«Миссионерский путь в«Японию, путь от Константинополя до Афин». «Прав.Собес.» 1899, апр., стр.499–511· «Миссионерский путь в Японию, достопримечательности Рима». «Прав.Собес.» 1899, июль-авг., стр.156–176. «Миссионерский путь в Японию, путь от Рима до Японии». «Прав.Собес.» 1899, ноябрь, стр.585–614. «Миссионерский путь в Японию. Путь от Америки до Японии». «Прав.Собес.» 1899, дек., стр.687–706. Воспоминания его о Преосвященном Николае, миссионере Японии. «Прав.Собес.» 1900, окт., стр.427–437· «Христос-Искупитель по учению св.отцов Церкви». «Прав.Собес.» 1902, сент., стр.137· Слово при открытии миссионерских курсов для духовенства Омской, Тобольской и Томской епархий. «Церк.Вед.», 1913, 30, стр.1363. «Божественный бисер под сатанинской оболочкой». (Из пастырских наблюдений). «Кормчий» 1912, 20, стр.239–241. «Размышления епископа»· «Голос Церкви» февраль-апрель, 1913. «Миссионерский путь в Японию, путь от Афин до Рима через Бар-град»· «Прав.Собес.» 1899, май, стр.613–624. «Христианское правило жизни для всеобщего счастья». «Приб. к «ЦВ» 1913, 49, стр.2263. «О проповеди Христа в Японии». «Церк.Вестн.» 1903, 3, стб.65–69· Письма архиерея к иереям. Пермь, 1915· Литература: «Церк.Ведом.» 1896, 36, стр.343. -«- 1906, 43, стр.457. -»- 1908, 12, стр.57 -«- 1914, 32, стр.377. «Приб. к «ЦВ» 1906, 43, стр.2858. -»- 1906, 45, стр.2948. -«- 1913, II, стр.119. -»- 1918, 5, стр.171. «Изв.Каз.еп.» 1913, II, стр.375. -«- 1911, 27–28, стр.839. «Рус. Архив» 1912, 3, стр.383. «ЖМП» 1960, 8, стр.63,64. «Святоотеч.христоматия» стр.246. «Русск.Паломн.» 1913, 26, стр.415. «Церк.Вестн.» 1910, 7, стр.202. «Прав.Собес.» 1899, май, стр.613–624. -»- 1899, июль-авг., стр.155–176. -«- 1899, сентябрь, стр.309–317. -»- 1899, майоктябрь, стр.420–434. «Мисс.Календарь» на 1907 г., стр.129. ФАМ I 22, стр.2. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 г., стр.250–251. Булгаков, стр.1407. БЭС m.I, стб.169· Er ließ das über die Bolševiki verhängte Anathema verkünden und wurde daraufhin verhaftet. Er soll in der Nacht zum 4.6.1918 erschlagen und an der Straße von Perm‘ nach Motovilicha (Arbeitervorstadt) begraben worden sein.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

