1164 Русаков М.Ф. (1891–1979). В 1911 г. окончил Тульскую ДС, в 1915 г. Пг историко-филологический и археологический институты, кандидат филологических наук. С 1944 г. эконом Московской Патриархии, с 1948 г. преподаватель древних языков в ЛДА. С 1967 г. профессор, секретарь Совета ЛДА и С. 1165 Козлов И.С. (1887–1971) – протоиерей. В 1920 г. окончил МДА, кандидат богословия. Занимался миссионерской деятельностью в Олонецкой епархии. С 1949 г. преподавал сектоведение, расколоведение, каноническое право в ЛДА, доцент. С 1956 г. профессор МДА. Скончался в Москве. 1166 Сергеенко A.A. (1902–1973) – протоиерей. В юности оказался в эмиграции. Закончил юридический факультет в Праге и Русский Богословский институт в Париже. С 1928 г. священник. Основатель Свято-Духовского скита под Парижем. В 1939 г. вступил добровольцем в санитарную часть французской армии. С 1945 г. перешёл в Московскую Патриархию, издавал журнал “Духовные беседы”, в 1947 г. – редактор “Вестника Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата”. В 1948 г. вернулся в СССР и стал преподавать догматическое, пастырское и нравственное богословие в ЛДА, с 1955 г. кандидат богословия. В 1958–1966 гг. приходской священник в Иваново, Горьком, Александрове, сотрудник Отдела Внешних церковных сношений. С 1966 г. преподаёт в МДА, с 1969 г. магистр богословия, профессор. Скончался в Москве. 1167 Сборовский К.А. (1883–1965). Окончил в 1908 г. СПбДА, в 1910 г. СПб Университет. Занимался преподавательской деятельностью в различных ВУЗах. С 1946 г. доцент ЛДА, преподавал основное богословие. С 1952 г. магистр богословия, секретарь Совета ЛДА и С. Выступал с лекциями в Великобритании и ФРГ. 1168 Вознесенский Д.Д. (1890–1970). В 1913 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. До 1946 г. преподавал историю и географию в школах Ленинграда, С 1946 г. преподавал древние языки, историю Русской Церкви, библейскую историю и катехизис в ЛДА и С. 1169 Шишкин А.Ф. (1897–1965). Закончил Екатеринбуржскую ДС и историко-филологический факультет Пермского университета. Служил в Красной армии. Уклонился в обновленчество. После возвращения в Патриаршую церковь с 1944 г. председатель приходского совета Преображенского собора Ленинграда. В 1951 г. сдал экстерном экзамены за курс ДА, кандидат богословия, доцент. В 1947 г. секретарь экзарха Московской Патриархии в Чехословакии. С 1961 г. член ЦК Всемирного Совета Церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Библиография 514 Источники Армянская география – Армянская география VII века по Р. X. (приписывавшаяся Моисею Хоренскому)/Текст, перевод и примечания издал К. П. Патканов. СПб., 1877. Баладзори. Книга завоевания – Из сочинения Баладзори «Книга завоевания стран»/Пер. П. К. Жузе. – В кн.: Материалы по истории Азербайджана. Баку, 1927, вып. III. Гевонд. История – История халифов вардапета Гевонда, писателя VIII века/Пер. К. Патканьян. СПб., 1862. Ибн-ал-Асир. Тарих ал-Камиль – Материалы по истории Азербайджана из Тарих-ал-Камиль (полного свода истории) Ибн-ал-Асира/Пер. проф. П. Жузе. Баку, 1940. Каганкатваци. История – История агван Моисея Каганкатваци. СПб., 1861. Летопись [византийца] Феофана [от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта/В пер. с греч. В. И. Оболенского и Ф. А. Терновского ; С предисл. О. М. Бодянского. М., 1887]. Никифора [патриарха константинопольского] Краткая история [со времени после царствования Маврикия/Перевод Е. Э. Липшиц. – ВВ, III (1950), с. 349–387]. Обращение Грузии – Обращение Грузии (в христианство )/Пер. Е. С. Такайшвили.– СМОМПК, вып. XXVIII (1900), с. 1–48. Себеос. История – История епископа Себеоса/Пер. Ст. Малхасянц. Ереван, 1939. Скржинская. Иордан – Иордан. О происхождении и деяниях готов/Вступительная статья, перевод, комментарий Е. Ч. Скржинской. М., 1960. Сумбат Давитис-дзе. История и повествование о Багратионах/Перевод, введение и примечания М. Д. Лордкипанидзе. Тбилиси, 1979. Agach. Hist. – Agathiae Myrinae Historiarum libri quinque/Rec. R. Keydell. Berolini, 1967. Bilderstreit [und Arabersturm in Byzanz. Das 8. Jahrhundert (717–813) aus der Weltchronik des Theophanes/Übersetzt, eingeleitet und erklärt von L. Breyer. Graz-Wien-Köln, 1957] Cedr. – Skyl. Compend. – Georgius Cedrenus Ioannis Scylitzae Compendium historiaruni/Ope ab I. Bekkero. Bonnae, 1838, v. I. Chron. brevis – Chronographia brevis ex cod. Coislin. CXCIII, fol. 242 v . – In: Nicephori archiepiscopi Constantinopolitani opuscula historica/Ed. C. de Boor. Lipsiae, 1880, p. 218–226.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Ispoved...

