Ландер Сергей Карлович – старший следователь Следственного отдела Управления КГБ при СМ СССР по Московской области. Во время Великой Отечественной войны служил в военной контрразведке. Сын Карла Ивановича Ландера (1884-1937), члена партии большевиков с 1905 г.; делегата Учредительного собрания; председателя ВРК Западного фронта (Минск), члена Минского и Северо-Западного областных комитетов РСДРП(б) (1917); после установления советской власти в Белоруссии — председателя Совета народных комиссаров Западной области; члена Президиума ВЦИК; народного комиссара государственного контроля РСФСР (1918); особоуполномоченного Особого отдела ВЧК (1919); уполномоченного ВЧК на Северном Кавказе и в Донской области 1920) – организатора массового Красного террора; в 1921-1923 гг.— уполномоченного Советского правительства при иностранных миссиях помощи голодающим в России, позднее — члена коллегии Народного комиссариата внешней торговли. В отличие от многих «старых большевиков» К.И. Ландер избежал казни, жил в почёте на персональной пенсии, занимался научно-литературной деятельностью и умер в Москве от туберкулёза. Светличный Михаил Павлович (1915-1981) – генерал-лейтенант. Родился в станице Зерендинская Кокчетавского уезда Акмолинской области в крестьянской семье. С 1935 г. служил учителем. Секретарь Акмолинского обкома ВЛКСМ. Член ВКП(б) с 1942 г. Окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б). 2-й секретарь ЦК ЛКСМ Казахской ССР (1946). 2-й секретарь Кустанайского обкома Казахской ССР (1948). Член ЦК КП(б) Казахской ССР (1949). В 1951-1953 гг. - заместитель начальника Управления кадров Министерства государственной безопасности (МГБ) СССР. В 1953-1954 – на руководящей кадровой работе в Министерстве внутренних дел (МВД) СССР. В 1954-1956 гг. - - заместитель начальника Управления кадров Комитета государственной безопасности (КГБ) СССР. В апреле 1956 г. – январе 1962 г. – начальник Управления КГБ по Московской области. Генерал-майор (1957). С 9 января 1962 по октябрь 1967 г. - начальник УКГБ по г. Москва и Московской области, член Коллегии КГБ при СМ СССР. Генерал-лейтенант (1965). В 1968-1969 гг. - руководитель представительства КГБ при СМ СССР при КГБ при Совете министров Народной Республики Болгария. С 1969 г. в отставке по болезни. Депутат Верховного совета РСФСР 6-го и 7-го созывов.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

34 Синетта «Эзотерический буддизм». – Альфред Перси Синнетт (Sinnett; 1840–1921), английский журналист, теософ, редактор газеты «The Pioneer» (Аллахабад, Индия). Через посредничество Е.П. Блаватской вступил в переписку с двумя махатмами, которая продолжалась с 1880 по 1884 г. и составила более 140 писем (в настоящее время хранятся в Британском музее в Лондоне). Популяризировавшие теософию книги «Оккультный мир» (1881) и «Эзотерический буддизм» (1883) написаны А. Синнеттом почти полностью на материалах, содержащихся в этих письмах. См.: Readers guide to the Mahatma letters to A.P. Sinnett/Ed. by G.E. Linton and V. Hanson. London, 1988. 35 В оригинале: будхизм. Также в тексте встречается написание: будхизм, Буддха. Далее исправление не оговаривается. 36 Безант Анни (Besant; 1847–1933), английская общественная деятельница, теософ, лидер движения за независимость Индии. С1889 г. член Теософского общества, в 1907 г. стала его президентом. Подробнее см.: Nethercot A.H. The first five lives of Annie Besant (1960); The last four lives of Annie Besant (1963). 37 Ледбитер Чарльз Уэбстер (Leadbeater; 1854–1934), англиканский священник, оккультист, член Братства благословенного причастия, с 1883 г. член Теософского общества. Редактор газеты «Буддист» на Цейлоне (1886–1889), организатор ложи «Лотос» (1902) и одноименного теософского журнала. С 1916 г. епископ Либеральной католической церкви. 