Казаков М.М. Христианизация Римской империи в IV веке. Смоленск, 2002. Казанский П.С. История православного монашества на Востоке. М., 2000 (переизд.). 2 т. Карнеев А. Материалы и заметки по литературной истории Физиолога. СПб., 1890. Карташёв А.В. Вселенские соборы. М., 1994 (переизд.). Клауде Д. История вестготов/Пер. с нем. СПб., 2002. Кобищанов Ю.М. Северо-Восточная Африка в раннесредневековом мире (VI – середина VII в.). М., 1980. Корсунский А.Р. Готская Испания. М., 1969. Корсунский А.Р. , Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., 1984. Кошеленко Г.А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979. Кривушин И.В . История между порядком и хаосом: концепция политических конфликтов Феофилакта Симокатты. Иваново, 1996. Кривушин И.В Ранневизантийская церковная историография. СПб., 1998. Культура Византии, [I]: IV – первая половина VII в. М., 1984. Культура раннефеодальной Армении (IV-VII вв.). Ереван, 1980. Курбатов Г.Л. Основные проблемы внутреннего развития византийского города в IV-VII вв.: (Конец античного города в Византии). Л., 1971. Курбатов Г.Л. Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли. Л., 1991. Лазарь (Афанасьев), мон. (ред.). Аскетирион: Монашеская жизнь в Египте IV-V вв. М., 2003 (2 изд.). Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества: (По данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., 1980. Лебедева Г.Е. Стефан Византийский и его эпоха: (К истории византийской науки VI в.). СПб., 2003. Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV-VIII вв. Л., 1976. Луконин В.Г. Древний и раннесредневековый Иран. М., 1987. Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. СПб., 2000. Лурье В.М. , Баранов В.А. История Византийской философии: формативный период. СПб., 2006. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979. Манандян Я.А. Новеллы Юстиниана о порядке наследования у армян. Ереван, 1952. Митрофанов А.Ю. История церковных соборов в Италии (IV-V вв.). М., 2006.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ист.: Dubois F. Voyage autour du Caucase. P., 1839. Vol. 3. P. 161-162; Brosset J.-M. Explications des diverses inscriptions géorgiennes, arméniennes et grecques//Mémoires de l " Academie Impériale des Sciences de Saint-Petersbourg. St.-Pb., 1840. Vol. 4. P. 315-446; idem. Rapports sur un voyage archéologique dans la Géorgie et dans l " Arménie en 1847-1848. Р., 1851. P. 94-95; Иоселиани П. Кацхский храм в Имеретии. Тифлис, 1845; он же. Путевые записки по Кахетии. Тифлис, 1846. С. 63-68; Мансуров М. Е. Отрывок из путешествия по Имеретии//Кавказ. Тифлис, 1851. 43. С. 179; Бакрадзе Д. Кавказ в древних памятниках христианства//ЗОЛКА. 1875. Кн. 1. С. 19-178,19, 176; Хускивадзе Ф. Историческое и археологическое описание Квирильского ущелья//Иверия. 1889. 168. С. 2-3; 170. С. 2-3; 171. С. 3; 172. С. 3 (на груз. яз.); Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы: Д. З. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 140-144; Церетели Г. Мон-рь Кацхи: По данным археол. экспедиции Г. Церетели//Квали (Наследие). Тифлис, 1895. 15. С. 8, 10 (на груз. яз.); он же. Археологическая прогулка по Квирильскому ущелью//МАК. 1898. Вып. 7. С. 82-92. Табл. 11; 1909. Вып. 12. С. 73-75; Павлинов А. М. Экспедиция на Кавказе в 1888 г.//Там же. 1893. Вып. 3. С. 61-62; Мон-рь в Квирильском ущелье//Изв. Кавк. отдела ИРГО. 1900. Т. 13. С. 195-196; Кезевадзе М. Монастырская жизнь в Имерети в нач. XX в.: Муж. мон-ри в 1903 г.: [По ревизскому отчету]//Саисторио моамбе (Ист. вестник). Тбилиси, 2002/2003. 75/76. С. 251 (на груз. яз.). Лит.: Авдеев А. А. О планах церквей Грузии и Армении и их отношении к планам церквей византийских//Труды V Археол. съезда в Тифлисе в 1881 г. Тифлис, 1887. Т. 1-2. С. 194; Денисов. 1908; Baltru š aitis J. Études sur l " art médiéval en Géorgie et en Arménie. P., 1929. Р. 64. Tabl. 104; Беридзе В. Храм Кацхи//Ars Georgica. Тбилиси, 1950. Т. 3. С. 53-94 (на груз. яз.); он же. Кацхи. Тбилиси, 1959 (на груз. яз.); он же. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Каухчишвили С. Греч. надписи в Грузии. Тбилиси, 1951. С. 167-168 (на груз. яз.); Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1961. С. 258-259 (на груз. яз.); Кацхи//КГН. Тбилиси, 1980. С. 55-58, 89-92 (на груз. яз.); Кацхи//Духовное наследие Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 187-189 (на груз. яз.); Купольный храм Кацхи//Памятники культурного наследия Грузии. Тбилиси, 2010. С. 281-283 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/1683961.html