61. Пастырско-миссионерские курсы в Сибири и на Дальнем Востоке летом 1912 года//Прибавления к Церковным ведомостям. — 1912. — С. 1725—1733. 62. Педагогические курсы для учителей и второклассных ЦПШ в Харькове//Вера и разум. — 1897. — 15. Август. 63. Полное Собрание Законов Российской империи: Собрание третье. — СПб: Гос. тип., 1884—1911. — Т. 3. 64. Полтавские пастырско-миссионерские курсы//Миссионерское обозрение. — 1914. — 9. — С. 117; 10. — С, 168. 65. Прибавление к Церковным ведомостям. — 1912. — 22 сентября. 66. Приложение «Д» к журналам заседаний VI отдела. Предположение Казанского епархиального начальства по вопросам противомусульманской и противоязыческой миссии//Прибавления к Церковным ведомостям. — 1906. — 17. — С. 1988. 67. Программа для производства испытаний по Духовному Ведомству на звание учителя или учительницы одноклассных ЦПШ//Церковные ведомости. — 1899. — 18. 68. Программа Чрезвычайного Епархиального съезда в Харькове 13 мая 1917 г.//ГАХО. — Ф. 40. — Оп. 101, Д. 1014. 69. Разнообразие местных условий, при которых совершается религиозно-просветительная деятельность Церкви//Прибавления к Церковным ведомостям. — 1912. — 4. 70.  Рачинский С. А.  Сельская школа. — М.: Наука, 1991. 71. Сборник циркулярных указов Св. Синода с 1887 по 1913 гг. — [Б.м., б.г.] — Машинопись. (Б-ка МДА). — 349 с. 72.  Скворцов В.  К предстоящему всероссийскому миссионерскому съезду//Миссионерское обозрение. — 1897. — Кн. 1. — С. 348, 350. 73. Состояние отечественной Церкви за 1908—1909 гг.//Миссионерское обозрение. — 1912. — 3. 74. Справка, когда и где впервые учреждена должность епархиального миссионера//Миссионерское обозрение. — 1898. — 2. 75. Устав миссионерских кружков ревнителей православия (для Тверской епархии). — Тверь, 1911. 76. Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала: Люди, события, судьбы открывают славную и скорбную историю народа в XX веке. Из прошлого в будущее. — СПб., 2005. 77. Церковные ведомости. — 1911. — 19 ноября. 78. Церковь в истории России: Критические очерки « Отв. ред. Н. А. Смирнов. — М.: Наука, 1967.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр. – Сергеева Лавра, 1966. Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50–70-х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. Шабатин И. Н., проф. Русско-Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якишч Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX векеСб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д-р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//" Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа-ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку«//»Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович-Иакшич Лйубомир, д-р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе. Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон-ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д-р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

архимандрита Никанора (Троицкого) (1905–26.4.1996), священник, иеромонах, служил в Синодальном приходе (1952–1981). (1925–30.10.2004), помощник настоятеля Синодального прихода (1957–1963) (в сане иеромонаха). (1896–11.7.1993), временами служил в Патриаршем приходе в 1959–1964 гг. архимандрита Корнилия (Фристедта) (1902–1.11.1982), помощник настоятеля Патриаршего прихода (1959–1960) (в сане иеромонаха). архимандрита Варнавы (Бертона) (1915–14.3.1996), временами служил в Патриаршем приходе в 1960-х и 70-х гг. протопресвитера Павла Адамантова (1871–1.9.1960), служил в Успенской церкви в сане диакона (1915–1918). игумена Иоанна (Ястрембского) (?