Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Комитас. Фотография. 1914 г. (Согомонян Согомон Геворги) (26.09.1869, Кютахья (Кутина), Турция - 22.10.1935, Париж), архим. (вардапет), арм. композитор, музыковед, певец, хоровой дирижер, педагог, музыкальный и общественный деятель. Основоположник арм. национальной композиторской школы. Рано осиротел, в 1881 г. был привезен местоблюстителем епархии Кютахья архим. Геворгом Дерцакяном в Эчмиадзин, где был определен в семинарию Геворгян. Под рук. архим. Саака Аматуни изучил теоретические и практические основы церковной музыки, армянскую нотопись , стал записывать духовные песнопения. Одновременно начал собирать и изучать народные песни, пробовал сочинять музыку. В 1890 г. был пострижен в монашество. Окончив в 1893 г. семинарию, был назначен там же преподавателем музыки и регентом хора кафедрального собора в Эчмиадзине. В 1893 г. был рукоположен во священника и получил имя в честь гимнографа VII в. католикоса Комитаса I Ахцеци . С 1895 г. архимандрит. Осенью того же года в Тифлисе (ныне Тбилиси) брал уроки музыки у М. Г. Екмаляна , а в 1896-1899 гг. по протекции католикоса Мкртича I (Хримьяна) и при финансовой поддержке мецената А. И. Манташева продолжил учебу в Берлине на философском фак-те имп. ун-та у О. Флейшера и Г. Беллермана (муз. эстетика и музыковедение) и в частной консерватории Р. Шмидта (композиция, вокал, хоровое дирижирование). К. стал одним из основателей Международного музыкального общества (ММО), на конгрессах которого (в частности, в 1899 и 1906 в Берлине) выступал с докладами об арм. народных песнях и их обработках в сравнении с араб., персид., тур. и курд. песнями. В 1899 г., возвратившись в Эчмиадзин, продолжил научную, творческую и педагогическую деятельность, одновременно выступал с хором семинарии в Эчмиадзине, Эривани (ныне Ереван), Тифлисе и Баку. В 1906 г. в Париже с хором концертного об-ва «Ламурё» исполнил свои обработки арм. народных песен и духовных песнопений. В 1907 г. по приглашению Р. Роллана читал лекции об арм. музыке в парижской Высшей школе общественных наук. В том же году в Париже был издан 1-й сборник его муз. произведений. К. выступал с концертами в Швейцарии, читал лекции в конгрегации мхитаристов в Венеции. В 1910 г. переехал в Стамбул, где основал смешанный хор «Гусан» (300 чел.), с успехом выступавший не только в Стамбуле, но и в Александрии, Каире и др. городах.

http://pravenc.ru/text/1841848.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУХОВНЫЙ ВЕСТНИК ГРУЗИНСКОГО ЭКЗАРХАТА» [груз. ] , ж., офиц. печатный орган Грузинского Экзархата РПЦ (ГЭ) (1891-1906; в 1907-1917 «Вестник Грузинского Экзархата», 15/16-20 за 1917 «Вестник Кавказского Экзархата»). Выходил в Тифлисе на издательской базе Тифлисской ДС в формате книги на рус. языке и с частичным переводом на грузинский, со средней периодичностью 2 раза в месяц (за год до 24 номеров). Офиц. и неофиц. части журнала были оформлены в виде 2 выпусков: «Д. в. Г. Э.» (объем до 20 страниц) и Прибавления к «Духовному вестнику Грузинского Экзархата» (объем до 48 страниц). В 1910-1917 гг. журнал издавался 2 раза в месяц объемом до 12 страниц. Печатался в типографиях Е. Хеладзе (1891-1905, по 21/22), (скоропечатной) А. Кутателадзе (с 23/24 за 1905-1906), Канцелярии наместника Его Имп. Величества на Кавказе (1910-1916), Особого Закавказского комитета (1916-1917). Редактором журнала был ректор (инспектор) Тифлисской ДС. В разные годы эту должность занимали архим. Николай (Зиоров) (1891), прот. Георгий Хелидзе (1891), архимандриты Тихон (Морошкин) (1891-1893), Серафим (Мещеряков) (1893-1898), Ермоген (Долганёв) (1896, 1898-1901), Стефан (Архангельский) (1901), прот. сщмч. Иоанн Восторгов (1901-1905), свящ. Никандр Покровский (1901, 1905-1906), И. А. Греков (1905), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы М. Г. Попов (1910-1915), архим. Пирр (Окропиридзе) (1914-1915; в 1916-1922 епископ Алавердский), епископы Ереванский Леонтий (Вимпфен) (1915), Горийский Антоний (Гиоргадзе) (1915-1917), Ереванский Дамиан (Говоров) (10-е гг. XX в.), прот. И. Орехов 19/20, 21/22 за 1917). Помощника редактора назначал экзарх Грузии из владевших груз. языком образованных представителей духовенства и преподавателей. Цензоры также назначались экзархом из числа городских протоиереев или священников с высшим богословским образованием; в разное время ими были прот. Евстафий Елиев (Елиашвили) (1891-1902; в 1903-1905 еп. Алавердский Евфимий), архим. Амфилохий, И. А. Греков, архим. Григорий, свящ. Никандр Покровский и др.