28.02.1658 10.05.1663 Дионисий Валединский КРЕМЕНЕЦКАЯ 21.04.1913 в/у ХОЛМСКАЯ 03.1918 в/у ПОЛЕССКАЯ 03.1918 в/у ХОЛМСКАЯ, паки 03.1918 КРЕМЕНЕЦКАЯ, паки 14(27)02.1923 (ВАРШАВСКАЯ 14(27)02.1923 Дионисий Дьяченко ЧИКАГСКАЯ 04(17)12.1956 23.12.1956 (05.01.1957) АМЕРИКАНСКАЯ 23.12.1956 05.01.1957) 01(14)12.1958 САН-ФРАНЦИССКАЯ 01(14)12.1958 10.1960 Дионисий (Мелетий) Жабокрицкий ЛУЦКАЯ Дионисий Лукин РОТТЕРДАМСКАЯ 07(20)03.1966 05(18)08.1972 Дионисий Прозоровский ПЕТРОВСКАЯ 06.08.1912 16.12.1916 КУСТАНАЙСКАЯ 16.12.1916 17(30)09.1919 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 17(30)09.1919 ОРЕНБУРГСКАЯ 16(29)11.1928 в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ ФЕОДОСИЙСКАЯ 16(29)11.1928 25.06(08.07)1930 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 16(29)11.1928 12(25)06.1930 ИРКУТСКАЯ 12(25)06.1930 03(16)06.1933 МИНУСИНСКАЯ 03(16)09.1933 21.12.1933 03.01.1934) АЧИНСКАЯ 21.12.1933 03.01.1934) 07(20)04.1934 УФИМСКАЯ 07(20)04.1934 01.1936 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 01.1936 01(14)03.1936 Дионисий Сбируйский (Збируйский) в/у ХОЛМСКАЯ ХОЛМСКАЯ 09.10.1596 Дионисий Сосновский ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14.09.1908 13.11.1914 в/у ТОБОЛЬСКАЯ 01.05.1912 15.05.1912 в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 01.06.1913 01.08.1913 ИЗМАИЛЬСКАЯ 13.11.1914 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков ВЯТСКАЯ 04.08.1700 07.02.1718 в/у ВЯТСКАЯ 07.02.1718 25.01.1719 Дионисий Хитров ЯКУТСКАЯ 09.02.1868 12.12.1883 УФИМСКАЯ 12.12.1883 08.09.1896 Св. Дионисий Цареградец ЯРОСЛАВСКАЯ 12.07.1418 18.10.1426 Дионисий Цветаев ПЕРМСКАЯ 15.07.1823 21.04.1828 Дометиан Горохов АРЗАМАССКАЯ 19.07(01.08)1928 20.09(03.10)1932 Донат Бабинский-Соколов БРЕСТСКАЯ 27.05.1879 14.05.1881 КОВНЕНСКАЯ 14.05.1881 06.03.1882 РИЖСКАЯ 06.03.1882 28.03.1887 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 28.03.1887 13.12.1890 ВИЛЬНЮССКАЯ 13.12.1890 30.04.1894 ДОНСКАЯ 30.04.1894 12.11.1894 Донат Щеголев БИЙСКАЯ 01(14)06.1956 01(14)03.1957 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 01(14)03.1957 26.07(08.08)1957 в/у ПЕРМСКАЯ ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 26.07(08.08)1957 13(26)12.1957 БАЛТСКАЯ 13(26)12.1957 25.08(07.09)1958 НОВОСИБИРСКАЯ 26.08(08.09)1958 22.04(05.05)1961 КОСТРОМСКАЯ 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 КАЛУЖСКАЯ 12(25)11.1965

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

B., 1950; Kiefer W. J. Leo XIII: A Light from Heaven. Milwaukee, 1961; Aspetti della cultura cattolica nell " età di Leone XIII: Atti del Conv. tenuto a bologna, 27-29 dic. 1960/A cura di G. Rossini. R., 1961; Esposito R. F. Leone XIII e l " Oriente Cristiano: Studi storico-sistematico. R., 1961; Leo XIII and the Modern World: [Coll. stud.]/Ed. E. Gargan. N. Y., 1961; Hurton G. Il problema dell " unione sotto il pontificato leoniano: Leone XIII ed i teologi ortodossi russi. R., 1965; Abaitua C. La doctrina sobre la libertad política en el magisterio del Papa León XIII. Vitoria, 1966; Watzlawik J. Leo XIII and the New Scholasticism. Cebu City (Philippines), 1966; Wallace L. P. Leo XIII and the Rise of Socialism. Durham, 1966; Hughes J. J. Absolutely Null and Utterly Void: Papal Condemnation of Anglican Orders, 1896. L., 1968; Lill R. Die Wende im Kulturkampf: Leo XIII., Bismarck und die Zentrumspartei (1878-1880). Tüb., 1973; Weber С. Quellen und Studien zur Kurie und zur vatikanischen Politik unter Leo XIII. Tüb., 1973; Григулевич И. Р. Лев XIII// Он же. Папство, век ХХ. М., 1978. C. 61-106; Chevallier P. La séparation de l " Église et de l " école: Jules Ferry et Léon XIII. P., 1981; Piolanti A. Il Tomismo come filosofia cristiana nel pensiero di Leone XIII. Vat., 1983; Dante F. Cattolicesimo intransigente e cattolicesimo sociale nella seconda meta del XIX secolo: Il contributo di Matteo Liberatore alla Rerum novarum//Studi e materiali di storia delle religioni. 1987. T. 53. N 2. P. 219-258; Robles Munoz C. La Cum Multa de Leon XIII y el movimiento catolico en Espana (1882-1884)//Hispania Sacra. Madrid, 1987. Vol. 39. N 79. P. 297-348; Pell G. Rerum novarum: One Hundred Years Later. Boston, 1992; Levillan Ph. Léon XIII//Dictionnaire hist. de la papauté. P., 1994. P. 1035-1038; Prud " homme Cl. Stratégie missionnaire du Saint-Siège sous Léon XIII (1878-1903): Centralisation romaine et défis culturels. R., 1994; Launay M. La papauté à l " aube du XXe siècle: Léon XIII et Pie X (1878-1914).

