Так как г. Голубцов, по окончании академического курса, оставлен был при Академии заниматься археологией и литургикой, в надежде, что как один из отличных кандидатов прошлогоднего академического выпуска, он достаточно подготовит себя к занятию вакантной в нашей Академии кафедры по этой науке, то осмеливаюсь выразить мнение, что надежда эта оправдалась. Основываясь на отчете г. Голубцова, серьезном, основательном и свидетельствующем о зрелости взглядов автора, а равно основываясь на своих личных беседах с г. Голубцовым, которые мне нередко приходилось вести с ним в качестве временного преподавателя археологии и литургики, – нахожу, что он с успехом и достоинством может занимать кафедру церковной археологии и литургики в нашей Академии» (из «Журнал заседаний Совета Моск. д. Академии»). Заслушав этот отзыв, Совет Академии допустил Александра Петровича до чтения пробных лекций по кафедре церковной археологии и литургики (10 авг. 1887 г.). В начале сентября он прочитал две пробных лекции: 1) «О греческом иконописном подлиннике и 2) «Об обрядовой сто- —11— роне таинства елеосвящения», после чего был избран и. д. доцента (9 сентября 1887 года). С условием представить магистерскую диссертацию через два года, и приступил к чтению курса. Но читать ему на этот раз пришлось не долго. Вскоре, он простудился и заболел ларингитом и плевритом, перешедшими в легочную болезнь. В феврале 1888 года он вынужден был прекратить чтение лекций, изложивши студентам только «введение в науку и историю архитектуры древнехристианского и византийского храмов, с очерком их внутреннего расположения и убранства», и, по совету врачей, отправился для лечения в Крым. В Крыму Александр Петрович нисколько не поправился, только еще сильнее простудился, а на обратном пути заболел дизентерией. По возвращении из Крыма, 19 июля 1888 г. Александр Петрович перебрался с семьей в новую квартиру на Красюковку (которую не покидал до самой смерти) и снова приступил к чтению лекций в начале 1888–1889 учебного года. Но уже в январе 1889 года он обратился в Совет Академии с просьбой о пособии на лечение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вознесенская ц. на Байковом кладбище в Киеве. 1884–1888 гг. Фотография. 2011 г. Вознесенская ц. на Байковом кладбище в Киеве. 1884–1888 гг. Фотография. 2011 г. В 1880 г. Н. был впервые избран в число гласных городской думы, затем переизбирался во все последующие думы до 1910 г. Член городской управы, заведующий строительным отд-нием в 1881-1891 гг. С учреждением в февр. 1885 г. Киевского кредитного об-ва Н. был избран в его правление и в течение 25 лет состоял в нем на службе, являлся директором; построил для об-ва здание по ул. Институтской в формах неоренессанса, оформленное каннелированными пилястрами (не сохр.). Садовая комиссия, в которой председательствовал Н. (1887-1894), разработала в 1887 г. план благоустройства и озеленения города. Будучи членом-учредителем Киевского об-ва поощрения художеств (1890) (в него входили вице-губернатор А. П. Баумгартен, гр. П. Д. Бутурлин, П. О. Ковалевский, гр. А. И. Коновницын, В. Д. Орловский, Прахов и др.), Н. получил в нем должности секретаря и казначея. В нояб. 1892 г. был удостоен звания академика архитектуры «за известность и труды на художественно-архитектурном поприще». В янв. 1901 г. благодаря инициативе и трудам Н. в Киеве открылись классы, а в сент. того же года - среднее художественное уч-ще, директором к-рого он был до конца жизни; для него спроектировал здание (Бульварно-Кудрявская ул., 34; 1901-1902). Н. постоянно заботился о воспитанниках уч-ща, в их числе были буд. художники и скульпторы: А. П. Архипенко, М. А. Донцов, И. П. Кавалеридзе, А. Г. Петрицкий. После кончины Н. городская дума учредила в Киевском художественном уч-ще стипендию его имени. Н. активно занимался общественной и благотворительной деятельностью, входил в состав различных организаций, являлся соучредителем (1882) и 1-м председателем архитектурного отдела (с 1894) Киевского отд-ния Имп. Русского технического общества; основателем и председателем Русского литературно-артистического об-ва (1895-1904), для которого построил концертный зал (1896) и доходный дом (1900) (Рогнединская ул., 1/13); членом директората Киевского отд-ния Имп. Русского музыкального об-ва, членом Киевского об-ва древностей и искусств (основано в 1897), был одним из основателей Киевского музыкального уч-ща, попечителем Александровского уч-ща, членом Попечительства детских приютов и родильного приюта М. И. Терещенко; был избран делегатом II (1895) и III (1900) съездов рус. зодчих. Архитектурное бюро Н. находилось в спроектированном им и принадлежавшем ему особняке на Анненковской (ныне Лютеранской) ул., 10б (1888).

