156 В личном деле Б. В. Вадковского ясно указано: «В настоящее время отменяется преподавание греческого языка в 1-м классе Семинарии и на 3-м курсе Академии» (26 октября 1949 г.) (Архив МДА. Личное дело Б. В. Вадковского. С. 12). 158 Иван Николаевич Хибарин (1892– †5 декабря 1977 г.). Еще до революции закончил историко-филологический факультет Московского университета, затем учился на естественном отделении физико-математического факультета. В 1920-е, 1930-е гг. занимался научной работой в учебных заведениях г. Москвы в основном по второй специальности. Преподавал латинский язык в 1 Медицинском институте (1943–1945). Хотя обладал огромной эрудицией, преподавал порученные ему языки (английский и греческий) бессистемно. В результате в 1952 г. освобожден от преподавания греческого. Подробнее см.: Пушков 2002. С. 206–208. 160 Вадковский Б. В.//Там же. С. 36. Здесь же указано, что он занимался переводом «части греческого текста» сочинения Михаила Пселла De omnifari doctrine, критически изданного Л. Г. Вестерлинком в г. Ниймеген (Голландия) в качестве диссертации (Utrecht, 1948). См. программу в: Архив МДА. Программы по греческому. С. 139–140. Возможно, что время для научных занятий появилось в связи с уменьшением учебной нагрузки Б. В. 162 Доктусов Н. П.//Там же. С. 30. Большее внимание Н. П. Доктусов обращал на преподавание Священного Писания Нового Завета и на подготовку магистерской диссертации. Преподавание церковно-славянского (в 1-м и 2-м классах Семинарии) и латыни велось по остаточному принципу. 163 «Постановили: 2. Отзывы о программах по Св. Писанию Нового Завета, Библейской Истории, Догматическому и Нравственному Богословию, Практическому руководству для пастырей, Русской Церковной Истории, Истории и обличению раскола и сектантства, Церковному пению и Греческому языку – утвердить и программы по перечисленным предметам признать типовыми только после изменения их в соответствии с указаниями отзывов» (ЖС МДАиС 9 от 8 июня 1950 г. С. 28). 169 23 июня 1950 г. Л. Н. Парийский писал патриарху Алексию I: «Вчера состоялся магистерский диспут Доктусова Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

3) История, под которой понимается описание скверных жизней разных негодяев королей, императоров, диктаторов, военачальников, то есть извращение истины, и 4) венец всего – бессмысленные, глупые предания и догматы, которые дерзко называют законом божиим» (Толстой Л.Н. Собр. соч. в 22 т. Т. 22. Дневники. 1895–1910. М., 1985. С. 194). С.Ф. Воспоминания о женском Ермоловском училище в Москве//Русская школа. 1892. 5–6 (май-июнь). С. 58–59. Гарусов И.Д. Провинциальные училища в 30-х и 40-х годах [XIX в.] (Воспоминания прежнего гимназиста)//Русская школа. 1910. 4 (апрель). С. 10–11. Лесков Н.С. Владычный суд. Быль (Из недавних воспоминаний)//Лесков Н.С.Собр. соч. в 11 томах. Т. 6. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 125. Нестор (Анисимов Н.А.) [митрополит]. Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995. 192 с. Волков С.А. Возле монастырских стен. Мемуары. Дневники. Письма. М.: Изд-во гуманитарной литературы, 2000. С. 59–60. Макаров М. Из жизни православной Москвы: Воспоминания православного христианина. М.: Галактика, 1996. С. 45–47. Евдокия, игуменья. Воспоминания об о. Сергии Щукине//Вестник РСХД (Париж). 1977. 122. С.185–194. Петров З.С. Картинки прошлого. Воспоминания ученика быв[шего] Саратовского городского Александровского ремесленного училища, ныне профтехшколы имени А.В. Луначарского. М.- Саратов, 1930. С. 8. Отчёт о состоянии церковных школ Саратовской епархии в учебно-воспитательном отношении за 1913–1914 учебный год/[Саратовский Епархиальный наблюдатель священник Владимир Знаменский]. Саратов, [Б.г.]. С. 45. Из протоколов педагогических советов Камышинской Алексеевской женской гимназии от 27 октября 1911 г. и 12 сентября 1913 г.//ГАВО. Ф. 304. Оп. 1. Д. 18. Л. 49, 182 об. Из протокола заседания Педагогического Совета Камышинской Алексеевской женской гимназии от 8 января 1913 г//Там же. Л. 131. Из протокола педагогического совета Камышинской Алексеевской женской гимназии от 16 октября 1913 г.//Там же.

