Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КОВАЧЕВИЧ [серб. Любомир (4(16).01.1848, Петница близ Валева - 19.11(2.12).1918, Врнячка-Баня), серб. историк, один из родоначальников критической серб. историографии. Род. в семье священника. Начальную школу окончил в Петнице, гимназию - в г. Шабац, философский фак-т в Великой школе (впосл. ун-т) - в Белграде (1867-1870). Во время обучения занимался исследованием белградских архивов. Участвовал в сербско-турецкой войне 1876-1877 гг. Работал преподавателем гимназии, директором Учительской школы в Крагуеваце, преподавал историю серб. народа, общую историю и сербский язык в Высшей женской школе и Военной академии в Белграде (1878-1882, 1889-1893). С 1894 г. профессор истории в Великой школе. В 1895-1896 гг. и 1901-1902 гг. был министром просвещения Сербского княжества и не мог совмещать гос. службу с преподавательской деятельностью, поэтому 3 периода он был секретарем отдела общественных наук (1892-1896, 1900-1906 и 1913-1914), временным (1905-1912) и постоянным (1912-1913) главным секретарем Сербской королевской АН. Член Сербской королевской АН (с 1887). Награжден орденами кн. Милоша Великого 5-й степени и св. Саввы Сербского 4-й степени. К. был сторонником критического подхода к оценке исторических событий и основное внимание уделял анализу исторических источников. Собрал и подготовил к изданию грамоты (повельи) афонских монастырей, но большая часть материалов пропала в годы первой мировой войны, сохранившиеся документы опубликовал С. Новакович (Законски споменици српских држава века/Приред.: С. Београд, 1912). Одновременно с В. Ягичем опубликовал хрисовул кор. Милутина монастырю Баньска (Светостефанска Београд, 1890. 4). Опроверг легенды о предательстве Вуком Бранковичем кн. Лазаря во время Косовской битвы (Вук Н. Београд, 1888. 10. С. 215-301). Вместе с Л. Йовановичем составлял «Историю сербского народа», но довел хронологию только до 1020 г. (Ucmopuja српског народа. Београд, 1890. Св. 1; 1891. Св. 2; Ucmopuja српског народа: Hajcmapuja ucmopuja. Београд, 2000).

