A.V. Nesteruk Bibliography A. Classical and Patristic Writers (with the source for the English translation) Athanasius of Alexandria Contra Gentes                   NPNF, series 2, vol.4. De Incarnatione Verbi Dei      On the Incarnation. Crestwood, N.Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1998. De decretis (P.G. 25.411c)      Quoted in Torrance, “The relation of the Incarnation to Space in Nicene Theology.” Contra Arianos      Quoted in Torrance, “The relation of the Incarnation to Space in Nicene Theology.” Augustine of Hippo Confessions      NPNF, series 1, vol. 1; or The Library of Christian Classics. Vol. 7. London: SCM Press, 1955; or Saint Augustine Confessions. Trans. H. Chadwick. New York: Oxford University Press, 1991. City of God      Augustine. Concerning the City of God against Pagaus. Trans. H. Bettenson New York: Penguin Books, 1980. Lettes to Consentius      A fragment in Lindberg, “Science and the Early Church”. On Christian Doctrine      NPNF, series 1, vol. 2. Enchiridion      The Library of Christian Classics. Vol. 7. London: SCM Press, 1955. Epistolae      Goldbacher, A., ed., Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latin­orum, vol. 34. Vienna: Tempsky, 1895. On the Trinity      NPNF, series 1, vol. 3: or Bourke V. J., ed. The Essential Augustine. Indianopolis: Hackett, 1975. The Literal Meaning of Genesis      Tailor, J.H. St. Augustine: The Literal Meaning of Genesis. New York: Newman, 1982. Basil the Great (of Caesarea) The Hexaemeron                   NPNF, series 2, vol. 8. Letters                              NPNF, series 2, vol. 8. Clement of Alexandria The Stromata, or Miscellanies      ANF, vol.2. Diadochos of Photiki On Spiritual Knowledge            Palmer et al., eds., The Philokalia, vol. 1. Dionysius the Areopagite The Divine Names      C.E. Rolt. “Dionysius the Areopagite, The Divine Names and The Mystical Theology.” Trans. C.E. Rolt. London: SPCK, 1979. Some quotations are from V. Lossky, The Mystical Theology of the Eastern Church. The Celestial Hierarchies      The Mystical Theology and the Celestial Hierarchies of Dionysius the Areopagite. Godalming: The Shrine of Wisdom, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/world/light-fr...

Алексей Нестерук Библиография А. Классическая литература и патристика Августин Блаженный Исповедь. М.: Renaissance, 1991. О Граде Божием. В двадцати двух книгах. T. II, кн. 8–13. М.: Изд-во Спасо-Преображенского монастыря, 1994. Enchiridion. Английский перевод (далее – ET [English Translation]): The Library of Christian Classics, vol. 7. L.: SCM Press, 1955. Epistolae 120, ed. A. Goldbacher, в Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum, vol. 34. Vienna: Tempsky, 1895. Letter to Consentius. ET: цит. в D. Lindberg, Science and the Early Church. The Literal Meaning of Genesis. ET: J. H. Taylor, St. Augustine: The Literal Meaning of Genesis. N. Y.: Newman, 1982. On Christian Doctrine. ET: Library of the Nicene and Post-Nicene Fathers [NPNF]. Translated into English with prolegomena and explanatory notes. Second series. Edinburgh: T & T Clark; Grand Rapids, Mich.: Eerdmans, 1996, series 1, vol. 2. On the Trinity. ET: NPNF, series 1, vol. 3; или The Essential Augustine, ed. V. J. Bourke. Indianapolis: Hacket, 1975. Афанасий Александрийский I Великий На ариан слово третье, в Творения в четырех томах, т. II. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994. Слово на язычников, в ibid., т. I. Слово о воплощении Бога-Слова и о пришествии его к нам во плоти, в ibid., т. I. De Decretis, в Patrologiae cursus completes [PG], ed. J. P. Migne. Series Graeca. 161 vols. P.: Migne, 1857–1866, 25.411c. ET: цит. в T. F. Torrance, The Relation of the Incarnation to Space in Nicene Theology. Василий Великий , св. Беседы на Шестоднев. М.: Изд-во Московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. Letters. ET: NPNF, series 2, vol. 8. Григорий Богослов (Назианзин), св. Слова. Собрание творений в двух томах. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. Letters. ET: NPNF, series 2, vol. 7. Григорий Нисский , св. Об устроении человека. СПб.: AXIOMA, 1995. De anima ressurectione. ET: C. P. Roth, The Soul and the Resurrection. N. Y.: St. Vladimir’s Seminary Press, 1993. Григорий Палама , св . The Declaration of the Holy Mountain in Defence of Those Who Devoutly Practise a Life of Stillness. ET: The Philokalia, eds. G. E. H. Palmer et al., vol. 4.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/log...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 9  голосов:  4.7 из  5) Душа болит не так, как тело. Иной раз сложно прийти в себя после тех или иных искушений. Что пишут те, кто на опыте знал, как обрести психологическое здоровье? Праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908) Лечение душевных болезней (страстей) совершенно отлично от лечения телесных болезней. В телесных болезнях надо остановиться на болезни, поласкать больное место мягкими средствами, теплою водою, теплыми припарками и пр., а в болезнях душевных не так: напала на тебя болезнь — не останавливайся на ней вниманием, отнюдь не лаская ее, не потворствуй ей, не грей ее, а бей, распинай ее, делай совершенно противное тому, чего она просит. Преподобный Силуан Афонский (1866–1938) Добро научиться жить по воле Божией. Тогда душа непрестанно пребывает в Боге и бывает зело покойна. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982) Часто бывает так, что и при хорошей материальной обеспеченности и при добрых отношениях к нам ближних наших сердце наше гложут грехи и страсти, как лютые змеи. А если прибегаем к духовно-нравственным средствам, изживаем гордость и превозношение и освобождаемся от тщеславия, зависти и гнева, неудовольствия и порождающих их похотей плоти; внутренняя жизнь наша под воздействием благодати Божией очищается от раздражительности, боязни и греховной тревоги, и мир Божий осеняет нашу душу мы ощущаем радость о Господе. Цепи греха ослабевают, а некоторые спадают совсем, и чувствуем себя вполне счастливыми, в полноте жизни, несмотря на различные внешние материальные и прочие мирские условия. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный — утешение, сомневающийся — разум и утверждение, невежда — наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение.