http://bogoslov.ru/article/1689400

163 О достоинствах и недостатках Блаватской-прозаика русский читатель может судить по повести «Из пещер и дебрей Индостана», впервые напечатанной в журнале «Русский вестник» (1884, 12; 1885, 1–4, 11; 1886, 2, 3, 8); англоязычный читатель может составить свое мнение по книге рассказов «Nightmare Taies» (L., N. Y., 1892). 169 См.: Sarma D. S. Hinduism Through the Ages. Bombay, 1956, c. 116. Об «индуизации» Безант свидетельствуют и ее западные биографы (см., например: Nethercot A. Y. The Last Five Lives of A. Bezant. Chicago, 1963, c. 46). 184 Jung C. G. Modern Man in Search of a Soul. N. Y.– L., 1933, c. 210. Примерно в это же время сходное суждение высказывает О. Мандельштам, называя теософию «религией аптекаря» – флоберовского господина Гомэ (Мандельштам О. Слово и культура. М., 1987, с. 84). 189 На обвинения в гомосексуализме Ледбитер отвечал, что в его прошлых рождениях в Древней Греции педерастия была частью культуры, и поэтому он ни в чем не виноват (см.: Bassuk D. Е. Incarnation in Hinduism and Christianity: The Myth of God-Man. L. 1987, c. 115). 196 Жизни и деятельности Вивекананды посвящена огромная литература, имеются работы и на русском языке. См.: Костюненко В. С. Вивекананда. М., 1977; Рыбаков Р. Б. Буржуазная реформация индуизма. М., 1981, с. 90–102. 200 Цит. по: Borthwick М. Keshab Chander Sen: A Search for Cultural Synthesis. Calcutta, 1977, c. 215. 205 Swami Vivekananda. Vedanta. Voice of Freedom. Ed. by Swami Chetananda, Calcutta, 1987, c. 294. 212 Это заставляет меня не соглашаться с позицией некоторых современных католических богословов, например, Р. Паниккара, которые упрекают Вивекананду за чрезмерный богословский рационализм. Он, право же, не больше, чем рационализм неотомистов. Об отношении Р. Панниккара к Вивекананде см.: Капа Mitra. Catholicism–Hinduism. Vedantic Investigation of Raimondo Panikkar’s Attempt at Bridge Building. N. Y., L., 1987, c. 18, 29–31. 213 См.: Прот. С. Четвериков. Оптина пустынь. Париж, 1926. Однако, отношения интеллигентов с оптинцами складывались отнюдь не гладко. Не нашел с ними общего языка Н. Бердяев, о чем откровенно написал в своей автобиографии (см.: Бердяев Н. Самопознание, с. 200–204). Возможно, сложность таких контактов и вызвала замечание В. Розанова о том, что славянофилы принимали православных старцев «близко к сердцу», а вот наоборот – едва ли (см.: Розанов В. В. Сочинения. М., 1990, с. 402).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

