Во второй уже год своего существования общество исходатайствовало разрешение на уступку участка церковной земли под постройку дома для помещения в нем благотворительных учреждений общества. Однако, проект этой постройки не осуществился и дело несколько затянулось. В 1882 году М. Е. Петров предложил 2,000 рублей на покупку удобного для целей общества участка земли, А. И. Христич, ввиду благотворительных целей общества, уступила обществу такой участок, в 400 квадр. саж., вместо 6,000, за 2,000 р., а затем потекли и пожертвования на постройку дома. В. А. Леонтьев пожертвовал 3,000 рублей, А. А. Лисенкова 2,000, Н. Р. Петухов, М. Я. Чистяков и М. Е. Комаров по 1,000, А. Д. Водеников 200, архиепископ Волынский Тихон, И. П. Лесников, М. И. Лопатин, П. Д. Яковлев, М. П. Гайдукова, П. И. Долгин, В. Е. Петров, Мартенс и КО, Е. С. Турыгина, М. И. Столярова по 100 рублей; В. М. Малафеев пожертвовал черный лес на всю постройку, на 2,000 рублей, Е. И. Копейкин 1000,000 кирпича, И. Ф. Громов лесу чистого на 1,000 рублей, П. Ф. Петров 50 пудов листового железа, наследники Яковлева 30 пудов листового железа, Мартенс и К О железные скрепы для дома, Орлов – чугунные трубы, Лебедев и В. А. Ратьков-Рожнов чистого лесу на 150 рублей каждый. Архитектор А. В. Иванов безмездно составил проект и план и руководил постройкой, которая велась хозяйственным способом; М. Е. Петров пожертвовал 300 рублей на обзаведение помещения для богадельни, В. М. Малафеев, Дрягильская компания и некоторые другие жертвователи пожертвовали некоторые вещи. 29 декабря 1883 года состоялось освящение нововыстроенного дома, в присутствии обер-прокурора св. синода К. П. Победоносцева и других почетных лиц, а 5 марта 1885 года состоялось и открытие богадельни. Дом был выстроен четырехэтажный; общество израсходовало на постройку наличными деньгами до 30,000 рублей. Богадельня заняла половику второго этажа, другая половина отдана была под даровые комнаты для бедных. Прочее помещение сдано в наем. Вместе с открытием богадельни в нее были переведены старушки, помещавшиеся в даровой квартире В. М. Малафеева, число которых с каждым годом понемногу увеличивалось и теперь было 9. Сверх того, принято было еще 11 старух. Все они стали получать от общества полное содержание, имели сначала пищу из народной столовой за счет общества, а потом, при содействии попечительницы богадельни А. И. Малафеевой, для них устроена была особая кухня. Даровые комнаты сданы были 14 старухам. Эти менее счастливые старушки вызвали жалость к себе со стороны В. М. Малафеева, М. Я. Чистякова и Н. Ф. Федорова, которые с 1886 года за свой счет предоставили им даровой стол в общей столовой богадельни.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Глава вторая Описание кладов: 85 Рязанского 1822 г„ Киевского 1824 г., Киевских кладов: 1838 г., 1846 г., Чернигова 1850 г., Киева: 1872 г., 1876 г. в усадьбе Лескова, 1876 г., в усадьбе Чайковского, 1880 г. с Б. Житомирской улицы,1882 г., Чернигова 1883 и 1887 гг., Киева 1885 г. в усадьбе Есикорского, Переяславля 1885 г., Киевской губ.Каневского у. 1886 г. и 1888–9 гг., Киева: в усадьбе Златоверхо-Михайловского монастыря 1887 г., 1889 г. из усадьбы Раковского, 1889 из усадьбы Гребеновскаго,1890 г. из окрестностей Черкасс, 1892 г. и 1893 года. Знаменитый клад золотых предметов (табл. XVI и ХП) древности, известный под именем Рязанских барм или Рязанского клада 86 по преимуществу, найден в 1822 году в Июне на земле Старой Рязани, прежде известного города, упоминаемого уже в 1095 году, а ныне обширного села, лежащего на правом берегу реки Оки в 50 верст от Рязани и 3 верст. от г. Спасска, стоящего на луговой стороне. Находка сделана была на месте, и доселе называющемся Городок, обнесённом валом с трёх сторон, которого земля принадлежала тогда Стерлигову, крестьянами, во