30 .          Католический Index и римско-католическая цензура//Странник, 1906, 4, с. 630–634. 31 .          Конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний гг. студентов 1–2 курсов СПбДА: •              в 1900 году. СПб., 1900, 5 с.; •              в 1902 году. СПб., 1902. •              в 1904 году. СПб., 1904, 8 с. 32 .          Лекции по Священному Писанию Нового Завета, читанные студентам СПбДА: • в 1891–1892 уч.году.СПб.,1892,365 с. • в 1892–1893 уч.году.СПб.,1892,432 с.,литогр. • в 1893–1894 yч.roдy.CNб.,1893,530VI с., литогр. • в 1894–1895 уч.году.СПб.,1895,415, XVI с., литогр. • в 1897–1898 уч.году.СПб.,1897,576 с.,литогр. • в 1898–1899 уч.году.СПб.,1899,608 с.,литогр. • в 1899–1900 уч.году.СПб.,1900,592 с.,литогр. • в 1900–1901 уч.году.СПб.,1901,720 с.,литогр. • в 1901–1902 уч.году.СПб.,1902,592 с.,литогр.. • в 1902–1903 уч.году.СПб.,1902,722 с.,литогр. • в 1903–1904 уч.году.СПб.,1904,365 с.,литогр. • в 1905–1906 уч.году.СПб.,1906,411 с.,литогр. • в 1906–1907 уч.году.СПб.,1907,663 с.,литогр. • в 1911–1912 уч.году.СПб.,1912,415 с.,литогр. • в 1914–1915 уч.году.Пг., 1915, 512 с., литогр. 33 .          Лекции по Священному Писанию Нового Завета. М., 2005 [в печати]. 34 .          Лекции, читанные в Упсальском университете в сентябре и октябре 1918 года. Стокгольм-Упсала, 1921. 1915,    О Втором послании св. апостола Павла к фессалоникийцам//Пг.,1915, 118 с. Из: ХЧ, 1915. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Сера¬фим», 2005. 35 .          О значении надписания Псалмов//ЧОЛДП, 1889, 12, с. 567–601. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005 36 .          О Квириневой переписи по связи ее с Рождеством Христовым. К., 1913, 59 с. Отт. из: Труды КДА, 1913. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 37 .          Обращение Савла и Евангелие св. апостола Павла: речь, произнесенная на торжественном годичном акте СПбДА 17 февраля 1896 г. СПб., 1896, 150 с. Из: ХЧ, 1896. То же: Харьков, 1896, 121 с. То же: ВР, 1896, 4–7. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

И рече Амасиа ко Амосови, видяй, гряди, и отъиди ты на землю Иудину, и тамо живи, и тамо да прорицаеши. А в Вефили по сем не приложи прорицати, яко освящение царя есть и дом есть царства. И отвеща Амос, и рече ко Амасии: не бех пророк аз, ниже сын пророчь, но пастырь бех, и ягодичия обирая: и поя мя Господь от овец, и рече ко мне: иди, и прорцы на люди моя Исраиля (Ам.7:9–15). Итак, он взят был (на пророческое служение) от пастушеских занятий и пророчествовал в Вефиле, где первый Иеровоам, сын Навата, устроил золотую телицу. Думаю, что не бесполезно обратить внимание на то, что был другой Амос, отец Исаии. А каковы были речи его и к кому они относились, это мы раскроем по мере сил, при объяснении предложенного предмета. Отделение первое Гл. I ст. 1. Словеса Амосова, яже Быша в Аккариме от Фекуи, яже виде о Иерусалиме во дни Озии царя Иудина, и во дни Иеровоама сына Иоасова царя Исраилева, прежде двою лет труса. Словеса Амосова, яже Быша в Аккариме от Фекуи, —398— яже виде о Иерусалиме. Таковы, говорит, пророческие речи Амоса из Фекуи, которые произнесены были в Аккариме. Надобно знать, что этого чтения, то есть в Аккариме совсем нет в еврейском издании; в нем сказано только: словеса Амосовы от Фекуи. Другие же толкователи вместо: в Аккариме читают: ν τος κτηνοτροφιοις (на пастбищах). Итак, вот те слова Амоса Фекуянина, которые были к нему во время его пастушеской жизни, на самых овчих дворах. Он говорит, что слова о Иерусалиме он не только слышал, но и видел; ибо вместе с откровениями Бог сделал для пророков события очевидными и как бы уже совершающимися теперь, так что, кажется, они и видят даже исполнение самых слов прежде осуществления их в действительности, причем их взорам предносится зрелище будущих событий, о которых