http://pravenc.ru/text/1841604.html

Окончательно отношения были испорчены после публичного призыва Соловьева в 1881 г. помиловать «первомартовцев» и его выступления с речами памяти Достоевского. «Ведь они подлинно думают и проповедуют, что Достоевский создал какую-то новую религию любви и явился новый пророк в русском мире и даже в русской церкви!» – с возмущением писал обер-прокурор Е.Ф. Тютчевой в 1882 г. о Соловьеве и его единомышленниках 479 . Победоносцев оказывал давление на власти с целью наложить запрет на речи и статьи Соловьева, в частности пытался предотвратить произнесение философом «третьей речи в память Достоевского» в 1883 г. 480 «Вот до какого безумия мог дойти русский умный и ученый человек», которого охватила «гордость, усиленная еще глупым поклонением со стороны некоторых дам», – писал Победоносцев Александру III по поводу «Русской идеи» Соловьева в 1888 г. 481 Особой остроты противостояние обер-прокурора с Соловьевым и Толстым достигло в начале 1890-х гг. в связи с выходом ряда новых произведений русских религиозных мыслителей, а также общественными кампаниями этого времени (протест против выселения евреев из Москвы, движение в связи с голодом 18911892 гг.). Победоносцев требовал в это время запретить «Крейцерову сонату» Толстого, выступал против статей Соловьева «Немецкий подлинник и русский список», «О подделках» и др. 482 В письме к Делянову (1890) он также требовал наложить запрет на «безумный протест Соловьева в пользу жидов». «Толстой по поводу голода пишет свои полоумные воззвания, Соловьев пророчески завывает вслух народа – и масса безумной, ошалевшей молодежи на все это отзывается», – с негодованием писал обер-прокурор в 1891 г. Рачинскому. Все подобные высказывания сопровождались обращениями Победоносцева к царю и различным должностным лицам с требованием принять решительные меры против Соловьева и Толстого 483 . В свою очередь, оба религиозных мыслителя резко критиковали политику Победоносцева в своих устных выступлениях и (насколько это позволяли цензурные условия) в печати. В то же время следует подчеркнуть, что Соловьев и Толстой видели в Победоносцеве не просто «инквизитора» и «жандарма», а носителя определенного мировоззрения, с которым можно было полемизировать, которого можно было попытаться убедить, признавали в нем «трагическую все же личность» 484 . С подобным восприятием было связано такое интереснейшее явление, как обращение Толстого и Соловьева с письмами к Победоносцеву, попытка вступить с ним в диалог. Призывая обер-прокурора в 1881 г. посодействовать ходатайству о помиловании «первомартовцев», Толстой писал: «Я знаю Вас за христианина – и не поминая всего того, что я знаю о Вас, мне этого достаточно, чтобы обратиться к Вам с важной и трудной просьбой». Владимир Соловьев обращался к обер-прокурору в 1892 г. как к «человеку рассудительному и не злонамеренному» с призывом прекратить политику религиозных гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—71— Evangelien. Eine Untersuchung zur neu testamentlichen Theologie. Gütersloh 1895. Идея царства Божия в систематическом богословии. Albrechm Ritschl. Die christlihe Lehre von der Rechtfertigung und Versöhuug. В. В. II-III. – Его же. Unterricht in der christlichen Religion. – Julius Kaftan. Das Wesen der christlichen Religion 1881, 1887 2 и 1888. – Adolf Harnack. Das Wesen des Christenthums. Sechzehn Vorlesungen von Studierenden aller Facultäten 1899–1900 an der Universität Berlin. Lpz. 1900 3 . – Krauss. Das protestantische Dogma von der unsichtbaren Kirclie. Gotha 1876. – B. Rothe. Die Aufänge der christlichen Kirche und ihrer Verfassung. Wittenberg 1837. – A. Ebrard. Christliche Dogmatik. Königsberg 1863 (В. II). – Schweizer. Christliche Glaubenslehre nach den protesantischen Grundsätzen. Lpz. 1872 (В. II). – Philippi. Kirchliche Glaubenslehre V. Dritte Abtheil.: Die Lehre von der Kirche. Gütersloh 1872. – J. Köstlin. Das Wesen der Kirche nach der Lehre und Geschichte des Neuen Testaments. Gotha 1854, 1872 3 . – Его же. Herzog’s R. E. VII, 685–718 A. Kirche (Leipz. 1880). – E. Haupt. Reich Gottes, Gemeinde, Kirche (Zeitschrift für Theologie und Kirche 1892, Heft 1). – P. Schanz. Apologie des Christenthums. Freb. i. Bresgau 1898 2 , B. III: Christus und Kirche. (См. «Sachregister» под Reich Gottes. Это типичный образчик латинской обработки учения о царстве Божием в систематическом богословии). – Автора. «Курс Апологического Богословия». Киев 1900. – А. Bruce. Apologetics or Christianity defensively stated. (International Theological Library). Edinburgh 1892, pp. 369–383. – Еписк. Г. Мортенсен. Христианское учение о нравственности. Перев. А. П. Лопухина . СПБ. 1890, т. II, стр. 530–535, 747–756, 779–793. – Auberlen. Die biblische Lehre vom Reiche Gottes in ihrer Bedeutung für die Gegenwart, Basel 1858. 5) Отдел с историческим и критико-библиографическим обозрением литературы отличается скудостью сравнительно с другими отделами в литературе царства Божия. Здесь могут быть прежде всего отмечены два сочинения, не задающиеся целью проследить идею царства Божия во всей полноте ее исторического развития и написанные, главным образом, по поводу воззрения Ричля на царство Божие, из которых одно (Wegener’a) ему симпатизирует, а другое (I. Weiss’a) относится полемически, отрицательно. Словом, оба сочинения тенденциозны и пользуются историей, как средством в интересах собственных воззрений авторов по во-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соч.: Об историческом значении книг малых пророков//ПрТСО. 1872. Ч. 25. Кн. 1, 4 [магист. дис.]; Состояние Иудейского царства при Езекии, Манассии, Аммоне и Иосии//ЧОЛДП. 1875. 2. С. 144-172; Иудеи по возвращении из плена Вавилонского//Там же. 1876. 5. C. 307-333; В защиту рус. духовенства: [Рец. на:] Марков Е. Религия в народной школе (Русская речь. 1881. 1)//ПрТСО. 1881. Ч. 28. Кн. 4. С. 520-564; 1882. Ч. 30. Кн. 2. С. 564-638; Можно ли признать высшим принципом воспитания правило: воспитывай человека сообразно с его природой//Там же. 1883. Ч. 32. Кн. 2. С. 575-623; Памяти Е. В. Амфитеатрова: Некролог; Слово при погребении//Там же. 1888. Ч. 42. С. 191-246; Проф. МДА А. П. Смирнов: Некролог; Речь при гробе//Там же. 1889. Ч. 44. С. 220-234; Изъяснение шестопсалмия. М., 1892 (отт. из: ДЧ. 1890-1893), 1894 2; Обозрение статей богосл. и ист. содержания, помещенных в Епархиальных ведомостях за 1891 г.//БВ. 1892. Т. 2. 5. С. 360-377; 6. С. 566-587; [Рец. на:] Виндельбанд. История древней философии (с прил. статей: а) Виндельбанд. Августин и средние века; б) Фуллье. История схоластики)/Пер. под ред. А. И. Введенского. СПб., 1893//БВ. 1894. Т. 1. 1. С. 132-147; Изъяснение псалма «Благословлю Господа на всякое время»//Радость христианина. 1901. Кн. 7. С. 11-45; Кн. 8. С. 104-132; «Благослови, душе моя, Господа!»//ДЧ. 1903. Ч. 1. 4. С. 614-619; Ч. 2. 5. С. 39-49; 6. С. 246-252; 7. С. 456-465; Ч. 3. 10. С. 303-313; 11. С. 512-528; 12. С. 626-634; 1904. Ч. 1. 1. С. 144-158; Ч. 3. 9. С. 62-79; Хвала Господу Всеведующему, Вездесущему и Премудрому. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. Ч. 1. 1. С. 45-60; 2. С. 237-244; Ч. 2. 5. С. 67-83; 6. С. 194-202; 7. С. 335-346); По поводу забастовок в наших учебных заведениях. М., 1905 (отт. из: ДЧ. 1905. 6. С. 299-302; 8. С. 639-645; 9. С. 155-163; 10. С. 311-319); О совести: Кр. ист. очерк развития учения о совести, об опыте решения вопроса о ее сущности и значении в религиозно-нравственной жизни человека. Серг. П., 1913 (отт. из: ДЧ. 1913. 2. С. 149-168; 3. С. 300-327); Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Серг. П., 1913.

