РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 9 ( 22 ) Священномученик Павел Ансимов Священномученик Павел родился 24 августа 1891 года в селе Четыре Бугра Астраханского уезда Астраханской губернии в семье священника Георгия Ансимова. В 1906 году Павел окончил Астраханское епархиальное училище, в 1911 году – Астраханскую Духовную семинарию; здесь он учился вместе с Петром Никотиным, рукоположенным впоследствии во священника, с которым он всю жизнь сохранял дружеские отношения. В 1912 году Павел женился на девице Марии, дочери священника Вячеслава Соллертинского, настоятеля одного из астраханских храмов, и был рукоположен во священника. Однако, желание углубить богословское образование было настолько сильным, что он решил, несмотря на свое семейное положение, поступить в Казанскую Духовную академию и окончил ее в 1918 году, в годы государственной разрухи и уже начавшихся гонений на Русскую Православную Церковь. В 1921 году отец Павел был приглашен служить в Успенский храм в станицу Ладожская на Кубани. В это время в южных губерниях страны наступил голод, и семье священника пришлось много испытать лишений, пока добрались до станицы; бывало, что они приходили в какое-нибудь село, матушка вставала просить милостыню у храма, и затем они двигались дальше. В 1923 году храм в Ладожской был захвачен обновленцами и вскоре закрыт, и отцу Павлу пришлось покинуть станицу. В это время его тесть, священник Вячеслав Соллертинский, написал из Москвы, что есть место регента в Введенском храме в Черкизове, и, если отец Павел желает, то может занять это место. Он согласился и с 1924 года стал служить в этом храме регентом. В 1925 году освободилось место священника в храме Введения на Введенской площади в Москве, и отец Павел был назначен туда. Безбожники в течение нескольких лет, используя рабочих электролампового завода, боролись за ликвидацию этого храма, заявляя, что им нужен клуб и клуб можно сделать из храма, или вообще храм сломать, а на его месте выстроить новое здание клуба. И в своей деятельности они добились успеха – в 1929 году Введенский храм был разграблен, а его здание отдано под клуб.

http://fond.ru/kalendar/1193/pavel/

С. Девятова Скачать epub pdf Пюхтинские старицы 42 Блаженная старица Елена (1866–1947 гг.) Блаженная старица Елена (в миру Елена Богдановна Кушаньева) родилась 21 мая 1866 года в селении Верхний Остров Псковской губернии. Когда девушке исполнилось двадцать пять лет, она пожелала стать невестой Христовой. Благочестивые родители, Богдан и Анна, благословили дочь, решившую уйти в монастырь. Летом 1891 года Елена стала послушницей Пюхтицкого монастыря. Проходившая общие послушания рясофорная послушница Елена вскоре была назначена игуменьей Варварой уставщицей. С 1897 по 1921 год, она несла послушание на монастырском Ревельском подворье. Как-то матушка Елена возвращалась с подворья в Таллинне. За ней была послана из монастыря лошадь на станцию Йыхви (тогда Йевве), но пятидесятилетняя матушка Елена, не пожелала ехать, а возвратилась в монастырь пешком, пройдя 25 километров от станции. После этого случая многие стали обращать внимание на её необычное поведение. По рассказам сестёр в 1938 году блаженная Елена возвратилась в обитель из Гефсиманского скита и поселилась в домике у калитки при Святых вратах, в крайней угловой келии. Многие сёстры уважали её, понимая, что блаженная старица, под видом юродства, скрывает свои подвиги. Но бывали случаи, когда за странные поступки блаженную осуждали. Вспоминает схимонахиня Фотина: «В церковь придет, встанет и громко ругается, а потом, уходя, еще и дверью хлопнула. Сестры сделали ей замечание: «Мать Елена, почему ты так ругалась в церкви?» – «Так разве вы не видели? Ведь полная церковь бесов была, я их все и выгоняла!» Вот как блаженная видела!» Из воспоминаний схимонахини Варсонофии, поступившей в обитель в 1934 году «В то время уже 68-летняя мать Елена была выше среднего роста, видная, крепкого телосложения, и все поступки ее были, как блаженной… Бывало, встретишь ее и скажешь: «Мать Елена, благословите!» Она скажет: «Бог благословит!» А то ответит: «Не моя неделя». Или и вовсе молча пройдет. Ночью ее часто можно было видеть с кухни. Около 3-х часов ночи выходит и начинает вокруг собора ходить: то камушки собирает, потом их переносит, то опять на место кладет. И все это имело особенное значение. В обители издавна существует предание о том, что в 3 часа ночи здесь Матерь Божия является. Валаамский старец иеромонах Памва, по сохранившимся рассказам, неоднократно пюхтицким сестрам о том же говорил: «В 3 часа ночи у вас в обители Матерь Божия всегда ходит».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресвитера о. Михаила Польского Источник 21 мая сего года скончался в Сан-Франциско исключительно выдающийся пастырь Русской Зарубежной Церкви, замечательный церковно-политический деятель, высоко талантливый духовный писатель и прекрасной души человек, протопресвитер отец Михаил Польский . Катакомбная Церковь из Советской России и Русская Зарубежная Церковь многим обязана этому скромному великому человеку. Отец Михаил родился в благочестивой семье псаломщика в Кубанской области 6 ноября 1891 года. По окончании Ставропольской Духовной Семинарии в 1914 году, еще на принимая сан, он выступил на миссионерскую противосектантскую работу, а в 1920 году, в разгар коммунистического гонения на Православную Церковь , принял священство. В 1921 году молодой священник-миссионер поступил в Московскую Духовную Академию, которая вскоре была закрыта. Тогда упорный студент-пастырь решил пройти академический курс тайно, секретно, в личном общении с профессорами Академии, что тогда было еще возможно. Святейший патриарх Тихон дал свое архипастырское благословение на дальнейшую деятельность молодого пастыря. В 1923 г. о. Михаил был арестован и, после тюремного заключения, сослан на 3 года в Соловецкий страшный концлагерь. Из прекрасной, сжатой и скупой на выражения чувств статьи о. Михаила «Соловецкий лагерь» (Первые впечатления), напечатанной в сборнике «День Русского Ребенка», выпуск 18, апрель 1951 г., мы узнаем о частых расстрелах заключенных по самым разнообразным причинам, которые постоянно грозили всем насельникам лагеря. И, тем не менее, о. Михаил пишет: «И это была лучшая пора заключения. Это были цветики, а ягодки были впереди. Мы отсидели свои сроки полностью…Я получил «довесок» (тюремное выражение) – три года ссылки в Зырянский край и его также окончил в 1929 году. И накануне освобождения, в полной уверенности о новом аресте и о продолжении новых мытарств по тюрьмам и лагерям, рискнул жизнью и с крайнего севера, через всю Россию, бежал на юг, а в марте 1930 г. перешел русско-персидскую границу. Что видено, что пережито, сколько опасных приключений испытано…и вот жив и «пою Богу моему дóндеже есмь»…

