31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). Нет даных 3). Нет данных 4). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год О больницах и богадельнях, состоящих при монастырях и церквах (Ведомость [размерность – ед.] Больницы (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Богадельни (всего), в т.ч. – при монастырях – при церквах Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1888–89 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1890–91 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1892–93 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1894–95 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 О1896–97 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В табл 7, видимо, опечатка в годе: указан 1875 г. вместо 1876 г. 3). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

—72— усвоенную традицию и механически воспроизводить его с старых икон. По своему происхождению это двоеперстие есть собственно особого рода троеперстие, тождественное по виду с тем троеперстием, которое употребляется у латинян для благословения и в котором палец, указательный и большой средний персты раздельно протянуты, а два последние перста пригнуты (близкое к тому или то самое ораторское перстосложение, о котором говорит Апулей). Но это троеперстие весьма не редко изображалось так, что палец, указательный и большой средний персты протягивались не раздельно, а сжато, и именно – сжато двояким образом: или так, что указательный и большой средний сжимались между собой (подразумевается – протянутые), а палец прижимался к ним, достигая своим верхом второго от низу сустава указательного (у Квинтиниана 5-й) или так, что указательный и большой средний сжимались между собой, а палец протягивался отдельно от них, ложась на сгиб малого среднего перста. В том и другом случае и выходило двуперстие (собственно в одно и то же время и двуперстие и особого вида троеперстие). 720 Е. Голубинский. Голубинский Д.Ф. О времени празднования Пасхи у христиан Востока и Запада 721 //Богословский вестник 1892. Т. 2. 4. С. 73–8 8 (2-я пагин.) —73— В настоящем 1892 году и Христиане исповедующие православную веру и Христиане запада на всем земном шаре будут торжествовать великий праздник Господень, – светлое Воскресение Христа Спасителя в один и тот же день. Только различие в том, что пятое апреля, по нашему счету, – день Пасхи, будет на западе по новому стилю семнадцатым числом апреля. Подобным образом, если возьмем недавнее время, в один день на востоке и западе Христиане праздновали Пасху в 1882:1885и 1889 годы. Но чаще эти дни празднования не совпадают; то есть, католики и протестанты празднуют Пасху ранее нашего, иногда на одну неделю, как было в 1884:1887 и 1890 годы, иногда на четыре недели, как было в 1872 и 1875 годы, иногда же на пять недель, как в 1883:1888 и 1891 годы. Но позднее нашего день Пасхи и не может быть на западе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Серапиона на меня, хотя о. Никанор рукописей о. Серапиона даже не видел, а я, если бы хотел, мог бы не сказать о нем ни слова, вместо того чтобы работать над книгою о нем и стараться создать имени его славную память. – П.Ф. 561 В бумагах о. Серапиона нашлись адреса врачей Сори и Маньяна: «Le Docteur H. Saury. Suresnes. M-r le D-r Magnan. Asile Sainte-Anne. I rue Cabanis, Paris». − П.Ф. 563 Доктора в явлениях гипноза признают действие одной воли на другую, признают возможность и передачи представлений. Почему же в случаях беснования и кликушества они не хотят видеть подобной причины в воле бесплотного духа? Как там, так и здесь причина, очевидно, вне организма (по разумности ее). Почему? Потому что не видят сами того, что видят больные. – Прим. Автора. 