242 Рождественский Михаил Васильевич; (1901 – 10 сентября 1988). Слушатель Высших Богословских курсов. В 1926–1930 служил в Спасо-Преображенской церкви в Стрельне Ленинградской обл. Подвергался арестам в 1924 (осужден к году лишения свободы) и 27 декабря 1930 по делу иосифлян. Приговорен 8 октября 1931 к 3 годам Мариинских лагерей. С 1938 служил тайно в Ленинграде. Арестован 19 января 1943. Приговорен 13 марта 1943 к 10 годам Воркутинских лагерей. Освобожден 7 октября 1955 и 2 года жил в Печоре. Поселился в Брянской обл., служил тайно. Скончался в Луге. См.: Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В., сост. Санкт-Петербургская епархия в XX веке в свете архивных материалов. 1917–1941. Сборник документов. СПб. 2000 (ук. имен); Шкаровский М. В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб. 1999 (ук. имен). 370 Рождественский Сергей Васильевич; (25 августа 1868 – 17 июня 1934) – историк, архивист. Сын протоиерея, настоятеля университетской церкви в С.-Петербурге. Окончил гимназию при С.-Петербургском историко-филологическом институте и историко-филологический факультет С.-Петербургского университета (1891). Оставлен при кафедре русской истории для подготовки к профессорскому званию (1891). 20 апреля 1897 (утв. 20 мая) – магистр русской истории («Служилое землевладение в Московском государстве XVI в.» СПб. 1894). С 20 мая 1897 был зачислен на кафедру русской истории С.-Петербургского университета. 29 апреля 1912 – доктор русской истории («Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII–XIX вв.» Т. 1. СПб. 1912). С 2 декабря 1913 – экстраординарный профессор кафедры русской истории С.-Петербургского университета. С 1912 – инспектор Александровского лицея, в 1907–1913 преподавал в Александровском лицее (с 1910 – штатный экстраординарный профессор, с 1912 – ординарный профессор, с мая 1912 – ординарный профессор Женского педагогического института, который возглавил в августе 1916). В 1918–1923 – председатель рабочей группы по научному описанию архивных фондов 1-го Отделения 1-й секции ЕГАФ в составе Петроградского отделения Главархива. С 4 декабря 1920 – член-корреспондент Российской Академии Наук. С ноября 1925 – помощник директора, с весны до сентября 1929 – и. о. директора, 15 сентября 1929–10 октября 1929 – ученый хранитель Рукописного отделения Библиотеки Академии Наук. 1 декабря 1929 арестован по т.н. делу о «Всенародном союзе борьбы за возрождение свободной России». 8 августа 1931 осужден к высылке в отдаленные места СССР сроком на 5 лет. Скончался в ссылке.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Родился в с. Федоровское Никольской вол. Юрьевского у. Владимирской губ. Сын священника. Окончил Владимирскую ДС (1899), Санкт-Петербургскую ДА (1903), к. б. и Археологический институт (1903). 16 августа 1903 – 15 августа 1904 – профессорский стипендиат С.-Петербургской ДА. Командирован для занятий в Константинопольский Археологический институт. С 10 октября 1905 и. о. доцента, с 28 августа 1910 – доцент, с 7 февраля 1911 – экстраординарный профессор кафедры литургики С.-Петербургской ДА. 8 июля 1910 – магистр богословия. Член Предсоборного Совета (1917) и Поместного Собора 1917–1918. С 24 августа 1920 – профессор кафедры литургики в Петроградском Богословском институте. 15 ноября 1919 – 15 ноября 1921 – сотрудник 2-го отделения IV секции Единого государственного архивного фонда. Работал в Академии Материальной культуры. Научный архивист Балтийского судостроительного завода. Арестован в мае 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценноетей», оправдан по суду. На Высших Богословских курсах составил отзыв на магистерскую работу прот. В. Рыбакова и отзыв на кандидатское сочинение Н. Д. Успенского . Вновь арестован по делу «евлогиевцев» и Тройкой ПП ОГПУ ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Арестован 26 апреля 1937 и 23 августа 1937 приговорен к высшей мере наказания. Расстрелян в Тобольске. См.: Карабинова О. И. Жизнь И. А. Карабинова . Пярну. 1977. Машинопись в библиотеке Санкт-Петербургской ДА; Бовкало А. А. Последний год существования Петроградского Богословского института.