http://pravenc.ru/text/2565618.html

В позднейших произведениях Полонского явственно звучит религиозный мотив, если не как положительная уверенность, то как стремление и готовность к вере: «Блажен, кому дано два слуха — кто и церковный слышит звон, и слышит вещий голос Духа». Последнее собрание стихотворений Полонского достойно заканчивается правдивым поэтическим рассказом «Мечтатель», смысл которого в том, что поэтическая мечта рано умершего героя оказывается чем-то очень реальным. Независимо от стремления к положительной религии, Полонский в своих последних произведениях заглядывает в самые коренные вопросы бытия. Так, его поэтическому сознанию становится ясною тайна времени — та истина, что время не есть создание нового по существу содержания, а только перестановка в разные положени51 одного и того же существенного смысла жизни, который сам по себе есть вечность (стихотворение «Аллегория», яснее — в стихотворении «То в темную бездну, то в светлую бездну» и всего яснее и живее — в стихотворении «Детство нежное, пугливое»). Кроме больших и малых стихотворений Полонский написал несколько обширных романов в прозе: «Признания Сергея Чалыгина» (Спб., 1888), «Крутые горки» (Спб., 1888), «Дешевый город» (Спб., 1888), «Нечаянно» (Москва, 1844). Его юмористическая поэма «Собаки» издана в 1892 г. (Спб.). Сборники стихотворений Полонского: «Гаммы» (1844), «Стихотворения 1845 года» (1846), «Сазандар» (1849), «Несколько стихотворений» (1851), «Стихотворения» (1855), «Оттиски» (1860), «Кузнечик–Музыкант» (1863), «Разлад» (1866), «Снопы» (1871), «Озими» (1876), «На закате» (1881), «Стихотворения 1841 — 1885 гг.» (1885), «Вечерний звон» (1890). Полное собрание стихотворений Полонского издано в 1896 году в 5 томах. Собрание сочинений издано в 1869 году в 3 томах, в 1886 г. — в 10 т. Ср. о Полонском Белинский, «Сочин.» (т. X); Добролюбов (т. III); Эдельсон, в «Библиот. для чтения» (1864 г., 6); Арсеньев, «Крит, этюды» (т. 11); Страхов, в «Заре» (1871, 9); Кельсиев, в «Всем. Труде» (1868, 9); «Историч. Вестн.» (1887, 5); Вл. Соловьев, в «Ниве» (1896, 2 и 6); Я. П. Полонский, «Рецензент «Отеч. Записок» и ответ ему» (Спб., 1871, брошюрка); Евг. Гаршин, «Поэзия Я. П. Полонского» (Спб., 1887); Перцов, «Философские течения в русской поэзии».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

В марте 1891 г. к Чехову от имени издательства «Посредник» обратился И. И. Горбунов-Посадов. Его письмо положило начало взаимоотношениям с этим издательством, длившимся вплоть до заключения договора в 1899 г. с А. Ф. Марксом. Издательство «Посредник» было организовано в 1884 г. В. Г. Чертковым при ближайшем участии Л. Н. Толстого и задумывалось как издательство для народа. В несколько лет были выпущены по самой дешевой цене сотни тысяч экземпляров небольших книжек Толстого, В. М. Гаршина, Н. С. Лескова, Н. Н. Златовратского, П. В. Засодимского, В. Г. Короленко. Однако редакторы «Посредника», приспособляя текст своих изданий к пониманию читателя из народа, позволяли себе делать в произведениях сокращения, вносить изменения и т. п. Именно это привело позже к конфликту Чехова с «Посредником» (см. примечания к «Жене» в наст. томе и «Палате в т. VIII), хотя в целом он относился сочувственно к задачам и целям этого издательства. Из произведений настоящего тома «Посредником» были изданы «Именины», «Бабы», «Жена». В 1888–1891 годах продолжали выходить новые издания прежних сборников Чехова. В значительно переработанном виде вышли «Пестрые рассказы» (1891); появились четыре издания «В сумерках» (2-е – 1888, 3-е – 1889, 4-е – 1890, 5-е – 1891). В 1888 г. вышел новый сборник – «Рассказы», включивший произведения 1886–1888 годов: «Счастье», «Тиф», «Ванька», «Свирель», «Перекати-поле», «Задача», «Степь», «Тина», «Тайный советник», «Письмо», «Поцелуй». До 1891 г. книга выдержала пять изданий. В «Дешевой библиотеке» А. С. Суворина дважды (в 1889 и 1890) издавался сборник рассказов Чехова «Детвора» («Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома»). В 1890 г., также в издании Суворина, появился еще один новый сборник – «Хмурые люди» (с посвящением П. И. Чайковскому). Сюда вошли десять рассказов 1887–1889 годов («Почта», «Неприятность», «Володя», «Княгиня», «Беда», «Спать хочется», «Холодная кровь», «Скучная история», «Припадок», «Шампанское»). В том же году сборник был повторен, в 1891 г. – вышел третьим изданием. В конце 1891 г. отдельно была издана «Дуэль». Из произведений настоящего тома в сборники входили: «Степь» – в сборник «Рассказы»; «Неприятность», «Княгиня», «Спать хочется», «Скучная история», «Припадок» – в сборник «Хмурые люди»; «Бабы» и «Гусев» – в сборник «Палата (СПб., 1893).

http://predanie.ru/book/221178-rasskazy-...

1352 Речь идет о следующих трудах (указываем первые их издания): 1) Мелетий (Смотрицкий), архиеп. Грамматики Славенския правилное Синтагма. Евье, 16181619; 2) Ломоносов М. Российская грамматика. СПб., 1755; 3) Буслаев Ф. Опыт исторической грамматики русского языка. М., 1858. Ч. I–II. 1353 Имеются в виду исследования К. С. Аксакова «О русских глаголах» (М., 1855) и «Опыт русской грамматики» (М., 1860) и Н. П. Некрасова «О значении форм русского глагола» (СПб., 1865). Николай Петрович Некрасов (1828–1913) – видный славист, член-корреспондент ИАН (1890). 1357 Имеются в виду жена Я. К. Грота Наталья Петровна (ур. Семенова; 1825–1899) и, вероятно, его сыновья: философ Николай (1852–1899) и славист Константин (1853–1934). 1358 Консервативный публицист, издатель, литературный критик Михаил Никифорович Катков скончался 20 июля 1887 г. на 69-м году от рождения. 1365 «Московские ведомости» находились в непосредственном ведении Московского университета, у которого их арендовали редакторы (М. Н. Катков – в 1850–1855, 1863–1887 гг.; в 1863–1875 гг. – совместно с П. М. Леонтьевым). 1369 Братья Поляковы: Яков (1832–1909), Самуил (1837–1888) и Лазарь (1842–1914) Соломоновичи – железнодорожные подрядчики, предприниматели и банкиры; все трое стали потомственными дворянами и тайными советниками. Об А. Д. Мейне см. примеч. 40 на с. 163. О том же Гиляров писал 27 июля 1887 г. своему приятелю, видному чиновнику МНП И. П. Корнилову: «Поляковы хотят взять «Ведомости» в руки, подставив Мейна, бывшего Правителя дел канцелярии здешнего генерал-губернатора, недавно уволенного, говорят, по негласному Высочайшему повелению. Отношение Мейна к литературе определяется тем, что он управлял прежде московским отделением «Голоса " » (РНБ. Ф. 377. 592. Л. 1–1 об.). 1371 Речь идет о телеграмме «специального корреспондента «Голоса " » о реакции делегатов Пушкинского праздника на речь Каткова, произнесенную им 6 июня 1880 г. на торжественном обеде по поводу открытия памятника поэту, а также о последовавших затем публикациях этой либеральной газеты. В своей корреспонденции Мейн облыжно утверждал, что Каткову была якобы устроена общая обструкция, и так описывал его: «Тяжелое впечатление производит человек, переживающий свою казнь и думающий затрапезною речью искупить предательства двадцати лет!» (Голос. 1880. 7 июня. 157. С. 4). Все русские газеты осудили это лжесвидетельство, поскольку речь Каткова, призывавшего к примирению общественных сил, вызвала одобрение многих слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Gilyaro...

