Статьи: см. выше, раздел «Общие работы», а также: Аноним 1848, Stoffels 1908, Κοπναπκης 1980, Golitzin 2002. Популярные и не представляющие научного интереса работы: Павский 1821, Попов И. 1901 (отзыв о канд. соч.), Аполлов 1893, Концевич 1965, Ермаков 2000. Отдельные вопросы Богословие : Rothenhaeusler 1937, Spiteris 1997; Св. Дух и духовный опыт, пневматология: Pacheu 1920, Miquel 1966, Houdret 1975, Ihnken 1989b, Plested 1999, Aleo 2003, 2006; гносеология и антропология: Πποβιτς 1926, Schulze 1997, Staats 1997, Ghattas 2003; образ Божий в человеке: Davids E. 1968; обожение : Lot-Borodine 1933; Божественная благодать и свобода воли : Казанский 1845, Катанский 1902, Stoellger 1980, Dörrie-Dittmann-Knoch-Schindler 1981; крещение : Desprez 1988; внутренний человек : Markschies 1998; мистика (в общем; роль сердца): Алексий 1904, Попов И. 1905/2004, Онуфрий 1914, Graef 1948, Raasch 1970, Desprez 1979, Fraigneau-Julien 1985 (Гл. 3: «Les reuvres spirituelles du Pseudo-Macaire», 5770: бесстрастие, свет, духовные чувства, aisthesis, plerophoria, gnosis, diakrisis, sunesis, крещение водой и Духом), Bouchet 1986, Mengus 1996, Hesse 1997, Golitzin 1999, Мейендорф 2000b, 284–286; мистика света : Beyer 1981, Illert 1997, Golitzin 2001a, Golitzin-Orlov 2001, Orlov 2002; молитва : Schulze 1989, Thurin 1989, Desprez 1990a/1998, Staats 1999, Ware 1999; экстаз : Burns 1999a; этика и аскетика (духовная жизнь): Барсов 1889, 3866; Бронзов 1899, Григорий 1892, Кратиров 1899, Попов И. 1905/2004, Новоселов 1912, 61 сл., Кривошеин 1955/1996, Афанасий 1956, Tsirpanlis 1988, Gahbauer 1996, Illert 2000; христология : Clarkson 1977, Thurin 1992, Staats 1997, Plested 2001b; экклезиология : Deprez 1977, Aleo 2004a, 2006; евхаристия : Desprez 1990b, Staats 1997; влияние стоицизма : Stoffels 1910; прочие темы : Berthold 1977, Garrett 1988, Fitschen 1997, Fitschen 1998b, Martikainen 1998, Aleo 2004b; рай : Hesse 1997; ад : Illert 1999. Симеон Месопотамский Произведения: Gouillard 1941. Подробный анализ источников и литературы см. в Предисловии (выше, с. 77–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Во второй половине XII в. наблюдается даже возрождение язычества в городах и в княжеско-боярских кругах, что в какой-то степени было связано с раздроблением Русского государства на множество княжеств и с усилившейся ролью местного боярства (Рыбаков Б. А., 1987, с. 774). Интерес к язычеству обостряется в пору невзгод болезней, народных бедствий и митрополит Иларион обращался к богу с просьбой: «Не попущай на ны скорби, и глада, и напрасных смертей, огня, потопления, да не отпадут от веры нетвердии верою» (Аничков Е. В., 1914, с. 266, 306). Не только пережитки язычества, но и скрытое двоеверие продолжались на Руси очень долго и обличались церковными проповедниками вплоть до XVII в. В послании 1505 г. игумена одного из монастырей под Псковом говорится: «Не престала зде еще лесть идольская, кумирское празднование», и каждое лето собирается народ и приносит жертвы (Фамицын А. С., 1884, с. 61). О том же писал архиепископ Новгородский и Псковский Макарий в 1534 г.: «Во всей Рускои земли скверные молбища идольские разорены тогда, а в Чюди, и в Жере, и в Кореле, и во многих руских местех в преждереченных онех скверные мольбища их лес, и камение, и реки, и блата, источники, и гори, и холми, солнце, и месяцъ, и звезды, и езера, и проста рещи всей твари поклоняхуся яко богу, и чтяху, и жертву приношаху кровную бесом, волы и овцы, и всяк скот и птицы» (ПСРЛ, М., 2003, т. 5, вып. 1, с. 141). Процесс принятия христианства аналогично протекал и в ряде других стран. Так, в жизнеописании Отгона Бамбергского говорится, что в Штетине народ «двоеверно поклонялся и немецкому богу и прежним богам своих отцов» (Котляревский А. А., 1893, с. 62). Пережитки языческих обрядов сохранялись в Польше очень долго. В Хронике Длугоша сказано: «Хоть вот уже пятьсот