http://pravenc.ru/text/180680.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАЗАРИЙ (Блинов Николай Михайлович; 24.01.1852, Камско-Воткинский завод Сарапульского у. Вятской губ. (ныне г. Воткинск, Удмуртия) - 18.06.1930, Тобольск), архиеп. Тобольский и Сибирский. Род. в семье надворного советника Михаила Васильевича Блинова. Его дед прот. Василий Егорович Блинов, настоятель Благовещенского собора Камско-Воткинского завода, за свои заслуги был удостоен прав потомственного дворянства. В 1870 г. Николай Блинов окончил 1-ю классическую гимназию в С.-Петербурге и поступил в С.-Петербургский ун-т. Окончил 2 курса юридического факультета, но в 1872 г. оставил учебу в ун-те и был принят в военное Константиновское уч-ще в С.-Петербурге. В 1875 г. окончил уч-ще и был зачислен офицером в лейб-гвардии Егерский полк. Участвовал в русско-тур. войне 1877-1878 гг., за мужество и храбрость во время боевых действий награжден орденами св. Анны 4-й степени и св. Станислава 3-й степени. С 1884 г. служил воспитателем кадетского корпуса им. графа Аракчеева в Н. Новгороде. 1 сент. 1887 г. по рапорту с прошением об отставке уволен с военной службы в чине подполковника (по др. данным, полковника). 7 окт. того же года принят в число братии Киево-Печерской лавры с определением на послушание в канцелярию Духовного Собора. С 1888 г. одновременно занимался корректурой издаваемых лаврой книг. В 1888 г. (по др. данным, в 1889) назначен помощником управляющего лаврской типографией. С 1 июля 1890 г. исполнял обязанности правителя канцелярии Духовного Собора. 4 авг. 1890 г. в ц. во имя прп. Антония Печерского в Ближних пещерах принял монашеский постриг с именем Назарий. 3 мая 1892 г. рукоположен во диакона, 10 мая того же года назначен правителем канцелярии Духовного Собора. 16 мая 1893 г. рукоположен во иерея. В 1896 г. назначен управляющим лаврской типографией, занимался ее техническим усовершенствованием. 1 июня 1898 г. стал членом Духовного Собора лавры. Состоял членом комиссии по реставрации Великой Успенской ц. Был ответственным за изготовление для лавры большого колокола на колокольно-литейном заводе П. Н. Финляндского в Москве и присутствовал в 1898 г. при его отливке. Был председателем комиссии по проверке нотного обихода лавры. В 1901 г. возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял екклесиархом лавры. В февр.-апр. 1906 г. совершил паломничество на Св. землю, Афон и в г. Бари (Италия) к мощам свт. Николая Чудотворца. В апр. 1909 г. избран почетным членом Киевского епархиального училищного совета. В том же году стал сверхштатным членом Киевской духовной консистории. По назначению Синода в июле 1909 г. участвовал как делегат с правом решающего голоса в работе I Всероссийского съезда монашествующих в Троице-Сергиевой лавре . Был награжден набедренником (1893), наперсным крестом (1898), орденами св. Анны 3-й степени (1904) и 2-й степени (1905).