Но не повсягодно платятся мужики для того, что иногда два года, а иногда три не хлебородныя бывают от безмернаго наводнения проливных дождей. Еще принадлежат три двора прикладныя же (о сих дворах церковных был спор в 1766-м году с переметчиками, но Трибуналом утверждены дворы за церковию), на каждой месяц сбирается пожилых денег по три ланы по пяти чин серебра, что зделает на российскую монету 5 рублей 95 копеек. Итого в целой год 71 рубль 40 копеек. Сии сборныя деньги употребляются на строение и на починки церковныя, дворовыя и на раздачу новокрещеным христианам. В столичном китайском городе Пекине российскаго резидента не имеется (о чем Государственной иностранной коллегии известно), но вместо его российской архимандрит имеет сношение с Трибуналом, из котораго присудствующия также и из протчих коллегиев господа часто приезжают в российской посольской двор в высокоторжественныя дни и в господския праздники для смотрения церковной церемонии и украшения. Архимандрит для российской славы и радости трактует их трапезою на свой щет, а нужнейших особ для всяких случаев презентует российскими вещми. На таковые приемы и подарки расходится у архимандрита на каждой год не малая сумма, а особливо, что ныне в Пекине всякая всячина продается дорого. 28 Адоратский Н. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685–1745). Вып. 1. Казань. 1887. С. 108–109. 30 Адоратский Н. Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования. – Православный собеседник. 1887. 31 Адоратский Н. Об источниках истории Пекинской духовной миссии в первый и второй периоды ее деятельности. – Православный собеседник, 1888. 1. С. 148–156. 33 Адоратский Н. История Пекинской духовной миссии в первый период ее деятельности (1685–1745). Вып. 1. Казань. 1887. С. 10–11. 35 Архимандрит Софроний Грибовский. Уведомление о начале бытия россиян в Пейдзине. – Материалы для истории Российской духовной миссии в Пекине. Под ред. Н. И. Веселовского. Вып. 1. СПб. 1905. С. 28 (сноска 1). 43 Там же. 1755, д.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это обстоятельство задерживало работу Переводческой Комиссии, хотя с каждым годом магометанское влияние усиливалось среди вотяков. До открытия Переводческой Комиссии, Н.И. Ильминским напечатано на вотском языке 3 книги: 1 . Начальное учение Православной христианской веры. 1874 г. 2 . Главные церковные праздники. 1874 г. 3 . Букварь для крещеных вотяков. 1875 г. Переводы эти были сделаны на наречии, которым говорят вотяки Казанской губернии, сильно отатаренные, и поэтому эти переводы были мало понятны для вотяков других местностей. По учреждении Переводческой Комиссии в 1875 году до 1891– 92 года напечатано: 1 . Господа нашего Иисуса Христа Святое Евангелие от Матфея, 1 изд. 1877 года 1,200 экз. 2 . Требник, 1 издание 1882 г. 240 экз. 3 . Песнопения всенощного бдения и Божественной литургии, 1 издание 1887 г. 400 экз. 4 . Сокращенный молитвослов, 1 изд. 1887 г. 1,000 экз. 5 . Священная история В. и Н. Завета, 1 изд. 1887 г. 1,100 экз. 6 . Наставление христианское Св. Тихона, 1 издание 1878 г. 1,200 экз. 7 . Молитвенник, 1 изд. 1889 г. – 1,000 экз. 8 . Букварь для вотских детей 3 издания 1882, 1882 и 1888 гг., – всего 3,400 экз. 9 . Произведение народной словесности – обряды и поверий вотяков Казанской и Вятской губернии с русским переводом 1880 г. – 600 экз. С каждым новым изданием вотские переводы улучшались, но все-таки до последнего времени оставляли желать многого. Переводы составлялись различными сельскими учителями и священниками, но окончательно редактировались в Казанской Учительской Семинарии, при содействии воспитанников