И. Л. Янышева брошюры: Письма и заявления Деллингера о ватиканских декретах (Душ. Чт. 1892 г. 3–6 кн.). О символических книгах старокатоликов. Руков. к обуч. старокатолической вере (Хр. Чт. 1876 г. II ч.). Керенского В. А. Старокатолицизм, его история и внутреннее развитие преимущественно в вероисповедном отношении. Каз. 1894 г. Его же: Четвертый интернациональный старокатолический конгресс (Каз. 1894 г.; то же в Прав. Соб. за 1904 г.), пятый (Харьк. 1902 г. и в Вере и Раз.), шестой (Каз. 1904 г. и в Пр. Соб.). Значение последнего (VII-ro) интернацион. старокат. конгресса, О кафоличности церкви (Душеп. Чт. 1908 г. янв.). Что разделяло и разделяет восточно-православную и западную старокатолическую церкви? (Вера и Раз. 1908 г. 13–18. 22 и 24 кн.). – Осинина И. Т. Старокатол. движение и мюнхенский конгресс (Хр. Чт. 1871 г. II; ср. Пр. Об. 1871 г. 9 кн.). Отчет о второй боннской конференции (Хр. Чт. 1876 г. I т.). А. Б. Старокатоличество (Тр. Киев. Ак. 1893 г. 2 кн.). Киреева А. А. Конгресс старокатоликов в Люцерне. Спб. 1892 г. Его же. Современное положение старокатолического вопроса (Бог. Вестн. 1908 г. нояб.). Смирнова Е. К. прот. Православен ли Intercommunion, предлагаемый нам старокатоликами? (Вера и Раз. 1893 г. II т.). Его же. Православен ли старокатолицизм? (Церк Вед. 1892 г. 36–39). Добронравова В. Десять лет из истории старокатолического движения (Хр. Чт. 1890 г. 11 ч.). – Для ознакомления с основоположениями и вероучением старокатоличества и для подготовления соединения церквей, согласно постановлению старокатол. конгресса в Люцерне (в сент. 1892 г.), издается с 1893 г. особый журнал: „Международное Богословское Обозрение“ (Revue Internationale de Theologie, – на яз. франц., немецк. и англ.). Существуют и особые комиссии для предварительного разрешения вопросов касательно воссоединения старокатолической и православно-русской церкви: „С.-Петербургская по старокатолическому вопросу“ и Роттердамская, преобразованная в Гааге. – частным вероисповедным вопросам литература о старокатоличестве указывается особо, в своем месте.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

30 .          Католический Index и римско-католическая цензура//Странник, 1906, 4, с. 630–634. 31 .          Конспект по предмету Священного Писания Нового Завета для переходных испытаний гг. студентов 1–2 курсов СПбДА: •              в 1900 году. СПб., 1900, 5 с.; •              в 1902 году. СПб., 1902. •              в 1904 году. СПб., 1904, 8 с. 32 .          Лекции по Священному Писанию Нового Завета, читанные студентам СПбДА: • в 1891–1892 уч.году.СПб.,1892,365 с. • в 1892–1893 уч.году.СПб.,1892,432 с.,литогр. • в 1893–1894 yч.roдy.CNб.,1893,530VI с., литогр. • в 1894–1895 уч.году.СПб.,1895,415, XVI с., литогр. • в 1897–1898 уч.году.СПб.,1897,576 с.,литогр. • в 1898–1899 уч.году.СПб.,1899,608 с.,литогр. • в 1899–1900 уч.году.СПб.,1900,592 с.,литогр. • в 1900–1901 уч.году.СПб.,1901,720 с.,литогр. • в 1901–1902 уч.году.СПб.,1902,592 с.,литогр.. • в 1902–1903 уч.году.СПб.,1902,722 с.,литогр. • в 1903–1904 уч.году.СПб.,1904,365 с.,литогр. • в 1905–1906 уч.году.СПб.,1906,411 с.,литогр. • в 1906–1907 уч.году.СПб.,1907,663 с.,литогр. • в 1911–1912 уч.году.СПб.,1912,415 с.,литогр. • в 1914–1915 уч.году.Пг., 1915, 512 с., литогр. 33 .          Лекции по Священному Писанию Нового Завета. М., 2005 [в печати]. 34 .          Лекции, читанные в Упсальском университете в сентябре и октябре 1918 года. Стокгольм-Упсала, 1921. 1915,    О Втором послании св. апостола Павла к фессалоникийцам//Пг.,1915, 118 с. Из: ХЧ, 1915. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Сера¬фим», 2005. 35 .          О значении надписания Псалмов//ЧОЛДП, 1889, 12, с. 567–601. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005 36 .          О Квириневой переписи по связи ее с Рождеством Христовым. К., 1913, 59 с. Отт. из: Труды КДА, 1913. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. 37 .          Обращение Савла и Евангелие св. апостола Павла: речь, произнесенная на торжественном годичном акте СПбДА 17 февраля 1896 г. СПб., 1896, 150 с. Из: ХЧ, 1896. То же: Харьков, 1896, 121 с. То же: ВР, 1896, 4–7. Эл. вариант: М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