время пашни, причём вещи, по словам крестьян, лежали в беспорядке, а не в каком либо сосуде или мешке, и только лоскутки какой-то материи попадались в стороне; вещи были разбросаны, и понадобилась работа последовательно трёх пахарей, чтобы отрыть все вещи или, точнее, все те, которые были найдены. Известный Калайдович, обрыв кругом землю, более не нашёл вещей. Между тем он же свидетельствует, что, кроме, т. наз. золотой короны, находки 1792 – 3 гг., сплавленной, открыт был здесь золотой обруч с камнями и в 1790 годах золотая вещь, подобная звезде с колечками, украшенная 24 камнями н жемчугом. О других обильных кладах и отдельных находках той же местности, но позднейшего времени, будет сказано в своём месте, теперь же мы заметим только, что все эти находки относились исключительно к русским древностям XI – XII столетий, и в этом отношении представляют, конечно, замечательную цельность. Быть может, и для русской археологии настанет такое время, когда изящество и обилие рязанских древностей этой эпохи будет сознательно связано с замечательным развитием культуры в бассейне р. Оки.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

М.Б. Смолин Скачать epub pdf ТИХОМИРОВ Лев Александрович (19.01.1852–16.10.1923), русский мыслитель, публицист, мемуарист. Родился в военном укреплении Геленджик на Кавказе в семье военного врача. Окончив керченскую Александровскую гимназию с золотой медалью, поступил в 1870 в Императорский Московский университет, где попал в круг революционеров-народовольцев. В 1873 Тихомирова арестовывают и осуждают по делу о «193-х». Более четырех лет он проводит в Петропавловской крепости. В янв. 1878 Тихомиров выходит на свободу под административный надзор родителей. Но в окт. того же года он тайно покидает родительский дом и переходит на нелегальное положение для продолжения революционной деятельности. В это время он был уже членом «Земли и воли», стремящейся к свершению государственного переворота с целью созыва Учредительного собрания или утверждения революционной диктатуры (в зависимости от обстоятельств). Принимая активное участие в революционном народовольческом движении, Тихомиров на Липецком съезде 20 июля 1879 поддержал решение съезда о цареубийстве. Являясь членом Исполнительного комитета, он редактировал партийную газету «Народная воля», играл первенствующую роль при составлении программы партии, курировал другие издания, а также редактировал большую часть прокламаций Исполнительного комитета. В следующем году он вышел из его состава и поэтому не участвовал в подаче голоса при принятии решения о цареубийстве 1 марта 1881. После убийства имп. Александра II в среде народовольцев встал вопрос о лишении жизни следующего царя, имп. Александра III. Этому воспротивился Тихомиров. Т. к. вследствие арестов руководителей «Народной воли» он занимал в России лидирующее положение в партии, то народовольцы ограничились письмом к имп. Александру III, содержавшим революционные требования (письмо было написано Тихомировым, а отредактировано Н. К. Михайловским). Все это время Тихомирову приходилось скитаться по России. Осенью 1882 с целью избежать ареста он уезжает за границу – сначала в Швейцарию, а затем во Францию. Здесь весной 1883 он вместе с П. Л. Лавровым начинает издавать «Вестник «Народной воли»». В «передовой» республиканской Франции, наблюдая за парламентскими скандалами (вроде «панамского дела») и ознакомившись с деятельностью партийных политиканов, Тихомиров начинает пересматривать свои политические взгляды. «Отныне, – пишет он в 1886, – нужно ждать всего лишь от России, русского народа, почти ничего не ожидая от революционеров... Сообразно с этим, я начал пересматривать и свою жизнь. Я должен ее устроить так, чтобы иметь возможность служить России, как мне подсказывает мое чутье, независимо ни от каких партий».