http://pravenc.ru/text/1319808.html

(По поводу столетия со дня его рождения)//Дмитриевский А.А. Русская Духовная Миссия в Иерусалиме. М.; СПб., 2009. С. 157–161. 610 Гаркави Авраам Яковлевич (1839–1919) – востоковед и гебраист, один из основоположников исследования арабских источников для истории народов Восточной Европы. Окончил Виленское раввинское училище и Восточный факультет Петербургского университета (1867). После получения докторской степени был допущен к чтению лекций в университете в качестве приват-доцента, но в штатной должности утвержден не был. Причислен к Министерству народного просвещения с откомандированием для занятий в Имп. Публичную библиотеку (1872). Определен сверхштатным библиотекарем и назначен заведующим отделом книг на еврейском языке (1876, с 1877 – на штатной должности). Осуществлял разбор, каталогизацию, научное описание древнееврейских, халдейских, самаритянских, арабских рукописей и фрагментов из собраний Фирковича и архимандрита Антонина (Капустина) . Неоднократно выезжал за границу, в том числе в страны Востока. В мае-августе 1886 г. посетил Иерусалим, где и состоялось его знакомство с о. Антонином. 611 Пападопуло-Керамевс Афанасий Иванович (1855–1912) – греческий и российский историк, филолог, археограф. Секретарь и библиотекарь Иерусалимской Патриархии (1887), привлеченный В.Н. Хитрово с 1888 г. к научному сотрудничеству с Палестинским Обществом и работавший с 1890 г. в России. Приват-доцент Петербургского университета (1892), автор знаменитого «Каталога греческих рукописей Иерусалимской Патриаршей библиотеки», изданного ИППО (Т. 1–5. СПб., 1891–1915). 612 Пападопуло-Керамевс с приездом в Иерусалим активно интересовался рукописным собранием, библиотекой и музеем архимандрита Антонина, о чем свидетельствуют записи в дневнике последнего за 1887–1888 гг. 613 Речь идет о 25-летии службы архимандрита Антонина в Русской Духовной Миссии (он прибыл в Иерусалим 11 сентября 1865 г.). 614 Очевидно, архимандрит Антонин имеет в виду следующие свои публикации: О древних христианских надписях в Афинах.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

