В 1891 г. он сдал экзамен в университете (по юридическому факультету). К 1894 г. относится первая полемическая работа Ленина – против народников («Что такое " друзья народа " «), в которой Ленин уже является защитником марксизма и материалистического понимания и с нескрываемым презрением относится ко всякой Учение Маркса о «надстройках» уже усвоено в это время Здесь же Ленин высказывает и основные для всей последующей «советской философии» идеи о том, что «идея исторической необходимости ничуть не подрывает роли личности в К этому же 1894 г. относится статья Ленина о книге П.Б. Струве (посвященная критике народничества). Вскоре, однако, Ленин был арестован за участие в нелегальной работе и сослан в Сибирь. Очутившись вскоре, однако, за границей, Ленин принял самое близкое участие в заграничной группе русской социал-демократии, а на съезде в Лондоне (1903 г.) возглавил течение «большевизма». К этому же времени относятся первые более систематические занятия Ленина по истории философии – в частности, по истории уже в 1903 г. – под влиянием с которым Ленин вел не раз беседы на философские темы, – Ленин настороженно относится к Богданову и его увлечению идеями Маха. В 1911 г. Ленин, недовольный вялой борьбой Плеханова против увлечения некоторых русских марксистов идеями издает книгу «Материализм и эмпириокритицизм», к которой он тщательно В июне 1909 года на заседании «большевистского 703 ЧАСТЬ IV центра» было решено окончательно разорвать с Богдановым, Луначарским (который тогда все стремился к разработке «религии социализма»). «Борьба со всевозможными формами религиозного сознания... является необходимой и очередной задачей», – читаем в резолюции, подчеркнувшей необходимость философской После этого Богданов, Базаров, Луначарский выпустили сборник «Очерки философии коллективизма». Книга Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», содержания которой мы коснемся дальше, есть, собственно, единственное его философское произведение. Отдельные статьи, близкие к вопросам философии, появлялись и позже, напр., в 1913 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

1033 Тамб. дело о хл.-богомол., л. 346. Ср. Варадинов, Ист. мин. вн. дел, т. 8, с 502: Московский хлыст I-й половины XIX ст. Евграфов «достиг дара пророчества… лет через 10 по вступлении в секту, и достиг посредством радения или кружения, во время собрания, на одном месте. Как возникает провидение будущего, он объяснить не мог, так как, по его словам, оно давалось от Бога, непостижимо для него самого, и он этой тайны не умеет истолковать. Он приходил посредством радения в непостижимое для него чувство, бывал тогда вне себя от радости и всем бывшим в собрании говорил что-то, но что именно, не помнил». Последние слова дают повод предполагать, что Евграфов обнаруживал в экстазе («бывал вне себя») дар языкоговорения. 1034 Дело Тамбов. окр. суда о Верхоценских хлыстах Я. Попове и Μ. Ушаковой, 2481, след. производство, л. 73, 38. 1036 Нечаев, Дела след. о раск. комиссий XVIII в. (Опис. док. и бум. Моск. архива мин. юст. т. 6, с. 130). 1037 Ил. Б-в, Данные 40-х гг. XVIII ст. для истории «тайной беседы св. отец» (Правосл. Обозр., 1862, т. 8, август, 454). 1042 Недавно, на собраниях ревивалистов в Альмеродэ (Гессен), приступ глоссолалии также предварялся свистом и особенным скрежетанием зубов. По мнению очевидца, эти звуки происходили от усилий со стороны глоссолалов приостановить внутренний импульс, действовавший на их голосовые органы. См. E. Lombard, Faits récents de glossolalie (Archiv. d. psych., 1908, 27, p. 300). 