Никитин, Врачебн. сл. – Никитин А. Н. Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей. – СПб., 1835. Носович, Сл. белорусск. нареч. – Носович И . И. Словарь белорусского наречия. – СПб., 1870. Ожегов – Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1949. То же. – 2-е – 23-е изд. – М., 1952–1990 Ольминский, Щедринск. словарь – Ольминский М. С. Щедринский словарь. – М., 1937, Опыт обл. влкр. сл. – Опыт областного великорусского словаря. – СПб., 1852. Орлов, Филол. сл. – Орлов А. И. Полный филологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1884–1885. Петров, Сл. Фонвизина – Петров К. Словарь к сочинениям и переводам Д. И. Фон-Визина. – СПб., 1904. Погорелов, Сл. к толков. на Псалтырь – Подвысоцкий, Словарь арханг. нареч. – Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. – СПб., 1885. Поликарпов – Поликарпов Ф. Лексикон треязычный. – М., 1704. Полный сл. иностр. слов – Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленный по образцу немецкого словаря Гейзе. – СПб., 1861. Преображенский – Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1910–1916. То же. – М., 1958. Рейф Ф. И. Русско французский словарь, в котором русские слова расположены по происхождению, или Этимологический лексикон русского языка. Т. 1–2. – СПб., 1835–1836. Русско-польск. сл – Русско-польский словарь./Под общ, ред. В. Г. Чернобаева. – М., 1940. Свенцицкий, Сл. – Свенцицкий И. Опыт сравнительного словаря русских говоров (Галицко-бойковский говор)//Живая старина. – Вып. 1–2. – СПб., 1900. Севергин, Сл. – Севергин В. М. Подробный словарь минералогический. Т. 1–2. – СПб., 1807. Сл. АР – Словарь Академии Российской. Т. 1–6. – СПб., 1789–1794. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. Т. 1–6. – СПб., 1806–1822 Сл. Грота–Шахматова – Словарь русского языка, составл. 2-м отделением имп. Академии наук. Т. 1. – СПб., 1891–1895/Под ред. Я. К. Грота. Т. 2. – СПб., 1897–1907/Под ред. А. А. Шахматова. Т. 3. вып. 1. – Пг., 1922/Под ред. С К. Булича. Т. 3. вып. 2. – Л., 1929/Под ред. Л. В. Щербы. Т. 4. – СПб., 1906–1926/Под ред. Д. К. Зеленина. Т. 5. – Пг, 1915–1928/Под ред. С. П. Обнорского. Т. 6. – Л., 1927–1929/Под ред П. Л. Маштакова. Т. 8. – Л., 1927–1929/Под ред. В. И. Чернышева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Полевой Н. – Полевой Н. История русского народа. Т. 1–6. – М., 1829–1833. Полевой, Материалы – Н. А. Полевой. Материалы по истории русской литературы и журналистики 30-х годов. – Л., 1934. Порфирьев – Порфирьев И. Я. История русской словесности. Ч. 1–2. – 5-е изд. – Казань, 1891–1911. Потебня, Из зап. по русск. грам. – Потебня А. А. Из записок по русской грамматике. Ч. 1–2. – 2-е изд. – Харьков, 1888–1899. Потебня, Из зап. по теории словесн.– Потебня А. А. Из записок по теории словесности. – Харьков, 1905. Потебня, К ист звуков русск. яз. – Потебня А. А. К истории звуков русского языка [начиная со 2-го тома – с подзаголовком: Этимологические и другие заметки]. Воронеж [т. 1]. – Варшава (т. 2–4], 1876–1883. Потебня, О нек-рых символах – Потебня А. А. О некоторых символах в славянской народной поэзии. – 2-е изд. – Харьков, 1914. Потебня, Объяснение песен – Потебня А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. 1–2. – Варшава, 1883–1887. Прыжов, История кабаков – Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русского народа. – СПб.; М., 1868. Пыпин – Пыпин Л. Н. Белинский, его жизнь и переписка. Т. 1–2. – СПб., 1876. Радищев, Мат-лы – А. Н. Радищев. Материалы к исследованию. – М.; Л., 1936. Реутт – Реупт Н. Псовая охота. Ч. 1–2. – СПб., 1846. Розанов – Розанов И. Н. Русская лирика: Историко-литературные очерки. – М., 1914. Русские пропилеи – Русские пропилеи. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал и приготовил к печати М. Гершензон. Т. 1–6. – М., 1915–1919. Садовников – Содовников Д. Н. Сказки и предания самарского края. – СПб., 1884.//Записки имп. русск. географич. общ-ва по отделению этнографии. Т. 12. Сахаров, Язык креспьян – Сахаров Л. И. Язык крестьян Ильинской волости, Болховского уезда, Орловской губернии. – СПб., 1900. Селищев, Очерк – Селищев А. М. Диалектологический очерк Сибири. Вып. 1. – Иркутск, 1921. Селищев, Старосл. яз. – Селищев А. М. Старославянский язык. Ч. 1–2. – М., 1951–1952. Селищев, Язык рев. эпохи – Селищев А. М. Язык революционной эпохи. Из наблюдений над русским языком последних лет (1917–1926). – М., 1928.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

