А.М. Смулов Глава I. Всероссийские миссионерские съезды 1887–1917 гг. 1.1. Первый Всероссийский миссионерский съезд (1887 г.) Первый миссионерский съезд проходил в период с 29 июня по 13 июля 1887 г. в Московском Никольском единоверческом монастыре. На съезде собрались представители 34 епархий общей численностью в 64 чел. 5 с. 488] (см. Приложение 1). Председателем съезда был, известный миссионер 6 , присоединившийся к Православной Церкви в 1868 г. из беспоповского согласия, настоятель монастыря архим. Павел Прусский (Леднев, †1895) с. 488]. Главным результатом съезда следует считать формулирование правил ведения внутренней миссии («Правила об устройстве миссии и о способе действий миссионеров и пастырей церкви по отношению к раскольникам и сектантам»), выраженных в постановлениях съезда. Правила определяли как характер миссионерского делания в целом, так и конкретные формы и методы (приемы) его реализации в епархиях, где присутствовали раскольники и сектанты. Решения съезда утверждались и вводились в жизнь Церкви определениями Святейшего Синода. Важнейшим из таких Определений, принятых по итогам I съезда, стало Определение Святейшаго Синода от 25 мая 1888 г., за «По отчету о занятиях бывшего в 1887 году в Москве съезда противораскольнических миссионеров» Рассмотрим это Определение более подробно. Св Синод «нашел, что некоторые из постановлений, начертанных съездом, могут быть обращены в руководстенные правила об устройстве миссии и о способах действий миссионеров и пастырей по отношению к раскольниками и сектантам» с. 1070] и постановил выделить их в отдельные правила для «всеобщаго руководства и повсеместнаго применения по епархиям». Найдя полезным и соответствующим целям миссии, Св Синод также принял и определил к опубликованию, составленное съездом под руководством его Председателя архим. Павла Прусского , «Слово к глаголемым старообрядцам от православных миссионеров, собравшихся в Богоспасаемый град Москву из разных мест» [на церковно-слявянском языке см. 105, c. 1083–1092] (на русском языке см. Приложение 1).

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

В.Березин, В.Добронравов Безприходные гор. Шуи церкви Александро-Невская, что при Духовном Училище Церковь во имя Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, зданием каменная, построена при Духовном Училище в 1884 году тщанием и иждивением шуйского потом. поч. гражданина Василия Киприановича Рубачева. При церкви колокольня каменная же, построена в 1895 году шуйским купцом Ф. И. Гундориным. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из священных предметов изяществом работы и ценностию отличаются: 1. Богослужебные сосуды, сребропозлащенные, весом 5 фун. 24 зол. Цена 299 руб. 25 коп. 2. Пятиглавый ковчег, сребропозлащенный, чеканной работы; весу в нем 4 фун. 89 зол.; цена ему 280 руб. 85 коп. 3. Евангелие в лист в сребропозлащенном окладе. 4. Плащаница, шитая золотом и серебром по малиновому бархату; цена – 240 рублей. При церкви состоит один священник, который за отправление церковных служб получает от уездного духовенства 100 руб. в год. Опись церковного имущества составлена в 1885 году, – хранится в церкви. Алексиевская церковь, что при Богоугодных заведениях Церковь в честь Св. Алексия человека Божия, зданием каменная с таковою же колокольнею, первоначально построена в 1887 году усердием г. Иваново-Вознесенска 1-й гильдии купца Авксентия Никаноровича Новикова. Престол в церкви один. Св. иконами, утварью, ризницею и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Копии метрических книг с 1887 года и исповедные росписи с 1888 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1887 году и также хранится в церкви. При церкви находится один священник, который живет в земском доме; жалованья от земства получает 180 руб., столовых 120 руб. и дохода от служб и требоисправлений до 160 рублей в год. Никольская, что при Тюремном замке, церковь Церковь Святителя и Чудотворца Николая, зданием каменная, сооружена и освящена в 1872 году. Устроена на средства доброхотных дателей, благодаря стараниям шуйского купца Ильи Сергеевича Гундобина. В 1887 году при церкви построена каменная же колокольня, вместо бывшей деревянной.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

