Семеновского полка, настоятель. Соч.: Законы жизни. I книга – Закон Божий и законы человеческие. II книга – Христос – основной закон. 68, 183, 201 Егоров Николай Михайлович; (1885 – ?). Родился в Санкт-Петербурге в семье владельца артели ломовых извозчиков. Окончил Высшую техническую школу в Кливленде. Профессор института инженеров путей сообщения. Преподавал на математическом факультете Петроградского университета и на Высших педагогических курсах. Помощник директора педагогического музея. С 1919 состоял в Александро-Невском братстве. Член правления Общества православных приходов Петрограда и губ. Арестован в июне 1922 в ходе судебного процесса по обвинению Петроградских священнослужителей и мирян в «сопротивлении изъятию церковных ценностей». 272, 273 Егорова Наталья – слушательница Высших Богословских курсов. 364 Егорова Татьяна Прокофьевна ; (ок. 1872 – ?) – слушательница Высших Богословских курсов. 357, 367 Ежов Николай Иванович ; (1895 – 4 февраля 1940) – советский партийный и государственный деятель, в 1936–1938 нарком Внутренних дел. 390 Екатерина, св. вмц; (? – нач. IV в.) 242 Елачич Николай Александрович; (1872 – 12 марта 1938). Окончил юридический факультет С.-Петербургского университета. Работал в Государственном казначействе. Секретарь правления Общества православных приходов Петрограда. Арестован в апреле 1922 по делу «о сопротивлении изъятию церковных ценностей». 5 июля 1922 приговорен к высшей мере наказания с заменой на 5 лет лишения свободы. Освобожден в ноябре 1923. Работал тапером в кинотеатрах Ленинграда. Вновь арестован в 1930. Приговорен 10 февраля 1932 по делу «Преображенского собора» к заключению в лагерь сроком на 5 лет. Позднее расстрелян. См.: Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Страницы из дневника. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. М.-СПб. 1994. Вып. 15. С. 605; 1998. Чельцов М. П., прот. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения... Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. Вып. 24. СПб. 1998. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Стемпковский Григорий Иванович. Член церковного совета, а затем староста Свято-Николаевского кафедрального собора в Харбине. Р. Б. Григорий Ушинский Григорий Анатольевич. Родился в Житомире в 1873 г. Церковный деятель в г. Тяньцзыне. Скончался здесь 06.10.1943 г. Р. Б. Димитрий Казаков Димитрий Иосифович. Родился в 1890 г. в Самаре. Военный врач в Первую мировую и Гражданскую войны. Эмигрировал в Шанхай в 1921 г. Основатель и председатель Русского православного братства в Шанхае. Инициатор строительства Богородицкого собора в Шанхае и сбора средств на его постройку. Издатель журнала «Благовест». Скончался 12.07.1943 г. в Шанхае. Р. Б. Димитрий Морозов Димитрий Яковлевич. Родился в 1914 г. в Пермской губернии. С 1920 г. жил в Харбине, где окончил гимназию и политехнический институт. Год занимался на богословских курсах. Инженер-электрик в г. Циндао. В 1951 г. уехал в Австралию, жил в г. Сиднее. Оказывал помощь женскому монастырю в Кентлине. Занимал должности старосты Свято-Владимирского храма и Архиерейской церкви в Крейдоне, заведующего свечным заводом в Кентлине. Певчий хора Архиерейской церкви. Скончался от сердечного приступа после продолжительной болезни 23.06.1993 г. в Сиднее. Р. Б. Димитрий Немчинов Димитрий Николаевич. Регент хора Покровской церкви г. Харбина. Р. Б. Димитрий Пантелеев Димитрий Петрович. Родился в 1885 г. С 1922 г. жил в Харбине, затем в Пекине. Секретарь Пекинской духовной миссии, редактор журнала «Китайский благовестник». Переехал в США. Скончался в 1950 г. в Сан-Франциско. Р. Б. Димитрий Попов Димитрий Яковлевич. Сын священника из Сибири. Регент Свято-Николаевского собора в Харбине. Секретарь попечительства о бедных духовного звания (1929 г.) В 1953 г. выехал из Харбина. Скончался на пароходе по пути из Китая в Америку. Погребен в море. Р. Б. Димитрий Усатов Димитрий Сергеевич. Родился в 1936 г. в Западном Китае в г. Чим Пан Зы, расположенном в долине Тянь-Шаня. Закончил здесь семь классов русской школы и бухгалтерские курсы. Работал в торговле. В 1965 г. переехал в Австралию. Работал сварщиком в Мельбурне. Член церковно-приходского совета в г. Данденонге, где возглавлял ревизионную комиссию, затем был секретарем. С 1994 г. – староста прихода. Скончался 26.10.1999 г. Р. Б. Диомид