50 Бартольд В.В. Мусульманские известия о чингизидах-христианах//Записки Вост. отделения Имп. Русского Археологического об-ва. Т. 6. 1891. СПб., 1892. С. 330–331. 51 Сабитов Ж.М. Политическая история Улуса Джучи в 1256–1263 гг.//Золотоордынское обозрение. Казань. 2015. 2. С. 51–64. 54 Петрушевский И.П. Иран и Азербайджан под властью Хулагуидов (1256–1353 гг.)//Татаро-монголы в Азии и Европе. М., 1977. С. 228–259. 56 Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia=L’Empire des steppes, Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. Rutgers University Press, 1970. 687 p.; Вернадский К.В. Монголы и Русь. М.: Ломоносовъ, 2016. 512 с. 57 Козин С.А. Сокровенное сказание. Монгольская хроника 1240 г. М.-Л.: Изд. АН СССР, 1941. 619 с.; Никитин А. Н. Центрально-Европейские походы в освещении монгольских источников эпохи Угэдэй-каана (1228/29–1241) и Гуюка Далай-хана (1246–1248)//Источниковедческая компаративистика и историческое построение. М., 2003. С. 239–241 . 59 Костюков В.П. Иранский поход Хулагу: предыстория//Золотоордынская цивилизация : Сб. статей. Вып. 2. Казань, 2009. С. 69–90 . 60 Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М.: Ломоносовъ, 2016. С. 82, 85–86; История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л.: Изд. ЛГУ, 1958. 390 с.; Костюков В. П. Иранский поход Хулагу: предыстория//Золотоордынская цивилизация: Сб. статей. Казань: Фэн, 2009. Вып. 2. С. 69 –90; Amitai-Preiss R. Mongols and Mamluks: the Mamluk-lkhnid War, 1260–1281. Cambridge, 1995. 272 p.; Grousset R. The Empire of the Steppes: A History of Central Asia. Rutgers University Press, 1970. 687 p. 61 Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды/Под ред. В.Г. Тизенгаузена. СПб., 1884. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. С. 246. 62 Сукиасян А. История Киликийского армянского государства и права (XI–XIV в.). Ереван: Митк, 1969. С. 67–73. 64 Армянские источники о монголах: Извлечения из рукописей XII-XIV вв./Пер. с древнеармянского, предисл. и примеч. А.Г. Галстяна. М.: Востокиздат, 1962. С. 67–70; Гумилев Л.Н. Поиски вымышленного царства. М.: Айрис-пресс, 2003. С. 202–203.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Barbaglio-S.Dianich, Alba 1976, сс. 1711_1753. Gerosa L., Carisma e diritto nella Chiesa, Riflessoini canonistiche sul «carisma originario» dei nuovi movimenti ecclesiali, Milano 1989. Kramer P., Theologische Grundlegung des Kirchlichen Rechts. Die rechtstheologische Auseinandersetzung zwischen H.Barion und J.Klein im Licnt des II. Vatikanischen Konzils, Trier 1977. Morsdorf K., Schriften zum kanonischen Recht, hrsg. von W.Aymans-K.-Th.Geringer-H.Schmitz, Paderborn 1989. Rouco-Varela A., Evangelische Kirchenrechtstheologie heute. Moglichkeiten und Grenzen eines Dialogs, в: AfkKKR 140 (1970), сс. 106_136. Saier O., Communio in der Lehre des Zweiten Vatikanischen Konzils. Eine rechtsbegriffliche Untersuchung, Munchen 1973. 5 R. Sohm, Kirchenrecht, I. Die geschichtlichen Grundlagen, Leipzich 1892 (2. Aufl. 1923, Neudruck: Darmstadt 1970), с. 700. 7 Таково согласное мнение A. Rouco Varela-E. Corecco, Sacramento e dirittö antinomia nella Chiesa? Milano 1971, с. 16. 8 E. Corecco, Teolodia del diritto canonico, in: Nuovo Dizionario di teologia, под редакцией G. Barbaglio-S. Dianich, Alba 1976, сс. 1711_1753, здесь: с. 1735. 9 О том, что уже для Фомы Аквинского первая содержит в себе вторую как основной элемент, см. H.U. von Balthasar, Karl Barth, Einsiedeln 1976, с. 273; о значении этой характеристики для прояснения отношения между теологией и философией см. G.Sohngen, La sapienza della teologia sulla via della scienza, in: My Sal, Vol. II, сс. 511_599. 10 J. Ratzinger, Wesen und Auftrag der Theologie. Versuche zu ihrer Ortsbestimmung im Disput der Gegenwart, Einsiedeln-Freiburg 1993, с. 25. 11 О богословско-пастырском характере канонического права см. L. Gerosa, Diritto ecclesiale e pastorale, Torino 1991, особенно сс. 3_8. 12 Cfr. P. Kramer, Theologische Grundlagen des kirchlichen Rechts nach dem CIC 1983, in: AFKKR 153 (1984), сс. 384_398; G. Luf, Rechtsphilosophische Grundlagen des Kirchenrechts, in: HdbkathKR, сс. 24_32. 13 E. Corecco, Il valore della norma disciplinare in rapporto alla salvezza nella tradizione occidentale, in: Incontro fra canoni d " Oriente e d " Occidente.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