http://pravenc.ru/text/2463275.html

до Р. Х. были гл. обр. егип. происхождения (предметы из слоновой кости, амулеты из фаянса и раковин, мелкая пластика, известняковые систры и скарабей с надписями, относящимися к 26-й династии (ок. 663-525)). В быту были распространены филистимские традиции, на что указывает преобладание керамики прибрежных типов по сравнению с керамикой иудейского типа. В конце правления Ассирии (630 гг. до Р. Х.) при нашествии Навуходоносора Е. был полностью разрушен. Сохранились наконечники местных и вавилонских стрел и фрагменты керамики, датируемой посл. четв. VII в. до Р. Х. В персид. период город был восстановлен как неукрепленный поселок. Началом VI в. до Р. Х. (последняя фаза слоя I) датируется селище с одним зданием, возведенным на разрушениях предшествующего периода в нижнем городе и имевшим открытый двор ассир. типа. Вскоре телль был покинут и не обживался до прихода римлян и появления поселка визант. и раннеислам. эпох. Лит. : Conder C.R., Kitchener H. H. The Survey Western Palestine. L., 1882. Vol. 2. P. 425; Clermont-Ganneau Ch. Archaeological Researches in Palestine. L., 1896. Vol. 2. P. 195; Albright W. F. Researches of the School in Western Judea//BASOR. 1924. Vol. 15. P. 2-11; idem. The Fall Trip of the School in Jerusalem to Gaza and Back//Ibid. 1925. Vol. 17. P. 4-9; Naveh J. Khirbet al-Muqanna-Ekron//IEJ. 1958. Vol. 8. P. 87-100, 165-170; Mazar B. The Cities of the Territory of Dan//Ibid. 1960. Vol. 10. P. 65-77; Gitin S., Dothan T. The Rise and Fall of Ekron of the Philistines: Recent Excavations at an Urban Border Site//BiblArch. 1987. Vol. 50. N 4. P. 197-222; Dothan T. The Arrival of the Sea Peoples: Cultural Diversity in Early Iron Age Canaan//Recent Excavations in Israel/Ed. S. Gitin, W. G. Dever. Winona Lake (Ind.), 1989. P. 1-14. (AASOR; 49); Gitin S. Tel Miqne: A Type Site for the Inner Coastal Plain in the Iron Age II Period//Ibid. P. 23-58; idem. Incense Altars from Ekron, Israel and Judah: Context and Typology//Eretz-Israel. Yerushalayim, 1989. Vol. 20.