38 Е. Блаватской, «Secret Doctrine» (Тайное Учение). – Первые два тома книги Елены Петровны Блаватской (урожд. Ган; 1831–1891) «The Secret Doctrine» («Тайная доктрина») были опубликованы в Лондоне в 1888 г. (на английском языке). Третий том вышел посмертно, в 1897 г. На русском языке первые тома были напечатаны в Риге в 1937 г. (пер. Е.И. Рерих), третий том – в 1994 г. (пер. А.П. Хейдока). 39 ...в сборнике, посвященном памяти Е.П. Блаватской. – Имеется в виду второй выпуск сборника «Вопросы теософии», посвященный Е.П. Блаватской и ее произведениям (1910; 2-е изд.: 1913). 40 ...В. Прибыткову, редактору «Ребуса». – Еженедельный научно-популярный журнал русских спиритуалистов «Ребус» выходил в Санкт-Петербурге в 1881–1903 гг. под редакцией В.И. Прибыткова, затем в 1904–1918 гг. в Москве под редакцией П.А. Чистякова.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

7. Textes et documents pour l’étude historique du christianisme. Ed. par H. Hemmer et P. Lejay. T. 1–20. Paris, 1904–1912. 8. Testi cristiani. Ed. G. Manacorda. Firenze, 1930 – . 9. Corona Patrum Salesiana. Sanctorum Patrum Graecorum et Latinorum opera selecta, addita interpretatione vulgari. Ed. P. Ricaldone. Torino, 1937 – . IV. Переводные серии A) Английские и американские. 1) The Ante-Nicene Christian Library. Translations of the writings o f the Fathers down to AD 325. Ed. by A. Roberts,J. Donaldson. Vol. 1–24. Edinbourgh, 1866–1872 (переиздано в СШ А под названием The Ante-Nicene Fathers. Rev. by A.Cleveland Сохе. Vol. 1–10. Buffalo, 1884–1886); Vol. 25, ed. By A. Menzies. Edinbourgh, 1897; 2) A Select Library o f Nicene and Post-Nicene Fathers of the Christian Church. Ed. by Ph. Schaff and H. Wace. Vol. 1–28. Buffalo – New York, 1886–1900. B) Испанские. 1) Biblioteca de auctores griegos y latinos. Edd. L.Segala, С. Parpal. Barcelona, 1916–; 2) Los grandos maestros de la doctrina Christiana. Ed. F. Restepo. Madrid, 1925–. C) Итальянские. 1) I classici cristiani. Ed. P. Miscatelli. Siena, 1928–; 2) Testi cristiani (см. выше, III 8); 3) Corona Patrum Salesiana (см. выше, III 9). D) Немецкие. 1) Bibliothek der Kirchenväter. Hrsg. von F. X. Reitmayr, fortgesetzt von V. Thalhofer. Bd. 1–80. Kempten, 1869–1888; 2) Bibliothek der Kirchenväter. Hrsg. von O.Bardenhewer, Th. Schermann, C. Weyan. Bd. 1–61. Kempten, 1911–1930; 2 Reihe, Bd. 1–20. Kempten, 1932–1939. E) Французские. 1) Bibliothèque choisie des Pères de l’Eglise grecque et latine, ou cours d ’éloquence sacrée. Ed. par M. N. S. Guillon. Vol. 1–36. Paris, 1828–1829; 2) Les Pères de l’Eglise. Ed. par A. de Genoude. Vol. 1–10. Paris, 1835–1849; 3) Sources Chrétiennes (см. выше, I 3). V. Основные специальные серии 1. Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Hrsg. von O.von Gebhardt und A. Hamach. Bd. 1–15. Leipzig, 1882–1897; Neue Folge, Bd. 1–15. Leipzig, 1897–1906; Dritte Reihe. Hrsg. von A. Harnack und C. Schmidt. Leipzig, 1907 – (вышло более 130 томов; в 1950-е годы в составе TU выделились две подсерии: Studia Evangelica и Studia Patristica).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАНЧЕНКО Семен Викторович (1867, Суджанский у. Курской губ.- 10.06.1937, Ленинград), рус. композитор, дирижер, педагог, просветитель. Представитель с.-петербургской ветви Нового направления в рус. духовной музыке. Детские годы П. провел за границей, после смерти отца вернулся с матерью в Россию. Окончил гимназию. Начал изучать теорию музыки с П. С. Штейнбергом, в 1884 г. поступил в С.-Петербургскую консерваторию, но не окончил ее. Впосл. брал уроки композиции у А. К. Лядова . С 1892 г. занимался педагогической деятельностью: преподавал музыкально-теоретические предметы в муз. школе К. И. Даннемана и Н. М. Кривошеина и на муз. курсах Б. В. Поллака. Имел много частных учеников. Из переписки П. с В. В. Бесселем следует, что в 1896 г. он участвовал как корректор в подготовке 1-го издания партитуры оперы П. И. Чайковского «Опричник». В 1894-1899 гг. заведовал муз. частью в народной аудитории В. Н. фон Дервиз, где устраивал общедоступные хоровые концерты для рабочих, сопровождая их вступительным словом, и муз. вечера, читал лекции. 