564 Привожу список статей и материалов, касающихся о. Серапиона, в порядке появления их: Екатерина Михайловна Машкина. – Четыре дня на пароходе, у берегов Святой Горы. Рассказ путешественницы, издаваемой в пользу Курского Благотворительного Общества. [Брошюра с эпиграфом: Ноппу soit qui mal у pense], «Две недели в Константинополе» [статья по поводу поездки Ек. Мих. Машкиной на Афон]. («Современные Известия» 1888 [или 1889?]). Архиепископ Антонин [Храповицкий] – Слово при пострижении вольнослушателей Московской Духовной Академии Μ. Е. Алексеева и В. М. Машкина («Церковные Ведомости», 1892 г. 43=«Полное собрание сочинений Еп. Антония», Т. 1, Казань, 1900, стр. 229–232). Указ из Святейшего Правительствующего Синода от 27-го августа 1892 г. за 3509 о разрешении Влад. Машкину поступить в Моск. Дух. Акад. сторонним слушателем («Журналы Совета Московской Духовной Академии за 1892 г.», Сергиев Посад, 1893 г. Заседание 31-го августа 1892 г., IX, стр. 277). Собственноручные показания студентов 1-го курса о желании их изучать тот пли другой из предметов, по которым возможен выбор. О. Серапион избрал греческий и французский. Id. стр. 329. – Тут же дается список однокурсников о. Серапиона (стр. 328–331). И[еромонах] С[ерапион Машкин], – Духовный взгляд на Малеванщину и кликушество («Душеполезное Чтение», 1893, 8, стр. и отд. отт.). Отзыв экстраординарного профессора Алексея Ин. Введенского о сочинении вольнослушателя иеромонаха Серапиона: «О нравственной достоверности». («Журнал Совета Московской Духовной Академии за 1890 год», Сергиев Посад, 1898, стр. 173–176. Заседание 4-го мая, I, 54).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С 1893 г. особое внимание об-во стало уделять сельскому населению. Прежде всего в книгах Свящ. Писания нуждались жители деревень, удаленных от железных дорог. Помимо работы на ярмарках в Н. Новгороде об-во принимало участие в Московской политехнической выставке в 1872 г., в художественно-промышленной выставке в 1882 г., в сельско-промышленной выставке в Казани в 1890 г., во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Н. Новгороде в 1896 г. В 1892 г. об-во отправило образцы распространяемых книг на Всемирную выставку в Чикаго (1893) (Там же, 24-й//ЦВ. 1893. С. 6). В 10-х гг. XX в. лица духовного звания составляли примерно 1/6 часть общества. Деятельность общества активизировалась с началом первой мировой войны. С 1 сент. по 31 дек. 1914 г. нижним чинам и солдатам было роздано бесплатно 22 042 экз. книг, а всего в 1914 г. распространено 109 867 экз., почти в 2 раза больше, чем в 1913 г.; гл. обр. это были брошюры отдельных изданий Евангелий (74 287 экз.) и Четвероевангелия (13 093 экз.) по сниженной цене. Об-во выпустило воззвание для сбора пожертвований, чтобы увеличить число бесплатно раздаваемых изданий (Там же, 46-й//ЦВ. 1915. С. 6). Вскоре после начала войны был создан «особый фонд для даровой раздачи Св. Писания русским воинам». Книги передавались через уезжавших на фронт священников; члены об-ва посещали лазареты и раздавали бесплатно экземпляры Евангелия и других изданий. Точная дата и причины прекращения деятельности об-ва не выявлены. Ист.:Устав Об-ва для распространения Свящ. Писания в России. [СПб.,] 1868; Об-во для распространения Свящ. Писания в России: Его происхождение, цель и устройство. [СПб.,] 1869; Об-во для распространения Свящ. Писания в России: Очерк деятельности, 1863-1874. СПб., 1875; То же, 1863-1887. СПб., 1888; То же, 1863-1888. СПб., 1889; То же, 1863-1891. СПб., 1892; Годовой отчет... Об-ва для распространения Свящ. Писания в России, 1-47-й, за 1869-1915 гг. СПб., 1870-1916; Записка для членов-сотрудников и сотрудниц Рос. об-ва для распространения Свящ. Писания в России. СПб., 1870; [Отчет об общем собрании членов Об-ва, бывшем 21 окт. 1871 г.]