http://pravenc.ru/text/189655.html

1949 Чтение, предложенное (с сокращениями) в текущем (190 4 / 5 ) учебном году студентам первого курса перед началом лекций по Метафизике и Логике. 1950 Книга – г. М.А. Энгельгардта – так и озаглавлена: „Прогресс, как эволюция жестокости“ (С.-Пб. 1399 г., стр. 209). Заглавие парадоксальное, но под ним автор остроумно сгруппировал весьма много поучительнейших фактов, заставляющих очень и очень задуматься над мнимо-перерождающей и облагораживающей силой „прогресса и цивилизации“. 1952 2-е Послание к Тимофею, гл. II, ст. 1–5 ( 2Тим.2:1–5 ). „Итак, укрепляйся сын мой, в благодати Христом Иисусом, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, – чтобы угодить военачальнику. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться“. 1953 См. об этом умную статью протоиерея Ст. О-ва в журнале Вера и Разум за 1904 г., 8. стр. 397 и след.: „Добрый воин Иисуса Христа“. Ср. также обстоятельное опровержение толстоизма, по вопросу о войне, в кн. проф. А.Ф. Гусева : „О сущности религиозно-нравственного учения Л.Н. Толстого“, изд. 2-е, Казань 1902 г., стр. 590 и сл. 1955 Весьма обстоятельный анализ Кантовского проекта „вечного мира“ можно найти, на русском языке, в брошюре проф. П. В. Тихомирова : „Вечный мир в философском проекте Канта“ (по поводу международной мирной конференции). 1899, стр. 56. 1956 Immanuel Kant’s sämtliche Werke, herausgegeben von G. Hartenstein. Leipzig, 1868. Bd. VI, S. 431–432. 1958 Вильгельм Вундт. Этика. Часть 3-я, стр. 245 (по переводу „Русского Богатства“, СПб. 1887 г.). 1959 Взгляды Брюнетьера всего яснее изложены в его статье-реферате, прочитанном 15-го марта 1899 года в Лилле (Les ennemis de l " âme française, см. La Reforme sociale, avril 1899) и вызвавшем, как сообщалось тогда, большое возбуждение в громадной и разносоставной аудитории. 1960 В отношении к иерархическим лицам употребляется похожий термин–„родители духовные“ (ο πνευματικο γονες) в Постановлениях Апостольских II, 33, р. п. 63. Наш термин прилагается к лицам высшей иерархии только впоследствии (у преп. Феодора Студита , – см. ниже).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