http://pravenc.ru/text/2564624.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НЕПЕИН Сергей Арсеньевич (22.09.1870, Вологда - 27.6.1911, там же), свящ., краевед и фотограф. Из семьи потомственных священно- и церковнослужителей Грязовецкого у. и Вологды. Отец - Арсений Афанасьевич Непеин (9 нояб. 1820 - 15 февр. 1901), послушник Глушицкого Сосновецкого во имя св. Иоанна Предтечи муж. мон-ря (1844-1847), дьячок ц. Преображения Господня в Шухтове Вологодского у. (1847-1848) и ц. архангела Гавриила в Вологде (с 22 янв. 1848), 26 янв. 1855 г. рукоположен во диакона еп. Вологодским и Устюжским (впосл. архиеп.) Феогностом (Лебедевым) и определен на дьяческую вакансию к ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем Долу в Вологде, а 6 авг. 1861 г. переведен на такое же место к ц. прав. Лазаря Четверодневного на Горбачёвском кладбище Вологды. Мать - дочь диакона ц. Архангела Михаила на Пухиде Грязовецкого у. Хиония Алексеевна Смирнова (1831 - 9 сент. 1906). Н. окончил Вологодские ДУ (1886; по 2-му разряду) и ДС (1892; по 1-му разряду со званием студента). Псаломщик (с 6 окт. 1892) и диакон (с 29 нояб. 1892) Покровско-Казанского прихода, священник ц. во имя св. равноапостольных Константина и Елены (определен 23 июля 1898, рукоположен 2 авг.). Книгопродавец при книжном складе (1896-1906) и пожизненный член (с 18 мая 1897) Вологодского церковного братства во имя Всемилостивого Спаса, с 1904 г. принимал активное участие в организуемых им публичных чтениях. Заведующий Свято-Стефановской школой (12 окт. 1899 - 27 сент.1907) и законоучитель, открыл школьный музей, ставший образцом для других подобных музеев в Вологде (за успешную деятельность на этом посту награжден 11 мая 1905 Библией от Синода). Законоучитель в 4-м (с 9 авг. 1899) и 3-м (с 5 нояб. 1904) мужских приходских училищах и во 2-м железнодорожном училище (с 9 окт. 1907). Кандидат в члены правления Вологодского духовного училища (утвержден 12 февр. 1905). Еще студентом Вологодской ДС Н. проявлял большой интерес к истории и археологии, занимался поиском древних рукописей, приобретал старинные монеты, книги и др. предметы. С 1893 г. публиковал заметки, очерки, рассказы (всего ок. 60) по истории России, краеведению, о церковной жизни (в частности, рассказ «Семинарская забастовка». Архангельск, 1906) и др. в различных периодических изданиях, гл. обр. в «Вологодских епархиальных ведомостях». Публиковался под псевдонимами С. Лазарев, С. А. Н-ин, С. Н., С. А. Н., С. Арсеньев, С. А. Арсеньев, С., А., Н. Арсеньевич. В 1893 г. увлекся фотографией, «достиг значительного совершенства» при съемке пейзажей, городских и сельских окрестностей, икон, разных предметов и др.; в 1898 г. издал «Альбом видов гор. Вологды» (Вып. 1: Соборы и архиерейский дом).

http://pravenc.ru/text/2565040.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Митрофан (Краснопольский), еп. Гомельский. Фотография. 1912 г. (Краснопольский Дмитрий Иванович; 22.10.1869, слобода Алексеевка Бирюченского у. Воронежской губ.- 6.07.1919, Астрахань), сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов), архиеп. Астраханский и Царёвский. Из бедной крестьянской семьи. Отец работал на кирпичном заводе, мать была из семьи сельского церковнослужителя. Начальное образование получил в местной школе; затем на деньги, предоставленные его 1-м учителем, поступил в Бирюченское ДУ. В 1884 г. окончил училище по 1-му разряду и был принят на казенный счет в Воронежскую ДС. В 1890 г. окончил семинарию со званием действительного студента. 4 нояб. того же года Воронежский и Задонский еп. Анастасий (Добрадин ; впосл. архиепископ) рукоположил его во диакона и назначил в Казанскую ц. пригородной слободы г. Коротояка Воронежской губ. 15 дек. 1892 г. был перемещен в Преображенскую ц. слободы Матрёна-Гезева Бирюченского у. (ныне с. Матрёно-Гезово Алексеевского р-на Белгородской обл.), а 23 февр. 1893 г.- в Троицкую ц. в слободе Алексеевка. В 1893 г., овдовев, принял решение полностью посвятить свою жизнь Церкви. 13 сент. того же года поступил на церковно-историческое отделение КДА. Во время учебы в академии 11 авг. 1896 г. принял монашеский постриг с именем в честь свт. Митрофана, еп. Воронежского. 15 июня 1897 г. ректор академии Каневский еп. Сильвестр (Малеванский) в храме Киево-Братского в честь Богоявления мужского монастыря рукоположил его во иерея. В том же году М. окончил КДА со степенью кандидата богословия за соч. «Аскетика святого Василия Великого». 16 нояб. 1897 г. назначен инспектором Иркутской ДС, временно исполнял должность ректора семинарии. 25 янв. 1902 г. назначен ректором Могилёвской ДС, 2 февр. того же года возведен в сан архимандрита. С 1903 г. состоял цензором проповедей, произносимых в могилёвском кафедральном соборе, в 1905 г. назначен благочинным могилёвского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . Активно участвовал в деятельности могилёвского Богоявленского братства.