2. Озимь. 3. Картофель. 4. Яровое. 5. Яровое. Свесса – 4-польный севооборот. 1. Пар удобренный. 2. Озимь. 3. Свекла. 4. Яровое. Хутор Николин – 7-польный севооборот: 1. Пар удобренный. 2. Озимь. 3. Свекла. 4. Яровое. 5. Пар с половинным удобрением: навоза, фильтр-прессной грязи и костяной муки. 6. Свекла. 7. Яровое. Хутор Ольгин – 12-польный севооборот: 1. Пар удобренный. 2. Озимь. 3. Свекла или картофель. 4. Овес с подсевом трав (клевера с тимофеевкой). 5. Трава на укос. 6. Трава на укос. 7. Озимь. 8. Яровое. 9. Пар удобренный. 10. Озимь. 11. Свекла или картофель. 10. Яровое. Хутор Александровск – 9-польный севооборот: 1. Пар удобренный. 2. Озимь. 3. Картофель или свекла. 4. Ярь с подсевом трав (клевера с тимофеевкой). 5. Трава на укос. 6. Трава на укос. 7. Выгон. 8. Озимь. 9. Яровое. Леса разделены на участки, в расчете на 60-летний оборот рубки, и в них ведется правильное лесное хозяйство с посадкою и посевом леса. Кроме того в эти последние годы обращено внимание и на то, чтобы постепенно, по мере возможности, засаживать сосновым лесом и большие песчаные пространства, не имевшие до сих нор никакой ценности. Посадки леса были произведены: в 1887 году       10 д.      1924 с. в 1888 году       21 д.      1443 с. в 1889 году       14 д.      637 с. в 1890 году       14 д.      1030 с. в 1892 году      107 д.       457 с. в 1893 году       39 д.      1200 с. ––––––––––––––––––––––– 207 д.       1891 с. Правильное лесное хозяйство началось с 1888 года. Оборот рубки для строевого соснового леса 60-летний и для лиственного дровяного 30-летний. Правильная кулисная рубка через одну делянку. В механическом заведении, кроме работ по ремонту собственных заводов и сельскохозяйственных орудий, выполняются и всякие заказы. Механическое заведение может выполнять и такие сложные работы, как жатвенные машины по образцам «Триумф» и «Адрианс»; но главными предметами производства, становясь его специальностью, являются дешевые плуги (от 4½ до 32 рублей) и пожарные насосы. На хуторе Воздвиженском живой инвентарь таков:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Neplyu...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРЩЕВСКИЙ [Борщевский] Иван Федорович (16.04.1851, Лужский у. С.-Петербургской губ.- 11.03.1948, с. Коломенское Московской обл.), худож.-фотограф, историк древнерус. искусства и культуры. Чл.-кор. Московского Археологического об-ва (с 1883), офиц. фотограф имп. АХ, заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1945). Род. в бедной семье отставного чиновника, гимназического образования не получил, рано овладел навыками рисования, с 14 лет - фотографии. Учился в С.-Петербургской рисовальной школе для вольноприходящих Д. В. Григоровича (позднее Об-ва поощрения художеств) и частных классах имп. АХ, работал помощником придворного фотографа Бергамаско. В 1877 г. переехал в Ростов Вел., где открыл свою мастерскую; в 1881 г. по просьбе Комиссии по восстановлению Ростовского кремля Б. создал первую серию снимков архитектуры Ростова, привлекшую внимание архит. А. М. Павлинова , гр. А. С. Уварова . В результате целый ряд памятников был отреставрирован, а кремль защищен от разрушения. С этого времени основной специализацией Б. стала архитектура. Слева направо стоят: И. Ф. Барщевский, П. Д. Барановский, сидят: Е. И. Барщевская, М. Ю. Барановская. Фотография. 30-е гг. XX в. Слева направо стоят: И. Ф. Барщевский, П. Д. Барановский, сидят: Е. И. Барщевская, М. Ю. Барановская. Фотография. 30-е гг. XX в. Он сотрудничал с имп. АХ, Московским Археологическим об-вом, Археологической комиссией. В 1891-1892 гг. входил в состав экспедиции по изучению археологических древностей Сирии и Палестины, возглавляемой Н. П. Кондаковым . Итогом работы стали фотографии (более 1 тыс. ед. хр.), лучшие из к-рых помещены в отчете Кондакова «Археологическое путешествие по Сирии и Палестине» (СПб., 1904). За участие в этой экспедиции Б. был награжден орденом св. Станислава 5-й степени, неоднократно участвовал в экспедициях архитекторов и археологов (В. В. Суслова , Н. В. Султанова , П. С. и А. С. Уваровых). Известность Б. принесли путешествия по России (Ярославль, Ростов, Москва, Вологда, Владимир, Юрьев-Польский, Суздаль, Переславль-Залесский, Кострома (1882-1884), С.-Петербург, Астрахань, Новгород, Псков (1885-1886), Углич, Александров, Крым (1887-1888), Кавказ (1888-1889), Муром, Галич (1889-1890), Ярославль, Ростов, Новгород, Псков (1891-1894), Ярославль, Москва, Старица (1895-1896)), в к-рых он составил коллекцию из неск. тысяч снимков памятников зодчества, церковной утвари, икон, крестов и проч. К Б. как авторитетному знатоку церковной старины неоднократно обращались И. Е. Забелин , В. В. Стасов и др.

