Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНЕДИКТ I [греч. Βενδικτος] (Пападопулос Василиос; 1892, Чеснейри, близ Бурсы, Турция - 9.12.1980, Иерусалим), Патриарх Иерусалимский с 1 марта 1957 г. По окончании духовного училища при Иерусалимской Патриархии (1914) работал в секретариате Патриархии. 3 дек. 1914 г. принял монашеский постриг с именем Венедикт и на следующий день был рукоположен во диакона митр. Птолемаидским Келадионом. Во время боевых действий в Палестине в годы первой мировой войны вместе с Патриархом Дамианом (Касиотисом) и Свящ. Синодом выехал из Иерусалима в Дамаск. В 1917 г. в качестве представителя Патриарха был направлен в Лозанну на конференцию «Вера и церковное устройство». С 23 дек. 1918 г. секретарь Патриархии и патриарший иеродиакон. 9 сент. 1921 г. по решению Синода В. был направлен на учебу в Афинский ун-т, где получил юридическое, экономическое и богословское образование (1925). В февр. 1929 г. назначен экзархом Св. Гроба в Афинах; в окт. того же года рукоположен во пресвитера, затем получил сан архимандрита. 17 февр. 1946 г. отозван в Иерусалим и назначен членом Свящ. Синода; возглавлял комиссии по недвижимости Иерусалимского Патриархата и по экономическим вопросам. В 1950 г. в качестве представителя Патриархата присутствовал в Женеве на сессии Совета Безопасности ООН, где решался вопрос о Иерусалиме (см. в ст. Израиль , Иордания ). В марте 1951 г. в храме Воскресения Христова состоялась епископская хиротония В., получившего титул архиепископа Тивериадского. 29 янв. 1957 г. избран на Патриаршую кафедру, интронизация состоялась 1 марта того же года. Пребывание В. на Патриаршей кафедре пришлось на эпоху обострения политической обстановки в Палестине. Усилия Патриарха были направлены на защиту традиц. позиций правосл. Церкви в Св. земле, сохранение имущества Святогробского братства . Статус Иерусалимского Патриархата и греч. правосл. общин был утвержден законом, принятым правительством Иордании 27 от 1 июля 1958); за братством Св. Гроба была закреплена юрисдикция над всеми св. местами, принадлежавшими правосл. грекам. Патриарх неустанно трудился над устроением святынь Св. земли, организацией приходской жизни и учебных, медицинских и социальных учреждений. Широко образованный в области истории и права, владеющий неск. иностранными языками (греч., англ., франц., араб.), Патриарх сочетал пастырскую деятельность с активной научной работой. За свои труды В. был награжден Большим крестом кор. Георгия, орденами Антиохийского Патриархата, Иорданского королевства, Республики Ливан, св. Дионисия Закинфского, св. Георгия и др.

http://pravenc.ru/text/150221.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Чернов Иван Иванович; 29.11.1878, г. Судогда Владимирской губ.- 14.05.1957, Детройт, шт. Мичиган, США), архиеп. Детройтский и Кливлендский Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Из семьи надворного советника. В 1892 г. окончил ДУ, в 1899 г.- Владимирскую ДС. С 1899 г. был псаломщиком и законоучителем при церкви в с. Малахове Владимирской губ. 28 апр. 1902 г. рукоположен во диакона, 5 мая - во иерея к церкви с. Обращиха Владимирской губ. В первый год священнического служения овдовел. В 1909 г. под влиянием родственников, а также бывш. ректора Владимирской ДС, экзарха Грузии Карталинского и Кахетинского архиеп. Никона (Софийского) поступил в МДА. 23 дек. 1912 г. в Покровском храме ректором академии еп. Феодором (Поздеевским) пострижен в монашество с именем Иероним. В 1913 г. окончил академию со степенью кандидата богословия за соч. «Пророк Исаия и его время». По представлению проф. Д. И. Введенского И. был оставлен профессорским стипендиатом на кафедре библейской истории. 23 мая 1914 г. И. переведен преподавателем Свящ. Писания в Курскую ДС. 9 окт. 1915 г. утвержден в должности инспектора ДС, занимал должность до закрытия семинарии в 1919 г. В 1918 г. возведен в сан игумена, назначен наместником курского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря , а также секретарем Курского еп. Феофана (Гаврилова) . В 1919 г. возведен в сан архимандрита. В окт. 1919 г. И. оказал помощь еп. Феофану в вывозе за границу из монастыря Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» . Через юг России, К-поль, Фессалонику в марте 1920 г. прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 Югославия). Служил настоятелем в серб. приходе. Был приглашен наставником в монашескую школу при Раковицком Архангельском монастыре серб. еп. Мардарием (Ускоковичем) . В 1923-1924 гг. был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме . Оставался служить при миссии до 1933 г.