http://pravenc.ru/text/2563414.html

Новочеркасск. Церковь Донской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Донской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1935 Архитектор:С.И. Болдырев Адрес: Ростовская обл., г. Новочеркасск, (в квартале, между ул. Просвещения и ул. Бакунина; и между ул. Богдана Хмельницкого и ул. Скрябина) Координаты: 47.41464, 40.084173 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Донской иконы Божией Матери. «Как только была явлена милость Божия 29 апреля 1891 г. в чудном спасении драгоценной жизни Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича, во время его путешествия по востоку, сряду же между гражданами г. Новочеркасска возникла мысль — запечатлеть в памяти потомства это дивное, видимое промышление Божие о нашем Августейшем Атамане, каким-либо священным памятником» (Донские Епархиальные Ведомости, 1893 г., неоф. отд., 10, стр. 418). Речь идет о том, что в Японии было совершено покушение на жизнь Наследника Российского престола Николая Александровича (с 1896 г. Императора Николая II, который по закону считался Августейшим Атаманом всех казачьих войск, в т.ч. и Донского). Новочеркасцы 29 апреля 1893 года, т.е. во вторую годовщину чудесного спасения Наследника престола, подали Высокопреосвященному Макарию, Архиепископу Донскому и Новочеркасскому, прошение в память избавления от грозившей опасности жизни Государя Наследника Цесаревича от руки злодея разрешить им построить на Ратной площади между новым институтом и Атаманским техническим училищем храм во имя Пресвятой Богородицы, в честь Ее чудотворной «Донской иконы», поднесенной Донскими казаками на Куликовом поле великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому перед началом великой битвы с полчищами грозного Мамая. Архиепископ Макарий благословил строительство храма на Ратной площади (ныне комплекс зданий общежитий НГТУ со студенческой поликлиникой и столовой) в честь и славу Донской иконы Божией Матери. Одновременно с подачей прошения на имя Высокопреосвященного Макария горожане послали через уполномоченных в царскую резиденцию в Ливадии на имя Государя Наследника Цесаревича Николая Александровича телеграмму о том, что они подали прошение на строительство Донского Богородичного храма в Новочеркасске в память великой милости Божией, сохранившей 29 апреля 1891 г. жизнь Императорского Высочества, Августейшего Атамана Донских казаков. В ответ на Дон пришла телеграмма из Крыма: «Государь Наследник Цесаревич, тронутый усердием граждан Новочеркасска, поручил мне выразить сердечную благодарность Его Высочества вам и другим уполномоченным за поздравление и добрыя пожелания. Граф Олсуфьев».

