Prayer before the initial Ekphonesis of the Divine Liturgy Head and Professor of the Practical and Liturgical Theology Chair at the Sts Cyril and Methodius’ Postgraduate and Doctoral School of the Russian Orthodox Church Professor of Moscow Spiritual Academy 1  As, for example, the amazing Bulgarian 14 th -century Tetraevangelion of Ivan Alexander (see: L. Zhivkova, Tetraevangelion of Tzar Ivan Alexandr [original title in Bulgarian: Живкова Л. Четвероевангелието на цар Иван Александър], Sofia 1980), currently British Library MS Add. 39627, given to Robert Curzon as an abbot’s present. 4  Archimandrite Leonid Kavelin, «Serbian-Slavonic Manuscript Collections on the Holy Mountain Athos» [original title in Russian: Леонид (Кавелин) , архим. «Славяно-сербские книгохранилища на Св. Афонской горе " ], in: Чтения в Императорском обществе Истории и Древностей Российских, 1 (Moscow 1875), 1–80 [fifth pagination]. 5  V. Grigorovich, A Description of a Travel to European Turkey [original title in Russian: Григорович В.И. Очерк путешествия по европейской Турции], Moscow 1877. 6  M. Arranz, «Les archives de Dmitrievsky dans la bibliothèque d’Etat de Leningrad», OCP 40 (1974), 61–83, here 80–82. 8  A. Dmitrievsky, A Trip to the East and Its Scholarly Results [original title in Russian: Дмитриевский A. Путешествие по Востоку и его научные результаты: отчёт о заграничной командировке в 1887–88 году, с приложениями], Kiev 1890, 48. 9  The text of the Philothean Diataxis together with some others had been already edited by Jacques Goar, but this was not a study in the proper sense. 10  N. Krasnoseltsev, Information on Some Liturgical Manuscripts of the Vatican Library... [original title in Russian: Красносельцев Н.Ф. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями], Kazan’ 1885, 127–39, 171–94. 11  N. Krasnoseltsev, Materials for a History of the Rite of the Liturgy of St. John Chrysostom [original title in Russian: Красносельцев Н.Ф. Материалы для истории чинопоследования литургии св. Иоанна Златоустого], Kazan’ 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

54 В 1890 г. вышел ещё роман известного французского писателя Золя, под названием «La bte humaine». По мнению Гекеля, известного последователя «эволюционизма», производящего человека от обезьяны путём постепенного усовершенствования, «толстые икры наиболее отличают человека от обезьяны». 55 См. статью Де-Пуле «Нигилизм, как патологическое явление русской жизни» в «Русск. Вестнике» 1881 г., ноябрь и в романе Достоевского «Преступление и наказание», личность Раскольникова. 57 Неудивительно, что книга американца Инезднирба «Как разбогатеть» выдержала 48 изданий и разошлась в количестве 430 000 экз. Она переведена недавно и на русский язык. 58 В 1893 и 94 гг. обнаружена в Бельгии подделка дипломов школ гражданских инженеров искусств и мануфактур, состоящих при Гентском университете, о чём бельгийский посланник уведомил наше правительство, так как наши фабриканты и заводчики приглашают гражданских инженеров из Бельгии. 60 «Нива» и появившаяся позже «Нева» – в том расчёте, вероятно, что по созвучию примут «Неву» за «Ниву». 65 Девица Зас–ч выстрелила в С.-Петербургского градоначальника ген.-ад. Т. за то, что он одного политического арестанта за дерзость подверг телесному наказанию. А К–ва, бывшая в связи с актёром В., приехав из Петербурга в Петергоф, нанесла ножом раны жене В., из ревности: «она так любила его!», – патетически воскликнул адвокат её. 66 В 1891 г. в Петербурге некая госпожа Б. привлечена была к ответственности перед мировым судьёй за нанесённые ею побои лицу, сострившему на её счет. «Я психопатка», – оправдалась она, – «мне даже мушку к затылку ставили». Возникла целая литература о психопатии, с такими авторитетами, как Шарко, Ломброзо; у нас появился, между прочим, перевод книги Кюллера «Современные психопаты». 67 У нас в одном лишь Петербурге, по статистическим сведениям, за 1881–87 гг. было 2823 самоубийства и покушений на самоубийство. 68 См. брошюру Клитина «Наше время и самоубийство» и «Вера и Разум», 1889 г. 15 «Очерки церковной и общественной жизни». St. Petersburg Sonntagsblatt 1896 17.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Astafe...