1045 Воронежское дело 1903–1903 г. о совращении Ив. Утицким в хлыстовство кр. Китаевой, след. производ., л. 24, 91 об. 1046 Тверские Е. В. 1891, 12, с 349. Ф. Вигель, со слов очевидца, передает, что на радениях кружка Татариновой, когда пение и чрезвычайно быстрое («молниеобразное», по наблюдению самого автора) верчение («вращающиеся превращались в юлы») доводили участников до исступления и видений, – «из среды их выступали вдохновенные, иногда мужик, иногда простая девка, и начинали импровизировать нечто ни на что не похожее» (Записки Ф. Ф. Вигеля, изд. «Русского Архива», ч. 6, Μ. 1892, гл. 3, с. 35–39).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1903. S. 9; Schiefer, Neue kirchliche Zeitschrift. 1903 Heft II, s. 844–845. – Но по мнению Otto Zockler " а и ветхозаветная апокалиптика представляет собою взгляд лучшего меньшинства. Die Apokryphen des Alten Testaments. München. 1891. S. 9. 2 Конечно, в смысле иудейского творчества это время стоит очень не высоко: „религиозный дух (раввинской литературы)... быль дух, так сказать, отраженный от писания... не был уже оригинально-творческий“ (См. Д.В. Поспехов, Книга Премудрости Соломона, 1873 г. стр. 5 и дал. до 13 стр.). Но в смысле развития, и, пожалуй, органического, прежних идей, притом развития, которое совершается не одними только так наз. „героями», носителями истории, но и всею народною массою – это время нужно поставить очень высоко (Ср. Hilgenfeld, Die judische Apokalyptik in ihrer geschichtlichen Entwickelung. Ein Beitrag zur Vorgeschichte des Christenthums. Jena 1857, s. 1–16. Cp. Langen, Das Judenthum in Palästina zur zeit Christi. Freiburg. 1816, s. 5–8). Впрочем, существует и противоположный взгляд. Об этом будет подробно сказано при обозрении внутренней жизни Маккав. эпохи, с какого времени собственно и началась апокалиптика. 4 При характеристике жизни израильского народа после плена православный богослов, в известном смысле, поставлен в менее благоприятные условия, чем протестантские или англиканские богословы. Православный богослов привлекает для освящения этого времени только известные канонические (кн. пр. Аггея, Захарии, Малахии, Ездры и Неемии и отчасти пр. Иезекиили Даниила), неканонические и апокрифические книги. У западных же богословов отдел канонических источников значительно, как известно, расширяется и восполняется. См. напр. Cbeyne, Das religiose Leben der Juden nach dem Exil Ueber. Stocks). Giessen. 1899, ss. 1–260. 5 Костерс (Kosters-Leiden), напр., говорит: „Если бы при Кире действительно более, чем 40,000, пленных возвратились в Палестину, то мы могли бы вполне ожидать, что Аггей и захария, по крайней мере один раз. намекнут (anspielen) на это, столь важное для истории народа, событие.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Posnov/...

днем случае счел нужным, не аргументируя, указать труд, в котором – как можно заключить из его слов – устанавливается несомненность изначального монотеизма еврейского народа: «Серьезное и убедительное опровержение всех поверхностных взглядов на происхождение и первоначальное состояние ветхозаветной религии, пишет он, см. в замечательной книге Maurice Vernes: Du prétendu polithéisme des Hébreux. Paris. 