ее из вотяков. Большую помощь при этом Комиссия нашла в учителе Кузьме Андрееве, человеке редкого религиозного усердия и искренности. Кузьма Андреев, будучи почти самоучкой и почти вовсе не зная по-русски, под влиянием соседней миссионерской школы и чтения религиозных книг на татарском языке, который он знает как свой родной, в короткое время успел приобрести огромное нравственное влияние на окрестных вотяков; они, по его убеждениям, оставили празднование магометанской пятницы, стали праздновать воскресенье, соблюдать посты, перестали брить головы – одним словом, приняли христианские нравы; достиг этого Кузьма Андреев в течение 10 лет с весьма малыми средствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

к наказаниям в статьях 1690 и 1692 Уложения за подлоги определенным, на том же основании, как сие постановлено в статье 1571 13 (Ст. 1572 там же). е) Детей, имеющих гражданское совершеннолетие, т. е. 21 год, можно венчать и без согласия родителей, (п. 18 Инстр. благоч. 14 ср. ст. 65 Т. 1, ст. 221 Т. 10, ч. 1), если последние, злоупотребляя своей властью, не заботятся (174 ст. Т. 10, ч. 1) о браке их (Кормч. ч. 2 Град. Зак. грань 4, пунк. 12–15). Но и всем случае следует предварительно принять меры убеждения к тому, чтобы склонить родителей к согласию на брак их детей (там же, грань 4, п. 24); но в случае несогласия на вступление в брак детей одного из родителей, дело должно решиться по согласию отца, как главы семейства (107 ст. Т. 1, ч. 1, изд. 1887 г.). ж) В губерниях Черниговской и Полтавской, если отец или мать, имея в своем опекунском управлении имение, принадлежащее совершеннолетней дочери, будет препятствовать выходу ее в замужество, то ей предоставляется объявить о том в суде и с его разрешения вступить в брак. (Ст. 7 Т. 10, ч. 1, изд. 1887 года). з) Запрещается лицам, состоящим в службе, как военной, так и гражданской, вступать в брак без дозволения их начальств (пр. 40, 42 Василия Вел.), удостоверенного письменным свидетельством. (Ст. 9 там же). и) Кто из состоящих в государственной службе вступит в брак без дозволения своего начальства, тот за сие подвергается: строгому выговору, со внесением оного в послужной список. (Ст. 1565 Улож. о Наказ., изд. 1885 г.). 20 . Запрещается вступать в брак с безумными и сумасшедшими. (Ст. 5, Т. 10, ч. 1, изд. 1887 г.). В 1725 г. 18 Декабря в Московской Духовной Консистории производилось дело по челобитью жены, что ее муж, со времени венчания, 15 лет находится в безумстве. При следствии, произведенном Управлением Духовных дел, родители мужа, духовный отец и посторонние свидетели подтвердили слова жены и брак расторгнут, и жене дозволено вступить в новый брак. При решении сего дела Консистория применила по аналогии законы, касающиеся неспособности к брачному сожитию, вследствие мужского бессилия, к случаю безумия. (Крат. курс церков. права профес. И. С. Бердникова , стр. 126. Казань. 1888 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

В Казань Машанов вернулся в октябре 1887 г . За максимально короткие сроки он стремительно продвигается по служебной лестнице (от титулярного советника до статского советника). 