93 . Забелин И. В чем заключаются основные задачи археологии как самостоятельной науки?//Труды Третьего археологического съезда в России, бывшего в Киеве в августе 1874 г. Киев, 1878. Т. 1.С. 1–17. 94 . Записка о преобразовании ЦАО при КДА в ЦИАО при К ДА//ТКДА. 1901, 12, отд. 8. С. 9–17. 95 . Иваницкий Б. Иудейско-арамейские папирусы с острова Элефантины и их значение для науки Ветхого Завета. Киев, 1914. 96 . Иероним (Лаговский), архим. Библейская археология. СПб., 1883. 97 . Ильинская Л. Финикийцы в Сицилии//ВДИ. 1987, 1. С. 41–54. 98 . Историческая записка о деятельности ИМАО за первые 25 лет существования. М., 1890. 99 . История Востока: В 6 т. М., 1997. Т. 1: Восток в древности/Отв. ред. В. Якобсон. 100 . История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации: [В 2 ч.]. М., 1983. Ч. 1: Месопотамия/Под ред. И. Дьяконова; М., 1988. Ч. 2: Передняя Азия. Египет/Под ред. Г. Бонгард-Левина. 101 . Кагаров Е. Прошлое и настоящее египтологии. Сергиев Посад, 1914. 102 . Калачов Н. Вступительное слово, произнесенное при открытии Археологического института//Сб. Археологического института. 1878. Кн. 1. С. 1–11. 103 . Калачов Н. О взаимной связи между науками, преподаваемыми в Археологическом институте//Сб. Археологического института. 1881. Кн. 5, пол. 1, прил. С. 3–12. 104 . Каледа Г., прот. Плащаница Господа нашего Иисуса Христа. М., 1995. 105 . Кацнельсон И. Загадки медного свитка//ААС. 1963, 7. С. 46–52. 106 . Кацнельсон И. Из истории египтологии в России. Первая русская диссертация по древнеегипетскому искусству//ПС. 1959. Вып. 4. С. 182–185. 107 . Кейль К.-Ф. Руководство к библейской археологии//ТКДА. 1871, 12. С. 1–48; 1872, 1, 3–7, 9,11–12. С. 49–288; 1873, 1–7, 9–12. С. 289–464; 1874, 1–7. С. 465–592 (своя пагинация); 9, 11. С. 1–32; 1875, 2–4, 6–8, 10, 12. С. 33–208; 1876, 2, 4–10, 12. С. 209–384 (своя пагинация). 108 . Кленгель-Брандт Э. Вавилонская башня: Легенда и история. М., 1991. 109 . Клочков И. «Повесть об Ахикаре»: историчность литературного героя//ВДИ. 1977, 3. С. 3–10.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Так, сцена крещения Варфоломеем трибуна Терентина, с которого, «словно кора с дуба», соскочила пораженная проказой кожа, трансформировалась в легенды о том, как кожу заживо содрали с самого апостола. И если в преданиях античного времени мы еще вправе искать следы реальных судеб учеников Иисуса, то найти их в средневековых легендах-сказках надежды нет. Они, конечно, тоже представляют собой источник исторической информации, но касается эта информация процесса развития христианской ментальности уже в следующий исторический период. 83 Православная богословская энциклопедия, т. III, СПб., 1902. С. 170 . Эту же фразу буквально повторяет и не столь давно вышедший трехтомный Энциклопедический словарь «Христианство» (т. I, с. 335. М., «Большая Российская энциклопедия». 1993). 86 Commentarium in Evangelium Corcondans. Цитирую по книге: Vita et Martyrium sancti Bartholomaei apostoli ex sinceris fontibus Armeniaces in linguam latinam conversa. Salisburg, 1877, p. 63: «Bartholomaeus Euangelium Matthaei Indis dedit ibique fuit episcopus et praedicavit in Lycaoniao». 88 См.: Acta Apostolorum Apocrypha, Ed. C. Tischendorf. Lip-siae, 1852. P. 75–94; A-NChL, vol. 16. Edinburgh, 1870. P. 301–316. 90 Хотя «Арабское евангелие детства» в существующем виде сложилось уже в V или VI вв., многие легенды, оказавшиеся в его составе, датируются значительно более ранним временем. 92 См. Приложение I-II 12]. От самого евангелия Варфоломея сохранились лишь отрывочные фрагменты, причем в сравнительно поздних (V-VII вв.) коптских версиях. См.: Hennecke-3, Ι, 485. 94 Lipsius R. Α. Die apokryphen Apostelgeschchten und Apos-tellegenden. Ein Beitrag zur altchristlichen Litteraturgeschichte. Braunschweig, 1883–1890. Bd. I, S. 28 ff.; Bd. II, S. 54–108. 96 Христологические формулы этой молитвы, равно как и молитв, встречающихся в других местах Гомилиария, вследствие монофизитской специфики памятника утверждают лишь абсолютную божественность Христа, и наверняка являются результатом сравнительно позднего редактирования.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

