42 В Японии для заверения финансовых, юридических и прочих документов используется не рукописная подпись, а специально изготовленная личная печать с иероглифами фамилии владельца. 43 Тэндон — чашка риса с овощами, морепродуктами или мясом, обжаренными в специальном кляре. 44 Дзидзо — буддийское Божество — покровитель детей и путников. 45 Сайго Такамори (1827–1877) — выдающийся политический деятель эпохи Мэйдзи (1868–1912). Бронзовая статуя Сайго установлена в парке Уэно в г. Токио в 1898 г. 46 Рамэн — традиционная китайская лапша. 47 Мф. 9.11–13. 48 Бонсай — традиционное искусство выращивания карликовых деревьев в горшках. 49 Тодзио Хидзки (1884–1948) — политический деятель, начальник штаба Квантунской армии во время Японо-китайской войны (1937–1945), военный министр (1940–1941) и премьер-министр Японии (1941–1944). Тодзио фактически руководил японским государством и японской армией во время второй мировой войны, после окончания которой был арестован 11 сентября 1945 г., признан военным преступником и приговорен к смертной казни через повешение Международным Токийским трибуналом. 50 Сэнсэй (буквально: учитель) — обращение к представителям интеллигенции. 51 Юкки — сокращенный вариант имени Юкико, который звучит по-японски так же, как слово «юкки» — «мужество», «смелость». 52 В романе упоминается имя Сайго Такамори, чья поддержка мятежников в Сацума (1877 г.) расценивалась как предательство по отношению к законному правительству, хотя он осознанно не планировал восстания. Возможно, и здесь писательница намекает на его трагическую судьбу и посмертную реабилитацию. 53 Весенняя хризантема — однолетнее растение, высотой до 30 см. В пишу употребляют листья и цветы желтого цвета с приятным ароматом. 54 «ЕТ» («Инопланетянин») — фильм Стивена Спилберга, в котором главный герой — инопланетянин: чрезвычайно морщинистое, худое существо ростом с ребенка с огромными глазами. 55 1 Кор. 7.29. 56 Текома китайская — лиана длиной до 6 м, цветет яркими желто-красными цветами. Поделиться ссылкой на выделенное

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=130...

Здесь вдохновляемый прекрасной Элис ле Странж, которая стала его женой в 1872 году, Олифант проповедовал доктрину «симпневмы», изложенную в сочинении «Симпневмата, или Силы эволюции, действующие ныне в человеке» (1884). Хотя на обложке книги стоит имя Лоуренса, более вероятно, что настоящим автором ее являлась Элис, ставшая еще более страстной, чем супруг, последовательницей идей Харриса. В этой книге разрабатывается учение о «двойниках» и об идеальном обществе гермафродитов, члены которого размножаются искусственными, несексуальными способами (какими именно – не уточняется). «Симпневмата» стала настоящей сенсацией. Ею весьма заинтересовался друг Олифанта генерал Гордон; а на обеде у королевы Виктории в Балморале во время визита в Англию в 1886 году королева даже попросила Олифанта прислать ей экземпляр его книги. Вскоре после выхода в свет «Симпневматы» Элис скончалась, и в 1888 году Олифант женился на Розамунде Дэйл Оуэн, внучке Роберта Оуэна. С этого момента Розамунда целиком посвятила себя чтению лекций о необходимости соблюдать целомудрие в браке, и эта пара больше напоминала союз «небесных двойников», чем настоящих супругов. Брак этот продлился недолго. Через несколько месяцев после свадьбы Олифант умер, и Розамунда вернулась в палестинскую общину, где вышла замуж за человека намного моложе себя. Через два года он впал в депрессию и покончил с собой, выбросившись в море с борта корабля. Тогда Розамунда взяла в мужья совсем юношу, почти мальчика, и счастливо прожила с ним под неумолкающие скандалы вплоть до самой смерти, постигшей ее в Лоурелсе (Уортинг) в 1937 году. К концу XIX столетия стало очевидно, что западное общество испытывает острую необходимость в новых, экзотических формах религии, стремясь дополнить или даже заменить ими традиционное христианство. Сведенборг показал один из возможных путей поиска, объединив религию и науку. Месмер и спиритуалисты продемонстрировали другой путь, распахнув двери в духовный мир. Интерес к восточным космологиям и оккультизму быстро возрастал, особенно в среде людей, стремившихся к радикальным политическим и социальным переменам. Но обществу требовались не только новые учения. Эпоха жаждала вдохновенных проповедников, и если те не находились, их место пытались занять политические деятели и писатели. Существовали, конечно, и влиятельные религиозные учителя, стоявшие вне традиционных церквей, – наподобие Принса, Харриса и Олифанта; однако они воплощали новые учения в жизнь лишь в незначительном масштабе. Впрочем, «Христианская наука» и мормоны доказали, что возможности создания новой массовой религии все-таки имеются и что, несмотря на весь мужской шовинизм тогдашней эпохи, Учителем и Пророком может стать и женщина. Оставалось только объявиться некоему индивидууму, который смог бы соединить личный авторитет Харриса и Принса и массовую притягательность учения Эдди с новым знанием, синтезирующим элементы всех радикальных альтернативных доктрин. Эра «западного гуру» уже могла начаться.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/babuin-m...

