918 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий. СПб. 1907. 919 . Поселянин Е. [Погожев Е. Н.] Детская вера и оптинский старец Амвросий. СПб. 1913. 920 . Просвирнин Анатолий, свящ. Иеросхимонах Амвросий (Гренков) //ЖМП 1971. 11. 61–77. 921 . Dunlop J. B. Staretz Amvrosy: Model for Dostoevsky’s Staretz Zossima. Belmont, MA 1972. пер.: Le starets Ambroise d’Optino. Bellefontaine 1982. (Spiritualité orientale. 34). пер.: Amvrosij di Optina. Bose 2002. 208. 922 . Lossky V. Le starets Ambroise//Contacts. 1962. 14(38–39). 219–236. Схиархимандрит Варсонофий Павел Иванович Плиханков, 5.07.1845–1.04.1913, пам. 1 апр. 923 . Житие Оптинского старца Варсонофия. Оптина Пустынь 1995. 464. 924 . [ Варсонофий Оптинский , преп.] Беседы схиархимандрита Оптинского скита старца Варсонофия с духовными детьми. СТСЛ; СПб. 1991. 75. 925 . Варсонофий (Плиханков) , схиархим. Келейные записки 1892–1896 гг./Сост., предисл. Багдасаров Р. В. М. 1991. 61, ил. 926 . Варсонофий Оптинский . Беседы с духовными детьми. М.; Рига 1995. 89. 927 . Варсонофий, старец Оптинский. Духовные стихотворения. М. 1997. 48. 928 . Варсонофий Оптинский , преп. Духовное наследие. СТСЛ 1998. 368. 929 . Марченков А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков)//ЖМП 1991. 6. 24–28. Иеросхимонах Анатолий Алексей Моисеевич Зерцалов, 24.03.1824–25.01.1894, пам. 25 янв. 930 . Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1994. 352. 931 . Анатолий (Зерцалов) , иеросхим. Собрание писем к монахиням/Предисл. протопресв. Сергия Четверикова . Сергиев Посад 1910. Собрание писем. Оптина Пустынь 1998. 312. пер.: Anatoly (Zertsalov) of Optina. A collection of letters to nuns. Jordanville 1993. 308. 932 . [ Анатолий (Зерцалов) , иеросхим.] Письма оптинского старца иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова) . Оптина Пустынь 1998. 306. 933 . Воспоминания о старце иеросхимонахе Анатолии, житоначальнике Оптиной пустыни. М. 1908. 934 . На службе Богу – на службе ближним: Какую пользу приносят народу православные монастыри? (По письмам оптинских старцев Амвросия и Анатолия). М. 1909. М. 1996. 32.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Творения, оригинальный текст Migne,PG. – Т. 80–84. A. Mohle. Theodoret von Kyros, Komnentar zu Jezaia.//Mutteilungen des Septuaginta-Unternehmens der Wissenschaften zu Gottingen. – Bd. V. – Berlin, 1932. L. Parmentier. Theodoret. Kirchengeschicte.//Die griechischen christlichen Schriftsteller. – T. 19. – Leipzig, 1911. SChr.: Theodoret de Cyr. Commentaire sur Isaie. – T. 276, 295, 315. – Paris, 1980–1984. – Correspondance,lettres I-LII. – T. 40. – Paris, 1982. – Correspondance, lettres 1–95. – T. 98. – Paris, 1964. Correspondance, Iettres 96–147. – Till. – Paris, 1965. – Correspondance. – T. 429. – Paris, 1998. – Histoire des moines de Syrie. – T. 234, 257. Paris, 1977 – 1979. – Therapeutique des maladieshelleniques, v. 1 –2. – T. 57. – Paris, 1958. Творения , русский перевод Блаженный Феодорит. Толкование на Песнь Песней (на слав. яз. ). – М., 1840. Творения блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Ч. 1–7. – М., 1855–1861. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Письма (ч. 1 – 2). – Ч. 7–8. – Сергиев Посад, 1907–1908. История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках, блаженного Феодорита . – СПб., 1853. – То же. – Репринт. – М., 1996. Церковная история Феодорита , епископа Киррского. – СПб., 1852. Литература Глубоковский Н. Блаженный Феодорит . – Т. 1–2. – М., 1890. Глубоковский Н. Историческое положение и значение личности бл. Феодорита , епископа Киррского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1891. – Ч. 47. – С. 309–396. Горский А., протоиерей. Жизнь блаженного Феодорита , епископа Кирского.//Прибавления к творениям святых отцов. – М., 1855. – Ч. 14. – С. 309–396. Малушкович В. Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Ветхого Завета. – Л., 1959. Artzer J. J. The Imagery in the De providentia and the Graecorum affectionum curatio of Theodoret of Cyr. – The Catholic University of America, 1970. Ashby G. W. Theodoret of Cyras as Exegete of the Old Testament. – Grahamstown, 1972. Asmus J. R. Theodorets Therapeutik und ihr Verhaltnis zu Julian.//Byzantinische Zeitschrift. – Leipzig, 1894. – T. 3. – S. 116–145.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лит.: Белый А. Вяч. Иванов//Русская лит-ра ХХ в. (1890-1910)/Под ред. С. А. Венгерова. М., 1916. Т. 3. С. 114-149; он же. На перевале: Сирин ученого варварства: (По поводу кн. В. Иванова «Родное и вселенское»)//Знамя труда. 1918. 163, 170; он же. Поэзия слова: Пушкин. Тютчев. Баратынский. Вяч. Иванов. А. Блок. Пг., 1922; Бердяев Н. А. Ивановские среды//Русская лит-ра ХХ в. (1890-1910). М., 1916. Т. 3. С. 97-100; Зелинский Ф. Ф. Вяч. Иванов//Там же. С. 101-113; Ландау Г. А. Византиец и иудей//РМ. 1923. Кн. 1/2. С. 182-219; Il Convegno. Mil., 1933/1934. Vol. 14. N 8/12 [спец. вып., посвящ. И.]; Тарановский К. Ф. Пчелы и осы в поэзии Мандельштама: К вопросу о влиянии Вяч. Иванова на Мандельштама//To Honor R. Jakobson: Essays on the Occasion of His 70-th Birthday, 11 Oct. 1966. The Hague; P., 1967. Vol. 3. P. 1973-1995; Котрелёв Н. В. Вяч. Иванов - проф. Бакинского Университета//Тр. по рус. и слав. филологии. Тарту, 1968. Вып. 11. С. 326-339. (УЗ Тартуского гос. ун-та; 209); Бахтин М. М. Из лекций по истории рус. лит-ры: Вяч. Иванов// Он же. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 374-383; Минц З. Г. А. Блок и Вяч. Иванов. Ст. 1: Годы первой рус. революции//Единство и изменчивость ист.-лит. процесса. Тарту, 1982. С. 97-111. (УЗ Тартуского гос. ун-та; 604: Тр. по рус. и слав. филологии. Литературоведение); Vyacheslav Ivanov: Poet, Critic and Philosopher/Ed. R. L. Jackson, L. Nelson. New Haven, 1986; Cultura e memoria: Atti del III Simp. Intern. dedicato a V. Ivanov/A cura di F. Malcovati. Mil., 1988. 2 vol.; Аверинцев С. С. Системность символов в поэзии Вяч. Иванова//Контекст: Лит.-теорет. исслед. М., 1989. С. 42-57; он же. «Скворешниц вольных гражданин...»: Вяч. Иванов: путь поэта между мирами. СПб., 2001; Davidson P. The Poetic Imagination of V. Ivanov: A Russian Symbolist " s Perception of Dante. Camb.; N. Y., 1989; Брюсов В. Я. Среди стихов: 1894-1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990; Cymborska-Leboda M. Dramat pod znakiem Dionizosa: Myl estetyczna a poetyka gatunków symbolistów rosyjskich.

