Подробнее о нем см.: Игнатьев А.П.//Исторический вестник. 1907. С. 393–394; Петергофское совещание о проекте Государственной думы 1905 г. Пг.; М., 1917; Климаков Ю.В. Кровавая свобода//Молодая гвардия. 1996. С. 206–221; Из архива С.Ю. Витте. Т. 2. С. 591–592.) 603 (В.М. Скворцов – Скворцов Василий Михайлович (12.01.1859–03.05.1932) – миссионер, церковный публицист, участник монархического движения. Родился в семье священника. Выпускник КДА, преподаватель Казанской ДС. С 1890 г. чиновник особых поручений при киевском генерал-губернаторе А.П. Игнатьеве со специальным назначением заниматься сектантскими делами. С 1895 г. чиновник особых поручений при обер-прокуроре Св. Синода. В 1896–1916 гг. редактор-издатель журнала «Миссионерское обозрение». В 1906–1917 гг. издавал церковно-политическую газету «Колокол». В 1915 г. вышел в отставку в чине тайного советника; один из основателей Отечественного патриотического союза, выступал за равноправие евреев. После революции 1917 г. в эмиграции, жил в Сербии. В 1921 г. член Карловацкого Всезаграничного Церковного Собора. Преподавал в Сараевской ДС. Подробнее о нем см.: Русские писатели эмиграции: Биографические сведения ибиблиография их книг по богословию, религиозной философии, церковной истории и православной культуре. 1921–1972/Сост. Н.М. Зернов. Бостон, 1973; Рожков В., прот. Церковные вопросы в Государственной Думе. М., 2004. С. 531; электр. ресурс: www.rusinst.ru/) 604 (Василий Мелиоранский – Мелиоранский Василий Петрович (11.08.1882–13.10.1903) – студент МДА. Родился в семье личного почетного гражданина с. Верхнего Якимца Раненбургского уезда Рязанской губернии П.Л. Мелиоранского. Окончил Рязанскую ДС (1902). В 1902 г. поступил в МДА. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2340. Личное дело студента МДА В.П. Мелиоранского.) 605 (...директора Синодального училища... – Имеется в виду Орлов Василий Сергеевич, директор Синодального училища церковного пения, подробнее см. Примеч. к л. 61.) 606 («Господи, силою» – видимо, имеется в виду четырехголосный концерт Д.С. Бортнянского «Господи, силою Твоею» на второй и шестой стих20-го псалма: «Господи, силою Твоею возвеселится царь и о спасении Твоем возрадуется зело. Славу и велелепие возложиши на него». Традиция исполнять авторские песнопения известных церковных композиторов или любимые обиходные песнопения во время причастия духовенства, когда в древности по уставу пелся причастен знаменного роспева, укоренилась в XVIII в. и существует по сей день. См.: Партитурное собрание четырехголосных и трехголосных мелких духовных песней с переложением на фортепиано, употребляемых на литургии и других церковных службах при Высочайшем Дворе: Муз. Бортнянского и др. сочинителей. Кн. 1. СПб., 1845. С. 113–115.