1891. (Bibliotèque de l’ écoie des Hautes Etudes, vol. III)». Я думаю, что эта рекомендация есть дело чистого недоразумения. Верн – парижский богослов, вовсе не выделяющийся по своим трудам и дарованиям, чистый рационалист по направлению со склонностью к оригинальности. В труде, называемом г. Введенским, Верн развил теорию, что весь Ветхий Завет написан приблизительно в последние 4 столетия пред Р. X., что все надписания ветхозаветных книг – псевдо-эпиграфы, надписание книги пророка Иеремии также псевдо-эпиграфично, как и надписание книги премуд. Соломона. Держась такой теории, Верн утверждает, что в последние века пред Р. X. евреи были монотеистами. Этого не оспаривают ни верующие богословы, ни рационалисты. Но такое позднее происхождение всего Ветхого Завета энергично оспаривается теми и другими. Характер воззрений Верна и его способность извлекать из текстов положения, которые в них никоим образом не содержатся, полагаю можно видеть из следующей его тирады. «Пророческий институт есть учреждение времени второго храма. Он был идеализирован иудейскими учеными и представлен существующим с древнейших времен. Существовал ли этот институт раньше плена? Имеющиеся у нас тексты не позволяют утверждать этого, но исследование вообще показывает, что, чем более мы приближаемся ко временам христианства, тем более возрастает значение профетизма» (R. Н. R. 1892 / XXVI р. 58). Нужно ли разъяснять, что здесь одновременно мы видим и рационализм, и смелый полет фантазии, не регулируемый осторожностью, внушаемою другими рационалистическими произведениями. Я вполне уверен, что когда Ал. Ив. Введенский познакомится с так усиленно рекомендуемой им книгой Верна, он откажется и от своих похвал, и от своей рекомендации.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О смерти крестной Впервые в: Православная мысль. 2. Париж, 1930, сс. 148–187. Печатается по этому изданию. Флоровский дает в статье ссылки на сочинения отцов, указывая только редактора того или иного издания. Приведем полные библиографические данные о цитируемых изданиях: Bonwetsch – Methodius Olympius. Opera/Ed. G. N. Bonwetsch. Leipzig, 1917 (GCS 27). Hartel – Cyprianus Carthaginiensis. Opera/Ed. G. Hartel. 3 Bdd. Vienna, 1868–1871 (C.S.E.L. 3). Harvey – Irenaeus Lugdunensis. Adversus haereses/Ed. W. W. Harvey. 2 voll. Cambridge, 1857. Holl – Epiphanius Constantiensis. Opera/Ed. K. Holl. 3 Bdd. Leipzig, 1915–1933 (GCS 25, 31:37). Kroymann – Tertullianus. Opera. Pars III/Ed. Е. Kroymann. Vienna, 1906 (C.S.E.L. 47). Lelong – Les Pères apostoliques. Т. III. Ignace d’An¬tioche et Polycarpe de Smyrne/Ed. A. Lelong. Paris, 1910. Otto – Corpus apologetarum/Ed. J. С. T. von Otto. 9 Bdd. Jena, 1847–1872. Preuschen – Origenes. Commentaria in Evangelium Joannis/Ed. Е. Preuschen. Leipzig, 1903 (GCS 4). Reifferscheid-Wissowa – Tertullianus. Opera. Pars 1/Ed. A. Reifferscheid et G. Wissawa. Vienna, 1890 (C.S.E.L. 20). Schwartz – Athenagoras Atheniensis. Opera/Ed. E. Schwartz. Leipzig, 1891 (TUIV.2). Srawley – Gregarius Nyssenus. Oratio catechetica/Ed. J. Н. Srawley. Cambridge Patristic Texts, 1903. Мысль мою Твоим смирением сохрани... (Из вечернего правила) I «Слово плоть бысть» – в этом высшая радость христианской веры. В этом – полнота Откровения. И откровения не только о Боге, но и о человеке... В Воплощении Слова открывается и осуществляется смысл человеческого бытия. Во Христе-Богочеловеке явлена мера и высший предел человеческой жизни. Ибо «Сын Божий стал Сыном человеческим, чтобы и человек стал сыном Божиим», как говорил сщмч. Ириней 234 . В воплощении Слова не только восстанавливается первозданная цельность и полнота человеческой природы. И человеческая природа не только возвращается к утраченному Богообщению – но обновляется, воссозидается, новотворится... Первый Адам был до падения духоносным человеком...