27 апр. 1899 г. состоялся 1-й общедоступный симфонический концерт при участии хора и оркестра аудитории под упр. П. В 1901 г. он организовал 2 симфонических концерта в зале Дворянского собрания в С.-Петербурге, в к-рых П. дирижировал сочинениями В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Вагнера, А. Брукнера, К. Сен-Санса и Р. Штрауса. В сер. 90-х гг. XIX в. литератор П. В. Засодимский рекомендовал его как «всесторонне образованного» человека, хорошего музыканта и композитора, примыкающего к Могучей кучке. В 1899-1900, 1901-1904 гг. и во 2-й пол. 1900-х гг. жил за границей (Берлин, Вена, Цюрих, Женева), где занимался композицией, посещал концерты, общался с музыкантами, пропагандировал рус. музыку. С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ) С. В. Панченко. Фотография. 1901 г. (РГАЛИ) В 90-х гг. XIX в. П. познакомился с А. А. Блоком через его тетку М. А. Бекетову, которая пела в хоре у П., посещала его концерты и брала у него уроки композиции (жена Блока Л. Д. Блок также брала уроки у П.). В 1903 г. П. первым написал неск. вокальных сочинений на стихи Блока. Противоречивый психологический портрет П. можно составить по его письмам Блоку (1900-1912), дневникам и записным книжкам поэта, воспоминаниям Бекетовой, А. Белого . По свидетельству Бекетовой, П. оказал «несомненное влияние» на молодого Блока.

http://pravenc.ru/text/2578903.html

8 Гире М.Н. — до 1922 г. посол в Риме и председатель Совета русских послов за границей. 9 Бенеш Эдуард (1884-1948) — чешский политический деятель, с 1918 по 1935 гг. был министром иностранных дел. 10 Масарик Томаш (1850-1937) — философ, с 1918 г. президент Чешской республики 11 Сазонов Сергей Дмитриевич (1860-1927) — государственный деятель. В 1910-1916 гг. министр иностранных дел России. В 1917 г. был назначен П.Н. Милюковым послом в Великобританию. В 1918-1919 гг. возглавлял управление иностранных дел в «Особом совещании» А.И. Деникина и входил в «Русское политическое совещание» в Париже. С 1919 г. в эмиграции. 191 15. Прот. С. Булгаков и В.В. Зеньковский — А.В. Карташеву обращаемся к Вам с настоящим письмом, содержание которого выражает общее настроение членов Совета Братства в Праге. Не только желание осведомить Вас, а через; Вас и Григория Николаевича, но еще большее стремление привлечь Вас к живому участию в разрешении тех трудностей, которые встали здесь, а отчасти и в Берлине перед Братством, — определяют настоящее обращение к Вам. Общей задачей Братства, с самого начала, было собирание церковных сил вокруг служения Церкви, ее преимущественно мыслительных сил. Заранее мы все предвидели неизбежность разногласий в понимании тех или иных проблем идеологического или церковно-практического характера, но считали совершенно достаточным для вступления в Братство наличность действенной связи с Церковью через участие в таинствах, преданность Церкви и взаимное доверие друг к другу. Но именно последнего оказалось в наличной церковной атмосфере недостаточно, и нам на каждом шагу приходится встречаться с настороженным или прямо недоверчивым отношением тех людей, с которыми хотели бы мы пребывать в единстве. Некоторая сугубая подозрительность отравляет, таким образом, взаимные отношения даже тех немногих людей, которые должны были сомкнуться в братство, — мало этого, самые странные и даже чудовищные подозрений уже сейчас витают над братством в кругах, более или менее близких к нам, — и это заранее парализует нашу работу, создает совершенно ненужную атмосферу пересудов, и братство пока не столько собирает, сколько раздвигает людей, духовно-близких... С этим можно и должно бороться, и никто из нас не глядит мрачно на все это, но только при дружном отпоре со стороны нас всех, при

http://predanie.ru/book/220710-bratstvo-...

