5 . Хрестоматия по истории Древнего Востока, ч. I, М., 1980. Пособия: 6 . Авдиев В. И. История Древнего Востока. 1948. 7 . Афанасьева В. К., Дьяконов И. М., Вейнберг И. П. Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н. э. в книге История Древнего мира. Кн. 2. Расцвет древних обществ. М., 1982. 8 . Белицкий М. Забытый мир шумеров. М., 1980. 9 . Бузекул В. Л. Открытия XIX и начала XX века в области Древнего мира. СПб., 1923. 10 . Велльгаузен Ю. Введение в историю Израиля. СПб., 1909. 11 . Гиоргадзе Г. Г. Хеттское царство, в книге История Древнего мира. Кн. I. Ранняя древность. М., 1983. 12 . Глаголев С. С. Очерки по истории религий. Ч. I. Св. Тр. Сергиева Лавра 1902. 13 . Глаголев С. С. Сверхъестественное Откровение и естественное Богопознание вне истинной Церкви. Харьков, 1900. 14 . Гусев А. Отношение евангельского нравоучения к закону Моисееву. Харьков, 1895. 15 . Дандамаев М. А. Вавилонские писцы. 1983. 16 . Делич Ф. Вавилон и Библия, в книге Библия и Вавилон, СПб., 1904. 17 . Древности Вавилоно-Ассирийские по новейшим открытиям. СПб., 1882. 18 . Дьяконов И. М. Научные представления на древнем Востоке (Шумер, Вавилония, Передняя Азия), в книге Очерки истории естественно-научных знаний в древности, М., 1982. 19 . Жидков О. А. История государства и права Древнего Востока. М., 1963. 20 . История Древнего Востока: Зарождение древнейших классовых обществ и первые шаги рабовладельческой цивилизации. ч. I. Месопотамия. М., 1983. 21 . История Древнего мира. т. I. Древний Восток. М., 1936. 22 . История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985. 23 . Источниковедение истории Древнего Востока, М., 1984. 24 . Кейль К. Ф. Руководство к библейской археологии. ч. II, Киев, 1874. 25 . Кечекьян С. Ф. Всеобщая история государства и права. ч. I. Древний мир, вып. I. Древний Восток и Древняя Греция. М., 1944. 26 . Киттель Р. История еврейского народа, т. I, М., 1917. 27 . Клима Й. Законы Хаммурапи, в книге Сообщения чехословацких ориенталистов. М., 1960. 28 . Клима Й. Общество и культура Древнего Двуречья. Прага, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sinajs...

5 Goar, 1647. В настоящей статье пагинация в ссылках на эту работу соответствует второму изданию (1730). 7 Среди сочинений которого особенно выделяется знаменитое издание выписок из множества греческих рукописей Евхология и Типикона (в рукописях последнего не только содержатся уставные указания, касающиеся в том числе и литургии, но иногда выписываются полные диатаксисы): Дмитриевский, 1895–1917. Издание осталось незавершенным – среди прочих бумаг в архиве Дмитриевского хранятся материалы для как минимум еще одного тома, посвященного Евхологиям (РНБ. Ф. 253, д. 137; см.: Arranz, 1995. С. 129–132). 13 См.: Engdahl, 1908; Baumstark, 1909, 1913 и 1939; Borgia, 1929, 1929–1930 и Borgia, 1932; Engberding, 1931, 1932, 1937, 1955, 1961–1962, 1963–1965, 1964 и 1966; Strittmatter, 1933, 1954 и 1955; Mandala, 1935; Minisci, 1948–1950. 15 См.: Jacob, 1965 b , 1966 b , 1966 c , 1967 b , 1967 c , 1968 b , 1970, 1972 b , 1976 a , 1976 b , 1981 и 1991–1992. 17 Часть из которых вошла в состав указанных выше монографий (включая последнюю, еще не вышедшую из типографии); часть – в сборники Taft, 1995, 1997 и 2001. Еще одна монография, в настоящее время находящаяся в процессе подготовки, включит в свой состав переработанные версии работ Роберта Тафта об анафоре ЛИЗ. 18 См.: Μωρατος, 1957; Φουντολης, 1978; Κογκολης, Οκονμος, Σκαλτσς, 1989; Parenti, 1991 b , 2000, 2001 a и 2005; Verhelst, 1998 и 2005 и др. 19 См.: Jacob, 1965 a , 1972 a , 1973, 1974 a , 1974 b , 1980, 1989, 1989–1990 и 1998; Duncan, 1978; Stassi, 1982; Passarelli, 1982 a и 1982 b ; Ruggieri, 1986; Koster, 1991; Maj, 1993; Diamante, 1994; Arranz, 1996; Κουμαριανς, 1996; Korza, 1998; Parenti, Velkovska, 2000 и др. 20 Среди которых – десятки рукописей ЛВВ и ЛИЗ (а также несколько рукописей литургий апп. Иакова и Марка). Ничего определенного о возможных особенностях состава литургий по этим рукописям сказать нельзя, поскольку опубликованные работы, посвященные этим новонайденным рукописям, на данный момент содержат лишь их первичные и предельно краткие описания. См.: Politis, 1980; Δαμιανς (Σαμαρτζς), Νικολπουλος et al., 1998; Géhin, Frøyshov, 2000.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