говорит им Бог. Но достойно исследования (если бы кто-нибудь предложил этот вопрос) то, почему слова были только о Иерусалиме, хотя устами самого Пророка Бог обвиняет Иуду и Израиля? Притом же говорит, что сия глаголет Господь: за три нечестия сынов Иудиных, и за четыре не отвращуся их и проч. И вслед за тем далее: сия глаголет Господь: за три нечестия Исраиля и пр. (2:4:6). А присовокупив указание на виды греха, пророческое слово высказало угрозу бедствиями и сделало тому и другому весьма тяжкую укоризну. Итак, как же понимать то, что слова были о Иерусалиме, хотя Бог говорит: послю огнь на Иуду и далее. Подумаем же, какой ответ можно дать на это. Мы утверждаем, что обыкновенно святые Пророки Израилем называют то в тесном смысле два колена, живущие (Продолжение следует) Леонтий (Лебединский), митр. Московский. Слово, сказанное высокопреосвященным Леонтием, митрополитом Московским, по случаю освящения им храма в здании Московской Академии, 20 сент. 1892 г.//Богословский вестник 1892. Т. 3. 10. С. I–IV (2-я пагин.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

каждая, с купонами на 1-е Июля 1894 г. (отосланы в Совет Братства) четыреста руб. Итого в 1893 году было в расходе процентными бумагами Таким образом, к 1894 году в кассе Комиссии состоит наличными деньгами 1.403 р. 50 к. (из коих 950 р. на книжке ссудосберегательной кассы) и процентными бумагами 3.500 р. (отданы на хранение в Государственный банк чрез прот. Г. П. Смирнова -Платонова) б) по кассе Сергиево-Посадской От 1892 года к 1-му Января 1893-го года оставалось: а) процентными бумагами б) наличными деньгами В 1893 году поступило на приход: а) процентными бумагами б) наличными деньгами В том же году в расход употреблено: а) процентными бумагами б) наличными деньгами К 1-му Января 1894 года остается: а) процентными бумагами б) наличными деньгами В том числе А. запасного капитала: а) процентными бумагами б) наличными деньгами Б. Расходного капитала: наличными деньгами По части расхода: а) Кандидату XX курса Д.Я. Никольскому выслано пособия за год, по 5 р. в месяц —50— б) Окончившему курс в 1893 году воспитаннику Академии Ивану Орловскому выдано, по определению Комиссии, единовременно в) На пересылку денег Д.Я. Никольскому по почте затрачено в год г) Прочие 3.000 р. процентными бумагами и 3.563 руб. наличными деньгами образовались при упомянутых операциях с процентными бумагами. Сочинения протоиерея А.М. Иванцова-Платонова «О патр. Фотии» продано 4 экземпляра и за них в пользу фонда поступило: 1 руб. (другой рубль в пользу студентов) + 3 р. 20 к. (за 2 экз. в магазине Думнова, с уступкой 2О%) и 2 р. 50 к. (за 1 экз.), итого —51— Приложения к отчету I. В отчетность 1893 году продолжаемо было печатание полного собрания сочинений В.Д. Кудрявцева-Платонова, начатое в 1892 году (см. отчет за 1892 год, прилож. I), и напечатан быль третьим изданием тем же профессором Кудрявцевым составленный учебник для духовных семинарий под заглавием: «Начальные основания философии». Движение сумм по тому и другому делу, в связи с другими сочинениями В.Д. Кудрявцева, представляется в следующем виде: Приход Остаток от 1892 года наличными деньгами Гонорар за статьи В.Д.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—380— жизнь на земле, она – беспорядок, которым, однако, достигается высший порядок, незаметные на первый взгляд высшие цели, так что и этот беспорядок не может давать повода человеку упрекать Творца в недостатке благости или мудрости по отношению к твари. В частности, и человеку Бог не воспретил вкушать мясо животных, а следовательно, и убивать их. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу ( Быт.9:3 ). Как ветхозаветным, так и новозаветным законом воспрещается только вкушать идоложертвенное мясо, кровь и мясо удавленных животных ( Быт.9:4–5 ; Лев.17:15 ; Деян.15:20–29 ). Моисеев закон, кроме того, воспрещал вкушать мясо некоторых животных и птиц, признаваемых нечистыми ( Лев. 11 гл.). Но дозволяя убивать животных для того, чтобы питаться их мясом, Св. Писание воспрещает мучить их. Не вари козленка в молоке матери его ( Втор.14:21 ). Не воспрещая убивать животных для употребления их в пищу, Откровение даже и в этом обнаруживает свою истинность, соответствие с существующими законами природы и превосходство пред сентиментальным учением буддистов о том, что человек не должен убивать никакого живого существа. Возвышенное по существу своему, это учение неприменимо к существующему на земле строю жизни, а потому и не может быть признано здравым и истинным. Струнников А.И. Убеждение и условия его образования.//Богословский вестник 1892. Т. 3. 9. (С. 381–410) (2-я пагин.) —381— Исследование условий происхождения убеждений важно прежде всего с отвлеченно-научной стороны не только для психологии, задача которой вообще исследовать душевную жизнь и уяснять ее законы, но едва ли не более того для философии. Как бы мы ни понимали слово „убеждение“, всякий согласится, что одним из первых признаков всякого убеждения является признание чего-либо за истину, уверенность в чем-либо; – другими словами: одним из первых признаков убеждения оказывается самый первый и основной признак всякого познания: где ничто не признается за истину, нет ни в чем уверенности, – там явно нет и познания, там есть разве лишь мнения, пред положения, представления – не больше. Исследуя условия происхождения убеждений, мы тем самым, стало быть, частию исследуем вопрос о происхождении наших познаний во обще, подготовляем в значительной мере почву для решения основных вопросов о природе, а, следовательно, и значении всех наших познаний.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Лит.: Heumann C. A. Dissertatio inauguralis in qua docetur, ubi et qualis episcopus fuerit S. Hippolytus. Gött., 1737; Иларион (Боголюбов), архим. Св. Ипполит, епископ и мученик//ПрТСО. 1846. Ч. 4. С. 309-337; D ö llinger J. J. I., von. Hippolytus und Kallistus. Regensburg, 1853; Taylor W. E. Hippolytus and the Christian Church of the IIId Cent. L., 1853; Wordsworth C. St. Hippolytus and the Church of Rome in the Earlier Part of the IIId Cent. L., 1853; Bunsen C. J., von. Hippolytus and His Age. L., 18542. 2 vol.; Volkmar G. Die Quellen der Ketzergeschichte bis zum Nicänum. Zürich, 1855. Bd. 1: Hippolytus und die römischen Zeitgenossen; Филарет (Гумилевский). Учение. 1859. Т. 1. С. 105-118; Невоструев К. И. Слово св. Ипполита об антихристе: В слав. переводе по списку XII в. с исслед. о Слове и о другой мнимой беседе Ипполита о том же, с примеч. и прил. М., 1868; Срезневский И. И. Сказания об антихристе в слав. переводах творений св. Ипполита//Отчет о 15-м присуждении наград гр. Уварова. СПб., 1874. C. 140-362; Lipsius R. A. Die Quellen der ältesten Ketzergeschichte. Lpz., 1875; Bardenhewer O. Des hl. Hippolytus von Rom Commentar zum Buche Daniel. Freiburg i. Br., 1877; Певницкий В. Ф. Св. Ипполит, еп. Римский, и дошедшие до нас памятники его проповедничества//ТКДА. 1885. Янв. С. 50-83; Февр. С. 179-221; Gwynn J. Hippolytus and his «Heads against Caius»//Hermathena. Dublin, 1888. Vol. 6. P. 397-418; idem. Hippolytus on St. Matthew XXIV 15-22//Ibid. 1890. Vol. 7. P. 137-150; Bratke E. Die Lebenszeit Christi im Danielkommentar des Hippolytus//ZWTh. 1892. Bd. 35. S. 120-176; idem. Der Tag der Geburt Christi in der Ostertafel des Hippolytus//Jb. f. protestant. Theologie. Lpz., 1892. Bd. 18. S. 439-456; idem. Zum Frage nach dem Todesjahre Christi//Theologische Studien und Kritiken. Lpz., 1892. Bd. 65. S. 734-757; Hilgenfeld A. Die Zeiten der Geburt, des Lebens und des Leidens Jesu nach Hippolytus//ZWTh. 1892. Bd. 35. S. 257-281; idem. Die Lebenszeit Jesu bei Hippolytus//Ibid.