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗИПАЛОВ Николай Егорович (1860/61 - после 1916), предприниматель, любитель церковного пения, автор монографии о регенте Чудовского хора Ф. А. Багрецове (1812-1874) и издатель его духовно-муз. сочинений. Род. в семье крупного коммерсанта из Владикавказа (представители рода Зипаловых во 2-й пол. XIX - нач. XX в. были владельцами универсальных магазинов и гостиниц в городах Сев. Кавказа). Профессиональное образование получил в Москве в Практической академии коммерческих наук. По окончании академии в 1880 г. З. вернулся во Владикавказ, чтобы вместе с братом наследовать торговый дом отца. В течение неск. лет был гласным городской думы. Заинтересовавшись судьбой Багрецова, З. в нач. 90-х гг. XIX в. изучал документы, относящиеся к деятельности регента. Благодаря кропотливой исследовательской работе, общению с современниками и очевидцами тех событий ему удалось собрать материал о Багрецове и Чудовском хоре, о его учениках-преемниках, о церковнопевч. жизни Москвы. Основной текст сопровождается многочисленными сносками-комментариями, хорошо передающими дух времени. Работа была закончена в 1895 г., но напечатана З. только через 20 лет на собственные средства тиражом 200 экз. Эта книга стала 1-м научно-популярным изданием о рус. регенте. Кроме того, З. в течение мн. лет при помощи близких друзей и учеников Багрецова собирал его духовно-муз. сочинения. Результатом этой работы стал сборник из 28 сочинений и переложений, изданный одновременно с биографией регента. Впосл. З. издал в Петрограде 13 духовно-муз. сочинений А. П. Есаулова , в т. ч. ранее не публиковавшихся (взятых из певч. б-ки Синодального хора). В 1900-х гг. З. был известен как меценат и коллекционер материалов по истории церковного пения, общался с А. Д. Кастальским . В 10-х гг. XX в. участвовал вместе с А. В. Преображенским в подготовке текстов о рус. церковных композиторах для предполагаемого 2-го издания русской версии «Музыкального словаря» Г. Римана. З. предлагал также выпустить в свет словарь отечественных церковно-муз. деятелей. Соч.: Ф. А. Багрецов: Опыт биографии... в ист.-муз. отношении по отзывам и восп. его современников: С портр. и иллюстр. Владикавказ, 1914. Лит.: РДМДМ. 2006. Т. 5. С. 503-504, 535. А. А. Наумов Рубрики: Ключевые слова: ГРОЗДОВ Христофор Николаевич (1854 - 1919), муз. деятель, педагог, композитор, издатель, исследователь груз. церковного пения и народной музыки АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров

http://pravenc.ru/text/199885.html

Несколько статей о. Г. Флоровского (род. в 1893), ныне целиком ушедшего в богословие, свидетельствуют о философской зоркости их автора, а литературная одаренность его, соединенная с исключительной эрудицией, делает чтение работ Флоровского всегда интересным. Но Флоровский, по-видимому, совершенно ушел ныне в богословие 3317 . Из многочисленных работ А.Н. Гилярова (1856–1928) (?) особенно надо отметить «Руководство к изучению философии» (Киев, 1916). Гиляров развивает своеобразную систему «синехологии» (очень близкую к софиологическим построениям). Гиляров был последователем философии Фехнера, и его наиболее ценные мысли лежат в области космологии. В.Е. Сеземан (1884–1937) (?) писал сравнительно мало по-русски, – главные его работы написаны по-немецки 3318 . Сеземан мыслил в линиях новейшего трансцендентализма (довольно близко к построениям С.И. Гессена). Больше надо сказать о М.