400. Отсылка к комедии Йохана Хайберга «Эльфы» (Heiberg/. L. Alferne. Kobenhavn, 1835). 401. «Ochobahue»(«Grund») здесь, конечно же, чисто гегелевский термин. См., например, определение «основания» в «Науке логики»: «Основание есть, во–первых, абсолютное основание, в котором сущность прежде всех; о дана как основа вообще для отношения основания; точнее говоря, основание определяет себя как форму и материю и сообщает себе содержание. Во–вторых, оно [есть] определенное основание как основание определенного содержания; поскольку отношение основания, реализуя себя, становится вообще внешним себе, оно переходит в обусловливающее опосредование. В–третьих, основание предполагает условие; необусловленное — это их единство, сама суть дела (die Sache an sich), которая через опосредование обусловливающего отношения переходит в существование» (Гегель Г. В. Ф. Наука логики. М.: Мысль, 1971. Т. 2. С. 72 (испр. пер. Б. Г. Столпнера). 402. На самом деле Кьеркегор видел постановку пьесы «Первая любовь» в Королевском театре Копенгагена еще в студенческие годы. Однако брошенное вскользь замечание должно было создать у читателя впечатление, будто заметка о пьесе была написана по горячим следам представления много лет назад. 403. Йоханна Хайберг (Johanne Luise Heiberg, 1812–1890) была женой Йохана Хайберга и одной из наиболее замечательных датских актрис своего времени; Кьеркегор специально писал о ней в своем произведении «Кризис в жизни актрисы». Петер Йорген Фридендаль (Peter Jorgen Frydendahl, 1766–1836) обычно играл роли самого разного плана. Йохан Стаге (Johan Adolph Stage, 1791–1845) был занят по преимуществу в ролях иронического и комедийного толка. Иоахим Фистер (Joachim Ludvig Phister, 1807–1896) стал героем очерка Кьеркегора «Господин Фистер как капитан Сципион». 404. Роман «Крайность» («Extremerne») — это произведение датской писательницы Томасины Гиллембург (Thomasine Gyllembourg, 1773–1836), чьим творчеством Кьеркегор искренне восхищался; в журнале «Литературные известия» («Еп literair Anmeldelse») за 1846 г. он даже напечатал большую рецензию на ее роман «Два возраста» («То Tidsaldre»). Любимый же наставник Кьеркегора Поуль Мёллер опубликовал свою рецензию на «Крайность» Томасины Гиллебург в журнале «Литературный ежемесячник» (Maanedskrift for Litteratur. 1836. P. 145); позднее эта же рецензия была перепечатана в трехтомном посмертном собрании сочинений Мёллера (Moller Р. М. Efterladte Skrifter. Bind II. Kobenhavn, 1841. P. 137).