http://pravenc.ru/text/293710.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прот. Александр Ветелев. Фотография. Нач. 70-х гг. XX в. Александр Андреевич (24.11.1892, с. Чёрное Балахнинского у. Нижегородской губ.- 28.06.1976, Москва), прот., проф. МДА. Из семьи псаломщика (впосл. диакон). В 1907 г. окончил Нижегородское ДУ, в 1913 г.- Нижегородскую ДС, направлен в КазДА. Будучи студентом академии, состоял членом философско-богословского кружка, посещал лекции по истории философии в Казанском ун-те. В 1917 г. окончил КазДА со степенью канд. богословия (канд. соч. «Н. И. Новиков, жизнь и мировоззрение»). В 1917 г. призван в действующую армию, в течение года служил матросом на Черноморском флоте. В 1920 г. женился на М. Е. Пчельниковой. В 1921 г. окончил Высший социально-юридический ин-т в Севастополе, до 1923 г. работал преподавателем средней школы в Севастополе. В 1923-1924 гг. заведовал ФЗУ в пос. Растяпино (впосл. г. Дзержинск) Нижегородской губ., в 1924-1930 гг. являлся заведующим школой «городка для беспризорных детей» в г. Пушкино близ Москвы. В 1924-1929 гг. учился на вечернем отд-нии фак-та рус. языка и лит-ры Московского педагогического ин-та. В 1930-1935 гг. преподавал в средней школе в Москве, в 1935-1943 гг.- в средней школе в г. Щёлково Московской обл. В 1943-1944 гг. по трудовой мобилизации работал в Тимирязевской сельскохозяйственной академии. В 1944-1945 гг. преподаватель средней школы 87 г. Москвы. С сент. 1945 г. В. преподавал в Московском православном богословском ин-те (с 1946 МДА), читал лекции по гомилетике. 6 марта 1946 г. Патриархом Московским и всея Руси Алексием I рукоположен во диакона, 10 марта - во священника. В 1949 г. В. защитил магист. диссертацию, представив в совет МДА курс лекций по гомилетике. С 1949 г. преподавал в МДА патрологию, с 1951 г. пастырское богословие, с 1953 г. литургику. В 1957 г. оставил преподавание в МДА, чтобы всецело посвятить себя пастырскому служению (служил в московских храмах: Успенском (в Новодевичьем мон-ре), Пимена Великого в Нов. Воротниках, Покровском на Лыщиковой горе, Знаменском у Рижского вокзала) и работе над докт. диссертацией. В 1965 г. вернулся к преподавательской деятельности, читал в МДА курсы гомилетики и нравственного богословия. Основное внимание в лекциях уделял проблемам духовно-нравственного и церковного воспитания, осмысления буд. пастырями своего служения в Церкви.