лет прошло с тех пор, как поляки исповедуют христианство, но и доселе некоторые из игор остались в обычае» ( Срезневский И. И. , 1848, с. 91). Двоеверие было свойственно и другим народам, например, «датчане с древнейших времен были христианами, тем не менее, следуя обычаям отечества, поклонялись идолам и считали, что есть боги более могучие, чем Христос» (Видукинд Корвейский, 1975, с. 191). Также и викинги, как писал архиепископ Реймса, «были крещены дважды, однако, несмотря на это, по-прежнему предпочитают вести языческий образ жизни, убивают христиан и священнослужителей, приносят жертвы идолам» (Иванов В. В., 1974, с. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

J.B. de Rossi. 2 vols. (Vol. 1; Vol. 2. Pt. 1). Romae, 1861–1888 и Supplementum к нему (Pt. 1/Ed. Gatti. Romae, 1915). 1767 Le Blant E. Recueil des inscriptions chretiennes de la Gaule anterieures au 8 е siecle. 2 vols. Paris, 1856–1865 [Vol. 1. Provinces Gallicanes; vol. 2. Les Sept Provinces] («Collection de documents inedits sur l’histoire de France, publies par les soins du Ministre de Г instruction publique»); Le Blant E. Sarcophages chretiens de la Gaule. Paris, 1886. 1768 Inscriptiones Hispaniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. 2 Bde. Berlin, 1871–1900 (repr.: Hildesheim, 1975); Hiibner E. Nouvelles inscriptions latines d’Emerita Augusta en Espagne/Revue des Etudes Anciennes. 1900. Vol. 2; idem. Inscriptiones Lusitaniae aevi christiani ineditae/О Archeologo Portugues. Lisboa, 1895. Vol. 1. 7; Inscriptiones Britanniae christianae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1876. См. также его: Romische Epigraphik. 2. Aufl. Berlin, 1892; Exempla scripturae epigraphicae Latinae: A Caesaris dictatoris morte ad aetatem Justiniani. Berlin, 1885 (repr.: 1979) ( CIL, Auctarium); La Arqueologia de Espana. Barcelona, 1888; Monumenta Linguae Ibericae/Ed. Aemilius Hiibner. Berlin, 1893; а также библиографический справочник: Bibliographic der classischen AltertumswiBenschaft: GrundriB zu Vorlesungen uber die Geschichte und Encyklopadie der klassischen Philologie. 2. Aufl. Berlin, 1889. 1769 Kraus F.X. Die altchristlichen Inschriften der Rheinlande von den Anfangen des Christentums am Rheine bis zur Mitte des 8. Jh. 2 Tie. Freiburg i. Br., 1890–1893. 1771 См., например: The Coptic Inscriptions edited by Sir Herbert Thompson. Cairo: LTnstitut Fran ais d’Archeologie Orientale, 1905–1906 ff.; VlietJ. van der. Catalogue of the Coptic Inscriptions in the Sudan National Museum at Khartoum (I. Khartoum Copt.). Leuven, 2003 (Orientalia Lovaniensia Analecta 121); Книга бытия моего: Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского /Под ред. П.А. Сырку. Т. 2. СПб., 1895. С. 413 слл.; Тураев Б. Неизданный поэтический памятник коптской эпиграфики/Зап. Восточ. отделения Имп. Русского археологии, об–ва. 1897. Т. 10; Bounant. L’eglise copte du tombeau de Dega/Memoires de la mission archeologique du Caire. Vol. 1; Gayet A. Les monuments Coptes du Musee de Boulaq/Memoires de la mission archeologique du Caire. 1889. Vol. 3; Pietschmann R. Les inscriptions coptes de Faras/Recueil de travaux relatifs a la philologie et a l’archeologie gyptiennes et assyriennes. 1899. Vol. 21; Pleyte W., Boeser PA. Manuscrits coptes du mus6e d’antiquites des Pays–Bas. Leyden, 1897; SayceA.H. Coptic and early Christian inscriptions in upper Egypt/Proceed. Vol. 8, 175; в Aegyptische Zeitschrift за 1872 и 1885 гг. (публикатор – Stern), в Revue egyptologique (Eugene Revilloul), в Recueilde travaux relatifs a laphilologie eta l’archeologie egyptiennes et assyriennes (vol. 5; 7; 15 и др.) и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Религиозно-историческая школа не имеет четких границ, так как у разных библеистов ее методы присутствуют в различной степени. Из отечественных авторов эти методы применяли киевский профессор-латинист и библеист Николай Михайлович Дроздов (1849–1920?) 