Лит.: Гевонд Алишан. Полит. география. Венеция, 1853. (Арм. малые произведения; 8) (на арм. яз.); он же. Айрарат. Венеция, 1890 (на арм. яз.); Марр Н. Я. Хитон Господень в книжных легендах армян, грузин и сирийцев// al-Muz affar hyah [Трофей]: Сб. ст. учеников проф. барона В. В. Розена. СПб., 1897. С. 67-96; Аматуни С. Неканонические шараканы (тропари). Тифлис, 1912 (на арм. яз.); Акобян О. Путевые записки. Ереван, 1934. Т. 2 (на арм. яз.); Esbroeck M., van. Le roi Sanatrouk et l " apotre Thaddee//REArm. N. S. 1972. Vol. 9. P. 241-284; idem. Invention des reliques comme attribut imperial: La tunique du Christ а Moscou et son symbolisme//Roma fuori di Roma: Istituzioni e imagini: Atti. R., P. 225-243; Chookaszian L. The Crucifiction in the art of T " oros Roslin//Handes Amsorya. W., 1988. N 1-12. P. 119-218 (на арм. яз.); Великое зерцало/Под ред. К. Тер-Давтян. Ереван, 1994 (на арм. яз.); Гарибян И. Чудотворное св. Копьё. Эчмиадзин, 2003. C. 102-125 (на арм. яз.); он же. Чудотворное св. Копьё//Библейская Армения. Ереван, 2005. C. 211-233 (на арм. яз.); Shirinian M. E. «The Letter of Love and Concord» Between Rome and Armenia: A Case of Forgery from the Period of Crusaders//East and West in the Crusader States: Context-Contacts-Confrontations/Ed. K. Ciggaar, H. Teule. Leuven; P., 2003. P. 79-99; она же (Ширинян М.-Э.). Житие Сильвестра и Письмо дружбы и согласия//Вестник Матенадарана. Ереван, 2006. T. 17. C. 53-77 (на арм. яз.); The «Letter of Love and Concord»: A Revised Diplomatic Edimion with Hist. and Text. Comments and English Transl./Z. Pogossian. Leiden; Boston, 2010. В. Деврикян, М. Э. Ширинян Почитание Л. С. на Востоке Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) Распятие. Миниатюра из Евангелия Равуллы. 586 г. (Laurent. Plut. I, 560. Fol. 13) В сборнике библейских и апокрифических преданий «Книга пчелы», составленном в XIII в. восточносир. писателем Соломоном, митр. Басрским, говорится о воине Лонгине, оплевавшем лицо Спасителя, ударившем Его по щеке и пронзившем копьем. Он отождествляется с человеком, к-рый 38 лет пребывал в болезни, был исцелен Христом у купели Вифезда и предупрежден Им: «Не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин 5. 14) ( Solomon of Basra. The Book of Bee/Ed. E. A. W. Budge. Oxf., 1886. P. 94).

