Если иметь в виду факт богооткровенной религии, богооткровенного нравственного закона, то ведь также следует принять во внимание, что откровение нравственного закона в последнем основании опирается на собственное моральное сознание человека. Так, ветхозаветный законодатель, давая народу израильскому закон, говорил ему: „заповедь, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она —399— не на небе, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас за море, и принёс бы её нам, и дал бы нам услышать её, и мы исполнили бы её? но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоём, чтобы исполнить его“ ( Втор.30:11–14 ). Откровенный нравственный закон является лишь раскрытием внутреннего закона совести. По словам св. Иоанна Златоустог о, „Бог, в начале создавая человека, даровал ему естественный закон. Бог даровал нам совесть и познание добра и зла сделал врождённым. Нам не нужно учиться, что блуд есть зло, а целомудрие добро. Мы знаем это от начала. И для удостоверения, что мы знаем это от начала, законодатель, давая впоследствии законы и сказав: не убий ( Втор.5:17 ), не прибавил, что убийство есть зло. Он только запретил грех, но не учил о нём, потому что совесть предварительно научила нас этому, и он говорил об этом как уже с знающими и разумеющими“. Так же рассуждает и новейший богослов, еп. Феофан. „Совесть, – пишет он, – по природе сочетана с волей Божией; потому коль скоро ей указано будет, что на то и на то есть воля Божья, она тотчас склоняется на то, стоит за то и нудит нас не нарушать того. Впрочем, поставляя то или другое дело в обязанность, Господь не хочет ограничиваться одной волей Своей или одним титлом вседержительства, но к каждому из таковых дел благоволил приложить и другие, ближайшие основания, непосредственно вытекающие из свойств самого дела и его соприкосновенностей. Сии ближайшие основания суть посредства, через кои воля Божия впечатлевается в нашем уме и сердце в свойственной делу степени. Потому в истолковании обязанностей своих можно, конечно, ограничиваться тем, что на то или другое дело есть воля Божия; но приличнее и соответственнее нашей природе изыскивать и сии основания ближайшие: ибо через них воля Божия связывает нас“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Заседание Великого Синедриона. Американская энциклопедия 1883 г.      В более поздние времена первосвященник был председателем синедриона — высшего религиозного суда. В соответствии с высоким званием и обязанностями он должен был больше, чем священники, соблюдать себя в отношении личной чистоты и святости. Он мог брать в жены только девицу и только из своего народа (см.: Лев 21, 14). Не мог обнажать голову и раздирать свою одежду, ибо это означало печаль или горе. Первосвященник Каиафа, разодравший одежду во время суда над Спасителем, нарушил закон. Это означало прекращение ветхозаветного священства. Первосвященник не должен был прикасаться к телу умершего. Посвящение левитов. Обряд посвящения левитов был значительно проще, чем посвящение первосвященника и священников. Об этом рассказывается в книге Чисел: И очистились левиты и омыли одежды свои, и совершил над ними Аарон посвящение их пред Господом, и очистил их Аарон, чтобы сделать их чистыми; после сего вошли левиты отправлять службы свои в скинии собрания пред Аароном и пред сынами его (Чис 8, 21–22). Моисей над ними совершал очищение: они окроплялись очистительной водой. Левиты после окропления водою обривали все свое тело, вымывали одежды и становились чистыми. Затем совершалось посвящение: они брали двух тельцов и хлебное приношение. Сыны Израилевы возлагали руки на левитов, а те — руки на головы тельцов. Один телец приносился в жертву за грехи, а другой — во всесожжение. Посвящение совершали Аарон и его сыновья. Служение левитов было тридцать лет — с двадцатилетнего возраста до пятидесятилетия. В пустыне они обязаны были переносить скинию и ее принадлежности. Позднее на них были возложены заботы о храме. Они отпирали и запирали его, поддерживали в нем чистоту, заведовали его доходами, приготовляли хлебы предложения. Со времени святого Давида из левитов составлялись многочисленные хоры. Они занимались пением и музыкальным исполнением при храме. 22 мая 2017 г. скрыть способы оплаты Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103702.html