http://pravenc.ru/text/200479.html

736 Прот. Владимир (Николаевич) Гусев (1894–1982), семинарист, участник Первой мировой и Гражданской войн, офицер-корниловец. Окончил богословский факультет Софийского университета. Во Франции с 1928 г., священник РПЦЗ, настоятель Св.-Георгиевской церкви в Крезо (1929–1932), Св.-Гергиевской церкви в Безансоне (1932–1934), Покровской церкви в Цюрихе (1934–1936). С 1936 г. в Русском экзархате КП, настоятель Воскресенской церкви в Цюрихе (1936–1959). В 1946 г. перешел в юрисдикцию МП. Настоятель церкви Св. Марии Магдалины в Гааге (1959–1968), с 1970-х гг. – настоятель Покровской церкви в Цюрихе. 738 Протопресвитер Валент (Георгиевич) Роменский (1900–1978), семинарист, участник Гражданской войны, галлиполиец. В эмиграции – в Болгарии, во Франции с 1928 г. Окончил Св.-Сергиевский богословский институт (1932). Рукоположен в 1932 г., настоятель Св.-Александро-Невской церкви в Льеже (1932–1957), благочинный приходов Русского экзархата КП в Бельгии (1946–1957), член епархиального совета (1952–1966). Настоятель Скор- бященской церкви в Ментоне (1957–1969) и благочинный приходов на юге Франции. 739 П.Е. Ковалевский будет избран членом епархиального совета на епархиальном собрании 1949 года. 740 Андрей Константинович Лавров (1889–1972), участник Первой мировой и Гражданской войн, капитан-марковец, галлиполиец. В эмиграции в Болгарии, затем во Франции, в Нильванже. Активный член НТСНП (затем – НТС). Долголетний регент хора Св.– Троицкой-Николаевской церкви в Кнютанж-Нильванж. 741 Прот. Симеон (Григорьевич) Великанов (1869–1948), чиновник в земельном департаменте, участник Первой мировой и Гражданской войн. Рукоположен в Польше. Приехал в 1924 г. в Кню- танж (деп. Мозель) с группой русских, выписанных по контракту на металлургический завод. Основатель и настоятель Св.-Троицкой-Николаевской церкви в Кнютанже (1924–1946). После войны почетный председатель местного отделения Союза советских патриотов. Ушел без прихода в юрисдикцию МП. В 1947 г. поселился в старческом доме в Нуази-ле-Гран.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1888 г. Г. окончательно стала отдельной колонией («коронная колония», к-рой управлял брит. губернатор), через год по англо-франц. соглашению были определены границы Г., куда вошли лишь Батерст и прилегающий район Комбо. На остальной территории Г. в 1894-1902 гг. был создан протекторат и введена система косвенного управления, когда местных вождей контролировали периодически наезжавшие представители брит. колониальной администрации. Христианство распространялось в основном на территории колонии, на остальных территориях мусульман оставалось существенно больше, чем христиан. После второй мировой войны в Г. начались реформы, направленные на увеличение представительства местного населения в органах колониальной власти. Конституция 1954 г. предусматривала предоставление избирательного права взрослому населению колонии и назначение министров-гамбийцев для совместной работы с брит. чиновниками в колониальной администрации. Население той части Г., к-рая имела статус протектората, впервые получило право выбирать представителей в Законодательный совет. По Конституции 1960 г. всеобщее избирательное право было распространено на население протектората, законодательный орган был переименован в Палату представителей, его состав расширен. На выборах 1960 г. значительное большинство мест завоевала НПП, ее лидер Дауда Кайраба Джавара стал 1-м премьер-министром страны. 4 окт. 1963 г. в Г. было введено внутреннее самоуправление. 18 февр. 1965 г. Г. стала независимым гос-вом. В результате референдума 24 апр. 1970 г. страна была провозглашена республикой, ее 1-м президентом стал Джавара. В июле 1981 г. с помощью сенегальских войск удалось не допустить гос. переворота. 1 февр. 1982 г. вступило в силу соглашение о создании конфедерации Сенегамбия (при сохранении в Г. собственного парламента, правительства, внешнеполитической и финансовой самостоятельности). Предусматривались координация внешнеполитических акций, транспортной политики и объединение Вооруженных сил и сил безопасности 2 стран.