орден Красного Знамени (03.11.44, за выслугу лет); орден Отечественной войны 1 степени (1947 г., за строительство железной дороги «Комсомольск – Советская Гавань»). (ИТЛ и стр. 500 МВД). Умер 03.03.60. ХАРИТОНОВ Федор Петрович (род в 1907 г.), уроженецдер. Фролове Рязанской области, русский, партстаж с 1930 г., чекстаж с 1933 г., образование – среднее; с 1933 г. – уполномоченный ОО ОГПУ Балтийского флота; с 1935 г. – слушатель Центральной школы НКВД СССР; с 01.09.37 – оперативный уполномоченный 9 отделения 4 отдела ГУГБ НКВД СССР; с 1938 г. – ст. оп. ул. 2 отдела ГУГБ НКВД СССР; с 1940 г. – зам. нач. 4 отделения 2 отдела ГУГБ НКВД СССР; с 14.10.40 – зам. НКВД Казахской ССР; с 26.02.41 – НКВД Казахской ССР; с 06.08.41 – зам. Наркома внутренних дел Казахской ССР; с 07.05.43 – Нарком внутренних дел Туркменской ССР; с 21.10.46 – начальник СГУ МВД СССР; с 10.04.53 – начальник Главзолота Министерства металлургической промышленности СССР; с 16.07.53 – член коллегии и начальник 4 управления МВД СССР; с 17.03.54 – начальник 4 управления КГБ при СМ СССР; с 23.02.57 – ст. советник КГБ при СМ СССР в Румынии; с 16.05.60 – на пенсии. Спецзвания: с 05.11.37 – младший лейтенант гб; с 04.04.39 – лейтенант гб; с 22.1040 – майор гб; с 14.02.43 – полковник гб; с 15.01.44 – комиссар гб; с 02.07.45 – комиссар гб 3 ранга; с 09.07.45 – генерал-лейтенант. Награды: орден Ленина (26.04.40, за обеспечение государственной безопасности); орден Красной Звезды (20.09.43, за выполнение заданий правительства в годы войны); орден Красной Звезды (03.11.44, за выслугу лет). ХОЛОДКОВ Михаил Николаевич (род в 1904 г.), уроженец с. Затворное Рязанской губ., русский, образование – высшее (Промакадемия им. Кагановича), член ВКП(б) с 1932 г. 1951–1956 – секретарь Октябрьского РК КПСС, г. Москва; с 23.04.56 – зам. министра внутренних дел СССР. с 06.05.58 – нач. ГУИТК–ГУМЗ МВД СССР. Воинское звание: полковник. 22 .07.60 – уволен в запас по возрасту. ЧЕРНЫШЕВ Василий Васильевич (1896–1952 гг.), уроженец дер. Вылики Рыбновского района Рязанской области, русский, партстаж с 1917г., образование – низшее;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История зарубежной философии. Персоналии ЖИЛЬСОН Этьен Анри (1884 - 1978), католич. философ, историк средневек. философии, ведущий представитель неотомизма ЗЕДЛЬМАЙР Ханс (1896 - 1984), австр. религ. философ, историк искусства, представитель т. н. венской школы искусствознания ЗЕНОН ЭЛЕЙСКИЙ (V в. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель философской элейской школы, создатель знаменитых «апорий Зенона» ИБН РУШД Абу аль-Валид Мухаммад (1126 - 1198), исламский философ, богослов и ученый, комментатор сочинений Аристотеля ИБН СИНА Абу Али аль-Хусейн [Авиценна] (980 - 1037), выдающийся исламский ученый-энциклопедист, философ, богослов, медик КАМЮ Альбер (1913-1960), франц. писатель и драматург, публицист, философ; ведущий представитель франц. экзистенциализма КАРНЕАД (ок. 214/3 г. до Р. Х. - 129/8 г. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель античного скептицизма КАССИОДОР Флавий Магн Аврелий Сенатор (между 485 и 490 - ок. 580), рим. философ, богослов и политический деятель КАЭТАН Фома (1469-1534), доминиканец, кардинал, католический церковный и политический деятель; философ, богослов, экзегет КИРКЕГОР [Керкегор, Кьеркегор, Кергегор; в лит-ре XIX - 1-й пол. XX в. также Киргегард, Киркегард, Киркегорд, Киркегаард, Киркегардт, Киркегар] Сёрен Обю (1813-1855), датский религ. писатель, философ, проповедник; предтеча экзистенциализма КЛАРЕМБАЛЬД АРРАССКИЙ (XII в.), франц. католич. богослов и философ периода ранней схоластики, ученик и последователь Теодорика Шартрского КЛЕАНФ (IV-III вв. до Р. Х.), древнегреч. философ, представитель стоицизма, ученик и преемник основателя стоической школы Зенона Китийского КОМЕНСКИЙ Ян Амос (28 марта 1592 - 15.11.1670), еп. Церкви чешских братьев, чешский религиозный и общественный деятель; писатель-гуманист, основоположник педагогики как науки КОНТ Огюст (1798-1857), французский философ, основатель и крупнейший представитель философии первого (классического) позитивизма, один из основоположников социологии и философии науки, создатель позитивистской «религии человечества»