И небо скрылось,свившись, как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих. И цари земные, и вельможи, и богатые, и сильные, и всякий раб и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелия гор. И говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Седящего на престоле и от гнева Агнца. Ибо пришел великий день гнева Его и кто может устоять? Это – будущее, это нечто такое, что трудно постигнуть и предощутить, – предощутить то, как это мы станем прятать свою греховность от очей неумытного вечного Судии, как завопим горам, чтоб они нас скрыли, пусть хоть раздавят нас собой и превратят в пыл и прах... Это для нас впереди. Но кто уже не чувствовал, многие ль не переживали сзади в прошлом вот чего? Мятущиеся помыслы, тяжкие воспоминания, ужасающие безотчетные предощущения, безнадежность в себе и в своих силах терзают душу так, что снял бы череп с плеч и кинул бы его об землю. А в душе при этом раздается вопль: отцы и братия! Дайте мне гроб, выройте могилу и засыпьте меня песком забвения. Простите мне все, простите мне все и забудьте, что я жил на земле... Это естественный, но – антихристианский дух уныния. А христианский дух утешительной христианской надежды подсказывает мятущемуся, тоскующему духу: и положат тебя во гроб и опустят в могилу и засыплют песком, только не забвения, а прощения, окутают твою могилу пожеланием вечной памяти и молитвою о упокоении. Все все тебе в могиле простят и разрешат и благословят тебя, как и ты прощаешь и разрешаешь и благословляешь всех. И Бог тебя простит и помянет и упокоит. Братие! Год грешной жизни у нас сзади. Могила на год к каждому из нас приблизилась. Кинем же в общую могилу грехи прошлого года, который для нас умер, и засыплем их там песком забвения и общего друг другу всепрощения. Аминь. Источник : Преосвященный Никанор, епископ Уфимский. Поучение на вечерне сыропустной недели (прощеного воскресенья).//«Странник», духовный журнал. – СПб., 1883. – Том I. – С. 121–128. Поучение в неделю святых отцов. О Каине и Авеле. Глас крови брата твоего вопиет ко Мне от земли ( Быт. 4, 10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

Итак, второе условие правильного направления нашей свободы есть – тщательное определение,-согласно ли принимаемое нами решение с волею Божией. А так как не на всякий отдельный, более или менее важный, случай нашей жизни тотчас можно найти ясное указание в Законе Божием, то Моисей и говорить: „прилепляйся к Нему“, т. е. входи во внутреннее общение с Богом молитвою, сердечным желанием, любовью, и Он скажет тебе волю Свою в твоем сердце и совести, и укажет путь жизни. Берегись, юноша, необдуманно поддаваться ныне обычным, шумным движениям и порывам легкомысленных сверстников, кто бы они ни были, столь же неопытных, как и сам ты; не отдавай никому своей свободы, за которую ты один отвечаешь; а в трудных обстоятельствах уединись, призови в сердце своем единого непогрешимого советника -Господа Бога твоего, и Он вразумить тебя, как поступить и кого держаться. Одно это движение души к общению с Богом мгновенно освободить твое воображение и сердце от обольщения, и твой разум от увлечения; все силы души твоей возвратятся в твое обладание и ты будешь в состоянии направлять их куда должно. Но кроме познания воли Божией о нас, для утверждения нашей свободы непременно требуется исполнение заповедей Божиих, как уроков и упражнений для нашей воли. Чтобы показать народу, как Господь облегчил для нас этот труд познания и исполнения Его заповедей, Моисей говорит, что заповедь Божия „не на небе и не за морем“, чтобы нужно было высоко подниматься, или далеко ходить за нею, но „весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его“ ( Втор. 11 – 12 ). Эти прекрасные слова имеют особенную силу по отношению к вам, воспитывающимся под кровом св. Церкви. Истинно, уста ваши, сердца ваши, ум и память ваша постоянно наполняются словом Христа Спасителя, Его Пророков и Апостолов. Не подвергнитесь осуждению, произнесенному пророком Иеремиею на сынов Израиля и Иуды, делавших злое от юности своей. „Они обратились ко Мне“, говорить пророк от имени Божия, „спиною, а не лицом; и когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления» ( Иер. 22, 30, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

