Рукописный фонд Б. б. насчитывает более 300 тыс. ед. хр. Его основой являются 3 частные коллекции: антиквара сэра Роберта Коттона (1571-1631; собр. Cotton), врача и натуралиста сэра Ханса Слоуна (1660-1753; собр. Sloane) и гос. деятелей герц. Роберта Харли (1689-1724; собр. Harley) и его сына Эдуарда (1661-1741), к-рые в разное время были переданы в дар или проданы гос-ву, а в 1753 г. объединены в составе б-ки Британского музея. В 1757 г. к ним были добавлены Королевская коллекция (собр. Royal), собиравшаяся англ. королями - от Эдуарда IV до Георга II, и чуть позже - б-ка кор. Георга III (1760-1820) (собр. King " s Library). В XIX в. фонды б-ки существенно пополнили коллекции юриста Фрэнсиса Харгрейва (1741-1821; собр. Hargrave), историка античности Чарлза Бёрни (1757-1817; собр. Burney) и Томаса Ховарда, графа Арундельского (1585-1646) (последняя была разделена его внуком между Гербовой коллегией (College of Arms) и Королевским об-вом (Royal Society), рукописи к-рого в 1831 г. были куплены Британским музеем и составили собр. Arundel). Кроме указанных к «закрытым», т. е. более непродолжающимся, коллекциям относятся: собр. Лансдаун (Lansdowne), купленное Британским музеем в 1807 г. у наследников сэра Уильяма Петти, 1-го маркиза Лансдауна (1737-1805), в состав к-рого входит архив известного гос. деятеля лорда Уильяма Сесила (1520-1598); собр. Стоу, принадлежавшее 1-му герц. Букингемскому и Шандосскому Ричарду († 1839), к-рый жил в поместье Стоу-Хаус около Бакингема (архив куплен брит. Парламентом в 1883 г., и большая часть рукописей, за исключением ирл., к-рые были переданы в б-ку Ирландской академии в Дублине, оказалась в Британском музее); собр. Ашли, получившее название от улицы, на к-рой проживал его прежний владелец, библиограф и коллекционер Т. Дж. Уайз (1859-1937), состоящее в основном из рукописей англ. поэтов и прозаиков XVII-XIX вв., в свою очередь подразделяющихся на собрания полных рукописей (Ashley MSS) и рукописных фрагментов (Ashley A и B series). Последние крупные поступления в Б. б. в XX в.- коллекция иллюминированных рукописей, принадлежавших Генри Йейтсу Томпсону (1838-1928; собр. Yates Thompson), и автографы известных музыкантов и литераторов, собранные С. Цвейгом (1881-1942; собр. Zweig).

