1462 Danielou J. Les symbols chretiens primitifs. Paris, 1961; Bisconti F. Memorie classiche nelle decorazione pittoriche delle catacombe romane: Continuity grafiche e variazioni semantiche/Historiam Pictura Refert: Miscellanea in onore di p. A. Recio Veganzones. Citta del Vaticano, 1994. P. 23–66. 1463 Temi di iconografia paleocristiana/Cura e introduzione di F. Bisconti (Sussidi alio studio delle antichita cristiane, 13). Citta del Vaticano, 2000 (2° ed.: 2007). 1468 Bisconti F. Letteratura patristica ed iconografia paleocristiana/Complementi interdisciplinari di pa- trologia/A cura di A. Quacquarelli. Roma, 1989. P. 367–412; idem. Arte e artigianato nella cultura figurative paleocristiana: Altre equivalenze tra letteratura patristica e iconografia paleocristiana/Res Christiana: Temi interdisciplinari de patrologia. Roma, 1999. P. 21–108. УваровА.С. Христианская символика. I. Символика древнерусского периода. М., 1885 (репринт: СПб., 2001). 1469 Nestori A. Repertorio topografico delle pitture delle catacombe romane. Citta del Vaticano, 1975 (2° ed.: 1993). 1470 Camiruaga I. et al. La arquitectura del hipogeo de via Latina en Roma. Burgos; Citta del Vaticano, 1994. 1471 Ferrua A. Le pitture della nuova catacomba di Via Latina. Citta del Vaticano, I960; idem. Catacombe sconosciute: Una pinacoteca del 4 secolo sotto via Latina. Firenze, 1990. 1473 Wilpert G. Die Malereien der Katakomben Roms. 2 Bde. Freiburg, 1903; Kirsch G.P. Le catacombe romane. Roma, 1933. 1474 Styger P. Die romischen Katakomben: Archaologische Forschungen fiber den Ursprung und die Bedeutung der altchristlichen Grabstatten. Berlin, 1933. 1475 Testini P. II simbolismo degli animali nell’arte figurativa paleocristiana/Settimana di Studio del Centre Italiano di Studi sull’alto Medioevo. Spoleto, 1985. 31/2. 1476 Grabar A. Christian Iconography: A Study of its Origins. Princeton (NJ), 1968 (франц. версия: Les voies de la creation en iconographie chretienne: Antiquite et Moyen Age. Paris, 1979; итал. пер.: La vie della creazione nell’iconografia criatiana: Antichita e Medioevo. Milano, 1983).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

220 См.: Как сделать, чтобы не получилось «как всегда». Третий путь – есть ли он у России. К истории русской политэкономической мысли. М.: Современник, 2004. С. 345358. 222 Колин Крауч. Приватизированное кейнсианство, корпорации и демократия. Русский журнал. 20.08.2009. 223 О концепции «третьего пути» см.: Ю. Бородай. Третий путь. Наш современник. 9, 1991; И.Р. Шафаревич. Две дороги – к одному обрыву. М.: Айрис-Пресс, 2003; Третий путь – есть ли он у России. К истории русской политэкономической мысли. М.: Современник, 2004; А.В. Чаянов. К вопросу теории некапиталистических систем хозяйства. А.В. Чаянов. Крестьянское хозяйство. Избранные труды. М.: Экономика, 1989. С. 114143; А.М. Величко. Христианство и социальный идеал. М.–СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД, 2000; М. Назаров. Вождю Третьего Рима. М.: Русская идея, 2004. 224 The World Book Encyclopedia. London-Sydney-Chicago, 1994. P. 480481. См. подробнее большую статью «Рабство» в: Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 51. Терра, 1992. С. 3551. 225 См.: А.