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С. 503; Ленинградский мартиролог 1937–1938. СПб. 2002. Т. 5. С. 86. 194, 236, 237, 240, 247, 265, 273, 276, 356 Каретникова Елизавета Васильевна; (ок. 1883 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357 Каринский Михаил Иванович; (4 ноября 1840 – 20 июля 1917). В 1858 окончил Московскую Духовную семинарию, а в 1862 – московскую духовную академию. С 15 мая 1869 – профессор по кафедре метафизики, а с 13 мая 1874 по 1894 – профессор по кафедре истории философии Санкт-Петербургской Духовной академии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иван Александрович Ильин (1883—1954) — философ, юрист, публицист; с 1923 по 1934 г. профессор Русского научного института в Берлине, с 1938 г. жил и занимался научно-преподавательской деятельностью в Швейцарии. 199 В. В. Розанов неоднократно писал о творчестве Бердяева. В целом положительно оценив книгу «Смысл творчества» и назвав ее «крупным философским трудом», посвятил ей, по подсчетам Н. А. Бердяева, четырнадцать статей. 200 Uздameльcmbo«Smock»bыnycmuлo в свет на французском языке книгу «Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи» в 1936 г. 201 Авраам (ок. 2000 г. до н.э., умер 175 лет от роду) — праотец еврейского народа, «друг Божий». См.: Первая книга Моисеева. Бытие. Гл. 11—25. 202 Морис Метерлинк (1862—1949) — бельгийский писатель-символист, лауреат Нобелевской премии 1911 г. 203 Т. С. Лямперт — сестра милосердия; вероятно, не умерла в 1935 г.; ее имя встречается в дневнике Л. Ю. Бердяевой 1939 г. 204 Речь идет о лекции в РФА. Ее тезисы: «Социальные идеи радикального западничества. Герцен, Белинский и возникновение идеологии революционного социализма. Кружок Петрашевского. Русские марксисты 40-х годов» (Последние новости. — 1935. — 18 февр. — 5079. — С. 3). 205 Макс Шелер (1874—1928) — немецкий философ-идеалист, основоположник феноменологического подхода к религии, занимался проблемами философской антропологии; преподавал в университетах в Иене и Мюнхене, с 1919 г. — профессор университета в Кёльне, был лично знаком с Н. А. Бердяевым. 206 Клод Анри де Ровруа Сен-Симон (1760—1825) — граф, французский мыслитель, социалист-утопист. 207 Жан Ришар Блok(Bloch;1884—1947) — французский писатель, общественный деятель, член ФКП с 1921 г. 208 Пауль Бернгард (Павел Францевич) Андерсен (1894—1985) — американский общественный деятель, председатель правления Высшего технологического института в Париже, секретарь«УМСА». 209 Дональд А. Лаури (1899—?) — американский христианский деятель, один из активных участников«УМСА»;переводчик на английский язык книг Бердяева «Смысл творчества», «Судьба человека в современном мире», «Царство Духа и царство Кесаря». 210

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Россетти Кристина (1830–1894) — английская поэтесса, вместе со своим братом Данте Габриэлем Россетти (1828–1882) входила в кружок прерафаэлитов. Томлинсон Генри Мейджор (1873–1958) — романист и журналист. Книга «Море и джунгли» (1912) повествует о путешествии в Бразилию и вверх по Амазонке. Босуэлл Джеймс (1740–1795) — автор классической биографии «Жизнь Сэмюела Джонсона» (1791). Босуэлл около тридцати лет был знаком с Джонсоном и записывал свои разговоры с ним. Сесил Эдгар Алджернон Роберт (1864–1958) — виконт, член парламента, заместитель министра иностранных дел (1918 г.). Известен как противник политики Дж. Чемберлена в отношении свободы торговли. В 1937 г. получил Нобелевскую премию мира. Очевидно, Уэллс имеет в виду и писателя лорда Сесила Эдварда Кристиана Дэвида (1902–1986). Седжвики — американская семья литераторов: Энн Дуглас (1873–1935), Кэтрин Мария (1789–1867), Сьюзен (1789–1867). Рейли , сэр Уолтер Александр (1861–1922) — английский критик и эссеист, профессор английской литературы в Оксфорде. Среди его трудов: «Мильтон» (1900), «Шекспир» (1907). Леди Кроу — Маргарет Этренн Ханна Примроуз (1881–1967), дочь графа Роузбери, жена английского государственного деятеля и дипломата маркиза Роберта Кроу-Милнса (1858–1945). Бэринг Морис (1874–1945) — журналист и писатель, специалист по России и русской литературе. Майерс Фредерик Уильям Генри (1843–1901) — английский поэт и эссеист, один из основателей Общества психических исследований (1882), литературовед. Мактаггарт Джон Мактаггарт Эллис (1866–1925) — английский философ, автор книг «О некоторых религиозных догматах» (1906), «Комментарии к логике Гегеля» (1910) и «Природа экзистенции» (1921–1927). Льюси , сэр Генри Уильям (1843–1924) — английский журналист, юморист и сатирик, работал в журнале «Панч». Автор книг «Люди и нравы парламента» (1919), «Дневник журналиста» (1920–1923) и других. Крайтон-Браун Джеймс (1840–1938) — известный врач, автор ряда научных трудов. Монд , сэр Алфред Мориц, первый лорд Мелчет (1868–1930) — промышленник, финансист, политический деятель, член парламента, министр здравоохранения (1921–1922 гг.) и организатор конференций по сотрудничеству труда и капитала, видный сионист, друг Уэллса, главный герой его романа «Мир Уильяма Клиссольда» (1926). Монд принадлежал к известной семье ученых и промышленников. Его отец Людвиг (1839–1909) занимался теоретической и прикладной химией, был известным археологом. Для Уэллса эта семья наглядно воплощала идеал совмещения науки с практической деятельностью.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

10 июня 1946 г. папа Римский Пий XII официально признал О. покровительницей Эльзаса ( Fischer. 2006. S. 479). В 1988 г. мон-рь посетил папа Иоанн Павел II. В 2012 г. частица мощей О. была передана рус. правосл. приходу Всех святых в Страсбурге. О. почитают как заступницу людей, страдающих болезнями глаз, ушей и др. Ее изображают в одежде аббатисы, атрибутом О. считается книга с рисунком глаз, которую О. держит в руке как символ ее слепоты до крещения. Иногда святую изображают с чашей ( Koschwitz. 1968. Sp. 76-79). Ист.: Spicilegium sive collectio veterum aliquot scriptorum qui in Galliae bibliothecis delituerant/Ed. L. d " Achery. P., 1723. T. 2. P. 618; Pfister Ch. La vie de St. Odile//AnBoll. 1894. T. 13. Р. 5-32; Vita Odiliae abbatissae Hohenburgensis/Ed. W. Levison//MGH. Scr. Mer. T. 6. P. 24-50; Chronikon Ebersheimense//MGH. SS. 1874. T. 23. P. 427-453; Herrad of Hohenbourg. Hortus deliciarum/Dir. R. Green. L. etc., 1979. [Vol. 1]: Reconstruction; [Vol. 2]: Comment.; Die Urkunden der Merowinger/Hrsg. T. Kölzer. Hannover, 2001. Tl. 1. (MGH. Dipl. Mer.; 1); Die Urkunden Ludwigs des Frommen/Hrsg. T. Kolzer. Wiesbaden, 2016. (MGH. Dipl. Kar.; 2). Лит.: Guss J. Der Odilienberg. Rixheim, 1874. S. 47-60; Barth M. Die hl. Odilia: Ihr Kult in Volk und Kirche. Strassburg, 1938. 2 Bde; Vollmer F. X. Die Etichonen: Ein Beitrag zur Frage der Kontinuität früher Adelsfamilien//Studien und Vorarbeiten zur Geschichte des grossfränkischen und frühdeutschen Adels/Hrsg. G. Tellenbach. Freiburg i. Br., 1957. S. 137-184; Koschwitz G. Odilia (Ottilia) von Hohenburg//LCI. 1968. Bd. 8. Sp. 76-79; Wilsdorf C. Le «monasterium Scottorum» de Honau et la famille des ducs d " Alsace au VIIIe siècle: Vestiges d " un cartulaire perdu//Francia. Sigmaringen, 1975. T. 3. P. 1-87; Cardot F. Le pouvoir aristocratique et le sacré au haut Moyen Âge: Ste. Odile et les Etichonides dans la Vita Odiliae//Le Moyen Âge. Brux., 1983. T. 89. Р. 173-193; Burg A.-M. Le duché d " Alsace au temps de Ste. Odile. P., 1987; Legros J. Le Mont Sainte-Odile. P., 1988; B ü ttner H. Geschichte des Elsass. Sigmaringen, 1991. Bd. 1. S. 25-182, 205-227; Stoeckle M. Das Leben der hl. Odilia. St. Ottilien, 1991; Mackensen G. Die Entwicklung der Augenheilkunde: Ein historischer Rückblick in Freiburg. Freiburg, 1997. S. 5-8, 141; Mikulla L. Fürstenopposition gegen die Reichsgewalt im 12. Jh. Hamburg, 1997. S. 9; Grossmann T. Die hl. Ottilie: Patronin der Augenkranken: Ihr Leben und ihre Verehrung, insbesondere in Nord-, Ost- und Südtirol. Innsbruck, 1999; Nuss Ph. Les Habsbourg en Alsace dès origines à 1273: Recherches pour une histoire de l " Alsatia habsburgica. Riedisheim, 2002. Vol. 1. P. 212; Fischer M.-T. Treize siècles d " histoire au Mont Sainte-Odile. Strasbourg, 2006; eadem. Das Leben der hl. Odilia (10. Jh.) und die späteren Überlieferungen. Eckbolsheim, 2007; Spaar M. Odilia: Lebensspuren und Heilimpulse. Basel, 2013.