http://predanie.ru/book/219811-ili-ili/

J.Bidez, F.Cumont. Les mages helleniques. Paris, 1938, I – II. W.Theiler. Die chaldaïschen Orakel und die Hymnen des Synesios. Halle, 1942 (перепечатано: W.Theiler. Forschungen zum Neuplatonismus. Berlin, 1966). H.Lewy. Chaldaean Oracles and Theurgy. The Cairo, 1956. F.W.Cremer. Die chaldaïschen Orakel und Jamblich " De mysteriis " . Meisenheim, 1969. J.Moingt. Les Oracles chaldaïques dans la tradition patristique africaine. – Studia patristica. Berlin, 1970, XI. O.Geudtner. Die Seelenlehre der chaldaïschen Orakel. Meisenheim, 1971. СИВИЛЛИНЫ ОРАКУЛЫ Тексты, переводы и комментарии XPHΣTΣMOI IBYLLIAKOI. Oracula Sibylina…, curante C.Alexandre. 1 ed. Parisiis, 1841 – 1856, I – II; 2 éd. Parisiis, 1869. Die Sibyllinischen Weissagungen, vollständig gesammelt, nach neuer Handschriftenvergleichung, mit krit. Kommentare und metrischer deutscher Ubersetzung hrsg. von J.H.Friedlieb. Leipzig, 1852. Oracula Sibylliana, ed. A.Rzach. Vindobonae, 1891. Die Oracula Sibyllina, bearb, von Dr.Joh.Geffken. Leipzig, 1902. The Sibylline Oracles. Transl. from the Greek into english blank verse by M.S.Terry. New York, 1890. Sibyllinische Weissagungen. Urtext und Übersetzung. Ed.Alfons Kurfess. I. München, 1951. Литература B.G.Badt. De Oraculis Sibyllinis a Judaeis compositis. Vratislaviae, 1869. Diss. A.Rzach. Oracula Sibyllina. – In. Pauly-Wissowa Realenzyclopädie. Bd. II 2 col. 2073 – 2183 (указывается литература до 1924 г.). J.Geffken. Komposition und Entstehungszeit der Orakeln Sibyllinischen. Leipzig, 1902. Th.Zielinski. La Sibylle. Paris, 1927. W.Hoffmann. Wandel und Herkunft der Sibyllin. Bücher in Rom. Leipzig, 1933. Diss. H.Jeanmaire. La Sibylle et la retour de l " âge d " or. Paris, 1939. A.Peretti. La Sibil la Babilonese nella propaganda ellenistica. Firenze, 1942. A.Kurfess. Vergil und die Sibyllinen. – Zeitschrift für Religion und Geistesgeschichte, 1951, 3. Jg., Hf. 4. ГНОСТИЦИЗМ, ГЕРМЕТИЗМ Тексты, переводы и комментарии Hermetica. The ancient Greek and Latin writings which contain religious or philosophic teachings ascribed to Hermes Trismegistus. Ed. with engl. translation and notes by W.Scott. Oxford, 1924 – 1925, I – II.

http://predanie.ru/book/219667-iae-viii-...