347 . Florovsky G. V. Asceticism and culture in the later Eastern Church//Sobornost. 1932. March. 15. 8–13. 348 . Florovsky G. V. Empire and Desert: Antinomies of Christian history//GOTR 1957. 3(2). 133–159. Christianity and Culture. Coll. Works. Belmont, MA. 1974. 2. 67–100. 349 . Florovsky G. The Eastern fathers of the Fourth century. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 7. 350 . Florovsky G. The Byzantine fathers of the Fifth century. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 8. 351 . Florovsky G. The Byzantine fathers of the Sixth to Eigth centuries. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 9. 352 . Florovsky G. The Byzantine ascetic and spiritual fathers. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 10. 353 . Frank G. Synergismus//Realencyclopadie D. A. Hauck. Leipzig 1884. 141–150. 103–113. [ " Синергизм» – течение в раннем лютер. богословии, развивавшее весьма огрубленную (сравнительно с правосл.) версию учения о сотрудничестве воль Божией и человеческой, и отвергнутое лютер. доктриной]. 354 . Frank К. S. Askese und Mönchtum in der Alten Kirchen. Darmstadt 1975. 208. 355 . Gahbauer F. Gottesschau und Lichtvision bei den byzantinischen Mystikern//Orthodoxes Forum. 2002. 1. 5–17. 356 . Galatariotou C. Byzantine women’s monastic communities. The evidence of the Typika//JÖB 1988. 38. 263–290. 357 . Galtier P. Le Saint Esprit en nous d’après les Pères grecs. Rome. 1946. 290. 358 . Gardet L. Un problème de la mystique comparë la mention du Nom divin – dhikr – dans la mystique musulmane//RThom 1952. 3. 642–679; 1953. 4. 197–216. [Первые работы с науч. постановкой проблемы сопоставления суфийской и исихастской практики]. 359 . Garrigues J.-M. La nécessité des dons du Saint-Esprit pour toute vie chrétienne//Viens Esprit Saint. Venasque 1988. 61–73. 360 . Gavri T. Pravoslavna mistika. Novi Sad 1994. 121. 361 . Georgijeva V. Filozofija isihazma. Niš 1995. 162. 362 . Georgijeva V. Oboenje oveka u isihazmu//Religija i razvoj. Niš 1995. 131–133. 363 . Gillet L. The gift of tears//Sobornost. 1937. 12. 5.sq.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Русские — человечный народ. Перед лицом поверженного врага они смиряли свой гнев. Лица скорее выражали вопрос, чем возмущение. Неужели это шествие оборванцев и есть та армия, которая претендует на завоевание мира? Неужели этот парад завшивевших нищих и есть раса, заявлявшая о своем праве владычествовать над планетой? Блок Жан Ришар (1884—1947) — французский писатель Пленные поняли, какой особый народ русские. Все рабочие, а особенно женщины, относились к нам как к несчастным, нуждающимся в помощи и покровительстве. Иногда женщины забирали нашу одежду, наше белье и возвращали все это выглаженным, выстиранным, починенным. Самое удивительное было в том, что сами русские жили в чудовищной нужде, которая должна была бы убивать в них желание помогать нам, их вчерашним врагам. Бергер Отто — австрийский военнослужащий, после 1945 г. находился в советском плену. Русскому чужд шовинизм и в высших, и в низших его проявлениях — от коленопреклоненного курения фимиама перед величием народного гения до торгашества на политических базарах, и только у такого народа могут появляться властители, которые не ради пользы своей стремятся к Священному союзу или в эпохи разгула воинственных инстинктов и политического безумия с высоты трона провозглашают манифесты о мире во всем мире. Славейков Пенчо — болгарский поэт, XIX-XX в. Все же то, что национальное величие существует реально, очевидно; и то, что русский народ обладает им в высшей степени, не вызывает сомнений. Нигде на поверхности земли слабое пламя веры, достоинства и людского милосердия не трепетало так прочно под напором ветров, рвавших его на части; оно не погашено сегодня даже в глухих уголках русской земли; и кто бы ни изучал борьбу русского духа в продолжение столетий, он может только склонить голову в восхищении перед теми русскими людьми, которые пронесли этот свет ценой самопожертвования и страданий. Кеннан Джордж (род. 1904) — американский дипломат, посол США в СССР в 1952 г. На основании собственного опыта я и скажу, что многие из русских чиновников и сановников, или, вернее, громадное большинство их, как люди общества и должностные лица, ничем не уступают их европейским коллегам, каких мне приходилось знавать в других европейских столицах. Если порою, когда наши интересы расходятся с интересами их Отечества, русские чиновники и проявляют настойчивость в требованиях, упорно руководствуясь иными политическими принципами, чем мы, то все же я должен признать, что способы и приемы их действий по корректности стоят выше всякой критики.