М. Рубинштейне (род. в 1880), который остался после революции в Сов. России (жив ли он теперь – остается неизвестным). Ему принадлежали очень хорошие работы по педагогике, проникнутые истинно философским духом. Наиболее значительная его книга «О смысле жизни» (т. I-II. Москва, 1927) осталась неизвестной нам. Она попадала за границу случайно и редко, и мы знаем о ней лишь по довольно подробной рецензии о ней Чижевского 3319 . Рубинштейн, бывший раньше правоверным учеником Риккерта, в своей книге «О смысле жизни» совершенно отходит от трансцендентализма и очень приближается к современному экзистенциализму. Центральной проблемой для него является человек, а в человеке его центральная сила – способность к творчеству… Очень плодовит и имеет огромные заслуги в разных областях исторического изучения философии (русской, украинской, чешской, немецкой) Д.Я. Чижевский (род. в 1895 г.). Он написал несколько философских этюдов по логике, этике, философии языка и философии истории. Но всё это лишь материалы для некоей «чаемой» системы, которая лишь чувствуется в этюдах Чижевского 3320 . В.Я. Ильин и Д.А. Зандер издали несколько работ, касающихся проблем философской систематики, но все это membra disjecta (Разрозненные части (лат.)), как то же надо сказать и о работах Н.А. Реймерса , отчасти Боранецкого (издавшего в 1948 г. книгу «Ценность и человек»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Ср. Adv. Marc., IV, 9,3. 1884 Ср. Исх. 20:12—16; Лк. 18:20. 1885 См. Мф. 5:17. 1886 Ср. Лк. 18:7. 1887 Ср. Лк. 18:19. 1888 Ср. Лк. 18:18. 1889 Ср. Лк. 18:22. 1890 См Мих. 6:8. 1891 См.: Лк. 18:20—22. 1892 Вставка Кройманна. 1893 См.: Лк. 18:38. 1894 Ср.: Лк. 8:20. 1895 Ср.: Лк. 18:39. 1896 Конъектура Кройманна. В рукописи: « легче бы предположил». 1897 Интерполяция, по мнению Кройманна. 1898 Ср.: Лк. 18:43. 1899 Ср.: Ис. 11:1. 1900 Ср.: 3 Цар. 8:19. 1901 Ср.: Пс. 146 145:8. 1902 Другое прочтение: «и хотел, чтобы все познали , одарил веру человека, хотя видящую лучше, хотя причастную истинному свету, также и внешним зрением». 1903 Ср.: 2 Цар. 5:6—8. 1904 Конъектура Кройманна. В рукописи: «И почему Он сказал, что дает вере ». 1905 Вставка Кройманна. 1906 Конъектура Кройманна. В рукописи: «которые». 1907 Кройманн предполагает порчу текста: «с таким же состоянием плоти». 1908 Ср.: Лк. 19:9. 1909 Вставка Кройманна. 1910 См.: Лк. 18:38. 1911 См.: Лк. 18:43. 1912 В Евангелии не сказано, что Закхей был не иудеем. 1913 См.: Ис. 58:7. 1914 Ср.: Лк. 19:6. 1915 См.: Ис. 58:7. 1916 Ср.: Лк. 19:8. 1917 Ср.: Ис. 58:9, согласно Септуагинте. 1918 Ср.: Ис. 58:10, согласно Септуагинте. 1919 См.: Лк. 19:8. 1920 См.: Лк. 19:9. 1921 См.: Лк. 19:10. 1922 См.: Лк. 19:11—26. 1923 Вставка Кройманна. 1924 Конъектура Кройманна. В рукописи: «прославляющим». Ср.: Лк. 19:22—23. 1925 Ср.: Лк. 19:26. 1926 Ср.: Л к. 19:21—22. 1927 Ср.: Лк. 20:3—7. 1928 Ср.: Лк. 20:6. 1929 Ср.: Лк. 20:5. 1930 Там же. 1931 См.: Лк. 20:25. 1932 По мнению Кройманна, здесь пропущены слова: «чтобы заимствовал у другого тот». 1933 Ср.: Втор. 25:5—10. 1934 Ср.: Лк. 20:27—33. 1935 Ср.: Лк. 20:4. 1936 Ср.: Лк. 20:35. 1937 Ср.: Лк. 20:35—36; ср.: Мф. 22:30. 1938 Post praescriptionem. 1939 См.: Лк. 20:35. 1940 Конъектура Кройманна. В рукописи: «пробежали». 1941 В рукописи эти слова следуют выше, после слов: «на текст Писания». 1942 См.: Лк. 20:34. 1943 Кройманн предполагает здесь лакуну: «Но Господь не может казаться отвечавшим о браке этого века».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3996...