– Кто ты? – Я Иосиф Мудрый, – отвечал он. – Когда ты умер? – В начале 1516 года. – Что ты нам скажешь? – Любите Бога и святых Его. Те, которым дух давал эти ответы, ничего не знали об Иосифе Мудром. Спросили меня. Я припомнил, что некоторые из учеников преп. Иосифа Волоколамского называли его Иосифом Мудрым и что указанный год близок ко времени его кончины. Навели справку, и оказалось, что преставление прп. Иосифа означено в святцах под 9 сентября 1515 года. Разница в годе могла зависеть или от ошибки считавших или от счета с новолетия с 1 сентября. Видимо, говоривший с нами дух хотел выдать себя за богоугодного праведника, много потрудившегося в защите православной веры против ересей. Но как узнать, правду ли он говорит или обманывает? Апостол Иоанн подает нам верный способ для распознавания духов. Он говорит: Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога. А всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста ( 1Ин. 4, 1–3 ). Основываясь на этих священных словах, я попросил вступивших Влобщение с духом, спросить его, исповедует ли он Сына Божия во плоти пришедшего? Этот вопрос остался без ответа; а когда повторили его, тяжелый ореховый стол с треском двинулся почти на аршин вперед». А вот еще более поразительный случай, рассказанный К. Кусковым в духовном журнале «Странник» 40 . «В начале 1883 г. одна дама Е. Р., – пишет он, – рассказала мне о том, как она, когда жила в городе К., вместе со своими знакомыми занималась со столом, который на всякие вопросы отвечал стуками ножкой; узнавал, сколько она получала тогда с почты денег и от кого и проч., и кроме того, стол ходил по комнате. Причину этих явлений она относила к действию магнетизма. До этого времени я не знал о спиритизме и потому сомневался в справедливости рассказа, и чтобы убедиться в действительности тех явлений, я предложил г-же Р. сделать в нашем семействе опыт с имевшимся у нас круглым столом, на что она согласилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Лютер читал усердно послание святого Павла, но не умел их читать, как должно, как читали Божественного Апостола языков великие отцы Церкви и учители вселенские, (например, св. И. Златоуст). Доктора немецкого соблазнили те места посланий Павловых, где падший человек назван тьмою, рабом греха, любителем тьмы и т. п. Но ученый муж не вникнул в то обстоятельство, весьма немаловажное в настоящем случае, что все означенные названия относятся к язычникам – к людям, собственною свободою своею усилившим в себе прирожденное нам повреждение греховное и – так сказать – погрязшим в бездне греха. «Язычество именно было – можно сказать – состояние падшее в падшем». (Слова В. П. Димитрия (Муретова) Архиепископа Херсонского в Академических его лекциях. – † 1883 г., ноября 14 д.). Но и об этих до крайней степени повреждения нравственного дошедших людях Божественный Павел не усумнился засвидетельствовать, не в оправдание им конечно, – «что можно знать о Боге, явно для них: потому что Бог явил им. Ибо невидимая Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы, так что они безответны» ( Рим. 1:19,20 ). Что касается свободы в человеке падшем, то – по учению Апостола – хотя свобода сия крайне стеснена властию греха, но и в самом тяжком грешнике не уничтожается. Вот подлинные слова Павловы о сем: «мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху (говорит так от лица каждого естественного, необлагодатственного человека). Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, a что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр: а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех . Ибо знаю, что не живет во мне, то есть, в плоти моей доброе (плоть зн. здесь весь человек в состоянии своего повреждения; иначе называется он в Божественных писаниях Павла человек ветхий): потому что знаю, что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Добра, которого хочу, не делаю, а зло, которого не хочу, делаю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