—123— Нашего 19-го февраля текущего года глава римско-католической церкви, папа Лeb XIII 1214 , праздновал пятидесятилетие своего епископства. Принимая во внимание высокое положение юбиляра в христианском мире вообще, в римско-католическом в особенности, необходимость для православного человека юбилейных подарков и празднеств, до сих пор не закончившихся, и, наконец, относительную редкость пятидесятилетних епископских юбилеев, считаем не лишним хотя кратко познакомить читателей «Богословского Вестника» с этим крупным церковно-политическим событием в современной жизни западного христианства. Западно-европейская, преимущественно итальянская, печать и многочисленые почитатели папы Льва XIII заговорили об юбилее весьма задолго до дня празднования его. Конец 1891-го года, весь 1892-й и особенно начало 1893 года прошли в самых деятельных к юбилею приготовлениях и, как всегда в подобных случаях бывает, в тревожных ожиданиях. Верные и горячо преданные папскому престолу католики опасались за жизнь юбиляра, которому 2 марта 1892 года исполнилось 82 года и который неоднократно в течении прошлого года подвергался приступам инфлюэнцы. Но папа всякий раз оправлялся от болезни и полагал конец подобного рода тревогам. Не были уверены затем в горячем сочувствии римско-като- —124— лического мира торжественному празднованию папского юбилея. Предполагали, что участие в последнем католических мирян и особенно французских аристократов, оскорбленных тем, что папа Лeb XIII признал законным существующий во Франции республиканский образ правления, будет весьма незначительное. В предупреждение такого нежелательного явления и для возбуждения должного внимания в католиках всего земного шара к пятидесятилетнему епископскому юбилею верховного вождя католицизма разными учреждениями и лицами были приняты различные меры. В самом начале 1892 года в Риме, под председательством папского тайного камергера Радини Тедески, составился комитет, который заблаговременно постарался наметить главные стороны предстоявшего юбилейного празднства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

880 . Законодательство Моисея: Исследование о семейных, социально-экономических и государственных законах Моисея, с приложением трактата: Суд над Иисусом Христом, рассматриваемый с юридической точки зрения. – СПб.: Тип. Елеонского, 1882. – VI, 313 с. 881 . Заокеанский Запад в религиозно-нравственном отношении: Публичные лекции, читанные Великим постом 1886 г. в Обществе распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви, в пользу недостаточных студентов С.-Петербургской Духовной Академии и воспитанников С.-Петербургской Духовной семинарии. – СПб.: Тип. Елеонского, 1886 (обл. 1887). – 84 с. 882 . Земля и собственность по законам Моисея//Христиан, чтение.– 1881. -Ч. 1. 883 . Идея Промысла Божия в истории, преимущественно по воззрению блаженного Августина и Боссюэта: Речь, читанная на торжественном акте С.-Петербургской Духовной Академии 4 февр. 1892 г. – СПб.: Тип. Катанского, 1892. – 87 с. То же. – 2-е изд. – СПб.: Типо-лит. Лопухина, 1898. – 126 с. 884 . Из поездки в Червонную Русь и по ее окрестностям: Путевые впечатления во время проезда чрез Галицию летом 1895 года. – СПб.: Типо-лит. Пухира, 1897. – Извлеч. из: Церков. вестник. – 1896. 885 . Ироды, их династия, ее представители и их судьба. – СПб.: Тип. Лопухина, 1900. 886 . Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам 2-го курса С.