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своих политических взглядах Демосфен был ярым противником македонской гегемонии над Элладой. Под именем Демосфена сохранилось 63 произведения, 40 из которых признаются подлинными. Они делятся на речи политические и судебные. Публикуемые ниже фрагменты некоторых речей Демосфена являются яркими свидетельствами тесных экономических и политических связей, существовавших между Афинами и Боспорским царством в середине IV в. до н. э. Издания: Demosthenis Orationes/Ed. S. H. Butcher et W. Rennie. Vol. Oxford, 1903–1931; Demosthenes. Private orations/Ed. A. T. Murray. Vol. I–VI. Cambridge (Mass.); London, 1954–1984. Переводы: Демосфен. Речи. В трех томах/Отв. ред. Е. С. Голубцова , Л. П. Маринович, Э. Д. Фролов. М., 1994–1996. Литература: Глускина 1994; Жебелев 1922; Радциг 1996; Cloché 1957; Jaeger 1939; Schaefer 1885–1887. ХХ. Речь против Лептина о беспошлинности 231 29.      Далее, судьи, в законе [Лептина] 232 ясно сказано, чтобы никто ни из граждан, ни из равнообязанных, ни из чужеземцев не был свободен [от государственных повинностей], но при этом не указано, от каких именно – хорегии 233 или какой-либо другой повинности 234 , а просто [сказано], чтобы никто не был свободен от повинностей, кроме потомков Гармодия и Аристогитона 235 ; и так как, с одной стороны, под словом «никто» [Лептин] разумеет всех прочих, а с другой стороны, говоря о «чужеземцах», не прибавляет определения «живущих в Аттике», то [этим] он и боспорского архонта Левкона 236 с детьми 237 лишает того дара, которым вы их наградили. (30) По происхождению Левкон, конечно, чужеземец, но по вашему постановлению – [афинский] гражданин. Но по этому закону ни первое, ни второе не дает ему права на свободу от повинностей. А между тем, если поразмыслите, то окажется, что он постоянно оказывает нам благодеяния; и [притом] такие, которые наиболее нужны нашему городу, тогда как каждый из других благодетелей был вам полезен лишь в течение некоторого времени. (31) Вы ведь, конечно, знаете, что к вам привозится хлеба гораздо более, чем ко всем другим. Хлеб, привозимый водою из Понта 238 , по количеству равняется всему, привозимому из прочих рынков 239 . И понятно: это происходит не только оттого, что эта земля производит огромное количество хлеба, но и потому, что господин этого [хлеба] 240 Левкон даровал беспошлинность [купцам], везущим [хлеб] в Афины, и обнародовал приказ, чтобы отплывающие к вам грузились первыми 241 . Имея [от вас такой] знак расположения для себя и своих детей, он [со своей стороны] дал его всем вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

411 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. Том 1. М.: Эксмо, 2010. С. 56–58. Безант А. Лекции по теософии. М., 2003. С. 19. 412 Соловьев В.С. Что такое доктрина Теософического общества./Вопросы философии и психологии (Москва), 1890, 18. С. 53. 418 Вашингтон П. Бабуин мадам Блаватской: история мистиков, медиумов и шарлатанов, которые открыли спиритуализм Америке. М.: Крон-Пресс, 1998. С. 59. 424 Богдашевский Д.И., протоиерей. Несколько слов о теософии./Труды Киевской духовной академии (Киев). 1912, 11. С. 345. 425 Фесенкова Л.В. Теософия сегодня./Дискурсы эзотерики (философский анализ). М.: Эдиториал УРСС, 2001. С. 23. 427 Bowen, R. Madame Blavatsky on how to study theosophy. Adyar, Madras: Theosophical Publishing House, 1973. P. 8. 429 Olcott H.S. India: Past, Present and Future./Olcott Henry. Theosophy: Religion and occult Science. London: George Redway, 1885. P. 257. 