Fragm. hist. 84, 86; Marcell. Comit. Chron. AD. 405; Ioan. Malal. Chron. P. 363). Часть исавров заключила мир с империей; они поступили на военную службу в качестве федератов. В 447 г. К-поль от нападения гуннов обороняло их соединение во главе с неким Зиноном, к-рый вскоре получил высокую должность магистра Востока. Но уже в 449 г. он поднял восстание в родной Исаврии и имп. Феодосий II отправил против него войско комита Максимина. В 466 г. хозяин крепости Русумблада (позднее Зенополь) исаврийский князь Тарасикодисса стал магистром Востока, женился на Ариадне, дочери визант. имп. Льва I (457-474), крестился и принял имя Зинон. После того как в 474 г. он стал полновластным императором (правил в 474-475 и 476-491), в гос. и военных структурах империи преобладали исавры. Большинство визант. общества было этим недовольно, тем более что в Исаврии набеги продолжались. Так, в 469 г. некий Индак совершил морское нападение на Родос. Зинон дал ему отпор и захватил его крепость Папирий (Папирион, ныне Багдад-Кыры). В 473 г. в К-поле население устроило резню, часть исавров погибла. Против Зинона в нач. 475 г. был поднят мятеж, который возглавил родственник правящей фамилии Василиск. Зинон бежал из К-поля в Исаврию. Василиск правил полтора года, но не смог мобилизовать силы для окончательной победы над Зиноном. В это время Зинону явилась св. Фекла и предсказала ему возвращение в К-поль. Отправленное Василиском в Исаврию войско Илла и Трокунда перешло на его сторону, что позволило Зинону вскоре вернуться на престол. Во время правления Зинона в империи часто происходила борьба за раздел власти между кланами исавров. Наиболее крупными ее проявлениями были мятежи исаврийских вождей Маркиана (479) и Илла (484-488), которые в иерархии исавров были более родовиты, чем Зинон, и стремились сместить его с престола. Преемник Зинона имп. Анастасий I (491-518) воспрепятствовал дальнейшему укреплению положения исавров в элите империи, что вызвало их восстание, которое возглавил брат Зинона Лонгин.

http://pravenc.ru/text/1684614.html

Некоторого брата беспокоила страсть любодеяния: днем и ночью он ощущал в сердце своем как бы жало огненное. Но брат боролся, не уступая помыслам и не соглашаясь с ними. По прошествии многого времени отступила от него страсть, не преодолев его по причине трезвения его. И немедленно воссиял свет в его сердце ( 82, 475 ). В одном из египетских общежитии был юноша грек, который не мог погасить пламени плотского вожделения никаким воздержанием, никаким усиленным подвигом. Когда было сказано об этом искушении отцу монастыря, он употребил для спасения юноши следующий способ. Старец приказал одному из братий, мужу важному и суровому, чтобы он затеял с юношею ссору, осыпал его ругательствами и, после нанесения оскорблений, пришел жаловаться на него. Это было исполнено; были призваны свидетели, которые дали свидетельство в пользу мужа. Юноша, видя, что он оболган, начал плакать. Ежедневно он воздыхал, ежедневно проливал слезы; будучи преисполнен огорчения, он пребывал один; лишенный всякой помощи, он лежал у ног Иисуса. В таком положении он провел целый год. По прошествии года старец спросил юношу о помышлениях, которые прежде беспокоили его, не мучают ли они его до сих пор? Юноша отвечал: «Отец! Мне и так житья нет! до блуда ли?» Таким образом, искусством духовного отца юноша преодолел страсть любодеяния и спасся. Отечник ( 82, 475–476 ). Некогда один отшельник пришел из своей страны в Египет к авве Пимену. Отшельник начал говорить от Писания о предметах духовных и небесных. Но авва Пимен отвернулся и не дал ответа. Тот ушел от него со скорбью и сказал брату, который привел его: «Напрасно предпринял я это путешествие; я шел к старцу ради пользы, а он не хочет и говорить со мной!» Брат зашел к авве Пимену и говорит ему: «Авва, для тебя пришел этот великий муж, столь славный в своей стране – почему ты не говорил с ним?» Старец ответил ему: «Он «от вышних», и говорит о небесном, а