http://pravoslavie.ru/1794.html

28 Вместо 311 года, обычно принимаемой даты смерти Менсурия и начала донатистского раскола, О. Seeck, Urkundenfalschungen des 4. Jahrhunderts, в Zeitschrift fur Kirchengeschichte, B. XXX, 1909, S. 224–225 (ср. его же, Geschichte des Untergangs der antiken Welt. B. III. Berlin 1909, S. 318:505) устанавливает более раннюю дату – 307 год. (А. Б.) – 429. 29 D. J. Chapman, Donatus the Great and Donatus of Casae Nigrae, в Revue bene-dictine, 1909, p. 13–23, признает Доната Великого за одно и то же лицо с Донатом из Casae Nigrae. Ср. также О. Seek, Urkundenfalschungen des 4. Jahrhunderts, в Zeitschrift fur Kirchengeschichte, B.XXX, 1909, S. 225–227 (и его же Geschichte des Untergangs der antiken Welt. B. III. Berlin 1909, S. 509–510). (А. Б.) – 435. 30 Современные исследователи подчеркивают, что донатизм возник в результате сложного взаимодействия религиозных, социальных и политических факторов. Центром его стала Нумидия, где существовали мощные реликты языческих верований (культ Ваала – Хаммона в романизированной форме культа Сатурна), и еще в середине II в. после Р.Х. здесь существовали человеческие жертвоприношения. Сатурн был ревнивым и страшным божеством, требовавшим от своих почитателей фанатического исполнения всех обрядов и ритуалов. См.: W. Н. С. Frend, The Donatist Church. A Movement of Protest in Roman North Africa. Oxford 1952, p. 25–93. Определенную роль в возникновении донатизма сыграл также монтанизм, пустивший глубокие корни в североафриканской церкви. См.: Н. Кутепов, Раскол донатистов. Церковно-историческое исследование. Казань 1884, с. 1–5. (А. С.) – 436. 31 Ср. В. В. Болотов, Из истории церкви сиро-персидской. Πρεργον: Из эпохи споров о пасхе в конце II в. Христ. Чт. 1900, I, 439–454, особенно 450–454 (отд. отт. 111–126:122–126); ср. также экскурс Е: Церковный год сиро-халдеев. 1901,1, 937–938 (169–170) прим. 1 (о «косой пасхе» армян). – Журналы заседаний Комиссии по вопросу о реформе календаря при Русском Астрономическом Обществе в 1899 г. Приложение V, стр. 31–49 (доклад В.В.Болотова о пасхалии, читанный в 3-м заседании Комиссии 31 мая 1899 г.). – День и год мученической кончины св. евангелиста Марка. Христ. Чт. 1893, II, 143–174 (отд. отт. 281–312), 409 (317) прим. 71. – Настоящий отдел редактирован свящ. Д. А. Лебедевым , которому принадлежат и все дальнейшие примечания, отмеченные инициалами Д. Л. (А. Б.) – 460.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Все данные здесь — из 41 тома Энциклопедического словаря «Гранат», где собраны автобиографические или достоверные биографические очерки деятелей РКП(б) Одного Ефима Цейтлина отстоял, и то ненадолго. Каких мы богатейших показаний лишаемся, покоя благородную молотовскую старость! Скоро, скоро прольётся твоя собственная! — в ежовский косяк энкаведешников захвачен будет Клюгин и в лагере зарублен стукачом Губайдулиным. Говоря обобщённо, — в этом одном он ошибся. Н. С. Таганцев. “Смертная казнь”. СПб, 1913 В Шлиссельбурге с 1884 по 1906 казнено… 13 человек. Уже цитированный обзор “Два года борьбы…” ГИЗ, М, 1920, стр. 75 Уж пошло на сравнение, так ещё одно: за 80 вершинных лет инквизиции (1420–1498) во всей Испании было осуждено на сожжение 10 тысяч человек, то есть около 10 человек в месяц. Свидетельство Б., разносившего по камерам смертников пищу. Только не известно в школах, что Салтычиха по приговору (классового) суда отсидела за свои зверства 11 лет в подземной тюрьме Ивановского монастыря в Москве. (А. С. Пругавин, “Монастырские тюрьмы”. Издание «Посредника», 1906, стр. 39) Издательство им. Чехова, Нью-Йорк, 1952 ТЮРемное ЗАКлючение (официальный термин) ТОН — Тюрьма Особого Назначения П. А. Красиков (тот самый, который будет на смерть судить митрополита Вениамина) читает в Петропавловской крепости «Капитал» (да только год один, освобождают его). Сборник “От тюрем к воспитательным учреждениям”. “Советское законодательство”, М, 1934 С 1918 года эсерок не стеснялись брать в тюрьму беременными. Как похоже на нацистского Эйхмана?