http://pravenc.ru/text/Ипполит ...

Господу было угодно, чтобы молодой Василий прежде, чем отречься от мира и его забот, усовершился бы на поприщах семейного и коммерческого служений. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. Значительная часть товара поставлялась за границу – в Германию, Австро-Венгрию, Англию, Францию и другие страны. Официальные данные на 1892 год: «Муравьев, Василий Николаевич, 26 лет, крестьянин Ярославской губернии, Рыбинского уезда, Арефинской волости, деревни Вахромеево; веры православной; платит гильдийскую повинность со 2-й половины 1892 года. Жительствует: Санкт-Петербург, Московская часть по Казачьему переулку в доме Торгует мехами и меховыми товарами в Апраксином Дворе по Большой линии Гильдийное свидетельство 4157». изд. 1892–1893 гг., с. 453]. До 1914 года супруги Муравьевы числились крестьянами Ярославской губернии, имевшими вид на жительство в столице и занимавшимися там купеческим промыслом по сословному свидетельству 2-й гильдии. Существовало в ту пору еще такое сословное понятие – «временный Санкт-Петербургской 2-й гильдии купец» 4 . Такой «временный» статус, впрочем, не мешал чете Муравьевых находить общение в самых различных кругах петербургского общества и быть глубоко уважаемой и любимой многими. Ольга Ивановна, будучи внешне весьма женственной, характер вместе с тем имела твердый и решительный. Известно, что она немало помогала супругу в торговых делах, а во время отсутствия Василия Николаевича в Петербурге успешно руководила работой предприятия. Василий Николаевич старательно подбирал себе в сотрудники верующих православных людей, и оттого в отношениях между хозяевами и служащими всегда царил дух Христовой любви. Торговля требовала от Василия Николаевича недюжинных сил и способностей. Нервом коммерческой деятельности тут была не доходность пушнины, а быстрота торгового оборота с. 4 –27]. Нужно было иметь необыкновенное чутье на спрос, умение правильно оценить ситуацию на рынке и устоять в конкуренции с другими торговцами. Мало было ждать покупателя к себе в лавку, нужно было искать его в различных концах России и за рубежом, применяться к его требованиям, прислушиваться к желаниям.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

синода, а после него и паповдержавцев, с подобающим каждомму титулом». – АМДК., 51, лл. 2. 12. 767 Против бродячего монашества св. синод восставал ещё в 1723 г, предписывая (18 января) ловить выходящих из-за границы монахов и попов и подвергать их допросу. – АСС., 1774 г., 256, л. 4. – Повторительно предписание существовало и недавно – 1768 г. – АМогДК., связка 174275 гг., 2. – См. также указ св. синода 11 июня 1789 г. – АСС., 1789 г., 112. 768 Черниговская консистория, узнав «из присланных ей отзывов», что «есть в некоторых местах такие странствующие», которые под «покровом иноческой одежды поступают на вред общественный», писала в 1788 г. в черниговское духовное правление задерживать таких бродячих иноков и представлять их «в ближайшия правительства». – БКДА., S., 238, л. 166 – выдал в том же году и преосвященный переяславский Иларион. – АКДК., 1778., 43, л. 3. 770 АМДК., 206, л. 4. Определением 10 декабря 1786 г. преосвященный Виктор запретил принимать бродячих монахов в монастыри. – См. также «Annexa», 369. 777 АСС., 1789 г., 112. Рапорт архимандрита Варлаама архиепископу Могилёвскому Георгию 4 мая – л. 2, рапорт св. синоду митрополита Самуила, на основании доставленного ему рапорта взявших на себя заведование консисторскими делами в Слуцке иеромонаха Протасия ипрефекта семинарии Илликевича – Корбута, – лл. 7374; рапорт преосвященного Виктора св. синоду – по освобождении из-под ареста, – л. 77. – АСС., 1793 г., 117. – АСС., 1793 г., 131, л. 170 – Асс., 1796 г., 128, 169. – АМДК., 1162, лл. 2324. – КЕВ., 1861 г., 141. «Виктор еписк. Переясл.», св. П. Л – ва. МЕВ., 1892 г., 402405. 