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Andreevsk...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Старый и Новый Валаам Строгий подвижник и великий молитвенник Иеромонах Викентий (Косарев) (1867–1941) Иеромонах Викентий (в миру Василий Косарев) родился 11 декабря 1867 г. в крестьянской семье в Ярославской губернии. О детских и юношеских годах Василия архивные материалы умалчивают, но по плодам, принесенным в дальнейшей жизни в монастыре, можно судить, что он воспитывался в благочестивой семье. В ребенке родители сумели воспитать особое благоговение к церковным службам и крепкую веру. 11 июля 1891 г. Василий Косарев поступил в Валаамский монастырь в число трудников; 25 апреля 1896 г. был зачислен в послушники. Горячее желание послужить Богу в иноческом чине, примерное поведение и усердное выполнение различных послушаний в монастыре сделали молодого послушника заметным для священноначалия обители, и 22 апреля 1900 г. Василий Косарев был пострижен в монашество с именем Викентий; во иеродиакона рукоположен 27 января 1902 г. Вскоре после рукоположения о. Викентия перевели на послушание в Архиерейский дом архиепископа Финляндского. На послушания в Архиерейский дом или на монастырские подворья в городах переводили иноков, известных строгой монашеской жизнью. О. Викентий вполне оправдал доверие игумена монастыря. 30 мая 1905 г. ему было преподано архипастырское благословение – за тщательное исполнение диаконских обязанностей в церкви Финляндского архиерейского дома, за усердие на других послушаниях и хорошее поведение. 6 сентября 1906 г. о. Викентий был рукоположен во иеромонаха и некоторое время служил в монастырской часовне в Петрограде. По представлению настоятеля за усердные труды и полезную службу Церкви к празднику Святой Пасхи 6 мая 1921 г. он был награжден золотым наперсным крестом. В 1931–1932 гг. иеромонах Викентий был помощником монастырского духовника, в его обязанности входило исповедовать и причащать старцев, проживавших по старости лет при монастырской больнице, и больных насельников монастыря. Это послушание о. Викентий выполнял добросовестно, он следил, чтобы никто у него не умер без причастия Святых Христовых Таин.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Февраля 15 (28) Священномученики Алексий (Никитский) и Симеон (Кулямин) Составитель священник Максим Максимов Священномученик Алексий родился 6 марта 1891 года в селе Михалево Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Михаила Никитского. В 1906 году он окончил Донское Духовное училище, в 1912 году – Московскую Духовную семинарию, после чего стал учителем начальной школы в Балашихе. 5 декабря 1913 года он был рукоположен во священника к храму Рождества Христова в селе Михалево, на место умершего отца. В начале 1918 года отец Алексий был призван в тыловое ополчение Красной армии. Он служил рядовым в городе Бронницы при губернском конском запасе. Его обязанностью было ухаживать за лошадьми. Потом отца Алексия перевели в строительный отряд, где он работал конторщиком. После этого он работал телефонистом в Управлении по снабжению воздушного флота, располагавшемся на Ходынке в Москве. В 1921 году после демобилизации отец Алексий подал прошение в Московскую епархию о назначении на приход священником. В марте 1922 года он был определен священником к Троицкому храму в поселке Удельная Раменского района, где и прослужил до дня ареста. В 1929 году у отца Алексия, как лишенного избирательных прав, отняли дом. Притеснение служителей Церкви со стороны советской власти в это время выражалось и в непосильном налоге как на них самих, так и на общины, которые должны были платить налог за использование здания церкви. Сумма налогообложений была такой высокой, что выплатить ее стоило большого труда и самопожертвования. И священноначалие, и рядовые пастыри писали заявления с протестом против фактического ограбления верующих. Делали такие заявления и служители Троицкой церкви в поселке Удельная. Одно из таких заявлений они написали в 1937 году после того, как районный финансовый отдел в несколько раз по сравнению с предыдущим годом увеличил налог с дохода причта. Сотрудники НКВД произвели негласное следствие в отношении священнослужителей Троицкого храма, результатом чего стал их арест, который произошел 26 января 1938 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А.