. СПб., 1872; Кат. книг, имеющихся в запасе Рос. об-ва для распространения Свящ. Писания в России. СПб., 1873, 1876, 1877, 1879; Общее собрание членов Об-ва для распространения Свящ. Писания в России 8 апр. 1888 г. в память 25-летия: (1863-1888). СПб., 1888; Об Об-ве для распространения Свящ. Писания в России: Кр. очерк деятельности. [СПб.,] 1894, 1895, 1915; [Отчет о полугодовом собрании Об-ва, состоявшемся 12 дек. 1903 г.]. СПб., 1904.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

В итоге оказывается – сильно изменился состав академических преподавателей, обновился: явились 24 новых, и 15 остались от прежнего времени. Докторские и магистерские диссертации. И в отношении научно-литературной производительности этот 12-летний период (1884–1896) сильно отстал от предшествующего 14-летнего (1869–1884): явилось гораздо менее диссертаций на ученые степени доктора и магистра. Докторской степени удостоены пять лиц: 1) в 1888 г. – экстраординарный профессор Тим. В. Барсов, за сочинение «Константинопольский патриарх и его власть над Русской Церковью» (СПб., 1876) – степени доктора церковного права, «согласно заключению пр. митр. московского» (Иоанникия), как сказано в указе Св. Синода (31 декабря 1888 г.) 443 , 2) в 1889 г. – степени доктора богословия – Преосв. Феофан (Говоров), бывший епископ Владимирский, известный подвижник Вышенский, замечательный богослов, – по представлению совета Петроградской академии, «за замечательные и многочисленные богословские сочинения» 444 , как сказано в указе Св. Синода (27 января 1890 г.); 3) в 1892 г. – степени доктора церковной истории – экстраординарный профессор Н. В. Покровский , за сочинение «Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских» (СПб., 1892); 4) в 1896 г. – степени доктора церковной истории – экстраординарный профессор А.И. Садов , за сочинение «Древнехристианский писатель Лактанций » (СПб., 1895); 5) в 1896 г. – степени доктора церковной истории – экстраординарный профессор В. В. Болотов , за совокупность «выдающихся по достоинствам ученых работ в области церковно-исторической науки». Нельзя не признать очень удачным дозволением, по уставу 1884 г., присуждать степень доктора не только богословия (как было по уставу 1869 г.), но и церковной истории и церковного права. Кроме этих пяти докторов намечались еще два докторства: экстраординарных профессоров Ник. И. Барсова и С.А. Соллертинского, но докторство первого не состоялось вследствие неблагоприятного отзыва о его диссертации, а докторство второго (С. А. Соллертинского) по некоторым обстоятельствам очень замедлилось; степень доктора богословия получена им в 1899 г. (через 10 лет после представления диссертации в 1889 г.) за сочинение «Пастырство Христа Спасителя» (СПб., 1889).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Свой первый юбилей – 25-летие литературной деятельности – Η. Н. Глубоковский отмечал летом 1908 г. Точкой отсчета служило появление 3 июня 1883 г. в «Вологодских губернских ведомостях» статьи о праздновании дня священного коронования Императора Александра III в Вологодской духовной семинарии. Студенческие годы в МДА (1884–1889) отмечены наиболее активным его сотрудничеством в «Московских ведомостях», реже – в «Русском Деле» (всего более 60 статей, рецензий, корреспонденций), появлявшихся с завидной регулярностью благодаря брату Матвею Никаноровичу, сотруднику «Московских ведомостей», хорошо известному в московских и петербургских