http://pravenc.ru/text/153447.html

[Kbh.], 1685; Kingo T. Den Forordnede Kirke-Psalmebog. Kbh., 1699; Den Trondhjemske Reformats//Det kongelige Norske Videnskapsakademis Skrifter i det 19de Aarhundrede. Kbh., 1817. Bd. 1. S. 361-448; Kong Christian IVs norske Lovbog 1604/Utg. F. Hallager, F. Brandt. Christiania, 1855; Kong Christian den femtes Norske Lov af 15de April 1687/Utg. O. Mejlænder. Christiania, 1883; Danske Kirkelove samt Udvalg af andre Bestemmelser vedrørende Kirken, Skolen og de Fattiges Forsørgelse fra Reformationen indtil Christian V " s Danske Lov, 1536-1683/Utg. H. F. Rørdam. Kbh., 1883-1889. 3 bd.; Biskop Jens Nilssøns visitatsbøger og reiseoptegnelser 1574-1597/Utg. Y. Nielsen. Kristiania, 1885, 1981r; Norske Regnskaber og Jordebøger fra det 16de Aarhundrede/Utg. H. J. Huitfeldt-Kaas. Kristiania; Oslo, 1887-1972. 5 bd.; Norske herredagsdombøker, 1578-1664. Christiania; Oslo, 1893-1959. 4 bd.; Danmark-Norges traktater, 1523-1750/Utg. L. Laursen. København, 1907. 11 bd.; Stavanger Domkapitels Protokol 1571-1630. Christiania, 1910; Norske lensrekneskapsbøker, 1548-1567. Oslo, 1937-1943. 7 bd.; Engelbretsdatter D. Samlede skrifter/Utg. K. Valkner. Oslo, 1955-1956. 2 bd.; Kirkeordinansen 1537/1539/Utg. M. S. Lautsen. Kbh., 1989. Лит.: Bang A. C. Udsigt over den norske kirkes historie efter reformationen. Kristiania, 1883; idem. Den Norske kirkes historie i Reformations-aarhundredet. Kristiania, 1895; Heffermehl A. V. Folkeundervisningen i Norge indtil omkring 1700. Christiania, 1913; Lunden K. Frå Svartedauden til 17. mai: 1350-1814. Oslo, 1980; Imsen S. Superintendenten: En studie i kirkepolitikk, kirkeadministrasjon og statsutvikling mellom reformasjonen og eneveldet. Oslo, 1982; idem. Da reformasjonen kom til Norge. Oslo, 2016; Næss H. E. Med bål og brann: Trolldomsprosesser i Norge. Oslo, 1984; Lausten M. S. Christian den 3. og kirken (1537-1559). Kbh., 1987; idem. Reformationen i Danmark. Kbh., 1987; Christian IVs Verden/Red. S. Ellehøj. Kbh., 1988; Reformationens konsolidering i de nordiska landerna, 1540-1610/Red.

http://pravenc.ru/text/2577957.html

«Черная комната» Рецензия на кинокартину английского режиссера Роя Уильяма Нийла, опубликована в журнале «Спектейтор» 20 сентября 1935 г. 395 Карлофф, Борис (наст. имя: Уильям Генри Прэтт, 1887– 1969) — английский актер, снимался в американских кинофильмах–триллерах («Черная кошка», «Франкенштейн», «Невеста Франкенштейна»). Чейни, Лон (1883–1930) — американский киноактер, играл уродов, калек, вампиров и т. п. (горбун из «Собора Парижской богоматери», «Призрак в опере», «Лондон после полуночи» и др.). «Ворон» — «фильм ужасов» (1935) американского режиссера Луиса Фридландера. 395 Уэйл, Джеймс (1896–1957) — английский кинорежиссер, поставивший многие историко–приключенческие фильмы, детективы, «фильмы ужасов» и т. п. («Франкенштейн», «Человек–невидимка» и др.) с участием Б. Карлоффа. Радклиф, Анна (1764–1823) — английская писательница, корифей так называемого «готического романа», популярного в конце XVIII — начале XIX в. жанра приключенческой прозы, отмеченной запутанностью сюжета, нагнетанием ужасов, тайн и т. п. Уайетт, Джеймс (1746–1813) — английский архитектор, работавший как в классическом, так и в готическом стиле, автор проекта лондонского театра «Пантеон» (снесен в 1937 г.), а также нескольких принесших ему известность готических замков, в том числе аббатства Фонтхилл в графстве Уилтшир. Льюис, Мэтью Грегори (1775– 1809) — английский писатель, автор «готического» романа «Монах» (1796). Имоджен и ее жених–призрак — персонажи этого романа. «Анна Каренина» Рецензия на кинокартину американского режиссера Кларенса Брауна, опубликована в журнале «Спектейтор» 11 октября 1935 г. 397 Эпстайн, Джекоб (1880–1959) — английский скульптор–экспрессионист. 398 Строки Йейтса о посмертной маске Данте… — Грин цитирует стихотворение ирландского поэта Уильяма Батлера Йейтса (1865–1939) " Ego Dominus Tuum " . «Сон в летнюю ночь» Рецензия на кинокартину немецкого режиссера Макса Райнхардта, опубликована в журнале «Спектейтор» 18 октября 1935 г. 398 Уайт, Ласком — английский кинокритик 30–х гг.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