… В 1925 году камень перевернули и надписи схоронили. Кто там лазит по Соловкам — поищите, посмотрите! Гернет. “История царской тюрьмы”, М, 1963, том V, гл. 8 Там же. Не люблю я эти «лево» и «право»: они условны, перепрокидываются и не содержат сути. Есть такое словечко!.. Небесно-болотный цвет. Рекомендуем Самое популярное Библиотека св. отцов и церковных писателей Популярное: Сейчас в разделе 2282  чел. Всего просмотров 66 млн. Всего записей 2583

http://azbyka.ru/fiction/arxipelag-gulag...

Тынянов, П. Богатырев, Р. Якобсон, Е. Поливанов и многие другие. Во второй половине 20-х годов «формальная школа» подвергалась резкой критике со стороны Л. Троцкого. 26 Бодянский Осип (Иосиф) Максимович (1808–1877) – российский и украинский филолог, историк, археограф, один из первых славистов в России, писатель, переводчик, редактор, издатель древнерусских, древнеславянских литературных и исторических памятников, фольклорист, украинский поэт-романтик. 28 Шахматов Алексей Александрович (1864–1920) – выдающийся российский филолог и историк, основоположник исторического изучения русского языка, древнерусского летописания и литературы. 32 Радлов Василий Васильевич (настоящее имя Вильгельм Фридрих) (1837–1918) – российский востоковед-тюрколог, этнограф, археолог и педагог немецкого происхождения, один из пионеров сравнительно-исторического изучения тюркских языков и народов. Академик Петербургской АН (1884). 33 Ольденбург Сергей Федорович (1863–1934) – российский и советский индолог, филолог и историк, исследователь фольклора и искусства Индии, Центральной Азии, Дальнего Востока, академик Петербургской АН (1908). 34 Бартольд Василий Владимирович (1869–1930) – российский и советский востоковед, тюрколог, арабист, исламовед, историк, архивист, филолог, академик Петербургской АН (1913). 35 Крымский Агафангел Ефимович (1871–1942) – российский и украинский историк, писатель, переводчик, востоковед, тюрколог и семитолог. Один из организаторов (1918) Академии наук Украины. Академик АН Украины. 40 Ростовцев Михаил Иванович (1870–1952) – российский и американский (в эмиграции) историк античности, филолог-классик и археолог. Федотов сдавал ему магистерский экзамен в Петербургском университете в 1915 году. 41 Моммзен Теодор (1817–1903) – немецкий историк, филолог-классик и юрист, лауреат Нобелевской премии по литературе (1902). 45 Гримм Давид Давидович (1864–1941) – российский юрист, ректор Петербургского университета в 1910–1911 годах. 46 Пергамент Михаил Яковлевич (1866–1932) – романист, цивилист, профессор. Декан Высших женских курсов в Петербурге с 1907 года. 47 Петражицкий Леон Иосифович (1867–1931) – российский и польский социолог и теоретик права, профессор кафедры энциклопедии и философии права Петербургского университета (1898–1918), после эмиграции в 1918 году профессор Варшавского университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