журналистских кругах. По словам Глубоковского, сам он никогда не был в редакциях этих газет, все сношения велись через брата, а главным стимулом являлась необходимость заработка. Глубоковский писал о культуре, науке, политике, истории, теософии, положении на Аляске, достопримечательностях Исландии и необходимости учреждения викариатства в Великом Устюге, разведении хлопчатника в Туркестане и раскопках в Египте, новейших опытах с почтовыми голубями и восстании в Китае. Среди этих заметок были и корреспонденции из жизни МДА. В 1890–1892 гг. Глубоковский также печатался в журнале «Наука и жизнь» 1004 , основанном тем же братом Матвеем. Изредка статьи в «Московских ведомостях» появлялись и позднее (в 1890-е и 1900-е гг.), но уже без такого разброса тем – преимущественно рецензии на труды коллег и статьи по вопросам, связанным в той или иной степени с духовным образованием. Н. Н. Глубоковский относил себя к кабинетным ученым, предпочитающим тихий уединенный труд. Церковная публицистика говорит и о другой стороне его личности – о его общественном темпераменте и «полемическом задоре», который рецензенты отмечали и в его научных трудах. С января 1892 г. он становится сотрудником еженедельника «Церковный вестник», выходившего в качестве печатного органа СПбДА с 1888 г. и призванного освещать насущные вопросы церковной и общественной жизни. Редактором еженедельника был в то время профессор по кафедре гражданской истории Н.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Соч.: Египетские иудеи//ХЧ. 1870. Ч. 2. 7. С. 121-163; 9. С. 398-461 (отд. отт.: СПб., 1870); Критический обзор последнего периода германской философии//ХЧ. 1873. Ч. 1. 1. С. 70-132; 2. С. 240-308; 3. С. 525-557; 4. С. 658-737; Ч. 2. 5. С. 71-114; 6. С. 210-258 (отд. изд: СПб., 1873); Обзор философских учений. СПб., 1874. Литогр.; К вопросу о позитивизме//ПО. 1875. Т. 3. 10. С. 345-375 (отд. отт.: [М.], 1875); Аполлоний Тианский//ЖМНП. 1876. Ч. 188. 11. Отд. 2. С. 30-98; Явление и действительность//ПО. 1878. Т. 1. 4. С. 659-704; Борьба против силлогизма в новой философии//ПО. 1880. Т. 1. 2. С. 272-309 (отд. отт.: М., 1880); Классификация выводов. СПб., 1880; История древней философии: Лекции. СПб., 1882-1883. Литогр.; История философии: Лекции. СПб., 1884-1885. Литогр.; Логика: Лекции. СПб., 1884-1885. Литогр.; Лекции по психологии. СПб., 1886-1887. Литогр.; Учебники логики М. М. Троицкого//ЖМНП. 1889. Ч. 263. 6. Отд. 2. С. 453-492; Бесконечное Анаксимандра//Там же. 1890. Ч. 268. Отд. 2. 4. С. 314-378; Ч. 269. 5. С. 74-119; 6. С. 223-263 (отд. отт.: СПб., 1890); Лекции по истории древней философии. СПб., 1893. Литогр.; [Рец. на кн.:] Идеализм и реализм: Ист.-крит. обозрение П. Линицкого. Х., 1888//ХЧ. 1892. Ч. 2. N 11/12. С. 645-677 (отд. отт.: СПб., 1892); Об истинах самоочевидных//ЖМНП. 1893. Ч. 285. 2. Отд. 2. С. 295-354; Ч. 286. 4. С. 450-498; Ч. 288. 8. С. 431-516 (отд. отт. СПб., 1893. Вып. 1); По поводу ст. проф. А. И. Введенского «О Канте действительном и воображаемом»//ВФиП. 1895. Кн. 26. С. 20-46; Кн. 27. С. 242-273; Кн. 28. С. 314-360; По поводу полемики проф. Введенского против моей книги «Об истинах самоочевидных»//ЖМНП. 1896. Ч. 303. 1. Отд. 2. С. 243-290; Разбор мнения Милля о постулатах геометрического знания, подразумевающихся при геометрических дефинициях//ЖМНП. 1897. Ч. 309. 2. Отд. 2. С. 292-340 (отд. отт. СПб., 1897); [Рец. на кн.:] Козловский Ф. Учебник логики. К., 1894. Ч. 1-2//ЖМНП. 1897. Ч. 311. 6. Отд. 2. С. 469-479; Разногласие в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных. Пг., 1914; Избр. труды рус. логиков XIX в.: Сб./Сост., послесл.: Н. И. Кондаков. М., 1956. С. 3-177.