В Болгарии на пользу византиноведению пошли, наряду с исследованиями историка Византии Петра Мутафчиева (1883–1943), также и работы историков болгарского средневековья Васила 3латарского (1866–1935) и Петра Никова (1884–1939). На югославской земле исследованию византийской истории способствовали не только труды византинистов Драгутина Анастасиевича (1877–1950) и Филарета Гранича (1883–1948), но и в равной степени исследования по средневековой сербской и хорватской истории Станое Станоевича (1874–1937), Йована Радонича (1873–1956), Николы Радойчича (1882–1964) и Фердо Шишича (1869–1940). В Румынии также еще до Первой мировой войны пережили значительный подъем византийские исследования, прежде всего благодаря необычайной активности Николае Йорги (Jorga, 1871–1940), уникальная продуктивность которого в области как византийской, так и румынской истории вообще и литературной истории в частности, а также в области истории османской и всеобщей по праву вызывала большое восхищение. Сильно зависящие от международного сотрудничества, византиноведческие исследования весьма чувствительно пострадали от двух мировых войн. Но постепенно научный прогресс вновь возобновился, и последствия случившихся потрясений были преодолены, хотя и небезболезненно и не без тяжелых потерь. Во время затишья между двумя мировыми войнами византинистика пережила даже значительный подъем, а сегодня можно говорить уже о новом расцвете византиноведения после Второй мировой войны. Наряду с сильным расширением исследовательской и издательской деятельности этот расцвет нашел зримое выражение в проведении международных конгрессов византинистов, основании новых специализированных журналов и появлении новых исследовательских центров. Если до Первой мировой войны византиноведение опиралось на два специализированных органа – «Византийский временник» и «Byzantinische Zeitschrift», то с 20-х гг. XX в. появился целый ряд профессиональных журналов, в которых отражался прогресс византийских исследований. На первом месте следует отметить основанный в 1925 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛИСС [англ. Bliss] Фредерик Джонс (22.01.1859, Сук-эль-Гарб, под Бейрутом - 3.06.1937, Уайт-Плейнс, шт. Нью-Йорк), амер. археолог, один из основателей научного изучения древностей в Палестине (см. Археология библейская ). Окончил Амхерстский колледж (магистр с 1893, д-р философии с 1894), учился в нью-йоркской Теологической семинарии (Union Theological Seminarium, 1884-1887). В 1888-1889 гг. изучал религию и обычаи сирийцев, позднее был приглашен Палестинским фондом исследований (ПФИ) продолжить раскопки, начатые У. М. Флиндерсом Питри на Телль-эль-Хеси (Юж. Палестина, библейское название Еглон) в 1890 г. В 1891-1893 гг. Б. возглавлял работы на телле. До Питри и Б. исследователи не осознавали, что один из основных археологических памятников Палестины представляет собой веками накопленные в одном месте остатки древних поселений и городов, к-рые можно датировать, изучив последовательность отложения фрагментов керамических сосудов. Б., соединив хронологический метод анализа материала, выработанный Питри в Египте, с собственными наблюдениями за стратиграфией теллей, показал возможность и необходимость их послойного исследования. Такой подход к изучению памятников положил начало научного этапа библейской археологии. Установленная Б. хронология слоев Телль-эль-Хеси явилась основой общей хронологии Палестины, к-рая принималась практически без поправок в течение столетия. В 1898-1900 гг. Б. применил свой «метод керамической стратиграфии» на раскопках в Иерусалиме, Телль-Захарии ( Азек ), Телль-эс-Сафи, Телль-Сандаханне ( Мареша ) и др. В 1900 г. ПФИ отказался от услуг Б., потому что безупречный в научном отношении метод предполагал длительный процесс раскопок, требовал значительных затрат и не сулил многочисленных сенсационных находок. Отказ от метода Б. надолго затормозил развитие археологии Сиро-Палестинского региона. В 1910 г. Б. преподавал в США (ун-т Рочестера, шт. Нью-Йорк) и в Протестантском колледже Бейрута; служил советником по древностям при брит. штабе (с 1918), а в 1920-1921 гг. был консультантом-археологом Американских школ исследований Востока в Иерусалиме.