LEKUB. Riga, 1889. Т. 9. N 267. S. 159. Lewicki A. Unia florencka. S. 218. О путешествии Исидора через Прибалтику подробнее см.: Karge P. Die Reise. Beilage II.//Altpreussische Monatsschrift. NF. 1895. N 32. Базельскому Собору в марте он адресовал письмо с жалобами на Сигизмунда Кейстутовича (Halecki О. W drodze na sobor florencki//Oriens. 1939. Т. 7. P. 66–70), 6 апреля митрополит просил у магистра проезжую грамоту для посланца, который должен был известить Базельский Собор о его приезде (Karge P. Die Reise. Beilage IV.//Altpreussische Monatsschrift. NF. 1895. N 32). Halecki О. From Florence. P. 44. И. Сумрак Buзahmuje... С. 321–323. AS. P. 53. Мейендорф И. Ф. Флорентийский Собор//Византийский временник. Т. 52. С. 91. Gill J. Le concile de Florence. P. 220. Ibid. P. 221. Ibid Р. 110, 219–220. И. Сумрак Buзahmuje... С. 312–314, 327–328. Gill J. Le concile de Florence. P. 159–160. Ibid. P. 233. Ibid. P. 241–242. Ibid. P. 247–248. Эта уступка была затем зафиксирована в декрете унии — Epistolae pontificiae ad concilium florentinum spectantes/Ed. G. Hofmann. Roma, 1944. P. 2. N 76. P. 72. Gill J. Le concile de Florence. P. 249–250, 250–258. Epistolae pontificiae... P. 2. N 176. P. 72. О спорах в июне 1439 г. по поводу «формы» Евхаристии см.: Gill J. Le concile de Florence. P. 241–242, 250, 253–255, 258. Epistolae pontificiae... 1944. P. 2. N 176. P. 71–72. Gill J. Le concile de Florence. P. 261–266. Ibid. P. 270. AS. P. 33. O предложениях греков и спорах по этому поводу см.: Gill J. Le concile de Florence. P. 258, 261–262. Ibid. P. 267–268. Epistolae pontificiae... P. 2. N 212. AS. P. 55. Ibid. P. 23. Gill J. Le concile de Florence. P. 121, 146. Ibid. P. 160. Ibid. P. 214, 217–218, 227, 235. Ibid. P. 237. Ibid. P. 240. Ibid. P. 242, 247–248, 255, 257–258. Epistolae pontificiae... P. 2. N 176. Gill J. Le concile de Florence. P. 270. Epistolae pontificia... P. 2. N 233. I. Intellectual Repercussions of the Council of Florence//Idem. Ideology, Letters and Culture in the Byzantine World. London, 1982. Р. 19, 33.