М., 1890. 9. Жебелев С. О «тирании тридцати» в Афинах. — ВДИ, 1940, 10. Зельин К. Борьба политических группировок в Аттике в VI b. до н. э. М., 1964. 11. Ковалев С. Александр Македонский. М. — Л., 1937. 12. Колобова М. Возникновение и развитие Афинского государства. Л., 1956. 13. Колобова М. Революция Солона. — Уч. записки ЛГУ, 1939, вып. 4. 14. Дурье С. История Греции, ч. I. Л., 1940. 15. Мейер Э. Экономическое развитие древнего мира. М., 1910. 16. Пельман Р. Очерки греческой истории и источниковедения. — Сб. «Общая история европейской культуры», т. 1. СПб., 1908. 17. Пельман Р. История античного социализма и коммунизма. — Сб. «Общая история европейской культуры», т. 3. СПб., 1910. 18. Петрушевский Д. Общество и государство у Гомера. М., 1913. 19. Сергеев В. История древней Греции. М., 1963. 20. Струве В. (ред.). Древняя Греция. М., 1956. 21. Хвостов М. История Греции. М., 1924. 22. Хилер В. Александр Великий. СПб., 1901. 23. Bury J. В. History of Greece to the Death of Alexander. London, 1913. 24. Busolt G. Griechische Geschichte, b. I—HI, 1893—1904. 25. The Cambridge Ancient History, v. 5. Athens, 1935. 26. Meyer Ed. Geschichte des Altertums, b. III—V, 1893—1915.   2. ГРЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА Источники 1. Античная лирика. Сост. С. Апт и Ю. Шульц. М., 1968. 2. Античная драма. Сост. С. Апт. М., 1970. 3. Аристофан. Комедии. Пер. А. Пиотровского. Т. I—II. М., 1954. 4. Гомер. Илиада. Одиссея. Вступ. статья С. Маркиша. М., 1967. 5. Греческая эпиграмма. Под ред. Ф. Петровского. М., I960. 6. Еврипид. Трагедии. Пер. И. Анненского. Т. I—II. М., 1969. 7. Нилендер В. Греческая литература в избранных переводах. М., 1939. 8. Софокл. Драмы. Пер. Ф. Зелинского. Т. I—Ill. М., 1914—1915. 9. Эллинские поэты. Пер. В. Вересаева. М., 1963. 10. Эсхил. Трагедии. Пер. С. Алта. М., 1971.   Литература 1. Аверинцев С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность». — ТЛД, с. 206—266. 2. Баумгартен Ф; Вагнер Р., Поланд Ф. Эллинская культура. СПб., 1906. 3. Боннар Ш. Греческая цивилизация, т.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Ист.: Inscriptions géorgiennes et autres, recueillies par la Père Nersès Sargisian et expliqueés par M. Brosset. St.-Pb., 1864. (Mémoires de l " Académie Impèriale des sciences do St.-Pèterbourg. Sér. 7; Vol. 8. N 10); Степанос Таронский (Асох " ик). Всеобщая история/Сост.: Н. Эмин. М., 1864; Бакрадзе Д. Археол. путешествие по Гурии и Адчаре. СПб., 1878; Армянские надписи в Карсе, Ани и в окрестностях последнего/Пер., предисл.: Н. Эмин. М., 1881; Кондаков Н. П. Опись памятников древности в некоторых храмах и мон-рях Грузии/Груз. надписи прочтены и истолкованы Д. Бакрадзе. СПб., 1890. С. 166-170; Хелмицкий П. Карсская область: Воен.-стат. и геогр. обзор. Тифлис, 1892-1893. Ч. 1-2. 3 отд.; Такаишвили Е. Археол. экскурсия в 1902 г.//МАК. 1909. Вып. 12. С. V-XII; он же. Альбом груз. зодчества. Тифлис, 1924 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1907 г. в Кола-Олтиси и село Чангли//Дабрунеба (Возвращение). Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. (на груз. яз.); Ибн-ал-Асир. Мат-лы по истории Азербайджана из Тарих-ал-камиль (полного свода историй) Ибн-ал-Асира. Баку, 1940; Thierry J. M. A propos de quelques monuments chrétiens du vilayet de Kars//REArm. 1966. Vol. 3. Р. 73-90; Эвлия Челеби. Книга путешествий/Сост.: Г. Путуридзе. Тбилиси, 1971. Т. 2. Ч. 1 (на груз. яз.); Аристакес Ластивертци. История/Пер. с древнеарм.: Е. Цагареишвили. Тбилиси, 1974 (на груз. яз.); Киракос Гандзакеци. История Армении/Пер. с древнеарм.: Л. А. Ханларян. М., 1976; Кятиб Челеби. Сведения Кятиба Челеби о Грузии и Кавказе/Сост.: Г. Аласаниа. Тбилиси, 1978 (на груз. яз.); Яков Цуртавели. Мученичество Шушаник/Сост.: И. Абуладзе. Тбилиси, 1978 (на груз. и арм. языках); Тбели Абусеридзе. Сочинения/Сост.: Н. Гогуадзе и др. Батуми, 1998 (на груз. яз.); Armenia: А hist. atlas/Ed.: R. Hewsen. Chicago, 2001. Р. 75-80, 112-115, 124-131, 148-154, 169-176, 216; Вардан Аревелци. Всеобщая история/Сост.: Н. Шошиашвили, Е. Квачантирадзе. Тбилиси, 2002 (на груз. яз.); Атлас истории Грузии/Сост.: Д. Мусхелишвили, Тбилиси, 2003. С. 28-37, 55 (на груз. яз.); Картлис Цховреба : История Грузии/Сост.: М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили и др. Тбилиси, 2008.