http://pravenc.ru/text/149391.html

Этот институт имел особое значение в странах, где ранее не существовало развитой церковной организации, напр. в Польше и Венгрии (в наст. время титулы примаса и патриарха не предполагают наличия особых полномочий - CIC. 438). Нормы, восходящие к Л. д., есть и в действующем Кодексе канонического права (см. Codex iuris canonici ), напр. необходимость получить разрешение Папского престола для созыва пленарного и провинциального Собора (CIC. 439-440). Ист.: Decretales Pseudo-Isidorianae et capitula Angilramni/Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. Лит.: Maassen F. Geschichte der Quellen und der Literatur des canonischen Rechts im Abendlande bis zum Ausgange des Mittelalters. Gratz, 1870; idem. Pseudoisidor-Studien//SAWW. 1885. Bd. 108. S. 1061-1104; Bd. 109. S. 801-860; Hinschius P. Die kanonistischen Handschriften den Hamiltonschen Sammlung//ZKG. 1884. Bd. 6. S. 193-246; Seckel E. Pseudoisidor//PRE. 19053. Bd. 16. S. 265-307; Simson B. E., von. Pseudo-Isidor und die Le Mans-Hypothese//ZSRG.K. 1914. Bd. 4. S. 1-74; Davenport E. H. The False Decretals. Oxf., 1916; Fournier P., Le Bras G. Histoire des collections canoniques en Occident, depuis les fausses décrétales jusqu " au décret de Gratien. P., 1931. T. 1. P. 127-233; Buchner M. Pseudoisidor und die Hofkapelle Karls des Kahlen//Hist. Jb. Münch., 1937. Bd. 57. S. 180-208; Van Hove A. Prolegomena. Mechliniae; R., 1945. P. 300-311. (Comment. Lovaniense in Codicem Iuris Canonici; Vol. 1. T. 1); Stickler A. M. Historia iuris canonici latini: Institutiones academicae. Augustae Taurinorum, 1950. T. 1. P. 117-142; Fuhrmann H. Studien zur Geschichte mittelalterlicher Patriarchate//ZSRG.K. 1953. Bd. 39. S. 112-176; 1954. Bd. 40. S. 1-84; 1955. Bd. 41. S. 95-183; idem. Pseudoisidor in Rom vom Ende der Karolingerzeit bis zum Reformpapsttum//ZKG. 1967. Bd. 78. S. 15-66; idem. Einfluss und Verbreitung der pseudoisidorischen Fälschungen: Von ihrem Auftauchen bis in die neuere Zeit. Stuttg., 1972-1974. 3 Bde; idem. Fälscher unter sich: Zum Streit zwischen Hinkmar von Reims und Hinkmar von Laon//Charles the Bald: Court and Kingdom/Ed.