http://pravenc.ru/text/158274.html

Монастырь Махера Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Махера — ставропигиальный мужской монастырь Кипрской Православной Церкви; основан в XII веке вблизи ныне существующей деревни Лазанья. Он посвящён Богородице и расположен в 40 км от столицы Республики Кипр Никосии на высоте около 900 метров над уровнем моря. Греческое название — Ιερ Μον Μαχαιρ. Содержание История [ править править код ] Согласно легенде, один отшельник контрабандой вывез икону, приписываемую руке апостола Луки, из Малой Азии. Эта икона Богородицы хранилась в тайном месте в пещере, пока её не обнаружили два других отшельника, святые Неофит и Игнатий, прибывшие сюда из Палестины в 1145 году. Чтобы добраться до неё им пришлось использовать длинный нож для расчистки пути от зарослей, по этой причине икона получила название Махаиротисса, образованное от греческого слова μαχαρι (нож) (махайра). От названия иконы получил своё имя и монастырь, основанный на этом месте. После смерти Неофита Игнатий вмести с другим отшельником Прокопием отправились в Константинополь в 1172 году, где они добились финансовой помощи монастырю от византийского императора Мануила I Комнина. Кроме того монастырь получил в свою собственность всю гору, на которой он ныне расположен, а также статус ставропигиального (независимого от от местной епархиальной власти). В начале XIII века монах Нил расширил монастырь, он же стал первым его настоятелем (а позднее даже епископом Тамассоса). Монастырь пролучил также материальную помощь и от двух других византийских императоров: Исаак II Ангел передал денежные средства и землю в Никосии, а Алексей III Ангел — 24 крепостных. В 1393 году в монастыре нашёл убежище от свирепствовавшей в Никосии чумы король Кипра Яков I вместе со своей женой Элоизой. В 1892 году монастырь сильно пострадал от пожара, его архимандрит Харитон отправился в Российскую империю для сбора пожертвований для его восстановления. Харитону удалось собрать 6 483 рубля. На территории монастыря расположен небольшой музей, рассказывающий о Григорисе Афксентиу, борце за независимость Кипра от британского владычества и одного из лидеров ЭОКА. Он погиб здесь в одной из пещер в окрестностях монастыря 3 марта 1957 года, предпочтя смерть плену. Архитектура [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Махе...

Память митрополита Елевферия почтили в Александро-Невской лавре октября 2017 Делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Московском Патриаршем Престоле 29-30 октября совершила паломническую поездку в Санкт-Петербург, чтобы молитвенно почтить память митрополита Елевферия (Воронцова) по случаю 125-летия со дня его рождения. Представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский) и секретарь представительства иеромонах Александр (Галушка) 29 октября сослужили благочинному Александро-Невской лавры архимандриту Никите (Маркову) за Божественной литургией в Свято-Троицком соборе. За богослужением молился иерарх Финляндской Автономной Православной Церкви епископ Йоэнсууский Арсений. По окончании богослужения архимандрит Серафим вместе с паломниками отслужили панихиду на гробнице митрополита Елевферия, находящейся в крипте Троицкого собора. Затем паломники приняли участие в братской трапезе, за которой их тепло приветствовал наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий . 30 октября, в день рождения митрополита Елевферия, на гробнице иерарха была отслужена заупокойная лития. Также паломники помолились о упокоении приснопоминаемой дочери владыки Елевферия Елизаветы Чевяги, покоящейся на лаврском кладбище вместе со своим сыном, протоиереем Сергием Чевягой. Делегация также посетила место упокоения Санкт-Петербургских (Ленинградских) митрополитов. Архимандрит Серафим отслужил панихиду по приснопоминаемому митрополиту Никодиму (Ротову). Участники делегации также молитвенно помянули всех почивших иерархов, священников, монашествующих и мирян, на месте сем погребенных. Паломничество продолжилось в Кронштадте, где делегация представительства Православной Церкви Чешских Земель и Словакии посетила Николаевский Морской собор , экскурсию по которому провел клирик храма иерей Адам Бокарев , и музей-квартиру святого праведного Иоанна Кронштадтского, где был отслужен молебен. Митрополит Елевферий (Вениамин Александрович Воронцов; 1892-1959) был экзархом Московского Патриарха в Чехословакии с 1946 по 1951 год, а с 1951 года стал первым Предстоятелем автокефальной Чехословацкой Православной Церкви. С 1955 по 1959 годы был правящим архиереем Ленинградской епархии (до 1 января 1957 года носил титул " митрополит Ленинградский и Новгородский " , впоследствии - " митрополит Ленинградский и Ладожский " ).