И. Кравченко. Социология Макса Вебера. Труд и экономика. М.: На Воробьевых горах, 1997; Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес. Пер. с англ. М.: ЗАО «Центрополиграф», 2004. 226 Первые три тома, охватывающие период от основания Рима до падения республики, вышли в 1854–1857 годах, пятый том, посвященный римским провинциям, появился в 1885 году, четвертый том, в котором предполагалось изложить правление императоров, написан не был. Одно из последних изданий книги в нашей стране: Теодор Моммзен. История Рима. Пер. с немецкого. СПб.: Наука, Ювента, 1994. В данной работе мы пользуемся текстом книги Теодора Моммзена «История Рима» (кратким вариантом), размещенным в интернете на сайте «Библиотека Гумер» 227 Наиболее последовательно мысль о существовании капитализма в древнем мире выражена Ростовцевым в доступной всем отечественным читателям монографии «Общество и хозяйство в Римской империи» (в 2-х томах. Пер. с нем. М.: Наука, 20002001).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Краткая история времени " . Москва: Наука, 1990. Эрвин Шрёдингер. " Жизнь с точки зрения физики " . Москва, 1947. Эсхатология Аксаков И.С. Христианство и современный прогресс.//А. Палицкий. На запросы духа. Сб. Петроград. 1914. Астафьев П.Е. Симптомы и причины современного настроения. М., 1885. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. Париж.1951. Булгаков С. Основные проблемы теории прогресса. Проблемы идеализма. М., 1902; Христианство и социальный вопрос.//А. Палицкий. На запросы духа. Пгр. 1914. Вениамин (Федченков), митр. О конце мира//Альфа и Омега, 1997, 12. Вышеславцев Б.П. Кризис индустриальной культуры. Нью-Йорк, 1953. Де Унамуно М. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. Агония христианства. М., 1997. Зеньковский В. Христианство в истории.//Апологетика. Ч.II. Париж.1957. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. T.1-II.M. 1992. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея. - СПб.: 1922; Евразийство. Тверь. Б/г.; Философия истории. СПб.: 1993. Новоселов М.А. Письма к друзьям: М., 1994. Франк С.Л. Духовные основы общества. Париж. 1930. Шафаревич И.Р. Христианство и экологический кризис. Фрязино, 1993. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993. Т. 2. М., 1998. Шпенглер О. Человек и техника//Культурология. XX век. М., 1995. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. Эрн Вл. Идея катастрофического прогресса.//Борьба за Логос. М. 1911. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Париж. 1945; Свет Невечерний. Сергиев Посад. 1917; Проблема условного бессмертия. Из введения в эсхатологию.//Путь. 1937. 52-5. Жураковский А., свящ. К вопросу о вечных муках.//Христианская мысль. 1916. 7. Кожевников В.А. Н.Ф. Федоров. Опыт изложения его учения... М. 1988. Льюис К. Расторжение брака//Любовь. Страдание. Надежда. М. 1992. Михаил, еп. Об аде и вечных мучениях.//А. Палицкий. На запросы духа. Пгр. 1914. - Сборник. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М. 1918. Туберовский А., проф. Воскресение Христово (Опыт православно-мистической идеологии пасхального догмата). Сергиев Посад. 1916. Федоров Н. Философия общего дела. Т. 1. Верный. 1906. Т. II. М. 1913. Флоренский П., свящ. Столп и утверждение истины. Письмо " Геенна " . М.1914. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1924...

