1261. Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174. 1262. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. 1263. Настоятелем Важеозерской Никифоро–Геннадиевской пустыни. 1264. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 14. 1265. Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177. 1266. Забытые страницы русского имяславия. С. 124 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190–191об.). 1267. Цит. по: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. С. 115–117. 1268. Имеется в виду, скорее всего, участие в военной кампании в Маньчжурии в 1900 году. 1269. Письмо о. Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 года. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 77–78. 1270. Дальнейшие факты биографии иеросхимонаха Антония (Булатовича) будут рассмотрены нами в последующих главах книги. 1271. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3. 1272. Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в»Добротолюбие»)«Триады в защиту священно–безмолвствующих»и проповеди. 1273. Примеры искажения Булатовичем и его последователями святоотеческих текстов приведены в кн.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 73–83. 1274. Об этом подробнее см. в Главе VIII настоящей книги. Флоренский Павел Александрович — богослов, философ, математик. Родился в 1882 году. Окончил физико–математический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1911–м принял священный сан. С 1908 по 1919 гг. преподавал в МДА, был редактором»Богословского вестника». В 1914 году получил степень магистра богословия за книгу»Столп и утверждение истины». Автор многочисленных богословских и философских сочинений. С 1921 г. — профессор ВХУТЕМАСа. В 1933–м репрессирован. Расстрелян в 1937 году. 1275. Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 20. Ср.: Гал. 1:9.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Но миссия помещика не была его призванием. Хозяйство свое он вел неумело и в результате разорился, был вынужден продать свое имение и искать другого поприща деятельности. Имея юридическое образование, С. А. Нилус поступил куда-то на службу (не помню куда) чиновником, но и государственная служба его не удовлетворяла, и он вскоре ее оставил. Не знаю точно, раньше ли поступления на государственную службу или после оставления ее С. А. принял должность воспитателя в семье губернатора одной из восточных губерний и в течение всей последующей своей жизни не прерывал общения с этой семьею. В религиозном отношении С. А. также был неустойчив и к религии равнодушен, хотя сведения, приводимые Гр. Бостуничем в его брошюре «Правда о Сионских протоколах» на с. 11 (Ср. Митровица, 1921) о том, что С. А. Нилус был в молодости соблазнен Теодором Герцлем и посвящен в масонство, а затем возвращен в лоно Православия протоиереем Иоанном Кронштадтским , нужно отнести к досужим вымыслам, не имевшим под собою ни малейшей почвы. Такого факта в жизни С. А. Нилуса никогда не было. Будучи в молодости равнодушным к религии, он в то же время, несомненно, принадлежал к числу тех «богоискателей», которые страдали и томились своим безверием и добросовестно искали выходов из положения. В этих случаях Сам Господь, не желая смерти грешника, идет к нему навстречу и подает Свою благодатную помощь. Так случилось и с С. А. Нилусом. Об этом моменте своего обращения к Богу или, точнее, своего духовного возрождения С. А. Нилус рассказывает в своей книге «Великое в малом» следующее: «Тому назад двадцать девять лет , стало быть, в 1882 году, спустя год после безумно-кровавого злодеяния, жертвою которого пал человеколюбивейший Государь Александр-Освободитель, и за год до Священного коронования Александра-Миротворца, я был в Киеве. Стояли чудные сентябрьские дни, на которые так щедра бывает иногда южнорусская осень. Уличная киевская жизнь кипела и била ключом: весь Киев от мала и до велика жил на улице; особенно Крещатик бурлил и шумел веселой, оживленной и впечатлительной толпой, той южной толпой, какой не встретишь обычно на городских улицах нашего севера. Под жарким солнцем юга родятся, растут и созревают характеры совсем иного типа, чем те, которыми дарит нас наше тусклое, туманное, холодное небо.