http://pravenc.ru/text/161611.html

Император Николай I (179–1855) – продолжительная стабильность государственного уклада. Содействовал открытию высших учебных заведений, в том числе инженерно-технических. Его можно назвать предтечей брежневского «застоя». Председатель совета народных комиссаров В.И. Ленин (1870–1924) упразднил все привилегии по сословному признаку, инициировал программы ликвидации безграмотности, электрификации всей страны, сформулировал программу жизни молодежи: «Учиться, учиться и учиться». Генеральный секретарь ЦК ВКП(б) и председатель Совета министров СССР И.В. Сталин (1879–1953) в кратчайшие сроки после гражданской войны осуществил индустриализацию страны, обеспечил развитие науки и образования на таком уровне, что после второй мировой войны наша страна стала второй ядерной державой мира и первой в освоении космического пространства . Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев и председатель Совета министров СССР (1894–1971) – начало крупнопанельного массового жилищного строительства. Именно с этого времени простые граждане (трудящиеся, молодые специалисты, пенсионеры) стали получать квартиры – знаменитые теперь «хрущевки». Генеральный секретарь ЦК КПСС и председатель Президиума Верховного совета СССР Л.И. Брежнев (1906–1982) – небогатая, но социально защищенная и стабильная жизнь граждан, которая устраивала заметную часть населения, знаменитый брежневский «застой». Генеральный секретарь ЦК КПСС и первый и последний президент СССР М.С. Горбачев (р.1931) – резкая интенсификация сотрудничества с зарубежными странами и массовые поездки простых и ранее «невыездных» граждан за границу. Он убрал сталинский «железный занавес». Первый Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин (1931–2007) – проведение социально-экономических реформ, высвободивших естественную предпринимательскую инициативу граждан. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев (р.1965) – поддержание устойчивого курса развития страны после перестройки. Президент Российской Федерации В.В. Путин (р.1952) – восстановление социально-экономического развития страны после перестроечной разрухи конца XX в. Внимание к системе образования и регионального развития. Повышение авторитета страны в мировом сообществе после перестройки, начало восстановления надежной и современной обороноспособности страны.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– М.; Клин: Христианская жизнь, 2004. Николаев А.Г. Риторическая процедура и культурная рефлексии в " Исповеди " Аврелия Августина//Культура и ценности. – Тверь, 1992. Николаев А.Г. Смысл жизни глазами позднеантичного интеллектуала: (Ранний Аврелий Августин)//Гуманизм и культура: Век ХХ. – Тверь, 1993. Никольский А.В. Краткий очерк истории церковного пения в период I–X веков//Журнал Московской патриархии.  – М., 1994. – 6. Новейший философский словарь. – Минск: Книжный дом, 2001. Новохатько А.А. Об отражении идей Саллюстия в творчестве Августина//Индоевропейская филология и классическое языкознание – V. – СПб., 2001. Носков А.В. Восприятие Бога как интуитивно-созерцательный способ постижения бытия в Исповеди А. Августина//Методология науки: человеческие измерения и дегуманизирующие факторы научного познания. – Томск, 1996. Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции/Пер. с англ. – Рим; Люблин: Издательство Святого Креста, 1994. С.84-93. Ортега-и-Гассет Х. Вокруг Галилея (схема кризисов)//Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды. – М.: Весь мир, 1997. Петривляк Т. Творения бл. Августина в древнерусской рукописной традиции//Византийское богословие и традиции религиозно-философской мысли в России – СПб., 2000. (VERBUM – Вып. 3). Писарев Л.И. Авторитет Августина, еп. Иппонийского в области христианского богословия по суду древних христианских писателей. – Казань, 1903. Писарев Л.И. Учение бл. Августина, еп. Иппонийского о человеке в его отношении к Богу. – Казань, 1894. Питирим (Нечаев), архиеп. О Блаженном Августине//Богословские труды. – М., 1976. – Сб. 15. Плакида (Дезей), архим. Блаженный Августин и " Филиокве "http://  Вестник Русского Западно-Европейского патриаршего Экхархата. -  Париж, 1982. 109/112. Попов В.А. Августин Аврелий и его духовно образовательная педагогика//Гуманизм и духовность в образовании. – Нижний Новгород, 2001. Попов И.В. Личность и учение блаженного Августина//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология.