-после 1751), 2й священник Успенской церкви (в сане иеромонаха) (1739–1740). протоиерея Константина Веселовского (1850–1927); псаломщик (с 1875), диакон (1921), священник (1921); помощник настоятеля (1921–1927). (1894–20.8.1980), помощник настоятеля Синодального прихода (1948–1951). протоиерея Александра Туринцева (1896–25.12.1984), служил в Патриаршем приходе в 1950 г. протоиерея Георгия Шереметева (1887–12.5.1971), помощник настоятеля Синодального прихода (1952–1967). протоиерея Сергия Гаккеля (1931–9.2.2005), временами служил в Патриаршем приходе с60-хгодов. иеромонаха Геннадия Греческие иеромонахи-святогорцы, служившие в Успенской церкви иеромонаха Иеремии после кончины священника Стефана Ивановского (1765–1766). иеромонаха Нифонта Иеромонах из Парижа, служил в Успенской церкви во время болезни и после кончины протоиерея Якова Смирнова (1837–1842). иерея Владимира Дилигенского (1879– ?), помощник настоятеля (1920–1921). иерея Николая Преображенского (1873–28.12.1917), в сане диакона (1898–1908). иерея Иоанна Строковского (1882-?), в сане диакона (1908–1914). диакона Иоанна Сперанского (1825-?), диакон (1875–1898). О упокоении Церковнослужителей Русской Успенской церкви в Лондоне Алексия Василия Николая Иоанна Феодора Константина Николая Алексия Николая Кирилла Владимира Иоанна Леонтия Константина Михаила Николая Максима Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ Андреевич Сайко (янв. 1887, с. Даничев Ровенского у. Волынской губ.- 5.05.1967, ст. Снежетьская Брянской обл.), юрод. Отец А., отставной военный, служил управляющим имением, затем вахмистром, был убит в 1914 г., мать умерла в 1899 г. В семье кроме А. было 2 брата и 5 сестер, одна из к-рых приняла монашество. А. окончил школу солдатских детей Уланского Его Императорского Величества полка в Варшаве, затем Варшавскую консерваторию. После завершения образования А. стал пехотинцем ополчения и, вероятно в русско-япон. войну, чудесным образом спасся от гибели. В 1910-1912 гг. А. служил стражником при канцелярии исправника в Луцком уездном управлении, в 1913-1915 гг.- писцом в Прилуках, в 1916 г.- помощником нотариуса в Сумах, в 1917 г.- нотариальным клерком в Ровно. После Февральской революции 1917 г. А. вернулся на Волынь, где жили его сестры, и в течение 2 лет занимался хозяйством в родном и соседних селах. В 1919 г. был арестован и отправлен в Орловский концлагерь принудительных работ 1, после освобождения зимой 1920/21 г. остался в Орле, поселился на колокольне Богоявленского храма и принял подвиг юродства. Свящ. орловского в честь Введения во храм Пресв. Богородицы жен. мон-ря Всеволод Ковригин, познакомившись с А., благословил одинокой верующей женщине Марфе приютить у себя блаженного. По воспоминаниям М. Н. Кирилловой, А. был тогда высок, плечист, лицо одухотворенное, с черной окладистой бородой, глаза большие, серые, проницательные. Шею юродивый повязывал полотенцем, нательный крест носил поверх одежды, иногда на шею вешал будильник, а в картуз втыкал перья. А. непрестанно подбирал с земли спички, обрывки газет и т. п., исполняя т. о. поклоны, к-рые в церкви, на людях, не делал. Обладал тонким музыкальным слухом и хорошим голосом, играл на мн. муз. инструментах, предпочитая скрипку. Прозорливость А. была необычайна: он знал невысказанные мысли людей, скрываемые поступки. Блаженный обличал грехи иносказательно, часто приходил в дома, чтобы предостеречь от беды или греха, предсказал свое заключение и кончину.