http://pravenc.ru/text/77642.html

41 В суммы квартирных вспомоществований, приведенных выше, включены и эти вычеты из ежемесячных посо6ий студентам на оплату нанятой для них квартиры. 42 Единовременные пособия в 1893, 1894 и 1895 годах были выданы с специальною целью доплаты в экономию Академии. 43 По годичным отчетам Братства, за Тихона Оболенского уплачено было Братством, не считая 80 р., израсходованных на него в бытность его студентом Академии в 1888 году, в Преображенскую больницу: В 1890 году ................................... 39 р. 60 к. „ 1891 году .................................... 85 „ 80 „ „ 1892 году ................................... 85 „ 80 „ „ 1894 году ................................... 132 „ – „ „ 1895 году ................................... 59 „ 40 „ „ 1896 году ................................... 92 „ 70 „ „ 1897 году ................................... 105 „ 60 „ „ 1898 году ................................... 28 „ 20 „ а всего свыше ..... 600 „ – „ 45 В то время ректором Академии был нынешний Епископ Волынский Антоний, много доставлявший пожертвований в кассу Братства и, вместе, настаивавший в заседаниях Совета Братства, затруднявшегося выдавать значительные суммы на лечение студентов, что невозможно экономить, когда идет дело о лечении больных, может быть угрожаемых, при отсутствии специального лечения, смертью . 46 В отчетах Братства за 1898–1900 годы цифры пособий на лечение студентов не выделены из суммы единовременных и заимообразных пособий вообще, почему не приводятся особо. 47 Совету, когда он назначал больным студентам на лечение суммы в общей сложности до 1000 р. и выше, было известно постановление Общего Собрания 10 мая 1887 года, дополненное постановлением Общего Собрания 4 мая 1888 года, по которому разрешается Совету расходовать только 500 р. на лечение больных студентов и на пособие отправляющимся на родину по окончании курса. Но он имел в виду, что нужды студентов, которым он назначал пособие, действительно, велики и неотложны. 48 Должно заметить, что из числа получивших заимообразное пособие от Братства многие возвращали долги Братству при первой возможности

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Cvetkov/b...