http://pravenc.ru/text/2578203.html

М., 1996. 84 с. В конце приведена краткая хрестоматия, «состоящая из текстов Священного Писания, православного богослужения и творений святых отцов» (с. 53–83). 248 «Приложение. Хрестоматийный материал (тексты, слова и письменные задания) по древнегреческому языку для заочного сектора Московской Духовной Академии к учебнику С. И. Соболевского “Древнегреческий язык. Москва, 1948”». 249 Троицкий Д. Руководство к изучению латинской этимологии для 2-го и 3-го классов духовных училищ. М., 1892. IV, 105 с.; Руководство к изучению латинского синтаксиса для 3-го и 4-го классов Духовных училищ. М., 3 1895. 119 с.; Соболевский С. И. Хрестоматия для переводов с латинского языка на русский. Ч. 1. М., 1938. 288 с. 250 Вадковский Б. В. Программа по латинскому языку в Православном Богословском институте//Архив МДА. Программы по латинскому. С. 4–7. 251 Элементарные сведения, чтение и разбор евангельских мест и молитв с заучиванием последних. См.: Отчет МДА за 1948/49 уч. г. С. 33. 252 Преподавателя по латинскому языку В. Ивановского краткая докладная записка о выполнении программы//Отчет МДА за 1948/49 уч. г. С. 168. 253 Н. М. Лебедев (1879–†9 сентября 1967 г.) родился в Калуге, закончил Калужское духовное училище (1894) и семинарию (1900), а также Санкт-Петербургскую академию (1904) кандидатом богословия (ЖС МДАиС 9 от 20 мая 1959 г. С. 3–4). Впоследствии преподавал латинский язык в Екатерининской женской гимназии (1913–1917), в средних медицинских школах (1932–1944) и в фармацевтическом институте (1947–1949) (Там же. С. 4). Более подробно см.: Пушков 2002. С. 145–149. 256 Кондратьев С. П., Васнецов А. И. Учебник латинского языка для 8–10 классов средней школы. М., 1948. 320 с. 257 В отчете о преподавании латыни Н. М. Лебедев писал: «Примеры, даваемые в этом учебнике, по своему содержанию зачастую далеки от профиля нашей духовной школы» (Отчет МДА за 1952/53 уч. г. С. 86). 259 Пожертвованы Академии согласно прошению Н. М. Лебедева от 4 октября 1957 г.//ЖС МДАиС 2 от 12 ноября 1957 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Примечательно, что после пребывания А. Шептицкого в чехословацкой столице на территории Подкарпатья резко активизировалась деятельность монашеского ордена василиан из Галиции, который содействовал распространению украинской пропаганды в регионе, используя разветвленные структуры грекокатолической церкви. Особую роль в распространении украинской культурной ориентации играла миссионерская, образовательная и издательская деятельность василиан. Опираясь на эффективную сеть церковных образовательных учреждений, василиане способствовали появлению молодого поколения грекокатолических священников-украинофилов в Подкарпатской Руси из числа местного населения. Продолжение следует… Masaryk T.G. Svtová revoluce. Za války a ve válce 1914-1918. Praha. 1925. S. 300-303. Ibidem. AÚTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatská Rus 1919, krabice 400. Naprosto dvrné. Rusínsko. Dne 8. íjna 1919. См. Геровский А. Борьба чешского правительства с русским языком//Путями истории. Общерусское национальное, духовное и культурное единство на основании данных науки и жизни. Под редакцией О.А. Грабаря. Том II. Нью-Йорк. 1977. С. 93-97. SÚA, fond Pedsednictvo Ministerské Rady (PMR), inv. .588, sign.223, kart. . 131. Zápis o porad konané dne 4. prosince 1919 o vyuovacím jazyku v Podkarpatské Rusi. Ibidem. Neas J. Uherská Rus a eská urnalistika. V Uhorod. 1919. S. 5. AÚTGM, fond T.G. Masaryk. Podkarpatská Rus 1923, 22 b, krabice 403. Svoboda D. Ukrajinská otázka v eském meziváleném myšlení a politice//Slovanský pehled. 2008. 4. S. 549. SÚA, fond Pedsednicmvo Ministerské Rady (PMR), inv. .588, sign.223, kart. . 131. Jazyková otázka na Podkarpatské Rusi 1920-1938. Ibidem. Цит. по: Ванат I. питання на Npяшibщuhi в nepioд Чехословаччини (1919-1939)//Дружно вперед. 1969. 5. С. 8. См. например: Волошин А. Две политичне розмовы. В Ужгороде. 1923. С. 8-9. Zilynskyj B. Ukrajinci v echách a na Morav (1894) 1917 – 1945 (1994). Praha. 1995. S. 19. Neas J. Politická situace na Podkarpatké Rusi (Rok 1921). Praha. 1997 . S. 11.