М. род. в семье известного педагога, директора 4-й московской гимназии Александра Григорьевича Новосёлова (1834-1887) и Капитолины Михайловны (урожд. Зашигранской; † 1918). Оба деда М. были священниками. М. окончил с золотой медалью 4-ю московскую гимназию (1874-1882), обучался на историко-филологическом фак-те Московского ун-та (1882-1886). В 1886-1887 гг. преподавал древние языки в женской классической гимназии С. Н. Фишер. Большое влияние на М. в молодые годы оказал Л. Н. Толстой , юноша стал ревностным адептом религ. учения писателя. Отец М. был хорошо знаком с Толстым, и, очевидно, это знакомство унаследовал М. Окончив университет, М. решил стать врачом, для чего ему нужно было учиться на медицинском фак-те еще 5 лет. Этим планам воспрепятствовал отец, к-рый хотел видеть сына преподавателем древних языков. Компромиссным решением стало поступление М. на работу в учительскую семинарию. В ожидании назначения М. уехал в деревню, где преподавал в сельской школе и размышлял о целях своей педагогической деятельности. Здесь 9 окт. 1886 г. М. написал 1-е письмо Толстому: «Мне хотелось бы, чтобы прошлая жизнь человечества дала юношам понятие о людях и их поступках со стороны их приближения или удаления от учения Христова. Может быть, мысль эта покажется Вам странной и наивной, но я серьезно остановился на ней и пока не вижу ничего, чем бы мог заменить ее» (Письма М. А. Новоселова к Л. Н. Толстому. 1994. С. 383). К школьным занятиям М. присоединялась и физическая работа: «В это время я пахал, копал картофель, рубил капусту, ворошил масло, возил дрова,- все это, конечно, не в таких размерах, какие желательны» (Там же. С. 384). После вскоре последовавшей смерти отца М. решил жить по заветам Толстого на земле трудом своих рук, обсуждал в кругу единомышленников планы по устройству земледельческих поселений интеллигентной молодежи. В 1887 г. М. размножил на гектографе рукописную брошюру Толстого «Николай Палкин». Результатом этого стал обыск на квартире М. и заключение его в тюрьму. Лишь вмешательство писателя избавило М. от ссылки в Сибирь. Толстой лично явился к начальнику московского жандармского управления и заявил ему, что наказать следует прежде всего автора брошюры. На это генерал ответил: «Граф! Слава Ваша слишком велика, чтобы наши тюрьмы могли ее вместить». В нач. февр. 1888 г. М. был освобожден под гласный надзор полиции с запрещением проживать в столицах. Это подтолкнуло его в том же году купить землю в с. Дугине Тверской губ., где он создал одну из первых толстовских земледельческих общин. Просуществовав ок. 2 лет, она распалась, как и др. толстовские общины.