П. Соловьев Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) и философская мысль в Казанской Духовной Академии последней четверти XIX – начала XX века Источник Содержание 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии 3. Идейное наследие архиеп. Никанора в Казанской духовной академии: П.А. Милославский, В.Н. Несмелов, А.А. Воронцов Источники и литература     Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826–1890), которые связаны с его деятельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868–1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проанализированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представителей казанской духовно-академической философии конца XIX – начала XX века П.А. Милославского и В.И. Несмелова . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно – исследовательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии В самом начале XX века в Казанской духовной академии была учреждена стипендия имени высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского и Херсонского. Стипендия исчислялась с процентов капитала, пожертвованного академии ее выпускником (1870 года) и почетным членом (с 1903 года) епископом Глазовским Варсонофием (Кургановым). Стипендию должен был получать «один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами» 1 . Еп. Варсонофий оказался не единственным учеником и коллегой архиеп. Никанора, кто почтил его память пожертвованием. Ранее, а именно 3 февраля 1891 года, накануне сорокового дня после кончины архиеп. Никанора, в Казанской духовной семинарии прошел памятный вечер с панихидой по почившему архиерею. На этом вечере преподавателем казанской семинарии И.А. Невзоровым 2 была прочитана лекция «Взгляд Высокопреосвященного Никанора на современную культуру и русское общество» 3 . Весь сбор от чтения пошел на пополнение капитала, с которого выдавалась премия двум лучшим студентам Казанской семинарии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Е.П. Борзова Приложения Основные хронологические этапы биографии Н. О. Лосского 1870, 6 декабря – в семье лесничего Витебской губернии России родился Николай Онуфриевич Лосский 1881 – поступает в Витебскую гимназию 1887 – исключили из гимназии за пропаганду социализма и атеизма 1887 – уезжает в Швейцарию, поступает на философский факультет Бернского университета 1889 – уезжает в Алжир, вступает в Иностранный легион 1890 – приезжает в Петербург, поступает на бухгалтерские курсы, а затем в восьмой класс гимназии при Историко–филологическом институте 1891 – поступает в Петербургский университет на Физико–математический факультет, Естественно–научное отделение 1898 – поступает на первый курс Историко–филологического факультета 1903 – заканчивает философское образование в Германии, защищает магистерскую диссертацию в Санкт-Петербурге и докторскую диссертацию в Москве 1905 – вступает в партию кадетов 1917, лето –выпускает брошюру: Чего хочет партия «Народной свободы» (Конституционно–демократическая)? – Пг., 1917. 1917 – издаёт книгу «Мир как органическое целое» 1921 – по решению Ученого Совета Петербургского университета Н.О. Лосскому запрещено преподавать в университете 1922, 16 августа – Н. О. Лосского арестовывают и высылают из страны 1922 – прибывает в Берлин, затем выезжает в Прагу 1938 – в Париже выпускает книгу «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» 1941 – в Берлине выходит его книга «Бог и мировое зло: Основы теодицеи» 1942, апрель – с женой переезжает в Братиславу, где получает кафедру философии в Университете Яна Амоса Коменского 1943, 7 февраля – смерть жены Людмилы Владимировны 1944 – в Братиславе выпускает книгу «Условия абсолютного добра: Основы этики» 1945 – переезжает в Париж, где читает лекции в Религиозно- философской академии 1946 – переезжает в США к сыну Андрею 1947, осень – читает лекции по философии в Свято–Владимирской духовной академии в Нью- Йорке 1951 – на английском языке выходит книга «История русской философии» 1953 – в Нью–Йорке выходит книга «Достоевский и его христианское