17 ноября 1887 г. Машанов был удостоен Советом Казанской духовной академии звания экстраординарного профессора, 4 января 1888 г. утвержден в этом звании Синодом. Кроме того, он был награжден орденами Святого Станислава 3-й степени (1887 г.) и Святой Анны 3-й степени (1892 г.). В 1889 г . на заседании Совета Братства Святителя Гурия Машанов вновь избирается в состав Совета и на должность его делопроизводителя . В 1889–1916 гг. он преподает на двухгодичных миссионерских курсах при Казанской духовной академии. В 1889 г. Машанов совместно с другими профессорами академии ( Ф. Кургановым , В. Красносельцевым, В. Миротворцевым и др.) принимал участие в открытии при академии церковно-археологического и миссионерско-этнографического музея 14 . В 1892 г. Машанов становится к азначеем и заведующим делами комиссии по изданию «Миссионерского противому-сульманского сборника» . В этом же году на заседании Совета Братства Святителя Гурия М. А. Машанов избирается председателем Переводческой комиссии , которая занималась переводом и изданием книг как «религиозно-нравственного» содержания, так и «общепросветительного характера для крещеных инородцев и магометан». Создание Переводческой комиссии было связано, прежде всего, с активизацией татарской печати. Машанов также сотрудничал с Обществом археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Сведений о деятельности Машанова в данной организации очень мало, есть лишь некоторые указания. На заседании Совета Общества археологии, истории и этнографии, проходившем 17 марта 1906 г., Машанов был избран членом ревизионной комиссии. Сотрудничал он с Обществом до 1920 г. 14 мая 1896 г. Машанов был награжден орденом Святого Станислава 2-й степени «за особые заслуги и усердную службу» в честь «дня священного коронования их Императорского Величества», 6 мая 1902 г.– орденом Святой Анны 2-й степени, а 26 мая 1906 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Син. 18/25 мая 1890 г.) 435 . Первым твердым шагом к латеральному обеспечению церковно-приходских школ со стороны правительства было Высочайшее повеление, июля 2-го 1882 г., о перечислении с 1883 г. из сметы Министерства Народного Просвещения в смету Св. Синода 55,500 руб. «на выдачу пособий и вознаграждений духовенству и разным духовным учреждениям на устройство и содержание школ для народного образования». Назначение пособий и вознаграждений на счет означ. сумм производится С. Синодом 436 . В 1886 г. февраля 24-го на содержание церковно-приходских школ отпущено Св. Синоду из сумм Государственного Казначейства 120,000 руб. 437 . Такая же сумма передана Госуд. Казначейством Синоду и в 1887 г., причем Высочайше повелено открывать на нужды церковно-прих. школ по сметам Синода с 1888 г. особые кредиты, по 120,000 руб. в год 438 . Вследствие введения в 1889 г. в церковноучительских школах и курсах духовного ведомства преподавания сельского хозяйства, Министерство Госуд. имуществ, с Высочайшего разрешения 25 Апр. 1889 г., признало возможным оказать таковым заведениям денежное пособие, на первое время не свыше 1,200 руб. в год на каждое заведение, в котором окажется возможным ввести преподавание сельского хозяйства 439 . В 1894 г. февраля 18-го из сумм Государственного Казначейства отпущено Синоду 350,000 руб., в виде дополнительного пособия церковно-приходским школам 440 . Сверх пособий из казны цер.-прих. школы получают пособия и от земств. В Высочайше утвержденных 9 июня 1887 г. сметах земских повинностей на трехлетие с 1887/89 г. на содержание церк.-приход. школ в 13-ти неземских губерниях Европейской России назначено 122,000 руб. и в Сибири – 40,000 руб. в год, а всего 162,000 руб. 441 В 1890 г. на новое сметное трехлетие с 1890/92 г. на тот же предмет в тех же 13-ти неземских губерниях Европейской России отпущено 228,285 руб. 442 , и в Сибири 52,000 в год 443 . Наконец, в 1893 г. в последнее сметное трехлетие 1893/95 г. на содержание церковно-прих. школ и школ грамоты в тех же 13-ти неземских губерниях Европейской России отпущено из земских сборов сих губерний по 144,000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010