http://pravenc.ru/text/2563592.html

Димитракопулос Софоклис Писательские труды Первый биограф Нектария Пентапольского монах Авимелех рассказывает, как тот в детстве, читая наизусть 50-й псалом «Помилуй мя, Боже», останавливался на стихе Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся и многократно повторял ero. В предисловии к своей книге «Сокровищница духовных и любомудрых речений» (1895) сам святой отмечает, что имел «пламенное желание сообщать полезные знания». А вот фрагменты его писем отцам Ватопедского монастыря: «Движимые духовной ревностью, согревающей наше сердце, мы, дабы принести пользу, как и подобает, христоименной полноте Церкви... издаем все, что способно, по нашему разумению, содействовать утверждению верующих в их убеждениях и преуспеянию в добродетели... О необходимости этого свидетельствует едва ли не повсеместная шаткость религиозных понятий в тех, кто увлечен всеобщей ложью, отрицает бессмертие, а также само существование души и небрежет о ней. Весьма печалясь о таковых, мы возжелали сим делом укрепить поколебленные убеждения верующих... Величайшая для меня награда и радость – трудиться на пользу братий моих и для славы Божией... Не смутимся и не отступим, но, исполненные упования на Бога, потрудимся ради Церкви и полноты ее». К осуществлению этого замысла святой приступил, как мы помним, еще юношей в Константинополе, когда записывал на рассылаемых повсюду табачных обертках тексты Священного Писания и изречения древних философов, чтобы доставить пользу получателям, пусть немногим. Настоящие же духовно-писательские труды его начались с 1885 года в Афинах. Еще иеродиаконом и выпускником богословского факультета университета он в феврале-марте этого года 292 выпустил книгу «Десять проповедей на Великую Четыредесятницу». Затем, уже по переезде в Египет, последовали новые проповеди и богословские сочинения, опубликованные в Каире и Александрии: «Слово на первое воскресенье Великой Четыредесятницы, произнесенное в храме Святого Николая, что в Каире» (Александрия, 1886), «Две проповеди. На Неделю Православия, или О вере. Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1887), «Слово об исповеди» (Каир, 1887), «О священных Соборах и в особенности о важнейших первых двух Соборах Вселенских» (Александрия, 1888), «О наших обязанностях пред святым алтарем» (Каир, 1888), «Об Откровении Божием в мире, или О чудесах» (Каир, 1889; отдельное издание), «Слово на праздник Трех Святителей, произнесенное в женской гимназии Ахиллопулоса» (Александрия, 1889) и «Слово о приступании к святому алтарю» (Александрия, 1889). В 1890 году по инициативе владыки Нектария и под его редакцией издается труд архиепископа Евгения Вулгариса «Начертание о веротерпимости». Тогда же возник замысел, а возможно, и текст сочинения, которое, по преданию, было завершено на Эгине, а много позже напечатано в Афинах под названием «Божественная литургия святого славного апостола и евангелиста Марка» (1955) 293 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Журнал « Братское слово » был посвящён изучению церковного раскола и разрешён к изданию указом Святейшего Правительствующего Синода Русской православной церкви совету братства святого митрополита Петра в городе Москве; выпускался под редакцией секретаря Николая Ивановича Субботина . Данное печатное периодическое издание выходило с 1875 по 1876 год четыре раза в год; в 1876 году выпуск «Братского слова» временно прекратился. Семь лет спустя, в 1883 году, выпуск издания. При «Братском слове» издавались «Материалы для истории раскола за первое время его существования», которые будущий академик Украинской академии наук Н. П. Василенко охарактеризовал как «в высшей степени ценные сборники». Журнал, прекратил своё существование в 1899 году. Указатель к «Братскому слову» за 15 лет существования Архивы журнала «Братское слово»: 1875. 1–2 1875. 3–4 1875. Критические заметки о 1 книжке Братское слово (ХЧ 1875. Критические заметки о 2 и 3 книжках братского слова (ХЧ 1876. т. 1 1876. 3–4 1883 г. 1884. т. 1 1884. т. 2 1885. т. 1 1885. т. 2 1886. т. 1 1886. т. 2 1887. т. 1 1887. т. 2 1888. т. 1 1888. т. 2 1889. т. 1 1889. т. 2 1890. т. 1 1890. т. 2 1890. 15–16 1890. 18–20 1890. 8–9 1891. 11–12 1891. 13–14 1891. 13 1891. 15–17 1891. 19 1891. 8–9 1891. т. 2 1892. 1 1892. 2 1892. 3 1892. 7 1892. т. 1 1893. т. 1 1893. т. 2 1894. т. 1 1894. т. 2 1895. т. 1 1895. т. 2 1897. т. 1 1897. т. 2 1898. т. 1 1898. 5 1899 Содержание 1875 3–4 Книга 3 Отдел 1. Из материалов для истории раскола в начале XVIII столетия: Иеросхимонаха Иоанна, основателя Саровской пустыни, сказание об обращении раскольников заволжских. 1700–1705 г. С. 12–207. Отдел 2. Опыт сличения церковных чинопоследований по изложению церковно-богослужебных книг московской печати, изданных первыми пятью российскими патриархами. Иеромонах Филарет (окончание). С.208–230. О просфорах на проскомидии. Свидетельства древле-письменных и древле-печатных книг. Его же. С.231–253. Отдел 3. Записка игумена Павла о трех беседах с беспоповскими наставниками, происходивших в городе Режицах 26, 27 и 28 февраля 1875 года. С.254–315.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРЬКИЙ Максим (наст. имя Алексей Максимович Пешков) (16.03.1868, Н. Новгород - 18.06.1936, Горки, под Москвой), писатель, драматург, общественный деятель. Род. в семье столяра-краснодеревщика, рано лишился родителей, воспитывался у деда, владельца красильной фабрики. В 6 лет освоил церковнослав. грамоту по Псалтири и Часослову, полюбил духовные стихи, к-рые рассказывала бабушка. Учился в 1876 г. в Ильинском (Ямском) уч-ще, в 1877-1879 гг. в Нижегородском слободском Кунавинском начальном уч-ще, где обратил на себя внимание Нижегородского еп. Хрисанфа (Ретивцева) , похвалившего его за хорошее знание Псалтири и житий святых. Не окончил уч-ще, т. к. семья разорилась, был отдан «в люди», служил у разных лиц, в т. ч. в иконной лавке и иконописной мастерской И. Я. Салабановой. В 1885-1887 гг. в Казани работал пекарем, познакомился с оппозиционно настроенными студентами, народниками и марксистами, посещал кружки самообразования, читал и распространял подпольную лит-ру. В результате духовного кризиса, ощутив «усталость души, едкую плесень в сердце» (ПСС. Т. 16. С. 80), 12 дек. 1887 г. попытался покончить с собой, выстрелив в грудь из пистолета. В предсмертной записке просил «взрезать» его останки, чтобы узнать, «какой черт» сидел в нем «за последнее время». Решением Казанской духовной консистории от 13 янв. 1888 г. за попытку самоубийства на Г. была наложена епитимия с отлучением от св. Таинств на 7 лет (по др. данным, на 4 года). Прот. Петропавловского собора Казани Петр Малов должен был провести с ним увещательную беседу, но юноша отказался, заявив, что «повесится на воротах монастырской ограды», если его не оставят в покое. М. Горький. Фотография. 1896 г. М. Горький. Фотография. 1896 г. В 1888 г., после неудачной попытки вести революционную пропаганду среди крестьян с. Красновидова под Казанью, странствовал по Моздокской степи. Вернулся в Н. Новгород, в 1889-1890 гг. работал письмоводителем, написал первое произведение - поэму «Песнь старого дуба», в к-рой заявил: «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться».