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОЛЕСНИЦКИЙ Маркеллин Алексеевич (1848, мест. Теофиполь Староконстантиновского у. Волынской губ. (ныне поселок, адм. центр Теофипольского р-на Хмельницкой обл., Украина) - 12.03.1905, Киев), профессор КДА, автор сочинений по нравственному богословию и педагогике. Происходил из священнической семьи. Обучался в Волынской ДС (1863-1869) и в КДА (1869-1873). Академию окончил со степенью кандидата богословия, курсовое соч. «О книге Иова: Критическое исследование» (не изд.) заслужило положительные отзывы. 25 авг. 1873 г. был назначен преподавателем Свящ. Писания в Волынскую ДС, однако уже 11 нояб. того же года был назначен исполняющим обязанности доцента на освободившуюся кафедру нравственного богословия и педагогики КДА. 24 февр. 1874 г. защитил подготовленную ранее магист. дис. по библеистике «Книга Екклезиаст: Опыт критико-экзегетического исследования» (К., 1873) и 26 марта утвержден в должности доцента. В 1882 г. вышла 1-я часть крупного исследования О. «История нравственности и нравственных учений». Книга стала началом реализации О. проекта по созданию собственной системы этики и включила кроме обзоров истории нравственности и нравственных учений обширный разд. «Введение в курс этики». Во введении О., констатируя, что наука нравственного богословия нуждается в коренной реформации, рассматривает общие вопросы научных оснований богословской этики, а также проблемы методологии этой науки. В частности, О. утверждает право на существование богословской этики как науки, самостоятельность ее предмета, возможность установления нравственных законов. Во 2-й части сочинения (1886), разобрав основные гипотезы происхождения нравственности в человеческом обществе, он последовательно рассматривает системы морали различных народов. Круг источников О. самый широкий: данные этнографии, религиеведения, культурологии, истории литературы и проч. 19 дек. 1883 г. О. утвержден в звании экстраординарного профессора КДА, в этом звании оставался до конца жизни. В 1884 г. опубликована актовая речь О. «Нравственный прогресс», произнесенная в КДА 28 сент. 1884 г. О. не соглашается с пессимистичным взглядом на нравственное положение европейского общества и настаивает на том, что такие положительные черты, как отмена рабства, развитие благотворительных институтов, гуманизация уголовного, семейного, международного и военного права, распространение истинного богопознания в новых государствах и землях и мн. др., указывают на положительную тенденцию в длительной перспективе. Негативные явления современности, например распространение материализма и пессимистично настроенных философских учений, О. называет болезнями роста.

http://pravenc.ru/text/2578303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮРКГЕЙМ [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от ортодоксального иудаизма, интересовался католицизмом. Однако не крестился и оставался агностиком. В 1879 г. с 3-й попытки поступил в Высшую педагогическую школу (École Normale Supérieure) в Париже, где учился вместе с А. Бергсоном . Среди преподавателей были историк-античник Э. Фюстель де Куланж и философ Э. Бутру. Окончив Высшую педагогическую школу в 1882 г., неск. лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885-1886 гг. в научной командировке в Германию ознакомился с состоянием исследований и методикой преподавания философии и социальных наук, особенно важным для Д. оказалась встреча с психологом В. Вундтом. В 1887 г. Д. был назначен преподавателем социальной науки и педагогики на филологическом фак-те ун-та г. Бордо, в 1896 г. возглавил кафедру социальной науки - по сути 1-ю кафедру социологии во Франции. В 1896 г. Д. основал 1-й франц. социологический журнал - «L " Аппéе sociologique» (1-й вып. вышел в 1898), редактором к-рого работал до 1913 г. Сотрудники журнала и последователи Д. составили ядро т. н. франц. социологической школы, занимавшей ведущее место в европейской социологии 1-й пол. ХХ в. (в нее входили социолог и этнолог М. Мосс (возглавивший школу после смерти ее основателя), социологи С. Бугле, Ж. Дави, М. Хальбвакс, экономист Ф. Симиан, правоведы Э. Леви, Ж. Рей, П. Ювелен, лингвисты А. Мейе, Ф. Брюно, Ж. Вандриес, синолог М. Гране и др.). Коллективная форма научной работы, характерная для школы Д., была новым явлением в академической сфере, отличавшимся от прежних форм, основанных на отношении учитель-ученик. В 1902 г. Д. стал профессором в Сорбонне, возглавив кафедру науки о воспитании (впосл. науки о воспитании и социологии). Мн. работы Д. являлись продолжением его лекционных курсов.