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Сортавала. Церковь Николая Чудотворца на Риеккалансаари. Подворье Валаамского монастыря Карта и ближайшие объекты Церковь св. Николая чудотворца расположена на мысу западного берега на острове Риеккалансаари, в двух километрах напротив г. Сортавала. Она является преемницей одной из самых древнейших православных церквей Приладожья – главной церкви одноименного карельского Николо_Сердовольского погоста. Точня дата возникновения погоста на берегу залива Ляппяярви неизвестна, однако в переписной книге Вдской пятины Великого Новгорода за 1500 г. упоминается «на погосте церковь Никола Велика». Само название острова Риеккалансаари происходит о карельского «крейкала» - «грек», т.е. «православный». По освящении в 1799 г. церкви св. апостолов Петра и павла Никольская церковь стала кладбищенской. Служба в ней стала проводиться только два раза на храмовые праздники. В 1805 г. была отремонтирована церковная колокольня. Реконструкция церкви была произведена в 1890-1891 гг. на средства, выделенные Елизаветой Халлонблад, урожденной Сийтойн. В ходе капитального ремонта, произведенного под руководством архитектора Йохана Оскара Леандера, церковь была разобрана до основания и собрана заново почти в прежнем виде. И церковь, и колокольня получили новые фундаменты. Внешний вид не претерпел существенных изменений – была выполнена дощатая облицовка стен, остеклен ярус звона колокольни, изменены размеры и размещение некоторых окон. Церковь как была, так и осталась неотапливаемой. Вместо старого иконостаса был установлен иконостас из старой городской деревянной Петропавловской церкви, разобранной в 1877 г., алтарная икона которого «Пустите ваших детей ко мне» была выполнена русским художником В. П. Верещагиным (в путеводителе по Сортавале 1932 г. сообщается. Что она, возможно, написана итальянским мастером). Царские врата из старого иконостаса XVIII в. в настоящее время находятся в экспозиции Финского музея православной церкви (Suomen ortodoksinen kirkkomuseo), который был создан в городе Куопио в 1957 г. Обновленная церковь была освящена 2 июля 1892 г. епископом Выборгским Антонием (Вадковским).

http://sobory.ru/article/?object=02302

Тюмень. Церковь Трех Святителей. Кладбищенская церковь Карта и ближайшие объекты Кладбищенская, приписная к Вознесенской, церковь каменная, выстроена в 1862 году; престол в ней один во имя трех вселенских Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Тобольская епархия. Часть вторая. Отдел второй. Описание монастырей и церквей Тобольской епархии. стр.20, п.14, Омск, 1892. Церковь во имя вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого в г. Тюмени построена в 1862 году трудами купцов Ивана и Федора Дьяконовых. Расположена церковь на Парфеновском кладбище, которому более 400 лет. При храме имелась церковно-приходская школа, дом причта, баня (деревянные здания), имелась пахотная земля церковной общины. В 1932 году 5 марта храм был закрыт безбожной властью. Был уничтожен иконостас. В 30-е годы двор и помещения храма использовались в качестве клуба и как перевалочный пункт для ссыльных крестьян. Во время войны 1941-45 гг. здесь располагался склад боеприпасов. В конце войны в храме оборудовали пекарню, которая обеспечивала хлебом поселки Мыс, Яр и Парфеново. В 50-е годы в церкви располагался архив кино, где хранились старые киноленты. Здание использовалось Горкомхозом. С 1957 года – похоронное бюро. В притворе была небольшая конторка, а основная часть храма пустовала. В 1968 году кладбище закрыли, и 20 лет церковь простояла в запустении. Новая история храма началась в 1988 году. В июне 1988 года здание храма передали церковной общине в плачевном состоянии (не было купола – сгорел; в потолке было две дыры; отсутствовала крыша; стены разрушены; фундамент изъеден грибком). Однако официально здание храма передано Горкомхозом в собственность приходу позднее - по Акту от 23 августа 1991 года. Обихаживать и обживать его стали прихожане Всехсвятской церкви, к которой он был приписан. Приход восстанавливал церковь собственными силами. Была сделана крыша, колокольня, поставлены кресты, оштукатурены и побелены стены, сделаны новый пол и паперть, но главное – восстановлен иконостас. В 1989 году в храме начали служить первые молебны. В 1990 году, 12 июля, Трехсвятительская церковь освящена Преосвященным Антонием, епископом Тобольским и Тюменским, и на приход назначен настоятель – иерей Сергей Кистин.