7. Алексей Иванович Рыков (1881–1938) — советский политический и государственный деятель. 8. Валериан Валерианович Оболенский, парт. псевдоним Н. Осинский (1887–1938) — советский экономист, государственный и партийный деятель, публицист. Был привлечен к процессу Бухарина — Рыкова в качестве свидетеля; впоследствии арестован, приговорен и расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. 9. 7-й конгресс Коммунистического интернационала проходил 25 июля — 20 августа 1935 года в Москве. 10. Карл Николаевич Сванидзе (род. 1921), один из руководителей Политиздата при ЦК КПСС. 11. Роман Якова Ильина «Большой конвейер» (опубликован в 1934 году) — одна из первых книг о начальном этапе индустриализации СССР. 12. Панкратова Анна Михайловна (1897–1957) — советский историк, партийный и общественный деятель. Член ЦК КПСС (1952–1957). 13. Гейдар Гусейнов. Из истории общественной и философской мысли в Азербайджане XIX века (1950). Сталинская премия, присвоенная Гусейнову за эту книгу, была вскоре у него отобрана; не выдержав гонений, основанных на критике книги, автор покончил с собой в том же году. 14. Багиров Мир Джафар (1895–1956) — советский и азербайджанский партийный и государственный деятель, первый секретарь ЦК Азербайджана (1933–1953). 15. Майский Иван Михайлович (1884–1975) — советский дипломат, историк и публицист. В 1943–1946 годах заместитель наркома иностранных дел СССР В. М. Молотова. Участвовал в Ялтинской конференции (4–11 февраля 1945 года). Был председателем Международной репарационной комиссии. Член АН СССР (с 1946 года). В феврале 1953 года арестован по 58-й статье (за шпионаж), освобожден и восстановлен в партии в 1955-м, реабилитирован в 1960 году. 16. Никита Сергеевич Хрущев стал Первым секретарем ЦК КПСС с 1953 года, в том же году выступил на ХХ съезде с речью о культе личности И. Сталина и массовых репрессиях. 17. В 1956 году. 18. Шамиль (1797–1871) — имам Дагестана и Чечни, борец против власти Российской империи на Кавказе; в 1956 году историки пытались подвергнуть ревизии сложившуюся официальную трактовку движения Шамиля.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Под именем М. Т. сохранилась Гомилия в честь арх. Михаила на саидском диалекте копт. языка (NY Morgan. М. 592, IX в.(?); изд. и лат. пер.: Lafontaine G. Un éloge copte de Saint Michel attribué à Macaire de Tkow//Le Muséon. Louvain, 1979. Vol. 92. P. 301-320; нем. пер.: Moawad. 2009. S. 16-26). Ист.: Amé lineau E. Monuments pour sérvir à l " histoire de l " Égypte chrétienne. P., 1888. Vol. 1. P. 92-164; Nau F. Histoire de Dioscore, patriarche d " Alexandrie, écrite par son disciple Théopiste//J. Asiatique. Sér. 10. P., 1903. Vol. 1. P. 5-108, 241-310; Lefort L. T. À propos de Macaire de Tkow//Le Muséon. 1952. Vol. 65. P. 5-9 [начало Похвального слова по сгоревшей рукописи из б-ки Лувена]; A Panegyric on Macarius, Bishop of Tkow: Attributed to Dioscorus of Alexandria/Ed., transl. D. W. Johnson. Louvain, 1980. 2 vol. (CSCO; 415-416. Copt.; 41-42); S é v è re ibn al-Moqaffa (?)lsquo; , é v ê que d " Aschmounain. Réfutation de Sa‘îd ibn-Batriq (Eutychius): Le livre des Conciles/Texte arabe publ. et trad. par P. Chébli. P., 1909. Turnhout, 1983r. P. 200-202. (PO; T. 3. Fasc. 2); SynAlex. Vol. 1. P. 371-373. Лит.: Revillout E. Récits de Dioscore exilé à Gangres sur le Concile de Chalcédoine//Revue égyptologique. P., 1880. Vol. 1. P. 187-189; 1882. Vol. 2. P. 21-25; 1885. Vol. 3. P. 17-24; Болотов В. В. Из церковной истории Египта//ХЧ. 1884. Ч. 2. 11/12. С. 581-625; 1885. Ч. 1. 1/2. С. 9-94; Лебедев А. П. Коптские и арабские источники по истории древней, преимущественно Египетской, Церкви//БВ. 1892. Т. 1. 