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Так началась моя общественная работа. Вероятно, это было провиденциально, т.к. около 40 лет моей жизни во Франции я работала по приисканию труда эмигрантам и нашла многим работу горничных или кухарок». Так кончает моя сестра свои воспоминания об воспитателе нашего отца. Дом бабушки и его обитатели были живым осколком той жизни, о которой мы знали по рассказам наших родителей. Немецкая бомба снесла его во время второй мировой войны. Остальные члены Зерновской семьи Протоиерей Стефан имел шестерых детей. Они делились на две группы. Старшая, как и младшая, состояла из двух сыновей и одной сестры. Старшая сестра Ольга окончила Александро-Мариинский Институт, была отличная музыкантша, вышла замуж за Груздева. Старшие братья Николай и Сергей учились в семинарии, но не пошли по пути отца, выбрав юридическое образование. Сергей (ум. 1918) был женат на солистке Большого Театре, Александре Михайловне Марковой (ум. 1926). Он успешно занимался адвокатурой, оба они любили широкую светскую жизнь, у них был свой дом в Москве, свой выезд, они устраивали большие приемы и званые обеды. Их старший сын Анатолий (1882–1942), окончивший два факультета (математический и юридический) был способный финансист, три раза приобретавший крупное состояние и терявший его в годы политических потрясений. Он умер в Париже во время немецкой оккупации. Второй сын Сергей (1883–1923) тоже юрист, погиб во времена НЭПА. Младший Дмитрий (1885–1913) был композитор и музыкант, написавший музыку на слова Сергея Городецкого (1884-?) «Стоны, звоны, перезвоны». Он рано умер от туберкулеза. Трое младших Зерновых – София, Михаил и Дмитрий были особенно дружны между собой. Когда Соня умерла еще девочкой, мой отец был так потрясен ее смертью , что на время потерял дар речи. Они вместе с братом Дмитрием унаследовали общественное и педагогическое призвание их отца и в этом они отличались от своих старших братьев. Дмитрий (1858–1922) был талантливый технолог и выдающийся педагог, воспитавший несколько поколений русских инженеров.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАРТМАН [нем. Hartmann] Николай фон (20.02.1882, Рига - 9.10.1950, Гёттинген), нем. философ, создатель т. н. новой онтологии. Окончил гимназию в С.-Петербурге. После годичного изучения медицины в Юрьеве (ныне Тарту, Эстония) занимался классическими языками и философией в С.-Петербургском ун-те; бакалавр филологии (1901). В 1905 г. переехал в Марбург, где продолжил образование у Г. Когена и П. Наторпа (к-рого сменил на кафедре в 1922). В 1907 г. стал д-ром философии, в 1909 г.- приват-доцентом. Участник первой мировой войны. С 1917 г. экстраординарный, с 1920 г. штатный профессор Марбургского ун-та. С 1925 г. профессор в Кёльнском, с 1931 г.- в Берлинском, с 1945 г. и до конца жизни в Гёттингенском ун-тах. Г., находившийся под влиянием неокантианства, Э. Гуссерля , М. Шелера и принадлежавший вначале к Марбургской школе, одним из первых философов в XX в. утвердил положение о первенстве сущего и онтологии относительно сознания и гносеологии, отойдя, т. о., от теоретико-познавательных установок неокантианства. Этот поворот к философскому реализму обосновывается в работе «Основные черты метафизики познания» (Grundzüge einer Metaphysik der Erkenntnis, 1921) анализом интенциональности сознания, к-рое через свои предметные данности указывает на нечто в себе и для себя сущее вне сознания (Grundzüge... 1949. S. 44-47, 320-322; Neue Wege der Ontologie. S. 107). Тем самым не только устанавливается связь реального субъекта с реальными объектами, но и посредством анализа последних открывается путь к учению о бытии (онтологии), к-рое философ подразделяет на идеальное (охватывающее субъекты) и реальное (обнимающее объекты). К последнему относится все имеющее индивидуальный, временной и процессуальный характер, причем реальное бытие является по структуре слоистым и каждому слою в свою очередь также присуще ступенчатое, или слоистое, строение. Идеальному присущи вневременность, неизменность и всеобщность. Структуры идеального бытия в отличие от реального автономны, не образуют иерархии низших и высших слоев; оно включает в себя 4 сферы бытия: математических величин и отношений, идеальных сущностей (онтологических принципов, законов и категорий),- к-рые воплощены в реальности ввиду ее внутренних законов и структур,- и, наконец, логических форм и ценностей (Ibid. S. 37-40). По Г., структура действительности частично соответствует структуре познания, однако полное совпадение между ними невозможно. Процесс познания только увеличивает полноту и глубину «схватывания» реальности, но никогда ее не исчерпывает (Grundzüge... S. 266, 362). Г. в противовес Гуссерлю (вычленявшему сферы бытия через сознание и внутри его) считал, что сфера бытия шире, чем сфера мышления.