http://azbyka.ru/deti/kak-lechit-dushevn...

Тискады. Церковь Троицы Живоначальной. Tiskdu Vissvts Trijdbas pareizticgo draudze Карта и ближайшие объекты Тискады - большое старообрядческое село, в которое в 1877 году был перемещён из Резекне иеромонах Мелитон. Его стараниями, по распоряжению епархиального начальства, на пожертвования разных боготворительных лиц и деньги в сумме 1705 рублей 50 копеек, в 1878 году в Тискадах была построена деревянная церковь для единоверцев, более 200 человек которых перешли из старообрядцев к единоверию. Церковь освящена 5 июня  1878 года Преосвященным Викторином, епископом Полоцким и Витебским. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, в связи с колокольнею. Престол один во имя Святой Троицы. Отец Мелитон служил в приходе по ноябрь 1885 года. Ближайшие церкви – Резекненский городской собор в 18 верстах. Священник – Феодор Львович Журавский, сын псаломщика, 27 лет (на 1900 г.), род. в селе Глазове Невельского уезда Витебской губернии. Окончил Витебскую Духовную семинарию в 1895 году. Рукоположен во священника к Тискадской единоверческой церкви с 21.02.1899 года. С 27.09.1936 года настоятелем в приходе состоял отец Иоанн Романов. Прихожан: на 1900 год - мужчин – 178 и женщин – 186 чел., на 1936 год – всего 350 человек. В 1982 г. храм закрыли. Иконы, утварь куда-то вывезли, а церковные книги сжигали прямо во дворе. Как любой дом, который остается без хозяина, храм потихоньку начал разрушаться. По распоряжению Владыки Александра Тискадский храм Святой Троицы зарегистрировали в Синоде и назначили его настоятелем отца Николая Рудзейша. Латв. ГИА, фонд 4754, опись 2, дело 187 за 1900 год, лист 39 по 50. Ведомость о церкви Тискадской Свято-Троицкой единоверческой. С.П.Сахаров «Православные церкви в Латгалии», изд.Рига, 1939 г. Стр. 151-153. После присоединения Инфляндии к России (1772) стали актуальными не только вопросы о воссоединении униатов с православными и об ограничении католического влияния в крае, но и появилась необходимость миссионерской работы, направленной на искоренение раскола.