http://ruskline.ru/opp/2024/03/15/kultur...

П. Рубенса). Новшества Л. да В. в области графики оказались востребованы уже его младшими современниками, Микеланджело и Рафаэлем, а затем был развиты итал. и франц. рисовальщиками. Следы влияния живописной техники Л. да В. с мягкими светотеневыми переходами, которая стала ключевым шагом на пути к использованию тонального колорита, прослеживаются у мн. мастеров XVI - нач. XVII в., в т. ч. у Корреджо и Караваджо. Избр. изд. рукописей: Il codice di Leonardo da Vinci della Biblioteca del Principe Trivulzio in Milano/A cura di L. Beltrami. Mil., 1891; I manoscritti di Leonardo da Vinci: Codice sul volo degli uccelli e varie altre materie/A cura di T. Sabachnikoff, G. Piumati, C. Ravaisson-Mollien. P., 1893; Il Codice Atlantico di Leonardo da Vinci nella Biblioteca Ambrosiana di Milano/A cura di G. Piumati. Mil., 1894-1904. 35 fasc.; I manoscritti di Leonardo da Vinci della Biblioteca Reale di Windsor/A cura di T. Sabachnikoff, G. Piumati. P., 1898; Il codice di Leonardo da Vinci della Biblioteca di Lord Leicester in Holkham Hall/A cura di G. Calvi. Mil., 1909; Quaderni d " anatomia: In 6 vol./Ed. A. Fonahn, H. Hopstock. Christiania, 1911-1916. 6 vol.; Il Codice Arundel 263/Reale Commissione Vinciana. Roma, 1923-1930. 4 vol.; II Codice Forster I/Reale Commissione Vinciana. R., 1930-1936. 5 vol.; II Codice A/Reale Commissione Vinciana. R., 1938; The Notebooks of Leonardo da Vinci/Ed. E. MacCurdy. N. Y., 1938. 2 vol.; Il Codice B/Reale Commissione Vinciana. R., 1941; The Manuscripts in the Bibliothèque de l " Institut de France, Paris/Sous la dir. de A. Courbeau, N. De Toni. Firenze, 1972; The Madrid Codices. N. Y., 1974. 5 vol.; Il Codice Hammer di Leonardo da Vinci: Le acque, la terra, l " universo/A cura di J. Roberts. Firenze, 1982; Codice sul volo degli uccelli e Codice Trivulziano/A cura di F. M. Caleca. R., 1989. Лит.: Solmi E. Scritti Vinciani. Firenze, 1924; Calvi G. I manoscritti di Leonardo da Vinci dal punto di vista cronologico, storico e biografico. Bologna, 1925; Clark K.