http://sedmitza.ru/lib/text/443006/

Лит.: Уварова П. С. Христ. памятники//МАК. 1894. Т. 4. Табл. VII-VIII; Айналов Д. В. Нек-рые христ. памятники Кавказа//Археол. известия и заметки. М., 1895. Т. 3. Вып. 7-8. С. 233-243; он же. То же. М., 1895. С. 7; Чубинашвили Г. Н. Пещерные мон-ри Давид Гареджи. Тбилиси, 1948. С. 31, 32. Рис. 7. Табл. 37; он же. Памятники типа Джвари. Тбилиси, 1948. С. 187; Panofsky E. Dürer " s St. Eustace//Record of the Art Museum. Princeton (N. Y.), 1950. Vol. 9. N 1. P. 8. Fig. 5; Искусство Византии в собр. СССР. М., 1977. Т. 2. 126; LCI. Bd. 6. Sp. 194-199; Гомелаури И. Г. Архитектура Эртацминдского храма//XVIII науч. сессия Ин-та истории груз. искусства. Тбилиси, 1962. С. 12-13 (на рус. и груз. яз.); Шмерлинг Р. О. Малые формы в архитектуре средневек. Грузии. Тбилиси, 1962. С. 62-69. Рис. 2, 3; Шервашидзе Л. А. Цкелари (Ацкар)//Мат-лы по археологии Абхазии. Тбилиси, 1967. С. 45-46. Рис. 3-4; он же. Средневек. монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980. С. 202-205; Chatzidakis-Bacharas T. Les peintures murales de Hosios Loukas: Les chapelles occidentales. Athènes, 1982. P. 74-81; Coumoussi A. Une representation rare de la vision de St. Eustache dans une église greque du XIII siècle//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. P. 51-60. Fig. 1; Velmans T. L " église de Zenobani et le thème de la Vision de St. Eustache en Géorgie//Cah. Arch. 1985. Vol. 33. Р. 19-49. Fig. 12-18; Golden Light: Masterpieces of the Art of the Icon. Ghent, 1988. P. 156. Fig. 136; Аладашвили Н., Вольская А. Фасадные росписи Верхней Сванети//Ars Georgica. Тбилиси, 1987. Вып. 8. С. 94-121; Connor С. Art and Miracles in Medieval Byzantium: The Crypt at Hosios Loukas and Its Frescoes. Princeton (N. Y.), 1991. P. 15; Jolivet-Levy C. Les églises byzantines de Cappadoce: Le Programme iconographique de l " abside et de ses abords. P., 1991. P. 15, 23, 31, 37, 86, 113, 187, 219; Thierry N. Le culte de Cerf en Anatolie et la Vision de St. Eusmache//Monuments et memoires. P., 1991. Vol. 72. P. 33-100; The Glory of Byzantium: Art and Culture of the Middle Byzantine Era: A. D. 843-1261/Ed. H. C. Evans, W. D. Wixom. N. Y., 1997. Сат. 79, 80. P. 133-134; Мачабели К. Каменные кресты Грузии. Тбилиси, 1998. С. 78-87; Ивакин Г. Ю., Пуцко В. Г. Киевский каменный рельеф с изображением Е. П.//Рос. Арх. 2000. 4. С. 160-168; Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Кат. 109; Смирнова Э. С. Иконы Сев.-Вост. Руси. М., 2004. С. 199-206; Тахнаева П. И. Христ. культура средневек. Аварии (VII-XVI вв.) в контексте реконструкции полит. истории. Махачкала, 2004.

http://pravenc.ru/text/187479.html

Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876. С. 220-229; Fleury Ch. R., de. La sainte Vierge: Études archéologiques et iconographiques. P., 1878. Vol. 1. P. 419-437; Кирпичников А. И. Переписка монаха Иакова с императрицей//ЛетИФО. 1892. Т. 2. Визант. отд. 1. С. 255-280; он же. О письмах монаха Иакова: (Письмо к редактору)//ЖМНП. 1893. 3. Отд. 2. С. 261-262; idem. Zur byzant. Miniaturmalerei//BZ. 1895. Bd. 4. S. 109-124; Васильевский В. Г. О севастократориссе Ирине: Заметка по поводу статьи А. И. Кирпичникова//ЖМНП. 1893. Т. 285. 1. Отд. 2. С. 179-185; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 629; Hutter I. Die Homilien des Mönches Jakobos und ihre Illustrationen (Vat. gr. 1162 - Paris. gr. 1208): Diss. W., 1970. 2 Bde; Jeffers E. M. The Sevastokratorissa Eirene as Literary Patroness: The Monk Iakovos//JÖB. 1982. Bd. 32. S. 63-71; Anderson J. C. The Seraglio Octateuch and the Kokkinobaphos Master//DOP. 1982. Vol. 36. P. 83-114; idem. The Illustrated Sermons of James the Monk: their Dates, Order, and Place in the History of Byzant. Art//Viator. Berkeley, 1991. Vol. 22. P. 69-120; Buchthal H. A Greek New Testament Manuscript in the Escorial Library//Byzanz und der Westen: Stud. zur Kunst des Europäischen Mittelalters. W., 1984. S. 85-98; Spatharakis I. An Illuminated Greek Grammar Manuscript in Jerusalem//JÖB. 1985. Bd. 35. S. 231-244; Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 91, 223. Табл. 253-255; Nelson R. S. Theoktistos and Associates in Twelfth-Century Constantinople: An Illustrated New Testament of A. D. 1133//The J. P. Getty Museums Journal. Malibu (Calif.), 1987. Vol. 15. P. 53-78; Саминский А. Л. Мастерская груз. и греч. книги в К-поле XII - нач. XIII в.//Музей. М., 1989. Вып. 10. С. 184-216; Nelson R. S., Kazhdan A. James of Kokkinibaphos//ODB. Vol. 2. P. 1031; Овчарова О. В. Образ и стиль в миниатюрах круга Гомилий Иакова Коккиновафского//Образ Византии: Сб. ст. в честь О. С. Поповой/Отв. ред.: А. В. Захарова. М., 2008. С. 319-334.