121 , акад. Б.А. Тураев , М.Н. Скабалланович ; библеист и гебраист, профессор Св.-Сергиевского института в Париже протопресвитер Алексей Петрович Князев (1913–1991) 122 и др. Следует отметить также увлечение зарубежной историографии теорией Дарвина, породившей в исторической науке явление, известное под именем социального дарвинизма. Из ученых этого направления можно отметить Отто Зéека (1850–1921), который объяснял крах Римской империи в стиле теории естественного отбора («История падения античного мира») 123 ; он опубликовал в 1919 г. монографию, связанную с проблемами просопографического исследования христианского мира в первые века распространения христианства в его имперской форме 124 . § 9. Католическая историография конца XIX – начала XX в. Из католических исследователей, предпринявших попытки синтетического подхода к церковной истории на основе собранного в XIX в. источникового материала, необходимо прежде всего упомянуть крупного историка церковных соборов монсеньора Карла Йозефа фон Гéфеле (1809–1893), епископа Ротенбурга (в королевстве Вюртемберг) 125 , а также мюнхенского профессора, священника Иоганна Йозефа Игнация фон Дёллингера (1799–1890), оказавшего серьезное влияние на становление Старокатолической церкви своими историко-церковными трудами и отрицанием догмата I Ватиканского собора о папской непогрешимости (Дёллингер, которого считают «идейным вождем антиультрамонтанской партии», и его сторонники были отлучены от Церкви в 1871 г.). Важную роль в развитии немецкой историко-церковной науки сыграл католический церковный историк Йозеф Лортц (1887–1975), профессор вначале в Мюнстере, а после Второй мировой войны в Майнце. Он известен как активный исследователь Реформации и взаимоотношений Римско-католической церкви с реформированными церквами, а также своей попыткой (в частности, в работе 1933 г. Katholischer Zugang zum Nationalsozialismus – «Католический подход к национал-социализму») найти точки сближения католицизма и национал-социализма (до 1938 г. Лортц был членом НСДАП).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

341 См.: Pease. 1919. P. 150–167; Ellspermam. 1949. P. 126–173; Hagendahl. 1958. P. 89–328; 1974. P. 216–227. 342 Hieronym. Adv. Rufin. III 6. Cp.: Sulp. Sever. Dial. I 8: vir enim praeter fidei meritum dotemque virtutum, non solum Latinis atque Graecis, sed et Hebraeis etiam ita litteris institutus est, ut se illi in omni scientia nemo audeat comparare. 344 Hieronym. Praef. in quat. Evang.//PL. 29. Col. 525C–527B. Cp.: Praef. in Lib. Jos. j. Hebr.//PL. 28. Col. 463A. 350 См.: Hieronym. Ep. 71. 5, 112. 20; De vir. ill. 135; Chapman. 1923. P. 282–299; Kelly. 1975. P. 88. 358 Psalterium Romanum. Попытки отождествить с переводом Иеронима «Римскую Псалтирь», ставшую в средние века стандартным богослужебным текстом в Италии и с XVI в. использовавшуюся исключительно в соборе св. Петра в Ватикане (изд. см.: Weber R. Le Psautier remain et les autres anciens Psauriers latins//Collectanea biblica latina. X. Rome, 1953), оказались необоснованными (см.: De Bruyne. 1930. P. 101–126; Gribomont. 1986. P. 223; Rebenich. 1993. P. 52); скорее, в ней содержится одна из старолатинских редакций, близкая к той, исправлением которой и занимался Иероним (см.: Vaccari. 1952. P. 211–230), хотя ему были известны и другие редакции (см.: Ibid. Р. 238–255; Thibaut. 1959. P. 108). 362 Hieronym. Praef. in Lib. Job j. Hebr.//PL. 29. Col. 61B–62B; Praef. in Lib. Paralipom.//PL. 29. Col. 401B; Praef. in Lib. Salom.//PL. 29. Col. 403C. 363 См.: PL. 29. Col. 61B–114A; новое изд. см.: Caspari С.Р. Das Buch Hiob in Hieronymus Ubersetzung aus der alexandrinischen Version ach einer St. Gallener Handschrift saec. VIII. Christiana, 1893. 364 Изд. см.: Vaccari. 1956. P. 357–373; 1958. P. 83–146; 1959; предисловие см.: PL. 29. Col. 403C–404C. 367 Hieronym. Ep. 134. 