http://pravenc.ru/text/1681043.html

Это богословие — всегда «практично», но не в смысле рассудочно-плоского практицизма, характерного для секуляризированного мышления. 82 См.: Миртов Д. Нравственное учение Климента Александрийского. СПб., 1900, с. ΧΧ - ΧΧ 1. 83 См.: Floyd W. Ε . G. Clement of Alexandria " s Treatment of the Problem of Evil. Oxford, 1971, p. 86. 84 См.: Mortley P. Connaissance religieuse et hermeneutique chez Clement d " Alexandrie. Leiden, 1973, p. 135—136. 85 См.: Clemens Alexandnnus. Bd. II. StromataBuch I-VI. Hrsg. Von O. Stählin und L. Früchtel. Berlin, 1960, S. 314. 86 См. суждение Г. Чадвика: «Clement openly welcomes the body of Stoic moral teaching». Chadwick Η . Early Christian Thought and the Classical Tradition. Oxford-N. Y ., 1984, p. 41. 87 Мартынов А. Нравственное учение Климента Александрийского по сравнению со стоическим//Прибавления к изданию творений святых Отцев в русском переводе, 1890, ч. 45, с. 176. 88 См.: Lot-BowdmeAL La deification de 1Ъотте selon la doctrine des Peres grecs. Paris, 1970, p. 74. 89 См.: GmllaumontA. Le gnostiaue chez Clement d " Alexandrie et chez Evagre le Pontique// ΑΛΕΞΑΝΔΡΙΝΑ . Hellenisme, judaisme et christianisme a Alexandria Melanges offerts au P. Claude Mondesert. Paris,1987, p. 195—201. 90 Минин П. Главные направления древнецерковной мистики. Сергиев Посад, 1915, с. 3. В этой работе содержатся также некоторые ценные наблюдения о понимании обожения у «христианских мистиков» в отличие от «мистиков нехристианских». Заменив понятие «христианский мистик» (ввиду его чрезвычайной расплывчатости и соблазна слить воедино в этом понятии принципиально различное понимание «мистицизма» в разных христианских конфессиях) понятием «православный тайнозритель», можно привести данные наблюдения: «Христианский мистик также стремится к «обожению», также хочет «стать богом». Но в его устах эти выражения имеют другой смысл. Правда, и он в обожении допускает момент некоего таинственно-метафизического преображения своей природы, преодоления временной и пространственной ее ограниченности, тем не менее «стать богом» для него не значит всецело, до потери своей личности, отождествиться с Божеством.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2645...

Еще в XIX веке смертоубийство, даже присутствуя в реальной жизни, оставалось чем-то очень страшным и неприемлемым в понятиях простого народа. В старинных судебниках присутствует очень выразительное, вызывавшее ужас понятие «душегубство». Не хочу сказать, что в XIX веке царили буколические нравы — была бытовая преступность, был разбой и, конечно же, убийства. Вопрос в том, много ли их было, насколько легко преступник мог отважиться на подобное преступление. Я сам слышал (в 1971 году, в Иркутске), как старый профессор-геолог Николай Александрович Флоренсов рассказывал, со слов своего отца, про поездки бедных людей «на золоте». В начале 1890-х годов его отец, тогда юноша, дважды ездил «на золоте» из Иркутска через пол-Сибири один раз в Челябинск, другой — в Тюмень (дальше в европейскую Россию в обоих случаях можно было ехать по железной дороге). О чем речь? В Иркутске была лаборатория, куда свозили золотой песок сибирских приисков, и там это золото превращали в слитки. Зимой годовую продукцию лаборатории на санях, обозом, везли до железной дороги. И малоимущие ехали на ящиках с золотом, это был для них бесплатный попутный транспорт! Ехал, конечно, экспедитор и сопровождающие казаки — кажется, двое. Сейчас даже трудно себе сегодня такое представить. И это при тех суровых нравах на сибирских дорогах, о которых повествует, например, Короленко! Видимо, они были суровы до известного предела. Присутствие безоружных пассажиров защищало надежнее вооруженной охраны. Большая шайка легко бы перебила всех, но, видимо, даже для разбойников существовали какие-то табу, их злодейство не могло перейти известный предел, они не отваживались пролить невинную кровь. Не знаю, есть ли такое понятие в других языках, «невинная кровь». Хочется верить, что есть. Сравнительно редки в России были половые преступления. И по самоубийствам Россия была на одном из последних мест в мире. Самоубийство потрясало людей — помните некрасовское: «ах, беда приключилась ужасная, мы такой не слыхали вовек». Это, кстати, один из самых точных признаков духовного здоровья нации.