http://pravenc.ru/text/2110712.html

Лит.: Ware J. The Whole Works/Ed. W. Harris. Dublin, 1739. Vol. 1. P. 299-378; D " Alton J. The Memoirs of the Archbishops of Dublin. Dublin, 1838; Renehan L. F. Collections on Irish Church History/Ed. D. McCarthy. Dublin, 1861. Vol. 1. P. 162-238; Moran P. F. History of the Catholic Archbishops of Dublin, Since the Reformation. Dublin, 1864; Donnelly N. The Diocese of Dublin in the 18th Cent.//Irish Ecclesiastical Record. 1888. Vol. 9. P. 837-849, 912-922, 994-1011; 1889. Vol. 10. P. 35-53, 320-336, 517-527, 721-732; 1890. Vol. 11. P. 920-933; McCarthy M. J. Priests and People in Ireland. Dublin; L., 1902; Burke W. P. The Irish Priests in the Penal Times: 1660-1760. Waterford, 1914; Ronan M. V. The Reformation in Dublin: 1536-1558. L., 1926; O " Sullivan M. D. Matthew de Oviedo, Archbishop of Dublin, and the Counter-Reformation//Studies. Dublin, 1928. Vol. 17. P. 94-107; Lynch J. De Praesulibus Hiberniae/Ed. J. F. O " Doherty. Dublin, 1944. Vol. 1. P. 280-326; MacGrath K. John Garzia, a Noted Priest-Catcher and His Activities: 1717-1723//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. 1949. Vol. 72. P. 494-514; Feeney J. John Charles McQuaid: The Man and the Mask. Dublin, 1974; Bowen D. Paul Cardinal Cullen and the Shaping of Modern Irish Catholicism. Dublin, 1983; Griffin S. Archbishop Daniel Murray of Dublin and His Contribution to Elementary Education in Ireland: 1823-1841. Dublin, 1992; Bane L. The Irish Catholic Secular Clergy: 1850-1900. Dublin, 1994; Fagan P. Catholics in a Protestant Country: The Papist Constituency in 18th-Cent. Dublin. Dublin, 1998; Studies//Irish Quarterly Review. Dublin, 1998. Vol. 87. N 348: John Charles McQuaid: A Power in Church and State; Murray P. The Political Involvement of the Roman Catholic Clergy in Ireland: 1922-1937: Diss. Dublin, 1998; Cooney J. John Charles McQuaid: Ruler of Catholic Ireland. Dublin, 1999; Morrissey T. J. William J. Walsh, Archbishop of Dublin: 1841-1921: No Uncertain Voice. Dublin, 2000; History of the Catholic Diocese of Dublin/Ed. J. Kelly, D. Keogh. Dublin, 2000; Delaney E. Political Catholicism in Post-War Ireland: The Revd. Denis Faney and Maria Duce: 1945-1954//JEcclH. 2001. Vol. 52. N 3. P. 487-511; Clergy of Dublin and Glendalough: Biogr. Succession Lists/Ed. J. B. Leslie. Belfast; Dublin, 2001.

http://pravenc.ru/text/180517.html

В визант. эпоху церковная жизнь Г. отмечена присутствием ее епископов на Соборах в Селевкии (359) и Халкидоне (451). Согласно сообщению Георгия Кипрского (VI в.), Г. являлась 7-м городом пров. Аравия ( Georgii Cyprii Descriptio orbis romani. N 1063/Ed. H. Gelzer. Lpz., 1890. P. 54). В 746 г. Г. была разрушена землетрясением и залита селевым потоком, превратившим ее в своего рода «иорданские Помпеи», сохраняющие древний облик лучше др. античных городов Палестины и Заиорданья. Г. уверенно отождествляется с совр. г. Джараш в Иордании (40 км севернее Аммана) по созвучию имен, по данным эпиграфики (зафиксировано ок. 150 надписей) и обильных нумизматических находок и по упоминаниям в источниках: Иосиф Флавий помещает Г. на вост. границе Переи ( Ios. Flav. De bell. III 3. 3), еп. Кесарийский Евсевий - рядом с Амманом ( Euseb. Onomast. 102. 19), определяя ее местоположение рядом с горой Галаад (idem. 64. 2) в Перее (idem. 94. 26-27). После араб. завоевания Джараш стал одним из адм. центров в округе Урдун. По мере упадка города он со 2-й пол. X в. исчезает из перечней провинциальных центров. В нач. XII в. атабек Дамаска возвел здесь крепость, взятую крестоносцами в 1121 г. Арабский географ Якут (1-я пол. XIII в.) и позднейшие авторы описывали Джараш как нагромождение развалин. Тем не менее какое-то незначительное поселение в этом районе существовало, оно фигурирует в османских налоговых реестрах XVI в. (без упоминания о проживании там христиан). Впосл. под давлением бедуинов Джараш был покинут жителями, путешественники нач. XIX в. описывают его как необитаемый. Постоянное население снова появилось там только в 1878 г., когда на территории города были размещены мусульманские переселенцы с Кавказа. Форум и колоннада в Герасе Форум и колоннада в Герасе Руины Г.- важный объект археологии христианской . Это прекрасно сохранившийся образец процветающего города рим. провинции на Ближ. Востоке. Остатки колоннадных улиц, языческих храмов, христ. церквей, столпы к-рых, увенчанные капителями, высились на месте Г. в XVIII-XIX вв., служили точкой притяжения мн. экспедиций, изучавших Палестину и Иорданию.