1966. Т. 2. С. 81–110; Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. P. 96–144. Ср. сн. 1. 53 См. сн. 32. 5 . Историография о свт. Филофее (Коккине) в работе М. Митреа Хронология Событие Сведения об источнике/исследовании Кон. XIV в. Вскоре после смерти свт. Филофея написаны короткое житие в виде энкомия с общей информацией о сочинениях и последование службы святителю, которое содержит некоторые биографические сведения. Автор – анонимный, современник святителя. Цамис (Tsames) уже к нач. XV в. относит появление первых иконографических свидетельств о почитании свт. Филофея (Коккина) как святого. Тексты обнаружены и изданы Коцабасси (Kotzabassi) в 1996 г. Tsames «Εκονογραφικς μαρτυρες», πιστημονικ πετηρς τς Θεολογικς Σχολς το Πανεπιστημου Θεσσαλονκης, 22, 1977, σ. 37–52. 1604 г. J. Pontanus Philipp Solitarii Dioptra: Ingolstadti, 1604 (позднее текст опубликован в PG 154, 767A-820D). 1672 г. Французским доминиканским монахом Комбефисом (Combefis) опубликованы соборные томосы 1351 и 1368 г. (автор свт. Филофей). M. Combefis. Bibliothecae graecorum patrum auctarium novissimum. Pars altera. Parisiis 1672. (Bibliothecae graecorum veterum partum), II, 135–172 (томос 1351 г.). Томосы переиздавались впоследствии Успенским (1892), Кармиресом (Karmires, 1968), Риго (Rigo, 2004) и Лоритценом (Lauritzen, 2016). 1698 г. Патриархом иерусалимским Досифеем II Нотаром опубликованы 15 антирретиков против Никифора Григоры в «Томосе Любви». Томос Любви (Τμος γπης): (томос 1351 г.), (томос 1368 г.), 1–239 (15 антирретиков). 1698 г. Опубликована одна из первых научных статей о свт. Филофее. Данная статья сосредотачивается на сочинениях святителя и рукописях, в которых они содержатся. Некоторые труды приписываются перу свт. Филофея (Коккина) ошибочно. Из агиографических произведений здесь указываются только 3-и, посвященные всем святым, прпмц. Анисии и вмч. Димитрию Мироточивому. Cave, William. «Philotheus, cognomento Coccinus». In Appendix ad scriptorum ecclesiasticorum historia literaria.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

848 . Leanza S. Le catene esegetiche sull’Ecclesiaste//Augustinianum. 1977. 17. 545–552. 849 . Leanza S. A proposito di una recente edizione del presunto «commentario all’Ecclesiaste» di Evagrio Pontico//RSLR. 1997. 33(2). 365–398. Paraenesis ad monachos (CPG 2454; TLG 4110/25) (recensio brevior) 850 . Institutio seu Paraenesis ad monachos//PG 79. 1235–1240. [Recensio brevior]. 851 . Muyldermans J. Evagriana. Le «Vatic. Barber. graecus» 515 4 .760). 198–204. [Recensio longior]. Франц. пер.: 852 . Evagrius. Un écrit ascétique d’Évagre le Pontique [Institutio seu Paraenesis ad Monachos (Recensio brevior)]//La vie spirituelle. 1994. 148. 389–393. 853 . Draguet R. Un morceau grec inédit des Vies de Pachôme apparié à un texte d’Évagre en partie inconnu//Muséon. 1957. 70. 267–306. Antirrheticus (CPGS 2434) 854 . Bunge G. Evagrios Pontikos: Der Prolog des «Antirrhetikos»//StMon 1997. 39(1). 77–105. 855 . ÓLaughlin M. Antirrheticus (Selections)//Ascetic behavior in Greco-Roman Antiquity: A sourcebook 1 .240). 243–262. Capita paraenetica (CPGS 2443; TLG 4110/16) 856 . Gnomica/Hrsg. Elter A. Bonn 1892: LIII. [Sexti Pythagorici, Clitarchi, Evagrii Pontici sententiae]. Собрания творений евагрия в переводах на новые языки 857 . Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты/Пер., вступ. статья и комментарии Сидорова А. И. М. 1994. 364 [ЕвагТвор]. Филимонов Г. «Новое слово» в изучении богословского наследия Евагрия Понтийского //ЦиВ 1998. 4(7). 220–228. 858 . Bamberger J. Е. Evagrius Ponticus: the Prakticos and Chapters on Prayer//CistSt 1968. 3(2). 137–146. изд.: Id. The Praktikos and Chapters on Prayer. Spencer, Mass. 1970. (Cistercian Studies Series. 4). 859 . Praktikos and On Prayer. Evagrius Ponticus; Mystical Theology. Dionysius the Areopagite/Transl. by Tugwell S. Oxford 1987. 860 . Évagre le Pontique. De la prière à la perfection; Au moine Euloge/Trad. de Jourdan-Gueyer M.-A.; Sur la prière/Trad. Goudet M.-O. Introd., notes, guide thématique, bibl. et glossaire Congourdeau H. P. 1992. 131. (Les Pères dans la foi. 47). Crouzel H.//BLE 1993. 94. 67–68; Baudry G.-H.//MSR 1993. 50. 351–352; Larchet J.-C.//RHPhR 1992. 72. 336; Augustin P. Note critique sur deux traités d’Évagre//REAug 1993. 39. 203–213.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