http://pravenc.ru/text/200329.html

Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μikp. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

773 . Рус. пер.://ЕвагТвор. 4 .857). 113–119. (Умозритель, или К тому, кто удостоился ведения) [главы, сохранившиеся только на сир., переведены с франц.]. Исследования 774 . Guillaumont A. Une nouvelle version syriaque du Gnostique d’Évagre le Pontique//Muséon. 1987. 100. 161–169. Apophthegmata (CPG 2402; TLG 4110/X07, 2742/1) 775 . Apophthegmata (из Apophthegmata patrum, см. 4 .220): PG 65. 173–176. пер.: Добротолюбие. М. 3 1895. 1. 636–638. [Фрагм.] Исследования 776 . Bousset W. Apophthegmata Studien zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tubingen 1923. 777 . Brague R. L’Image et l’Acédie. Remarques sur le premier «Apophtègmes//RThom 1985. 85. 197–228. 778 . Bunge G. Le «lieu de la limpidité». A propos d’un apophtégme énigmatiquë Budge II, 494//Irénikon. 1982. 55. 7–18. Sententiae ad monachos (CPGS 2435; TLG 4110/7) 779 . Sententiae ad monachos//Nonnenspiegel und Monchsspiegel des Evagrios Pontikos/Ed. Gressmann H. Leipzig 1913. 153–165. [(TU 394)]. [=TLG] пер.: 1) Добротолюбие. Μ. 3 1895. 1. 608–614 (по лат. переводу в PG 40. 1277–82.=PL 20. 1181–1186) (Наставления братиям...); 2)//ЕвагТвор. 4 .857). 129–137 (Зерцало иноков и инокинь). 780 . Driscoll J. The Ad monachos of Evagrius Ponticus. Its structure and a select commentary. Roma 1991. XV, 432. 3 ind. (Studia Anselmiana. 104). [Греч. текст без аппарата и англ. пер.]. Winden J. С. М. van//ViC 1993. 47:4. 410–411; Gould G.//JThS 1993. 44. 718–20; Halleux A. de//EThL 1993. 69:4. 448–49; Id.//Revue théologique de Louvain. 1994. 25:1. 87; Pelland G.//Gregorianum. 1994. 75:3. 573; Blum G. G.//ZKG 1995. 106(1). 124–126. Исследования 781 . Driscoll J. Listlessness in the Mirror for Monks of Evagrius Ponticus//CistSt 1989. 24. 206–214. 782 . Driscoll J. Gentleness in the «Ad Monachos» of Evagrius Ponticus//StMon 1990. 32. 295–321. [Анализ гл. 12, 31, 53, 107]. 783 . Driscoll J. A key for reading the «Ad monachos» of Evagrius Ponticus//Augustinianum 1990. 30. 361–392. 784 . Driscoll J. The Mind’s long journey to the Holy Trinity: the Ad Monachos of Evagrius Ponticus. Collegeville, Minn. 1993. Blum G.G.//ZKG 1995. 106:1. 124–126; Elvira J. С.//St Mon 1999. 41 (1). 172–173.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