409412. «Дело об арест. преосв. Виктора» [Отд. оттиск «Материалы для истории минской епархии. II Дело об арестовании поляками преосвященного Виктора Садковского 18 апреля 1789 года»]. 779 ХЧ., 1892 г., 78, стр. 180200. «Материалы для истории трёхлетнего заключения православного епископа Виктора Садковского в польских тюрьмах», протоиерея П. Ф. Николаевского [Есть отдельные оттиски]. 783 ХВЕВ., 1892 г., 279. Грамота преосвященного Виктора 30 ноября 1792 г., выданная по освобождении из заточения – КС., 1892 г., III, 414420. «Официальные документы по делу Виктора Садковского», прот. П. Орловского.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

1 .    Доброе Слово: кн. для клас. и внеклас. чтения. М., 1888. 2 .    Луч: 1-я после азбуки кн. для чтения в народных училищах и церковноприходских школах. М., 1888. 3 .    Духовные посевы: краткий сборник статей духовно-нравственного содержания, приспособленных к общедоступному объяснению главнейших истин катехизического учения Православной Церкви. М., 1892. 4 .    Уроки и примеры христианской веры: Систематический сборник. Опыт катехизической хрестоматии. М., 1892, 1914 6 . 5 .    Уроки и примеры христианской любви. Систематический сборник. М., 1892, 1902 4 . 6 .    Уроки и примеры христианской надежды. Систематический сборник. М., 1892, 1902 4 . 7 .    Ежедневные поучения в слове Божием по руководству литургийных евангельских и апостольских чтений во дни воскресные, праздничные и седмичные (будние) всего года: Полное практическое пособие для проповедников Слова Божия: в 3 т.: составитель. М., 1897; 1899–1900 2 8 .    Полный церковно-славянский словарь. М., 1899; 1900, 2001 р . 9 .    Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой, как богоподобной сущности: Материалы для опытной психологии и естественнонаучной апологии христианства: в 3 ч. М., 1900; 1991 р , 1995 р . 10 . Духовный мир: Рассказы и размышления, приводящие к признанию бытия духовного мира: Добавление к кн. «Из области таинственного». М., 1900; 1992 р . 11 . Праздничный отдых христианина: Собрание общедоступных духовно-назидательных рассказов и размышлений: в 2 ч. М., 1900. 12 . Искра Божия: Сб. рассказов и стихотворений, приспособленных к чтению в христианской семье и школе для девочек среднего возраста. М., 1903; Л., 1991 р ; Коломна, 1993 р . 13 . Практическая симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины. М., 1903, Сергиев Посад, 1992 р . 14 . Проповедническая энциклопедия: Спутник пастыря проповедника. М., 1903. Рецензии 1 . Иванов, прот. [Рец.]. Проповеди, речи, беседы. Тула, 1887//Прибавления к Церковным Ведомостям. 1888. 7. С. 182–183.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Например, рассмотрение отчета за 1909 г. поручалось А. П. Шостьину, М. М. Богословскому и П. А. Флоренскому 21 , а за 1910 г. - М. Д. Муретову, С. И. Соболевскому и А. К. Мишину 22 . 