я «от нижних», и говорю о земном. Если бы он говорил со мною о душевных страстях, я бы стал отвечать ему; а если он говорит о духовном, то я этого не знаю». Выйдя от него, брат сказал отшельнику: «Старец не сразу говорит от Писания; но если кто говорит с ним о душевных страстях, тому он отвечает». Сокрушившись в себе, отшельник вернулся к старцу и сказал ему: «Что мне делать, авва? Меня одолевают душевные страсти». Старец с радостью посмотрел на него и сказал: теперь ты хорошо пришел; теперь говори». Отшельник получил великое назидание и возвратился в свою страну, благодаря Бога за то, что удостоил его видеть столь святого мужа. Древний Патерик ( 73, 29–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

P. 490–492. 1012 Персонифицированный Воздух упоминается Аристофаном (Nub., 264) и отождествляется Филемоном с Зевсом (Fr. 91, 4 Kock). Корнут в «Греческом богословии» говорит о том, что Воздух – это Гера (3). 1014 Э. Хилхорст указывает, что здесь явно утрачена часть текста, сохранившаяся в латинской версии: Cumque tacuisset, proconsul eum iussit appendi , et quod verbis non poterat, voluit extorqueri tormentis. – «Так как он молчал, проконсул приказал подвесить его (на дыбе. – А. П.) и хотел пыткой вынудить то, чего смог добиться убеждением» (Hilhorst A . Commento al «Martyrium Pionii». P. 473). Эта была пытка с использованием eculeus (дыбы), на которой жертву подвешивали для растяжения членов. (Подробнее см.: Vergote J. Folterwerkzeuge//Reallexikon für Antike und Christentum. Bd. 8. Stuttgart, 1972. Sp. 120– 123; 134–137.) 1015 Инструмент пытки в форме крюка для раздирания боков жертвам. Музурилло неправильно переводит «ему выдирали ногти» (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. P. 163). Ср.: Mart. Carp., rec. lat. 2, 4; 3, 5. (Подробнее см.: Vergote J. Folterwerkzeuge. Sp. 134.) 1018 Речь идет о гладиаторах, сражающихся на арене за деньги. Э. Хилхорст видит здесь указание на бесстрашие христиан (Hilhorst A. Commenta al «Martyrium Pionii». P. 475), Г. Зелигер и В. Вишмайер, наоборот, считают это сравнение намеком на бесчестие (infamia) (Märtyrerliteratur. S. 167). 1020 Пионий был казнен на том же стадионе, что и Поликарп. Нам ничего не известно об амфитеатре в Смирне (см. примеч. (239) к греческой редакции «Мученичества Карпа»). Почему Г. Музурилло, Г. Зелигер и В. Вишмайер переводят στδιον как amphitheatre/Amphitheater, – загадка (The Acts of the Christian Martyrs/Ed. H. Musurillo. P. 163; Märtyrerliteratur. S. 167). 1022 Э. Хилхорст указывает, что этот термин заимствован из латыни; он означает секретаря (commentariensis), составлявшего commentarii – административные акты. Во II–III вв. у проконсула в канцелярии (officium) могло быть 2 или 3 таких чиновника. В позднеантичную эпоху эти «комментариенсис» занимались исключительно уголовными делами. Их обязанности были шире функций обычных секретарей: к ним направлялся донос, они отдавали приказ об аресте, они приводили обвиняемого к судье и держали его под надзором, они произносили приговор и они же проводили пытки и казнь (HilhorstA. Commenta al «Martyrium Pionii». P. 475–476).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поэтому, сиятельная госпожа и милостивейшая императрица, достойное почитания благочестие ваше не должно оставлять того, чему оно охотно положило начало, но со священною ревностью о вере и с твердой волей сохранять. Св. Симплиций (S. Simplicius) г. – 10.III.483 г. Св. Симплиций был родом из Тибура (совр. Тиволи), отца его, как сообщает Liber Pontificalis, звали Кастин. Время понтификата св. Симплиция – это последние годы существования Западной Римской империи и ее крушения, когда волна варварских народов, захлестнувшая Европу, нанесла окончательный удар и по трону уже давно оставшихся без империи императоров. В 476 г. предводитель германских наемников, скир Одоакр, сместил мальчика-императора Ромула, сослав его в Неаполь, где тот и скончался, а императорские регалии направил