430 Так у Эммы Хардинг-Бриттен были заимствованы в теософское учение утверждения о единстве мировых религий, противопоставление основателей религий и извративших их наследие невежественных и корыстных священников, восхваление смерти в контексте эволюции человечества (Godwin J. Theosophical Enlightement. Albany, New York: State University of New York Press, 1994. P. 203). Из произведений Харгрейва Дженнингса – утверждения, что изначальный, бывший ещё до Гаутамы буддизм был исконной мудростью человечества, из которой произошли все религии, в том числе и индийские (Ibidem. P. 264). 431 Sancti patris nostri Gregorii Palamae Thessalonicensis Archiepiscopi Physica, theologica, moralia et practica capita CL./Patrologiae cursus completus. Accurante J.P. Migne. Series graeca. Tomus CL, 1865. Col. 1152 B. 434 Блаватская Е.П. Что есть истина?/Блаватская Е.П. Что есть истина. Сборник. М.: Сфера, 1999. С. 14–15. 436 Sancti patris nostri Gregorii Palamae Thessalonicensis Archiepiscopi Physica, theologica, moralia et practica capita CL./Patrologiae cursus completus. Accurante J.P. Migne. Series graeca. Tomus CL, 1865. Col. 1152 С.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/bluzhdan...

Соч.: Abrégé chronologique de l " histoire des cinq premiers empereurs mongols, tiré de l " histoire chinoise//Observations mathematiques, astronomiques, géographiques, chronologiques, et physiques: Tirées des anciens livres chinois, ou faites... par les pères de la Compagnie de Jésus/Éd. E. Souciet. P., 1729. Vol. 1. P. 185-203; Histoire de Gentchiscan et de toute la dinastie des Mongous, ses successeurs, conquérans de la Chine. P., 1739; Cartes des Isles de Lieou-Kieou. P., 1758; Description de la ville de Pékin. P., 1763; Le Chou-King, un des livres sacrés des chinois/Éd. J. de Guignes. P., 1770; Mémoire sur les Isles que les Chinois appellent Isles de Lieou-Kioeu//Lettres édifiantes et curieuses écrites des Missions étrangères. P., 1758. Rec. 28. P. 335-436; Juifs de Cai fon fou en Chine//Ibid. 1774. Vol. 31. P. 296-372; Mémoires historique sur le Tonkin//Ibid. 1838. Vol. 3. P. 589-605; Abrégé de l " histoire chinoise de la grande dynastie des Tang//Mémoires concernant l " histoire, les sciences, les arts, les mœurs, les usages, etc. des chinois: Par les Missionnaires de Pékin. P., 1791. Vol. 15. P. 399-516; 1814. Vol. 16. P. 1-596; Traité de la chronologie chinoise//Ibid. 1814. Vol. 17. P. 1-291; Correspondance de Pékin 1722-1759/Publ. par R. Simon. Gen., 1970. (Études de philologie et d " histoire; 14). Лит.: Brucker J. Correspondance scientifique d " un missionnaire français à Péking au 18e siècle: Le P. Antoine Gaubil, d " après des documents inédits//Revue du Monde Catholique. P., 1883. T. 76. P. 5-26, 206-227, 365-377, 701-716; 1884. T. 77. P. 56-62; idem. La Chine et l " Extrême-Orient d " après les travaux historiques du P. Antoine Gaubil//Revue des questions historiques. P., 1885. T. 37. P. 484-539; Bernard H. Dans l " intimité des Jésuites français de Pékin: A propos d " une lettre inédite du P. Antoine Gaubil au vénérable P. Cayron//Bull. catholique de Pékin. 1942. Vol. 29. P. 674-687; Кулябко Е. С. , Перельмутер И. А. Из научной переписки петербургских ученых XVIII в.: (Обзор арх. мат-лов)//Страны и народы Востока. М., 1969. Вып. 8. С. 136-152; Пчелин Н. Г. Антуан Гобиль: Миссионер, ученый и дипломат//Общество и государство в Китае (21-я науч. конф.): Тез. докл. М., 1990. Ч. 2. С. 75-76; Comentale C. Une Carte inédite du Père Antoine Gaubil, S. J.: Chine et Tartarie//Actes du IVe colloque intern. de sinology. Chantilly, 1991. P. 125-133; Озерова М. И. , Пчелин Н. Г. Французские китаеведы Ж. Буве и А. Гобиль//Страны и народы Востока. СПб., 1994. Вып. 28. С. 123-131; Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае: Маттео Риччи и др.: (1552-1775). М., 2001; Пан Т. А. , Шаталов О. В. Архивные мат-лы по истории западноевроп. и рос. китаеведения: (К изд. работы В. П. Тарановича «Научная переписка СПбАН с иезуитами, проживавшими в Пекине в XVIII в.»). СПб.; Воронеж, 2004.