http://pravenc.ru/text/2463395.html

Если же этого не произойдет, если и после войны, после победы над Германией в мире сохранятся очаги тоталитаризма, ну, что же – демократия должна найти в себе волю и мужество применить силу или угрозу силой для окончательного очищения Европы. Что же это за мир, если все время придется держать на границах войска и ждать очередных мобилизаций! Предложение разоружиться будет обращено ко всем и поддержано необходимой силой. Но принятие его само по себе означает страшный удар по тоталитарному фашизму, который он едва ли переживет. Фашистское государство не может быть принято в федерацию, не может пользоваться благами экономического сотрудничества, обеспеченного ею, и при отсутствии военных перспектив, этого миража обманутых народов, его существование станет невозможным. Уцелеют, вероятно, авторитарные режимы, опирающиеся на сочувствие масс, живущие не военной грозой, а хозяйственным трудом. Между парламентарной демократией и корпоративным государством вполне возможно сотрудничество, взаимный обмен социальным опытом. Но для тоталитарного фашизма нет места в освобожденной Европе, в освобожденном человечестве. 1 Куденхове-Калерги Рихард Николаус (1894–1972) – австрийский философ, писатель, политик, основатель Панъевропейского союза. В 1922 году Куденхове-Калерги основал Панъевропейский союз, ставший первой организацией, стремящейся к объединению Европы. В число его членов входили Альберт Эйнштейн, Томас Манн, Зигмунд Фрейд, Аристид Бриан и Конрад Аденауэр. Именно Куденхове-Калерги заложил основы нынешней европейской идеи, европейского самосознания и европейской идентичности, выдвинув идею «пан-Европы». В качестве принципов единой Европы Калерги назвал свободу, мир, экономическое процветание и культуру. Объединенная Европа, единая в политическом и экономическом плане, по его мысли, должна была стать экономическим, культурным и политическим противовесом США, России и Восточной Азии, а также способствовать предотвращению новой мировой войны. После произошедшего в 1938 году аншлюса Австрии нацисткой Германией Куденхове-Калерги переехал в Чехословакию и Швейцарию, а оттуда во Францию. После капитуляции Франции в 1940 году он иммигрировал в США. С 1942 по 1945 год Калерги преподавал историю в Нью-Йоркском университете – сначала как внештатный преподаватель, а с 1944 года как профессор. В США продолжал развивать панъевропейские идеи и сблизился с Отто фон Габсбургом, ставшим активным членом Панъевропейского союза. В 1943 году в Нью-Йорке состоялся Пятый конгресс Панъевропейского союза.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

(DOOVEWEERO, HERMAN) Герман Дойевеерд (1894 – 1977) был голландским реформатским философом, который изучал, а потом и преподавал философию права в Свободном университете Амстердама (1926–1965). Наибольшую известность ему принёс четырёхтомный труд «Новая критика теоретического мышления» (1953–1958). Он основал журнал Philosophia Reformata, сыгравший важную роль в создании Ассоциации кальвинистической философии (позднее – «христианской философии»), В число его трудов входят «Христианская идея государства», «Сумерки западного мышления», «Корни западной культуры» и «Проблемы трансцендентальности». В своей философии он следовал реформатской традиции Абрахама Куйпера (Kuyper, 1837–1920), хотя ушёл много дальше своего предшественника в критике западного мышления и в разработке собственной системы. Философия Дойевеерда . Хотя Дойевеерд следовал непосредственно идеям реформатского мыслителя Куйпера, философские корни его системы тянутся достаточно глубоко и ведут как к Иммануилу °Канту (Kant, 1724–1804), так и к феноменологии Эдмунда Гуссерля (Husserl, 1859–1938). Он начинает с критики основ западного мышления, приходя к выводу, что опора последнего на рассудок не оправданна и не плодотворна. Оно оказывается слепо к собственной связи с религией, особенно из-за ложных притязаний на автономию, которыми философия отсекает себя от божественного откровения. Сходным образом, Дойевеерд отрицает адекватность общего откровения (или всеобщей благодати) как основы для построения естественного богословия (см. Бог: свидетельства существования). Трансцендентальная критика. В философское наследие Дойевеерда входит его трансцендентальная критика, которую Корнелиус °Ван Тил (Van Til) использовал в своей °предпосылочной апологетике. По форме рассуждение повторяет трансцендентальную редукцию °Канта, в которой постулируются необходимые условия для мышления и действия. Трансцендентальная критика отличается от критики трансцендентной. Последняя является чисто внешней и не занимается глубокими корнями проблемы. Трансцендентальная критика спрашивает: «Благодаря чему наука становится возможной?», «Как Вера (религиозная отправная точка) направляет науку и (философию)?», «Почему она, к сожалению, может и дезориентировать науку?» (Klapwijk, 22). По словам Якоба Клапвийка, эта критика «нацелена на феномен самой науки, прослеживая изнутри наружу те линии мышления, которым следовала наука, чтобы в конце концов прийти к точке её происхождения; к скрытой религиозной отправной точке всякой научной деятельности» (ibid.).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010