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/nik...

На стр. 5 начинается второе вступление. Оно называется " Вступление от авторов к учебнику " . Два предлога создают удивительную иллюзию движения, на которую авторы вряд ли рассчитывали. Обращаясь к ученику, они пишут: " Обещаем, что скучно тебе не будет, потому что читать и говорить нам предстоит о самом интересном на свете: о центральном персонаже всех литературных произведений. Этот персонаж – Человек " . Неужели всех? Вы, г-н президент, возможно, читали дочкам вслух. Винни Пух, (который в тумане), котёнок Гав, лисица (которая то ворону обижала, то журавля, то волка без хвоста оставила), бесчисленные медведи, кошки, собаки, Холстомер, Каштанка и, наконец, Тараканище... В центре этих литературных произведений Нечеловек. На стр. 9 начинается третье вступление. Оно называется " Вступление от авторов к Прологу " . Создаётся впечатление, что Бунеевы никак не могут начать. На стр. 12 появляется наконец первый писатель. Вот как он представлен – В.В.Маяковский (1893 – 1930. ХХ в.) Следует " Надоело " – довольно сложное стихотворение 1916 года. А потом появляется – А.А.Блок (1880 – 1921. Конец XIX – начало ХХ в.) Начинаешь понимать систему. Под каждым именем в скобках – даты рождения и смерти. Сперва годы, потом века. Это полезно, пусть дети понимают, какой год в каком веке был. Далее в учебнике появляется Н.В.Гоголь (1809 – 1852. XIX в.) Опубликована " Шинель " , занимает 12 страниц. Далее – А.П.Чехов (1860 – 1904. XIX – начало ХХ в.) Опубликована " Душечка " , занимает 10 страниц. После чеховской душечки в учебнике вопрос: " Есть ли что-то общее в жизни Акакия Акакиевича и Ольги Семёновны из рассказа А.П.Чехова " Душечка " ? Простите, но Акакий Акакиевич в " Душечке " и не ночевал, они жили раздельно... Далее – М.А.Булгаков (1891 – 1940. XIX – ХХ в.) Опубликованы куски " Собачьего сердца " , занимают 13 страниц. После чего немедленно появляется Н.В.Гоголь (1809 – 1852. XIX в.) Полный текст " Ревизора " занимает 70 страниц. Далее следуют Левитанский (поэт), Чехов, Вяземский, Чехов, Тушнова (поэт), Фет, Шекспир, Тарковский... Мольер, Ахматова, Монтень (1533 – 1592. XVI в.), а за ним Евтушенко, а за ним Карамзин " Бедная Лиза " .