http://pravenc.ru/text/165199.html

2. Литература 1 . Белявский В. А. Вавилон легендарный и Вавилон исторический. М., 1971 (единственная пока в мировой литературе монография о Вавилоне эпохи Навуходоносора. Ряд глав касается библейской истории). 2 . Буйе Л. О Библии и Евангелии (пер. с франц.). Брюссель, 1965 (исследование католического автора, посвященное библейскому богословию). 3 . Валетон И. Израильская религия. В кн.: Иллюстрированная история религий, т. 1–2. СПб., 1913 (очерки истории израильской религии; автор – протестантский богослов). 4 . Велльгаузен Ю. Израильско-иудейская религия (пер. с нем.). – В кн.: Общая история европейской культуры, т. 5. СПб., 1910 (автор – историк-биб-леист, основатель современной библейской критики). 5 . Всемирная история, т. I. М., 1956 (общий обзор истории «библейских» стран). 6 . Гейки К. Святая земля и Библия (пер. с англ.). СПб., 1894 (очерк библейской географии). 7 . Грец Г. История евреев от древнейших времен до настоящего (пер. с нем.), т. 1–12. Одесса, 1903–1908 (автор – еврейский религиозный историк). 8 . Иосиф Флавий. Иудейские древности (пер. с греч.), т. 1–2. СПб., 1900; [М., 1994] 128 (еврейский историк I в. по Р. X. излагает историю Ветхого Завета. В историческом отношении наиболее ценны главы, касающиеся вв. до Р. Х.). 9 . Карташев А. В. Ветхозаветная библейская критика. Париж, 1947 (ав- тор – православный богослов и историк). 10 . Киттель Р. История израильского народа (пер. с нем.) т. I. М., 1917 (автор – протестантский библеист-ветхозаветник. Книга является классическим изложением допленной истории Ветхого Завета. Перевод сделан с сокращениями. Имя автора в заглавии не стоит). 11 . Корниль К. Пророки. Пять публичных лекций (пер. с нем.). М., 1915 (автор – протестантский библеист школы Велльгаузена. Книга дает общий очерк истории пророческого движения). 12 . Он же. Народная религия Израиля и пророки (пер. с нем.). – В кн.: Христианство в освещении протестантских теологов. СПб., 1914. 13 . Корсунский И. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М., 1885 (исследование содержит обзор святоотеческих толкований).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. Spencer B. et Gillen F. J. e Arunta (Londres, 1926), 1. Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов, 2-е изд. М., 1930. Попов А. А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885. Торчинов Е. А. Даосские практики//Путь золота и киновари в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007. Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007. Штернберг Л. Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936. Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002. Элиаде М. Шаманизм. Архаические техники экстаза. Киев: София, 2000. 212 Шаман обладает сакральными познаниями о мире духовном и регулярно осуществляет с ним связь. Вместе с тем он не является единственным человеком, имеющим доступ к «священному». Помимо шаманов в исповедовавших шаманизм обществах имеются также жрецы, приносящие духам жертвы. Кроме того, в каждой семье есть свой домашний культ, глава которого – старший в семье. Но только шаману доступны экстатические состояния, только он обладает способностью входить в них и общаться с духами. 213 Используемые шаманизмом техники достижения состояния измененного сознания имеют весьма широкое распространение и выходят далеко за пределы самого явления. С деградацией шаманизма свойственное ему стремление к экстатическим переживаниям не утратило актуальности для человечества. Это привело к появлению религий с сильно выраженным психоделическим элементом (подробнее см.: Торчинов Е. А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика – Петербургское востоковедение, 2007). В них психотехника была доступна не только харизматическому лидеру, но и всякому адепту религиозной традиции и воспринималась как средство постижения истины, освобождения сознания, спасения души, повышения онтологического статуса человека или самореализации.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