3. Структура журнала В 1892-1900 гг. выходило 12 номеров в год, с 1901 г. номер за июль-август 7-8) стал выходить сдвоенным, с 1914 г. в связи с резким подорожанием бумаги и полиграфических услуг число сдвоенных номеров еще более возросло. Максимальное число сдвоенных номеров вышло в 1917 г.: в результате некоторые статьи, которые предполагалось издать в 4 номере, выходили в 4/5 сдвоенном номере 1917 г., а другие статьи, которые должны были выйти в начале года, выходили в сдвоеных номерах в конце года. Более ранний номер журнала, указывавшийся в нижнем колонтитуле некоторых статей, не соответствует реальному номеру, в состав которого они были включены 23 . Объем каждого номера составлял от 250 до 300 страниц. Первоначально в 1892-1898 г. годовой комплект журнала выходил в составе 4-х томов, каждый из которых состоял из трех последовательных номеров 24 , затем с 1899 по 1916 г. - в 3-х томах, по 4 номера в каждом 25 , и, наконец, в 1917-1918 г. - в 2-х, по 6 номеров в каждом томе 26 . Общее число номеров, изданных с 1892 по 1918 г. включительно, составило 321, общее число страниц - 88672 (без учета нескольких недоступных номеров 1918 г.). На передней обложке и на титульном листе «Богословского вестника» указывался номер тома и месяца, на обратной стороне передней обложки перечислялись академические издания и переиздания «Творений святых отцов в русском переводе». На последнем листе, как правило, располагался перечень академических изданий - монографий и других публикаций профессоров Академии. На обратной стороне последнего листа публиковалось оглавление, а снизу от него указывались имена ректора Академии и главного редактора журнала. Ректор и редактор как бы расписывались в том, что все материалы проверены и не содержат ничего вредного для православной веры; в то же самое время данные подписи подтверждают скромность тех, кто не желал фигурировать на первых страницах журнала.

http://bogoslov.ru/bv/bv.html

—72— усвоенную традицию и механически воспроизводить его с старых икон. По своему происхождению это двоеперстие есть собственно особого рода троеперстие, тождественное по виду с тем троеперстием, которое употребляется у латинян для благословения и в котором палец, указательный и большой средний персты раздельно протянуты, а два последние перста пригнуты (близкое к тому или то самое ораторское перстосложение, о котором говорит Апулей). Но это троеперстие весьма не редко изображалось так, что палец, указательный и большой средний персты протягивались не раздельно, а сжато, и именно – сжато двояким образом: или так, что указательный и большой средний сжимались между собой (подразумевается – протянутые), а палец прижимался к ним, достигая своим верхом второго от низу сустава указательного (у Квинтиниана 5-й) или так, что указательный и большой средний сжимались между собой, а палец протягивался отдельно от них, ложась на сгиб малого среднего перста. В том и другом случае и выходило двуперстие (собственно в одно и то же время и двуперстие и особого вида троеперстие). 720 Е. Голубинский. Голубинский Д.Ф. О времени празднования Пасхи у христиан Востока и Запада 721 //Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 73–8 8 (2-я пагин.) —73— В настоящем 1892 году и Христиане исповедующие православную веру и Христиане запада на всем земном шаре будут торжествовать великий праздник Господень, – светлое Воскресение Христа Спасителя в один и тот же день. Только различие в том, что пятое апреля, по нашему счету, – день Пасхи, будет на западе по новому стилю семнадцатым числом апреля. Подобным образом, если возьмем недавнее время, в один день на востоке и западе Христиане праздновали Пасху в 1882:1885и 1889 годы. Но чаще эти дни празднования не совпадают; то есть, католики и протестанты празднуют Пасху ранее нашего, иногда на одну неделю, как было в 1884:1887 и 1890 годы, иногда на четыре недели, как было в 1872 и 1875 годы, иногда же на пять недель, как в 1883:1888 и 1891 годы. Но позднее нашего день Пасхи и не может быть на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010