http://pravenc.ru/text/166283.html

Медвёдово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь в деревне Медведово была построена в 1772 году " тщанием помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой " . Имела три престола: главный - во имя Покрова Божией Матери, второй - во имя Святых князей Бориса и Глеба, третий - во имя Гурия, Симона и Марка. Имелось четыре колокола. На самом большом из них (весом в 19 пудов 17 фунтов) было отлито семь серафимов в ажурной сетке и три иконы - Спасителя, Богородицы и Великомученика Георгия. При церкви с 1892 года действовала церковно-приходская школа, для которой 1899 году на средства Святейшего Синода, прихожан и благотворителей было построено новое двухэтажное здание (в этом помещении и теперь располагается местная школа). В Псковской энциклопедии 2003 года выпуска значится, что церковь действующая. Но когда мы были там в 2006 году, она не производила впечатления действующего храма. Велись ремонтные работы. Окна были заколочены, внутри иконостас отсутствовал. Возможно иногда там проводились службы, с уверенностью утверждать не могу. Надеюсь, что на данный момент храм восстановлен и действует. Церковь построена в 1772 году на средства помещицы секунд-майорши Марфы Арбузовой. Здание церкви деревянное на каменном фундаменте. Рядом находилась деревянная колокольня, которая была соединена с церковью аркой. Престолов в церкви три: 1) главный - во имя Покрова Пресвятой Богородицы; 2) придельные: а) во имя Благоверных Великих Князей Бориса и Глеба; б) во имя Святых Мучеников Гурия, Самона и Авива. До 1876 года причт церкви состоял из следующих лиц: священник, дьячок и пономарь. По штату 1876 года в церкви служили один священник и один псаломщик. Ближайшие к ней церкви находились: в 2 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.); в 3 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Успенская села Лешее; в 6 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1887-1888 гг.) и в 7 верстах (по клировым ведомостям церкви за 1910, 1915 гг.) - Преображенская погоста Влицы; в 7 верстах Михаила Архангельская погоста Дуняни.