-Петербургской Духовной Академии... в 1889–1890 учеб. году. – СПб.: Лит. Гробовой, Ценз. 1890. – 24 с. ... в 1891–1892учеб. году. История Ассиро-Вавилонии. -СПб.: Лит. Богданова, 1892. – 22 с. 887 . Конспект лекций по древней гражданской истории, читанных студентам С.-Петербургской Духовной Академии в 1894– 1895 годах. – СПб.: Лит. Богданова, 1895. – 107 с. – На 1-й с: Обзор важнейших школ или направлений в современной историографии. 888 . Конспект лекций по философии истории, читанных студентам 1-го курса... в 1890–1891 учеб. году. – СПб.: Лит. Богданова, 1891. –28 с. ... в 1891–1892 учеб. году. – 1892. – 25 с. ... в 1892–1893 учеб. году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мещерский - Александру III, г.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 897. Л. 132 об. Мещерский В.П. Дневник, 19 января//Гражданин. 1893. 20 января. N 20. С. 3. Мещерский В.П. Дневник, 24 января//Гражданин. 1893. 25 января. N 25. С.3. Мещерский В.П. Дневник, 16 марта//Он же. Дневник за 1882 год. СПб., 1883. С. 91. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 17 ноября. N 318. С. 1-2. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 19 ноября. N 320. С. 1-2. В чём природа денег?//Гражданин. 1892. 17 ноября. N 318. С. 1. Мещерский В.П. Дневник, 10 октября//Гражданин. 1895. 11 октября. N 280. С. 3. Мещерский В.П. Дневник, 10 апреля//Гражданин. 1898. 12 апреля. N 28. С. 20. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 7 февраля//Гражданин. 1914. 9 февраля. N 6. С. 14. Заметим, что, по мнению народника-экономиста Н.Ф.Даниельсона, такое положение создалось именно с приходом в Россию капитализма, фабрично-заводской промышленности и товарно-денежных отношений, которые убили все кустарные промыслы, ранее обеспечивавшие практически круглогодичную занятость населения. Возникает скрытая безработица в деревне, так называемое " аграрное перенаселение " , и крестьянин меньше ест, поскольку " развитие торговли и капитализация идут за счёт уменьшающегося народного потребления хлеба " (Даниельсон Н.Ф. Очерки нашего пореформенного общественного хозяйства//Народническая экономическая литература. С. 546-547). Мещерский В.П. Дневник, 10 апреля//Гражданин. 1898. 12 апреля. N 28. С. 20. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 10 июня//Гражданин. 1906. 11 июня. N 43. С. 7. Мещерский В.П. Дневник, 13 февраля//Гражданин. 1892. 14 февраля. N 45. С. 3. См.: Успенский Г.И. Власть земли//Собрание сочинений. Т. 5. С. 110-115. Ввести " общественные запашки - институт, существовавший ещё во времена крепостного права " предлагал в 1892 г. и такой известный идеолог народничества, как В.П.Воронцов (см.: Хорос В.Г. Народническая идеология и марксизм. М., 1972. С. 77). Мещерский В.П. Дневник, 11 октября//Гражданин. 1895. 12 октября. N 281. С. 3. Дневник Мещерского для Александра III " О состоянии сельскохозяйственного кризиса " , [втор. пол. 1880-х гг.]//ГА РФ. Ф. 677. Оп. 1. Ед. хр. 116. Л. 47 об. Ср.: Мещерский В.П. Дневник, 30 июня//Гражданин. 1902. 4 июля. N 50. С. 3.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

Тем более подобного рода ограничения применяются к постройкам и заведениям промышленным или имеющим какое-нибудь общественное значение. Таковы, например, бойни, гостиные дворы, лавки, бани, театры, колодцы, постройки вблизи линии железных дорог (Уст. железн. дор., изд. 1886 г., ст. 153, прилож.) и тому подобное. Фабрики и заводы подлежат особенным правилам. В местах многолюдных, например, в столицах, они могут быть устраиваемы только в определенных местностях, в иных местах некоторого рода заведения вовсе запрещено устраивать, в других число их ограничено; например, в столицах запрещено устраивать заведения, требующие много рук и дров (Уст. о Промышл., изд. 1893 г., ст. 73); во всяком случае требуется для устройства всех заведений и фабрик дозволение правительства и городских управ, когда заводы, фабрики и иные промышленные заведения по своей безвредности могут быть