http://pravenc.ru/text/164537.html

177 Ср. Marquardt Organisation de l " Emp. Romain t. 2 p. 248 sq. 316 sq. Monceaux. De communi Asiae provinciae. Paris. 1890 p. 26, особенно Cornemann art. Conventus in Real-Encyclopädie der klass. Altertumswissenschaft besorgt Panly-Wissowa. Stutg. 1900 Bd. IV, 1 S. 1173. 179 Моммсен Римская история т. 5 стр. 309 пр. 2, Marquardt Organis. de l’Emp. Rom. t. 2 p. 508 sq. И. Куль. Провинциальные собрания у римлян. Харьков. 1898 стр. 27. 183 В Европе известны следующие союзы, κοιν: λευθερολακνων, ρκδων, Βοιωτν, Φωκων, Εβοων, Θεσσαλν, Μακεδνων, μφικυνων, χαιν и Πανελλνιν. К последнему, кроме городов Европы, принадлежали в Малой Азии города Tralles и Cibyra. Marquardt t. 2 р. 255 note 8. 190 Буасье, стр. 93. См. перев. Friedländer, Sittengeschichte Roms in der Zeit August bis zum Ausgang der Antonine в «Библиотеке для самообразования» т. 3: Римская история стр. 392. 191 Куль стр. 18, 19. Ревилль. Религия в Риме при Северах. Москва. 1898 стр. 36; Lübeck S. 19. Буасье стр. 90, 91. Фридлэндер стр. 363. 200 Уже Марий после победы над кимврами получил титул «божественного основателя Рима», при чем ему стали совершать возлияния, как богу. Его племяннику Марию Гратидиану за монетную реформу народ воздвиг статую и сожигал пред нею ладон, вино и свечи. Затем можно назвать еще Метелла, Кв. Муция и др. Куль 20 Буасье 94. 204 Буасье стр. 99. Изображение Цезаря должно было фигурировать в торжественных процессиях, когда в цирк привозили на триумфальных колесницах изображения богов, при чем в честь его чрез каждые пять лет должно было отправлять празднества. 220 Буасье стр. 137–150. Ревилль стр. 37. 38. Коммод еще при жизни получил наименование Геркулеса и бога. Септимий Север постоянно титуловался Dominus noster, что, по Ревиллю, обозначает божественное достоинство. В конце III в. поклонение людям достигает высшего предела: Диоклетиан требует, чтобы пред ним падали ниц, как пред богом. 224 Guiraud p. 39; Beurlier p. 101; Lübeck S. 20; Куль стр. 15. 16. 26. 27. Буасье. Рим. рел. стр. 117.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