http://sobory.ru/article/?object=08670

15 апреля 1957 года в Центральный госпиталь МВД СССР срочно пригласили Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Встретиться для исповеди с первоиерархом Русской Православной Церкви пожелал умиравший от распадающегося рака желудка... бывший главный организатор гонений на Церковь от органов госбезопасности, бывший ответственный секретарь Антирелигиозной комиссии ЦК партии большевиков, бывший член Центрального совета Союза воинствующих безбожников, отставной майор госбезопасности Евгений Тучков. В партийных кругах его за глаза прозвали «главпопом», в церковных — «игуменом», а историки Церкви и поныне считают его «одной из ключевых и загадочных фигур российской истории советского периода». Призванный революцией «Ведущий религиовед» ОГПУ (Объединённое государственное политическое управление) СССР родился в 1892 году в деревне Теляково Суздальского уезда Владимирской губернии. Рано осиротевшего Евгения воспитывала старшая сестра Анастасия — глубоко религиозная женщина, стремившаяся воцерковить брата. Окончив четырёхклассную приходскую школу, Евгений «ушёл в люди». В 1915 году призвался в армию, служил писарем при штабах на Западном фронте. В октябре 1917 года от солдат гарнизона избран в Совет рабочих и крестьянских депутатов в городе Юрьеве-Польском, через год по партийному набору попал на службу в ЧК (Чрезвычайную комиссию) Иванова-Вознесенска, где заведовал... юридическим отделом! В 1919 году направлен на руководящую работу в Уфимскую губернскую ЧК. Сформировал отряд особого назначения, который принимал активное участие в жестоком подавлении Мензелинского крестьянского восстания в Башкирии (перед этим крестьяне вилами перебили продотряд численностью в 35 человек). Как способный организатор, назначен заведующим секретным отделом губернской ЧК. Летом 1921 года чекист Тучков отличился при изъятии церковных ценностей (официально — «в пользу голодающих»), и «за особое рвение» осенью того же года его перевели в Москву. В центральном аппарате советской спецслужбы ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия, с 1923 года — ОГПУ) «специализацией» Е. Тучкова была «церковная линия». Он стал сначала заместителем руководителя, затем начальником 6-го отделения Секретно-политического отдела (СПО, борьба с идейно-политическими противниками, Церковью и интеллигенцией) ОГПУ, а с сентября 1922 года ещё и ответственным секретарём Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) (координация антирелигиозной борьбы в СССР).