в Константинополь восточному императору Зенону. Номинально признав его главенство, Одоакр стал править под титулом короля. Таким образом, хотя и условная, но все же отчетливая хронологическая граница разделила два мира: античный и средневековый. В этих обстоятельствах главной задачей папы было сохранение церковной организации и вероучения. Св. Симплиций подтвердил непризнание 28-го канона Халкидонского Собора, фактически уравнивающего в чести Римский Престол и кафедру Константинопольского епископа. А на Востоке в это время началось триумфальное шествие монофизитства, которое нашло и официальную поддержку в лице узурпатора трона Василиска (январь 475 г. – август 476 г.), но даже и после его падения позиции еретиков были настолько сильны, что император Зенон (474 – 491 гг.) вместе с епископом Константинопольским Акакием, ради сохранения мира в империи решили примирить и объединить правоверных и монофизитов, в результате чего появился «Генотикон» («Объединитель»), то есть объединительный указ, исказивший догмат IV Вселенского Собора. «Генотикон» дошел до Рима, когда Симплиция уже не было в живых; раскол между отстаивавшим истинную веру Римским Престолом и пребывавшим в еретичестве Константинополем начался позже, при преемнике св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

п/п Группы монастырей Число монастырей Число крестьянских по Росписи 1661 г. – дворов по Росписи 1661 г. – % Наиболее крупные (свыше 1000 дворов) 17–3,5% 52,00% Крупные (от 100 до 1000 дворов) 109–23% 32,00% Средние (от 10 до 100 дворов) 250–52,5% 15,00% Мелкие (от 1 до 10 дворов) 99–21% ВСЕГО: 475–100% 100,00% Примечание: Общее число монастырей по Росписи 1661 г. – 476, об одном нет сведений, поскольку край столбца утрачен. Источники: «Роспись 170 году, какова взята из Монастырского приказу за дьячею приписью, сколько за всеми монастыри крестьянских дворов» (ЗОРСА. СПб., 1861. Т. 2. С. 401–422). Число монастырей конца XVII – начала XVIII в., точнее 1697 –1700 гг., определил Я. Е. Водарский, использовав комплекс архивных и опубликованных перечневых материалов. Наиболее ценные среди них реестры «сказок» монастырей, собранных в 1700 г. по России. В них особо выделены приписные монастыри 542 . Согласно подсчетам Водарского, в Европейской России действовало 600 монастырей – вотчиновладельцев, имевших крепостных крестьян: 174 из них приписные, 426 самостоятельные 543 . Кроме того, по мнению автора, «… было примерно столько же монастырей и пустыней, не имевших крепостных» 544 . Сведения относительно безвотчинных обителей – вопрос, требующий специального исследования. Значительная разница в численности монастырей по Росписи Монастырского приказа 1661 г. (476) и данным Я. Е. Водарского (600) невозможно отнести за счет неточной работы подьячих или составителей. Объяснение заключается, на наш взгляд, в разнице подхода. Исследователь отнес в число действующих все без исключения приписные монастыри и пустыни, хотя ряд обителей утратил свой статус: в этих монашеских братствах не было богослужения по церковному уставу, но, по-видимому, сохранялось хозяйство и старое местоположение с прежним именем. В то же время некоторые маломощные в экономическом отношении приписные монастыри, находясь под хозяйственной опекой крупного монастыря, сохраняли не только свой статус, но и степень среди местных монастырей, благодаря церковной (литургической, панихидной) службе по полному чину. К таким монастырям относились Андреевский училищный, Покровский «на Убогом дому» в Москве, оба приписаны были в 1682–1683 гг. к Заиконоспасскому 545 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