J. Stewart. [L.], Die Bibel im Mittelalter: Beitr. z. Geschichte u. Bibliographie d. Bibel/Von H. Rost. Augsburg, 1939; Eleven Years of Bible Bibliography: the Book Lists of the Society for Old Testament Study, 1946-1956/Ed. by H. H. Rowley. Indian Hills (Colo.), An Introductory Bibliography for the Study of Scripture/By G. S. Glanzman, J. A. Fitzmyer. Westminster (Md.), 19622. R., 1981; Hurd J. S. A Bibliography of the New Testament Bibliographies. N. Y., 1966; Harrington D. The New Testament Bibliography. Wilmington, 1985; Charlesworth J. Н. . The New Testament Apocrypha and Pseudepigrapha: a Guide to Publications, with Excursuses on Apocalypses. [Chicago]; Metuchen, 1987; Langevin P. E. Bibliographie biblique. Québec, 1975-1985. 3 vol.; Old Testament Theology/E. A. Martens. Grand Rapids (Mich.), 1997. 2. По богословским дисциплинам. Текущие: Theologischer Jahresbericht. Tüb.; Lpz., 1881(1882)-1913(1914/15). 33 Bde; Ephemerides theologicae Lovanienses: Elenchus bibliographicus: Comment. de re theologica et canonica/Katholieke Universiteit Leuven. Leuven, 1924-; Literature Survey: a Review of Recent Theological Publications. [Gen.], 1956-. N 1-; Bibliografia teologica comentada del area iberoamericana. Buenos Aires, 1973/74(1975-). Zeitschrifteninhaltsdienst Theologie: ZID Theologie (Tüb., 1975-1976 [Bd. 1-2], 1977-2000 [Bde 3-26], c 1997 - на CD-ROM). Ретроспективные: Theological propaedeutic: a General Introd. to the Study of Theology, Exegetical, Historical, Systematic, and Practical, Including Ecyclopaedia, Methodology, and Bibliogr.: a Manual for Students: In 2 Pts/By Ph. Schaff. N. Y., 1892-1893; Bibliography of British Theological Literature, 1850-1940/Comp. by D. Y. Hadidian. Pittsburgh (Pa), 1985; The Louvain Faculty of Theology in the 19th Cent.: a Bibliogr. of the Professors in Theology and Canon Law/By L. Kenis. Leuven, 1994. Специальные (узкотематические пособия): Schandorff E. D. The Doctrine of the Holy Spirit: a Bibliography Showing Its Chronological Development.