Iesu, Prati, 1895, 2 тома. 1985 Institutiones philosophicae quas tradebat in collegio romano Societatis lesu D. Palmieri E. I., Romae, 1874–1876, 3 тома. Впрочем, о. Пальмиери в некоторых вопросах расходится с теориями Фомы Аквинского, напр. т, II стр. 160–164; 390–394. 1986 Compendium notionum philosophicarum sub dialogi forma in usum incipientium, Ad Claras Aquas, 1885–1886, 3 тома. 1989 Institutiones philosophicae ad normam doctrinae Aristotelis et S. Thomae Aquinatis, studiosae juventuti breviter propositae, Romae, 1894. 1993 Institutiones philosophicae’ ad mentem Aquinatis, Augustae Taurinorum, 1889, 3 тома; Ib. Disputationes metaphysicae specialis, Ib.. 1894, 2 volumi; Disputationes philosophiae moralis, Ib., 2 тома 1891. 1994 Philosophiae theoreticae institutiones secundum doctrinas Aristotelis et S. Thomae Aquinatis traditae in pontif. collegio urbano de Propaganda Kide, Romae, 1890, 2 тома. 2000 Rivista storico-critica delle scienze teologiche (Историко-критическое обозрение богословских наук) Рим, 1905 г., год I. стр. 278. 2001 E. Buonaiuti, Il neotomismo e l’universita di Lovanio (Новофомистическая философия и университет в Лёвене) Studi Religiosi, 1904 г., Флоренция, стр. 499. 2002 De Nardi, La filosofia di Antonio Rosmini-Serbati, prete roveretano, difesa contro i neoscolastici del canton Ticino (В защиту философия Антония Росмини Сербати, роверетанского священника, против ново-схоластиков кантона Тичино) Веллинцона 1881, т. 1 стр. 67. 2004 Некоторым (напр. г. Ровинскому) может показаться, что мы сочувствуем тому, чтобы устав общества ревнителей восстановления древнего прихода не получил утверждения. Но на самом деле мы этому не сочувствуем. По нашему мнению, в существующем виде проект не представляет сколько-нибудь важной силы ни для добра, ни для зла. Но приложение к жизни, несомненно, усовершило бы его: встречая сочувствие своему основному стремлению – к оживлению, ревнители встречали бы холод и ощущали бы бессилие в своих практических начинаниях. Против них необходимо выдвинулись бы подлинно-церковные взгляды, и они в конце концов с своей „ревностью“, очень возможно, оказались бы на службе более живым и мощным идеалам, чем древний приход.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

210 . Паисий Хилендарский. История славяно-болгарская. Люблин 1885. София 1972. 211 . Панчовски Ив. Духовният образ на преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 11–12. 43–48. 212 . Панчовски Ив. Нравственият образ на св. Патриарх Евтимий Търновски (По случай 600 години от възкачването му на патриаршия трон)//Духовна култура. 1975. 1. 5–18. 213 . Партений, еп. Левкийский. Последование с житием преподобнаго и богоноснаго отца нашего Теодосия Терновскаго иже на Кефаларстей горе постившагося. София 52. 214 . Партений, еп. Левкийский. Последование иже во святых отцу нашему Евтимиу, патриарху Терновскому. София 1951. 40. 215 . Партений еп. Преп. Теодосий Търновски//Духовна култура. 1963. 9. 1–17. 216 . Патриарх Евтимий. Съчинения/Съст. Иванова Кл. София 1990. 304. 217 . Патриарх Евтимий Търновски и неговото време: Материали от нац. научна сесия 600 г. от заточението на св. Евтимий, патриарх Търновски, В. Търново, 6 окт. 1993/Ред. кол. Данчев Г. и др. В. Търново 1998. 351. 218 . Петканова Д. Търновската исихастка книжовна школа//Она же. Старобългарска литература IX-XVIII в. София 1997. 428–527. 219 . Пешков К. Литургичното наследство на Св. Патр. Евтимий и отношенията между Търновската и Вселенската патриаршия през 80-те години на XIV в.//Духовна култура. 1993. 3. 11–16. 220 . Пехливанов Ил. Един късен исихаст. Отец Матей Преображенски и традициите на Търновската книжовна школа през Възраждането (предварителни бележки)//Търновска книжовна школа. В. Търново 1994. 5. 175–178. 