– C. 621, рис. 308 (два надгробия в форме крестов из западного некрополя VI–VII вв.). В своей сводке подобных находок А. Л. Якобсон учел 15 надгробий, но эти сведения далеко не полны (Раннесредневековый Херсон. – С. 258–259). 1597 Ср.: Якобсон А. Л. Отчет о раскопках средневекового сельского поселения близ села Гончарного. – Л. 12, 14, 17–22. 1598 Византийский Херсон. – С. 83, см.: Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. – М., 1908. – С. 217; Корпусова В. М. Об одной особенности христианского погребального обряда средневекового населения Восточного Крыма//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины. Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 135. 1599 Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1888–1891 г., изданные В. В. Латышевым//МАР. – 1892. – Вып. 9. – С. 36, Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева. – С. 49–50, Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1905 г.). – С. 123–125, 39; Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1907 года). – С. 28–31, 24,25,26 1600 Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева//МАР. – СПб, 1899. – – С. 49–50, ср. аналогичную надпись VIII в. на небольшой плите с полукруглым верхом с изображением прочерченного в круге креста-розетки ( Виноградов А. Ю., Джанов А. В. Греческие надписи Сугдеи... – С. 413–414, 1601 Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. – Л., 1953. – С. 139, рис. 49; Античная культура Херсонеса. Каталог. – К., 1976. – 248, 255, 271, 273, 284, 286, 289, 342, 371–372, 377, 378, 380, 385, 405, 408, 410, 415, 513–515; Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 44, ср.: Шкорпил В. Боспорские надписи, найденные в 1908 г.//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 30–31, Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1905 года). – С. 121–123, (надпись от имени Юстина II, его супруги Софии и дуки Херсона); Соломоник Э. И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма//ВВ. – 1986. – Т. 47. – Пуцко В. Г. Два фрагмента крестов- энколпионов из Крыма//АДСВ: Византия и ее провинции. – Свердловск, 1982. – С. 32–35, рис. 1–2; Pillinger R. Die Anfange des Christentums auf der taurischen Chersones (Krim) demonstriert am Beispiel von Pantikapaion/Bospor/Kerc//Fremde Zeiten. Festschrift fur Jurgen Borchardt zum sechzigsten Geburtstag am 25. Februr 1996 dargebracht von Kollegen, Schulern und Freunden. – Wien, 1996. – Bd.2. – S. 309–317, Abb.2, 4, 5, 7, 9 ,10–12; Николаева Э. Я., Десятчиков Ю. М. О распространении христианства на Боспоре//Таманская старина. – СПб., 1998. – Вып. 1. – С. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Антологии 1409 . Жизнь св. Дорофея и два поучения преп. аввы Дорофея . М. 1856. 49. 1410 . Добротолюбие. М. 2 1895. 2. 601–642. [По пер. о. Климента Зедергольма ]. 1411 . Избранные места из творений преп. аввы Дорофея /Собр. Е. И. В. великой княгиней Милицией Николаевной. СПб. 1908. 35. Отрывки 1412 . Преп. авва Дорофей . Из подвижнических наставлений//Надежда. 1985. 12. 19–24. [Из Добротолюбия]. Англ. пер.: 1413 . Dorotheus of Gaza. Discourses and Sayings/Transl. Wheeler E. P. Kalamazoo 1977. 259. (Cistercian Studies. 33). Halleux A. de//RHE 1978. 73. 798. 2 1987. Итал. переводы·. 1414 . Dorotheus Gazaeus. Insegnamenti spirituali/Trad., introd. e note a cura di Paparazzi M. Roma 1979. 260. (Coll. di testi patristici. 21). Maggio//Sal 1980. 42. 879; Dorotheus Gazaeus. Scritti e insegnamenti spirituali/Introd., trad. e note a cura di Cremaschi L. Roma 1980. 262. (Letture cristiane delle origini. 7). Maggio//Sal 1982. 44. 800. Исп. пер.: 1415 . Doroteo de Gaza. Conferencias; Vida de Dositeo/Introd. у trad. [de Conf.] Rivas F., introd. у Trad. [de Vida] Elizalde M. de. Victoria (Argentina) ECUAM 1990. XXVI, 146. (Nepsis. 