2. Cp.: Praef. in Lib. Salom. j. Hebr.//PL. 28. Col. 1243A; критику см.: Grützmacher. 1969. Bd. 1. S. 92–96. 368 См.: Gribomont. 1986. P. 224; Rebenich. 1993. P. 52; согласно другой точке зрения, Иероним начал перевод Ветхого Завета с древнееврейского оригинала параллельно с работой над ревизией LXX, см.: Kamesar. 1993. P. 49–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Norelli E. (ed.) La Bibbia nell’antichità cristiana. I. Da Gesù a Origene. Bologna, 1993 (La Bibbia nella storia 15/1). Derrett J.D.M. Scripture and Norms in the Apostolic Fathers. – ANRW , II.27.1, 649–699. di Marco A.-S. La recenzione del Nuovo Testamento nei padri apostolici. – ANRW II.27.1, 724–762. The Use of Sacred Books in the Ancient World/Edd. L.V. Rutgers , P.W. van der Horst , H.W. Havelaar, L.Teugels. Leuven: Peeters, 1998 (Contributions to Biblical Exegesis and Theology 22). 318 p. van den Boeft J.P., van de Lisdonk M.L . The impact of scripture in early Christianity. Leiden: Brill, 1999 (Supplements to Vigiliae Christianae 44). XIV, 278 p. Мецгер Б . М . Канон Нового Завета: Возникновение, развитие, значение/Пер. с англ. Д.Гзгзян. М.: ББИ св. ап. Андрея, 1999 (гл. 3, 40–73). Луни Д. Новый Завет и его литературное окружение. СПб., 2000 (211–215 Игн. Ант., 243–245 Ерма). Экзегетика [Аноним.] Толкование ветхозаветных книг в период мужей апостольских. – ЧОЛДП 1893, кн. 9, 117–155. Longenecker R.N. Biblical exegesis in the apostolic period. Grand Rapids, 1975. Fiedrowicz M . Prinzipien der Schriftauslegung in der Alten Kirche. Bern, Berlin, Frank./M., N.Y., Paris, Wien, 1998 ( TrCh 10). 203 S. (Франц. вариант: Principes de l’interprétation de l’Écriture dans l’Église ancicnne). Богословие Schindler A. Gott als Vater in Theologie und Liturgie der christlichen Antike. – Das Vaterbild im Abendland/Hrsg. v. G.Fruehsorge, H.Tellenbach. Stuttgart, 1978, 55–69. Daniélou J. Théologie du judéo-christianisme. Vol. 1. Tournai, 19581 (Paris, 19913) [engl. transl.: A History of Early Christian Doctrine before the Council of Nicaea. Vol. 1. London; Philad., 1964; trad, it.: Teologia del giudeo-cristianesimo. Bologna, 1974. На рус. изданы лишь отрывки; давно подготавливавшийся полный рус. пер. этого классического труда пока не вышел]. Kelly J.N.D. Early Christian Creeds. London, 19723; Idem.: Early Christian Doctrines. London, 19581, 501 p. (19775); Cf.: Idem. Altchristliche Glaubensbekenntnisse. Geschichte und Theologie. Göttingen, 1972.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

919 Рыбаков Б. А. Русь и Хазария//Академику Б. Л. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 76. 925 См.: Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. 1) Исторические реалии в былине о Дюке//Русская литература. 1990, 2) Старинная история. М., 1991; 3) Исторические черты в былинах о Чуриле Пленковиче//Русский фольклор. XXXVIII. СПб., 1995; 4) Русский былинный эпос. Курск, 1995. С. 28–72. С этой точки зрения отпадает предположение А. П. Новосельцева о том, что летописное сказание о полянской дани объединило два отдельных «варианта хазаро-полянских отношений». – Новосельцев А. П. Хазарское государство... С. 199–200. 927 ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 19. В Ипатьевской летописи концовка текста читается по-другому: хазары «имаху дань» с восточнославянских племен «по беле и веверице тако от дыма» (ПСРЛ. М., 1962. Т. II. Стб. 14). Издатели Повести временных лет в серии «Литературные памятники», положившие в основу своего издания список, заключенный в составе Лаврентьевской летописи, почему-то воспроизводят запись под 859 годом так, как она читается в Ипатьевском своде, – См.: ПВЛ. 4.1. С. 18. 936 Романов Б. А. Деньги и денежное обращение//История культуры Древней Руси. М.; Д., 1948. Т.1. С. 376. 937 ПСРЛ. СПб., 1862. Т. IX. С. 8. Текст Никоновской летописи близок к Лаврентьевскому варианту, что укрепляет доверие к последнему. 