http://pravenc.ru/text/2463631.html

Приводимый ниже перечень трудов на русском языке, посвященных пророкам и их эпохе, является первым опытом такого рода, и поэтому пробелы в нем неизбежны. Однако список охватывает подавляющую часть монографий и статей, вышедших за последние сто двадцать с лишним лет. В библиографию вошли работы, имеющие богословский или научно-исторический характер. Мелкие же статьи назидательного содержания были нами опущены. Опущены также книги и статьи, непосредственной целью которых была антирелигиозная пропаганда. (Желающие познакомиться с ними могут обратиться к библиографии «Ежегодника Музея истории религии и атеизма», «Вопросов истории религии и атеизма» и «Вопросов научного атеизма».) Что же касается иностранной литературы, то здесь приведены в основном важнейшие сочинения современных западных библеистов, тех, которые были использованы при работе над этой книгой [Многие русские авторы XIX b. предпочитали выступать анонимно или под инициалами. В некоторых случаях нам удалось установить авторство, в других оно установлено, но под вопросом (главным образом по данным В. Воронцова) — в таких случаях мы ставим их имя в наклонные скобки, часть же авторов осталась неизвестна.].   ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ БВ — «Богословский Вестник». Журнал Московской Духовной Академии, Сергиев Посад, 1892-1918. ВДИ — «Вестник Древней истории», М.— Л., 1937-1971. ВР — «Вера и Разум», Харьков, 1884-1917. Всх — «Всход», СПб., 1881-1906 (евр. журн.). ВЧ — «Воскресное чтение», М., 1837-1892. ДЧ — «Душеполезное чтение», М., 1860-1917. ЕЭ — Еврейская энциклопедия, СПб., т. I-XVI. ЖМНП — «Журнал Министерства Народного Просвещения», С " Пб., 1834-1917. ПБ — Происхождение Библии (из истории библейской критики). Ветхий Завет. Сост. И. Крывелев. М., 1964, с. 587. ПБЭ — Православная Богословская Энциклопедия, т. 1-12, СПб., 1900-1911. ПМ — «Православная Мысль». Труды Православного Богословского ин-та в Париже, вып. 1-4, Париж, 1928-1972. ПО — «Православное Обозрение», М., 1860-1891. ПС — «Православный Собеседник». Журнал Казанской Духовной Академии, Казань, 1855-1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