http://sobory.ru/article/?object=14830

Василий Михайлович (1.03.1862, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 1.06. 1926, Москва), прот., историк и теоретик рус. церковного пения, палеограф, композитор, педагог. Род. в семье сельского свящ. Михаила Александровича Металлова. Судьба М. складывалась непросто. Мать М. умерла, когда ему было 4 года, в 10 лет, после смерти отца, не осталось никого из родственников, кто мог бы позаботиться о нем. Оказавшись без попечения, М. в 1872 г. поступил на казенное содержание в Камышинское ДУ, в 1876 г.- в Саратовскую ДС, где он пел в хоре, самостоятельно научился играть на скрипке и фортепиано, изучал книги по теории музыки, начал сочинять светскую и духовную музыку. Окончив в 1882 г. семинарию по 1-му разряду (т. е. с отличием), продолжил обучение в МДА. В том же году он женился на дочери священника Павле Петровне Кортневой; несмотря на неустроенность и крайнюю нужду в первые годы совместной жизни, их брак был долгим и счастливым; у них родились 3 сына и 2 дочери. Из-за сложного материального положения в 1884 г., будучи на 3-м курсе МДА, М. был вынужден оставить обучение и поступить сельским священником в Саратовскую епархию. 10 сент. 1884 г. еп. Саратовский и Царицынский Павел (Вильчинский) рукоположил его во иерея ц. арх. Михаила с. Липовка Царицынского у. Здесь М. организовал муж. хор из прихожан, составлял для него переложения песнопений. В 1886 г., по его прошению, М. был переведен в Казанскую ц. с. Рыбинка Камышинского у., в 1887 г.- в Саратов, в ц. свт. Николая Саратовского исправительного арестантского отд-ния. Большое влияние на М. оказало знакомство (с июня 1887, по переписке) с проф. Московской консерватории прот. Д. В. Разумовским , основоположником рус. муз. медиевистики, создателем и руководителем кафедры истории церковного пения. М. просил прот. Д. Разумовского содействовать ему в получении диплома учителя пения или регента и разрешения на публикацию его муз. переложений. В Саратове М. продолжил делать переложения обиходных песнопений, написал ряд статей, посвященных истории рус. церковнопевч. искусства (см.: Саратовские ЕВ. 1888, 1890, 1891). В 1889-1893 гг. изд-вом попечительства над Саратовским исправительным отд-нием было напечатано 4 выпуска проповедей М. под заголовком «Из бесед с заключенными».