http://pravenc.ru/text/161714.html

В последней четверти XIX – начале XX веков появляются различные учебные пособия по литургике на румынском, сербском, болгарском языках. Среди них выделяется подробный курс ректора университета города Черновцы протоиерея Василие Митрофановича (Vasile Mitrofanovici, † 1888) «Liturgica Bisericii Ortodoxe: Cursuri Universitare» (Черновцы, 1909), изданный его преемником протоиереем Теодором Тарнавским (Teodor Tarnavschi, † 1914), вновь переизданный с различными дополнениями в 1929 году и выдержавший также несколько изданий в сербском переводе. Пользовались известностью сербский перевод учебника П. Я. Лебедева и болгарский – Е. Г. Нестеровского 64 . Помимо рамок одноименного курса и курса догматического богословия (сакраментология), литургика также рассматривалась в качестве самостоятельного раздела истории Церкви. Так, уже в труде архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского Мефодия (Смирнова) († 1815) по истории раннего христианства «Liber historicus de rebus, in primitiva, sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum, Ecclesia Christiana, praesertim quum prima Christi nati aetas floreret, gestis» (Москва, 1805) содержались сведения по истории чинопоследований Таинств. Многократно обращается к литургическим вопросам митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) († 1882) в своей двенадцатитомной «Истории Русской Церкви» (Санкт-Петербург, 1883). Огромный материал по древнерусской литургике собран в «Истории Русской Церкви» (Москва, 1880–1881. Т. 1; 1901–1917. Т. 2) Евгения Евсигнеевича Голубинского († 1912). Еще один знаменитый историк Церкви, архиепископ Черниговский и Нежинский Филарет (Гумилевский) († 1866), является автором первого подробного справочника по византийской гимнографии: «Исторический обзор песнопевцев и песнопений Греческой Церкви, с примечаниями и снимками древних нотных знаков» (Санкт-Петербург, 1860). Попытки исторических реконструкций богослужения определенных периодов содержатся в работах епископа Христофора (Смирнова) († 1921) 65 и Никанора Федоровича Одинцова († 1906) 66 . VI. Расцвет литургики в России в конце ΧΙΧ – начале ΧΧ веков