371. Sutcliffe E.F. and Orchard B. (ed.). A Catholic Commentary on Holy Scripture. London,1953.   13. ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА И РЕЛИГИЯ ИЗРАИЛЯ В ЭПОХУ ПРОРОКОВ Источники 372. Библия, или книга Св. Писания Ветхого и Нового Завета, изд. Московской Патриархией. М., 1968 и др. издания. 373. Волков И. Арамейские документы иудейской колонии на Элефантине. М., 1915, с. 82 (автор — востоковед). 374. Гуляев М. Исторические книги Св. Писания, переведенные с еврейского языка с подстрочными примечаниями. Киев, 1866. 375. Священные книги Ветхого Завета, переведенные С еврейского текста, т. 1-2. Вена, 1877 (еврейско-русский параллельн. текст). 376. Флавий Иосиф. Иудейские древности, т. 1-2. Пер. Г. Генкеля. СПб., 1900, с. 716; 420 + XX. 377. Его же. О древности иудейского народа. Против Апиона. Пер. Я. Израэльсо-на. СПб., 1895, с. 134 + XII. 378. Хвольсон Д. Сборник еврейских надписей. СПб., 1884. 379. Bardtke H. Hebraische Konsonantentexte. Leipzig, 1954. 380. Biblia Hebraica, ed. R. Kittel. Stuttgart, 1966. 381. Septuaginta, ed. A. Rahles. Stuttgart, 1965. Литература 382. Аксаков H. Иудаизм как всемирное явление. — В кн.: H. Аксаков. Полное собрание сочин., т. 3. М., 1886, с. 725-735 (автор — публицист — славянофил). 383. Амусин И. Народ земли — ВДИ, 1955, с. 14-36. 384. Амфитеатров Е. Общий характер сведений о поэзии евреев. — ПТО, 1847, с. 331-362. 385. Б-в П. Историческая достоверность книг Паралипоменон. — ЧОЛДП, 1889, с. 205-253. 386. Бек С., Бранн М. Еврейская история от конца библейского периода до настоящего времени, т. 1. Одесса, 1896. 387. Беленсон Е. Призвание Израиля. —«Путь», Париж, 1937, (католич. автор). 388. Богословский М., прот. Священная история Ветхого Завета. М., 1910, с. VI+314+16. 389. Богословский H. Библейское учение о совести. — ПС, 1903, 390. Богоявленский H. Значение Иерусалимского храма в ветхозаветной истории еврейского народа. СПб., 1915. 391. Буль Ф. Социальные отношения израильтян. Пер. с нем. А.Глаголева. СПб., 1912. 392. Валетон И. Израильтяне. Пер. с нем. — В кн.: Шантепи де ла Соссей, Иллюстрированная история религий, т. 1, СПб., 1913, с. 294-348 (автор — протест. библеист).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Помимо комментированного издания шумерских хозяйственных текстов, Н. удалось правильно прочесть шумерскую надпись на гире кон. III тыс. и табличку с вавилонским контрактом о продаже дома, обнаружить в коллекции Блау пиктографические таблички и верно установить их как древнейшие источники по истории клинописи. Им же была создана методология определения подделок под клинописные тексты. Известны 2 учебных пособия, подготовленные Н. для студентов Московского ун-та. Первое из них содержит издание шумеро-аккадских силлабариев, а во втором издан шумеро-аккадский текст заговора богу огня Гирре, комментарий к к-рому выполнен с привлечением сведений из всех семит. языков и параллельных клинописных текстов. Комментируя текст заговора, Н. установил, что шумеры считали существующим только то, что имеет имя, и сделал очень важный вывод о связи между называнием и творением в шумеро-аккадской религии. Н. также установил, что изображения мужского и женского божеств на печатях со сценами жертвоприношений принадлежат богу Ададу и богине Шале, причем на печатях отображены не сами божества, а их статуи. В изданиях шумерских хозяйственных текстов содержатся ценные комментарии Н. к перечням жертвоприношений. В частности, он одним из первых установил, что цари 3-й династии Ура были не только идеологически, но и экономически приравнены к богам, к-рым приносились такие же жертвы, как и остальным божествам шумеров. Издав клинописные памятники Урарту, Н. положил начало урартологии как специальной области ассириологии. Сын Н.- Николай Михайлович (1 нояб. 1877 - 19 нояб. 1959), историк, востоковед; академик АН БССР (1931), член-корреспондент АН СССР по отделению истории и философии (1946), заслуженный деятель науки БССР (1938). Окончил историко-филологический фак-т Московского ун-та (1900). С 1929 г. работал в АН БССР, в 1937-1953 гг.- директор Ин-та истории АН БССР. Автор работ по истории религии, истории Др. Востока, семитским языкам и клинописи. Арх.: РГИА. Ф. 776. Оп. 20. Д. 1427; РГАДА. Ф. 1184. Оп. 3. Ч. 2. Т. 2, 1884 г. Д. 114; ЦГА Москвы. ОХД до 1917 г. Ф. 203. Оп. 745. Д. 1774. Л. 1813 об.- 1814; Ф. 229. Оп. 4. Д. 2700, 5139; Ф. 234. Оп. 1. Д. 1748, 1903; Ф. 418. Оп. 50. Д. 239.