58       См. его: Creation and Chaos in the Primeval Era and the Eschaton/Trans. K.W. Whitney Jr. Grand Rapids, 2006 (нем. изд. – 1895); The Folktale in the Old Testament/Trans. M.D. Rutter. Sheffield, 1987 (нем. изд. – 1921); Genesis/Trans. M.E. Biddle. Macon (GA), 1997 (нем. изд. – 1910); The History of Religion and the Old Testament. L., 1910; The Influence of the Holy Spirit/Trans. R.A. Harrisville, P.A. Quanbeck II. Philadelphia, 1979 (нем. изд. – 1888); Gunckel H., Begrich J. An Introduction to the Psalms/Trans. J.D. Nogalski. Macon (GA), 1998 (нем. изд. – 1933); Gunckel H. Israel and Babylon/Trans. E.S.B. Philadelphia, 1904 (нем. изд. – 1903); Idem. The Legends of Genesis/Trans. W.H. Carruth. Chicago, 1901 (repr., with Introd. by W.F. Albright: N.Y., 1964; нем. изд., в качестве предисловия к комментарию на Бытие: 1901); Idem. The Psalms: A Form-Critical Introduction/Introd. J. Muilenburg; trans. T.M. Homer. Philadelphia, 1967 (нем. изд. – 1927); Idem. The Stories of Genesis/Trans. J.J. Scullion; ed. W.R. Scott. Vallejo (CA), 1994 (нем. изд. – 1910); Idem. Water for a Thirsty Land/K.C. Hanson (ed.). Minneapolis, 2001; Idem. What Remains of the Old Testament and Other Essays/Introd. J. Moffatt; trans. A.K. Dallas. N.Y., 1928 (нем. изд. – 1916). 60       Die Geschichte der synoptischen Tradition. Gött., 1921; Neues Testament und Mythologie. Hamburg, 1941; Kerygma und Mythos. Bd. 1–5/Hrsg. von H.W. Bartsch. Hamb.; Bergstedt, 1960–1964; Das Urchristentum im Rahmen der antiken Religionen. B., 1949; Theologie des Neuen Testaments. Bd. 1–2. Tüb., 1948–1953. 61       По Бультману христианская теология – интерпретация кéригмы, под которой он понимает основное содержание христианского вероучения, остающееся после процедур его демифологизации. Керигма есть сущность христианства, то, что имеет непреходящую нормативную ценность вне зависимости от конкретно-исторических способов и средств ее выражения и является основным содержанием непрекращающегося внутриличностного диалога между Богом и человеком. Именно эта ориентация христианской мысли на керигму, а не на исторического личностного Иисуса Христа, на проповеднический, а не на исторический смысл новозаветных текстов называется керигматической теологией. В такой постановке вопроса состоит оригинальность бультмановского богословия, представляющего собой попытку преодолеть гиперкритичность либеральной теологии XIX в.: если задача теологии – истолкование керигмы («самопонимание веры», «новое понимание экзистенции»), то теология как вид интеллектуальной деятельности становится недоступной для исторической критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

113 Вторичное рукоположение англиканского клирика Стефана Хатерлея в Константинополе, в 1870 г., вызвало протесты со стороны некоторых англикан. Ct. Нг. Ρaρadoρu1os, Op. cit., p. 38–39. 114 Вселенский Патриарх Григорий IV, своей энцикликой от 11 октября 1869 г. дал уже такого рода разрешение. A. Diomid Kiriakos, Revizuirea Ortodoxa, 1869, nr. 3, pp. 10–22, – 20; Apud Hr. Ρaρodορu1os, Op. cit., ρ 37. Regulamentul Sf. Smrd roman pentru relatiunile bidericesti ale clerului ortodokx roman on crestinu ortodocsi sav be ait rit st cu necredincrosii, care traesc in Regatul Romaniei (publ in Monit of. nr. 133 din 17 sept. 1881). Этот регламент дает благоприятное разрешение вопроса в стат. 8 и 9 Chiru Costescu, Colectiuni de legl. regulamente, acte. deciziuni, circulari etc, Bucurezti, 1916, pp. 310–311. 115 Так понимают значение этого вопроса и англиканские архиепископы, говоря в своем «Ответе» на буллу папы Льва XIII «Пришло из Рима послание, которое старалось ниспровергнуть все наше положение, как церкви (или: весь строй нашей церковной жизни) «Богословский Вестник», 1897 г. июнь, 364 стр. 116 См. В. А. Соколов , «Иерархия Английской Епископальной Церкви», стр. 151–155, где приведены многие выдержки из английских периодических изданий, номера которых вышли в свет после появления буллы в Англии и посвящены обсуждению ее. Но эта мысль была высказана раньше в периодической печати. См. «Труды Киев, Дух. Акад.» 1895, июнь, стр. 342. 