281 Отчет о проведении мониторинга объекта Всемирного наследия «Соловецкий историко-культурный комплекс»//Экология культуры. Информационный бюллетень. 4 (17). Архангельск, 2000. С. 65. 286 Линсхотен, Ян Гюйгенс ван. Первое путешествие на корабле Яна Гюйгенса ван Линсхотена с севера через пролив Нассау к устью Оби на Вайгач в 1594 г.//Записки по гидрографии. Пг., 1915. Т. 39, вып. 3. 292 Литке Ф. П. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг. М., 1948. С. 261. 295 Вениамин, архимандрит. Самоеды мезенские//Вестник Императорского Русского географического общества. СПб., 1855. Часть 14, книги 3–4. С. 125. 303 Литке Ф. П. Четырехкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге «Новая Земля» в 1821–1824 гг. М., 1948. С. 310. 304 Шергин Б. В. Поморский словарь//Россия морей. Альманах «Арабески истории». Вып. 8. М.: Фонд «Мир Л. Н. Гумилева», 1997. С. 492. 306 Алексеев М. Л. Сибирь в известиях западно-европейских путешественников и писателей. Часть 1. Иркутск, 1932. С. 158. 307 Ламартиньер. Путешествие в северные страны 1653//Записки московского археологического института. М., 1912. Т. 15. С. 91. 310 Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. СПб., 1885. С. 102. 311 Свенске К. Новая Земля в географическом, естественно-историческом и промышленном отношениях. СПб., 1866. С. 115. 319 Боярский Π. В., Гусев С. В., Захаров Ю. С., Корякин В. С., Кулиев А. Н., Мазуров Ю. Л. Памятники истории освоения Новой Земли (результаты исследований МАКЭ в 1994 г.)//Новая Земля. Природа. История. Археология. Культура. Книга 2. Часть 1: Культурное наследие. Радиоэкология. Под общей редакцией Π. В. Боярского. М., 1998. С. 85–88. 321 Боярский Π. В., Гусев С. В. и др. Памятники истории освоения Арктики//Новая Земля. Том 1. Книга 2. Под общей редакцией П. В. Боярского. М., 1993. С. 117. 326 Крестинин В. В. Географические известия о Новой Земле полуношного края//Путешествие академика Ивана Лепехина. СПб., 1805.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Г. Писания рус. старообрядцев. СПб., 1912. С. 169; Сочинения писателей-старообрядцев XVII в.//Описание РО БАН. Л., 1984. Т. 7. Вып. 1. С. 17, 23-28, 68, 79, 88, 96-98, 107, 166, 190-191, 216 и др. Соч.: МДИР. 1885. Т. 7. С. XVI-XVII, 53-63; Бороздин А. К. Источники первоначальной истории раскола//ХЧ. 1889. Ч. 1. С. 211-240; Робинсон А. Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исслед. и тексты. М., 1963; Пустозерский сборник: Автографы сочинений Аввакума и Епифания/Изд. подгот.: Н. С. Демкова, Н. Ф. Дробленкова, Л. И. Сазонова. Л., 1975; Житие протопопа Аввакума; Житие инока Епифания; Житие боярыни Морозовой/Изд. подгот.: Н. В. Понырко. СПб., 1994. С. 71-107, 195-202; Карманова О. Я. Автобиографическая записка соловецкого инока Епифания: (К проблеме мотивации текста)//Старообрядчество в России (XVII-XX вв.)/Отв. ред., сост.: Е. М. Юхименко. М., 1999. [Вып. 2]. С. 247-260. Ист.: Денисов С. Виноград Российский. М., 1906. Л. 31 об.- 33 об.; Барсков Я. Л. Памятники первых лет рус. старообрядчества. СПб., 1912. С. 229-262, 389-393; Памятники истории старообрядчества XVII в. Л., 1927; Кн. 1. Вып. 1. Стб. 705-708. (РИБ; Т. 39); Брещинский Д. Н. Житие Корнилия Выговского Пахомиевской редакции: (Тексты)//Древнерус. книжность: По мат-лам Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 84-86. Лит.: Смирнов П. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. СПб., 1898. С. V, VII-VIII, XXV, XLVII-XLVIII, LIV-LV, LXXV, LXXX, XC-XCII, CXVII-CXVIII, CXXII, 1-2, 12, 77 и др.; Робинсон А. Н. Житие Епифания как памятник дидактической автобиографии//ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 203-224; он же. Автобиография Епифания//Исслед. и мат-лы по древнерус. лит-ре. М., 1961. Вып. 1. С. 101-131; Zenkovsky S. A. The Confession of Epiphany: A Muscovite Visionary//Studies in Russian and Polish Literature in Honour of W. Lednicki. Gravenhage, 1962. P. 46-71; он же. Житие духовидца Епифания//Возрождение. П., 1966. Т. 173. 5. С. 68-87; Pascal P. Avvakum et les débuts du rascol: La crise religieuse au XVII-e siècle en Russie. P., 19632.