26), поскольку семья строилась именно «на чистом поле», без связей с прошлым, с предками, с верой. Восстановление этой связи будет уже сознательным делом жизни о. Павла. 159 Сергиев Посад, где семья Флоренских жила с 1910 г., а сам П.А. Флоренский поселился в 1904 г., после поступления в Московскую Духовную Академию, в 1930 г. был переименован в Загорск, в честь революционера В.М. Загорского (наст, фамилия – Лубоцкий, 1883–1919). 164 Имеется в виду статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты 55–56 гг.» Отца Павла в статье Некрасова возмутило то, что наряду с Д.В. Веневитиновым (1805–1827; поэт-романтик, шеллингианец) и В.П. Боткиным (1811/12–1869; поэт, писатель, критик) в числе второстепенных поэтов оказались его любимый лирик Федор Иванович Тютчев (1803–1873) и Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) (1820–1892). 165 В 1937 году отмечалась столетняя годовщина со дня смерти А С Пушкина (29 января/11 февраля 1837 г.), поэтому газеты и журналы были наполнены публикациями о жизни и творчестве поэта. 167 Соловецкие ветра описал в своих воспоминаниях Ю.И. Чирков: «Котляревский рассказывал, что однажды в бурный день начала зимы, когда густо валил крупными хлопьями мокрый снег, он встретил Флоренского и Литвинова по дороге в кремль. Ученые мужи тяжело брели навстречу ветру, опираясь на длинные палки. Шапки, бороды, лица у них были залеплены снегом. Они останавливались, протирали очки и шли дальше, при этом еще беседуя. Несколько раз под напором бури они падали на гололеде, скрытом снегом. Котляревский помогал им подняться, а Павел Александрович шутил и говорил о перспективах использования энергии ветра» (Чирков Ю.И. А было все так... М., 1991). Это не было только шуткой. См.: Флоренский П.А. Запасы мировой энергии.//«Электрификация», 1925, N1, с. 10–16, где говорится, что энергия будущего – это энергия солнца, тепловая и ветровая. Эти идеи после 1933 года пропагандировал А.И. Иоффе. Г.П. Котляревский – з/к, украинский филолог, погиб в 1937г. 168 П.А. Флоренский успокаивает близких.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. У. Ваконья. Фотография. 50-е гг. XX в. Иван Ульянович (1883, Рига - 27.12.1965, там же), деятель старообрядческого поморского согласия , наставник. В раннем детстве остался сиротой. Учился в уч-ще при Рижской старообрядческой общине, затем в Петроградском городском уч-ще. С 11 лет состоял в причте Гребенщиковской старообрядческой общины , сначала как хорист-любитель, затем как штатный певчий; прошел степени стихарного и чтеца. В 1904 г. был призван в армию. С 1906 г. служил народным учителем в Казанской и Тамбовской губерниях, позднее в школах Латвии, в т. ч. в Суббатском казенно-приходском старообрядческом уч-ще. Поддерживал тесные контакты с московскими поморцами. Был участником 1-го Всероссийского съезда поморцев-старообрядцев в Москве 9-12 мая 1909 г., на к-ром прочитал доклад «О старообрядческих училищах и учителях» и представил образовательную программу для старообрядцев. В июле 1911 г. принимал участие в 1-м Всероссийском съезде по народному образованию христиан-старообрядцев в г. Двинске (совр. Даугавпилс) с докладом «Как вести обучение церковному чтению». В. был сторонником звукового метода обучения церковнослав. грамоте и предлагал начинать обучение с гражданской азбуки (это было нетрадиц. для старообрядцев, у к-рых принято обучение чтению по слогам; см. ст. Буквари церковнославянского языка ). В. преподавал основные предметы на старообрядческих 2-годичных курсах по педагогической подготовке вероучителей в Вильно. В 1936 г. В. стал наставником в Елгавской общине, в 1944-1950 гг. являлся наставником в общинах Даугавпилса - Королевщинской и Бондаревской. 1 апр. 1950 г. стал наставником в Гребенщиковской общине, в 1951-1956 гг. был председателем общины. Способствовал развитию и упорядочению общинной жизни, был известен своей учительной деятельностью. Осенью 1964 г. ушел на покой. Похоронен на старообрядческом кладбище в Риге. В. является автором многочисленных статей, опубликованных в журналах «Старая Русь» (Рига, 1912), «Родная старина» (Рига, 1928-1928), «Вестник Высшего старообрядческого совета в Польше» (Вильно, 1932-1934), «Град Китеж» (Рига, 1933), «Наставник» (1937-1939; В. являлся редактором данного издания), в Старообрядческих церковных календарях за 1929-1959 гг. Основной темой публикаций являлся призыв к единению старообрядцев различных согласий. В. составил певч. богослужебные сборники: «Ирмосы наонного распева с годовым указателем и каноном на св. Пасху» (вместе с Т. Ф. Макаровым) (Рига, 1912), одобренные 2-м Всероссийским съездом старообрядцев-поморцев (Москва, 1912), а также «Песнослов» (Рига, 1929).