допущены повсеместно (там же, ст. 69–72, 74). Некоторые промышленные заведения не могут быть устраиваемы повсеместно; так, например, частные пороховые заводы запрещено устраивать в губерниях Бессарабской, Западных, Привислянских, Таврической, в Кавказском крае, Туркестанском генерал-губернаторстве и в Петербургском и Московском уездах (там же, ст. 267); табачные фабрики дозволено учреждать только в столицах, портовых, губернских и уездных городах: открытие табачных фабрик в заштатных и безуездных городах, местечках, посадах, селениях, станицах и других негородских поселениях дозволяется лишь с особого разрешения Министра Финансов (т. V, Уст. об Акцизн. сборах, изд. 1893 г., ст. 700). Есть производства, которые составляют у нас монополию казенного управления или некоторых ведомств и вовсе недоступны частной промышленности (ст. 66 Уст. о промышленн.). Есть заведения, подлежащие особому и непосредственному надзору правительства, например: заводы горные, солеварные, винокурные, нефтяные, спичечные фабрики, табачные, лесопильные (т. V, изд. 1893 г., Прав. об акцизе с нефтян. масел, ст. 890 и сл.; прав. об акц. с зажигат. спичек, 916; т. VIII, ч. 1, изд. 1893 г., Уст. Лесн., ст. 493; Уст. о промышлен., изд. 1893 г., ст. 259) и тому подобные. Особому ограничению и особому надзору подлежат трактирные и питейные заведения, типографии, литографии, аптеки (Уст. врач., изд. 1892 г., ст. 556), склады горючих, зажигательных и взрывчатых веществ. Напр., Полн. Собр. Зак. 1879 г., N 59848; 1882 г., N 864. Об аптеках Полн. Собр. Зак. 1873 г., N 52611; 1881 г., N 511; Уст. Врачебн., изд. 1892 г., ст. 364–373.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Правила о выделе участков из казенных въезжих лесов оставались без изменения до издания в 1868 году временных правил судебно-межевого разбирательства по разверстанию чересполосных владений. Действие этих правил распространено и на въезжие леса. Отсюда возникли неудобства и затруднения в решении дел, производившихся прежним порядком, так как дела о въезде существенно отличаются от дел полюбовного размежевания. Посему в отдельных случаях оказывалась необходимость делать исключения из действия нового закона и возвращаться к прежним началам Лесного Устава. В таком смысле состоялось Мнен. Гос. сов. в 1892 г. по д. о выделе из Корочанского и Нижегольского лесов Курской губ. Таково русское историческое вотчинное право въезда. От него отличается литовское право въезда в западных губерниях, утвержденное на привилегиях бывшего польского правительства, отличается большей определительностью, конечно потому, что в том краю ранее, чем в московском государстве, сознано было экономическое значение леса, ибо по этим привилегиям предоставлялось владельцам право вырубать из казенных лесов известное количество деревьев или сажен дров. Право это также велено приводить в норму, на основании привилегий 298 . Но кроме этого исторического и вотчинного крепостного права на въезд законом установлено еще другое право въезда, которое можно назвать хозяйственным и общественным. Это – право церковного сельского причта на въезд в леса, принадлежащие к приходским селениям, для домашних нужд своих, и то в те только лесные дачи, в коих производится рубка самими владельцами, а не в заказные (Гр. 458. Лесн., изд. 1893 г., 764). Бывшим казенным поселениям, имеющим право въезда в казенные леса, выделяются для сего определенные участки (Гр. 452. Лесн., изд. 1893 г., 769, cp. 729, 730). В пользу некоторых сословий, учреждений и лиц установлено право на безденежный отпуск леса из казенных дач, которое вовсе не подходит под категорию въездных прав (У. Лесн. 259–261 и др.). Ср. 47–49 ст. Мест. великорос. полож. 