118 Надо заметить, что еще раньше «Ответа» к вопросу о рукоположениях своей церкви англикапе старались привлечь внимание русских богословов чрез распространение в России сочинений «De Hierarchia Anghcana», составл Denny et Lacey. Это сочинение можно рассматривать до известной степени официальным трудом, составленным в защиту англиканской иерархии, ибо содержание его санкционировано епископскою властью. Предисловие к нему написано Иоганном Уорсуортом, епископом Сариобурийским (Сарумским). Вот что он пишет: «Commendo ergo Lectonbus ekterms opus quod sequitur: probatum jam in Anglia et Latma versione jam mento dona turn, utplemusetaccurratius in orbem chnstianum procedat. cm. Praefatio, p. 10.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нил Иванович Ножнин, сын крестьянина Никольского уезда. Окончил 3 класса Никольского духовного училища. С 20.05.1902 псаломщик Халезской Богородской церкви Никольского уезда. С 01.09.1906 эконом Никольского духовного училища. Эконом Вологодской духовной семинарии, рукоположен в сан диакона. С 08.07.1912 диакон Шалимовской Михаило-Архангельской церкви Сольвычегодского уезда. С 01.01.1917 диакон Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда. См. Ножнин Нил Иванович//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8633 . Николай Михайлович Попов (ок. 1878 г.р.) – сын дьякона Вологодской епархии. Окончил Тотемское духовное училище (1895), с 27.08.1896 псаломщик Вотчинской Михайло-Архангельской церкви Тотемского уезда, состоял в местной школе учителем пения. С 25.12.1904 диакон Николаевской Кептурской церкви Тотемского уезда. С 24.08.1915 по прошению перемещен к Трифоновской Уфтюжской церкви Кадниковского уезда, с 07.03.1916 эконом Вологодской духовной семинарии, с 04.02.1917 перемещен на штатную диаконскую должность к Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда. См. Клировую ведомость Николаевской Янгосорской церкви Вологодского уезда за 1917 г.//ГАВО. Ф. 496. Оп. 4. Д. 139. Л. 1331 об. – 1332 об. Николай Павлович Иконников окончил Устюжское духовное училище (1899), выбыл из 2 класса семинарии (13.04.1901), с 04.01. 1902 псаломщик Благовещенской Вожбальской церкви Тотемского уезда, с 02.02.1909 диакон Нутренской Николаевской церкви того же уезда, с 03.02.1917 эконом Вологодской духовной семинарии. См. ВЕВ. 1901. 14. С. 224; Иконников Николай//Православные приходы и монастыри Севера http://parishes.mrezha.ru/clergyL.php?id=8600 . Николай Павлинович Сумароков (05.12.1867 – после 1928) – сын псаломщика Троицкой Кильчангской церкви Никольского уезда. Окончил Вологодскую духовную семинарию (1888), с 14.09.1888 диакон Николаевской Возимской церкви Вологодского уезда. С 20.06.1889 по прошению переведен к Воскресенской Боровецкой церкви. С 14.04.1891 священник Николаевской Пустораменской церкви Кадниковского уезда. С 15.05. 1897 переведен по прошению к Скорбященской церкви при Вологодском исправительном отделении. С 14.08.1898 до августа 1902 – эконом Епархиального общежития Вологодской духовной семинарии. С 13.06.1912 во всяком случае до 1918 г. священник Вологодской градской Зосимо-Савватиевской церкви. К 1923 г. был за штатом. С 16.09.1923 избран прихожанами настоятелем Петропавловской Вологодской церкви вместо уклонившегося в обновленчество о. А. Резанова. Служил в этом храме в 1928 г. См. Клировая ведомость Зосимо-Савватиевской церкви г. Вологды за 1914 г.//ГАВО. Ф. 1063. Оп. 15. Д. 99. Л. 3 об. – 5 об.; И.Спасенкова. Православная традиция русского города в 1917-1930-е гг. (на материалах Вологды). Диссертация… канд. ист. Наук. Вологда. 1999.