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

Кунцевич Л. 3. Переписка с отшельником Илларионом. С. 189–192 1918 См. документы из Государственного Архива Ставропольского Края, напечатанные в Приложении к настоящей книге. 1919 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 42. 1920 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 39. 1921 ГАСК. Ф. 135. Оп. 72. Д. 1089. Л. 78. В»Кратком очерке жизни старца Илариона»(см.: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4–е. СПб., 1998. С. 919) ошибочно указывается, что он умер 2 июля 1916 года. 1922 Биография Эрна изложена по: Кондаков И. В. Эрн Владимир Францевич — Культурология XX век. Энциклопедия. СПб., 1998. Том II. С. 398–400. См. также: Булгаков С. Н. Памяти В. Ф. Эрна. — Христианская мысль. Киев, ноябрь–декабрь 1917. С. 60–68; Флоренский Павел, священник. Памяти Владимира Францевича Эрна. — Христианская мысль. Киев, ноябрь–декабрь 1917. С. 69–74. 1923 Подробнее об этом см. в: Голлербах Е. Религиозно–философское издательство»Путь»(1910–1919). — Вопросы философии 2, 1994. С. 151–152. 1924 Эрн В. Около нового догмата (Письма об имяславии). Письмо первое. Предварительные замечания. — Итоги жизни 22–23. М., 1914. С. А-9; Эрн В. Спор об Имени Божием. Письма об имяславии. Письмо 1–е: происхождение спора. — Христианская мысль 9, 1916. С. 101–109. 1925 Далее цитируется по изданию: Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. — Начала 1–4, 1995. С. 53–88. 1926 Эрн В. Около нового догмата. С. 4–9. 1927 Троицкий С. Учение афонских имябожников и его разбор. — Русский инок 1914. С. 549. 1928 Эрн В. Спор об Имени Божием. С. 103. 1929 Там же. С. 102. 1930 Там же. С. 102. 1931 Там же. С. 102–103. 1932 Там же. С. 102–103. 1933 Там же. С. 103. 1934 Там же. С. 104–105. 1935 Эрн В. Разбор Послания Святейшего Синода об Имени Божием. М., 1917. С. 6–7. 1936 Там же. С. 8. 1937 Там же. С. 4, 10–13. 1938 Там же. С. 14–15. 1939 Милль Джон Стюарт (1806–1873) — английский философ и политэкономист, автор»Системы логики»(1843). 1940 Джевонс Уильям Стенли (1835–1882) — английский экономист. 1941 Гуссерль Эдмунд Густав Альбрехт (1859–1938) — немецкий философ, основатель феноменологии. 1942

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Михайлов А. Знаменитый Сашка Булатович. С. 67; Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 174. 1262 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 176. 1263 Настоятелем Важеозерской Никифоро–Геннадиевской пустыни. 1264 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Моя борьба с имяборцами. С. 14. 1265 Кацнельсон И., Терехова Г. По неизведанным землям Эфиопии. С. 177. 1266 Забытые страницы русского имяславия. С. 124 (ГАРФ. Ф. 102. Д-2. 1913 г. Д. 48. Л. 190–191об.). 1267 Цит. по: Булатович А. Третье путешествие по Эфиопии. С. 115–117. 1268 Имеется в виду, скорее всего, участие в военной кампании в Маньчжурии в 1900 году. 1269 Письмо о. Павлу Флоренскому от 2 декабря 1912 года. Цит. по: Флоренский Павел, священник. Переписка с М. А. Новоселовым. Томск, 1998. С. 77–78. 1270 Дальнейшие факты биографии иеросхимонаха Антония (Булатовича) будут рассмотрены нами в последующих главах книги. 1271 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 3. 1272 Большинство творений св. Григория Паламы до сих пор не переведено на русский язык. Исключение составляют (помимо творений, вошедших в»Добротолюбие»)«Триады в защиту священно–безмолвствующих»и проповеди. 1273 Примеры искажения Булатовичем и его последователями святоотеческих текстов приведены в кн.: Троицкий С. Об именах Божиих и имябожниках. СПб., 1914. С. 73–83. 1274 Об этом подробнее см. в Главе VIII настоящей книги. Флоренский Павел Александрович — богослов, философ, математик. Родился в 1882 году. Окончил физико–математический факультет Московского университета и Московскую духовную академию. В 1911–м принял священный сан. С 1908 по 1919 гг. преподавал в МДА, был редактором»Богословского вестника». В 1914 году получил степень магистра богословия за книгу»Столп и утверждение истины». Автор многочисленных богословских и философских сочинений. С 1921 г. — профессор ВХУТЕМАСа. В 1933–м репрессирован. Расстрелян в 1937 году. 1275 Антоний (Булатович), иеросхимонах. Апология. С. 20. Ср.: Гал. 1:9. 1276 Там же. С. 90–91. 1277