http://pravenc.ru/text/1681045.html

Критиканы — это обычно те люди, которые были бы поэтами, историками, биографами, если бы могли, но испробовав свои таланты в этих или иных областях и потерпев неудачу, решили заняться критикой. Краткость — сестра таланта. Литература Если можешь не писать — не пиши. Стать писателем очень нетрудно. Нет того урода, который не нашел бы себе пары, и нет той чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. Биография Антона Павловича Чехова Антон Павлович Чехов — великий русский писатель, драматург. По профессии врач. Почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900–1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Родился 17/29 января 1860 в Таганроге в семье купца 3-й гильдии Павла Егоровича Чехова и Евгении Яковлевны Чеховой. 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии, которую окончил в 1879 году. В том же 1879 году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, по окончании которого в 1884 году сначала работал уездным врачом в Чикинской больнице города Воскресенска), затем некоторое время заведовал больницей в Звенигороде. Писать начал еще студентом в 1879 году. Он начинал с юморесок, фельетонов и небольших рассказов и творил под разными псевдонимами. В 1884 году вышел сборник его рассказов — «Сказки Мельпомены» 1885–86 годы — период расцвета Чехова как «беллетриста-миниатюриста» — автора коротких, в основном юмористических рассказов. С 1887 года Чехов постепенно перешел от юмористических рассказов к серьезной прозе. 7(19) октября 1888 года он получил половинную Пушкинскую премию Академии наук за вышедший в предыдущем, 1887 году, третий сборник — «В сумерках». В 1890 году Чехов совершил путешествие по Сибири и Сахалину, по возвращении из которого написал книгу путевых заметок «Остров Сахалин». С 1890 по 1892 год Чехов жил в Москве на Малой Дмитровке, а с 1892 по 1899 годы — в подмосковном имении Мелихово.

http://foma.ru/anton-pavlovich-chexov-af...

17(30)01.1926 1928(1930?) в/у УМАНСКАЯ, обн. НОВГОРОДСКАЯ, обн. 15(28)12.1932 УРАЛЬСКАЯ, обн. Ипатий Попей (Попей) ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 24.12.1595 Ипполит Хилько в/у БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 01(14)07.1992 03(16)08.1992 БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ 03(16)08.1992 ! 09(22)12.1992 ДОНЕЦКАЯ 09(22)12.1992 20.04(03.05)1996 ТУЛЬЧИНСКАЯ 17(30)03.1999 Ираклий Комаровский ЧЕРНИГОВСКАЯ 08.09.1752 19.10.1761 Ираклий Попов КИРЕНСКАЯ 14( 27) )09.1925 в/у ИРКУТСКАЯ КАМЫШИНСКАЯ БУГУРУСЛАНСКАЯ 06(19)10.1933 КУРГАНСКАЯ 06(19)10.1933 22.11(05.12)1934 СЕРГАЧСКАЯ 22.11(05.12)1934 17(30)09.1935 БУГУРУСЛАНСКАЯ, паки 17(30)09.1935 11.1936 БУГУРУСЛАНСКАЯ, 3-й раз 08(21)01.1937 26.01(09.02)1937 ПЕНЗЕНСКАЯ 26.01(09.02)1937 12.1937 (Ираклий Северицкий ? ВОЛОШСКАЯ И ПОЧАЕВСКАЯ 18.10.1596) Иринарх Грезин в/у ПЕРМСКАЯ 28.02(13.03)2002 01(14)04.2002 ПЕРМСКАЯ 01(14)04.2002 Иринарх Павлов БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ, григ. 07.1927 ВЛАДИВОСТОКСКАЯ, григ. Иринарх Попов СТАРИЦКАЯ 03.05.1836 15.09.1836 РИЖСКАЯ 15.09.1836 07.10.1841 ОСТРОГОЖСКАЯ 28.10.1841 12.01.1842 ВОЛОГОДСКАЯ 12.01.1842 12.11.1844 КИШИНЕВСКАЯ 12.11.1844 17.03.1858 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 17.03.1858 20.12.1863 РЯЗАНСКАЯ 20.12.1863 29.08.1867 Иринарх Синеоков-Андреевский БЕРЕЗОВСКАЯ 16.07.1917 в/у ТОБОЛЬСКАЯ ТЮМЕНСКАЯ в/у ЯКУТСКАЯ ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ СТАВРОПОЛЬСКАЯ 10.1926 12.1926 ПЕРМСКАЯ 16.02(01.03)1933 Ириней Бекиш АМЕРИКАНСКАЯ 28.03(10.04)1970 28.03(10.04)1970 Ириней Боголюбов ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 17.01.1860 08.05.1860 Ириней Братанович ВОЛОГОДСКАЯ 26.04.1775 23.04.1796 Ириней Зуземиль в/у МЮНХЕНСКАЯ 15(28)12.1965 17(30)01.1966 МЮНХЕНСКАЯ 17(30)01.1966 11(24)02.1971 БАДЕНСКАЯ И БАВАРСКАЯ 11(24)02.1971 28.02(13.03)1975 ВЕНСКАЯ 28.02(13.03)1975 22.08(04.09)1999 в/у БАДЕНСКАЯ И БАВАРСКАЯ 28.02(13.03)1975 09(22)12.1992 ТВЕРСКАЯ 06.06.1792 11.10.1798 ПСКОВСКАЯ 11.10.1798 30.08.1814 Ириней Нестерович Серб ПЕНЗЕНСКАЯ 21.01.1826 26.07.1830 ИРКУТСКАЯ 26.07.1830 28.06.1831 Ириней Орда УМАНСКАЯ 09.05.1888 12.07.1890 ЧИГИРИНСКАЯ 12.07.1890 19.12.1892 МОГИЛЕВСКАЯ 19.12.1892 17.07.1893 ТУЛЬСКАЯ 17.07.1893

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

председателем комиссии, образованной по делу „разбора архивов упраздненных судебных мест губерний ц. Польского». Ординарным профессором был назначен 19 окт. 1875 г., а заслуженным профессором 1 августа 1894 года. Во время профессорской деятельности он читал следующие лекции: 1) энциклопедию и методологию исторических наук, 2) источники первобытной цивилизации, 3) дипломатику и хронологию средних веков, 4) латинскую палеографию, 5) историю балтийских славян, 6) историю арабской цивилизации, 7) историю средних веков, 8) историю римской республики, 9) историю римской империи, 10) историю государственного устройства в Англии в средние и новые века, 11) историографию средних веков, Лекции его, основанный на отличном знании источников, которыми он, как редко кто, свободно и критически распоряжался, глубоко обдуманный и обработанный истинно научным методом, привлекали слушателей не только по полноте содержания, но также по изящному их изложению. Но не только этими качествами отличался покойный профессор, громадны заслуги его и в педагогическом отношении. Когда при университете были учреждены семинарии, он, при своем знании палеографии, своем спокойном критическом такте и при своей необыкновенной даровитости в сопоставлении фактов и их комбинации, на примерах учил своих слушателей, как следует определять время документов, как обрабатывать их и как ими пользоваться. Неоднократно Варшавский университет избирать его своим депутатом на различные съезды, русские и заграничные, в которых он принимал деятельное участие. Он был депутатом на археологических съездах в Петербурге 1870 г., в Киеве 1874 г., в Москве 1890 г. и в Вильни 1893 г., на Международном конгрессе по антропологии и доисторической археологии в Буда-Пеште 1875 г., в Париже 1878 г., в Лиссабоне 1881 г., в Париже 1889 г. Ученая деятельность покойного профессора была известна не только в России, но и заграничным ученым обществам, удостоившим его избрания в число своих членов. Он состоять членом Императорского Московского Археологического Общества (1875 г.), Лиссабонского Общества литераторов (1882 г.), Императорского Московского Общества истории и древностей российских (1884 г.), Императорского Одесского Общества историю и древностей (1888 г.), Петербургского Исторического Общества (1890 г.), Загребской Академии Наук (1892 г.), Краковской Академии Наук (1892 г.), Пизанского Общества любителей наук (1896 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010