «Троицком патерике» (в числе «учеников и сподвижников прп. Сергия, в месяцесловах не означенных»), в 1981 г.- в Соборе Радонежских святых, установленном по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова). Память Ал. и Ан. может также отмечаться накануне праздника Рождества Богородицы - 7 сент. Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 1-2; 6; 15; 18; Повести о Куликовской битве. М., 1959; Повесть о Куликовской битве: Текст и миниатюры Лицевого свода XVI в. Л., 1984; Памятники Куликовского цикла. М., 1998. Лит.: Добролюбов И. , свящ. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии. Рязань, 1885. Т. 2. С. 242; Иероним (Алякринский), архим. Рязанские достопамятности. Рязань, 1889. С. 27. Примеч. 246; Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М., 1892. Вып. 1. С. 48; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 1: Сент. С. 64-65; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 430-431; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 11-12; Куликовская битва и подъем национального самосознания. Л., 1979. (ТОДРЛ; Т. 34); Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980; Моисеев Н. [Феофилакт (Моисеев), архим. ] 600 лет победы на Куликовом поле: Библиогр.//БТ. 1981. Сб. 22. С. 178-237; Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983; Минея (МП). Июль. Ч. 1. С. 339-360; Дмитриев Л. А. Сказание о Мамаевом побоище//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 371-374; Салмина М. А. Повесть о Куликовской битве летописная//Там же. С. 244-246; Шахматов А. А. [Рец.]//СбОРЯС. СПб., 1910. Т. 81. 7. Отчет о 12-м присуждении Академией наук премий митрополита Макария в 1907 г. С. 79-204.

http://pravenc.ru/text/64384.html

Достоевский 1913 – Достоевский М. Воздух 1593 года – вклад царя Феодора//Светильник. 1913. С. 29–31. Древнерусское искусство [ГТГ] 1995 – Древнерусское искусство X – начала XV в.: Каталог собрания [ГТГ]. Т. 1. М, 1995. Древнерусское художественное шитье 1995 – Древнерусское художественное шитье. м., 1995 (Материалы и исслед./Гос. ист.-культ. музей-заповедник «Моек Кремль»; 10). Древности 1849 – Древности Российского государства. М., 1849. Отд. 1,2. Дунаев 1990 – Дунаев Л. А. Метод устранения деформации деревянной основы крышки раки князя Михаила Черниговского//Реставрация и исследование темперной живописи и деревянной скульптуры. М., 1990. С. 140–142 (Сборник научных трудов/ВХНРЦ им. акад. И. Э. Грабаря). Евсеева 1999 – Евсеева Л.М. Шитая пелена 1498 г. и чин венчания на царство/Древнерусское искусство: Византия и Древняя Русь. К 100-летию Андрея Николаевича Грабара (1896–1990). СПб., 1999. С 430–439. Ефимова, Белогорская 1982 – Ефимова Л. В., Белогорская P.M. Русская вышивка и кружево. Л., 1982. Ефимова 1986 – Ефимова JI. В. Шитая пелена «Распятие с предстоящими» XII в. в собрании Исторического музея//Русское искусство вв. М., 1986. С. 128–135. Ефимова 1987 – ЕфимоваЛВ. Памятник древнерусского шитья с надписями XII в. из собрания Гос. Исторического музея Ц Вопросы славяно-русской палеографии, кодикологии, эпиграфики. М., 1987. С. 59–62. Жданов 1904 – Жданов И. Н. Сочинения царя Ивана Васильевича//Жданов И. И. Сочинения. СПб., 1904. Т. 1. Живопись древней Твери 1970 – Живопись древней Твери: Каталог выставки в Музее древнерусского искусства имени Андрея Рублева. М., 1970. Жизневский 1888 – Жизневский А. К. Описание Тверского музея. М., 1888. Житие Никиты Столпника – Житие Никиты Столпника XVII в. – РНБ, собр. Погодина, 1612. Житие Сергия Радонежского 1981 – Житие Сергия Радонежского//Памятники литературы Древней Руси. М., 1981. С. 256–429. Журнал МВД 1848 – Журим Министерства внутренних дел. СПб., 1848. Забелин 1901 – Забелин И. £ Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. М., 1901.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И. упомянут в стихире на стиховне 5-го гласа в службе прп. Михею Радонежскому: «Радуйся, славная обитель Сергиева, память творящи ученик его: Илии пречуднаго и Иоанникия, Симона екклисиарха» (Служба прп. отцу нашему Михею Радонежскому, ученику прп. Сергия. Мая 6-го дня. М., 1913. Л. 8 об.). По наблюдениям архим. Леонида (Кавелина) , в кон. XIX в. в Троице-Сергиевой лавре И. почитался местно ( Леонид (Кавелин). С. 144-145). Канонизация И. подтверждена включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование к-рому было установлено 10 июля 1981 г. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 144-145; Барсуков. Источники агиографии. С. 243; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 365; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. Прил. 3. С. 560; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание прп. Сергия и путеводитель по лавре. М., 19092. Серг. П.; СПб., 2007р. С. 93; Евлогий (Смирнов), архим. Собор Радонежских святых - престольный праздник Сергиевой лавры//ЖМП. 1981. 10. С. 17-19; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3. С. 635. А. В. Кузьмин Иконография Преподобные Иоанникий и Елисей Радонежские. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. 1883 г. Преподобные Иоанникий и Елисей Радонежские. Роспись ц. прп. Сергия Радонежского Троице-Сергиевой лавры. 1883 г. В составе композиции Собора Радонежских святых И. представлен в центре нижнего ряда (5-м слева, напротив прп. Павла Обнорского) на иконе «Прп. Сергий Радонежский с учениками в молении Святой Троице» кон. XVII в., написанной в мастерской Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ; см.: Прп. Сергий Радонежский в произведениях рус. искусства XV-XIX вв.: Кат. выст. [М.], 1992. С. 97. Кат. 14. Ил. 18). Он изображен в рост, вполоборота вправо, в монашеском одеянии (розовой рясе и коричневой мантии с золотопробельными разделками, с куколем на плечах), у него шапка волнистых волос и округлая борода с обильной сединой, десница воздета вверх; на окладе гравированная надпись: «Npn(д)бhыi I w ahikui».B нек-рых храмах Троице-Сергиевой лавры образ И., трактованный в живописной светотеневой манере, введен в монументальный ряд изображений Радонежских чудотворцев.

http://pravenc.ru/text/577944.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010