http://pravenc.ru/text/180834.html

О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 2). В 1878 г. в мужских монастырях должно быть по штату – 4352 монашествующих, В женских монастырях картина обратная до 20% 3). В 1879 Мужск. мон. по штату – 4383 4). В 1880 Мужск. мон. по штату – 44045). В 1881 Мужск. мон. по штату – 4504 6). О=Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год 7). Нет данных в О1887 и О1888–89 8). В 1889 Мужск. мон. по штату – 4167, Женский штат – 2843 на лицо – 4040 чел. Превышение в 1,4 раза. 9). Нет данных в О1899 и О1900 О церквах (Ведомость [размерность – ед.] Соборы Церкви [в т.ч. выборочно]: – церкви при мужских и женских монастырях – церкви приходские и ружные – церкви единоверческие – церкви кладбищенские Часовни и молитвенные дома Источник Примечание 31.12.1865 31.12.1866 31.12.1870 31.12.1871 31.12.1872 31.12.1873 31.12.1874 31.12.1875 31.12.1876 31.12.1877 31.12.1878 31.12.1879 31.12.1880 31.12.1881 31.12.1882 31.12.1883 31.12.1884 31.12.1885 31.12.1886 31.12.1887 31.12.1888 О1888–89 31.12.1889 О1890–91 31.12.1890 О1890–91 31.12.1891 О1892–93 31.12.1892 О1892–93 31.12.1893 О1894–95 31.12.1894 О1894–95 31.12.1895 О1896–97 31.12.1896 О1896–97 31.12.1897 31.12.1898 31.12.1899 31.12.1900 31.12.1901 31.12.1902 31.12.1903 О1903–04 31.12.1904 О1903–04 31.12.1905 О1905–07 31.12.1906 О1905–07 31.12.1907 О1905–07 31.12.1908 О1908–09 31.12.1909 О1908–09 31.12.1910 31.12.1911 О1911–12 31.12.1912 О1911–12 31.12.1913 31.12.1914 1). И=Извлечение из Всеподданнейшаго отчета обер-прокурора Святейшаго Синода … по Ведомству православнаго исповедания за … год

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

Юбилейное издание в память 300-летнего основания Львовского ставропигийского братства. Т. 1. Львов, 1886. Bathory et Possevino. Documents inedits sur les rapports du Saint Siege avec les Slaves. Publies et annotes par P. Pierling. Paris, 1887. Bullae et brevia summorum pontificum sacrorum, congregationum decreta. Poczajow, 1767. Commendoni F. Pamietniki о dawnej Polsce z czasow Zygmunta Augusta. Zebral Jan Albertrandi. Z rekopisow wloskich i lacinskich wytlumaczyl J. Krzeczkowski. Wiadomosc о zyciu Commendoniego... dodal Mikolaj Malinowski. T. 1–2. Wilno, 1847–1851. Deciusz J. Ksiega о czasach krola Zygmunta. Warszawa, 1960. Diplomata statutaria a patriarchis orientalibus Confraternitati Stauropigianae Leopoliensi data. Leopoli, 1895. Documenta Unionis Berestensis eiusque auctorum (1590–1600). Ed. A.G. Welykyj. Romae, 1970. Herbest B. Chrzescijanska porzadna odpowiedz na te Confessie, ktora pod tutylem Braciey Zakonu Christusowego niedawno jest wydana. Krakow, 1567. Herbest. B. Wiary kosciola Rzymskiego wywody у greckiego niewolstwa historya dla jednosci//РИБ. T. 7. СПб., 1882 (=Памятники полемической литературы в Западной Руси. Т. 2). Стб. 581–600. Herbest В. Wypisanie drogi (1566)//Памятки писменства XVI i початку XVII в. Видав К. Студинський. Т. 1. 