http://pravenc.ru/text/153863.html

Мэрри Джон Мидлтон (1889–1957) — английский критик, редактор журнала «Атенеум» (1919–1921 гг.) и основатель журнала «Адельфи» (1923–1948 гг.), друг Дэвида Герберта Лоуренса, муж известной новеллистки Кэтрин Мэнсфилд (1888–1923). Ему принадлежит ее биография (1933) и книги «Страны разума» (1923, 1931), «Проблемы стиля» (1922), «Китс и Шекспир» (1925), «Сын женщины, история Д.-Г. Лоуренса» (1931), «Уильям Блейк» (1933), «Свифт» (1954), а также «Необходимость коммунизма» (1932), «Необходимость пацифизма» (1937) и ряд религиозных сочинений, включая «К неизвестному богу» (1924) и «Жизнь Иисуса» (1926). Гренфелл , сэр Уилфред Томпсон (1865–1940) — английский врач и миссионер. Снарядил первое госпитальное судно для моряков Северного моря. Был миссионером на Лабрадоре и Ньюфаундленде (1892 г.), совершал ежегодные пароходные поездки к берегам Лабрадора и Ньюфаундленда. Автор книги «Романтика Лабрадора» (1934). Хэнбери , миссис — домашний секретарь сэра Уильяма Джойнсона-Хикса, лорда Брентфорда (1865–1932), министра внутренних дел. Холл Маргарет Рэдклиф (1883–1943) — писательница. Ее роман «Источник одиночества» (1928), откровенно трактовавший проблему лесбиянства, был запрещен судом за непристойность и вновь опубликован в 1949 г. Монд, сэр Алфред Мориц (1868–1930) — см. примеч. 70 к гл. VIII/В файле — комментарий — прим. верст. /. Штреземанн Густав (1878–1929) — член рейхстага с 1907 г., канцлер (1923 г.), министр иностранных дел Германии (1923–1929 гг.). В 1926 г. получил Нобелевскую премию мира совместно с Аристидом Брианом. Буасвены — американская писательница и поэтесса Эдна Сент-Винсент Миллэй (1892–1950) и ее муж Юджин Ян Буасвен (1880–1949). В 1923 г. Эдна Сент-Винсент Миллэй стала лауреатом Пулитцеровской премии. Бибеско Антуан (Бибеску Антон), князь (1878–1951) — румынский писатель и дипломат, советник посольства в Лондоне и Петрограде, посол в Вашингтоне (1920–1926 гг.) и Мадриде (1926–1931 гг.), после Второй мировой войны эмигрировал; умер в Париже. Автор ряда пьес.

http://azbyka.ru/fiction/opyt-avtobiogra...