938 См.: Срезневский И. И. Материалы для словаря древнерусского языка. СПб., 1893. Т.1. Стб. 485; Словарь русского языка XI-XVII вв. М., 1975. Вып. 2. С. 55; Словарь древнерусского языка (XI-XIV вв.). М., 1989. Т. II. С. 294. 939 Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1963. Т. II. С. 32. В первой редакции татищевской Истории содержится идентичный текст. – См.: Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., Т. IV. С. 112. 940 См.: Свердлов М. Б. Из истории системы налогообложения в Древней Руси//Восточная Европа в древности и средневековье. Сб. статей/Отв. ред. Л. В. Черепнин. М., 1978. С. 147. Д. С. Лихачев, комментируя летописную запись «по беле и веверице от дыма», замечал: «Весьма важен вопрос о том, как правильно читать место.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На востоке же, только преимущественно в восточной Сирии и сопредельных с ней областях, получила распространение и ересь Вардесана, жившего во второй половине II–haчaлe III в. Происходя из знатного эдесского рода, Вардесан был совоспитанником наследного принца, а затем и царя, Абгара IX и пользовался большим влиянием при его дворе. Примерно в возрасте 25 лет он обратился в христианство и начал активную миссионерскую деятельность. После завоевания Эдессы римлянами (216–217 гг.) Вардесан вынужден был бежать в Армению, и последние годы его жизни теряются во мраке. У армянского историка V в. Мовсеса Хоренаци сохранилось интересное сообщение о нем: Вардесан, говорит Мовсес, «явился историком во дни последнего Антонина. Сначала он был последователем валентиниановой ереси; после отказался от нее и написал на нее опровержение. Он не обратился к истине; но только, отделившись от Валентина, образовал свою секту. Бардацан не искажал исторических фактов, ибо был человек с мощным словом. Он осмелился написать письмо к Антонину, писал много трактатов против секты маркионитов, о роке, о культе кумиров в нашем отечестве. Он пришел сюда, чтобы найти себе последователей между грубыми нашими язычниками, но они его не приняли; тогда он вступил в крепость Ани, где, прочитав храмовую Историю, заключавшую также деяния царей, перевел ее на сирский язык с присовокуплением (совершившихся) при нем событий» (История Армении Моисея Хоренского. Перевод Н. О. Эмина. М. 1893, с. 113–114). Славился Вардесан и как поэт, создавший цикл из 150 псалмов на сирийском языке. В личности и миросозерцании Вардесана как бы скрестились влияния, идущие от различных слоев иранской, семитской и греческой культур. См.: Н. Н. Schaeder, Studien zur orientalischen Religionsgeschichte. Darmstadt 1968, S. 111; H.J. W. Drijvers, Bardaisan von Edessa als Repräsentant des syrischen Synkretismus im 2. Jahrhundert n. Chr. Synkretismus im syrischpersischen Kulturgebiet. Hrsg. von A. Dieterich. Göttingen 1975, S. 109–122. История отпадения Вардесана в ересь покрыта мраком, и сведения об этом у древних авторов самые противоречивые, но принадлежность Вардесана к валентинианам современными исследователями ставится под сомнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

   «Слышу я, что издан эдикт — и какой же суетный! Именно верховный первосвященник, то есть епископ епископов, изрекает: „Я отпускаю грехи блуда и прелюбодеяния раскаявшимся " " (лат.).- В настоящее время почти всеми, по-видимому (ср., однако, например, Наиск в Realencyklopadie fur protest. Theologie u. Kirche B. Ill (1897), S. 641, принимается мнение, высказанное некогда De Rossi (1866), что и Тертуллиан в данном случае (De pudic. 1) имеет в виду также Каллиста. Ср. £. Rolffs, Das Indulgenz-Edict des romischen Bischofs Kallist kritisch untersucht und reconstruirt. (Texte u. Untersuchungen herausgeg. von Gebhardt u. Harnack, XI, 3). Leipzig 1893. G. Esser, Die Busschriften Tertullians de paenitentia und de pudicitia und das Indulgenzedikt des Papstes Kallistus. Bonn 1905. P. Batiffol, Etudes d " histoire et de theologie positive. I. 4 ed. Paris 1906, p. 78—110. (А. Б.) – 399.    