http://bogoslov.ru/person/2529560

   «Я берегся, я старался ничего не искать, а только избежать тех зол, которые со всех окружают человека. И особенно я берегся нравственно – совесть у меня слабая, беспокойная; сделать подлость или несправедливость для меня несносно». − Там же. С. 165.    Там же. С. 187. Сравни еще: «Спаси душу – вот единое счастье. Добродетель – сама себе награда». – Там же. С. 327.    В письме от 8-го января 1880 г. Страхов признается: « Иго мое благо и бремя мое легко –мне кажется, я это понял! И не дай только Боже забыть, не дай Боже поддаться злу, чтобы потерять из виду узкий путь спасения. Любите враги ваша, добр творите ненавидящим вас.И это я понимаю». – Там же. С. 244. За разъяснение этих евангельских слов Страхов здесь же благодарит – Л.Н.Толстого …    «О мет оде естественных наук и их значении в общем образовании» (1865), «Мир как целое» (1872) и др. Флорилегий его высказываний на эти темы был собран автором этих строк в середине 1970-х гг. и, после многолетних борений в редакции, нашел место на страницах журнала «Природа» ( Гаврюшин Н.К.Мир как целое. Н.Н.Страхов о развитии естествознания//Природа, 1982, 7. С.100-107).    «На знаменитый вопрос: как отделить субъективное в нашем познании от его объективного содержания, − пишет Страхов, − нужно отвечать, что никакое отделение здесь невозможно, что определенная точка зрения (т. е. субъективный элемент) есть необходимое условие познания, условие, которое не только не лишает его объективности, а одно лишь и делает его объективным, так как только с определенной точки может получиться определенный образ».- Страхов Н.Н. Об основных понятиях психологии и физиологии. СПб., 1894. С.105.    Там же. С. 106. Он не раз подчеркивает, что «история наук... есть история путей, по которым идет ум человеческий, и изучая ее, мы изучаем вместе и основываем приемы ума» ( Страхов Н.Н. Мир как целое. СПб., 1892. С. 322) и выражает сожаление, что люди, вновь посвящающие себя науке, прямо хватаются за последние вышедшие книги, хлопочут только о том, чтобы узнать последнее слово науки, в котором и видят всю науку» ( Страхов Н.Н. Об основных понятиях... С. 252).

http://bogoslov.ru/article/3693498

138 Куэрри — в переводе книги «В поисках героя» дан вариант: Керри. 142 Унамуно, Мигель де (1864–1936) — испанский прозаик, поэт, философ–экзистенциалист. 150 Солдати, Марио (род. в 1906 г.) — итальянский прозаик, публицист, кинорежиссер. 152 Николсон, Бен (1894–1982) — английский художник–абстракционист. 153 И вашева, Валентина Васильевна (род. в 1904 г.) — советский литературовед, профессор МГУ, автор многих книг по английской литературе, в том числе работ о творчестве Грина. Дороги беззакония В 1937 г. Грин совершил длительное путешествие по Мексике. Впечатления от этой поездки отразились в книге путевых заметок «Дороги беззакония», которая была опубликована в Англии в 1938 г. (одновременно — в США под названием «Другая Мексика»), а также легли в основу одного из лучших романов писателя «Сила и слава» (1940). 156 Чичен–Итца — столица древнего государства индейцев майя, в XII в. город был разрушен. Митла — город на юге Мексики, религиозный и культурный центр индейцев сапотеков в X-XVI вв. Паленке — город в мексиканском штате Чьяпас, один из культурных центров майя, известен «Храмом надписей», архитектурным памятником доколумбовой эпохи. Альберт–холл — концертный зал в Лондоне. Аграрные реформы — проводились в Мексике после революции 1910–1917 гг. вплоть до середины 30–х годов. 