СМОЛЕНСКАЯ 03.03.1445 Симеон III СМОЛЕНСКАЯ 17.03.1555 28.07.1567 Симеон (в сх. Симон) ТВЕРСКАЯ 16.04.1676 07.1681 Симеон ТОБОЛЬСКАЯ 09.03.1651 16.02.1664 Симеон Бучан (Бугак) ХОЛМСКАЯ Симеон Бычков ЛУЖСКАЯ 17(30)03.1947 17(30)06.1952 Симеон Ду ТЯНЬ-ЦЗЫНЬСКАЯ 17(30)07.1950 13(26)09.1950 ШАНХАЙСКАЯ 13(26)09.1950 18.02(03.03)1965 в/у ПЕКИНСКАЯ Симеон Канарский САРАПУЛЬСКАЯ, обн. 25.04(08.05)1924 05(18)07.1924 ГОМЕЛЬСКАЯ, обн. 05(18)07.1924 08(21)01.1925 ПСКОВСКАЯ, обн. 08(21)01.1925 27.09(10.10)1925 САРАПУЛЬСКАЯ, обн., паки 27.09(10.10)1925 01.1927 ВЕРХНЕ-ДОНСКАЯ, обн. 01.1927 10.1927 в/у ШАХТИНСКАЯ, обн. АРХАНГЕЛЬСКАЯ, обн. 10.1927 22.12.1927 (04.01.1928) ОРЕНБУРГСКАЯ, обн. 22.12.1927 (04.01.1928) 04.1929 ТРОИЦКАЯ, обн. 04.1929 27.08(09.09)1930 Симеон Крылов-Платонов ТУЛЬСКАЯ 27.02.1816 16.06.1818 ЧЕРНИГОВСКАЯ 16.06.1818 26.09.1820 ТВЕРСКАЯ 26.09.1820 03.07.1821 ЯРОСЛАВСКАЯ 03.07.1821 28.03.1824 Симеон Линьков ОРЛОВСКАЯ 13.02.1883 03.06.1889 МИНСКАЯ 03.06.1889 31.08.1899 Симеон Михайлов в/у ЧЕБОКСАРСКАЯ 21.08(03.09)1923 04(17)12.1923 ЧЕБОКСАРСКАЯ 04(17)12.1923 ГЛАЗОВСКАЯ 09(22)12.1925 в/у ВЯТСКАЯ 07(20)02.1924 09(22)12.1925 ЧЕБОКСАРСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 05.1926 в/у ВЯТСКАЯ, григ. 09(22)12.1925 05.1926 в/у ВЯТСКАЯ, паки 05.1926 08(21)06.1927 ВОЛЬСКАЯ 08(21)06.1927 25.09(08.10)1928 ЗЛАТОУСТОВСКАЯ 25.09(08. 10)1928 12(25)06.1931 в/у ИЖЕВСКАЯ в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ в/у ТРОИЦКАЯ ИЖЕВСКАЯ 12(25)06.1931 30.04(13.05)1932 КАМЕНСКАЯ 30.04(13.05)1932 27.06(10.07)1932 в/у САРАПУЛЬСКАЯ 27.06(10.07)1932 09(22)11.1933 САРАПУЛЬСКАЯ 09(22)11.1933 01(14)05.1934 ПУГАЧЕВСКАЯ 01(14)05.1934 23.01(05.02)1935 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 23.01(05.02)1935 20.06(03.07)1935 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 20.06(03.07)1935 12(25)11.1935 МУРОМСКАЯ 12.(25)11.1935 10(23)10.1937 САРАПУЛЬСКАЯ, паки (?) Св. Симеон Молюк (Милюков) СМОЛЕНСКАЯ 09.04.1676 02.1686 СМОЛЕНСКАЯ, паки 04.01.1699 в/у МОГИЛЕВСКАЯ Симеон (?) Никольский АРМАВИРСКАЯ 14(27)06.1922 Симеон Покровский ГЛАЗОВСКАЯ 31.10.1893 12.11.1894 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 12.11.1894 12.06.1896