Св. Ипполит был достаточно плодовитым писателем и, помимо «Фило-софумен» (более точное название: «Опровержение всех ересей»), известно еще большое количество его творений, хотя многие из них дошли лишь фрагментарно или в переводах: «Об Антихристе», «Апостольское Предание», экзегетические сочинения и т.д. См.: J. Quasten, Patrology. V. II. The Ante-Nicene Literature after Irenaeus. Utrecht-Antwerp 1975, p. 163—207. (A. C.) — 399.    Новатиан (или Новациан), родившись в конце II-haчaлe III вв., обратился в христианство уже в зрелом возрасте, до этого будучи философом-стоиком. Был достаточно плодовитым писателем, но из его сочинений дошли до нас очень немногие; наиболее известное из них — трактат «О Троице», в рукописной традиции приписываемый Тертуллиану. В римской церкви Новациан был, собственно, первым «богословом-систематиком», и указанный трактат его сравнивают с сочинением Оригена «О началах». В трактате большое место уделялось проблемам христологии: полемизируя против гностического докетизма, с одной стороны, и адопцианизма — с другой, Новациан защищал и истинное Божество, и подлинное человечество Господа. См.: A. D " Ales, Novatien. Etude sur la theologie Romaine au milieu du IIP siecle. Paris 1924, p. 1—30, 83—134; R. J. De Si-mone, The Treatise of Novatian the Roman Presbyter on the Trinity. A Study of the Text and the Doctrine. Roma 1970, p. 7—137. (A. C.) — 411.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4058...

2502 . Wczesnobizantyjskie elementy i detale architectoniczne Chersonezu Taurydzkiego/Pod red. Andrzej B. Biernacki. – Poznan, 2009. – 547 s. (редкая попытка современной систематизации деталей литургических устройств и декора сакральных памятников ранневизантийского Херсонеса, важная для церковной археологии). 2503 . Weiss G. Antike und Byzanz: Die Kontinitat der Geselschaftsstructur//Historische Zeitschrift. – 1977. – Bd. 224. – H. 3. – S. 529–560 (дисскуссионное исследование вопроса о степени преемственности в развитии Византии, сделанное известным немецким византинистом и источниковедом Гюнтером Вайссом). 2504 . Wilson N. G. Sholars of Byzantium. – Baltimore, Md.: John Hopkins Univ, Press, 1983. – VII, 283 p. (книга о византийских интеллектуалах и ученых). 2505 . Winkelmann F. Byzantinische Rang- und Amterstruktur im 8. Und 9. Jahrhundert. – Berlin: Akad.-Verl., 1985. – 152 S. (исследование немецкого византиниста Фридхельма Винкельманна ромейских санов и должностей VIII-IX вв.). 2506 . Whittow M. The Making of Byzantium: 600–1025. – Berklly, Los Angeles: Macmillan, 1996. – XXV, 477 p. (обобщающая монография о раннесредневековой Византии). 2507 . Yannopoulos P A. La societe profane dans l’Empire byzantin des VIIe, VIIIe et IXe siecles. – Louvain: Pabl. Univ. de Louvain, 1975. – XLVII, 331 p. (книга П. Яннопулоса о византийском обществе эпохи «темных веков»). 2508 . Zachariai von Lingenthal K. E. Geschihte des griechisch-romischen Rechts. – Lipsiae: Teubner, 1893. – 578 S. (классическое фундаментальное исследование по византийскому праву и юридическим источникам знаменитого немецкого византиниста-правоведа Карла Цахариэ фон Лингенталя). 2509 . Zacos G. Byzantine Lead Seals/Compiled and ed. by J. W. Nesbitt. – Berne: Benteli, 1984. – Vol. 2. – XXX, 543 p. 2510 . Zakos G., Veglery A. Byzantine Lead Seals. – Basel, 1972. – Vol. 1 Pts 1–3. – XXXIV, 1965 p. (одно из самых фундаментальных собраний византийских печатей, сделанное сфрагистами Г Закосом и А. Веглери). 2511 . Zanini E. Introduzione all’archeologia bizantina. – Roma: La Nuona Italia Scientifica, 1994. – 274 p. (обзор итальянским историком Э. Дзанини главных тем исследований византийской археологии и некоторые итоги изучения материальной культуры Византии).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010