http://sobory.ru/article/?object=07889

Ю.В. Откупщиков Сокращения 1. Словари Абаев Абаев В. И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. I. М.; Л., 1958. Ананьев Сокращенный латинский словарь Ананьева, Яснецкого и Лебединского. М., 1862. Атлас РНГ Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы/Под ред. Р. И. Аванесова. М., 1957. Боднарский Боднарский М. С. Словарь географических названий. М., 1954. Большая советская энциклопедия: 3-е изд.; В 30 т. М., 1969–1978. Геров Н. Речник на български език. Ч. I–V. Пловдив, 1895–1904. Горяев Горяев H. B. Сравнительный этимологический словарь русского языка. Тифлис, 1896. Гpihчehko Гpihчehko Б. Словарь украïньскоï мови. Τ. I–IV. Киïв, 1908–1909. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Τ. I–IV. М., 1955. Дворецкий Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. Т. I–IL М., 1958. Emuмoлoriчhuй словник украïньскоï мови. Τ. I–III. Киïв, 1982–1989 (незаконченное издание). В. С. Српски pjeчhuk: 3-е изд. У Биограду, 1898. Каталог piчok Украïни Каталог piчok Украïни. Киïв, 1957. Картотека древнерусского словаря Института русского языка РАН (Москва). Климов Климов Г. А. Этимологический словарь картвельских языков. М., 1964. КЭСРЯ1 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1961. КЭСРЯ2 Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка: 2-е изд. М., 1971. Лаучюте Лаучюте Ю. А. Словарь балтизмов в славянских языках. Л., 1982. Μikp. Бел. Mikpamanahiмiя Беларусь Mihck, 1974. Младенов Младенов Ст. Етимологически и правописен речник на българския книжовен език. София, 1941. Мука Э. Словарь нижнелужицкого языка. Вып. I. Пг., 1921. Мурзаевы Мурзаевы Э. и В. Словарь местных географических терминов. М., 1959. Никонов Никонов В. А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. Носович Носович И. И. Словарь белорусского наречия. СПб., 1870. Новый энциклопедический словарь (бывш. Брокгауз – Ефрон). Т. 23. Пг., [s. а.]. Востоков А. X. Опыт областного великорусского словаря. СПб., 1852.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Статистика Булгаков Михаил Афанасьевич Михаил Афанасьевич Булгаков (3 (15) мая 1891, Киев, Российская империя — 10 марта 1940, Москва, СССР) — русский советский писатель и драматург. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто. Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859—1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве — Покровской) (1869—1922). В семье было семеро детей: Михаил (1891—1940), Вера (1892—1972), Надежда (1893—1971), Варвара (1895—1954), Николай (1898—1966), Иван (1900—1969) и Елена (1902—1954). В 1909 году Михаил Булгаков закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года — получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными». В 1913 году М. Булгаков вступает в свой первый брак — с Татьяной Лаппа (1892—1982). После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работает врачом в прифронтовой зоне. Затем направлен на работу в село Никольское Смоленской губернии, после этого работал врачом в Вязьме. С 1917 года он стал употреблять морфий, сначала с целью облегчить аллергические реакции на антидифтерийный препарат, который принял, опасаясь дифтерии после проведенной операции. Затем прием морфия стал регулярным. В декабре 1917 года он впервые приехал в Москву, остановившись у своего дяди, известного московского врача-гинеколога Н. М. Покровского, ставшего прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце». Весной 1918 года М. Булгаков возвращается в Киев, где начинает частную практику как венеролог. В это время М. Булгаков перестает употреблять морфий и никогда более к нему не возвращается. Во время Гражданской войны, в феврале 1919 года, М. Булгаков мобилизуется как военный врач в армию Украинской Народной Республики, но почти сразу дезертирует. В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. Булгаков был мобилизован в Красную Армию в качестве военного врача; 14-16 октября вместе с частями Красной Армии вернулся в Киев и в ходе уличных боев перешел на сторону Вооруженных сил Юга России (по другой версии — попал к ним в плен) и стал военным врачом 3-го Терского казачьего полка.