http://sobory.ru/article/?object=38400

Рудно, погост. Церковь Георгия Победоносца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Год постройки:1900. Год утраты:Не установлен. Адрес: Церковь не существует Изменить описание объекта Фотографий пока нет Посещая скорбный погост села Рудно, не раз приходилось осматривать сирые руины уничтоженного храма. Краевед Н. Баклагин утверждает, что храмов было два – старый и новый. По сказу местников, на внехрамовом кладбище имелась часовня. Жители без уверенности за сказанное сообщают, что какое-то разрушение зданию церкви принесли немецкие войска, а пожар, приведший к катастрофическим последствиям, устроили уже бойцы Советской Армии, соорудившие в помещении костер. Кто, куда и по чьему приказу растаскивал кирпичи – сегодня не ведомо. Источники: Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской Епархии. СПБ. 1867. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Краткие историко-статистические сведения о церквах и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева.//Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб, 1999. Дроздова Варвара Андреевна - монахиня Вирсавия. Церковь во имя Св. Великомученика Георгия, что в селе Рудно (Гдовско-Нарвский тракт, станция Поля, с передачей в село Рудно) Церковь деревянная, однопрестольная, с каменной колокольней. Построена тщанием прихожан в 1795 году. Здании принадлежащих церкви, кроме деревянных сторожки и амбара нет. Часовен в разных деревнях прихода пять, все деревянные. В приходе имеются следующие деревни: Рожки, Плавкино, Новинка, Рыжково, Пантелейково, Мельничище, Гаянщина, Ухово, Кушель, Ребельск, Заберезье, Пустынька, Гусева-гора, Лог, Новая Нива, Филатово, Дубок, Моркво, и село Рудное, в расстоянии от церкви от одной до 12 верст, 363 двор., 1063 м. и 1107 ж. Причт состоит из священника и псаломщика. Священник Бельский Николай Феофилактович, из Спб. епархии. Окончил к. в Спб. дух. сем., рукоположен во священника к сей церкви 1887 г. Им. набедренник с 1893 г. Псаломщик Недремский, Петр Мефодиевич, из Спб. епархии. Оконч. курс в Спб. дух. сем. 1895 г.; определен псаломщиком к сей церкви 1896 г. Церковный староста Антипов Константин, крестьянин, в должности пятое трехлетие. Им. серебряную медаль, для ношения на груди, на Станиславской ленте с 1893 г.

http://sobory.ru/article/?object=19472

Александр (Головин Александр), еп.Калужский и Боровский Родился 25.VIII.1844 в семье священника с.Мясоедова Тульской губернии. В 1866 году окончил Тульскую Духовную семинарию. 4.VI.1866 рукоположен во священника Успенской церкви Тульской губернии, где состоял законоучителем сельского народного училища. В 1880 году переведен в Тулу. 27·ΧΙ·1890 пострижен в монашество. В 1896 окончил СПБ Духовную Академию со степенью кандидата богословия. В 1896 году по окончании Академии был командирован в Абиссинию с отрядом Красного Креста. В 1897 году был назначен настоятелем Троицкого Калягина монастыря с возведением в сан архимандрита. В 1899 году назначен начальником Иерусалимской Духовной Миссии. В 1900 году избран действительным членом Палестинского Общества. 27·VII.1903 хиротонисан во епископа Старицкого, вик.Тверской епархии. Хиротония совершена в Тверском кафедральном соборе. 30.X.1908 – еп.Орловский и Севский. 31.ΧII.1910 – епископ Калужский и Боровский. 25.VI.1912 по слабости здоровья уволен на покой с оставлением в должности настоятеля Воскресенского монастыря. Скончался 4.II.1916 года от артериосклероза. Похоронен в летнем храме этого же монастыря в приделе св.Марии Магдалины. Кроткий, сердечный, любвеобильный архипастырь непрестанно о всех молившийся и как пастырь добрый готов был «душу свою положить за овцы своя». Обозревая деятельность Владыки Александра в различных местах его служения, мы не найдем многообразных и шумных ее проявлений. По свойственным ему качествам натуры, его работа стремилась проникать, по выражению апостола, в красоте кроткого и молчаливого духа (I Петра, III, 4). Духовное пастырское воздействие, нравственное влияние на личность окружающих – вот что всегда была главнейшим предметом его архипастырских попечений. Таким он был, когда служил приходским священником в гор. Туле, или когда состоял духовником Александро-Невской Лавры, или когда путешествовал с отрядом Красного Креста в Абиссинию, или когда, наконец, был начальником Русской Миссии в Иерусалиме, таким оставался и на архиерейских кафедрах. Идея внутреннего, сокровенного делания, идея чисто пастырского воздействия на людей всегда и везде была его главным одушевляющим началом и налагала определенный отпечаток на его деятельность, как церковного администратора и иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Анастасий (Александров Александр Иванович), еп.