http://pravenc.ru/rubrics/123356_3.html

113 Преп. Анастасий Синаит . Три слова об устроении человека по образу и подобию Божиему//Альфа и Омега. Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. М., 1998. 4 (18). С. 91–93 (пер. А. И. Сидорова ). 114 Эразм Роттердамский. Философские произведения. С. 239. " 3 Там же. С. 238. Джованни Пико делла Мирандола. Речь о достоинстве человека//Эстетика Ренессанса. 1981. Т. 1. С. 249 (пер. Л. М. Брагиной). Чаша Гермеса. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М., 1896. С. 220–222 (пер. О. Ф. Кудрявцева). 118 Там же. 119 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 267–268. 120 Там же. С. 273; ср. в Послании апостола Павла к римлянам (12:19): «Ибо написано: " Мне отмщение, Аз воздам», глаголет Господь», а также Евр 10:30 . 121 Преп. Максим Грек . Сочинения. Т. 1. С. 329, 333. Глава пятая ЧАША 1 РГАДА. Ф. 52. On. 1, 1525 год, 1; публ.: ААЭ. Т. I. 172. 2 Судные списки Максима Грека и Исака Собаки/Подг. Н. Н. Покровский ; под ред. С. О. Шмидта. М., 1971. 3 Опись архива Посольского приказа 1626 года/Подг. В. И. Гальцов; под ред. С. О. Шмидта. М., 1977. Ч. 2. С. 329–339. 4 Описи Царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614г/. Подг. к печати С. О. Шмидт, С. А. Левина. М., 1960. Л. 3 об., 47. 5 «Юридическая квалификация» этого эпизода, о которой писал B. Д. Назаров как о невозможной, является, может быть, таковой для современного правосознания, но в ту эпоху, когда этика и политика отличались чертами нерасчлененности, такой упрек в контексте сопоставления с нечестивыми царями-мучителями звучал остро. Как писал А. И. Клибанов о взглядах уже известного нам Ф. И. Карпова: «Этика – политична. Политика – этична» (Клибанов А. И. «Правда» Федора Карпова//Общество и государство феодальной России. Сб. статей, посвященный 70-летию ак. Л. В. Черепнина. М., 1975. С. 143). 6 Сводку данных о них см.: Зимин А. А. Р оссия на пороге Нового времени (Очерки политической истории России первой трети XVI в.). М., 1972. С. 270–275; см. также Тихомиров М. Н. Р усское летописание. М., 1979. С. 76; ПСРЛ. Т. 24. С. 222; ПСРЛ. М.; Л, 1959. Т. 26. С. 313.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