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Meinardus, Mit. Geograph. Ges. Hamburg, 1918 (31), стр. 210 сл. О флоре Египта на основании изображений карнакского храма – Schweinfurmh, Botan. Jahrbucher f. Systematik, Pflanzengeschichte u. Pflanzengeographie, т. 55, вып. 5, стр. 464–480, Leipzig, 1919. О культурных злаках др. Египта (пшенице, ячмене и полбе) писал A. Schulze в Ber. d. Deutsch. Botan. Ges. т. XXXIV (1916), вып. 8, стр. 601–619 и вып. 9, стр. 697–702 и в Abhandl. d. Naturforsch. Ges zu Halle and. Saale, Neue Folge 5 (1916), стр. 395 сл.]. По исторической географии Азии – Delitzsch, Wo lag das Paradies, 1881. Im Lande des einstiges Paradieses, 1903 [статьи Tofmeen " a в Journ. of semit. Lang. a. Lit. XXI, 83–99, XXIII, 323–357; Johus " a, ibidem, XXII 228–238; Smreck " a, ibidem, XXII, 207– 223, в Babyloniaca II, 242–256 и Mit. d. Vorderas. Ges., 1906, 3]. В. В. Бартольд, Историко- географический обзор Ирана. Спб., 1903. Sachau, Zur historischen Geographie von Nordsyrien. Berl., 1892. (Sitzungsberichte Берл. акад. наук. XXI). [E. Littmann, Zur Topographie d. Antiochene u. Apamene (Zeitschr. f. Semitistik u. ver-wandte Gebiete, I, 1922, стр. 163–195)]. Ramsay, The historical geography of Asia Minor (Royal Geogr. Society Supplem. IV). Garstang, The land of the Hittites. Lond., 1910. M. B. Никольский, Древняя страна Урарту (Землеведение, 1891, 1). Herzfeld, Untersuchungen uber die historische Topographie der Landschaft am Tigris. (Memnon, I, 1907). Обширная историческая география Финикии помещена в 4 и 5-й главах Geschichte der Phonizier Pietschmann " a. Berl., 1889. [О Палестине ср. Schwobel, Die Laridesnatur Palastinas, Leipzig, 1914]. В обильной рискованными положениями книге Hommel " я, Grundriss der Geographie und Geschichte d. alten Orients I, кроме общего географического введения, имеется обстоятельная историческая география Вавилонии. Адамов. Ирак Арабский. Бассорский вилайет в его прошлом и настоящем. Спб., 1912 – описание местности и современного населения области древней Вавилонии. Исторической географии Аравии посвящен I т.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

После этого в Ассирии только подбирали остатки этих богатых открытий до 1903 года, когда раскопка в Калаат-Сергата (Qaláat-Sergât) (=Ассур на правом берегу Тигра, к югу от Ниневии) позволили, почти полностью, представить список древних патези (князей-жрецов) и царей Ассура. Этими раскопками мы обязаны немцам так же, как и раскопками в Сенджирли (Sendjirli). (К северу от Сирии и к северо-востоку от Александретты), где была найдена в 1891 году замечательная стела Ассаргаддона с фигурами и с клинообразной надписью. Раскопки в Вавилонии. Первые исследования в Вавилонии (1849–1 855, Лофтюс, Лойярд, Опперт) были поверхностны и мало продуктивны. Однако, Тайлор разыскал храм Сина в развалинах Мукайяра (Muqaygar или Mugheir – библейский Ур). Период важных открытий начинается раскопками де-Сарзека в Телло (Tello=Sirpourla=Lagas) 1877–1900, предпринятыми снова в 1903 году и продолжаемыми до нынешнего времени под руководством капитана Кроса. Здесь были открыты