http://pravenc.ru/text/149151.html

- 125 лет назад родился Рамиро Арруэ (20.05.1892 - 01.04.1971) - испанский художник, иллюстратор и мастер по керамике, один из самых ярких живописцев Страны Басков. - скончалась Валентина Михайловна Леонтьева (01.08.1923 – 20.05.2007) - советская и российская телеведущая. Диктор Центрального телевидения Гостелерадио СССР (1954—1989). Лауреат Государственной премии СССР (1975). Народная артистка СССР (1982). 21 МАЯ - Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. - 145 лет назад родилась Тэффи (настоящее имя Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве - Бучинская; 21.05.1872 - 06.10.1952) - известная русская писательница и поэтесса, мемуаристка, переводчица, автор таких знаменитых рассказов, как «Демоническая женщина» и «Ке фер». Сестра поэтессы Мирры Лохвицкой. После революции эмигрировала. Во время Второй мировой войны жила в Париже, где осталась из-за болезни. Не сотрудничала ни в каких изданиях коллаборационистов, хотя голодала и бедствовала. В эмиграции у Тэффи вышло больше десятка книг прозы и только два стихотворных сборника, в СССР её книги начали перепечатывать с 1966 года. - 120 лет назад родился Конрад Феликсмюллер (21.05.1897 - 24.03.1977) - немецкий художник-экспрессионист, график, один из крупнейших представителей художественного направления «Новая вещественность». - 95 лет назад родился Иван Васильевич Сорокин (21.05.1922 - 2004) - советский и российский художник. Народный художник РСФСР (1990), академик Российской академии художеств (1997). Лауреат Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1980). Участник Великой Отечественной войны. - 85 лет назад родилась Инесе Вилисовна Яунземе (21.05.1932 - 13.02.2011) - советская латвийская метательница копья. Первая латвийская олимпийская чемпионка по метанию копья (1956, Мельбурн). Чемпионка III Всемирных юношеских игр. Четырёхкратная чемпионка Латвии (1952, 1956, 1958, 1960). Заслуженный мастер спорта СССР (1957). Кроме метания копья занималась также баскетболом, входила в сборную Латвии. Заслуженный хирург-ортопед, специалист пластической хирургии, доктор медицинских наук. Лауреат Государственной премии Латвийской ССР. Президент МАО (Мировой ассоциации олимпийцев). Президент Латвийского олимпийского клуба.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-15-2...

Влияние церковного пения проявляется в различной степени: от отдельных характеристик гласа до точного цитирования. Примеры 1-го рода подразумевают использование звукорядов гласа, микроинтервалики, украшений, «носового» тембра голоса, монодического склада и исократимы . Прямое цитирование может включать напев полностью или его отдельные части в оригинальном виде или в обработке. Различная степень влияния визант. церковного пения и (или) определенная духовная программа присутствуют в муз. произведениях М. Каломириса (1883-1962), М. Варвоглиса (1885-1967), Г. Склавоса (1886-1976), Г. Пониридиса (1887-1982), П. Петридиса (1892-1977), Д. Митропулоса (1896-1960), А. Кундуроффа (1896-1969), А. Незеритиса (1897-1980), А. Контиса (1899-1965), А. Евангелатоса (1903-1981), Я. Константинидиса (1903-1984), Г. В. Касассоглу (1908-1984), А. Д. Коккиноса (род. в 1921), А. Ксеноса (1912-1995), Н. Астринидиса (род. в 1921), М. Калогриду (1922-2001), М. Теодоракиса (род. в 1925), М. Адамиса (род. в 1929), Д. Терзакиса (род. в 1938), Х. Хадзиса (род. в 1953), К. Кукиаса (род. в 1965), В. Цабропулоса (род. в 1966). В схожем русле создают музыку иностранные композиторы Дж. Тавенер, И. Муди (род. в 1964, Лондон; живет в Португалии) и К. Абдул-Карим (род. в 1980, Австралия). В. Бонд (род. в 1945, США) и Дж. Мюляйзен (род. в 1955, США) также пишут музыку, вдохновленную визант. пением. Д. м. и влияние церковного пения на светскую музыку в XX-XXI вв. В нач. XX в. нек-рые композиторы писали сочинения, включающие мелодии и др. элементы греч. церковного пения. К их числу принадлежал Петридис. Согласно Г. Леоцакосу, Петридис, обратившись к правосл. греч. традиции, отказался от модернизма, обычно ассоциируемого с западноевроп. культурой; из совр. ему композиторов он наиболее последовательно использовал специфические черты греч. церковного пения, «его мелодии имеют тенденцию к поступенному движению в пределах узкого диапазона, избегая смелых модуляций, в то время как его оркестровка и полифония сдержанны, без поверхностных эффектов, и следуют традиционным формам» ( Leotsakos G. Petridis, P. (J.)//nGdMM. 2001. Vol. 19. p. 508-509).

http://pravenc.ru/text/180654.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010