http://pravoslavie.ru/112229.html

Ахтырка. Церковь Георгия Победоносца. Юрьевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью История храма Георгия Победоносца, известного в городе еще и как Юрьевская церковь, начинается с 1660 года, когда в Ахтырке была построена церковь Георгия Победоносца. С 1695 года в ней служила известная династия протопресвитера Ивана Афанасьева (3 поколения). 22 декабря 1739 года по небрежности пономаря сгорела алтарная часть церкви. С 1745 по 1795 год гусарским полком Дениса Давыдова проводилась реконструкция храма и строительство новой колокольни. В 1860 г. вместо обветшавшего было решено построить новый каменный храм. Строительство продолжалось 35 лет, причем старый гусарский храм продолжал действовать. Строительство велось по проекту архитектора В.Н. Покровского - епархиального архитектора Варшавско-Холмской и Харьковской епархий. Годовой доход церкви в то время составлял 600 рублей золотом и 1000 р. - царскими ассигнациями. Жалование священника (годовое) составляло 300 р. золотом и пособие на квартирную плату - 180 р. царскими ассигнациями. С 1899 по 1917 год в церкви служил Алексей Солофненко, уроженец Харьковской области. Дьяконом с 1892 по 1907 год был Алексей Столяревский, прибывший в приход в возрасте 27 лет, тоже выпускник духовной семинарии. Последним старостой (с 1903 по 1919 г.) был представитель известной династии Овчаренко Федор (старостами были и его дед, и прадед). Строительство нового храма завершилось в 1905 году, и в том же году храм был освящен Собором Духовенства. В 1907 году в Ахтырку прибыл Архиепископ Харьковский и Ахтырский Арсений и освятил храм Георгия Победоносца полным архиерейским чином. Действовал он недолго - в марте 1920 года храм был закрыт и разграблен. Богослужения возобновились в годы лихолетья в 1941 году и продолжались до 1957 года. В 1958 году по Указу Н.С. Хрущева храм снова был закрыт и частично разрушен. С тех пор и по 1993 год здание храма использовалось как складское. До назначения настоятелем храма отца Георгия храм год стоял бесхозным. За последние 11 лет, во многом благодаря усилиям настоятеля, храм преобразился: восстановлены купола, остекление, частично внутреннее убранство, установлена система автономного отопления, построена колокольня. В храме проводятся регулярные богослужения.

http://sobory.ru/article/?object=13723

Павел Васильевич Никольский (26.06.1870–1942/1943) История Русской Православной Церкви Павел Васильевич Никольский Магистр богословия, церковный историк, преподаватель Воронежской ДС. Биография Родился в селе Сотницыне, Шацкого уезда, Тамбовской губернии в семье диакона. В 1884 году окончил Шацкое духовное училище, в 1890 году - Тамбовскую духовную семинарию по I разряду. В 1894 году завершил образование в Казанской духовной академии со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и правом соискания степени магистра без нового устного испытания. 15 марта 1894 года был назначен на должность преподавателя церковной и библейской истории Воронежской духовной семинарии. С февраля 1896 года преподавал русский язык в епархиальном женском училище. Вступил в брак с дворянкой шведского происхождения лютеранского вероисповедания Леонтиной Эмилией Линберг (в советское время звалась Валерией Леонидовной), дочерью земского врача Шацкого уезда. У них было пятеро дочерей: Елизавета (1898 - 1974), Наталья (1899 - 1980), Валерия (1901 - 1980), Любовь (1906 - 1957), Александра (1912 - 1986) и сын Сергей (1902 - 1942). В 1899 году он принял на себя и заведование семинарской библиотекой. В 1904 году, оставив преподавательскую деятельность, он принял должность епархиального наблюдателя церковных школ Воронежской губернии. Печататься Никольский начал еще в студенчестве. В 1890-1892 годах он помещал в «Тамбовских епархиальных ведомостях» статьи историко-богословского содержания. В январе 1896 года появилась его первая публикация в «Воронежских епархиальных ведомостях». Год спустя он обратился к теме, которая сделала его известным. В четвертом номере «Епархиальных ведомостей» за 1897 год была опубликована статья об источниках по истории духовной семинарии, которая свидетельствовала о том, что Павел Васильевич вплотную приступил к написанию труда о прошлом этого учебного заведения. В 1898 и 1899 годах двумя частями вышла «История Воронежской духовной семинарии». Книга основана на скрупулезном изучении семинарского архива. Хронологические рамки труда П.В. Никольского были достаточно обширны: от попыток создания бурсы в 1728 году, ее реального начала в 1745 до 1874 года. История старейшего в Воронеже училища подана на широком фоне жизни епархии. Автор справедливо отмечал ту роль, которую в деятельности семинарии в каждый конкретный период играл глава епархии. Павла Васильевича интересовало содержание обучения, поэтому он раскрывает смысл многочисленных реформ и новаций, направлявших духовное образование в течение полутора веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010