http://pravenc.ru/text/190079.html

Соч.: Записки о войне 1812 г. L.; Brux., 1863; Записки. М., 1865. Ч. 1; 1898. Ч. 2; Записки, 1798-1826/Сост., подгот. текста, вступ. ст., коммент.: В. А. Федоров. М., 1991; Письма к Р. И. Ховену. 1816-1852//РС. 1876. 9. С. 225-250; А. П. Ермолов в его письмах к кн. М. С. Воронцову, 1816-1852//Там же. 1885. Т. 48. С. 523-550; Письма к А. А. Захаревскому, 1812-1828//СбРИО. 1890. Т. 73. С. 188-459; Журнал посольства в Персию, 1817//ЧОИДР. 1863. Кн. 2. Отд. 5. С. 121-184; Письма к кн. В. О. Бебутову, 1835-1857 гг.//РС. 1872. Т. 5. С. 431-456; Письма. Махачкала, 1926; Характеристика полководцев 1812 г.//Родина. 1994. 1. С. 56-60. Ист.: Ker-Porter R. Travels in Georgia, Armenia, Ancient Babylonia, etc. During the Years 1817, 1818, 1819 and 1820. L., 1821. Vol. 1; Cameron G. P. Personal Adventures and Excursions in Georgia, Circassia and Russia. L., 18452; Moser L. The Caucasus and Its People, with a Brief History of Their Wars and a Sketch of the Achievements of the Renowned Chief Schamyl. L., 1856; Цылов Н. И. Воспоминание об Алексее Петровиче Ермолове. СПб., 1861; он же. Эпизоды из боевой жизни А. П. Ермолова на Кавказе в 1818, 1819 и 1820 гг. СПб., 1878; Александр I, имп. Письма, предписания и распоряжения к А. П. Ермолову//ЧОИДР. 1862. Кн. 2. С. 189-210; Николай I, имп. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 3. С. 119-133; Аракчеев А. А. Письма к А. П. Ермолову//Там же. Кн. 4. С. 216-220; Погодин М. Н. Алексей Петрович Ермолов: Мат-лы для его биографии. М., 1863; Ермолов, Дибич и Паскевич на Кавказе в 1826-1827 гг.: Донесения и письма//РС. 1872. Т. 5. С. 706-726; Т. 6. С. 39-69, 243-280; 1880. Т. 29. С. 617-626; АКавАК. Т. 6. 1874-1875. Ч. 1-2; Воронцов М. С. Письма к А. П. Ермолову//РА. 1890. Т. 1(2). С. 161-214; Т. 3. С. 329-365; Т. 4. С. 441-442; Время А. П. Ермолова (1816-1826)//Утверждение рус. владычества на Кавказе: К 100-летию присоединения Грузии к России (1801-1901). Тифлис, 1904. Т. 3. Ч. 1; Движение горцев Северо-Восточного Кавказа в 20-50-е гг. XIX в.: Сб. док-тов. Махачкала, 1959; Цебриков Н. Р. Ермолов//Мемуары декабристов: Северное об-во. М., 1981. С. 274-276; «Признать удобность запретить на время…»: (Имп. Александр I и ген. А. П. Ермолов о мусульм. паломничестве)/Публ. Д. Ю. Арапова//Кавказский сб. М., 2005. Т. 2(34). С. 130-131.

http://pravenc.ru/text/190211.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010