Rutledge D. Cosmic Theology. The Ecclesiastical Hierarchy of Pseudo-Denys. – London, 1964. Schneider C. M. Areopagitica: die Schriften des heiligen Dionysius vom Areopag. – Regensbul, 1884. Semmelroth O. Das ausstralhlende und emporziehende Licht. Die Theologie des Pseudo-Dionysius Areopagita in systematischer Darstellung. – Bonn, 1947. Siebert O. von. Die Metaphysik und Ethik des Pseudo-Dionysius Areopagita. – Jena, 1894. Spearritt Ρ. Α Philosophical Enquiry into Dionysian Mysticism. – Fribourg, 1968. Steenberghen F. van. Autour de la docte ignorance, une controverse sur la theologie mystique au quinzieme siecle. – Münster, 1914. Stein E. Ways to Know God. The «Symbolic Theology» of Dionysius the Areopagite and Its Factual Presuppositions.//Thomist. – 1946. – T. 9. – P. 379–420. Stiglmayr J. Des heiligen Dionysius Areopagita angebliche Schriften über die beiden Hierarchien aus dem griechischen übersetzt. – München, 1911. Stiglmayr J. Des heiligen Dionysius Areopagita angebliche Schriften über göttliche Namen. – München, 1931. Thery G. Etudes dionysiennes: Hilduin, traducteur de Denys. – V. 1 – 2. – Paris, 1932–1937. Tritsch W. Dionysius Areopagita. Mystische Theologie und andere Schriften mit einer Probe aus der Theologie des Proklus. – München, 1956. Vanneste J. Le mystere de Dieu. Essai sur la structure rationnelle de la doctrine mystique du Pseudo-Denys l " Areopagite. – Paris, 1959. Völker W. Kontemplation und Ekstase bei Pseudo-Dionysius Areopagita. – Wiesbaden, 1958. Watts A. W. The Mystical Theology of Dionysius the Areopagite and Letters 1 and 5. – New York, 1944. Weertz H. Die Gotteslehre des Ps. Dionysius Areopagita und ihre Einwirkung auf Thomas von Aquin. – Cologne, 1908.     И блистающий ум ты оставил, и знание сущих Ночи ради бессмертной, которой нельзя называть О мистическом богословии Глава 1. Что такое божественный сумрак 1 . Троица пресущественная, пребожественная и преблагая, руководящая премудростью христиан, направь нас к таинственных слов пренепознаваемой пресветлой и высочайшей вершине, где простые, абсолютные и неизменные таинства богословия, окутанные пресветлым сумраком сокровенно таинственного молчания, в глубочайшей тьме пресветейшим образом сияют и совершенно таинственно и невидимо прекрасным блеском преисполняют безглазые умы. Молюсь, чтобы было мне так.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Лит.: [Порфирий (Успенский), архим.] Вероучение, богослужение, чиноположение и правила церковного благочиния египетских христиан (коптов). СПб., 1856; Болотов В. В. Из церковной истории Египта. СПб., 1884-1892. Вып. 1-3; Graf G. Zwei dogmatische Florilegien der Kopten//OCP. 1937. Vol. 3. P. 49-77, 345-402; idem. Geschichte. Bd. 2. S. 294-468; Trossen J.-P. Les relations du patriarche copte Jean XVI avec Rome (1676-1718). Luxembourg, 1948; Cramer M., Bacht H. Der antichalkedonische Aspekt im historisch-biographischen Schrifttum der koptischen Monophysiten (6.-7. Jh.): Ein Beitrag zur Geschichte der Entstehung der monophysitischen Kirche Ägyptens//Das Konzil von Chalkedon: Geschichte und Gegenwart/Hrsg. A. Grillmeier, H. Bacht. Würzburg, 1953. Bd. 2. S. 315-338; Gregorius (Atalla Girgis), bp. The Christological Teaching of the Non-Chalcedonian Churches// el-Masri I. H. The Story of the Copts. Newberry Springs (Calif.), 1982. Book 2: From the Arab Conquest to the Present Time. P. 465-475; Bu   lus Ba   s l , H ab b Girgis. As-Sahra al-urtu  duksiyya. Al-Qa  hira, 1985; Samir Kh. Un traité perdu d " al-Saf b. al-‘Assa  l sur l " Incarnation du Christ de l " Ésprit-Saint et de la Vierge Marie//After Chalcedon. Leuven, 1985. P. 283-296; Johnson D. W. Anti-Chalcedonian Polemics in Coptic Texts, 451-641//The Roots of Egyptian Christianity/Ed. B. A. Pearson, J. E. Goehring. Phil., 1986. P. 216-234; Shenouda III, Pope. The Nature of Christ. Cairo, 1991; Luisier Ph. La lettre du Patriarche Copte Jean XI au Pape Eugène IV: Nouvelle édition//OCP. 1994. Vol. 60. P. 87-129; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. Cairo; N. Y., 1999. Р. 52-64; Фридман И. А. О некоторых ключевых терминах трактата ас-Сафи Ибн аль-Ассаля «Сокращенные главы о Троице и Воплощении»//Вестн. ПСТГУ. Сер.: Филология. История. 