475. Гелиополь (Heliopolis), город солнца, город в Египте, вместо которого в еврейском написано Он (On), г был жрецом Петефрий. О нем упоминает Иезекииль. 476. Имаф ( μθ), страна иноплеменников; как говорит Иеремия – город Дамаска. 476. Емат (Emath), страна иноплеменников; по Иеремии, город Дамаска. 477. Инадда ( ναδδ), жребия Иссахарова; ныне есть другое селение Инадав ( ναδβ), по дороге из Елевферополя в Элию, приблизительно на 10-м милиарии. 477. Енадда (Enadda), и в колене Иссахарове; и доныне в есть некое селение Еннадаб (Ennadab), на дороге из Елевферополя в Элию, приблизительно на десятом милиарии. 478. Инаим ( ναμ) колена Иудина, и ныне есть селение Вефеним ( Βεθενμ) около Теревинфа. 478. Енаим (Enaim) в колене Иудине; и ныне есть селение Бетеним (Bethenim), около Теревнфа. 479. Инан ( νν), предел Дамасков, как (говорит) Иезекииль, от Фемана ( Θαιμν) и Фиников ( Φοινικνος), что другие (переводят) Фамар ( Θαμρ). 479. Енам (Enam), предел Дамаска, как читается у Иезекииля, простирающийся к В. от Фемана (Theman), и пальмовых рощ, что прочие переводчики перевели: Фамар (Thamar). 480. Инасор ( νασρ), жребия Неффалимова; помещен и выше под словом Асор (Аашр). 480. Енасор (Enasor), в колене Неффалимове, помещен и выше, под словом Асор (Asor). 481. Ингадди ( νγαδδ), пустыня, где скрывался Давид; и выше помещено Епгадди ( νγαδδ), колена Иудине; приложить к Мертвому морю, с 3. 481. Енгадди (Engaddi), пустыня, где скрылся Давид; мы поместили выше Енгадди в колене Иудине, возле Мертвого моря; к 3. 482. Инганни ( νγανν), жребия Иссахарова, город, отлученный Левитам; говорят, что есть такое селение Инганна ( νγανν), около Герасы, находящейся в Перее. 482. Енганни (Enganni), в колене, Иссахарове, город, отлученный Левитам; говорят, что есть некий другой город Енганна (Enganna), около Герасы, по ту сторону Иордана. 483. Инганним ( νγαννμ), колена Иудина, возле Вэфиля. 483. Енганним, (Engannim), в колене Иудине, ныне селение возле Вэфиля. 484. Индор ( νδρ), колена Манассиина, откуда была волшебница; помещен и выше, под словом Аендор (A­ ενδρ), находится близ Наина, в котором Христос воскресил сына вдовицы, около Скифополя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

473 К несчастью, крупный недостаток портил эти качества. Алчность Трибониана не знала меры: ради денег он был готов на все, и даже готов был без зазрения совести пренебречь справедливостью и правом. Он продавал, говорят, решения тем, кто больше давал, сочиняя, изменяя или поправляя законы, смотря по нуждам и щедрости просителей. 474 И в этих обвинениях нельзя видеть обычных клевет Секретной истории : мятеж Ника был в значительной мере направлен против Трибониана. Однако ж, в минуту этого страшного кризиса император его не покинул. Если, в виду рокочущего восстания, он и решился отнять у него квестуру 475 , то в возмещение ей дал ему пост начальника служб (в 533 и 534 годах) 476 , а с 535 года восстановил его в прежней должности квестора. 477 Он ее занимал до самой своей смерти, оставаясь неизменно большим любимцем монарха, которому, по словам Прокопия, расточал самую низменную лесть. 478 Но несомненно он был более необходимым выдающимися услугами, которые он оказывал Юстиниану, заставлявшими, даже при этом правоверном и благочестивом дворе, прощать ему сохраняемую им в глубине сердца тайную любовь к язычеству. Неоднократно присоединял он к квестуре должность начальника служб 479 и преуспевал повсюду. Когда, около 544 или 545 гг., Трибониан умер, он пользовался всеобщим уважением. 480 Урок 532 года ему пошел на пользу. Но кто гораздо более Трибониана был действительно правительствующим министром и быть может также злым гением царствования, так это префект претории Иоанн Каппадокийский. 481 Он не был ученым: его первоначальное воспитание было чрезвычайно небрежно; но ум у него был первостепенный, а его могущественный практический гений и его деловой смысл удивительно «предусматривали все обстоятельства и разрешали всякие затруднения». 482 Будучи очень низкого происхождения, он понемногу вкрался в милость к государю, заманивая его прекрасными обещаниями, и вследствие этого весьма быстро назначенный на высокий пост по управлению финансами, а вскоре затем произведенный в достоинство illustris , он достиг наконец в 531 году должности префекта претории.