http://pravenc.ru/text/2566204.html

Несколько статей о. Г. Флоровского (род. в 1893), ныне целиком ушедшего в богословие, свидетельствуют о философской зоркости их автора, а литературная одаренность его, соединенная с исключительной эрудицией, делает чтение работ Флоровского всегда интересным. Но Флоровский, по-видимому, совершенно ушел ныне в богословие 3317 . Из многочисленных работ А.Н. Гилярова (1856–1928) (?) особенно надо отметить «Руководство к изучению философии» (Киев, 1916). Гиляров развивает своеобразную систему «синехологии» (очень близкую к софиологическим построениям). Гиляров был последователем философии Фехнера, и его наиболее ценные мысли лежат в области космологии. В.Е. Сеземан (1884–1937) (?) писал сравнительно мало по-русски, – главные его работы написаны по-немецки 3318 . Сеземан мыслил в линиях новейшего трансцендентализма (довольно близко к построениям С.И. Гессена). Больше надо сказать о М.М. Рубинштейне (род. в 1880), который остался после революции в Сов. России (жив ли он теперь – остается неизвестным). Ему принадлежали очень хорошие работы по педагогике, проникнутые истинно философским духом. Наиболее значительная его книга «О смысле жизни» (т. I-II. Москва, 1927) осталась неизвестной нам. Она попадала за границу случайно и редко, и мы знаем о ней лишь по довольно подробной рецензии о ней Чижевского 3319 . Рубинштейн, бывший раньше правоверным учеником Риккерта, в своей книге «О смысле жизни» совершенно отходит от трансцендентализма и очень приближается к современному экзистенциализму. Центральной проблемой для него является человек, а в человеке его центральная сила – способность к творчеству… Очень плодовит и имеет огромные заслуги в разных областях исторического изучения философии (русской, украинской, чешской, немецкой) Д.Я. Чижевский (род. в 1895 г.). Он написал несколько философских этюдов по логике, этике, философии языка и философии истории. Но всё это лишь материалы для некоей «чаемой» системы, которая лишь чувствуется в этюдах Чижевского 3320 . В.Я. Ильин и Д.А. Зандер издали несколько работ, касающихся проблем философской систематики, но все это membra disjecta (Разрозненные части (лат.)), как то же надо сказать и о работах Н.А. Реймерса , отчасти Боранецкого (издавшего в 1948 г. книгу «Ценность и человек»).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Эммануил Мунье (1905—1950) — французский философ. Принадлежал к левому христианскому направлению персонализма. Основал в 1932 г. жyphaл«Esprim». 420 Упомянутая работа «Советская Россия и мировая война» onyблukobaha(Esprim.- 1940. - 88. - Р. 120-128). 421 Мен де Биран (Мари Франсуа Пьер Гронтье де Биран; 1766—1824) — французский философ и политический деятель. 422 Речь идет о ЛюдobukeIX(1214—1270), короле Франции с 1226 г., возглавившем пятый и шестой Крестовые походы. Был канонизирован в 1297 г. 423 ЛюдobukXI(1461—1483) — король Франции с 1461 г. 424 Книга «Новое средневековье. Размышления о судьбе России и Европы бьла написана в 1923--1924 гг. 425 Жан Валь (1888—1974) — французский философ-экзистенциалист, профессор Сорбонны. 426 Жан Шлемберже (Шлюмберже) (1877—1968) — французский писатель. 427 Статья «Двойственный образ России. (К пониманию русской человечности)» не учтена в библиографии произведений Бердяева. Автограф хранится в РГАЛИ (Ф. 1496.Оп. 1. Ед. хр. 240). 428 Поль Рейно (1878—1966) — премьер-министр Франции, подал в отставку 16 июня 1940 г., а в июле был арестован и отправлен в Германию. 429 Эдуард Даладье (1884—1970) — лидер французской республиканской партии радикалов и радикал-социалистов, премьер-министр Франции в 1938—1940 гг.: именно его кабинет объявил войну Германии 3 сентября 1939 г. 430 Cp.:Mmф.XVI,2. 431 «Франция—Япония» — ежемесячный журнал, выходивший в Париже с 1934 г. под руководством Франко-японского комитета. 432 В РГАЛИ среди личных вещей Бердяевых сохранился один из этих крестиков. 433 Ср.: Uoahh.XVI,27. 434 Книга «Русская идея. Основные проблемы русской мыcлuXIXbeka и началаХХвека» была опубликована в 1946 г. 435 Мария (Майя) Павловна Роллан (урожд. Кювилье, по первому мужу Кудашева) (1895—1985) — поэтесса, переводчица. Жена Р. Роллана с 1934 г. 436 Сергей Кудашев, князь (ок. 1897 — ок. 1920) — племянник Н. А. Бердяева. В годы Гражданской войны воевал в Белой армии, умер от сыпного тифа. 437 Французский перевод книги «Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности» (1937) был опубликован в 1943 г, 438

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010