Τριακονταετηρς κκλησιαστικ , συνταγματιον στορικν . " Αθναι , 1864. Σ . 131. 130 Сырку П. А. Описание бумаг епископа Порфирия (Успенского) (СПб., 1891), где в «Дневнике» преосв. Порфирия (С. 18—22) можно найти все подробности этой истории, на которую мы сейчас указали. Из приведенных фактов, имевших место по отношению к арабам, не следует выводить заключения, что такое жестокое обращение греческих архиереев проявлялось у них только среди иноплеменников. Нет, эти архиереи «делали то же самое и в Эпире, и в Крите и других греческих землях». Это была всеобщая жестокость нравов. См.: Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. Т. I. 1885. С. 50. 131 Иречек И. К. История болгар. С. 662. 132 Mendelssohn-Bartholdy. Geschichte Griechenlands. Theil. I. S. 5; Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 397. 133 Все сведения о суде патриаршем и епископском нами заимствованы из следующих сочинений: Heimbach. Griechisch-römisches Recht im Mittelalter und in der Neuzeir//Ersch und Gruber. Encyklopädie. Bd. 87. Leipzig, 1896. S. 37—40; Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 93—95, 99—101, 104—107; Silbernagl. Op. cit. S. 14; Базили К. М. Архипелаг и Греция в 1830—1831 годах. СПб., 1834. Ч. 1. С. 96—97. 134 Hertzberg. Op. cit. Bd. И. S. 549. 135 Курганов Ф. А. Указ. соч.//Правосл. Собеседник. 1873. Т. I. С. 38. 136 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 81. 137 Historia Patriarchica. Р. 94. Ср.: Р. 177. Edit. Bonn. 138 Бердников И. С. Церковное право//Правосл. Собеседник. 1890. Т. II. С. 153. 139 Maurer. Op. cit. Bd. I. S. 96. 140 Антонин (Капустин), архимандрит. Из Румелии. СПб., 1886. С. 75. 141 Леонтьев К. И. Восток, Россия и славянство. Т. I. М., 1885. С. 226. 142 Hertzberg. Op. cit. Bd. III. S. 77. В том же роде говорит и Zinkeisen. Op. cit. Bd. II. S. 13. 143 Silbernagl. Op. cit. S. 14, 21—22. См. также патриарший берат. 144 Голубинский Е. Е. Очерк истории церквей Болгарской, Сербской и др. М., 1871. С. 141—142, 144, 149. 145 Там же. С. 487—488. 146 Hertzberg. Bd. III. S. 205. У проф. Ε . Ε . Голубинского (Указ.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2644...

81 Солнце заскалило зубы — черт дочку замуж выдает, — так говорится, когда светит солнце и в то же время идет дождь. (АМР) 82 Чарая — носящая в себе чары. (АМР) 83 Навье, навы — мертвецы, покойники, выходцы с того света; нава — смерть. (АМР) 84 Криксы-вараксы — мифическое существо, олицетворение детского крика. Если ребенок кричит, надо нести его в курник и, качая, приговаривать: «Криксы-вараксы! идите вы за крутые горы, за темные лесы от младенца такого-то». Крикса — плакса. Варакса — пустомеля. Вараксать — вахлять, валять. (АМР) 85 Зарочные три головы и т. д. — зарекать, запрещать. Обыкновенно клады зарывались с зароком, чтобы, скажем, погибло три человека и сто воробьев и тогда пускай дается клад в руки. (АМР) 86 Кулички — кулича, выкорчеванный лес; поговорка возникла при первом корчевании, когда на таких выселках поселялись, и имелась в виду отдаленность. См.: С. Максимов. Крылатые слова. СПб., 1890. (АМР) 87 Чокнется — чек, бух, хлоп, стук, бряк, шлеп — звук удара. (АМР) 88 Дуб сорокавец — древний дуб. (АМР) 89 Скоропея — скорпий, идол Скоропит. Scorpio. (АМР) 90 Гуш-гуш, хай-хай — восклицание на отогнание беса. (АМР) 91 Облом — нечистый, дьявол. (АМР) 92 Неподтыканный — независимый и неприкосновенный. Тронь-ка, попробуй, он тебе даст! (АМР) 93 С мухой в носу — колдун. В Белоруссии о колдуне говорят: «У него мухи в носе». Нечистая сила охотно превращается в мух. Выражение про человека, что он «с мухой» означает, что тот человек находится в опьянении. Водка — кровь Сатанина. См.: П. Тиханов . Брянский говор. Сб. Отд. Рус. яз. и Словес. Имп. Акад. наук, т. LXXVI, 4. (АМР) 94 Приходи вчера — говорит против действия живой злоехидной силы. См.: С. Максимов . Крылатые слова. (АМР) 95 Гулким походом — ходом. (АМР) 96 Обрада — желанный. (АМР) 97 Сорока-щектуха — щекотуха. В одном заговоре говорится: «От всякой злой птицы, сороки-щектухи, от черного ворона». (АМР) 98 Тихой поплыней — тихо плывя. (АМР) 99 Двенадцать грешных дев — истоки и семантика образа весьма туманны. И. П. Сахаров приводит при описании обряда опахивания, избавления от «коровьей смерти» одно из ритуальных заклинаний, отражающее фактическую сторону обряда:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010