19 февр. 1861 г., относительно обязанности помещика отпускать временнообязанным крестьянам лес на топливо за определенное вознаграждение, в течение первых 9 годов. Пользование лесом, отводимым от казны в известном размере и с известными ограничениями употребления, составляет принадлежность некоторых сословий или учреждений. Сюда относятся: участки казенных лесных дач, отводимые, где возможно и потребно, в пользование православным монастырям. Уст. Лесн., изд. 1893 г. ст. 520. Пользование казенным лесом для надобностей частного промысла. Уст. Горн., изд. 1893 г., ст. 309, 310 и др.; Уст. Лесн., изд. 1893 г., ст. 509, 512. Леса, отданные в пользование бывшим казенным селениям. Уст. Лесн., изд. 1893 г., ст. 734 и сл.; cp. ст. 467.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1208       Leroy-Beaulieu A. La papauté, le socialisme et la démocratic (1893); Grégoire L. Le pape, les catholiques et la question sociale (1893); Spuller E. L’évolution politique et sociale de l’église (1893); Joly H. Le socialisme chrétien (1893); Nitti F. Il socialismo cattolico (1891; франц. Пер. – 1894); Jösting W. Sozialdemokratie und Christentum (1891); Bourgeois J. Le catholicisme et les questions sociales (1867); Ribot P. Du rôle social des idées chrétiennes (1878); Westcott B.F., Bishop. Social aspects of Christianity (1887); Barry A. Lectures on Christianity and socialism (1890); Behrends A.J.F. Socialism and Christianity (1886; одно из последних переизд.: General Books, 2010); Msgr. Freppel C.-E. La question ouvrière (1880); Gladden W. Applied Christianity (1886); Lustrac A. de. Christianisme et socialisme (1863); Martensen H. Socialismus und Christenthum (1875); Marchal Ch. Christianisme et socialism. P., 1850; Girdlestone E. Thirty-nine articles of relief for Christian socialists (1886); Kaufmann M. Christian socialism (1888); Rae J. Contemporary socialism. Ch. V (1884); Laveley E. de. Le socialisme contemporain. 8me éd. Ch. VIII (1893); Kirkup Th. History of socialism (1892); Lapeyre P. Le socialisme catholique (1888); Idem. Le Catholicisme social. 3 vols. (1900); Msgr. Mermillod G. L’église et les ouvriers au XIX siècle (1868); Idem. La question ouvrière (1872); Pascal G. de. L’église et la question sociale (1892); (Euvres des cercles catholiques d’ouvriers. Questions sociales et ouvrières. Régime du travail (1883); Instruction sur l’œuvre (1887); Nebe G. Die Stellung der Kirche zur Arbeiterfrage (1872); Albertus J. Die Sozialpolitik der Kirche (1881); Oschwald L. Sociale Frage und Kirche (1874); Scheicher J. Klerus und die soziale Frage (1884); Frexas J. El socialismo y la teocracia/Dirigido a D. Juan Donoso Cortès. 3 vol. Barcelona, 1852; Tafel R.L. Socialism and reform in the light of the new Church lectures (1891); Huet F. Le règne social du christianisme (1853); Gaume J.-J.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23.03(05.04)1955 Сергий Соколов I ЧЕБОКСАРСКАЯ 11.05.1888 02.02.1891 в/у САМАРСКАЯ 17.01.1891 НОВГОРОД-СЕВЕРСКАЯ 02.02.1891 26.03.1893 в/у АРХАНГЕЛЬСКАЯ 30.09.1892 16.04.1893 ЧЕРНИГОВСКАЯ 26.03.1893 24.08.1893 в/у НОВОСИБИРСКАЯ 23.09(06.10)1995 27.11(10.12)1995 в/у ТОМСКАЯ 24.09(07.10)1995 27.11(10.12)1995 НОВОСИБИРСКАЯ 27.11(10.12)1995 07(20)10.2000 в/у ТОМСКАЯ 27.11(10.12)1995 20.09(03.10)1997 в/у ТОМСКАЯ 23.09(06.10)1998 15(28)12.1998 Сергий Спасский КОВНЕНСКАЯ 30.05.1882 07.06.1885 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 28.04.1885 26.06.1885 МОГИЛЕВСКАЯ 07.06.1885 21.11.1892 ВЛАДИМИРСКАЯ 21.11.1892 20.11.1904 КИНГИСЕППСКАЯ 25.02.1901 06.10.1905 ФИНЛЯНДСКАЯ 06.10.1905 10.08.1917 ВЛАДИМИРСКАЯ 10.08.1917 03(16)06.1922 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 03(16)06.1922 15(28)08.1923 НИЖЕГОРОДСКАЯ 05(18)03.1924 14(27)04.1934 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 01(14)12.1925 25.11(08.12)1926 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ, паки 30.03(12.04)1927 30.08(12.09)1943 ВСЕРОССИЙСКАЯ 14(27)04.1934 02(15)05.1944 Сергий Танаевский САЛЬСКАЯ, обн. НОВГОРОДСКАЯ, обн. 02(15)03.1927 ОРДЖОНИКИДЗЕНСКАЯ, обн. КИНГИСЕППСКАЯ 06.11.1905 21.03.1908 КИОТОССКАЯ 21.03.1908 29.05.1912 ЯПОНСКАЯ ПАЦ 19.05.1912 22.08(04.09)1940 Сергий Фаворский ЛИВНЕНСКАЯ, обн. РЯЗАНСКАЯ, обн. КАЛИНИНСКАЯ, обн. 15(28)06.1930(?) 