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕРОВСКИЕ Геровские, братья, деятели карпаторосского национального движения. Из семьи Ю. Геровского, директора Ставропигийского ин-та во Львове, депутата австр. парламента, внуки А. И. Добрянского-Сачурова . Алексей Юлианович (31.08.1883, Львов-17.04.1972, Нью-Йорк), журналист, политический деятель в Закарпатье. Учился в гимназиях в Инсбруке и Черновицах (ныне Черновцы, Украина), окончил Черновицкий ун-т, где изучал право. В 1903 г. вместе с братом Георгием приехал в Закарпатье, чтобы посетить центр правосл. движения в с. Иза. Арестован венг. властями, недолго находился в тюрьмах Мармарошсигета и Будапешта. В 1910-1913 гг. А. Ю. издавал в Черновицах газ. «Русская правда», поддерживал правосл. движение в Закарпатье. По собственной инициативе явился на Мармарошсигетский процесс (1913-1914) против правосл. движения, был арестован за русофильскую агитацию и резкую критику политики мадьяризации. Также были арестованы все близкие родственники А. Ю. В 1914 г. вместе с братом Георгием бежал в Россию, с началом первой мировой войны и вступлением рус. войск в Галицию и Буковину вернулся в Черновицы в качестве «старшего чиновника по особым поручениям» при рус. губернаторе. В 1915-1917 гг. был советником министра иностранных дел России по проблемам Австро-Венгрии и Балкан. В марте 1918 г. выехал из Петрограда и присоединился к Добровольческой Армии. В Екатеринодаре издавал газ. «Единая Русь». После эвакуации в К-поль переехал в Закарпатье, вошедшее в состав Чехословакии. В 20-х гг. XX в. пытался объединить силы русофилов и правосл. Церкви. Принимал участие в Конгрессе национальных меньшинств в Женеве, выступал с античехословацкими заявлениями. А. Ю. был председателем Центрального исполнительного комитета правосл. общин и юрисконсультом при Синоде Сербской Православной Церкви по делам Закарпатской епархии, активно участвовал в создании приходов. В 1927 г. был выслан из Чехословакии, переехал в США, возглавил Карпато-русский союз (1935-1938), из средств к-рого оказывал поддержку автономистским русофильским силам в Закарпатье. По инициативе А. Ю. в 1936 г. в Нью-Йорке было создано пресс-агентство КАРУС, задачей к-рого стало информирование русинов в США о положении в Закарпатье, 12-13 февр. 1937 г. в Нью-Йорке состоялся Конгресс подкарпатских русинов, ультимативно потребовавший от правительства Чехословакии предоставления Закарпатью автономии в течение 60 дней. Это ускорило обсуждение данного вопроса в парламенте Чехословакии.