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Борис Михайлович Ледковский (1895, Аграфеновка, область войска Донского — 1975, Фрипорт, Нью-Йорк) — сын священника, с 14 лет управлял церковным хором. С 1952 г. — регент Синодального Знаменного кафедрального собора в Нью-Йорке и преподаватель Свято-Владимирской семинарии. Иван Семенович Лямин (1899, Москва — 1944, Париж) получил домашнее музыкальное образование и с юных лет управлял церковными хорами. После переезда в 1921 г. во Францию продолжил обучение в Парижской национальной консерватории у профессора Ж.Коссада. В последующие годы давал уроки музыки, был классическим и джазовым пианистом, руководил джаз-оркестром. Жизнь Лямина трагически оборвалась во время перестрелки в Париже. Музыкальное наследие композитора включает ряд светских композиций, а также шесть духовных хоров для мужского и смешанного хоров. Михаил Михайлович Осоргин (1887, имение Сергиевское Калужской губ. — 1950, Париж) получил образование на юридическом факультете Московского университета. Затем поступил вольноопределяющимся в кирасирский Его Императорского Величества полк в Гатчине. Участвовал в Первой мировой войне. После эвакуации в 1920 г. в Константинополь поселился в Баден-Бадене и затем в Вюрцбурге. С 1924 г. жил в Париже. Он стал одним из основателей Свято-Сергиевского подворья, в храме которого служил регентом и псаломщиком. Вместе с епископом Вениамином (Федченковым) установил соответствующий монастырскому уставу стиль пения и был ревностным приверженцем старинных русских церковных распевов, выполнив ряд их обработок. С 1930 по 1947 г. преподавал церковный Устав в Свято-Сергиевском богословском институте. Игорь Федорович Стравинский (1882, Ораниенбаум — 1971, Нью-Йорк) — выдающийся русский композитор. С 1914 г. постоянно жил за границей: в Швейцарии и Франции, с 1940 г. — в США. Автор многочисленных опер, балетов, инструментальных, вокальных и хоровых сочинений. Николай Николаевич Черепнин (1873, Санкт-Петербург — 1945, Париж) — русский композитор и дирижер. В Париже стал директором Русской консерватории. Духовную музыку писал главным образом до революции.

http://e-vestnik.ru/analytics/pesnopeniy...

    Istina — Istinä [Revue trimestrielle publiée par le Centre Istina]. Boulogne-sur-Seine, 1954-.     JTS — The Journal of Theological Studies: New Series. Oxford, 1950-     MS — Mediaeval Studies. Toronto, 1939-.     OC — Orientalia Christiana. Roma, 1926—1934.     OCA — Orientalia Christiana Analecta. Roma, 1935-.     OCP — Orientalia Christiana Periodica. Roma, 1935-.     REB — Revue des Études byzantines. P., 1946-.     RHPR — Revue d’Histoire et de la Philosophie religieuses. Strassbourg, 1921—1924; Strassbourg; P., 1925—1949; P., 1950-.     RSPT — Revue des Sciences philosophiques et théologiques. Kain; P., 1907—1912; R, 1913-.     RTL — Revue théologique de Louvain. Louvain, 1970-.     SC — Sources Chrétiennes. R, 1943-.     SP — Studia patristica/ed. K. Aland, F. L. Cross, E. A. Livingstone, [et al.]. B.; Leuven, 1957-.     ST — Studi e Testi/Biblioteca Apostolica Vaticana. Città del Vaticano. 1900-.     SVSQ — Saint Vladimir’s Seminary Quarterly: [New Series]. Vol. 1—12. Crestwood, NY, 1957—1968.     SVTQ — Saint Vladimir’s Theological Quarterly. Vol. 13-. Crestwood, NY, 1969.     TM — Travaux et Mémoires/Centre de recherche d’histoire et civilisation byzantines. T. 1—4. P, 1965—1970; Travaux et Mémoires Centre de recherche d’histoire et civilisation de Byzance. T. 5-. R, 1973-.     TRE — Theologische Realenzyklopàdie hrsg. G. Krause, G. Müller. Bd. 1—36. B.; NY, 1977—2004.     TU — Texte und Untersuchungen zur Geschichte der altchristlichen Literatur. Vol. 1—138. Leipzig; B., 1882—1989.     АО — Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения Священного Писания в России. Μ., 1994-.     БС — Богословский сборник [Православного Свято-Тихоновского богословского института]. Μ., 1997-.     БТ — Богословские труды: сборник: [Издание Московской Патриархии]. М., I960-.     ВВ — Византийский временник. Т. 1—25. СПб., 1894—1928; Т. 1(26) — . М., 1947-.     ВР(С)ХД — Вестник Русского (Студенческого) Христианского Движения. Париж, 1925-.     ВЭ — Вестник Русского Западно-Европейского Патриаршего Экзархата. Париж, 1952-.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