http://pravenc.ru/text/2563066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГРАФ Васильевич Еварестов (1.05.1858, с. Кирсановка Бугурусланского у. Самарской губ., ныне с. Кирсаново Пономарёвского р-на Оренбургской обл.- 4-8.12.1919, Уфа), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых), прот. Из семьи священника. Окончил Бугурусланское ДУ (1873) и Самарскую ДС (1879), преподавал в Самарском ДУ рус. и церковнослав. языки. В 1885 г. окончил КазДА со степенью кандидата богословия. 16 авг. того же года определен помощником инспектора Уфимской ДС. 24 мая 1887 г. Уфимским и Мензелинским еп. Дионисием (Хитровым) рукоположен во диакона, а 25 мая - во иерея к уфимскому кафедральному собору в честь Воскресения Христова. 30 янв. 1900 г. возведен в сан протоиерея. Е. был трудолюбив, обладал энциклопедическими знаниями, организаторским талантом, даром слова и умением вести полемику. Проповедовал слово Божие, вплоть до 1917 г. являлся благочинным кафедрального собора (с 1897) и домовых церквей Уфы (с 1902); цензором проповедей, «Уфимских ЕВ» и др. епархиальных изданий (с 1896); преподавал; неизменно избирался председателем созданной им эмеритальной кассы Уфимского епархиального ведомства (с 1893), делопроизводителем (с 1891), в 1900-х гг.- председателем епархиальных съездов духовенства. Продолжая педагогическую деятельность в Уфимской ДС, в 1887-1917 гг. состоял в должности преподавателя обличительного богословия, истории и обличения рус. раскола. Член правления Уфимской ДС от духовенства по педагогической и распорядительной части. В семинарии Е. исполнял обязанности инспектора (в 1891, 1894-1896), библиотекаря (до 1903) и ректора (1903-1905). Временно преподавал в ДС гомилетику, литургику и практическое руководство для пастырей. Кроме того, преподавал Закон Божий в землемерном училище Уфы. Епархиальный катехизатор (1888-1898), председатель уездного отделения Епархиального училищного совета (1889-1899), председатель Уфимского Епархиального училищного совета (1900-1905), председатель Епархиальной экзаменационной комиссии для ищущих священно- и церковнослужительских степеней (1906-1914).

http://pravenc.ru/text/187035.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАПАДОПУЛО-КЕРАМЕВС [Греч. Παπαδπουλος-Κεραμες] Афанасий Иванович (26.04.1856, Дракия, Фессалия - 18.10.1912, С.-Петербург), выдающийся рус. византинист, член имп. Палестинского православного общества (ИППО), почетный член Казанской и С.-Петербургской Духовных академий. Сын священника. П.-К. род. в фессалийском мест. Дракия, начальное образование получил в М. Азии, в Адрамиттии (ныне Эдермит) и Кидонии (ныне Айвалык), гимназическое - в Смирнской евангелической гимназии. Нек-рое время П.-К. посещал также нем. гимназию. П.-К., стесненный тяжелыми материальными обстоятельствами, не получил высшего образования, но занял в Смирне учительское место, в 1873 г.- должность библиотекаря и хранителя музея евангелической гимназии. Периодически совершал поездки в Лидию, Карию и Ликию, на о-ва Хиос и Лесбос и описывал хранившиеся там рукописи. В 1881 г. П.-К. был приглашен на должность секретаря Греческого филологического об-ва в К-поле (Стамбуле) и начал составлять каталог его рукописного собрания. В 1883 г. был командирован об-вом в Македонию и Фракию, на о-ва Эгейского м. и малоазийское побережье Чёрного м., где также описывал греч. рукописи. В 1884 г. принимал участие в работе 6-го Археологического съезда в Одессе, где познакомился с рус. византинистами А. С. Павловым , Ф. Е. Коршем, В. Г. Васильевским и др. По представлению московских ученых Московский ун-т присудил П.-К. в окт. 1887 г. ученую степень д-ра honoris causa эллинской словесности и греч. языка. В том же году П.-К. получил место секретаря при Иерусалимском патриархе Никодиме (1883-1890). В этом качестве он приступил к описанию рукописей Иерусалимской Патриархии и мон-рей Св. Креста и Саввы Освященного и убедил патриарха в необходимости хранения всех рукописей в одном месте - при Патриархии. В 1887-1888 гг. совместно с П.-К. в Иерусалиме работал А. А. Дмитриевский . Некоторое время в эти годы П.-К. провел также в Каире и Александрии.

http://pravenc.ru/text/2578913.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010