http://pravenc.ru/text/76876.html

2050 . Politis N. G. Μρκου φσου το Εγενικο Εχ περιεκτικ ες τν Ζωοποιν Τριδα//EEBS 1966–1967. 35. 223–226. 2051 . Pétridès S. Le synaxaire de Marc d’Éphèse//ROC 1910. 2:5(15). 97–107. 2052 . Schmemann Α. γιος Μρκος Εγενικς//GP 1951. 24. 34–43, 230–241. 2053 . Tsirpanlis С. N. Mark Eugenicus and the Council of Florence. A historical re-evaluation of his personality (1391–1445). Diss. Ν. Y. 1973. Thessalonica; Ann Arbor 1974. 3 N. Y. 1986. Rexine J. E.//GOTR 1976 (Fall). 21:3. 313–315. 2054 . Tsirpanlis C. N. Mark Eugenicus and the Council of Florencë a historical re-evaluation of his personality (1391–1455)//Dissertation Abstracts International – Ä The Humanities and Social Sciences. 1974. 34:8. 5044–5045. 2055 . Tsirpanlis C. N. The career and political views of Marcus Eugenicus//Byz 1974. 44. 449–457. 2056 . Tsirpanlis C. N. Mark Eugenicus on Purgatorium//BSI 1976. 37:2. 194–200. 2057 . Vasileiadis Ν. Μ ρκος Εγενικς κα νωσις τν κκλησιν. θναι 1972. Cavamos J.//GOTR 1984. 29:2. 209. 2058 . Vlastos Κ. Δοκμιον στορικν περ το σχσματος τς δυτικς κκλησας π τς ρθοδξου νατολικς... το βου το ν γοις πατρς μν Μρκου ρχιεπισκπου φσου το Εγενικο. θναι 2 1896. [ 1 1887 под другим назв., переизд. в третий раз опять под новым титулом в Афинах после 1970 г.]. Виссарион Никейский (loannes Bessarion) CSGL 04491; PG 161; PMA; RF 2. 527–528; TLG 3229; Beck 767–769; DHGE 8, 1196–1199; PLP 2707 Ок. 1399–1472. Ученик Георгия Хрисококка, Иоанна Хортасмена и Георгия Гемиста Плифона, гуманист. Греческий митрополит Никейский (потом Фиванский), затем (с 1439) латинский кардинал и епископ. Адресат Геннадия Схолария , Феодора Газы, Георгия Амируци. Сторонник унии. Сочинения Риторические, религ.-богосл. (Опровержение на «Против Векка» Паламы, Об унии, О Св. Духе, Против Плануда, О Евхаристии и др.), филос. (Против Плифона, Против клеветника Платона, схолии к Аристотелю и др.), речи и письма на лат. 2059 . Quae hoc in volumine tractantur. Bessarionis cardinalis Niceni... in calumniatore Platonis libri quator ...: Eiusdem correctio librorum Platonis de legibus Georgio Trapezuntio interprete ... Eiusdem de natura & arte aduersus eundem Trapezuntium ... Eiusdem Metaphysicorum Aristotelis XIIII librorum translatio. Theophrasti Meta-physicorum lib. I.... – [S.I.]: [s.n.], (Venetiis: in aedibus Aldi Manutü, et Andreae soceri). – 116, 55,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Эта поездка в Саратов осталась для нас незабываемой. Фамилию, по желанию автора, редакция не раскрывает. Архиепископ Иов (Кресович; 1898–1978) — потомственный священник; овдовев, принял монашество, с 1942 г. — архиереи, с 1953 г. — епископ Казанский. Славился даром красноречия. Архиепископ Сергий (Ларин; 1908–1967), в монашестве с 1933 с марта по август 1944 г. — священник Ильинской Церкви г. Загорска, затем — епископ Кировоградский. С февраля 1954 г. — епископ Астраханский и Сталинградский. Мой " curriculum vitae " Я происхожу из духовного звания, сын священника. Место моего рождения — г. Оренбург, ныне Чкаловск. Родился я 8 июля 1887 года. В 1890 году отец мой перешел на службу из Оренбургской епархии в Вятскую, и я вместе с ним переехал на жительство в самый город Вятку. Из-за сильной болезни ног, временно парализованных, ход моего образования затормозился. В вятскую начальную школу я смог поступить только в 1897 году и окончил ее в 1900 году. Затем, по обыкновению прочих детей духовенства, я последовательно прошел Духовное училище и в 1905 году поступил в Вятскую духовную семинарию.В бытность мою учеником 2-го класса семинарии болезнь ног возобновилась у меня в самой острой форме и на целое пятилетие задержала мое естественное движение по учебной линии. Лишь в 1916 году я наконец окончил курс семинарского учения и на казенный счет был направлен Вятской семинарией в Казанскую духовную академию для продолжения образования.1917 год был годом революции, в который Казанская академия перестала функционировать. Тогда, воспользовавшись приглашением московского викария, епископа Сильвестра, я переехал в Москву и поступил в братство московского Покровского монастыря. Здесь же принял иноческий постриг и на протяжении 1917 [ 2 ] года постепенно был возведен в сан иеродиакона и иеромонаха.Одновременно для меня явилась возможность продолжать образование в Московской духовной академии. Последняя с 1917 года ютилась в московском Народном доме, что в Лиховом переулке. Окончание мною академии падает на 1920 год.Моя кандидатская работа была написана по патрологии на тему " Преподобный Григорий Синаит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1023...