О приезде в Печенгу отец Иакинф обещался написать Вам и нам. Валаам, 15 декабря 1921 г., Монах Иувиан». 13 ноября 1921 г     Амфилохий (Кулаков Алексей Семенович) , иеромонах. Родился 11 марта 1875 г. в д. Есиной Богородского у. Московской губ. Окончил курс Александровского Мариинского училища. Поступил в Валаамский монастырь 31 августа 1899 г. Определен в послушники 16 сентября 1902 г. Пострижен в монашество 1 марта 1908 г. Рукоположен во иеродиакона 29 июля 1910 г. Посвящен во иеромонаха 22 октября 1911 г. Награжден набедренником 14 апреля 1913 г. Награжден золотым наперсным крестом от Св. Синода 6 мая 1916 г. Проходил кузнечное послушание, смотрителем слесарной мастерской и исполнял чреду священнослужения. Исправлял должность эконома Финляндского Архиерейского дома в Выборге. 3 ноября 1920 г. перечислен в Коневский монастырь. Был в 1921 г. назначен настоятелем Коневского монастыря. В 1926 г. отстранен от должности. Скончался 20 мая/2 июня 1946 г. в Кейтеле (Финляндия). Азария (Егоров Алексей Иванович) , иеромонах. Родился 7 декабря 1875 г. в д. Веретий Новоладожского у. Петербургской губ. Окончил курс монастырской богословской школы по старшему отделению. Поступил в Валаамский монастырь 20 января 1904 г. Определен в послушники 2 июня 1910 г. Пострижен в монашество 23 июня 1912 г. Рукоположен во иеродиакона 18 июля 1920 г. Посвящен во иеромонаха 13 ноября 1921 г. Проходил послушание на молочной ферме, состоял смотрителем этой фермы. Переведен в ТрифоновПеченгский монастырь в 1921 г. Аввакум (Тухтин Александр Федорович) , иеромонах. Родился 19 ноября 1882 г. в д. Лукина Молгского у. Ярославской губ. Поступил в Валаамский монастырь 1 марта 1903 г. 11 марта 1908 г. определен в послушники. 9 августа 1914 г. пострижен в монашество. Окончил курс монастырской богословской школы по младшему отделению в 1913 г. Проходил послушания на подворье в Моск ве, при гостинице в монастыре, в братской трапезе. Переведен в братство Три фонов-Пе ченг ского монастыря 19 октября 1921 г. Рукоположен во иеродиакона ., во иеромонаха 17 ноября 1921 г. 11 октября 1926 г. перемещен обратно в число братии Валаамского монастыря. Скончался 4/17 декабря 1928 г.

http://pravoslavie.ru/6153.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010