1. С. 233-258; Orlandi T. Elementi di lingua e letteratura copta. Mil., 1970. P. 90-92; Johnson D. W. Macarius of Tkow, Saint//CoptE. Vol. 5. P. 1492-1494; Esbroeck M., van. La Dormition chez les Coptes//Actes du IVe Congrès copte/Éd. M. Rassart-Debergh, J. Ries. Louvain-la-Neuve, 1992. Vol. 2. P. 436-445; Emmel S. Immer erst das Kleingedruckte lesen: «Die Pointe verstehen» in dem koptischen Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou//Ägypten - Münster/Hrsg. A. I. Blöbaum et al. Wiesbaden, 2003. S. 91-104; Frankfurter D. Illuminating the Cult of Kothos: The «Panegyric on Macarius» and Local Religion in Fifth-Century Egypt//The World of Early Egyptian Christianity: Language, Literature, and Social Context/Ed. J. Goehring, J. Timbie. Wash., 2007. P. 176-188; Moawad S. Exegese des Makarios von Tko  ou über den Erzengel Michael//Le Muséon. 2009. Vol. 122. P. 11-26; idem. Untersuchungen zum Panegyrikos auf Makarios von Tko  ou und zu seiner Überlieferung. Wiesbaden, 2010 (рец.: Klein K.//Plekos. 2014. N 16. P. 55-78 [Электр. изд.]).

http://pravenc.ru/text/2561464.html

867 Вряд ли Хаджи-Гирей выступил в данном случае союзником Ивана III: о наличии между Москвой и Крымом союзнических и вообще дипломатических отношений до 70-х гг. нет данных. 868 Менгли-Гирей, сыи Хаджи-Гирея, позже считал, что большеордынский престол некогда принадлежал его отцу (Сб. РИО. СПб., 1884. Т. 41. С. 444; РГАДА. Ф. 389 (Литовская метрика). Кн. 5. Л. 249). Вероятно, основанием для этого было именно «взятие Орды» (кочевой ставки главного из ханов-Джучидов) Хаджи-Гиреем в 1465 г. Утверждение Л. Коллинза, что Хаджи-Гирей владел Большой Ордой с первой половины 50-х до конца 60-х гг. (Collins L. On the Alleged «Destruction» of the Great Horde in 1502//Manzikert to Lepantö the Byzantine World and the Turks. 1071–1571. Amsterdam, 1991. P. 376– 377) ошибочно: под 1460 и 1465 гг. в летописях, а под 1466 г. в письме турецкому султану (см. примеч. 17) в качестве хана Большой Орды выступает Махмуд. 869 В письме он сообщает, что достиг престола – «места прежних ханов – предков наших» (Султанов Т.И. Письма золотоордынских ханов//Тюркологический сборник. 1975. М., 1978. С. 240). Речь идет, несомненно, о большеордынском престоле. 873 Трехлетняя (1467–1469 гг.) война с ним завершилась в целом успешно (См.: Базилевич К.В. Внешняя политика Русского централизованного государства во второй половине XV века. М, 1952. С 64–72; Fennell J.L.I. Ivan the Great of Moscow. L., 1959. P. 19–28; Алексеев Ю.Г. Под знаменами Москвы. М., 1992. С 77–96). В.Д. Назаров полагает, что до этого конфликта Москва платила выход не только Большой Орде, но и Казанскому ханству (Назаров В.Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983. С. 23–24, 31; История России с древнейших времен до конца XVII в. С. 317). Это маловероятно. В 1445 г. Василий II, оказавшись в плену у Улуг-Мухаммеда, вероятно, согласился на уплату выхода, но после убийства хана, воцарения в Казани Мамутяка и перехода его братьев Касыма и Ягупа на московскую службу вернувшийся в начале 1447 г. на московский стол Василий должен был считать себя свободным от прежних обязательств. Нападения Мамутяка в качестве союзника Дмжцяя Шемяки на московские владения косвенно указывают на невыплату Василием выхода в Казань. В 1461 г. великий князь собирался идти «на Казанского царя»: поход предотвратило посольство из Казани, сумевшее урегулировать дело миром (ПСРЛ. Т. 27. С. 122); это мало напоминает отношения с правителем, которого признают сюзереном и которому выплачивают дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010