Между прочим, среди тех искушений, которые Христос побеждал ради обновления нашей плоти, было и самое страшное — искушение той чашей физических страдаиий, которую Он, как человек, просил Отца пронести мимо, но как Богочеловек принял. Действительно, Бог сильно возлюбил мир, точнее, человечество, точнее — тот плод, которого ожидает от человечества, если послал на такое единородного Сына. X. Мир после Богоявления Чем значительнее по своим последствиям произошедшее на земле событие, тем незаметнее оно совершается. Изобретение в 1313 году монахом Бертольдом Шварцом пороха не наделало шума, а через много лет позволило европейцам превратить половину остального мира в свои колонии и изменило политическую карту мира. Зато большой шум произвели Лиссабонское землетрясение 1755 года и взрыв вулкана Кракатау 1883 года, но на ход истории ни первое, ни второе события не оказали ника­кого влияния. Такая обратная зависимость легко объяснима. Жизнью человечества управляют идеи, а они тихи и невидимы. Их важность обнаруживается лишь в обилии приносимых ими видимых плодов, а эти плоды являются не сразу. Воплощение Второго Лица Пресвятой Троицы в человека Иисуса было не просто важнейшим событием всемирной истории — оно было также событием космическим, которому дивились и ужасались все силы небесные. Боговоплощение разделило весь процесс Божественного Домостроительства на два периода: до него и после него. К идеям, направлявшим этот процесс, оно добавило две новые — необходимость покаяния и необходимость регулярного причащения — помощь психологическую и помощь мистическую всем тем, кто желают войти в Небесное Царство. О покаянии надо сказать подробнее. Людям всегда было свойственно сожалеть о каком-то своём поступке, рвать на себе одежду, бить себя в грудь и посыпать голову пеплом. В Ветхом Завете, хотя и очень редко, мы встречаем описание такого поведения. «Когда я был обращён, я каялся, и когда был вразумлён, бил себя по бёдрам» ( Иер. 31:19 ). Но это совсем не то, что понимается под словом «покаяние» в Новом Завете, где оно встречается чуть ли не на каждой странице. Это греческое слово «метанойя», что в буквальном переводе означает «изменение образа мысли». Вот что говорит Христос о времени поста, отведённом специально для покаяния: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися… А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» ( Мф. 6:16-18 ). Покаяние, к которому призывает Христос, есть не уныние, навеваемое воспоминанием о совершённом грехе, а радость освобождения от греха, к которому ты твёрдо решил не возвращаться.

http://azbyka.ru/fiction/vsmotris-i-uvid...

Мордоконаки. — По-видимому, имеется в виду Бенардаки Дмитрий Егорович (ум. в 1870 г.) — откупщик и золотопромышленник. 175 Анафема — проклятие, отлучение от церкви. 176 Франц-Венецыян. — Имеется в виду персонаж «Истории о храбром рыцаре Францыле Венециане» (1787). 177 Приветствую тебя, обитатель…— Стихи капитана Повердовни сходны с пародийными стихами капитана Лебядкина в романе Достоевского «Бесы», печатавшемся за год до «Соборян» в «Русском вестнике». 178 «Когда деспот от власти отрекался…» — отрывок из послания П. И. Вейнберга к Я. И. Ростовцеву, напечатанного в «Колоколе» А. И. Герцена в 1858 году. Последние шесть строк в этом послании взяты из поэмы К. Ф. Рылеева «Наливайко». 179 …по распоряжению самого обер-протопресвитера Бажанова…— Бажанов Василий Борисович (1800–1883) — главный священник царского двора и гвардии; имел высшее духовное звание протопресвитера. 180 Делали мы Венгерскую кампанию в сорок восьмом году. — Речь идет о действиях царских войск против революционной Венгрии в 1848 году. 181 Тьма, тьма над бездною… но дух божий поверх всего — неточно приведенная цитата из библии (Книга Бытия): «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и дух божий носился над водою». 182 Сирах вменил в обязанности нам пещись о чести имени…— Иисус сын Сирахов (II b. до н. э.) — автор сборника изречений «Книга премудрости Иисуса сына Сирахова», входящего в состав библии; данная мысль высказана там следующим образом: «Во всех делах твоих будь главным и не клади пятна на честь твою». 183 …первоверховный Павел протестовал против попранья прав его гражданства…— Павел, по евангельскому преданию, один из ближайших учеников (апостолов) Христа. Имеется в виду эпизод из «Деяний апостолов», в котором рассказывается, как апостол Павел и его спутники были заключены в тюрьму в г. Филиппы (Македония); он отказался тайно выйти из заключения: «Но Павел сказал к ним: нас, римских граждан, без суда всенародно били и бросили в темницу, а теперь тайно выпускают? нет, пусть придут и сами выведут нас». 184