18 Митрополит Евлогий (Василий Семенович Георгиевский) (1868–1946), сын деревенского священника, был в 1903 г. хиротонисан во епископа Люблинского, в 1905 г. стал епископом Холмским и Люблинским, в 1914 г. – архиепископом Волынским и Житомирским. Он был избран депутатом в II и III Государственную Думу. В 1911–1912 гг. был членом Св. Синода, в 1917–1918 гг. ответственно участвовал в работах Московского Поместного Собора. В 1921 г. архиепископ Евлогий был назначен управляющим Русскими православными приходами и возведен в сан митрополита патриархом Тихоном. В 1927 г. митр. Евлогий порвал с Синодом Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) из- за спора о подчинении германских приходов. В 1930 г., по причине отказа прекратить свое участие в собраниях в защиту гонимой Русской Церкви, он был отрешен от должности и запрещен в церковнослужении митр. Сергием. В 1931 г. был принят по своей просьбе в юрисдикцию Константинопольского патриархата. 19 Владимир Модестович Волков (1887–1937), офицер, инженер и журналист. Участник Первой мировой и Гражданской войн. В эмиграции в Югославии, затем во Франции. 21 Архимандрит Стефан (Леонид Михайлович Светозаров) (1890–1969), окончил Св.-Сергиевский богословский институт, пострижен в монашество и рукоположен в 1930 г. С 1931 по 1936 гг. был помощником настоятеля Трехсвятительского храма на ул. Петель, с 1935 по 1945 гг. настоятелем Св.-Троицкой церкви в Ванв, с 1945 по 1947 гг. настоятелем храма на ул. Петель. Вернулся в СССР в 1947 г. 22 Евграф Евграфович Ковалевский (1905–1970), младший брат П.Е. Ковалевского, был рукоположен во иерея в 1937 г. в храме на ул. Петель. С 1940 по 1944 гг. – французский военнопленный в Германии. После войны о. Евграф был активным борцом за создание французского православия, укорененного в местных церковных традициях. В 1964 г. он был хиротонисан во епископа Иоанна Сен- Денисского и в 1967 г. возглавил особую, не признанную Вселенским православием, Католическо-православную Церковь Франции (ECOF). 23 Мария Ивановна Отман-де-Вилье, ур. Зилоти (?–1944), известная православная деятельница и благотворительница.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Выработка подходов к устранению недостатков в духовном просвещении иноков и разработка программы преобразования миссионерской деятельности монастырей. В основу работы съезда (в части миссионерского служения обителей) были положены миссионерские аспекты Постановления Всероссийского монашеского съезда 1909 г. Всероссийский Православный Поместный Собор 1917–1918 гг. В трех сессиях, с 15 августа 1917 г. по 7(20) апреля 1918 г., когда работа Собора была вынуждено прервана. Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, Московский епархиальный дом. 575 чел. (по данным На первой сессии: Почетный председатель –митр. Киевский Сщмч. Владимир (Богоявленский) , Председатель – митр. Московский Тихон (Беллавин); председательствовал на заседаниях митр. Новгородский Арсений (Стадницкий) . В дальнейшем – Св Патриарх свт Тихон (Беллавин). Найти формы и методы развития миссии Церкви, адекватные вызовам новейшего времени, разработать новую методику миссионерской работы в монастырях и на приходах, на всех уровнях миссионерского служения. Ключевую роль в миссионерских вопросах работы Собора сыграл Председатель Соборного отдела о внешней и внутренней миссии, Председатель Миссионерского Совета при Св Синоде, митр. Тифлисский и Бакинский, Экзарх Кавказский Платон (Рождественский). Источник: составлено автором по данным источников и литературы, приведенных в библиографическом списке Настоящее издание может быть использовано в качестве дополнительного материала для самостоятельной и научной работы студентов, аспирантов и преподавателей по специальностям «Религиоведение» и «Теология», а также слушателей программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации по направлениям «Теология» и «Миссиология», как в церковных (духовных), так и в светских высших учебных заведениях. 1 Яковлев Александр Николаевич (1923-†2005), советский, а затем российский партийно-политический деятель, доктор исторических наук (1967), действительный член (академик) Российской Академии Наук (1990). Один из ведущих идеологов «перестройки», приведшей к развалу СССР, в итоге – к современному положению и состоянию Российской Федерации. В 1986–1990 гг. был членом и секретарем Центрального комитета КПСС, в 1987–1990 гг. – секретарь и член Политбюро ЦК КПСС (высшего партийного органа). В 1991 г. вышел из состава членов КПСС по собственному желанию. В конце 1992 г. в качестве Председателя возглавил Комиссию при президенте РФ (Ельцине Б.Н.) по реабилитации жертв политических репрессий. В период 1995–2000 гг. организовал и возглавлял «Российскую партию социальной демократии» (РПСД).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010