http://pravenc.ru/text/164843.html

Веретенников Василий Иванович (1886–1942) – историк, ученик А.С.Лаппо-Данилевского; работал в Саратовском университете с 1917 по 1920 гг., а затем в Харькове. Пиксанов Николай Кирьякович (1878–1969) – литературовед и историк русской литературы; профессор Саратовского университета (1917–1921), затем Московского и Ленинградского университетов. 117 В семье С.Л.Франка и Т.С.Бариевой было четверо детей: Виктор Семенович (1909–1972) – историк, последние годы жизни – комментатор радио «Свобода»; Алексей Семенович (1910–1969) – солист балета. Во время войны был тяжело ранен. Инвалид; Наталья Семеновна (род. в 1912 г.) – живет в Англии; Василий Семенович (род. в 1920 г.) – воевал в английской армии, после войны работал в различных международных организациях в Австрии. С 1962 г. работал на радио «Свобода» редактором отдела новостей. Ныне живет в Германии. (Сообщено В. С.Франком ). 118 Без специальных архивных изысканий крайне трудно проследить чехарду преобразований в структуре Московского университета в революционные годы. Вероятно, речь идет об Институте научной философии. А.Чичерин в статье «О «последних русских философах» и трудах одного из них» (Московский журнал. 1992, 2) рассказывает о С.Л.Франке: «Нам совершенно по вкусу пришелся внешне менее блестящий, дальше от нас стоящий по своему положению в университете, но истинно глубокий по уму – Семен Людвигович Франк . Он читал нам высший курс логики. Не было в этом курсе никаких явно мировоззренческих идей, никакой метафизики, ничего собственно религиозного. Строго ученый характер имела каждая лекция. Но в лекциях этих был такой сильный ток мыслей, что он вызывал радостное напряжение слушателя. А во всем была такая глубина и уверенность самораскрытия идей, что мы вступали в очень высокие сферы разума и бытия. Логика становилась обнаружением одухотворенности и разумности мира. Философскую закваску на всю жизнь мы получали не в патетически поданных Фохтом кантианских антиномиях, не в экстатических созерцаниях Ильина, не в холодной аналитичности Шпета, хотя и то, и другое, и третье было по-своему плодотворно, а именно в этих лекциях с их сдержанным внутренним огнем». (Там же. С.30). В его воспоминаниях фигурируют также Фохт Борис Александрович (1875–1946) – философ-неокантианец; Ильин Иван Александрович (1883–1954) – неогегельянец, давший интуитивную трактовку философии Гегеля и феноменолог Шпет Густав Густавович (1878–1937).

http://azbyka.ru/otechnik/Semen_Frank/ru...

Пипер считал, что христианская археология и история искусства должны быть частью богословия, поскольку искусство – результат духовного развития человека. Особое внимание он сосредоточил на литургии. Его книга «Введение в монументальную теологию», как это часто бывает в немецкой науке, является не столько введением в предмет, сколько его обстоятельным изложением 1809 . Археологию христианского искусства Пипер делит на три части: изучение характера христианского искусства, история христианского искусства и его произведений, идея христианского искусства. Эта последняя основана на первых двух компонентах, она-то и является «богословием в памятниках». Книга Пипера имела успех и надолго сохранила свое значение. Более ста лет спустя ее переиздал Хорст Бреденкамп – с подзаголовком, которого не было в оригинале: «История христианской археологии искусства и эпиграфики», и с собственным пространным введением, озаглавленным «Монументальное богословие. История искусства как история духа». Эта формула – Kunstgeschichte als Geistgeschichte – была очень распространенной. В своем издании Бреденкамп дал характеристику личности, взглядов и деятельности Пипера 1810 . Особо следует отметить одну собственно археологическую заслугу Пипера: он первым высказал мнение о том, что раннехристианское искусство следует датировать не «апостольским временем» 1811 , как думали в то время многие, a III в. или, самое раннее, рубежом II–III вв., – сейчас это общепринятое мнение. К более позднему времени относится деятельность трех известных протестантских археологов: Максимилина Виктора Шульце (1851–1937), Фридриха Эдмунда Юлиуса Курта (1870–1942) и Ганса Литцманна 1812 . Виктор Шульце, представитель евангелической теологии, посвятил свою первую диссертацию раннехристианским погребальным обычаям: De christianorum veterum rebus sepulcralibus (1879). B 1883 г. на богословском факультете Грайфсвальдского университета Шульце создал Церковно-археологическую коллекцию 1813 . В книге «Археология раннехристианского искусства», задуманной как учебник, он рассмотрел основные типы церковной архитектуры, интерьер церковного здания и литургические устройства 1814 . Он дал определение «археологии искусства», которая изучает памятники не с эстетической, а с исторической точки зрения, в контексте религиозной и церковной жизни эпохи и в связи с литургией 1815 . Считая археологию вспомогательной исторической дисциплиной, Шульце часто использовал термины «церковная археология», «церковная археология искусства». Он много сделал, чтобы утвердить христианскую археологию в качестве академического предмета на евангелическо-богословских факультетах университетов Эрлангена, Нюрнберга, Бонна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010