http://azbyka.ru/otechnik/Yustinian-1/yu...

Таким образом, представление о Мессии, как о человеке, должно быть признано нормальным учением иудейской апокалиптики, как и иудейства вообще 468 . Учение это никогда не сменялось другим, а впоследствии под влиянием христианства, – как оппозиция последнему, – оно обострилось в иудейском сознании 469 . Что касается учения о страждущем Мессии 470 , то в рассматриваемый период мы его вовсе не находим, а учение 4 Ездры о смерти Мессии не имеет сюда никакого отношения 471 . Вполне основательными должно признать ссылки 472 на Новый Завет в доказательство того положения, что мысль о страдающем Мессии была вполне чужда иудеям времени Господа. Лишь у Иустина Мученика в „Разговоре с Трифоном иудеем“ (гл. 68:89) находится свидетельство о существовании представления о страданиях Мессии. Более же определенные указания на него принадлежат позднейшему времени. Интересно отметить факт, что позднейшее иудейство различало двух Мессий: Мессия, сын Давидов и Мессия, сын Иосифов или Ефремов, причем первый является страдающим, а второй умирающим Мессией и воителем 473 . Роль Мессии, сына Иосифова, состоит в том, что он побеждает врагов Израиля, занимает Иерусалим и делает его столицею, но после этого умирает насильственной смертью . По мнению Dalman’a, происхождение этого учения можно относить к 2–3 веку; причем поводом к его появлению послужила не полемика с христианами, но необходимость ободрить иудейский дух во время преследования Адриана 474 . Но Weber как раз видит в этом учении уступку, сделанную иудеями в полемике против христиан ввиду содержания Ис.53 475 . Искупительного значения смерть Мессии, сына Иосифова, не имела: идея эта неизвестна раввинизму 476 . Согласно учению о страждущем Мессии, господству последнего будет предшествовать время уничижения 477 . В вавилонской Гемаре говорится, что Бог обременит Мессию исполнением заповедей и страданиями, как мельничными жерновами. Мессия представляется здесь сидящим у ворот Рима с нищими и перевязывающим свои раны в ожидании времени, когда ему можно будет исполнить свое призвание 478 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

290 . Schmidtke A. Das Klosterland des Athos. Leipzig 1903. 166. Court. 1903. 17. 629; Meyer Ph.//ThL 1904. 29. 149; Vogt A.//RHR 1905. 51. 130; Rhijn C. H. van//Theologische studien. 1903. 21. 434. 291 . Schultz T. Medizin auf dem Berg Athos. Düsseldorf 1989. 439. (Düsseldorfer Arbeiten zur Geschichte der Medizin. 64). 292 . Sherrard Ph. Athos, the mountain of silence. L.; N. Y.: Oxford University Press 1960. VIII, 110. [Библ. 107–108]. Fletcher R. A.//JEH 1961. 12. 122; Saunders E. W.//J. of Religion. 1961. 41:2. 145; Davids E.//StMon 1963. 5. 245; Rexine J. E.//ChHist 1961. 30. 376; Proussis С. M.//GOTR 1961–1962. 7:1–2. 129–131; Guillaumont A.//RHR 1961. 159. 264; Plassart A. Bibliographiques//REG 1960. 73. 581; Härtel H.-J.//OS 1959. 8. 133; Connoisseur. 1960 (July-Dec.). 146. 269; Rexine J. E.//BS 1961. 2:2. 310–311; Goubert P., SJ//OCP 1960. 26. 475–476. 293 . Sherrard Ph. Athos, the holy mountain. L. 1982. 176. 294 . Speake G. Janus Lascaris’ visit to Mount Athos in 1491//GRBS 1993. 34:3. 325–330. 295 . Tachiaos A. E. Mount Athos and the Slavic literatures//Cyrillomethodianum. 