http://pravoslavie.ru/37918.html

сб. «Мастерство перевода». М., 1971. Вып. 8. С. 279–285). Соч.: Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1955; М., 1996; О книгах и авторах. Париж, 1966; Комментарии. Вашингтон; Париж, 1967; Единство. Нью-Йорк, 1967; Собрание сочинений СПб., 1999. См. подборку: Даугава. Рига, 1988. Г. Федотов писал об Адамовиче: «Он не уставал повторять, что поэзия умерла, что надо перестать писать стихи» (О парижской поэзии//Ковчег. Нью-Йорк, 1942. С. 194). Оцуп Николай Авдиевич (1894–1958) – поэт, входил в группу «Цеха поэтов» акмеистов. Сборники: «Град» (1921), «В дыму» (1926), «Встреча» (1928). С 1923 г. в эмиграции. Соч.: Три царя. Париж, 1958; Литературные очерки. Париж, 1961; Жизнь и смерть. Париж, 1961. Т. 1–2; Поплавский Борис Юлианович (1903–1935) – русский писатель-эмигрант, автор единственного прижизненного сборника «Флаги» (Париж, 1931). Соч.: Снежный час. Париж, 1936; В венке из воска. Париж, 1938; Дирижабль неизвестного направления. Париж, 1965; Неизданное. М., 1996; Собрание сочинений: в 3 т. М., 2000. 3. Гибель «Титаника», крупнейшего в мировом флоте пассажирского судна, в ночь с 14 на 15 апреля 1912 г., было воспринято людьми Серебряного века как событие апокалиптического значения. 4. Сочетание «афонской смуты» с парасскими притязаниями на особого рода православное эстетство точно отражено в названии предисловия А. Козырева к сборнику статей завершителя Серебряного века В. Н. Ильина (1890–1974): «В тени Парнаса и Афона» (Ильин В. Н. Эссе о русской культуре. СПб., 1997. С. 3–34). 5. ложной религии – в рецензии Федотова на «Опавшие листья» Розанова рассуждения о смерти, в частности о смерти Другого. «Любовь и смерть есть подлинная тема «Опавших листьев», начало и конец книги, которая за множественностью тем имеет одну основную, биографическую: умирание любимой, той, кого Розанов называет «другом». Он мучается временностью человека, категорией времени, но не хочет отказаться ни от чего, что во времени, ибо сюда он излил всю свою любовь без остатка. Отсюда безвыходность его трагедии» (Вопросы литературы.

http://predanie.ru/book/219472-russkaya-...

Соч.: Opera omnia//PL. 125-126; De ordine palatii/Hrsg. Th. Gross u. R. Schieffer. Hannover, 1980. (MGH. FontIur; T. 3); Carmina/Hrsg. L. Traube//MGH. Poet. T. 3. P. 406-420; Annales de Saint-Bertin/Ed. F. Grat et al. P., 1964; Collectio de ecclesiis et capellis/Hrsg. M. Stratmann. Hannover, 1990. (MGH. FontIur; T. 14); Briefe an Hinkmar von Reims/Hrsg. M. Hartmann//DA. 1992. Bd. 48. S. 37-82; De divortio Lotharii regis et Theutbergae reginae/Hrsg. L. Bohringer. Hannover, 1992. (MGH. Conc.; T. 4. Suppl. 1); De cavendis vitiis et virtutibus exercendis/Hrsg. D. Nachtmann. Münch., 1998. (MGH. QGGMA; T. 16); Die Streitschriften Hinkmars von Reims und Hinkmars von Laon, 869-871/Hrsg. R. Schieffer. Hannover, 2003. (MGH. Conc.; T. 4. Suppl. 2). Лит.: Wasserschleben F. W. Beiträge zur Geschichte der falschen Dekretalen. Breslau, 1844; idem. Die pseudoisidorische Frage//Zschr. f. Kirchenrecht. Freiburg i. Br., 1864. Bd. 4. S. 273-303; idem. Über das Vaterland der falschen Dekretalen//Hist. Zschr. 1890. Bd. 64. S. 234-250; Noorden C. , von. Hinkmar, Erzbischof von Rheims. Bonn, 1863; Schrörs H. Hinkmar, Erzbischof von Reims. Freiburg i. Br., 1884; Picavet F. Les discussion sur la liberté au temps de Gottschalk, de Raban Maur, d " Hincmar et de Jean Scot. P., 1896; Arnold F. Das Diözesanrecht nach den Schr. Hinkmars von Reims. W., 1935; Davis L. Hincmar of Rheims as a Theologian of the Trinity//Traditio. N. Y., 1971. Vol. 27. P. 455-467; Devisse J. Hincmar, archevêque de Reims 845-882. Gen., 1975-1976. 3 vol.; Nelson J. L. Kingship, Law and Liturgy in the Political Thought of Hincmar of Reims//EHR. 1977. Vol. 92. P. 241-279; Schmitz G. Concilium perfectum: Überlegungen z. Konzilsverständnis Hinkmar von Reims (845-882)//ZSRG.K. 1979. Bd. 65. S. 27-54; idem. De presbiteris criminosis: ein Memorandum Erzbischof Hinkmars von Reims über straffällige Kleriker. Hannover, 2004. (MGH. Stud. u. Texte; Т. 34); Ganz D. The Debate on Predestination//Charles the Bald: Court and Kingdom. Oxf., 1981. P. 353-373; Stratmann M. Hinkmar von Reims als Verwalter von Bistum und Kirchenprovinz. Sigmaringen, 1991.

http://pravenc.ru/text/165017.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010