http://religare.ru/2_99943_1_21.html

Няндомская Основана в 1929 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Вологодское викариатство. 16(29)01.1929 16(29)07.1931 Няндомская, обн. Основана в 1930 г. Именование – по г. Няндома (Архангельская область). Архангельское викариатство. Упразднена в 1931 г. 14(27)03.1930 29.01(11.02)1931 Николай Смирнов Овручская Основана ок. 1924 г. (?) Именование – по г. Овруч (Житомирская область УССР). Житомирское викариатство. Возобновлена 09(22)07.1993 как самостоятельная (выделена из Житомирской епархии). Именовалась: Овручская; с 09(22)07.1993 – Овручская и Коростеньская. Викарная кафедра: Брусиловская. ( 09(22)07.1993 Одесская Основана 09.05.1837 (выделена из Екатеринославской епархии). Изначально именовалась Херсонской, но кафедра пребывала в Одессе. К новообразованной епархии были приписаны земли между рр. Буг и Днестр с уездами Одесскими, Тираспольским и Ананьевским, приписанные в 1812 г. к Кишиневской епархии. На вновь сформированную епархию был переведен опытный администратор – еп. Гавриил Розанов (б. Екатеринославский). Именовалась: Херсонская и Одесская; с 1853 г. – Херсонская и Таврическая; с 16.11.1859 – Херсонская и Одесская, паки; с 1946 г. – Одесская и Кировоградская; с 17(30)10.1947 – Херсонская и Одесская, в 3-й раз; с 27.08(09.09)1976 – Одесская и Херсонская; С 30.01(12.02)1991 – Одесская и Измаильская. Викарные кафедры: Одесская, Мелитопольская, Новомиргородская, Белгород-Днестровская, Кировоградская, Николаевская, Тираспольская, Ананьевская, Николаевская, Новомиргородская (?), Криворожская, Славянская. (Слисок иерархов составлен по месту реального нахождения их кафедры.) 09.05.1837 01.03.1848 Гавриил Розанов 01.03.1848 26.05.1857 11.06.1857 02.10.1874 02.10.1874 16.11.1875 16.11.1875 01.03.1877 25.04.1877 04.02.1882 Платон Городецкий 20.02.1882 14.11.1883 12.12.1883 27.12.1890 12.01.1891 09.06.1893 Сергий Ляпидевский 03.09.1893 26.03.1905 26.03.1905 03.02.1913 02.1913 22.12.1913 08.12.1913 09(22)02.1918 1920(?) 03(16)05.1921 01(14)06.1923 13(28)12.1923

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. В. Бартольд Василий Владимирович (3.11.1869, С.-Петербург - 19.08.1930, Ленинград), рус. востоковед, историк, филолог. Академик Петербургской АН (1913, с 1910 г. чл.-кор.). В 1887 г. окончил 8-ю с.-петербургскую гимназию с золотой медалью; в 1891 г.- фак-т вост. языков (араб.-персид.-тур.-татар. разряд) С.-Петербургского ун-та с дипломом 1-й степени (за студенческую работу «О христианстве в Средней Азии» удостоен серебряной медали). В 1891-1892 гг. в целях ознакомления с западноевроп. востоковедением посетил Финляндию, Германию, Швейцарию, Сев. Италию, Австро-Венгрию. По возвращении из-за границы был оставлен при фак-те вост. языков «для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории Востока» (1892). С 1896 г. приват-доцент на фак-те вост. языков, с 1901 г. профессор С.-Петербургского ун-та, в 1897-1901 гг. хранитель Минц-кабинета. За соч. «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (Ч. 1-2, 1898-1900) присуждена степень д-ра истории Востока (1900). Наряду с исследовательской и педагогической деятельностью, с научными поездками в Ср. Азию, на Кавказ, за границу много времени и энергии отдавал научно-организационной работе: с 1903 г.- секретарь Русского комитета для изучения Ср. и Вост. Азии (РКИСВА), в 1905-1912 гг. секретарь Вост. отд-ния Русского археологического об-ва (ВОРАО), в 1908-1912 гг. редактор «Записок Восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО), в 1912 г. редактор научно-популярного ж. по исламоведению «Мир ислама», в 1918-1927 гг. научный сотрудник Ин-та истории искусств, в 1918-1930 гг. председатель Радловского кружка и комиссии по переизданию «Опыта словаря тюркских наречий» В. В. Радлова, в 1921-1930 гг. зам. председателя Коллегии востоковедов, в 1928-1930 гг. директор Туркологического кабинета, один из организаторов I Всесоюзного туркологического съезда (Баку, 1926), редактор ряда изданий АН. Огромная эрудиция, прекрасное знание ряда вост. языков, исключительная работоспособность позволили Б. создать более 400 научных трудов в различных областях востоковедения. Большое значение имеют его работы по истории Ср. Азии, в них использован богатейший материал араб., персид. и местных авторов по вопросам истории, географии, культуры и религии. Труды Б. по Ср. Азии были первыми работами в отечественном и мировом востоковедении, в к-рых ее история разрабатывалась по первоисточникам. Его работы («О христианстве в Туркестане в домонгольский период», 1893; «Образование империи Чингисхана», 1896; «Сведения об Аральском море и низовьях Аму-Дарьи с древнейших времен до XVII в.», 1902, и мн. др.) содержат огромный фактический материал и представляют в совокупности энциклопедию знаний о средневек. Ср. Азии. В его книгах и статьях дана социально-политическая история Греко-Бактрийского и Кушанского царств, Тюркского каганата, прослежен этногенез киргизов, таджиков, туркмен, узбеков и др. народов.

http://pravenc.ru/text/77634.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010