16(29)04.1931 Сергий Чашин в/у УССУРИЙСКАЯ 13(26)12.2006 Сергий Фомин в/у СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 20.11(03.12)1982 16(29)01.1983 СОЛНЕЧНОГОРСКАЯ 17(30)01.1983 24.04(07.05)2003 ВОРОНЕЖСКАЯ 24.04(07.05)2003 Сергий Шубин САЛЬСКАЯ, обн. 02(15)05.1926 11(24)08.1926 ЛУКОЯНОВСКАЯ, обн. 11(24)08.1926 УРАЛЬСКАЯ, обн. 19.12.1926 (01.01.1927) БОРИСОГЛЕБСКАЯ, обн. 02.1929 15(28)01.1931 в/у КАЛИНИНСКАЯ, обн. 24.08(06.09)1933 01.1935 Силуан (Сильван) Грек КРУТИЦКАЯ 04.05.1493 Сильвестр КРУТИЦКАЯ 10.07.1653 06.1654 Сильвестр ЛАДОЖСКАЯ 07.1611 (в/у?) ВОЛОГОДСКАЯ 07.1611 11.07.1613 ПСКОВСКАЯ 11.07.1613 01.12.1615 Сильвестр ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 01.01.1119 12.04.1123 Сильвестр СМОЛЕНСКАЯ Сильвестр (Савва) ХОЛМСКАЯ Сильвестр Белькевич в/у КИЕВСКАЯ КИЕВСКАЯ Сильвестр Братановский РЫБИНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

573 . В заключение настоящего очерка отметим тот отрадный факт, что, не смотря на всю ненормальность отно- —596— шений нынешнего болгарского правительства к России, русский язык и литература делаютъ успехи в Болгарии. Из отчетов болгарских публичных библиотек: Софийской, Филиппопольской и Варненской видно, что требования на русские книги в них занимают видное место, почти равное требованиям на болгарские книги, и превосходит требования на книги французские и немецкие. Так, в Филиппопольской (Пловдивской) библиотеке в янв.-марте 1892 г. было взято для чтения 3.290 книг, из коих было: 1.347 болгарских, 1.130 русских и 620 французских; немецких же всего 17. Между русскими книгами всего более беллетрических и исторических. В Софийской библиотеке читаются преимущественно юридические и военные сочинения. В Варненской публичной библиотеке также охотно читаются русские авторы. 574 Трудно, конечно, с точностью определить, сколько в Болгарии покупается русских книг и изданий, но говорят, будто «Нива» имеет там около тысячи подписчиков. В софийской высшей школе преподавание математики и всеобщей истории ведется на русском языке. Г. Воскресенский Соколов П.П. К вопросу о психологическом отношении человека и животных [Рец. на:] Светлов П.Я., свящ. Человек и животное в психическом отношении/Отд. отт. из журн. «Вера и разум». Харьков, 1892//Богословский вестник 1893. Т. 1. 3. С. 597–611 (2-я пагин.) —597— (Критическая заметка) Священник П. Светлов. Человек и животное в психическом отношении. Харьков 1892. (Отдельный оттиск из журнала «Вера и Разум») Сравнительная психология и зоопсихология принадлежать к числу наук, которые еще до сих пор не вышли из пеленок и пока составляют лишь задачу будущего. В области этих наук не только не существует общепризнанных обобщений и выводов, но нет даже достаточно проверенного фактического материала для таких выводов. Мало того, у этих наук нет даже точных методов исследования. Между тем, как вопрос о методах психологии человека в последнее время подвергся такой широкой и систематической разработке, методологического исследования почти не коснулись сравнительной психологии и зоопсихологии. Правда, в западной литературе существует множество сочинений по сравнительно-психологическим и зоопсихологическим вопросам; но, к сожалению, большинство этих трудов не имеет никакого научного значения. За немногими исключениями эти труды наполнены или беспочвенными теориями и праздными рассуждениями, или анекдотическими рассказами, которые могут быть интересны только детям. Если таково вообще положение сравнительной психологии и зоопсихологии, то в нашей русской науке оно особенно печально. У нас нет ни одной работы в этой области, которая заслужи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010