драгоценные памятники древних царей Лагаша (Lagas) (за III и IV тысячи лет до Иисуса Христа). Отсюда происходит стела Коршунов, великолепная серебряная ваза Ентемена, статуи и цилиндры Гудеа (цилиндр А и цилиндр В – в общем окружностью в 1500 линий). Результаты были опубликованы в сотрудничестве с ученым археологом Леоном Хеузей: надписи были изданы и истолкованы преимущественно Амиодом и Тюро-Дангином. Рассам распространил свои исследования до Вавилона и до Ель-Барса (El-Birs=Borsippa): ему удалось начать рас- —596— копки Абу-Габба (d’ Abi-Habba), древней Сиппары (Sippara) и открыть там храм Шамаша (Samas). Двадцать лет тому назад была организована Пенсильванским университетом экспедиция для исследования развалин Нуффара (Nuffar или Niffer=Nippour). Город был методически изучен до основания, до эпохи, предшествовавшей древнему Саргону; там был открыт храм Бела со множеством различных документов. Гильпрехт, ученый ассириолог, один из начальников экспедиции, считает, что в этом месте было найдено и исследовано им более 50 000 плиток.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

части РСФСР) (апостольская конституция «Pro vidi quae Decessores Nostri» - AAS. 1991. Vol. 83. N 7. Р. 545-547) и в Новосибирске (для азиат. части РСФСР; ей была подчинена также территория Владивостокского католич. еп-ства) (апостольская конституция «Iam pridem Decessor Noster» - Ibid. Р. 544-545); в Казахстане - подчиненная Папскому престолу апостольская администратура с центром в Караганде (апостольская конституция «Cum propter populorum» - Ibid. Р. 547-548); в Белоруссии Могилёвская и Минская кафедры объединены в рамках единого Минско-Могилёвского католического архиеп-ства (апостольская конституция «Ex quadam praeteritorum temporum» - Ibid. Р. 540-541), а также создано Гродненское католич. еп-ство (апостольская конституция «Qui operam damus» - Ibid. P. 541-542), к-рое вместе с Пинским еп-ством вошло в Минско-Могилёвское католич. архиеп-ство (апостольская конституция «Quia ob rerum eversionem» - Ibid. Р. 542-543). Могилёвские архиепископы-митрополиты Станислав Богуш-Сестренцевич (1783-1826); Каспер Казимир Цецишовский (1828-1831); Игнатий Павловский (1841-1842); Казимир Дмоховский (1848-1851); Игнатий Головинский (1851-1855); Вацлав Жилинский (1856-1863); Антоний Фиалковский (1872-1883); Александр Гинтовт-Дзевалтовский (1883-1889); Симон Мартин Козловский (1891-1899); Болеслав Иероним Клопотовский (1901-1903); Ежи Шембек (1903-1905); Аполлинарий Внуковский (1908-1909); Викентий Ключинский (1910-1914); Эдуард фон Ропп (1917-1939). Ист.: Litta L., archiep. Actus ad Ecclesiam metropolitanam Mohileviensem aliasque Catholicas cathedrales ecclesias Latini ritus in Imperio Rossiaco spectantes… [Poock], 1798; Акты и грамоты об устройстве и управлении Римско-католической Церкви в Империи Российской и Царстве Польском. СПб., 1849; Белоголов И. М. Акты и док-ты, относящиеся к устройству и управлению Римско-католической Церкви в России. Пг., 1915. Т. 1; Radwan M. Inventarium documentorum et actorum ecclesiae Mohiloviensis ac Minscensis: (1783-1917). Minsk, 1998. 7 vol.; idem.