1977. 4. 1–36. 296 . Tachiaos A. E. О originalnoj slovenskoj knjievnoj delatnosti na Svetoj Gori//Zbornik u ast Vojslava Djurica. Beograd 1992. 43–51. 297 . Talbot A-M. M. Women and Mt Athos//MABM 8 .258). 67–79. 298 . Teoteoi T. Deux épisodes de la lutte pour la suprématie au Mont Athos (XIII e -XIV e s.)//RESEE 1986. 24. 51–60. 299 . The Lives of the monastery builders of the Holy Mountain Athos. Buena Vista, Colorado; Holy Apostles Convent 1992. 272. (Pamphlet. Holy Apostles Convent. 5). [Сод.: Свв. Афанасий Трапезунтский – Павел Константинопольский – Евфимий Новый Иверский – Евфимий и Неофит Константинопольские – Савва Сербский – Симеон Мироточивый – Дионисий Касгорийский – Симеон Новый Фессалийский]. 300 . Theocbaridis G. Kurze geschichtliche Übersicht des Heiligen Berges Athos//BS 1960. 1. 91–112. 301 . Theoklytos Dionysiatis, monachos. Μεταξ Ορανο κα Γς. γιορειτικς μοναχισμς. θναι 1956. 142. 2 1967. 278.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

В определении понятия добродетели у Августина, заметен сильный отпечаток стоической морали, хотя она у него освящается и получает свою основу в христианских этических принципах. Не другим чем, как только подражанием греческой философии можно объяснить сведение Августином морали к сфере знания, мудрости. „Разум и благоразумие (λγοζ, φρνησιζ) говорит Циглер, всюду и без исключения (в греческой морали) являются высшей инстанцией; к ним – апеллирует эпос каждого времени 475 . В стоической школе отожествление добродетели и мудрости нашло высшую точку приложения. Сама добродетель, по определению стоиков, есть ничто иное, как правильно устроенный и усовершенствованный разум. Сенека так определяет ее: „virtus non aliud, quam recta ratio est“ 476 . Блаженный Августин в точности повторяет это определение. По его мнению, „душевная добродетель есть некоторое равенство жизни, сообразующейся во всех отношениях с разумом (virtus aequalitas quaedam est vitae, ratione undique consentientis) 477 . Главным объектом деятельности разума стоики считали борьбу человека с аффектами и страстями, подавление их посредством умеренности, воздержания (temperantia, moderatio). Августин также говорит: „не без основания многие – воздержанность, то есть (поясняет он словами Цицерона) умеренность и равновесие (frugalitas id est modestia et temperantia) 478 называли матерью всех добродетелей... Мудрость не иное что, как мера духа, то есть то, чем дух держит себя в равновесии (librat) 479 . Кроме этих добродетелей (мудрости и воздержания), понимаемых в стоическом смысле, Августин признавал и остальные из известной четверицы, положенной в основу стоической морали. Он называет первую ступень собственно-нравственного совершенствования ступенью силы, мужества – fortitudinis. „В этом настроении человек отказывается от всякого смертоносного наслаждения скоропреходящими благами, и, обратившись отсюда, склоняется к наслаждению вечным, то есть неизменяемым единством в Троице“ 480 (unitatem eamdemque Trinitatem). Не то же ли это мужество (fortitudo) стоиков, которое побуждало их следовать требованиям разума, а не мотивам удовольствия или печали? 481 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010