Ямбургский, вик. Петроградской епархии Родился 16 апреля 1861 года, день Ангела 20 апреля. Сын протоиерея кладбищенской церкви в г.Казани. В 1879 году окончил I-ю Казанскую гимназию и поступил в Казанский университет в число студентов историко-филологического факультета, который окончил в 1883 г. со степенью кандидата. С I декабря того же года, согласно избранию факультета и Совета университета, оставлен при университете в качестве профессорского стипендиата для приготовления к профессорскому званию по кафедре языковедения. С 1886 г. состоял доцентом Дерптского, ныне Юрьевского университета, куда был командирован с научной целью. Кроме того, был командирован в столицы (Петербург и Москву), в Литву и в губернии; Сувальскую, Виленскую, Гродненскую и Ковенскую для изучения литовского языка. Преподавание в Дерптском университете шло на немецком языке, поэтому и магистерское и докторское сочинения были им написаны на немецком языке. В 1886 г. удостоен степени магистра сравнительного языковедения и утвержден приват-доцентом Дерптского университета. В том же году перемещен в Харьковский университет, с поручением ему чтения лекций по предмету сравнительного языковедения и санскрита. В 1888 удостоен степени доктора сравнительного языковедения и предложением Министра Народного Просвещения утвержден экстраординарным профессором. В 1896 году был назначен ординарным профессором славянской филологии Казанского университета. Несколько раз был командирован с научной целью за границу, в Австро-Венгрию, Черногорию, Сербию, Болгарию, Константинополь и на Афон. С 1896 по 1905 год, согласно резолюции Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Владимира, был заведующим и руководителем в г.Казани мужской Воскресенской школы. С 1897 по 1905 год состоял секретарем историко-филологического факультета. С 1905 по 1911 год, будучи деканом Историко-филологического факультета, не раз исполнял должность ректора университета. Несколько раз исполнял ученые поручения Отделения русского языка и словесности Академии Наук по рассмотрению ученых работ на ученые премии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дополнения 1. Отрывки греческого текста канонических ответов русского митрополита Иоанна II Греческий текст 18 глав «Правила» митрополита Иоанна ΙΙ А.С. Павлову удалось найти на л. 549–550 в рукописи 1756 г. (запись: Т παρν βιβλον πρας εληφεν σν θε ν τει π χριστο γεννσεως χιλιοστ πτακοσιοστ πεντηκοστ κτ), принадлежавшей Евстафию Вулисме, бывшему некогда архимандритом и настоятелем одесской Св.-Троицкой греческой церкви, а впоследствии архиепископом о. Корфу (его библиотека после его смерти в 1896 г. поступила по завещанию в собственность города Керкиры: смотр. ‘κκλησιαστικ " λθεια 1896 стр. 108–110 и Виз. Врем. 1897 IV 767–768); по указанию Вулисмы и при содействии его А.С. Павлов мог воспользоваться и другим списком – из Венецианской библиотеки св. Марка Nanian. 128 XV века (смотр. Mingarelli, Graeci codices manuscripti apud Nanios patricios Venetos asservati. Bononiae 1784), содержащим новую редакцию греческого текста ответов. Третий список, оставшийся А.С. Павлову неизвестным, содержится в рукописи Британского Музея Addition. 34060 в составе ее пергаменн. аллигата лл. 511–579 XII века, на лл. 577 b –579 a ‘Еρωτματα κκλησιαστικ πρς τν μητροπολτην ‘Ρωσας (описание ее смотр. в Catalogue of the Additions to the inss in the Brit. Mus. 1888–1893. London 1894, p. 168–182; основная часть рукописи – лл. 1–510 XV в. – занята Синтагмой Матвея Властаря); здесь и число ответов больше, чем в списках Вулисмы и Наниевом, и текст их более полон и исправен и ближе всего соответствует славянскому переводу (будет напечатан мной в серии. «Памятников древне-русск. литературы»). Пользуясь списком Вулисмы как основным, Павлов издал греческий текст ответов в 1873 г. (прил. к XXII тому Записок Имп. Академии Наук. 5), про чем им была исправлена только орфография; из Наниева, обозначаемого буквой N, приведены варианты. В параллель греческому тексту поставлен старо-славянский перевод по пергаменному «Варсонофьевскому» списку Кормчей XIV в. Чудова монаст. 4, с вариантами по двум бумажным спискам Имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010