2005. 4. С. 55-64; он же. Литературное творчество братьев Аль-Ассалей и трактат Ас-Сафи ибн Аль-Ассаля как опыт систематического изложения вероучения Коптской Церкви//Литературные традиции христианского Египта: Сб.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Никитин, Врачебн. сл. – Никитин А. Н. Врачебный словарь, изъясняющий принятые в медицине греческие и латинские термины с прибавлением кратких биографических очерков известных древних врачей. – СПб., 1835. Носович, Сл. белорусск. нареч. – Носович И . И. Словарь белорусского наречия. – СПб., 1870. Ожегов – Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М., 1949. То же. – 2-е – 23-е изд. – М., 1952–1990 Ольминский, Щедринск. словарь – Ольминский М. С. Щедринский словарь. – М., 1937, Опыт обл. влкр. сл. – Опыт областного великорусского словаря. – СПб., 1852. Орлов, Филол. сл. – Орлов А. И. Полный филологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1884–1885. Петров, Сл. Фонвизина – Петров К. Словарь к сочинениям и переводам Д. И. Фон-Визина. – СПб., 1904. Погорелов, Сл. к толков. на Псалтырь – Подвысоцкий, Словарь арханг. нареч. – Подвысоцкий А. Словарь областного архангельского наречия в его бытовом и этнографическом применении. – СПб., 1885. Поликарпов – Поликарпов Ф. Лексикон треязычный. – М., 1704. Полный сл. иностр. слов – Полный словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка, составленный по образцу немецкого словаря Гейзе. – СПб., 1861. Преображенский – Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. Т. 1–2. – М., 1910–1916. То же. – М., 1958. Рейф Ф. И. Русско французский словарь, в котором русские слова расположены по происхождению, или Этимологический лексикон русского языка. Т. 1–2. – СПб., 1835–1836. Русско-польск. сл – Русско-польский словарь./Под общ, ред. В. Г. Чернобаева. – М., 1940. Свенцицкий, Сл. – Свенцицкий И. Опыт сравнительного словаря русских говоров (Галицко-бойковский говор)//Живая старина. – Вып. 1–2. – СПб., 1900. Севергин, Сл. – Севергин В. М. Подробный словарь минералогический. Т. 1–2. – СПб., 1807. Сл. АР – Словарь Академии Российской. Т. 1–6. – СПб., 1789–1794. Словарь Академии Российской, по азбучному порядку расположенный. Т. 1–6. – СПб., 1806–1822 Сл. Грота–Шахматова – Словарь русского языка, составл. 2-м отделением имп. Академии наук. Т. 1. – СПб., 1891–1895/Под ред. Я. К. Грота. Т. 2. – СПб., 1897–1907/Под ред. А. А. Шахматова. Т. 3. вып. 1. – Пг., 1922/Под ред. С К. Булича. Т. 3. вып. 2. – Л., 1929/Под ред. Л. В. Щербы. Т. 4. – СПб., 1906–1926/Под ред. Д. К. Зеленина. Т. 5. – Пг, 1915–1928/Под ред. С. П. Обнорского. Т. 6. – Л., 1927–1929/Под ред П. Л. Маштакова. Т. 8. – Л., 1927–1929/Под ред. В. И. Чернышева.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

347 . Florovsky G. V. Asceticism and culture in the later Eastern Church//Sobornost. 1932. March. 15. 8–13. 348 . Florovsky G. V. Empire and Desert: Antinomies of Christian history//GOTR 1957. 3(2). 133–159. Christianity and Culture. Coll. Works. Belmont, MA. 1974. 2. 67–100. 349 . Florovsky G. The Eastern fathers of the Fourth century. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 7. 350 . Florovsky G. The Byzantine fathers of the Fifth century. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 8. 351 . Florovsky G. The Byzantine fathers of the Sixth to Eigth centuries. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 9. 352 . Florovsky G. The Byzantine ascetic and spiritual fathers. Coll. Works. Vaduz; Belmont. 1987. 10. 353 . Frank G. Synergismus//Realencyclopadie D. A. Hauck. Leipzig 1884. 141–150. 103–113. [ " Синергизм» – течение в раннем лютер. богословии, развивавшее весьма огрубленную (сравнительно с правосл.) версию учения о сотрудничестве воль Божией и человеческой, и отвергнутое лютер. доктриной]. 354 . Frank К. S. Askese und Mönchtum in der Alten Kirchen. Darmstadt 1975. 208. 355 . Gahbauer F. Gottesschau und Lichtvision bei den byzantinischen Mystikern//Orthodoxes Forum. 2002. 1. 5–17. 356 . Galatariotou C. Byzantine women’s monastic communities. The evidence of the Typika//JÖB 1988. 38. 263–290. 357 . Galtier P. Le Saint Esprit en nous d’après les Pères grecs. Rome. 1946. 290. 358 . Gardet L. Un problème de la mystique comparë la mention du Nom divin – dhikr – dans la mystique musulmane//RThom 1952. 3. 642–679; 1953. 4. 197–216. [Первые работы с науч. постановкой проблемы сопоставления суфийской и исихастской практики]. 359 . Garrigues J.-M. La nécessité des dons du Saint-Esprit pour toute vie chrétienne//Viens Esprit Saint. Venasque 1988. 61–73. 360 . Gavri T. Pravoslavna mistika. Novi Sad 1994. 121. 361 . Georgijeva V. Filozofija isihazma. Niš 1995. 162. 362 . Georgijeva V. Oboenje oveka u isihazmu//Religija i razvoj. Niš 1995. 131–133. 363 . Gillet L. The gift of tears//Sobornost. 1937. 12. 5.sq.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

De vir. illustr. 36); никаких следов существования таких текстов не сохранилось (критический анализ сведений о Пантене см.: Zahn. 1884. S. 77, 164-165; Bardy. 1937. P. 67-78; Nautin. 1953; Сидоров. 1998. С. 60-62). Интерпретации отношения К. А. к Пантену и учительной деятельности Пантена и К. А. в Александрии всецело обусловлены избираемыми исследователями путями решения 2 принципиальных проблем, связанных с ранней историей Александрийской школы. Эти проблемы обсуждались в научных дискуссиях в XIX-XX вв. и до наст. времени остаются предметом споров (обзор см.: Hoek. 1997. P. 61-79; Jakab. 2001. P. 91-106; Itter. 2009. P. 7-15). Первая проблема задается наличием 2 противоречащих друг другу перечней первых дидаскалов Александрийской школы; 1-й перечень восходит к еп. Евсевию Кесарийскому, а 2-й основывается на свидетельстве Филиппа Сидского. Вторая проблема имеет фундаментальный характер и предполагает рассмотрение вопроса о том, существовала ли вообще до Оригена Александрийская школа в качестве особого учреждения Александрийской Церкви. В процессе поиска решений первой проблемы среди исследователей сформировались 2 направления: представители 1-го направления следуют еп. Евсевию Кесарийскому и отвергают свидетельство Филиппа Сидского как противоречивое, исторически ненадежное и ошибочное (см., напр.: Le Boulluec. 1999. P. 22-23); представители 2-го направления используют свидетельство Филиппа для демонстрации сомнительности всех или нек-рых сведений еп. Евсевия и предлагают различные варианты «альтернативной» истории Александрийской школы и ее первых дидаскалов. Согласно принимаемой сторонниками первого направления традиц. 1-й версии, представленной в «Церковной истории» еп. Евсевия, а также в ее лат. переводе Руфина и у блж. Иеронима, в Александрии, «по древнему обычаю», со времени появления здесь христиан существовало «училище», в к-ром преподавалось Свящ. Писание ( Euseb. Hist. eccl. V 10. 1). Блж. Иероним свидетельствует, что церковные учители (ecclesiastici doctores) действовали в Александрии «со времен евангелиста Марка», к-рый, согласно церковной традиции, был первым предстоятелем Александрийской Церкви ( Hieron.

http://pravenc.ru/text/Климента ...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010