http://bogoslov.ru/article/6177625

Сегодня также день памяти скульптора Сергея Михайловича Волнухина, скончавшегося в 1921 году. Он родился 8 ноября 1859 г. в Москве . Будущий скульптор учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1873-1886) у С.И.Иванова. В 1910 г. избран академиком Петербургской Академии Художеств. По взглядам на творчество Волнухин был близок к передвижникам. Наиболее известны его скульптурные портреты А.М.Корина и П.М.Третьякова, хранящиеся в Третьяковской галерее, памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, открытый в 1909 г. В 1895-1918 гг. Сергей Михайлович преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В этот день 1963 года скончался Герой Советского Союза, танкист Николай Фёдорович Романов. Он родился в крестьянской семье в деревне Мартыново Тверской области 15 марта 1916 г. Закончив всего 5 классов, устроился на работу бригадиром тракторной бригады. В 1937 г. юноша был призван в танковые войска Красной Армии. Служил на Дальнем Востоке, где встретил начало Великой Отечественный войны. В 1941 г. окончил курсы младших лейтенантов. С августа 1945 г. Романов принимал активное участие в боях против японских войск за Фуцзинский укрепленный район и город Фуцзинь в Китае. Был командиром танка 2-го батальона 171-й танковой бригады 15-й армии 2-го Дальневосточного фронта. 11 августа 1945 г. танковый батальон, в котором служил лейтенант Романов, прикрывал продвижение советских войск. Несмотря на существенные повреждения танка, экипаж под руководством Романова на протяжении шести часов продолжал вести бой, ожидая поддержки главными силами батальона. Н.Ф.Романов получил звание Героя Советского Союза Также был награждён орденами Ленина , Красной Звезды. После войны Романов остался в армии, закончил в 1949 г. Высшую офицерскую школу. Несколько лет был комендантом гарнизона в Калининградской области. С 1957 г. в звании майора Николай Фёдорович вышел в запас. Последние годы жизни провел в Калининграде, где и умер. В этот день 1974 года скончался Герой Советского Союза, полный кавалер ордена Славы старший сержант Андрей Васильевич Алёшин.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/11/de...