221 . Пимен, митроп. Звезда незаходима (По случай 680 г. от смъртта на св. патриарх Евтимий Търновски)//Духовна култура. 1984. 10. 1–12. 222 . Попов Г. Новооткрито сведение за преводаческата дейност на български книжовници от Света гора през първата половина на XIV в.//Български език 1978. 5. 402–410. 223 . Попов Хр. Евтимий, последен търновски и трапезицки патриарх (1375–1394). (По случай 500-годишнината от смъртта му (1402–1902). Пловдив 1901. 296. 224 . Поптодоров Р. Религиозно-социални течения течения в България през XIV в.//Духовна култура. 1972. 5–6. 31–38; 7–8. 24–51.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

133 . Mounce R.H. Romans (New American Commentary. Vol. 27–28). Broadman Press, 1995. 134 . Murray J. The Epistle to the Romans (NICNT). Grand Rapids: Eerdmans, 1997. 135 . Sanday W. & Headlam A.C. Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Romans (ICC). Edunburgh 1902. 136 . Schreiner T.R. Romans (Baker Exegetical Commentary on the New Testament 6). Grand Rapids: Baker, 1998. 137 . Wallace D.B. Greek Grammar Beyond the Basics. Grand Rapids: Zondervan, 1996. 138 . Watson F. Paul, Judaism, and the Gentiles: A Sociological Approach. (Society for New Testament Studies Monograph Series 56). Cambridge: Cambridge University Press, 1986. 139 . Wedderburn A.J.M. The Reasons for Romans. T&T Clark 2004. 140 . Weiss B. Lehrbuch der Einleitung in das Neue Testament. Berlin, 1897. 141 . Witherington В. III Paul s Letter to the Romans. A Socio-Rhetorical Commentary Eerdmans Publishing Company. Принятые сокращения КП – русск. перевод под редакцией еп. Кассиана (Безобразова) ОП – укр. перевод Ивана Огиенко СП – русск. Синодальный перевод РБО – русск. перевод Российского Библейского Общества УБТ – укр. перевод Украинского Библейского Общества ХП – укр. перевод о. Ивана Хоменко BDAG – Greek-English lexicon. of the New Testament and Other Early Christian Literature. Rev. and ed. by F.W. Danker base on the W. Bauer’s Griechisch-deutsches Wörterbuch zu den Schriften des Neuen Testaments un fer frühchristlichen Literatur, sixth edition, ed. Kurt Aland and Barbara Aland, with Viktor Reichmann and on previous Eng. Ed. by W.F. Arndt, F.W. Gingrich, and F.W. Danker. Third Edition. The University of Chicago Press, 2000 CSB – Holman Christian Standard Bible, 2003 DRB – Darby Bible (1885). Bible et Publications Chrétiennes, Valence FRANCE, 1991 EIN – Einheisübersetzung der Heiligen Schrift. Katholische Bibelanstalt GmbH, Stuttgart, 1980 ELB – Elberfelder Bibel revidierte Fassung 1993. R. Brockhaus Verlag, Wuppertal, 1994 ESV – English Standard Version. Crossway Books/Good News Publishers, Wheaton, IL, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/poslan...

Шаманские ритуалы подчинены задачам, определяемым перечисленными выше функциями. Главный ритуал, в котором происходит взаимодействие шамана с миром духов, – камлание. В техническом плане камлание представляет собой практическое осуществление архаической техники достижения экстаза. Для этого используются ритмические движения (танцы) на ограниченном пространстве, многократное повторение обрядовых формул, употребление изменяющих сознание веществ, в том числе галлюциногенов. Духовная практика, использующая экстаз как способ достижения единства с духовной реальностью, получила весьма широкое распространение. Её элементы с лёгкостью угадываются в таких сложных религиозных системах, как даосизм, индуизм, буддизм, иудаизм, ислам и даже в маргинальных формах христианства. Иначе говоря, базовые техники обретения духовного (мистического) опыта, ярко выраженные в шаманизме, возникшие во времена неолита, используются до сего дня во многих современных религиях. Литература: 1 . Lehtisalo T. Entwurf einer Mythologie der Jurak-Samojeden, Memoires de la Societe Finno-Ougrienne. Vol. 53. Helsinki, 1927. 