1906 (=Памятки мови и Т. V). С. 1–12. Hofmann G., ed. Ruthenica. I. Wiedervereinigung der Ruthenen mit Rom//Orientalia Christiana, III/2, December, 1924 – Febrearius, 1925. S. 136–172. Kromer M. Polska czyli о polozeniu, ludnosci, obyczajach, urzedach i sprawach publicznych krolewstwa Polskiego ksiegi dwie. Olsztyn, 1977. Lasicki J. De Russorum, Moscovitarum et Tartarorum religione, sacrificiis, nuptiarum, funerum ritu e diversis scriptoribus. Spirae, 1582. Listy Annibala z Kapui arcybiskupa Neapolitanskiego, nuncyusza w Polsce о bezkrölewiu po Stefanie Batorym. Wyd. A. Przezdziecki. Warszawa, 1852. Listy kardynala de Come do Antoniego Possewina T. J., wyjete z Archiwum Watykanskiego//Przeglad powszechny, 1884. T. I. Т. II,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛЬЕВ Александр Васильевич (23.02.1861, с. Шутнерево Чебоксарского у. Казанской губ.- 23.10.1943, Казань), деятель народного образования, миссионер, тюрколог (этнолог и фольклорист). Сын священника чуваш. села, чуваш. языком владел с детства. В 1869-1876 гг. учился в Чебоксарском ДУ, затем в Казанской ДС (1876-1882), на церковно-практическом отд-нии КазДА, к-рую окончил в 1886 г., в академии изучал предметы миссионерского (противомусульм.) направления, овладел татар. и араб. языками. С 1886 г. преподавал в Оренбургской ДС греч. язык, предметы миссионерского цикла, музыку. 16 авг. 1887 г. по рекомендации Н. И. Ильминского и инспектора Оренбургского учебного окр. В. В. Катаринского (бывш. ректор Чебоксарского ДУ) назначен инспектором народных уч-щ Тургайской обл. (в г. Кустанае). На этой должности сменил казах. просветителя И. Алтынсарина. В 1887-1894 гг. по инициативе В. было открыто более 30 русско-киргиз. школ (в XIX в. «киргизами» называли казахов, среди к-рых и проходила миссионерская деятельность В.), 6 школ для русских, 3 уездных уч-ща, педагогический класс для подготовки учителей казах. школ. В. был сторонником системы Ильминского, выступал против упрощенного миссионерства и политики, направленной на обрусение новокрещеных. Вместе с тем он старался ослабить влияние татар. мусульм. духовенства на казахов, поручая преподавание исламского вероучения в русско-казах. уч-щах не муллам, а светским преподавателям, пользовавшимся учебником Алтынсарина, в к-ром содержались сведения о Библии и христианстве. В. резко возражал против распространения казах. книг и газет, напечатанных араб. алфавитом, вслед за Ильминским считая, что это способствует укреплению ислама. Занимался совершенствованием казах. алфавита на основе кириллицы, разработанного Ильминским и Алтынсарином. В окт. 1894 г. В. был назначен советником Тургайского обл. правления (находилось в Оренбурге). В 1899-1906 гг. являлся редактором Тургайской обл. газеты. 7 окт. 1906 г. по предложению Н. А. Бобровникова был назначен окружным инспектором народных уч-щ Оренбургской губ. С 14 марта 1909 г. директор народных уч-щ Симбирской губ., с 4 сент. 1911 г. директор народных уч-щ Казанской губ. В Симбирске и Казани продолжал заниматься вопросами просвещения казахов, издал казах. букварь и учебник рус. языка для казах. школ, в к-рых внес изменения в казах. алфавит. В. участвовал в деятельности переводческой комиссии при Гурия Казанского свт . братстве, по-видимому, был одним из переводчиков или редакторов перевода Четвероевангелия на казах. язык, изданного в 1901 г. Во время пребывания в Симбирске участвовал в редактировании и обсуждении переводов Пятикнижия на чуваш. язык, к-рыми занимался И. Я. Яковлев .