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Не столько важно знать, почему это так, сколько то, что это действительно так бывает. Так что церковь даже молится, чтобы Господь помог супругам соблюсти надлежащие отношения: мужу быть главой, а жене не выдти из повиновения. Выслушай же муж, что следует по апостолу из твоего главенства над женою. Мужья любите своих жен, как и Христос возлюбил церковь и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее себе славною церковию, неимеющею пятна, или порока, или чего нибудь подобнаго, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела, любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь церковь ( Еф. 5:25, 29 ). Слышишь ли, сколько серьезнейших обязанностей влечет для тебя твое главенство и первенство, и сколько ставится условий, при которых оно только и может быть законно и целесообразно? Власть и первенство во всех других человеческих союзах, кроме супружеских, основывается на юридических и гражданских, то на образовательных, на финансовых, на родовых и на многих других правах. Но об них апостол не говорит ни слова, как бы предполагая, что все таковые права могут не только в равной, но иногда и в преимущественной степени принадлежать и жене. Твоя же власть и первенство, супруг, должны быть проникнуты единственно любовию к жене, и, так сказать, на ней основываться, на любви непоколебимой и всецельной, подобно той, которою возлюбил Христос церковь и всего себя отдал за нее. И замечательно, что с особенною настойчивостию апостол заповедует любовь именно мужу, а не жене; как бы потому, что женщина и без того, по самой природе своей, создана более для любви и прочих кротких и нежных чувств, и как бы потому, что мужчина напротив, после нарушившейся в Едеме равноправности и независимости обоих полов, стал склонен основывать свою власть над женой более на внешних своих преимуществах, которые оставила за ним природа и дает ему его социальное положение в обществе.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Низвержение Ассура есть только один из моментов Суда Божия, который, несомненно, прострется на все народы мира. Ис.14:28–32 Пророчество о судьбе земли Филистимской. При Ахазе, который был стеснен союзными царями сирийским и израильским, филистимляне свергли с себя иго, которое возложил на них иудейский царь Озия ( 2Пар.26:6 ) и даже сами завладели несколькими иудейскими городами ( 2Пар.28 и сл.). Но затем они потерпели большое поражение от ассирийского царя Тиглат-Пилезера II. Теперь, – говорит Исаия, – филистимляне рады, что этот страшный враг их – умер (в 727 г., почти одновременно с Ахазом), но их радость будет недолговременна. За Тиглат-Пилезером явятся в Филистимлянскую землю его преемники (Салманассар, Саргон, Сеннахирим) и вся земля Филистимская распадется. Ис.14:28 . В год смерти царя Ахаза было такое про­роческое слово: «Пророческое слово» – по евр. massa, т.е. пророчество печального содержания, см. Ис.13:1 . Ис.14:29 . не радуйся, земля Филистимская, что сокрушен жезл, который по­ражал тебя, ибо из корня змеиного выйдет аспид, и плодом его будет летучий дракон. «Жезл» – это не Ахаз, который не мог сам воспротивиться филистимлянам, когда они отняли у него несколько городов, а царь ассирийский Тиглат-Пилезер II, только что умерший. «Из корня змеиного». Пророк держит здесь образную речь, но образы его очень понятны. «Корень змеиный» – это только что умерший Тиглат-Пилезер II. «Аспид» – вероятно, Саргон, который два раза разбил филистимлян (721 и 720 г.), относительно которых ему было донесено, что они составляли против него заговор с соседними народами (Schrader. Die Keilinschuften и das А. Т. 2 Auf, 1883, с. 398). «Летучий дракон» – это название как нельзя лучше подходит к Сеннахириму, который за непокорство предал казни многих филистимских аристократов и много филистимлян выселил из их страны. Под именем «летучего дракона» (saraph meophel) пророк разумеет, вероятно, крылатую ящерицу, водящуюся в Восточной Индии и Африке. Ис.14:30 . Тогда бедней­шие будут накормлены, и нищие будут по­ко­иться в безопасности; а твой корень уморю голодом, и он убьет остаток твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010