http://pravenc.ru/text/2563904.html

Подвысоцкий Πодвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия. СПб., 1885. Картотека Псковского областного словаря (филологический факультет Санкт-Петербургского университета). Преображенский Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. I–II. М., 1959. Радлов Радлов В. В. Опыт словаря тюркских наречий. Т. III. СПб., 1893. Речник срп.-хрв. Речник српскохрватског и народног jeзuka. III. Београд, 1965. Рус.-бурят. Русско-бурят-монгольский словарь. М., 1954. Семенов Семенов П. Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. V. СПб., 1885. Словарь Академии Российской. Ч. I. СПб., 1806. Сл. Дан. Зат. Лексика и фразеология «Моления» Даниила Заточника/Отв. ред. Ε. М. Иссерлин. Л., 1981. Спрогис Спрогис И. Я. Географический словарь древней Жомойтской земли XVI столетия. Вильна, 1888. Срезневский Срезневский H. H. Материалы для словаря древнерусского языка. Т. I–III. СПб., 1893–1903. Словарь русских народных говоров. Вып. 1–31. М.; Л, 1965–СПб., 1997. СРЯ HAH Словарь русского языка, составленный вторым отделением Императорской Академии наук. Вып. I. СПб., 1891. Словарь современного русского литературного языка. Т. I. М.; Л., 1950. Техн. энцикл. Техническая энциклопедия. Τ. II. М., 1928. Толстой Толстой И. И. Сербскохорватско-русский словарь: 3-е. изд. М., 1970. Топоров Топоров В. Н. Прусский язык: Словарь. Μ., 1975 (А – D), 1979 (Е – Н), 1980 (I – К), 1984 (К – L), 1990 (L). Тупиков Тупиков Н. М. Словарь древнерусских личных собственных имен. СПб., 1903. Ушаков Толковый словарь русского языка/Под ред. проф. Д. Н. Ушакова. Т. I–IV. М., 1935–1940. Фасмер Φасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. I–IV. M., 1964–1973. Цыганенко Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1970. Шанский Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Краткий этимологический словарь русского языка, М., 1961. Шанский, Боброва Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. Шипова Шипова E. H. Словарь тюркизмов в русском языке. Алма-Ата, 1976.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Basel, 1944; Erbetta M. Gli Apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1966-1975. 4 vol.; Moraldi L. Apocrifi del Nuovo Testamento. Torino, 1971. 2 vol. [библиогр.]; Hennecke E., Schneemelcher W. Neutestamentliche Apokryphen in deutcher Übersetzung. Tüb., 1991-19926. 2 Bde; евангелия: Tischendorf C. Evangelia apocrypha. Lpz., 1876. Hildesheim, 1966r; Жебелев С. А. Евангелия канонические и апокрифические. Пг., 1919; Santos Otero A. de. Los Evangelios Apocrifos. Madrid, 19651, 19753; Starowieyski M. Apokryfy Nowego Testamentu: Ewangelie apokryficzne. Lublin, 1986. 2 t.; Свенцицкая И. С. Апокрифические евангелия. М., 1996; папирусные фрагменты: Bickell G. Ein Papyrusfragment eines nichtkanonischen Evangeliums//ZKT. 1885. Bd. 9. S. 489-504; 1886. Bd. 10. S. 208-210; Grenfell B. P., Hunt A. S. New Sayings of Jesus and Fragment of a Lost Gospel from Oxyrhynchus//The Oxyrhynchus Papyri. L., 1898. Pt. 1 (n. 1-4); 1904. Pt. 4 (n. 654-655); 1908. Pt. 5 (n. 840); 1911. Pt. 8 (n. 1081); Lietzmann H. Ein apokryphes Evangelien-fragment//ZNW. 1923. Bd. 22. S. 153-154; Bell H. I., Skeat T. C. Fragments of an Unknown Gospel and other Early Christian Papyri. L., 1935; деяния: Wright W. The Apocryphal Acts of the Apostles. L., 1871. Amst., 1968r. 2 vol.; Lemm O. von. Koptische apocryphe Apostelacten//Mélanges asiatiques tirés du Bull. Impériale des Sciences de S.-Pétersbourg. S.-Pb., 1890. T. 10. P. 99-171; Lipsius R. A., Bonnet M. Acta apostolorum apocrypha. Lpz., 1891-1903. Hildesheim, 1959r; James M. R. Apocrypha Anecdota. Camb., 1897. Milwood (N. Y.), 1968r; Budge E. A. W. The Contendings of the Apostles. L.; N. Y., 1899-1901. L., 1976r. 2 vol.; Vetter P. Die armenischen apokryphen Apostelakten//Oriens Chr. 1901. Bd. 1. S. 168-170, 217-239; 1903. Bd. 3. S. 16-55, 324-383; Lewis A. S. Acta Mythologica Apostolorum. L., 1904; S ö der R. Die apokryphen Apostelgeschichten und romanhafte Literatur der Antike. Stuttg., 1932; Frankenberg W. Die syrischen Clementinen mit griechischem Paralleltext.

http://pravenc.ru/text/75608.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010