http://pravenc.ru/text/149813.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖИВКОВИЧ Живкович [серб. Йован (18.04.1859, с. Дероне, обл. Бачка - 4.03.1929, Сремски-Карловци, Сербия), протопр., проф., переводчик и издатель. В 1876 г. окончил ремесленную школу, работал подмастерьем у портного. В 1882 г. окончил гимназию в Сремски-Карловци, а в 1886 г.- Карловацкую семинарию. 2 года был учителем, затем писарем общины в с. Марадик в обл. Срем. После рукоположения получил приход в c. Крушедол. С 1892 г. временный, с 1897 г. ординарный профессор Карловацкой семинарии по гомилетике, литургике и катехизису. С 1906 г. постоянный член совета семинарии, епархиального собрания, с 1907 г. член лит. отд-ния об-ва «Матица Сербская». С 1915 г. владелец книжного магазина в Сремски-Карловци. С 1923 г. на пенсии. Похоронен на кладбище Черат в Сремски-Карловци. Завещал 694 книги из личной б-ки Карловацкой гимназии, 247 книг и 220 брошюр - Карловацкой семинарии. Ж. заботился о том, чтобы учащиеся семинарий не только получили знания, необходимые для совершения богослужения, но и были подготовлены к решению нек-рых общественных проблем. С этой целью под псевдонимом Й. Даниловац он издал кн. «Сербский священник в Карловацкой митрополии: Его подготовка, долг и награда» (Српски свештеник у Kapлobaцkoj мumponoлuju: спрема, дужност и награда. Нови Сад, 1890), в к-рой описал трудное положение серб. священства. Он предложил ввести нек-рые дополнения в подготовку буд. священников, расширяющие круг их знаний. Особое внимание Ж. уделял литургической грамотности семинаристов и мирян. В соавторстве с проф. Й. Живановичем он опубликовал «Сборник церковных богослужебных песнопений, псалмов, молитв: извод из типика и церковнославянский словарь» (Зборник црквених богослужбених песама, псалама и молитава: Извод из типика и црквенослов. речник. Сремски Карловци, 1901), а вместе с серб. литургистом Л. Мирковичем подготовил к изданию ставший учебником для семинарий «Нотный сборник: Церковные песнопения, которые поются на вечерни, утрени, литургии, и других богослужениях Православной Сербской Церкви, например Великого поста» (Нотни зборник [Штампана мyзukaлuja]: Црквених песама, koju се nojy на лumypruju и другим правосл. Српске Цркве као Велико у jeдah глас. Нови Сад, 1908). В него вошли песнопения общих, минейных, великопостных и Цветной Триодей, а также 4 литургии. Также он перевел и издал книги рус. литургиста П. Я. Лебедева «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1886) (Литургика. Сремски Карловци, 1893), Н. В. Гоголя «Размышления о Божественной литургии» о бoжahcmbehoj лumypruju Н. В. Сремски Карловци, 1909) и учебник прот. Назария Фаворова «Руководство к церковному собеседованию, или Гомилетика» (К., 1858) (Омилитика или упуство у црквено говорништво Н. Фаворова. Сремски Карловци, 1924).

http://pravenc.ru/text/182251.html

П.Ф. Фёдоров Содержание Климат Общий вид природы Состав населения Монашествующие Даровые рабочие богомольцы Трехдневные богомольцы О причинах паломничества Богомольцы второй половины навигации Наемные рабочие Соловецкого монастыря Военные, ссыльные и арестанты Жилище Освещение Одежда и белье Баня и прачешная Питание Богомольческая, или нижняя трапеза Рабочая трапеза Питание крестьян Летнего берега Белого моря Питание крестьян Симбирской губернии Питание Белоруссов Мошевской губернии Администрация Экономическое состояние Ремесленное значение Образовательное значение     Отдельный оттиск 2-го выпуска XIX тома записок ИМПЕРАТОРСКОГО Русского Географического Общества по Отделению Этнографии, изданного под редакцией действительного члена В. И. Даманского. Едва ли в православной Руси найдется человек, которому не известна Соловецкая обитель ! Она замечательна особенностями своего географического положения среди северного, холодного моря; она славится своими святынями, дорогими русскому сердцу, своими историческими достопримечательностями, своим благоустройством, многолюдством, завидным богатством, трудолюбием и аскетизмом живущих в ней монахов. И в чисто нравственном отношении ее ставят на одно из первых мест среди других русских монастырей, Историческое прошлое ее тоже было замечательно во многих отношениях. Все это, а главным образом большая популярность этой знаменитой обители среди простого многомиллионного люда, невольно заинтересовывает и вызывает сильнейшее желание ближе, основательнее познакомиться со всем складом и устоями её жизни. Обстоятельства моей службы и самая профессия несколько благоприятствовали удовлетворению этого интереса и собиранию нужных сведений. Военная винтовая шхуна «Полярная Звезда», на которой я состою судовым врачом, каждое лето по нескольку раз заходит в гавань Соловецкого монастыря, называемую по её прекрасным морским качествам гаванью «Благополучие». С 1882 по 1886 года шхуна простояла там 69 дней. Весной 1886 г. и мне, в качестве простого паломника, удалось на Соловецком пароходе побывать в обители и прожить там целую неделю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010