2 . Shirokogorov S. W. Psychomental Complex of the Tungus. Kegan Paul. L., 1935. 3 . Spencer B. et Gillen F. J. The Arunta (Londres, 1926), 1. 4 . Ксенофонтов Г.В. Легенды и рассказы о шаманах у якутов, бурятов и тунгусов. М., 1930. 5 . Попов А.А. Тавгичи. Материалы по этнографии авамских и ведеевских тавгичев//Труды Института антропологии и этнографии. I, 5. М.; Л., 1936. 6 . Припузов Н.В. Сведения для изучения шаманства у якутов. Иркутск, 1885. 7 . Торчинов Е.А. Путь золота и киновари: даосские практики в исследованиях и переводах Е.А. Торчинова. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 8 . Торчинов Е.А. Религии мира: опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния. СПб.: Азбука-классика: Петербургское востоковедение, 2007. 9 . Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии. Л., 1936.. 10 . Элиаде М. Священное и мирское. М.: Изд-во МГУ, 1994. 11 . Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.: Гелиос, 2002.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Неизданные Augustini: De vera religione, De beata vita, Fragmenta; Thomae Aquinati: Tertia pars Summae theologiae (фрагм. в cod. Vat. 1102), Commentarium in Metaphysica Aristotelis [начало], De aeternitate mundi, De potentia et De spiritualibus creaturis; Hervé Nédellec [Hervaeus Natalis]: In libros Sententiarum. Исследования 1884 . Filovski J. Beleški kon deloto Περ οσας κα νεργεας od Grigorij Akindin//iva Antika. 1973. 23. 33–67. [Атрибуция Акиндину ошибочна]. 1885 . Glycofridou-Leontsini A. La traduzione in greco delle opere di Tommaso d’Aquino//Nicolaus. 1975. 3. 423–428. 1886 . Nikitas D. Z. La traduction byzantine de l’oeuvre de Boèce De differentiis topicis par Prochoros Kydonis//Hell 1984. 35. 275–315. [Автограф пер. Кидониса в Vat. Gr. 609, ff. 132–139]. 1887 . Tinnefeld F. Ein Text des Prochoros Kydones in Vat. Gr. 609 über die Bedeutung der Syllogismen für die theologische Erkenntnis//Philohistôr. Miscellanea in Honorem Caroli Laga Septuagenarii/Ed. Schoors A., Deun P. van. Leuven 1994. 515–527. (Orientalia Lovaniensia Analecta. 60). См.также: Mercati G. Notizie 6 .1864). Феодор Мелитиниот (Theodorus Meliteniotes) TLG 4280; CSGL 19455; PG 149; PMA; Meliteniotes, vel Theodorus Melitoniota, vel Theodorus Sacellarius; Astron., Scr. Eccl.); TLG 5026/4; Beck 792; PLP 17851 Ум. 1393. Архидиакон (КНП). Паламит, подписал в 1368 г. томос против Прохора Кидониса. Адресат Иосифа Вриенния , адресат и противник Димитрия Кидониса. Сочинения De astronomia libri III. Liber 1: 1888 . Leurquin R. Théodore Méliténiote, Tribiblos Astronomique, Livre I [Corpus des Astronomes Byzantins. 4. Amsterdam: Gieben, 1990]: 82–284 [=TLG 4280/1]. Liber 2: 1889 . Leurquin R. Théodore Méliténiote, Tribiblos Astronomique, Livre II [Corpus des Astronomes Byzantins. 5–6. Amsterdam: Hakkert, 1993]: 8–598 [=TLG 4280/2]. 1890 . Scholia in Iliadem (scholia recentiora Theodori Meliteniotis) (e cod. Genevensi gr. 44)/Ed. Nicole J. Les scolies genevoises de l " lliade. 2. Geneve 1891. Hildesheim 1966. 3–214 [=TLG 5026/4].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

М. С. 147–173. Пичхадзе Α. Α., 1996: Из истории четьего текста славянского Восьмикнижия//ТОДРЛ. Т. 49. С. 10–21. Погорелов В. Α., 1901: Псалтыри: Библиотека московской синодальной типографии. Ч. 1: Рукописи. Вып. 3. М. Погорелов В. Α., 1910а: Чудовская псалтырь XI века: Отрывок толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. СПб. Погорелов В. Α., 19106: Словарь к толкованию Феодорита Киррского на Псалтырь. Варшава. Погорелов В. Α., 1910в: Толкования Феодорита Киррского на Псалтырь в древнеболгарском переводе. Варшава. Погорелов В. Α., 1925: Из наблюдений в области древнеславянской литературы//Sborník filosofické fakulty university Komenského v Bratislavè. R. 3, 32 (6). S. 209–224. Погорелов В. Α., 1927: Из наблюдений в области древнеславянской литературы. 