157 Уилл Роджерс — Уильям Пенн Эдгар Роджерс (1879–1935), американский актер–комик. 159 «Книга красоты» леди Блессингтон — Маргарита Блессингтон (1789–1849), английская графиня, писательница, чей литературный салон пользовался известностью в Лондоне начала XIX в. Ей принадлежит книга мемуаров «Разговоры с лордом Байроном» (1834). «Книга красоты» — литературный альманах, который она издавала и где публиковала свои прозаические опыты. 160 Энциклика «Quadrogesimo anno» («Квадрогезимо анно», 1931 г.) — Энциклика римского папы Пия XI развивала положения энциклики «Рерум новарум» (см. комм. к с. 199) в области социальной теории католицизма. 164 «Баронесса и ее дворецкий» — кинокомедия (1938) американского режиссера У. Лэнга с участием популярных актеров — американца Уильяма Пауэлла и француженки Аннабеллы (наст. имя: Сюзанна Шарпантье).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Поэма о смерти (1931) Впервые – в журнале Литовского философского общества «Eranus». Kaunas, 1931. Vol. 2. S. 231–310. Печатается по первому отдельному изданию: Каунас, 1932; переизд.: Л., 1991. Поэма, которую достойнее было бы назвать философской мистерией, то есть поэмой о жертве, обращена к Элените. Это зашифрованное имя Елены Чеславовны Скржинской (1894–1981), возлюбленной Карсавина, его ученицы, видного историка, автора трудов по истории Крыма и Северного Причерноморья. 1. …Блеснет любовь улыбкою прощальной. – Цитируется пушкинская элегия «Безумных лет угасшее веселье…» (1830). 2. …Только утро любви хорошо… – Из одноименного стихотворения (1883) С. Я. Надсона. 3. …книгу о любви… – Карсавин Л. Noctes Petropolitanae. Пг., 1922. 4. он видел меня нагой, более чем нагой… (франц.). Мистингет (Жанна Буржуа, 1875–1956) – французская эстрадная певица. 5. Пока не требует поэта… – цитируется стихотворение Пушкина «Поэт» (1827). 6. …в безводной пылающей пустыне. – См.: Втор. 32–34. 7. асфодели – могильные цветы (Гомер. Одиссея, XI). 8. Не верь, не верь, поэту, дева… – цитируется стихотворение Ф. И. Тютчева (1839). 9. Весь фрагмент 37-й развернут как парафраза пушкинского стихотворения «Дар напрасный, дар случайный…» (1828). 10. mouches volantes – мельтешенье мошки (франц.). 11. Мф. 2, 18. …родился в мир. – Ср.: Ин. 16, 21. 12. …образ мира сего. – Ср.: 1 Кор. 7, 31. 13. …рассеется мое нынешнее тело… – ср.: «О, сколько мертвых тел/Я отделил от собственного тела!» (Заболоцкий Н. Метаморфозы, 1937). 14. Неточно цитируется стихотворение Е. А. Баратынского «Смерть» (1828). 15. «История из «Разговоров о чудесах» Цезария Гейстербахского (XII b.) обсуждается также Карсавиным в «Основах средневековой религиозности» (Пг., 1915. С. 101–103» (прим. С. С. Хоружего: Карсавин Л. П. Религиозно-философские сочинения. М., 1992. Т. 1. С. 322). 16. …научным изысканиям… – См., в частности: Но Дж. Ан. Двойник: (Вражья сила). СПб., 1904; Спасский А. А. Вера в демонов в Древней Церкви и борьба с ними//Богословский вестник. М., 1907. Т. 2. С. 357–391; Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литературе. М., 1916. Современный взгляд см.: Аверинцев С. С. Бесы//Богословские труды. М., 1986. Вып. 27. С. 328–330; светский вариант статьи см.: Мифы народов мира: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 169–170.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010