А. В. Горский поставил преподавание церковной истории в академии на солидный научный фундамент. В области всеобщей церковной истории упомянем А. П. Лебедева, как историка Русской Церкви — Е. Е. Голубинского. Лебедев (1845–1908) был ярким представителем той части профессуры, которая страстно выступала в защиту Устава 1869 г., ибо он был направлен против ученого монашества и его господства в академиях. Как сын своего времени (60–70-х гг.), он представлял собой тип, получивший в России название «либерального профессора». Его лекторская и авторская манера отличалась живостью, общедоступностью и склонностью к популяризации. Студенты любили его. Он часто привлекал западную церковно-историческую литературу и учил студентов пользоваться ею. Его учеником был Н. Н. Глубоковский, автор замечательной церковно-исторической монографии «Блаженный Феодорит, епископ Киррский. Его жизнь и литературная деятельность» (М., 1890, 2 т.); позднее он обратился к изучению Нового Завета. Из-за разногласий с учеными монахами в академии Лебедев оставил в 1895 г. кафедру и перешел в Московский университет. Живо интересуясь церковно-политическими вопросами, он принял активное участие в дискуссиях 1905–1906 гг. по поводу церковной В том же году, что и Лебедев, академию покинул Е. Е. Голубинский (1832 или 1834–1912). Это был ученый в собственном смысле слова, ученик Горского, усвоивший критический метод своего учителя. Его лекции были научно насыщенны и потому далеки от популяризаторской манеры Лебедева. С величайшей заботливостью он относился к подготовке научной смены. В своем труде «История Русской Церкви» Голубинский поднял множество проблем, требовавших критического источниковедческого изучения, и тем дал чрезвычайно сильный толчок к появлению множества работ по истории Церкви. Среди его учеников достойны особого упоминания профессора Н. Ф. Каптерев (1847–1917) и С. И. Смирнов (1870–1916); оба были в то же время учениками А. П. Лебедева и В. О. Ключевского. После того как Голубинский ушел в отставку, с 1896 г. историю Русской Церкви стал читать Смирнов, личность заметная и как исследователь, и как преподаватель (до 1906 г.— доцент, затем — экстраординарный, а с 1914 г.— ординарный Каптерев, бывший еще и учеником Горского, как и последний, постоянно прибегал к материалам из политической и общественной жизни России, так что его лекции по всеобщей светской истории немало способствовали и церковно-историческим

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

200 НЕСМЕЛОВ, Виктор Иванович (1863—1937), русский философ, богослов. Родился 1 (13) января 1863 в семье священника. Окончил Казанскую духовную академию (1887). Защитил магистерскую диссертацию Догматическое богословие святого Григория Нисского (1888). С 1895 — профессор Казанской духовной академии. После закрытия академии в 1920 безуспешно пытался устроиться на работу в Казанский университет. В 1931 был арестован по делу о “контрреволюционных церковно-монархических организациях”, погиб в июне 1937. 201 ВИНДЕЛЬБАНД (Windelband) Вильгельм (1848—1915) — немецкий философ, глава баденской школы неокантианства. Определял философию как учение о ценности (“Прелюдии”). Разделял науки на номотетические, имеющие дело с законами, и идеографические, изучающие единичные, неповторимые явления. Труды по истории философии. 202 РИККЕРТ (Rickert) Генрих (1863—1936) — немецкий философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Понимал философию как учение о ценностях. Противопоставлял метод естествознания, направленный на общее (закон), методу исторических наук, выясняющему единичные, неповторимые явления и события. 203 АВЕНАРИУС (Avenarius) Рихард (1843—1896), швейцарский философ, один из основоположников эмпириокритицизма (махизма). Считал, что в опыте снимается противоположность материи и духа; выдвинул теорию “принципиальной координации,” согласно которой “без субъекта нет объекта” (без сознания — материи). 204 МАХ (Mach) Эрнст (1838—1916), австрийский физик, философ-идеалист, один из основателей эмпириокритицизма (махизма). Труды по механике, газовой динамике, физиологической акустике и оптике. Открыл и исследовал ударные волны. Считал, что исходные понятия классической физики (пространство, время, движение) субъективны по своему происхождению; мир — “комплекс ощущений,” задача науки — их описание (“Анализ ощущений,” 1886). 205 АСТАРТА (Аштарт), в финикийской мифологии богиня плодородия, материнства и любви; астральное божество, олицетворение планеты Венера. 206 ФРАНЦИСК АССИЗСКИЙ (лат. Franciscus Assisiensis) (1181 или 1182—1226), итальянский проповедник, основатель ордена францисканцев, автор религиозных поэтических произведений (“Похвала добродетели,” “Похвала Богу” и др.). С 1207 подчинил свою жизнь служению духовному наследию Иисуса Христа, став проповедником. Вскоре у него появились последователи в Италии и почти во всех европейских странах, которые организовались во францисканские братства. В 1228 канонизирован. Рассказы, легенды о нем собраны в анонимном сборнике “Цветочки Святого Франциска Ассизского.”

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3034...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010