http://lib.cerkov.ru/authors/1104

Вахитовский район. Церковь Троицы Живоначальной при гражданском тюремном замке. Троицкая тюремная церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Ансамбль тюремного замка расположен в центральной части города на высоком левом берегу реки Казанки на пересечении улиц Поперечно-Казанской и Казанской (ныне Япеева и Нагорной). Построен в 1807 году, по проекту казанского архитектора Я. М. Шелковникова. При проектировании за основу принят проект «гражданского тюремного замка» для губернских городов, разработанный как типовой выдающимся русским архитектором А. Д. Захаровым. Поэтому и в народе этот комплекс называли не тюрьмой, а именно «тюремным замком» или просто «острогом». В целом весь комплекс является уникальным памятником архитектуры начала XIX века. Внутри двора по центральной оси, проходящей через арку въездных ворот, первоначально было поставлено четыре строения, в одном из которых вместе с конторой, караульной и была в 1836 году на средства купца Александра Григорьевича Зотова устроена церковь, освященная во имя Св. Живоначальной Троицы. Несмотря на то, что церковь была при тюрьме, она была в определенное время открыта и для прихожан. Об этом вспоминает и Л. Н. Толстой, живя в Казани в молодые годы: « Мы жили в доме Горталова, против острога. Церковь была так устроена, что отделялась только стеклянной перегородкой с дверью от того места, где стояли колодники. Перед этой перегородкой могли находиться все приходящие». Особый интерес представляла в церкви икона, вложенная в храм бывшим губернским прокурором Г. И. Солнцевым. Этой иконой Петр I был благословлен в Киеве, и она, будто бы, находилась с ним в персидском походе. Икона писана своеобразно: на ней изображен двуглавый орел с образом Неопалимой Купины посередине и с ликами святых по окружности. В 1918 году после прихода новой власти церковь была упразднена. По материалам изданий: «Спутник по Казани» под редакцией профессора Н.П Загоскина, Казань,1895 г. , " ’Казань в памятниках истории и культуры " Казань, Татарское кн. изд-во, 1982., Е. Г. Бушканец «Юность Льва Толстого. Казанские годы», изд-во «Идель-пресс», Казань-2008.

http://sobory.ru/article/?object=32821

Статистика Голубцов Александр Петрович Александр Петрович Голубцов (20 ноября 1860, Ильинский погост Галичского уезда Костромской губернии — 4 июля (17 июля) 1911, Сергиев Посад) — русский богослов, профессор Московской духовной академии. Семья Родился в семье бедного сельского священника Петра Александровича Голубцова и его супруги Анны Елисеевны. Жена — Ольга Сергеевна, урождённая Смирнова, младшая дочь ректора Московской духовной академии, протоиерея Сергея Константиновича Смирнова. Они обвенчались в 1886. Дети: Иван (1887—1966) — доктор исторических наук; Мария (1888—1925); Сергей (1893—1930); Пётр (1895—1917), студент Московской духовной академии; Наталия, в монашестве Сергия (1896—1977); Анна (1898—1943); Николай (1900—1963), священник. Алексей (1904—1978), инженер; Павел, в монашестве Сергий (1906—1982), художник-реставратор, архиепископ Новгородский и Старорусский; Серафим (1908—1981), священник. Образование и учёные степени Окончил Галичское духовное училище, Костромскую духовную семинарию (1882, вторым в выпуске), Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1886; первым магистрантом). В 1886—1887 — профессорский стипендиат по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистр богословия (1891; тема диссертации: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вальдемара и царевны Ирины Михайловны»). Доктор богословия (1907; тема диссертации: «Соборные чиновники и особенности службы по ним»). Преподаватель и учёный С 1887 — и. д. доцента по кафедре церковной археологии и литургики Московской духовной академии. Магистерская диссертация Голубцова, посвящённая полемике о вере между православными и протестантами в XVII веке, заслужила позитивную оценку профессора Василия Ключевского, который написал в своём отзыве, что «магистрант не только впервые в одной работе охватил все стороны этого исторического эпизода, но и тщательно проанализировал все материалы, имевшиеся в различных Российских книгохранилищах». Эта работа была удостоена Святейшим Синодом премии митрополита Макария.