3//Sborník filosofické fakulty university Komenského v Bratislavo. R. 5, (1). S. 1–116. Погорелов В. Α., 1932: На каком языке были написаны так называемые Паннонскис жития?//Byzantinoslavica. T. 4. С. 13–21. Понырко Н. В,, 1992: Эпистолярное наследие Древней Руси: XI-XIII века (исследования, тексты, переводы). СПб. Попов Г., 1978: Новооткрито сведение за преводаческатадейност на българските книжовни-ци от Света Гора през первата половина на XIV век//Български език. 5. С. 3–14. Поппэ Α., 1986: «Ис курилоць» и «ис куриловиць»//International Journal of Slavic Linguistics and Poetics. Vol. 31/32. P. 319–350. Попруженко M. Г., 1894: Из истории литературной деятельности в Сербии XV века: Книги Царств в собрании рукописей Новороссийского университета. Одесса. Прохоров Г. М, 1992: Глаголица среди миссионерских азбук//ТОДРЛ. Т. 44. С. 178–199. Ркп. Погодина: Рукописные книги собрания М. П. Погодина: Каталог. Л., 1988. Рождественский И. Α., 1885: Книга Есфирь в текстах еврейском масоретском, греческом, древнем латинском и славянском. СПб. Розов Н. Н., 1961: Рукописная традиция «Слова о законе и благодати»//ТОДРЛ. Т. 17. С. 17–41. Рубан Ю., 1994: Сретение Господне: Опытисторико-литургического исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

– прим. эл. ред. 1246 Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых из русских крестах XVII–XIX веков//Филевские чтения. Вып. V. М., 1994. С. 68. 1249 Румянцев В. Е. Дом Московского Археологического Общества на Берсеневке//Древности. Труды Моск. Археол. Об-ва. В 25-ти тт. Т. V. Вып. I (Общ. оглавле­ние и указатель к первым четырём томам Древностей и к Археологическому вестнику, изданным Московским Археологическим Обществом с приложениями). М.: Синод. тип., 1885. С. 36–40 (Прил. «В»). 1255 См.» Шляпкин И. А. Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы//Записки отделения русской и славянской археологии Императорского Русского Археологического Общества. Т. VII. Вып. 2. СПб., 1907. С. 81. 1256 Функциональной семантике применительно к монументальным формам креста посвящён раздел в работе: Святославский А. В., Трошин А. А. Крест в русской культуре. Очерк русской монументальной ставрографии. М.: Древлехранилище, 2000. С. 43–84. 1258 Алфёрова Г. В. Исследование и реставрация палат Аверкия Кириллова (работы, проведённые в 1954–1964 годах)//Из истории реставрации памятников культуры. М.: Советская Россия. 1974. С. 148. Ставрографам известно, что в XVII веке встречаются и тот и другой образы – в основании Голгофы. В своё время по поводу этих символов и времени их распространения возникла полемика между известным археологом XIX века Г. Д. Филимо­новым (его работа опубликована в предыдущем нашем сборнике. см.: Филимонов Г. Д. Значение луны под крестом, по афонским памятникам Севастьяновского собрания Ставрографический сборник. Кн. II/Ред.-сост. С. В. Гнутова. М.: Издат. Отдел Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище». 2003. С. 41–49) и не менее известным специалистом по христианскому искусству Н. В. Покровским . Г. Д. Филимонов , отказывавшийся видеть в черепе Адамову главу, считал, что дракон совершенно был вытеснен из иконографии Голгофы черепом в XVII веке. Н. В. Покровский не соглашался, считая, что филимоновское положение о том, «будто череп под крестом явился в XVII веке на смену дракону, нуждается в разъяснении и исправлении: череп явился не позднее IX века, дракон как символ злого духа известен был раньше, но нет ни единого византийского примера его изображения под крестом с распятым Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010