Боэмунд I, гр. Тарентский (июнь 1098 - авг. 1100; май 1103 - осень 1104); Танкред (регент: март 1101 - май 1103; осень 1104-1108, кн.: 1108 - дек. 1112); Рожер, гр. Салернский (дек. 1112 - 28 июня 1119); Балдуин II, кор. Иерусалимский (регент, июль 1119 - сент. 1126); Боэмунд II (окт. или нояб. 1126 - февр. 1130); Алиса, вдова Боэмунда II (февр. 1130-1132; 1135-1136); Фульк, кор. Иерусалимский (регент, 1132-1136); Раймонд, гр. Пуатье (1136 - 29 июня 1149); Констанция, вдова Раймонда (1149-1153); Рейнальд, гр. Шатильонский (весна 1153 - нояб. 1160 или 1161); Балдуин III, кор. Иерусалимский (регент, нояб. 1160 или 1161 - 10 дек. 1163); Боэмунд III (февр. 1163 - апр. 1201); Боэмунд IV (апр. 1201 - февр. 1216; 1219 - зима 1233); Раймонд Рубенид (14 февр. 1216-1219); Боэмунд V (зима 1233 - янв. 1252); Боэмунд VI (зима 1252 - 18 мая 1268). Ист.: Guillelmus Tyrensis. Historia rerum in partibus transmarinis gestarum//RHC, Occ. Vol. 1; Gaimundus de Agiles. Historia Francorum//Ibid. Vol. 3; Fulcherius Carnotensis. Gesta Francorum//Ibid. Vol. 3; Ordericus Vitalis. Historia Ecclesiastica//PL. 188. Col. 1-984; Assises d " Antioche. Venise, 1876; Michel le Syrien. Chronique. P., 1904. T. 1-4; Анна Комнина. Алексиада/Пер. Я. Н. Любарского. СПб., 1996. Лит.: Rey F. G. Histoire des princes d " Antioche//Revue d " Orient latin. 1896. T. 4; Васильев А. А. Византия и крестоносцы. Пг., 1923; Yewdale R. B. Bohemund I, Prince of Antioch. Princeton, 1925; Dussaud R. Topographie historique de la Syrie. P., 1927; Cahen C. La Syrie du Nord à l " époque des Croisades et la principauté franque d " Antioche. P., 1940; idem. Turcobyzantina et Oriens Christianus. L., 1975; Runciman S. A History of the Crusades. Camb., 1954; Заборов М. Крестовые походы. М., 1956; Галстян А. «Антиохийские ассизы» по переводу Смбата Спарапета, армянского историка XIII в.//ППС. 1960. Вып. 5 (68); Kugler B. Boemund und Tankred Fürsten von Antiochien. Tüb., 1962; A History of the Crusades/Ed. K. M. Setton. L., 1969; Hamilton B. The Latin Church in the Crusader States. L., 1980; Lilie R.-H. Byzanz und die Kreuzfahrerstaaten: Stud. z. Politik d. Byzantinischen Reiches gegenüber den Staaten der Kreuzfahrer in Syria und Palästina. Münch., 1981; Бозоян А. А. Восточная политика Византии в Киликии в 30-е - 70-е годы XII в. Ереван, 1984; McQueen W. B. Relation between the Normans and Byzantium 1071-1112//Byz. 1986. T. 56. P. 427-476; Степаненко В. П. Равнинная Киликия во взаимоотношениях Антиохийского княжества и княжества Рубенидов в 10-40-х годах XII в.//ВВ. 1988. Т. 49; он же. Цицилия, «дама Тарса и сестра короля»: Равнинная Киликия в составе Антиохийского княжества 1108-1137 гг.//Там же. 1991. Т. 51; История Крестовых походов/Ред. Дж. Райли-Смит. М., 1998; Todt K.-P. Region und griechisch-ortodoxes Patriarchat von Antiocheia, 969-1204. Wiesbaden, 1998.

http://pravenc.ru/text/115778.html

Нила Сорского на месте их рождения, т. е. в Заволжье еще более способствовали переходу их на общественную почву. 1959 В соответствии с характером образовательных средств древней Руси XV–XVI вв., среди которых «почитание книжное», открывавшее доступ исключительно к книгам религиозно-нравственного содержания, занимало первое место, религиозно-нравственное развитие было почти единственным способом общего умственного развития. Поэтому всё сводилось на религиозную почву и оценивалось с религиозной точки зрения, так что даже явления чисто государственного порядка старались освятить авторитетом религии; 1960 и неудивительно, что идеи преп. Нила Сорского в обществе, высшие интересы которого сосредоточивались в религиозной сфере, получили практический характер, стали применяться к решению вопросов церковно-общественной жизни. Затем, идея личной свободы, самобытности, которой проникнут Устав скитского жития, у последователей преп. Нила Сорского «заволжских старцев» необходимо должна была принять иную форму, проявления. Здесь, в Заволжье, царил дух новгородской вольности и свободы. Наследие еще от темных времен язычества дух свободы в Новгороде был жизненный нервом его политического строя, носившего республиканский характер: политический центр тяжести сосредоточивался на вечевой площади, где собира- —59— лись все граждане для совокупного решения важнейших дел. 1961 Этот же дух свободы породил и те своеобразные особенности в общественном быте новгородцев, которые составляли его отличительные черты, а именно: склонность к раздорам, выражавшаяся в постоянных внутренних усобицах между местной богатой знатью, «вячшими» людьми и чернью «меньшими» людьми, 1962 личный произвол, стеснение которого заставляло новгородских удальцов искать простора за пределами новгородской земли 1963 и дух предприимчивости, нашедший яркое выражение в богатом развитии торговли, которая вследствие частого нарушения договоров с иноземцами, 1964 неустроенности путей сообщения и разбоев, 1965 была сопряжена с большим риском.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010