http://lib.cerkov.ru/authors/990

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАТОЛИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В ПАРИЖЕ [Парижский католический университет; лат. Universitas Catholica Parisiensis; франц. Université Catholique de Paris; офиц. название - Ассоциация епископов-основателей Парижского католического института - Парижский католический институт; франц. Association des évêques fondateurs de l " Institut catholique de Paris - Institut catholique de Paris], высшее католическое учебное заведение во Франции; имеет статус ун-та, но называется «институт», т. к., согласно французскому законодательству, частное учреждение высшего образования во Франции не может именоваться ун-том. Находится в ведении Папского престола и под контролем Ассоциации французских католических епископов, к-рую возглавляет Парижский архиепископ, являющийся канцлером К. и. Канонический статус и деятельность К. и. регламентируются нормами конституций папы Римского Иоанна Павла II «Sapientia Christiana» (1979) и «Ex corde Ecclesiae» (1990). К. и. признается частным высшим учебным заведением, дипломы и ученые степени к-рого приравниваются к получаемым в гос. учебных заведениях высшего образования. Католический институт в Париже Католический институт в Париже После того как в июле 1875 г. был принят закон об образовании, позволивший создавать частные ун-ты, 11 авг. по решению франц. епископата был основан Парижский католический ун-т. Его фактическим организатором и 1-м ректором стал пресв. М. Ле Саж д " Отрош д " Юльс. Ун-ту были переданы помещения бывшего мон-ря кармелитов при ц. св. Иосифа (Сен-Жозеф-де-Карм) близ Люксембургского сада в Париже. Начатая в 90-х гг. XIX в. перестройка зданий была прервана принятым в 1905 г. законом об отделении Церкви от гос-ва. В 1927 г., после нормализации отношений между Францией и Папским престолом, за К. и. были закреплены права собственности на помещения. В 30-х гг. ХХ в. завершилось строительство совр. здания К. и. в неоготическом стиле. В Парижском католическом ун-те обучение велось на юридическом и филологическом фак-тах, а также на фак-те естественных наук, затем по указанию Папского престола были созданы теологический фак-т (1889), фак-т канонического права и философский фак-т (1895). В наст. время в К. и. 6 фак-тов, из которых 4 (теологический, философский, канонического права, социальных и экономических наук) руководствуются учебными нормами, одобренными Папским престолом. Существует также ряд автономных институтов и высших школ, созданных в рамках как отдельных фак-тов, так и всего института. В К. и. могут обучаться все желающие, независимо от религиозной принадлежности; имеется докторантура и семинария. С 1982 г. ежеквартально выходит ж. «Transversalités: Revue de l " Iinstitut Catholique de Paris» (Трансверсальности: Журнал Католического института в Париже), посвященный текущей научной жизни К. и.

http://pravenc.ru/text/1683913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИПОСТАСИ [большие ипостаси; греч. μεγλαι ποστσεις], вид знаков византийской нотации . Терминология и свидетельства источников Большие ипостаси в Протеории XIV в. (РНБ. Греч. 494. Л. 2 об.– 3) Большие ипостаси в Протеории XIV в. (РНБ. Греч. 494. Л. 2 об.– 3) В древнегреч. риторике этот термин обозначал фигуру речи, служащую для полного выражения или для развития к.-л. идеи (см.: Greek-English Lexicon: With a Suppl./Ed. H. G. Liddel et al. R., 1968. Oxf., 1990. P. 1895). В визант. певч. искусстве И. получил развитие в контексте средневизант. нотации (XII - сер. XIX в.) и был тесно связан с хирономией - искусством управления хором с помощью особых жестов (см.: Moran. 1986; Hickmann. 1996; Σπυρκου. 2008). Мн. формы И. в качестве составных знаков появились уже в ранневизант. нотации (сер. X - кон. XII в.; см.: Floros. 1965), некоторые из И. сохранились в нотации Нового метода (с 1814; см.: Χρσανθος κ Μαδτων. 1832; Καρς. 1955, 1976, 1982). С XIV в. в теоретических трактатах термин μεγλαι ποστσεις использовался как синоним терминов μεγλα σημδια (большие знаки) или φωνα σημδια (неинтервальные знаки) и обозначал группу из порядка 40 знаков, к-рые противопоставляются т. н. звучащим, т. е. интервальным, знакам (μφωνα σημδια). См. таблицу 1, составленную по Пропедии 1713 г. Филофея, сына Аги Жипы (изд.: Filothei, sin Ag i Jipei. Psaltichia Rumneasc/Ed. S. Barbu-Bucur. Bucureti, 1984. T. 2: Anastasimatar P. 65-67, 113-120. (Izvoare ale muzicii româneti; VII B)), и по Пападики XV в. (Vat. Barb. gr. 300. Fol. 2-4v; изд.: Floros. 1970. Bd. 3. Platten 3-8; см. также: Alexandru. 2000), а также таблицу 7 в ст. «Византийская нотация». Названия, формы и функции Перечень И. содержится, напр., в Протеории XIV в. РНБ. Греч. 494 (Л. 2 об.- 3; см. ил.). Перечисление И. предваряется рубрикой (Л. 2) «О других знаках (σχματα) большой хирономии, которые также называются великими ипостасями» (см.: Герцман. 1994. С. 35-81, факсимиле: Л. I-XIV). В списке содержится 40 простых и составных знаков, включая некоторые из «больших удлиняющих знаков» (аргий) и различных фтор (модуляционных знаков и/или знаков альтерации). В более поздних перечнях фторы образуют независимую категорию знаков, в то время как нек-рые удлиняющие знаки остаются в числе И.

http://pravenc.ru/text/673777.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010