3). Halleux A. de//RHE 1992. 87. 566. Голл. пер.: 1416 . Dorotheus van Gaza. Geestelijke Werken. Abdij Bethlehem. Bonheiden 1986. 195. (Monastieke cahiers. 30). Серб. пер.: 1417 . Pouke Ave Doroteja. Sveta Gora Atonska, Gornji Milanovac, Manastir Hilandar, Deje novine. 1991. 113. Рум. пер.: 13 .30 (в Добротолюбии о. Думитру Станилоаэ), 53. Исследования 1418 . Кучкин В. А. Древнейшая болгарская рукопись из собраний города Горького//Советское славяноведение. М. 1972. 5. 69–71. [Рук посл. четв. XIV в., включающая Поучения аввы Дорофея и Житие Василия Нового]. 1419 . Дронов Михаил , прот. Талант общения. М. 1998. 1420 . Уминский Алексей, прот. Фрагменты из приходских бесед. Поучение аввы Дорофея «О страхе Божием»//АО 2(32). 2002. 274–286. 1421 . Canivet P. Dorothée de Gaza est-il un disciple d’Évagre? (A propos d’une édition de ses oeuvres spirituelles)//REG 1965. 78. 336–346.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В печатные Минеи не вошли особые праздничные тропари на блаженнах, практика пения таких тропарей была известна в студийскую эпоху, в частности, она упомянута в Студийско-Алексиевском Типиконе, где в описании службы В. помимо прочего говорится: «Не поему помяни насъ Христе. нъ въ того место ирмос» (см. ст. Блаженны ). В греч. рукописях сохранился цикл таких тропарей для праздника В. 4-го гласа, с ирмосом Δι ξλου Αδμ (    ) ( Никифорова А. Праздничные блаженны из греч. Миней IX-XII вв. б-ки мон-ря вмц. Екатерины на Синае//БСб. 2002. Вып. 10. С. 159); в славянских присутствует еще один цикл 8-го гласа, с ирмосом «Помяни нас, Христе») ( Пентковский А. М. Праздничные и воскресные блаженны в визант. и слав. богослужении VIII-XIII вв.//Старобългаристика. София, 2001. 15/3. С. 50-52, 58; Верещагин Е. М. Церковнослав. книжность на Руси. М., 2001. С. 337-338). Лит.: Νικδημος Αγιορετης. Εορτοδρμιον. Θεσσαλονκη, 19873. Τ. 1; Nestle E. Die Kreuzauffindungslegende//BZ. 1895. Bd. 4. S. 319-344; Никольский. Устав. Т. 2. С. 577-584; Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики. М., 1998; Straubinger J. Die Kreuzauffindungslegende: Untersuch. über ihre altchristl. Fassungen mit besonderer Berücksichtigung d. syr. Texte. Paderborn, 1912. (Forsch. z. christl. Literatur- und Dogmengeschichte; 11/3); Скабалланович М. Н. Воздвижение Честного Креста. К., 1915. Серг. П., 1995р. (Христ. праздники; 2); Успенский Н. Д. Чин Воздвижения Креста: Ист.-литург. очерк//ЖМП. 1954. 9. С. 49-57; Пигулевская Н. В. Мартирий Кириака Иерусалимского// Она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 186-217; Duval Y. Loca sanctorum Africae: Le culte des martyrs en Afrique du IVe au VIIe siècle. R., 1982 Heid S. Der Ursprung der Helenalegende im Pilgerbetrieb Jerusalems//JAC. 1989. Bd. 32. S. 41-71; Borgehammar S. How the Holy Cross was Found: From Event to Medieval Legend. Stockholm, 1991; Drijvers J. -W. Helena Augusta: The Mother of Constantine the Great and the Legend of Her Finding of the True Cross. Leiden, 1992; Fraser M. The Feast of the Encaenia in the IVth Century and in the Ancient Liturgical Sources of Jerusalem, Diss.: Durham, 1995; Lingas A. Festal Cathedral Vespers in Late Byzantium//OCP. 1997. Vol. 63. P. 421-448; v an Tongeren L. Exaltation of the Cross: Towards the Origins of the Feast of the Cross and the Meaning of the Cross in Early Medieval Liturgy. Leuven, 2000; Лосева О. В. Рус. месяцесловы XI-XIV вв. М., 2001; Пентковский А. М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5. С. 69-80; он же. Богослужебный Синаксарь к-польского мон-ря Христа Человеколюбца//БВ. 2004. 4. С. 177-208; Асмус В. , прот. Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста: Эортол. этюд//Имперское возрождение. М., 2004. Вып. 1. С. 51-60.

http://pravenc.ru/text/155081.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010