В русской богословской литературе о. Дьяченко известен подготовкой сборников и другими публикациями, преимущественно назидательного, гомилетического и катехитического характера, предназначенными как для пастырей (в помощь при совершении таинства исповеди, в произнесении проповедей, проведении внебогослужебных собеседований с народом), так и для семейного чтения мирян. При работе над составлением книг о. Дьяченко привлекал разнообразный круг источников: Писание и святоотеческую литературу, прологи, патерики и другие сборники житий святых, современные популярные богословские сочинения, в том числе западные; филологические и педагогические труды, произведения художественной и исторической литературы, отечественную и зарубежную духовную и светскую периодику и др. Работы о. Григория (он сотрудничал с духовными журналами «Странник», «Православное обозрение», «Вера и разум» и др.) вызывали обычно горячий отклик читателей. Особой известностью пользовались и широко распространялись его сборники «Доброе слово» (М., 1888), «Луч» (М., 1888), «Уроки и примеры христианской веры, надежды и любви: Катехизические поучения. Ч. 1–3» (М., 1890), и такие сочинения как «Слова, поучения, беседы и речи пастыря Церкви на разные случаи в личной, семейной, школьной, церковно- приходской, религиозно-нравственной и гражданско-общественной жизни христианина» (М., 1898), «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года» (М., 1901), «Духовные посевы» (М., 1892). Они неоднократно переиздавались и по смерти автора, в том числе Училищным советом при Святейшем Синоде: так, «Доброе слово» вышло в 1912–1915 гг. в Москве 13-м изданием, «Уроки и примеры христианской веры» в 1914 г. – 7-м, «Луч» в том же году – 8-м. Данные сборники рекомендовались как учебные пособия для народных и церковно-приходских школ, школ грамоты, сельских, городских и духовных училищ, для упражнений в русском и церковно-славянском чтении. Прот. Г. Дьяченко составил качественно новый словарь, который включает более чем 25000 слов и выражений преимущественно церковно-славянского языка нового периода, а также древнерусских и древне- славянских, как «родственных наречий». В словарь были введены, по возможности, все малопонятные слова и обороты речи, встречающиеся в церковно-славянской Библии , церковно-богослужебных и назидательных книгах. Он предназначался пастырям Церкви, преподавателям русского и церковно-славянского языка, всем изучающим памятники древ- нерусской и церковно-славянской письменности 6 . Однако в словаре не нашли отражения данные исторической филологии, приведены не все имеющиеся значения слов, не всегда точно указаны источники.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

экземпляров брошюр, 10 тыс. которых было предназначено для бесплатной раздачи в тюрьмах. Была предпринята попытка издания особого печатного органа «Труды общества Св. Стефана Пермского». Общество взяло на себя обязанность борьбы против человеческих пороков: члены общества посещали кабаки, харчевни, обращались в административные органы власти с предложением ограничить продажу спиртных напитков в часы проведения в церквях богослужений. В одной из пермских типографий было установлено взаимное соглашение штрафовать каждый раз по 5 копеек того, кто сквернословил; штрафы записывались в книгу и хозяин заведения вычитал эти деньги из жалованья служащих. По мере накопления деньги поступали в пользу заключенных в тюрьме». В 1888 г. общество Св. Стефана Пермского было переименовано в братство и принят новый устав, согласно которому расширена деятельность общества; в число задач братства вошло обращение старообрядцев в православие. К делу религиозного просвещения народа привлечено все духовенство епархии, рассылались подписные листы, привлекалось к пожертвованиям купечество, устраивались кружечные сборы от продажи свеч и др. 14 ноября 1888 г. братством была открыта первая в Перми двухклассная церковно-приходская школа. Число учащихся в ней ежегодно достигало 200 человек. Для устройства церковно-приходской школы обществом была куплена соседняя с часовней [по Кунгурской улице] усадьба мещанина Денисова. На строительство школы было выделено 5 тыс. руб., пожертвованных Пермским губернским земством, и часть денег общества. 10 июня 1890 г. была совершена закладка здания школы, а в 1891 строительство здания Стефановской церковно-приходской школы было завершено. В 1892 г. при братстве была открыта мужская воскресная школа для взрослых, обучение в которой велось по программе приходских училищ. 15 сентября 1894 г. братством была открыта церковно-учительская школа, на содержание которой Епархиальным съездом ежегодно отпускалось 600 рублей. 17 октября 1912 г. в зале братства Св. Стефана было открыто Епархиальное церковно-археологическое общество, которое стало издавать журнал «Пермское церковно-археологическое общество»; первый номер журнала оформил известный в Перми художник Алексей Несторович Зеленин.

http://sobory.ru/article/?object=08929

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010